Научная статья на тему 'Институциональные факторы повышения эффективности формирования и использования трудовых ресурсов в региональной экономике'

Институциональные факторы повышения эффективности формирования и использования трудовых ресурсов в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / РЫНОК ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевякин Андрей Сергеевич

В статье рассматриваются институциональные факторы повышения эффективности формирования и использования трудовых ресурсов в региональной экономике. Анализируются механизмы совершенствования рынка трудовых ресурсов. Приведена классификация институциональных факторов совершенствования рынка трудовых ресурсов в региональной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шевякин Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные факторы повышения эффективности формирования и использования трудовых ресурсов в региональной экономике»

Институциональные факторы повышения эффективности формирования и использования трудовых ресурсов в региональной экономике

Шевякин Андрей Сергеевич

аспирант ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государственный университет», г. Курск

Andreas21074@mail. ru

Institutional factors of increase the efficiency of formation and use of a labor resources in regional economy

Shevyakin Andrey

Post-graduate student South-West state university, Kursk Andreas21074@mail. ru

В статье рассматриваются институциональные факторы повышения эффективности формирования и использования трудовых ресурсов в региональной экономике. Анализируются механизмы совершенствования рынка трудовых ресурсов. Приведена классификация институциональных факторов совершенствования рынка трудовых ресурсов в региональной экономике.

Ключевые слова: институциональные факторы, трудовые ресурсы, региональная экономика, повышение эффективности, рынок трудовых ресурсов.

In article institutional factors of increase the efficiency of formation and use of a labor resources in regional economy are considered. Mechanisms of perfection of the labor market are analyzed. Classification of institutional factors of perfection of the labor market in regional economy is resulted.

Keywords: institutional factors, labor resources, regional economy, efficiency increase, labor market.

В условиях современной экономики Курской области наряду с социально-экономическими механизмами для повышения уровня эффективной занятости трудовых ресурсов важное значение играют институциональные факторы: сфера занятости во многом зависит от существующей нормативно-правовой базы, культурно-нравственных норм.

Для процессов воспроизводства трудовых ресурсов очень важным

элементом является механизм повышения занятости. В Курской области

достаточно остро стоит проблема занятости населения, при этом причины

низкого уровня занятости исследуются слабо, практически не ведется

политика по стимулированию занятости. Органы государственного

управления главный упор делают на разработку и реализацию программ

социальной поддержки населения, основным преимуществом которых

является меньшая стоимость мероприятий, проводимых государством. В ряде

случаев низкую активность государственной власти пытаются обосновывать

научным направлением, которое гласит, что слишком высокий уровень

занятости является фактором снижения конкуренции за рабочее место и

замедления развития экономики. При этом считается, что оптимальным было

бы наличие определенного уровня безработицы, т.к. конкуренция за рабочее

место повышает мотивацию и качество работы сотрудников. В тоже время не

принимается во внимание ряд негативных факторов, вызываемых

безработицей: деградация трудовых ресурсов, снижение уровня жизни и рост

преступности и т.д. Зачастую можно услышать мнение о том, что экономика

области не располагает на данный момент достаточно высоким потенциалом

занятости, что более точно отражает картину дел, демонстрирую

неспособность государственной власти достаточно оперативно решать

проблемы занятости населения. Стоит отметить, что одной из проблем в

области трудовой деятельности является сложность полного учета различных

2

форм занятости. Органы государственной статистики практически не уделяют внимания изучению неполной занятости, труду в рамках семейного производства. Данные виды занятости несмотря на скромные масштабы зачастую являются даже более эффективными, чем работа по найму.

Серьезной проблемой для экономики региона в настоящее время является стремление местных властей не столько добиться эффективного развития экономики, сколько добиться высокого уровня показателей, которые подвергаются наиболее пристальному контролю. Это приводит к своего рода перекосам в экономике: отследить деятельность людей, задействованных посредством самозанятости сложно, что влечет за собой практическое полное отсутствие поддержки для данной категории трудовых ресурсов. Таким образом к недостаткам системы учета занятости стоит отнести, с одной стороны, неспособность учитывать занятых домашним хозяйством, а также собственников имущества, которые получает доход в виде арендной платы, а с другой, не удается принять в расчет многих не обратившихся в службу занятости безработных, либо людей с вынужденной неполной занятостью. Целесообразно расценивать занятость населения с экономической точки зрения, т.е. рассматривать ее как участие индивида в трудовой деятельности, независимо от того в какой форме это выражено: предпринимательство, самозанятость или управление собственностью. Признание трудовой деятельности населения в рамках личных подсобных хозяйств и мелкого бизнеса как формы занятости будет способствовать установлению мониторинга за данной сферой региональной экономики и, как следствие, разработке и реализации государственных программ по стимулированию развития данного сектора экономики. Отсутствие же внимания в настоящее время к данной сфере приводит к проведению зачастую угнетающей политики. Постановка на учет большего количества форм экономической деятельности необходимо проводить не только в рамкх

налогового учета, но и в службах занятости.

