НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НОСИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО РЕСУРСА, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕНИЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. В. ГЛАДЫШЕВА
Статья посвящена изучению направлений совершенствования занятости инвалидов. В связи с чем существует необходимость сочетания рыночного и административного механизмов. Предложены пути совершенствования занятости трудовых ресурсов, имеющих ограничения трудовой деятельности, а в качестве приоритетного направления - проведение комплекса мер по интеграции инвалидов в общество.
Ключевые слова: трудовые ресурсы, занятость, специфический трудовой ресурс, социально-трудовые отношения.
В Тамбовской области сложилась демографическая ситуация, характеризующаяся отрицательной динамикой показателей трудовых ресурсов, негативными тенденциями воспроизводства населения, что ведет к снижению показателей экономической активности населения. Повышению последней может послужить не только изменение границ трудоспособного возраста, но и «легитимное расширение трудовых отношений с частично трудоспособным населением» [1]. Исследование выявило недостаточное использование трудовых ресурсов инвалидов и привело к выводу о необходимости совершенствования занятости инвалидов. Теоретическая сторона исследования занятости послужит основой для этого совершенствования через подсистемы отношений занятости и обеспечивающее комплексное решение проблемы.
Сложившаяся ситуация с занятостью инвалидов связана с последствиями реформ, которые показали, что, наряду с положительными моментами на этапе перехода российского общества от «плановой» к «рыночной» экономике, выявилось множество отрицательных явлений, таких как изменение системы ценностей, поведения людей и т. д. Негативные явления особенно отражаются на слабо защищенных категориях населения, проявляясь резко возросшей нестабильностью в сфере трудовых отношений.
Рыночный механизм ни коим образом не реагирует на ограничения, связанные с ухудшением здоровья индивидуума. Кроме того, рыночный механизм весьма далек от идеала и не обеспечивает стабильного экономического роста, не
всегда может предупреждать и преодолевать чрезмерную дифференциацию в уровне доходов отдельных людей и в уровне жизни населения целых регионов, совершенно не ориентирован на интересы неконкурентоспособных представителей общества.
Рынок труда инвалидов представляется частью общего рынка труда, обладая определенной спецификой. Эта специфика в первую очередь проявляется в пониженной конкурентоспособности, которая находит отражение в подсистемах занятости:
- ограниченное состояние здоровья;
- сравнительно более низкий образовательный, профессиональный и квалификационный уровень;
- меньшие возможности повысить свой профессионально-квалификационный уровень или сменить профессию;
- низкая трудовая и территориальная мобильность;
- потребность значительной части инвалидов в специальных рабочих местах и облегченные или специально созданные условиях труда.
Эти факторы пониженной конкурентоспособности инвалидов оказывают воздействие на то, что у работодателей отсутствует заинтересованность в трудоустройстве инвалидов. Изучение современной экономической литературы показало, что около половины лиц, ежегодно признаваемых инвалидами, находится в трудоспособном возрасте. Трудоустройство инвалидов -сложная проблема, требующая комплексного подхода к решению всех возникающих задач.
Этот процесс требует обширной работы как с инвалидами, которые должны быть конкурентоспособны, образованы, так и с работодателями, которые не имеют опыта общения с людьми с инвалидностью и не воспринимают их как потенциальных сотрудников.
При трудоустройстве у инвалидов оценивается их способность к профессиональному обучению, выполнению трудовой деятельности. Сегодня рекомендации к труду получают даже те инвалиды, которые ранее считались нетрудоспособными. Но при этом оговаривается, что они могут быть заняты в тех видах деятельности и при тех условиях труда, которые адекватны возможностям их организма. Следует заметить, что это своего рода революция, потому что до сих пор существуют стереотипы в отношении инвалидов. В настоящее время по-прежнему существует множество барьеров при трудоустройстве инвалидов: физическая недоступность многих предприятий и отсутствие информации по созданию специальных условий на рабочем месте; люди с инвалидностью по-прежнему получают минимальную заработную плату и реально не работают (особенно это актуально для регионов, где приняты законы о квотировании рабочих мест); практически отсутствует доступный транспорт; стереотипное отношение работодателей к возможностям инвалидов.
