В. БАЙДИН,
Всероссийская Академия Внешней Торговли
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В СТРАНАХ СКАНДИНАВСКОГО РЕГИОНА
Российская электроэнергетика пережила за последние годы немало трансформаций и кризисных ситуаций. Основное внимание реформаторов уделялось проблемам топливной стратегии в широком плане. Это, естественно, имеет немаловажное значение для разработки электроэнергетической политики. Однако в этой области, наряду с позитивными моментами, было допущены серьезные структурные ошибки. Так, например, игнорировалось составление энергетических балансов, что способствовало созданию опасных разрывов между объемами производства и опережающими темпами потребления электроэнергии. Активизация инвестиционной деятельности сопровождалась строительством ТЭЦ без учета нужд потребления (пример, сооружение Северо-Западной ТЭЦ). Слабо учитывался международный опыт управления энергетическими рынками.
Непродуманная реструктуризация централизованной системы управления и игнорирование мирового опыта обернулись для российской электроэнергетики значительными проблемами. Для их минимизации необходимо постоянно отслеживать и осмысливать международный опыт, используя зарубежные методы организации и управления применительно к конкретным условиям России.
Реформирование мирового и национальных рынков электроэнергетики органично связано с основными тенденциями развития рассматриваемой отрасли на перспективу. На период до 2020 г. среднегодовой темп прироста конечного потребления электроэнергии в мире прогнозируется в 2,6%. В промышленно развитых странах этот показатель составит 1,7%, в развивающихся странах - 4,2%. В результате подавляющая часть прироста будет обеспечена развивающимися странами. Их доля в мировом энергопотреблении возрастет с 31% в 2001 г. до 42% в 2020 г. В России среднегодовой темп роста электроэнергетики составит 1,9%.
Процессы глобализации оказывают возрастающее воздействие на развитие электроэнергетики в рамках национальных хозяйств. Национальные энергетические рынки становятся все более взаимосвязанными. Ценовая динамика, формы конкуренции, методы управления спросом, формирование институциональной среды зависят не только и не столько от состояния и специфики хозяйственного развития отдельных стран, сколько от геополитических, межстрановых отношений, от повсеместного развития новых подходов к управлению производством и сбытом этого чрезвычайно важного и весьма специфичного продукта.
Примерно с 80-90 гг. прошлого века многие зарубежные страны приступили к реформированию институциональной системы и пересмотру методов управления (регулирования) электроэнергетикой. Так называемая вертикально-интегрированная модель энергетического рынка перестала служить стимулирующим фактором повышения эффективности существующих и вновь сооружаемых мощностей.
В этих условиях многие страны пришли к выводу о целесообразности пойти по пути либерализации энергетического рынка. Основная цель заключается в создании «свободного рынка электроэнергии» как наиболее эффективного. Практически все страны, осуществляющие рыночные реформы, разделили производство, транспортировку и сбыт электроэнергии. Одно из важнейших условий развития рынка в электроэнергетике - обеспечение свободы доступа к сетям.
Либерализация рынка электроэнергетики означает получение свободы в выборе способов, какими удовлетворяются интересы потребителей, внедрение инноваций, а также свободное ценообразование (в соответствии с затратами и спросом). Конкуренция производителей обеспечивает снижение затрат на производство электроэнергии и загрузку наиболее эффективных мощностей.
Опыт западных стран, несомненно, полезен с позиций уяснения конкретных методов организации управления электроэнергетическими рынками. Одним из позитивных моментов в этой области служит тезис о возрастающей значимости согласований и «увязок» интересов участников рынка - государства, энергетических компаний, потребителей. Оптимальные формы технологической организации этого своеобразного механизма складываются не просто, «утрясаются» длительное время.
Балансирование производства и распределения электроэнергетических ресурсов достигается лишь на основе упорных торгов и компромиссов. Далеко не сразу Скандинавские страны пришли к достижению желаемых договоренностей, к примеру, по использованию в качестве наименьшей учетной единицы одного часа - единого временного стандарта для центра, диспетчеров, региональных, межгосударственных, местных сетей (в Англии в качестве временной единицы приняты полчаса). Складывающиеся годами нормативы покоятся на правовых и финансовых основах; их единообразие обеспечивает взаимная заинтересованность.
Государства Скандинавского региона в течение достаточно продолжительного времени сотрудничали с целью достижения действенного и надежного электроснабжения и оптимального использования суммарных энергоресурсов в рамках организации NORDEL1. В ходе реформирования электроэнергетики Норвегия, Дания, Швеция и Финляндия создали не только внутренние рынки электроэнергии, но и объединили их, создав общий рынок электроэнергии стран Скандинавии. В 1993 г. на основе энергетического рынка Норвегии была учреждена первая в мире международная товарная биржа, специализирующаяся на торговле электрической энергией, - Nord Pool. Эта биржа работает в трех сферах бизнеса: организация рынка и торговли на нем, осуществление расчетов и клиринга, предоставление информации участникам.
