Научная статья на тему 'Институциональные факторы обеспечения экономической безопасности'

Институциональные факторы обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВО / РЫНОК / ИНСТИТУТ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / КОНТРАКТ / ECONOMIC SECURITY / THE SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / THE STATE / MARKET / THE INSTITUTION / THE TRANSACTION COSTS / THE PROPERTY RIGHTS / CONTRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылова Е.В., Моронова О.Г.

Институциональные факторы обеспечения экономической безопасности активно исследуются учеными в настоящее время. Интерес к исследованию институциональных факторов возникает из-за неоднозначных оценок различных факторов, так как кроме формальных правил на безопасность социально-экономической системы влияют неформальные правила и нормы, которые сопровождают реализацию собственности и контракта. Целью исследования является определение и характеристика институциональных факторов обеспечения экономической безопасности. К институциональным факторам обеспечения экономической безопасности на разных уровнях экономики относятся право, собственность, контракт, рутина и многие другие институты. Данные факторы влияют на формирование определенности и предсказуемости ожиданий всех экономических субъектов, а, следовательно, определяют стабильность экономической системы, как показатель экономической безопасности. В данной работе остановимся на характеристике двух институциональных факторов: собственности и контракте. Спецификация прав собственности влияет на эффективность субъектов рыночной экономики, так как определяет достижение равновесия рынка. Недостаточная спецификация прав собственности приводит к нарушению рыночного равновесия, то есть к нестабильности и непредсказуемости социально-экономической системы. Поскольку права собственности специфицирует государство, следовательно, государство должно учитывать данный фактор в процессе обеспечения экономической безопасности социально-экономической системы. Большую роль в обеспечении экономической безопасности играет способность экономических субъектов договариваться друг с другом по поводу взаимодействия. Контракт является формой взаимодействия, которая включает в себя предмет договора, права, обязанности, гарантии, санкции за нарушение и т.д. Известно, что механизмом, обеспечивающим реализацию экономических отношений, является рынок. Рынок лишь предоставляет экономическим агентам возможности, но не даёт гарантий достижения результата, а поскольку объектом экономических отношений являются активы, то у субъектов отношений возникает потребность в гарантиях сохранения ценности активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL FACTORS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY

Institutional factors for ensuring economic security are being actively studied by scientists at the present time. Interest in the study of institutional factors arises due to ambiguous assessments of various factors, since in addition to formal rules, the safety of the socio-economic system is influenced by informal rules and norms that accompany the implementation of property and contract. The aim of the study is to determine and characterize the institutional factors for ensuring economic security. Institutional factors for ensuring economic security at different levels of the economy include law, property, contract, routine, and many other institutions. These factors influence the formation of certainty and predictability of the expectations of all economic entities, and, therefore, determine the stability of the economic system as an indicator of economic security. In this paper, we dwell on the characterization of two institutional factors: ownership and contract. The specification of property rights affects the efficiency of market economy entities, as it determines the achievement of market equilibrium. An insufficient specification of property rights leads to a disruption in market equilibrium, that is, instability and unpredictability of the socio-economic system. Since property rights are specified by the state, therefore, the state should take this factor into account in the process of ensuring the economic security of the socio-economic system. A major role in ensuring economic security is played by the ability of economic entities to agree with each other on interaction. The contract is a form of interaction, which includes the subject of the contract, rights, obligations, guarantees, sanctions for violation, etc. It is known that the mechanism that ensures the implementation of economic relations is the market. The market only provides economic agents with opportunities, but does not guarantee the achievement of the result, and since assets are the object of economic relations, the subjects of relations have a need for guarantees to preserve the value of assets.

Текст научной работы на тему «Институциональные факторы обеспечения экономической безопасности»

УДК: 338.2

ББК: 65-983

Крылова Е.В., Моронова О.Г.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Krylova E. V., Moronova O.G.

INSTITUTIONAL FACTORS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY

Ключевые слова: экономическая безопасность, социально-экономическая система, государство, рынок, институт, трансакционные издержки, права собственности, контракт.

Keywords: the economic security, the socio-economic system, the state, the market, the institution, the transaction costs, the property rights, the contract.