3

В рамках произведенного исследования удалось выявить, что особо остро проблемы занятости проявляются в сельской местности, что особо актуально для Курской области, которая является регионом в экономике которого важную роль традиционно играет агропромышленный сектор. Кризис, начавшийся в 1990-х годах прошлого века привел к высвобождению большого количества трудовых ресурсов. В условиях развития сельского хозяйства на основе современных технологий характерным становится снижающаяся потребность отрасли в трудовых ресурсах из-за высокой степени механизации процессов. Особенно это актуально для крупных производственных комплексов. В качестве основных деструктивных факторов, требующих решения следует отнести:

• процесс создания новых рабочих мест идет крайне медленно;

• на рынке трудовых ресурсов не работает достаточно эффективно механизм трудоустройства;

• трудовые ресурсы сельских территорий в силу недостаточного уровня конкурентоспособности обладают низкой мобильностью;

• недостаточное количество работодателей приводит по сути своей к формированию монопсонии в рамках рынка трудовых ресурсов в сельской местности.

Все это приводит к еще большему угнетению трудовых ресурсов, наращиванию нерегистрируемой и скрытой безработицы. Требуется уделять особое внимание решению проблем трудоустройства в сельской местности: целесообразно вести отдельный мониторинг рынка трудовых ресурсов агропромышленного сектора, т.к. он требует большей мобильности в виду сезонности многих видов работ. Это делает актуальным создать специализированную биржу труда для работников, участвующих в сезонном труде. Это позволит работодателям наиболее быстро подыскивать требующийся персонал, а людям даст возможность наиболее полно реализовать свой потенциал.

В качестве требующей решения проблемы в региональной экономике

стоит выделить необходимость повышения занятости женщин, особенно

молодого возраста. Работа зачастую идет вразрез с деторождением.

Целесообразно признать рождение и воспитание детей в качестве формы

занятости со всеми вытекающими социально-экономическими

обязательствами со стороны государства. При этом государство должно в

первую очередь выработать эффективный механизм защиты прав женщин-

сотрудников частных компаний. В условиях демографического кризиса для

повышения рождаемости это выглядит особо актуальным. Ряд экспертов

выдвигает предложения по приравниванию процесса воспитания детей к

трудовой деятельности, которая должна быть оплачиваемой: уход женщины

за детьми целесообразно приравнять к труду работника, за который она будет

получать заработную плату и который будет учитываться в качестве стажа. В

погоне за прибылью из внимания была упущена важная особенность -

функция данной группы населения, связанная с демографической и

социальной ролью женщин. Исходя из существующих проблем в области

демографии от того насколько успешно удастся решить поставленные в этой

области цели и задачи во многом будет зависеть судьба страны. Крайне

важно, чтобы Российское государство вело в данном направлении политику

женской занятости с ориентиром на детородную функцию. При этом нельзя

говорить сугубо о создании и поиске мест для женщин. Важно соблюдать и

дорабатывать законодательство в области защиты прав работающих женщин.

На практике зачастую не соблюдаются даже уже законодательно

закрепленные права женщин: не всегда оформляются и оплачиваются

декреты, молодым женщинам сложнее устроиться на работу - хотя обычно

им отказывают по сугубо формальным причинам. Необходимость ухаживать

за детьми также накладывает отпечаток на трудоспособность женщин. За

период декретного отпуска теряются навыки и знания, возникает

необходимость в повышении квалификации, либо переподготовке для

5

трудоустройства в соответствии с возможностями женщины после рождения ребенка. Практически полное отсутствие государственного вмешательства в данную сферу, безразличие к проблемам женской занятости представляет собой пример опасной и недальновидной политики: существует опасность еще большего усугубления демографического кризиса и разрушения системы воспроизводства трудовых ресурсов.