Первоначально, в функционировании Nord Pool участвовали Норвегия и Швеция. В 1998 г. к нему присоединились Финляндия, а в 2000 г. - Дания. Nord Pool стал первой электроэнергетической биржей, объединившей рынки нескольких стран. Норвежская и шведская компании, осуществляющие функции системных операторов, владеют по 50% акций Nord Pool. В основу реформы положен принцип разделения вертикальноинтегрированных компаний на естественно-монопольные и конкурентные виды с созданием соответствующей инфраструктуры функционирования рынка.
Следует подчеркнуть, что реформирование электроэнергетического сектора сопровождалось изменением нормативно-правовой базы. Для этого необходимо было разработать общую концепцию, определить степень ответственности участников за обеспечение надежности электроснабжения потребителей.
Так, в Норвегии был принят Закон об энергетике, согласно которому Национальная энергетическая компания была преобразована в основную национальную сетевую компанию Statnet (она выполняла роль системного оператора) и производственную компанию Statkraft. Постепенно на электроэнергетический рынок стали допускаться небольшие компании. Потребители электроэнергии получили возможность менять
1 Энергообъединение, включающее энергосистемы Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции, созданное в 1963 г.
поставщика без каких-либо дополнительных расходов, что способствовало развитию конкурентных отношений.
Первый шаг реформы электроэнергетики в Швеции (в 1991 г.) заключался в разделении производства и передачи электрической энергии. Закон об электроэнергетике, вступивший в действие с 1998 г., внес существенные изменения в регулирование торговли электроэнергией и защите прав потребителей. Первоначально потребители получили возможность выбора поставщика электрической энергии при условии установки более сложных и дорогих счетчиков, которые обеспечивали почасовые замеры. Несколько позже было отменено требование об обязательном почасовом учете, что обеспечило доступ на рынок всех потребителей.
Закон об энергетическом рынке в Финляндии был введен в действие в 1996 г. Первоначально участниками рынка стали производители электрической энергии объемом свыше 500 кВт. Формирование рынка было завершено, когда на рынок были допущены мелкие потребители, не ведущие почасовой учет.
В Дании доступ на рынок первоначально получили только крупные производители и потребители электрической энергии (с объемом производства - потребления свыше 100 000 кВт). В 2000 г. минимальный объем производимой или потребляемой электроэнергии для разрешения доступа на рынок снизился до 10 000 кВт. Полностью открытым для внутренней и внешней конкуренции датский рынок электроэнергии стал с января 2003 г.
Скандинавский рынок электроэнергии функционирует на основе модели остаточного пула2. Производители, поставщики, потребители электрической энергии получили возможность заключать контракты на покупку и продажу электрической энергии как на самой бирже, так и вне её, по двухсторонним контрактам.
В настоящее время на бирже заключаются договоры на поставку примерно 30% электроэнергии. 70% электроэнергии поставляется в рамках прямых двусторонних договоров.
Важнейшим условием функционирования объединенного скандинавского электроэнергетического рынка стала унификация правил и условий деятельности субъектов рынка. Скандинавский рынок электрической энергии имеет ряд особенностей: унифицированы правила торговли; отсутствуют трансграничные пошлины на покупку и продажу электрической энергии; есть возможность совершать оплату за электроэнергию в валюте любой страны члена общего рынка.
Сначала на скандинавской бирже возник рынок физических поставок. Рынок
физических поставок разделен на два сектора: Elspot и Elbas. Elspot является рынком электрической энергии и мощности, на котором торгуются контракты на физические поставки на сутки вперед.
Цена на электроэнергию формируется на основе баланса спроса и предложения участников торгов. На рынке физических поставок Elbas торговля осуществляется непосредственно перед поставкой с целью балансирования спроса и предложения электрической энергии. Эта часть рынка начала эффективно функционировать с 1998 г.
Сегодня есть возможность сводить энергобаланс производства и потребления за 2 часа до момента поставки электроэнергии. Торговля финансовыми инструментами не предполагает поставку электроэнергии. Поскольку целью Nord Pool являлось создание эффективного рынка с хорошей ликвидностью и высоким уровнем надежности для участников, на рынке Eltermin обращаются фьючерсные и форвардные контракты, которые предназначены для хеджирования рисков участников торгов.
2 Модель остаточного пула - торговля на бирже происходит, как правило, после заключения двусторонних контрактов вне пула при условии недискриминационного доступа к сети.