Аннотация: институциональные факторы обеспечения экономической безопасности активно исследуются учеными в настоящее время. Интерес к исследованию институциональных факторов возникает из-за неоднозначных оценок различных факторов, так как кроме формальных правил на безопасность социально-экономической системы влияют неформальные правила и нормы, которые сопровождают реализацию собственности и контракта.

Целью исследования является определение и характеристика институциональных факторов обеспечения экономической безопасности.

К институциональным факторам обеспечения экономической безопасности на разных уровнях экономики относятся право, собственность, контракт, рутина и многие другие институты. Данные факторы влияют на формирование определенности и предсказуемости ожиданий всех экономических субъектов, а, следовательно, определяют стабильность экономической системы, как показатель экономической безопасности. В данной работе остановимся на характеристике двух институциональных факторов: собственности и контракте.

Спецификация прав собственности влияет на эффективность субъектов рыночной экономики, так как определяет достижение равновесия рынка. Недостаточная спецификация прав собственности приводит к нарушению рыночного равновесия, то есть к нестабильности и непредсказуемости социально-экономической системы. Поскольку права собственности специфицирует государство, следовательно, государство должно учитывать данный фактор в процессе обеспечения экономической безопасности социально-экономической системы.

Большую роль в обеспечении экономической безопасности играет способность экономических субъектов договариваться друг с другом по поводу взаимодействия. Контракт является формой взаимодействия, которая включает в себя предмет договора, права, обязанности, гарантии, санкции за нарушение и т.д. Известно, что механизмом, обеспечивающим реализацию экономических отношений, является рынок. Рынок лишь предоставляет экономическим агентам возможности, но не даёт гарантий достижения результата, а поскольку объектом экономических отношений являются активы, то у субъектов отношений возникает потребность в гарантиях сохранения ценности активов.

Abstract: institutional factors for ensuring economic security are being actively studied by scientists at the present time. Interest in the study of institutional factors arises due to ambiguous assessments of various factors, since in addition to formal rules, the safety of the socio-economic system is influenced by informal rules and norms that accompany the implementation of property and contract.

The aim of the study is to determine and characterize the institutional factors for ensuring

economic security.

Institutional factors for ensuring economic security at different levels of the economy include law, property, contract, routine, and many other institutions. These factors influence the formation of certainty and predictability of the expectations of all economic entities, and, therefore, determine the stability of the economic system as an indicator of economic security. In this paper, we dwell on the characterization of two institutional factors: ownership and contract.

The specification of property rights affects the efficiency of market economy entities, as it determines the achievement of market equilibrium. An insufficient specification of property rights leads to a disruption in market equilibrium, that is, instability and unpredictability of the socio-economic system. Since property rights are specified by the state, therefore, the state should take this factor into account in the process of ensuring the economic security of the socio-economic system.

A major role in ensuring economic security is played by the ability of economic entities to agree with each other on interaction. The contract is a form of interaction, which includes the subject of the contract, rights, obligations, guarantees, sanctions for violation, etc. It is known that the mechanism that ensures the implementation of economic relations is the market. The market only provides economic agents with opportunities, but does not guarantee the achievement of the result, and since assets are the object of economic relations, the subjects of relations have a need for guarantees to preserve the value of assets.

Экономическая безопасность - это результат реализации усилий участников экономических отношений, направленных на создание механизмов для преодоления нежелательных (опасных) ситуаций. Достижение экономической безопасности обеспечивается совокупностью механизмов и факторов, в том числе институциональных. Институциональные факторы - это факторы, определяющие ожидания, интересы и поведение экономических агентов.

Целью исследования является определение и характеристика институциональных факторов обеспечения экономической безопасности.

Экономическая безопасность реализуется не только через формально действующие институты, но и с помощью неформальных институтов. Причем работа формальных институтов сопряжена с появлением трансформационных и трансакционных издержек, в то время как неформальные институты могут повышать величину этих издержек, а могут и снижать. Например, если граждане не нарушают естественных прав друг друга, то тогда издержки будут минимальными, а нарушение естественных прав1 вызовет рост трансакци-онных издержек. Следовательно, учет неформальных институтов позволяет экономическим агентам снизить издержки нарушения

1 Под естественными правами понимаются нравственные принципы, лежащие в основе поведения человека.