В качестве еще одного приоритетного направления совершенствования механизма формирования и использования трудовых ресурсов следует выделить вопросы повышения конкурентоспособности на рынке трудовых ресурсов молодежи. В настоящее время существуют условия, позволяющие работодателям по формальным причинам отказывать в приеме на работу молодым людям без стажа. В региональной экономике складывается замкнутый круг: без стажа выпускникам ВУЗов очень сложно устроиться на работу, при этом работодатели в качестве обязательного требования при приеме на работу выдвигают наличие трудового стажа по специальности. В итоге зачастую молодым людям приходится заниматься тяжелой малопрестижной и незащищенной работой в целях получения стажа. Это является примером крайне неэффективного использования трудовых ресурсов. От высококвалифицированного специалиста отдача куда выше при интеллектуальном роде трудовой деятельности. При рассмотрении вопросов занятости молодежи целесообразно делать упор не только на количество рабочих мест, но и учитывать ряд особых требований, которые характерны для молодежи: молодые люди обычно выдвигают повышенные требования к рабочему месту и условиям жизни в целом.

Для обеспечения повышения эффективности формирования и использования трудовых ресурсов в региональной экономике целесообразно предложить ряд мер по повышению уровня реализации потенциала молодежи:

• засчитывать производственную практику в качестве трудового стажа;

• реформировать порядок прохождения производственной практики с целью повышения эффективности работы в рамках нее - целесообразно прикреплять учащихся к какому-либо предприятию на постоянной основе. Важно чтобы у молодого человека была возможность остаться работать на предприятии в дальнейшем, что повысит его мотивацию зарекомендовать себя во время прохождения практики и повысить свой уровень квалификации. При этом работодатель получает известного и квалифицированного специалиста, а выпускник учебного заведения рабочее место, к работе на котором он уже подготовлен, т.е. уверенность в завтрашнем дне и стимул к дальнейшему профессиональному развитию;

• развивать систему квотирования рабочих мест для молодых специалистов;

• повысить контроль за соблюдением законодательства о труде.

В настоящее время существует проблема нежелания работодателей должным образом оформлять сотрудников. Связно это, во-первых, осуществлять дополнительные платежи, а во-вторых необходимостью вести дополнительный объем документации. В связи с этим целесообразно не только ужесточить контроль, но и упростить порядок оформления. При этом на ряду с наличием четкой регламентации составления трудовых договоров для соблюдения прав работников необходимо предусмотреть дифференцированный порядок принятия на работу. Так, в качестве меры по упрощению и одновременному упорядочиванию трудовых отношений можно выделить несколько потенциальных видов трудового контракта:

• с высшим руководством и сотрудниками на которых лежит особая ответственность - трудовой договор должен составляться в индивидуальной форме и предусматривать высокий уровень стабильности, взаимную ответственность и высокий уровень мотивации;

• с рядовыми сотрудниками, которые работают на постоянной основе -трудовой договор целесообразно заключать по стандартной форме с соблюдением всех требований;

• с временными работниками, группой должностей для которых высокая текучесть кадров (низкоквалифицированный или сезонный труд: водители, официанты, строители и др.) - упрощенный вариант трудового договора, предполагающий возможность ускоренного оформления и прекращения трудовых отношений.

Курская область относится к Центрально федеральному округу, располагается в центральной части России, тем не менее является примером классического провинциального региона. Следствием этого можно считать наличие высокой степени консерватизма у значительной доли трудовых ресурсов региона. Данная особенность является основной причиной невысокой степени мобильности трудовых ресурсов, их интеграции в местную экономику, пониженного уровня конкурентоспособности в рамках межотраслевой и межрегиональной конкуренции. С одной стороны, все это приводит к тому, что люди зачастую готовы работать за меньшую заработную плату, а с другой создает необходимость для проведения активной политики областных властей в сфере трудоустройства.

Для формирования новых рабочих мест в области требуется

осуществлять развитие промышленности, как традиционного главного

источника спроса на трудовые ресурсы. В Курской области существуют два

наиболее крупных бюджетообразующих предприятия, которые являются

градообразующими для моногородов: Михайловский ГОК (г.Железногорск)

и Курская АЭС (г. Курчатов). В этой связи для экономики региона наиболее

актуальным выглядит направление диверсификации экономики:

перспективным можно считать рынок услуг, который по примеру развитых

стран традиционно с развитием экономики начинает занимать все более

крупную долю в валовом региональном продукте. Диверсифицированная

8

экономика также имеет ряд преимуществ для рынка трудовых ресурсов, т.к. способствует не только созданию дополнительных рабочих мест, но и повышает равномерность использования трудовых ресурсов, повышая стабильность социально-экономической ситуации в регионе.