В регионах ведется работа, направленная на поддержку людей с ограниченными трудовыми возможностями, «принято 64 региональных закона, включая нормативные акты, касающиеся обеспечения занятости инвалидов» [5]. Информационно-массовые мероприятия, проводимые службой занятости, с одной стороны, оказывают помощь в трудоустройстве, выработке активной позиции в поиске работы, формировании способностей адекватно анализировать информацию о рынке труда. В Тамбовской области службой занятости с 1999 г. проведено более 600 различных мероприятий. С другой стороны, существующие государственные программы зачастую слишком сконцентрированы на масштабе и не предлагают решений, как найти работу для конкретного инвалида с его индивидуальными особенностями и ограничениями. Поэтому возникает необходимость, во-первых, сбора не только общих данных об инвалидах на федеральном, муниципальном и на региональном уровне, а также конкретных сведений о них. Во-вторых, для решения проблемы занятости соответствующим структурам исполнительной власти необходимо прогнозировать численность категории трудоспособных инвалидов.
В новых условиях хозяйствования для совершенствования занятости инвалидов необходимо найти сочетание рыночного и административного механизмов, обеспечивающих эффективное использование трудовых ресурсов частично трудоспособных граждан. Задачи такой сложности должны решаться совместно правительствами федерального и региональных уровней в рамках социально-экономической политики.
Главной целью социально-экономической политики является улучшение качества жизни населения, а одним из приоритетных направлений - проведение комплекса мер по интеграции инвалидов в общество.
Положение дел в сфере занятости оказывает воздействие на состояние общества. В данной сфере формируется основная часть доходов населения а, следовательно, от происходящих здесь процессов зависят качество жизни, уровень его благосостояния, масштабы бедности и т. д.
Формирование социального целевого блока региональной социально-экономической политики заключается «в выявлении наиболее острых проблем, так называемых «узких» мест социального развития» [3]. Исследование, проведенное в нашей работе, показало: вовлечение инвалидов в отношения занятости представляет одну из таких проблем.
При разработке и реализации социальноэкономической политики применяют программно-целевой подход, что создает предпосылки для достижения намеченных целей. Практическую реализацию социально-экономической политики целесообразно осуществлять через систему социально-экономических программ, которые представляют собой специально разработанные для решения конкретных проблем комплексы нормативно-правовых, финансовых, экономических, социальных, производственных, информационных и других мер. Подготовка целевой программы требует определения и согласования сроков исполнения, ресурсов и исполнителей с закреплением координирующих действий за каким-либо органом. Особое значение имеет реализация подготовленной программы и контроль в процессе реализации.
Качество результативности целевых программ определяется комплексом показателей [2]:
- характеризующих состояние рынка труда -уровнем регистрируемой безработицы, показателями напряженности;
- экономических, позволяющих судить о хозяйственной ситуации, - динамикой промышленного производства; удельным весом убыточ-
ных предприятий в промышленности; инвестиционной активностью;
- социальных, характеризующих динамику реальных денежных доходов населения и долю прироста сбережений в учреждениях Сбербанка в объеме текущих денежных доходов;
- демографических - коэффициентом естественного движения населения, свидетельствующим о вероятном изменении предложения на рынке труда региона в долгосрочной перспективе;
- финансовых - расходами одного участника программы, в которые входят не только выплаты непосредственно каждому участнику, но и административные расходы.
Для успешного и результативного выполнения целевых программ необходима еще информационная обеспеченность принятия решений как при разработке, так и в процессе реализации и контроля, опирающаяся не только на официальную статистику, но и на данные специальных обследований, а при необходимости и постоянного мониторинга. Подбор респондентов, «половозрастной состав которых близок к среднестатистическому по региону, обеспечит репрезентативность опроса» [4]. Ведение мониторинга должно осуществляться органами местного самоуправления. Информационной основой должны служить базы данных федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; данные государственной статистической отчетности, материалы обследований, программ, проектов; специализированные базы данных наблюдения за состояние здоровья и физического развития населения и т. п.
Изучение официальной статистики относительно инвалидов показало, что наблюдаются существенные пробелы, связанные с тем, что отсутствовали следующие статистические данные:
- общая численность инвалидов по группам инвалидности;
- общая численность инвалидов по группам инвалидности в трудоспособном возрасте;
- общая численность инвалидов по степеням ограничения к трудовой деятельности;
- распределение численности инвалидов по возрастным группам;
- соотношение среди инвалидов численности мужчин и женщин по возрастным группам;
- численность впервые признанных инвалидами по степеням ограничения к трудовой деятельности;
- состав инвалидов по уровню образования: высшее; неполное высшее; среднее специальное; начальное профессиональное; среднее общее; не имеют среднего образования.
- численность занятых инвалидов по группам и степеням ограничения к трудовой деятельности;
- среднегодовая численность занятых инвалидов по отраслям экономики и формам собственности;
- трудовая мотивация;
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата инвалидов.
