УДК 334.012.6, УДК 338.24
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Руденко Л.Г., к.э.н., доцент, заведующий кафедрой Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, ЧОУВО «Московского университета им. С.Ю. Витте», тел.: +7 (916) 799 29 75, e-mail: [email protected]
В статье анализируется институциональная среда малого предпринимательства, раскрываются особенности формирования институциональной среды России, рассматриваются методы государственного регулирования, вскрываются проблемы регулирования инфраструктурной поддержки малого предпринимательства и определяются направленияего совершенствования.
Ключевые слова: институциональная среда, государственное регулирование, малое предпринимательство, инфраструктура поддержки.
THE INSTITUTIONAL ASPECTS OF THE REGULATION OF INFRASTRUCTURE OF
SUPPORT OF SMALL BUSINESS
Rudenko L.G., Ph.D., associate professor, head of the Urban economy and the service sector chair, Moscow University Witte,
tel.: +7 (916) 799 29 75, e-mail: [email protected]
This article analyzes the institutional environment of small entrepreneurship, peculiarities of formation of the institutional environment of Russia, discussed methods of State regulation, revealed problems in managing the infrastructure of support of small business and identify areas to improve it.
Keywords: institutional environment, government regulation, small business, infrastructure support.
На современном этапе развития экономики страны значительное место отводится исследованиям развития малого предпринимательство (МП), как фактора стабилизации экономического роста в кризисных условиях. В программах и проектах Правительства Российской Федерации уделяется достаточное внимание созданию институциональной среды для дальнейшего устойчивого развития малого бизнеса. Несмотря на существенную поддержку со стороны правительства и местного самоуправления, малое предпринимательство не является еще зрелым социально-экономическим институтом, его потенциал используется недостаточно полно в трансформационных изменениях экономики. Особенность институциональной среды малого предпринимательство состоит в том, что она должна быть создана на федеральном, региональном и местном уровнях. Как правило, вектор научных исследований направлен на проработку эффективности институтов на федеральном и региональном уровнях. Реже мы наблюдает освещение проблем поддержки МП на местном уровне и взаимодействия институтов федерального, регионального и местного уровней, понимание ученых того, что условия функционирования МП будут намного результативнее, если осуществляется системная и комплексная поддержка бизнеса на разных уровнях управления. Проблема трансформации институциональной среды и изменения инструментов государственного регулирования стоит особо остро в современных условиях кризисной ситуации и экономического спада.
Теория предпринимательства и его институциональная среда изучались зарубежными учеными, такими как А. Смит, А. Маршалл, Ф. Найт, Ж.Б. Сэй, Й. Шумпетер, Д. Норт и др. Данная теория нашла поддержку и развитие в трудах отечественных ученых, таких как В.Симонов, В.Фальцман, B.C. Ажаев, A.M. Алабин, А. Блинов, Е. Брагина, Е. Бухвальд, Б.Н. Ичитовкин, С.Ю. Лебедева, П.А. Мягков, В.А. Рубе, В. Сорокина, А. Цыганов, Е. Черноуцан, А.В. Полярус, Н. Юсупова и др.
Обобщая исследования можно сделать вывод, что институциональная среда включает в себя:совокупность МП;действующее федеральное законодательство и нормативные акты на уровне местного самоуправления;механизм поддержки МП со стороны государственной власти;механизм поддержки МП на местном уровне;механизм поддержки МП на международном уровне.
Д. Норт определял институциональную среду как совокупность политических, социальных и юридических правил, создающих условия для производства, обмена и распределения благ.
От степени развития институциональной среды, от ее качественности и проработанности зависит эффективность деятельности инфраструктуры поддержки МП.Высокий уровень ее развития способствует повышению эффективности поддержки, ее адресности, сокращению времени от подачи заявки на поддержку до ее реализации, снижению трансакционных издержек и повышению доверия к публичной власти.
Институциональная структура общества включает в себя систему взаимосвязанных институтов способствующих воспроизводству социально-экономических отношений. Институциональные основы формируются под воздействием исторических, социально-культурных традиций и имеют в каждой стране свои особенности и глубинные корни, формируют порядок взаимоотношений в обществе. В результате происходит структурирование взаимоотношений государства, муниципальных образований, объектов инфраструктуры и МП, определенных совокупностью законов, принципов, правил и норм.
Легитимность деятельности инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, поддерживается институциональной средой. В свою очередь инфраструктура может воздействовать на принятие определенных норм на официальном уровне, лоббируя свои интересы и находя компромисс во взаимодействии с властными структурами.
Государство, которое создает благоприятные институциональные условия для работы малого предпринимательства, во многом экономит на тансакционных издержках. Если трансакционные издержки при взаимодействии объектов инфраструктуры велики, то это приводит к неэффективному функционированию всей системы. Минимизации трансакционных издержек будет способствовать формализация общественных отношений путем создания законов, правил, норм, регламентов регулирующих деятельность инфраструктуры. В то же время не соблюдение законов будет увеличивать трансакционные издержки. Прозрачность предоставления инфраструктурной поддержки МП будет способствовать снижению трансакционных издержек. Деловые отношения, институт доверия, правила делового оборота также будут понижать трансакционные издержки[1].