правил и увеличить степень доверия друг другу. Понятия институт и безопасность являются взаимосвязанными категориями: не только институты влияют на безопасность, но и наличие безопасности определяет функционирование тех или иных институтов. Например, условиями эффективности права являются: информационная безопасность, экономическая безопасность, правовая безопасность, энергетическая безопасность, экологическая безопасность, продовольственная безопасность и т.д.

Исследование проблем обеспечения экономической безопасности сегодня очень актуально. В последнее время появились научные работы, посвященные исследованию институциональных основ экономической безопасности: методологических и теоретических подходов к изучению экономической безопасности2, институциональных особенностей экономической безопасности3. Особое внимание уделено изучению

2 Крылова, Е. В. Институциональные основы экономической безопаности: методологический и теоретический аспект / Е.В. Крылова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2019. - Т. 2, № 3. - С. 95102. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

institutsionalnye-osnovy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-

metodologicheskiy-i-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 27.01.2020). - Текст: электронный.

3 Ческидов, М.А. Институциональная составляющая экономической безопасности / М.А. Ческидов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2012. - №4 (43). -

институциональной среды как фактора обеспечения экономической безопасности1, посвященных исследованию роли института, который выполняет функцию предсказуемости и определенности экономического пространства. В связи с тем, что проблемы экономической безопасности предполагают комплексное решение, возникла потребность в комплексном исследовании институциональных факторов её обеспечения.

Процесс обеспечения экономической безопасности включает в себя механизмы, обеспечивающие стабильность экономической системы. К таким механизмам относятся: право, собственность, контракт, рутина и многое другое. С институциональной точки зрения государство, фирма и домашнее хозяйство являются организациями, обеспечивающими определенность, предсказуемость, а, следовательно, возможность реализации долгосрочных проектов и программ для стабильности функционирования отдельных экономических агентов и всей экономической системы в целом. В данном исследовании остановимся на анализе двух институциональных факторов: собственность и контракт.

С точки зрения достижения стабильности экономической системы, необходимо воспроизводить систему стимулов для реализации общественного воспроизводства и рыночных отношений. Собственность — это институт, который включает в себя набор правил и ограничений, определяющих эффективное функционирование субъектов народного хозяйства. Процесс спецификации и защиты прав собственности - это определение прав, условий и возможностей использования объектов собственности2.

URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/institutsionalmya-sostavlyayuschaya-ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 27.01.2020). - Текст: электронный.

1 Агаева, Л.К. Институциональная среда, как фактор обеспечения экономической безопасности / Л.К. Агаева, В.В. Лубяницкий // Вестник СамГУ. - 2015. - №2 (124).

- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnaya-sreda-kak-faktor-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 28.01.2020). - Текст: электронный.

2 Крылова, Е.В. Роль неопределенности в эволюции отношений собственности / Е.В. Крылова // Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 29 мая 2016 г.).

- Стерлитамак: АМИ, 2016. - С. 119-121.

Разберемся в следующем вопросе: почему спецификация прав собственности является институциональным фактором обеспечения экономической безопасности?

Конечно, ответ на данный вопрос заложен в природе собственности как института. Экономические агенты вступают в отношения собственности добровольно, преследуя определенные интересы, следовательно, им выгодны отношения собственности. Собственность как институт снижает степень неопределенности экономических субъектов. Представьте, что отношений собственности нет, тогда сколько бы возникало конфликтов между экономическими агентами и насколько рискованно было бы использовать те или иные активы.

Закрепление и гарантия защиты прав собственности генерирует воспроизводство мотивов реализации прав собственности. Но здесь возникает еще одна проблема. Права собственности можно реализовать несколькими способами: легально и нелегально. И в этом случае основную роль будет играть система стимулов, закрепленная в институциональной среде: независимость суда и беспристрастность судей, доступность займов, уровень «пиратства».

Например, независимость суда и беспристрастность судей является показателем развития государства, в котором все институты основаны на законе, перед которым все равны. Независимость суда приводит к отсутствию коррупции и заинтересованности судей. В этом случае все экономические агенты равны перед законом и уверенны в справедливом решении конфликтов, если они не нарушают формальные правила и остаются в легальном секторе экономики.

Доступность займов так же влияет на то, какой способ реализации прав собственности выберут экономические агенты - легальный или нелегальный. Займы помогают экономическим агентам своевременно решать производственные задачи. Стимулы к займам будут формировать уровень процентной ставки, прозрачность информации об условиях займа, меры по взысканию долга. Если перечисленные факторы не будут привлекательными для экономических агентов, то сфера их интересов переместится из легальной плоскости в нелегальную

плоскость.