Сбор этих данных необходимо возложить на органы местного самоуправления, службу государственной статистики и Управление социальной защиты населения.
Закон «О программе содействия занятости населения Тамбовской области на 2001-2003 гг.» предусматривал в качестве мероприятий по содействию занятости инвалидам подготовку предложений по установлению ежегодной квоты для трудоустройства инвалидов и профессиональное обучение безработных граждан, содействие в трудоустройстве. Проведенное исследование показало увеличение абсолютных показателей трудоустройства инвалидов, но при этом выявляется отрицательная динамика относительных показателей трудоустроенных инвалидов, снижение числа инвалидов, обеспеченных занятостью в счет квот, что приводит нас к выводу об отсутствии комплексности и неэффективности, проводимой программы.
Областной целевой программой «Содействие трудовой занятости населения Тамбовской области на 2006-2008 гг.» были заданы основные тенденции: «развитие рынка труда в направлении взаимодействия с образовательными структурами; ориентация экономически активного населения на новые формы и виды занятости; создание систем «самозанятости» населения; формирование мотивации у незанятого населения и безработных к активному самостоятельному поиску работы» [6].
Для совершенствования занятости инвалидов необходимо создание целевой программы, для которой к предусмотренным мероприятиям следует добавить:
Реализация целевой программы позволит:
- создать системный подход к решению проблем инвалидов региона;
- расширить возможности трудоустройства - пр°д°лжить раб°ту п° обеспечению до-
ступной среды жизнедеятельности и интеграции и профессиональной реабилитации инвалидов; ■’ ^ к
инвалидов в современное общество.
Таблица 1
Дополнительные мероприятия для создания целевой программы содействия занятости инвалидов
Мероприятия Исполнители Ожидаемые результаты
1. Информирование инвалидов о воз-можныхвариантах трудоустройства (через СМИ, интернет, разработку и тиражирование справочно-информационных материалов, проведение ярмарок вакансий рабочих мест) Центры занятости населения, департамент ФГСЗН Расширение возможностей трудоустройства данной категории граждан
2. Организация профориентационной работы с инвалидами Центры занятости населения, департамент ФГСЗН, управления образования, социальной защиты населения Повышение мотивации к трудовой деятельности, повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда
3. Организация профессионального консультирования, инвалидов, являющихся носителями трудовых ресурсов Центры занятости населения, департамент ФГСЗН Расширение возможностей трудоустройства
4. Организация и проведение целевых семинаров по вопросам реабилитации, адаптации и трудоустройства инвалидов Органы социальной защиты населения, отделы образования муниципальных образований, департамент ФГСЗН, центры занятости населения, ВОИ, ВОГ, ВОС Объединение усилий заинтересованных структур в решении вопросов социально-трудовой адаптации и реабилитации инвалидов
5. Оказание инвалидам содействия в организации предпринимательской деятельности Органы местного самоуправления, Тамбовский государственный фонд поддержки малого предпринимательства, департамент ФГСЗН, центры занятости населения Предоставление дополнительных возможностей занятости
6. Содействие в трудоустройстве Центры занятости населения, органы местного самоуправления Обеспечить трудоустройство безработных инвалидов
7. Утверждение порядка квотирования рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в организациях и учреждениях Тамбовской области Органы исполнительной власти области Установление механизма введения квоты и ответственности за её неисполнение. Организация взаимодействия заинтересованных структур в проведении работы по квотированию
8. Участие в реализации мероприятий федеральных программ поддержки инвалидов через реализацию региональных целевых программ Органы исполнительной власти и местного самоуправления, департамент ФГСЗН, центры занятости населения Обеспечение выполнения задач данных программ в части решения вопросов занятости населения
Исполнение мероприятий необходимо возложить на органы местного самоуправления, центры занятости населения, учебные заведения, органы образования, социальной защиты и других исполнителей. Осуществление контроля над реализацией мероприятий, способствующих совершенствованию занятости инвалидов, предписать департаменту ФГСЗН по Тамбовской области, заинтересованным областным органам исполнительной власти с участием органов самоуправления муниципальных образований в Тамбовской области, профессиональным союзам и объединениям работодателей, Министерству труда и социального развития Российской Федерации, общественным организациям инвалидов.
Основное назначение контроля состоит в обеспечении своевременного выполнения мероприятий Программы и в отслеживании их влияния на достижение поставленных целей и задач.
Комплексность целевой программы необходимо создавать за счет решения проблемы занятости инвалидов в единстве с вопросами совершенствования профессиональной подготовки и квалификации частично трудоспособных работников. Теоретическая сторона отношений занятости определяет совершенствование через составляющие этих отношений. Такое направление системности видится нам в выделении особых разделов для инвалидов в региональных программах, соответствующих подсистемам отношений занятости.