Для эффективной работы институты поддержки МП не должны идти в разрез обычаям делового оборота, деловой этике. Институты поддержки малого предпринимательства начали активно развиваться в нашей стране с 1990г. В результате проводимых нами исследований была обнаружена тесная связь между институтами поддержки малого предпринимательства и институтом частной собственности. Сложность формирования институциональной поддержки заключалась в том, что в стране институты частной собственности перестали работать с 20-х гг. Официально эту дату можно связать с публикацией сталинского Постановления Политбюро «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» 30 января 1930 года. За период 50-70 лет Россия растеряла опыт работы в предпринимательской среде и с 90 гг. пришлось формировать новые институты в соответствии с требованием времени.
Трансформация институтов частной собственности в Российской экономике проходила в сложный кризисный период. Политика
государства характеризовалась максимальным дерегулированием рыночной экономики, и формирование рыночных институтов права проходило свободно при минимальном участии государства. Но рыночная экономика невозможна без государственного вмешательства, одна из основных функций государственной политики - сглаживание провалов рынка. Структурные сдвиги экономики, борьба с кризисом, либерализация предпринимательства, преодоление инфляции, оздоровление бюджета, реструктуризация внешнего и внутреннего долга, установление и защита прав граждан их безопасности требовало от государства создания современных, здоровых институтов общественных отношений.
При отсутствии государственного регулирования рынок заполнялся пресевдоструктурами, проходило бесконтрольное образование банков, финансовых и инвестиционных компаний, бирж, фондов, холдингов и т.п. Именно непродуманная политика государства, а точнее ее практически полное отсутствие, неразвитость новых институтов права развития рынка и поддержки предпринимательства характеризуют состояние институциональной среды того времени. Создание новых институтов определяет провалы и успехи переходного периода экономики России. Государство должно обеспечить трансформацию институционального строя без существенных коллапсов. Новые институты в условиях неопределённости и риска формировались на основе «привычных рутин». Частная собственность в России формировалась не за счет новых предприятий, а за счет приватизации государственной собственности. Реформы не предусматривали развитие новых форм предпринимательства, обеспечение необходимой полноты правопорядка и защиты частной собственности и контрактного права[2]. Приватизация не позволяла сформировать институты частной собственности, поэтому в России они находятся по сей день на достаточно низком уровне, и существующая инфраструктура поддержки предпринимательства также является несформированной.
Цель государства вывести предпринимательство из теневой экономики. Но некоторые правовые акты наоборот способствуют уходу «малышей» в тень. Так удвоение страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привело к сокращению их числа почти в два раза. Теневая экономика оказывает негативное влияние на развитие экономики и на принятие новых законодательных актов в том числе,увеличение налоговой нагрузки на легальный бизнес, что можетзагнать его в угол. Готовится законопроект о введении торгового сбора, который также может ухудшить положение бизнеса. Уход предпринимательства в теневую экономику ведет к сокращению поступлений в бюджет, к уменьшению инвестиций, сокращению производства и валового внутреннего продукта (ВВП).
Создание благоприятной среды бизнеса должно идти в трех направлениях: сокращение расходов государства и упрощение государственных процедур, и повышение качества институтов. Бюрократия, обременительные и расплывчатые нормы влияют отрицательно на ведение бизнеса, создание новых рабочих мест. Институты должны быть просты в применении и прозрачны. От этого зависит их исполнение и эффективность и как следствие благоприятные условия для ведения бизнеса.
По данным исследования «Ведение бизнеса» Россия занимает по благоприятности ведения малого и среднего бизнеса 92 место из 189. Это существенный прогресс по сравнению с 2013 годом, когда Россия была на 111 месте. В первую десятку по благоприятным институциональных условий вошли Сингапур, САР Гонконг, Китай, Новая Зеландия, США, Дания, Малайзия, Республика Корея, Грузия, Норвегия, Великобритания. Исследование включило в себя десять основных индикаторов на протяжении жизненного цикла организации: создание предприятия, получение разрешений на строительство,подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредита, защита прав инвесторов, налогообложение, осуществление внешнеторговой деятельности, обеспечение исполнения договоров,разрешение неплатежеспособности[3].
Президент РФ В.В. Путин поставил задачу к 2018 году подняться на 20 место по уровню благоприятности среды для ведения малого и среднего бизнеса.Правительство РФ на протяжении последних лет последовательно проводит политику, направленную на развитие и обеспечение эффективного функционирования малого бизнеса. В настоящее время правовой статус субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) законодательно определен и закреплен на федеральном уровне. Также сформирована нормативная база, конкретизирующая основные принципы регулирования их деятельно-
сти и направления оказания поддержки, устанавливающая плановые показатели, краткосрочные и долгосрочные цели и задачи.