Популярным объектом исследования остается уровень «пиратства». Под «пиратством» понимается нарушение прав интеллектуальной собственности. Отношение к данному явлению не однозначно, так как в современном мире производители уникальных интеллектуальных продуктов заинтересованы в том, чтобы данные продукты реа-лизовывались в режиме не частной, а общедоступной собственности. Как известно, поддержка обществом данных идей нашла в организации политических партий пиратов, существующих в Швеции, Германии и многих других странах. Неоднозначная оценка пиратства требует реформирования законодательства в области интеллектуальной собственности, но с учетом общественного мнения.

Одним из индикаторов, характеризующих защищенность прав собственности, является совокупный Индекс защиты прав собственности. Индекс рассчитывается на

График 1

График даёт возможность наглядно представить во сколько раз отличается самое высокое значение Индекса от самого низкого значения Индекса. В Финляндии по сравнению с Венесуэлой Индекс защиты прав собственности выше в 2,5 раза. Исправить такую разницу может только государство. Страны с высоким значением Индекса

основе измерения состояния правовой и политической среды, права на физическую собственность, права на интеллектуальную собственность. Динамика индекса исследуется Международным Альянсом прав собственности, который составляет рейтинг из 129 стран мира по уровню защиты прав собственности. Значение индекса составляет от 0 до 10. Чем выше значение индекса, тем надёжнее защищены права собственности. В 2011 году в тройку стран, где права собственности защищены в большей степени, вошли: Финляндия - 8,5, Швеция - 8,5, Сингапур - 8,3.

Здесь же отметим тройку стран с самым низким индексом защиты прав собственности:

Бурунди - 3,6, Зимбабве - 3,5, Венесуэла - 3,41.

Представим данные значений Индекса в форме графика 1.

защиты прав собственности (Финляндия, Швеция, Сингапур) характеризуются высоким уровнем и качеством жизни населения. При этом основную роль играет институт собственности, который создают стабильность и безопасность данных национальных экономик.

1 Международный индекс защиты прав собственности. Гуманитарная энциклопедия: Исследования. -Текст: электронный // Центр гуманитарных технологий, 2006-2020 (последняя редакция: 01.02.2020). -URL: https ://gtmarket. ru/ratings/international-property-right-index/info (дата обращения: 04.02.2020).

S

Э S S s

£10

(J g 8 я

6

! 4

2

3,4

3,5

8,3

8,5

3,6

Распреление значений Индекса защиты прав собственности по странам

- Распределение по странам значений Индекса защиты прав собственности

0

Как правило, низкий уровень развития экономики стран, замыкающих рейтинг Индекса защиты прав собственности (Бурунди, Зимбабве, Венесуэла) приводит к тому, что собственность реализуется нелегально, экономические агенты ни в чем не уверены, уровень инвестиций очень низкий. При этом у экономических агентов возрастает уровень расходов на контроль за объектами собственности, в результате собственность реализуется неэффективно и перестает носить добровольный характер. Перечисленные признаки свидетельствуют о низкой спецификации прав собственности, что приводит к возникновению таких угроз для экономической безопасности, как криминализация экономики, коррупция, низкая инвестиционная активность бизнеса, безработица.

Так как с институциональной точки зрения основной функцией государства является спецификация и защита прав собственности, то очень важно, чтобы государство учитывало перечисленные факторы в реализации политики экономической безопасности и создавало благоприятные условия для развития экономики через спецификацию и защиту прав собственности.

Для государства специфицированные и защищенные права собственности — это гарантия реализации долгосрочных целей экономической политики. Экономические агенты соглашаются взаимодействовать тогда, когда права собственности на ресурсы специфицированы. В обратном случае растёт неопределенность. Если экономический агент сам на себя берёт функцию спецификации, то он несёт трансакционные издержки защиты объектов собственности. Защита прав собственности потребует, чтобы экономический агент приобретал все то, что может его защитить, включая оружие. Получается, что для достижения равновесия все субъекты собственности должны быть вооружены, чтобы сохранить свои объекты собственности.