Сделки на фьючерсных и форвардных рынках заключаются на срок не более 3-х лет. Они отличаются по способу расчета в период торговли. Разница в торговле фьючерсными и форвардными контрактами заключается в расчете изменений в стоимости контракта. Для фьючерсных контрактов стоимость портфеля рассчитывается ежедневно, и суммы выигрышей и проигрышей определяются и перечисляются продавцам и покупателям ежедневно. Фьючерсы могут быть однодневными, недельными, блочными (4 недельными) и квартальными. По мере приближения даты платежа квартальные сделки дробятся на блочные, недельные и суточные. Детально процедура трансформации контрактов описана в Соглашении об участии в Nord Pool.
Форвардные сделки являются исключительно квартальными. По форвардным контрактам расчеты не производятся до начала периода поставки. Расчеты накапливаются ежедневно на протяжении всего периода торговли контрактами. Специально для торгов финансовыми инструментами были образованы два структурных подразделения биржи: Nord Pool ASA и Nordic Electricity Clearing house ASA (NECH). Регулирующим органом для NECH является Комиссия Норвегии по банковской деятельности, страхованию и ценным бумагам. Если контракты регистрируются для клиринга, биржа становится дополнительной стороной в контрактах и гарантирует расчеты по ним. На сегодня примерно 90% двусторонних контрактов предусматривают клиринг. Кроме того, Elcliring оказывает услуги по снижению рисков.
На внутренних рынках электрической энергии скандинавских стран работают национальные производители, поставщики и потребители электрической энергии. Так, рынок электроэнергии в Финляндии представлен 120 производителями электроэнергии, которым принадлежит около 400 электростанций. При этом на две крупнейшие генерирующие компании приходится более 50% производимой в стране электроэнергии.
Генерирующие компании заключают договоры о поставке электроэнергии с оптовыми продавцами, которые, в свою очередь, поставляют ее либо крупным промышленным потребителям, либо розничным продавцам. Передача электроэнергии осуществляется компанией Fingrid - оператором национальной энергосети, 10 операторами
региональных энергосетей и более чем 100 распределительными компаниями. Схематично структура рынка электрической энергии в Финляндии представлена на рисунке.
Рис. 1
Источник: www.rao-ees.ru
Такая структура характерна и для других скандинавских стран. В Норвегии производством электрической энергии занимаются государственная компания Stattkraft и крупные муниципальные компании. Около 220 региональных поставщиков обеспечивают электроэнергией конечных потребителей. Передачу электроэнергии в стране осуществляет электросетевая компания Statnett, которая принадлежит государству.
В Швеции производство электрической энергии осуществляют несколько генерирующих компаний, государственных и частных. 50% рынка генерации
принадлежит государственной компании Vattnfall. На компанию Sydkraft приходится 20% рынка, и еще 15% занимает Stockholm Energi-Gullspang. На оставшейся части рынка присутствует 250 компаний, которые связаны с местными сбытовыми компаниями. Передачу электроэнергии осуществляет принадлежащая государству электросетевая компания Svenska Kraftnat.
Многие локальные сбытовые энергетические компании постепенно стали общенациональными и даже международными. Датский рынок электрической энергии также представлен производителями электроэнергии, региональными поставщиками и конечными потребителями. Передачей электроэнергии в стране занимаются две компании: Eltra - в западной области, Elkraft - в восточной.
Для реализации намеченной совместной электроэнергетической политики в Скандинавских странах был принят комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в электроэнергетической отрасли. Суть нормативно-правовых актов заключалась в разделении конкурентных и монопольных сфер деятельности в электроэнергетике. Сфера действия принятых законов об электроэнергетике распространяется на отношения, связанные с генерацией, передачей и поставкой электроэнергии.
Общей чертой законодательных актов Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании является установление системы лицензирования в электроэнергетике. Лицензированию подлежат такие виды деятельности как строительство и эксплуатация объектов,
связанных с производством электрической энергии; сооружение и эксплуатация линий электропередач; генерация, преобразование, передача и распределение электроэнергии; осуществление экспортно-импортных операций на рынке электроэнергии.
Нормативно-правовые акты скандинавских стран содержат нормы, обеспечивающие недискриминационный доступ к сетям. К сетям должны быть подключены любые обратившиеся потребители, оборудование которых соответствует установленным нормативным и техническим условиям подключения. Кроме того, организации, осуществляющие поставку электрической энергии, обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное снабжение электрической энергией. В целях исключения манипулирования рынком и обеспечения прозрачности деятельности эти компании обязаны ежегодно публиковать финансовые отчеты о своей деятельности.
К концу 2002 г. во всех странах Cкандинавского региона сложились конкурентные рынки электрической энергии. В результате реформ произошло разделение вертикальноинтегрированных компаний, увеличилась доля частной собственности в компаниях, занимающихся производством и продажей электрической энергии. В целях обеспечения контроля над субъектами электроэнергетики была введена система лицензирования некоторых видов деятельности. В Швеции усилился интерес к электроэнергетическому рынку со стороны зарубежных фирм. Так, например, ряд зарубежных энергетических компаний Франции, Германии, Финляндии и Норвегии приобрели значительные пакеты акций шведских энергетических компаний. Аналогичные тенденции наблюдаются и в остальных странах региона.