Повышение действенности механизма занятости инвалидов возможно за счет скоординированных действий в каждой из подсистем отношений занятости. Рассмотренная подсистема формирования трудовых ресурсов инвалидов показала, что формирование способностей к труду человека, не являющегося инвалидом детства, ничем не отличается от человека, не имеющего физических ограничений. Образованию в нашем регионе отводится немалое внимание, что подтверждается большим количеством проводимых мероприятий и целевых программ.
В современных условиях государственные учреждения не способны обеспечить молодежь с инвалидностью полноценными образовательными услугами. В список учебных заведений для приобретения высшего образования необходимо включить негосударственные организации. Это поможет развивать систему, расширяющую перечень образовательных учреждений для обучения в них лиц с инвалидностью, а следовательно, увеличит и возможность их выбора, позволит родителям детей с инвалидностью и молодым инвалидам иметь реальные возможности реализации своих прав на получение образования, обозначенные в конституции. Необходимо создавать механизмы реализации права людей с инвалидностью на выбор учебного заведения и получение денежных компенсаций за свои затраты в том случае, если человек выбрал негосударственное учреждение.
Нормативные акты, регулирующие вопросы образования инвалидов, должны предусматривать индивидуализацию обучения детей-инвалидов, равное качество их обучения как в специальных, так и общеобразовательных учреждениях.
Необходима разработка программ создания ученических рабочих мест для детей-инвалидов. Эти меры целесообразно разработать в рамках специализированных программ.
Как известно, формирование трудового ресурса идет с самого рождения (и даже начинается до рождения). Выяснена прямая зависимость между инвестициями, вложенными в здоровье, и качеством жизни населения.
Необходимы мероприятия, улучшающие качество трудовых ресурсов населения и снижающие уровень инвалидности:
- разработку целевой программы профилактики и охраны здоровья детей и подростков;
- контроль за соблюдением правил охраны труда и предупреждение производственного травматизма.
В подсистеме отношений соединения трудовых ресурсов с рабочими местами должна быть четкая ориентация на то, что даже частично трудоспособный ресурс привносит вклад в региональную экономику.
С помощью соответствующего правового регулирования на городском уровне необходимо создать режим наибольшего экономического благоприятствования предприятиям, использующим труд инвалидов.
При обеспечении благами носителей трудовых ресурсов возникает необходимость задействования квалифицированных инвалидов на высокооплачиваемых местах, а также расширения экономических стимулов.
Каждая из рассматриваемых подсистем отношений занятости должна получать количественные показатели, которые будут давать оценки происходящему совершенствованию занятости:
- по формированию трудовых ресурсов -по квалификации инвалидов;
- по соединению факторов производства -по численности занятых;
- по применению способности к труду - по производительности труда;
- по обеспечению благами в результате участия в труде - по заработной плате.
Все эти показатели, как мы уже отмечали, не находят своего отражения в официальной статистике, и это еще раз подтверждает необходимость сбора этих данных.
Обеспечение эффективной занятости инвалидов возможно только при комплексном подходе к ее решению:
- на всех уровнях экономической системы (федеральном, региональном, местном);
- по всем составляющим отношений занятости (формированию, соединению, использованию и обеспечению благами);
- при участии всех заинтересованных структур (административных, коммерческих, общественных
Литература
1. Забродин Ю. Развитие человеческих ресурсов как главная задача активной социальной политики // Общество и экономика. 2010.
2. Лексин В., Шевцов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Ст. 3. // Российский экономический журнал. 2000. № 1.
3. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. // Российский экономический журнал. М. 2000.
4. Мониторинг проблем занятости трудовых и профессиональных ориентаций инвалидов // Департамент Федеральной службы занятости населения по Воронежской области. Воронеж, 2001.
5. Свистунова Е. Занятость инвалидов: правовое регулирование в регионах // Человек и труд. 2003.
6. URL: http: //www.REGIONS.ru
* * *
DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF EMPLOYMENT OF THE LABOUR RESOURCE CARRIERS HAVING RESTRICTIONS TO LABOUR ACTIVITY
A. V. Gladysheva
Article is devoted to studying of the directions of improvement of employment of disabled people in this connection there is a need of a combination of market and administrative mechanisms. Ways of improvement of employment of the manpower having restrictions of labor activity, and as the priority direction - carrying out a package of measures on integration of disabled people into society are offered.
Key words: manpower, employment, specific labor resource, social-labor relations.