Важным направлением повышения занятости в регионе может стать развитие предпринимательства. Потенциальная выгода такой занятости состоит в формировании самозанятости с возможностью производить в общем объеме достаточно большое количество продукции, заниматься ее переработкой и реализацией. В условиях Курской области с ее плодородными почвами имеются большие перспективы по развитию мелкотоварного производства в рамках личных подсобных хозяйств, а с учетом имеющихся аграрных традиций у населения данная сфера может стать источников экологически чистой продукции сельского хозяйства. Важной особенностью также стоит признать, что данная сфера способна вовлечь в производства людей пенсионного возраста, либо обеспечить дополнительный доход для людей с неполной занятостью.

Следует выделить ряд направлений, реализация которых будет способствовать развитию предпринимательства в экономике региона:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организация школ и консалтинговых центров поддержки малого предпринимательства;

• формирование среды обеспечения малых организаций и предпринимателей юридическими, бухгалтерскими и иными услугами на условиях аутсортинга;

• содействие интеграции данной сферы с крупными предприятиями с целью обоюдного повышения эффективности производственной деятельности;

• совершенствование механизмов упрощенного ведения документации и отчетности;

• формирование условий для реализации на рынке продукции мелких предпринимателей, их защита от воздействия пытающихся монополизировать рынок субъектов, борьба с коррупцией;

• государственное субсидирование кредитов на развитие предпринимательства.

В настоящее время практически не уделяется внимания людям с ограниченными возможностями - инвалидам. А ведь среди них имеется достаточно большое количество высококвалифицированных специалистов. Создание условий для их трудовой деятельности может решить не только социальные, но и экономические проблемы: в условиях дефицита трудовых ресурсов дополнительные затраты на организацию трудового места могут с лихвой окупиться экономическим эффектом. Сфера реализации занятости людей с ограниченными возможностями должна зависеть от особенностей каждого конкретного индивида: люди с ограниченной подвижностью могут работать в сфере интеллектуального среда, службах контроля и телефонного обслуживания; для имеющих ограничения по слуху или зрению, напротив, целесообразно работать в рамках производства продукции и т.д.

Основные институциональные направления развития рынка трудовых ресурсов в регионе приведены на рисунке 1.

Использование институциональных факторов совершенствования механизмов формирования и использования трудовых ресурсов в региональной экономике является значимой потенциальной возможностью повышения эффективности функционирования экономики области.

Соблюдение законодательства в области труда, защита прав работников.

Активизация использования людей с ограниченными способностями

Повышение качества трудовых ресурсов

Институциональные факторы развития рынка трудовых ресурсов в региональной экономике

Диверсификация

экономики

Решение проблем женской занятости, повышенный контроль за соблюдением прав работающих женщин

Содействие развитию малого предпринимательства

Рисунок 1 - Система институциональных факторов развития рынка трудовых ресурсов в региональной экономике

Реализация многих мер институциональной направленности интересна еще и тем, что не предполагает задействования крупных финансовых ресурсов. Главной необходимостью при этом является активность при реализации политики занятости и проведении мероприятий по содействию развитию трудовых ресурсов в области. Велико значение и законотворческой деятельности, а также возрастает значимость органов, контролирующих соблюдение законности реализации политики государства.

Библиографический список

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е. изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. - СПб.: Питер, 2010. - 848 с.

2. Згонник Л.В. Воспроизводство человеческого капитала: теория и практика разрешения противоречий /Л.В. Згонник // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Санкт_Петербург, 2009 . - 37 с.

3. Родионова Е.М. Институциональные инновации на рынке человеческого капитала России / Е.М. Родионова, Е.Е. Кузьмина // Инновации. - 2007. - № 10. - С. 41-45.

4. Смирнов В.Т. Инновационный путь развития России как основа формирования институциональной инфраструктуры рынка человеческого капитала / В.Т. Смирнов, Г.В. Барсуков, Е.М. Родионова // Образование и общество. - 2008. - № 1. - С. 87-92.

5. Штразбург С.В. Институциональная среда формирования человеческого капитала // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2009. - Т.12. - № 12. - С. 105-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.