Следовательно, делегирование спецификации прав собственности государству, которое устанавливает монополию на осуществление насилия, приведет к минимизации трансакционных издержек. Но следует иметь в виду, что функционирование госу-

дарства также связано с возникновением трансакционных издержек, так как государство, специфицируя права собственности, должно участвовать в большом количестве трансакций, что приводит к росту бюрократического аппарата.

В связи с этим согласимся с Е.А. Брен-делевой, что спецификация способствует созданию устойчивой экономической среды, уменьшает неопределенность и формирует доверие экономических субъектов1.

Не менее важным, чем спецификация прав собственности в процессе обеспечения экономической безопасности экономических субъектов и социально-экономической системы в целом, является контракт. С 60-х годов XX века в результате того, что многие неэкономические объекты стали втягиваться в орбиту исследования экономической теории, контракт начали изучать в экономике. Поэтому в науке сформировалась традиция исследования контракта в юридическом и экономическом смысле.

С юридической точки зрения контракт - это договор, устанавливающий правоотношения участников и обязывающий стороны выполнять зафиксированные в нём условия в установленные сроки. Юридический смысл проявляется в том, что контракт за-щищён законом. Особенностью контракта является то, что участники добровольно вступают в правоотношения. Данная особенность позволяет использовать контракт как эффективный механизм функционирования экономической системы, поддерживающий её стабильность.

С экономической точки зрения контракт исследуется как набор правил, которые структурируют отношения обмена между экономическими субъектами. Собственники ресурсов прежде, чем вступить в контрактные отношения, должны собрать информацию, проверить её, что требует затрат времени и ресурсов. Контракт заключают в том случае, когда издержки его заключения ниже результата, который получают участники контракта, иначе заключение контракта не имеет смысла.

1 Бренделева, Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: учебное пособие / Е.А. Бренделева; под общей редакцией А.В. Сидоровича. - Москва: Дело и Сервис, 2006. - 332 с.

В соответствии с теорией прав собственности контракт - это соглашение об обмене правомочиями и их защите1. Контракт является механизмом достижения целей экономическими агентами, имеющими права собственности на активы, используемыми в процессе взаимодействия2.

Предпосылками вступления в контрактные взаимодействия являются: ограниченность ресурсов, неравномерность их распределения, информационная асимметрия, оппортунистическое поведение. Дело в том, что целью вступления собственников в экономические отношения является рост ценности актива в следствие чего происходит максимизация дохода. Поскольку информация между участниками обмена распределена неравномерно, то возникает неопределенность, которой пользуются участники сделки для максимизации собственной выгоды3. Чтобы снизить степень неопределенности участники обмена заключают контракт, в котором уточняют условия, механизмы защиты и гарантии выполнения соглашения.

В связи с тем, что активы отличаются друг от друга по возможности к замещению, стоимости, рискам инвестирования, особенностям отношений между участниками, контракты не могут быть универсальными. В неоинституциональной теории принято различать эксплицитные и имплицитные контракты.

Эксплицитный контракт - это контракт, который заключается в формальной или неформальной форме, т.е. экономические субъекты формулируют свои намерения сотрудничать в письменной либо в устной форме. Причем формальные контракты - это зафиксированные обязательства в письменной форме, имеющие юридическую

1 Олейник, А.Н. Институциональная экономика: учебное пособие / А.Н Олейник. - Москва: ИНФРА-М, 2004. - 416 с.

2 Тамбовцев, В.Л. Ведение в экономическую теорию контрактов: учебное пособие / В.Л. Тамбовцев. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 144 с.

3 Овчинский, В.А. Типы контрактов и модели контрактного поведения / В.А. Овчинский // Вестник РГГУ.

Серия «Экономика. Управление. Право». - 2013. - №15 (116). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-kontraktov-i-modeli-kontraktnogo-povedeniya-1 (дата обращения: 04.02.2020). - Текст : электронный.

силу. Как правило, такие контракты необходимо заключать в том случае, если складывается традиция письменных контрактов. Формальные контракты предполагают возникновение трансакционных издержек на ведение переговоров и заключение контракта.

Неформальные контракты - это устные договоренности людей по поводу выполнения определенных обязательств, которые формируют ожидания экономических агентов. Использовать неформальные контракты возможно в такой системе отношений, где экономические агенты доверяют друг другу, а правовая система реагирует не только на формальные факторы выполнения контракта, но и на неформальные факторы. Распространены неформальные контракты в системе с сильными стабильными институтами.