Создание общего рынка электрической энергии в Скандинавии позволило осуществлять обмен электроэнергией между странами региона, что повысило надежность энергосистем, сократило существенную разницу в ценах на электроэнергию в различных районах.
В электроэнергетике единственным каналом транспортировки (переброса) служат электросети, а национальные сети зачастую оказываются несовместимыми. Между тем у одних стран не хватает электроэнергии, у других избыток. Это «несоответствие» преодолевается при развитии экспортно-импортных связей. Электроэнергия перебрасывается из Норвегии в Данию и Швецию и из Швеции в Данию и Финляндию. Общая емкость международных перетоков между Швецией и другими странами достигает трети общего производства.
Традиционно главная проблема в энергосистемах Швеции и Норвегии была в том, чтобы поддерживать достаточное производство энергии в течение года, в то время как всегда имелась достаточная пропускная способность, чтобы удовлетворить спрос в течение пиковых периодов. Противоположная ситуация сложилась в Дании и Финляндии, где главной проблемой является удовлетворение максимального спроса на электроэнергию, в то время как покрытие ежегодного спроса на энергию проблемы не представляло.
Используя развитую гидросистему, Норвегия имела излишек электроэнергии с низкими переменными затратами в течение большей части года. Этот излишек мог экспортироваться в смежные страны. Благодаря низким переменным затратам, этот тип энергии высоко конкурентоспособен и в Скандинавской электроэнергетической системе используется прежде тепловых источников.
Дания имеет энергосистему только на базе тепловых источников, которая была создана для удовлетворения потребностей в электроэнергии в течение пиковых периодов. Поскольку предельные затраты в датской системе часто относительно высоки, то Дания является большим нетто-импортером электроэнергии, и таким образом покрывает приблизительно 25 % своего потребления.
Швеция и Финляндия имеют комбинированные системы, включающие гидро- и теплоэнергетику. Шведская теплоэлектроэнергетика базируется в основном из АЭС, производящих энергию с относительно низкими переменными затратами. Энергия АЭС высоко конкурентна, она может использоваться для заполнения норвежских водохранилищ в периоды их недостаточного наполнения.
Диапазон торговли электроэнергией между скандинавскими странами от года к году значительно меняется. Происходит расширение торговли электроэнергией между Швецией и континентальной Европой через Балтийское море. Первая линия передачи — балтийский кабель между Швецией и Германией. Вторая линия — кабель между Швецией и Польшей, введенный в действие сравнительно недавно.
Зарубежный опыт свидетельствует о высокой эффективности применения программ управления производством и сбытом электроэнергии как для энергетических компаний, так и для потребителей электроэнергии и для общества в целом. Этот эффект может быть получен при определенных условиях и стимулах, которые в России еще в полной мере не сформировались.
При выборе той или иной модели приоритетом служит достижение общественной выгоды - рационализация деятельности предприятий электроэнергетики в сфере производства и сбыта, снижение удельных затрат ресурсов на единицу полезного эффекта, формирование конкурентных цен.
В настоящее время в электроэнергетике России происходят важные перемены: меняется система государственного регулирования, формируется конкурентный рынок электроэнергии. Вместо прежних вертикально-интегрированных компаний формируются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут преимущественно частными, конкурирующими друг с другом.
Магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании; распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому системному оператору.
Вместо регулируемого сектора и сектора свободной торговли на оптовом рынке внедрена система регулируемых договоров между продавцами и покупателями электроэнергии. Договоры называются регулируемыми, поскольку цены на электроэнергию в рамках этих договоров регулируются Федеральной службой по тарифам. Тарифы поставщиков будут рассчитываться методом индексации тарифов 2007 г., учитывающим уровень фактической, а не прогнозной инфляции.
Модель оптового рынка переходного периода является базой для формирования целевой (конкурентной) модели - механизмов формирования равновесных цен и объемов на рынке "на сутки вперед" и балансирующем рынке. В дальнейшем либерализация оптового рынка электроэнергии (мощности) пойдет по пути создания "вспомогательных" рынков. Будут сформированы: рынок системных услуг, рынок торговли правами на использование пропускной способности электрической сети, рынок производных финансовых инструментов.
Используя собственный и мировой опыт, зарубежную практику реформирования, Россия получила возможность присоединиться к числу многих стран, вступивших на путь либерализации своей электроэнергетики. Проведение реформы в сфере электроэнергетики служит необходимым условием для обеспечения наиболее выгодного доступа к интегрирующемуся рынку стран ЕС, что позволило бы развивать экспорт не только энергоносителей, но и электроэнергии.