Кроме формальных и неформальных контрактов, существуют имплицитные контракты, т.е. молчаливое понимание ответственности за выполнение обязательств. В обыденных обстоятельствах очень большая доля контрактов является имплицитной, когда мы не договариваемся о каких-либо действиях, а выполняем их по отношению к родным и близким людям. Основная роль таких контрактов - это сохранение устойчивых стабильных отношений между людьми. Стоит отметить, что имплицитные контракты реализуются в деловых отношениях, особенно это касается соглашений между субъектами труда4.

Агенты, вступающие в экономические отношения, по-разному относятся к неопределенности и риску. Различают три типа поведения, которое характеризует отношение индивидов, вступающих в экономические отношения к риску. Основные характеристики которых представлены в таблице 1.

4 Ребрилова, Е.С. Структура и состояние психологического контракта субъектов труда с различным типом имплицитного соглашения / Е.С. Ребрилова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - № 98. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-sostoyanie-psihologicheskogo-kontrakta-subektov-truda-s-razlichnym-tipom-implitsitnogo-soglasheniya (дата обращения: 04.02.2020). - Текст: электронный.

Таблица 1 - Основные характеристики отношения экономических агентов к риску

Тип отношения индивида к риску Условия, определяющие выбор типа отношения индивида к риску

Влияние внешних факторов Распределение риска и выигрыша между субъектами Определенность взаимодействия субъектов

Нейтральность к риску внешние факторы не влияют на результат симметричное задачи и результаты взаимодействия определены и понятны индивиду

Противники риска внешние факторы влияют на результат асимметричное задачи и результаты взаимодействия определены нечетко, т.е. возникает неопределённость

Склонность к риску внешние факторы влияют на результат асимметричное задачи и результаты взаимодействия определены на основе субъективных ожиданий

Нейтральные к риску индивиды действуют в условиях определенности, поскольку действия, совершаемые агентами, приводят к достижению предполагаемых результатов, обеспечивающих общий выигрыш сторон, при этом внешние факторы не влияют на результат, так как сторонам понятны способы достижения цели.

Противники риска действуют в условиях, когда внешние факторы влияют на результат взаимодействия, но влияние внешних факторов непредсказуемо, поэтому риск и выигрыш распределяются между участниками взаимодействия неравномерно, противник риска соглашается на фиксированный доход в обмен на стабильность. При этом прибыль и риск распределятся в пользу того, кто окажется нейтральным к риску.

Склонность к риску - это ожидания наступления риска, при этом влияние внешних факторов на результат непредсказуемо, так как индивид опирается на субъективные представления о результате.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, отношение к риску предполагает готовность индивида к принятию риска и уровня его допустимости. Считается, что отношение к риску относится к индивидуальным психологическим особенностям индивида1. И в этом случае контракт является механизмом обеспечения экономической безопасности для экономических агентов.

Сегодня невозможно представить себе общество, которое функционировало бы без

1 Олейник, А.Н. Институциональная экономика : учебное пособие / А.Н Олейник. - Москва: ИНФРА-М, 2004. - 416 с.

контрактов. Экономических агенты используют контракт как средство, повышающее степень определенности, стабильности, повышения производительности труда (эффективные контракты) в целях максимизации результата. Выбор формы контракта определяется стимулами участников контракта. Потому что неформальные контракты могут снизить или, наоборот, увеличить величину трансакционных издержек. Следовательно, роль контракта как фактора обеспечения экономической безопасности заключается в выполнении его основной функции - снижение риска и формирование стабильных ожиданий экономических субъектов относительно того, что они могут получить в результате совместных с экономическими партнёрами действий. А заключение контракта сопровождается влиянием формальных и неформальных правил и норм, которые определяют тип поведения индивидов в экономике.

Спецификация и защита прав собственности и заключение контракта являются важными институциональными факторами обеспечения экономической безопасности. Институциональные факторы формируют ограничения, учет которых снижает конфликтный потенциал и способствует построению хозяйственной системы, основанной на долгосрочных ожиданиях всех экономических субъектов: домохозяйства, фирмы и государства. Постановка и реализация долгосрочных целей позволит повысить уровень конкурентоспособности, надёжности и стабильности социально-экономической системы.

Отметим, что исследование последствий спецификации прав собственности и выбор типа контракта как институциональных факторов обеспечения экономической безопасности имеет перспективы. Во-первых, перспективным является исследование неформальных правил и норм, обеспечивающих и поддерживающих обес-

печение экономической безопасности. Во-вторых, необходима разработка инструментария, обеспечивающего оценку эффективности формальных правил во времени. В-третьих, исследование роли экономических субъектов в обеспечении экономической безопасности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Агаева, Л.К. Институциональная среда, как фактор обеспечения экономической безопасности / Л.К. Агаева, В.В. Лубяницкий // Вестник СамГУ. - 2015. - №2 (124). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnaya-sreda-kak-faktor-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 28.01.2020).

2. Бренделева, Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: учебное пособие / Е.А. Бренделева; под общей редакцией А.В. Сидоровича. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 332 с.

3. Васильева, А.С. Институциональная среда как фактор обеспечения экономической безопасности / А.С. Васильева // Российское предпринимательство. - 2012. - №15. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnaya-sreda-kak-faktor-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-1 (дата обращения: 28.01.2020).

4. Волков, Ю.В. Спецификация и защита прав собственности как институциональная функция государства / Ю.В. Волков // Актуальные вопросы экономических наук. - 2009. -№5-1. - С. 64-69.

5. Королюк, Е.В. Ключевые направления обеспечения экономической безопасности государства / Е.В. Королюк // Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право: материалы международной научно-практической конференции / под общей редакцией Е.В. Королюк. - Краснодар: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2016. - С. 91-94.

6. Крылова, Е.В. Институциональные основы экономической безопасности: методологический и теоретический аспект / Е.В. Крылова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2019. - Т. 2, № 3. - С. 95-102. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ institutsionalnye-osnovy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-metodologicheskiy-i-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 27.01.2020).

7. Крылова, Е.В. Спецификация и защита прав собственности как условие экономической безопасности социально-экономической системы / Е.В. Крылова // Управление социально-экономическими системами : материалы международной научно-практической конференции (Вологда, 2-3 февраля 2017 г.): [в 2 томах] / [редколлегия: Е.С. Губанова, О.В. Кош-ко, Н.П. Советова и др.]. - Вологда, 2017. - Т. I. - С. 226-267.

8. Крылова, Е.В. Роль неопределенности в эволюции отношений собственности / Е.В. Крылова // Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции (Стерлитамак, 29 мая 2016 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2016. - С. 119-121.

9. Международный индекс защиты прав собственности. Гуманитарная энциклопедия: Исследования. - Текст: электронный // Центр гуманитарных технологий, 2006-2020 (последняя редакция: 01.02.2020). - URL: https://gtmarket.ru/ratings/international-property-right-index/info (дата обращения: 04.02.2020).

10. Овчинский, В.А. Типы контрактов и модели контрактного поведения / В.А. Овчин-ский // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2013. - №15 (116). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-kontraktov-i-modeli-kontraktnogo-povedeniya-1 (дата обращения: 04.02.2020).

11. Олейник, А.Н. Институциональная экономика : учебное пособие / А.Н Олейник. -

Москва: ИНФРА-М, 2004. - 416 с.

12. Ребрилова, Е.С. Структура и состояние психологического контракта субъектов труда с различным типом имплицитного соглашения / Е.С. Ребрилова // Известия РГПУ им.

A.И. Герцена. - 2009. - № 98. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-i-sostoyanie-psihologicheskogo-kontrakta-subektov-truda-s-razlichnym-tipom-implitsitnogo-soglasheniya (дата обращения: 04.02.2020).

13. Сахарова, Н.П. Методология формирования механизмов обеспечения экономической безопасности промышленности России / Н.П. Сахарова // Управление экономическими системами. Электронный журнал. - 2012. - №7. - URL: http:// иесв.пх/uecs-43-72012/item/1469-2012-07-28-06-09-00 (дата обращения: 24.01.2020).

14. Тамбовцев, В.Л. Ведение в экономическую теорию контрактов: учебное пособие /

B.Л. Тамбовцев. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 144 с.

15. Ческидов, М.А. Институциональная составляющая экономической безопасности / М.А. Ческидов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2012. - №4 (43). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnaya-sostavlyayuschaya-ekonomicheskoy-bezopasnosti (дата обращения: 27.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.