Понятие поддержки трактуется в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее закон) следующим образом:
«.. .поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - поддержка) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства».
Законом сформулированы основные цели государственной политики в сфере развития малого бизнеса в РФ: формирование и развитие конкурентной среды в экономике РФ;обеспечение благоприятных условий для создания, становления и функционирования субъектов МСП;повышение уровня их конкурентоспособности;соде йствие им в реализации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на территории РФ и за рубежом;увеличение количества субъектов МСП, доли производимых им продуктов в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны, численности занятого и самозанятого в малом бизнесе населения и как следствие, увеличение налоговых поступлений в федеральные, региональные и местные бюджеты.
Основные принципы государственной политики включают:разграничение полномочий между органами разного уровня - федеральными, субъектов РФ и местного самоуправления;ответственность данных органов за обеспечение малого бизнеса благоприятными условиями;возможность участия субъектов МСП в формировании и реализации государственной политики;равный доступ к получению поддержки.
Закон о малом и среднем предпринимательстве определяет также принципы оказания поддержки. Всего указано пять основных принципов: заявительный порядок обращения; доступность инфраструктуры поддержки для всех имеющих право на ее использование субъектов; равенство при доступе к участию в программах поддержки; соблюдение требований Закона о защите конкуренции; оказание поддержки открыто.
На сегодняшний день единая комплексная федеральная программа поддержки МП в России отсутствует. Принят и реализуется ряд документов федерального уровня, в той или иной степени касающихся регулирования малого бизнеса. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. в каждом из разделов содержит положения о малом предпринимательстве. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. в разделе 12 определяет основные направления развития и государственной поддержки МП. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 гг. среди условий экономического роста определяет реформирование налогообложения МСП. В подразделе 4.4 «Малое и среднее предпринимательство» представлены общая динамика развития, основные направления поддержки, основные задачи и меры совершенствования государственной политики на период с 2012 года по 2015 год. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации до 2018 года» устанавливают приоритетные задачи развития экономики РФ, в том числе предлагается ряд упрощений регистрации МП: количество этапов регистрации снизить с девяти до трех, сократить время регистрации с тридцати до трех дней и уменьшить расходы на регистрацию.
Правом утверждать ведомственные программы развития наделены отраслевые федеральные органы исполнительной власти. К настоящему времени было принято шесть таких программ. Однако эти документы носили общий характер, содержательно не связанный с конкретными мероприятиями, и не нашли практического воплощения. Региональные программы приняты в большинстве субъектов РФ. Их отличает конкретизация: указаны мероприятия программы, ожидаемые результаты и целевые индикаторы, сроки реализации, финансовое и ресурсное обеспечение, экономическое обоснование, методики оценки социально-экономической эффективности, распределение полномочий и ответственности.
Рассмотрев законодательную базу, регулирующую поддержку МСП в РФ, можно сделать вывод, что нормативные акты принимаются на разных уровнях управления. Создана правовая и институциональная система поддержки МСП, функционирующая на федеральном и региональном уровнях. Эта работа, с одной стороны, позволяет улучшить ситуацию с правовым положением МП и добиться прогресса в формировании системы их поддержки. С другой стороны, правовые нормы разбросаны по обширному пласту законодательных актов, что затрудняет реализацию правоприменительной практики. Целесообразным шагом можно считать принятие федеральной программы развития МСП на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Этот шаг унифицирует различные аспекты как правового, так и практического характера и значительно упростит работу региональных властей. Кроме этого, общая координация позволит избежать диспропорций в масштабах страны, исключить противоречивость и несогласованность отдельных нормативных актов и предотвратить прецеденты ухудшения положения малого бизнеса, возникающие как побочный эффект частых изменений законодательства. Для комплексной помощи следует рассматривать меры государственной поддержки не как разовые мероприятия, а как непрерывный процесс взаимодействия государства и бизнеса, идентичный методам государственного регулирования экономики в целом.
Методы государственного регулирования принято подразделять на экономические и административные. Наиболее общими и перспективными к применению являются административные методы, которые предполагают создание благоприятных внешних условий путем формирования соответствующей нормативной базы, оптимального правового поля, контроля, пресечения фактов нарушений и злоупотреблений.
Экономические методы включают в себя три группы. Фискальные методы направлены на предоставление налоговых льгот, введение специальных налоговых режимов, на снижение налоговой нагрузки. Финансовые методы позволяют получить доступ к необходимым средства путем кредитования, получения микрозаймов, поручительств, субсидирования, совместного финансирования и т.п. Ресурсные методы включают в себя обучение и переподготовку кадров, информационное обеспечение, обеспечение доступа к государственным заказам, имущественную поддержку.
Методы государственного регулирования при оказании поддержки МП также разделяют на прямые и косвенные. К косвенным методам поддержки относятся: специальные налоговые режимы, ведение налогового, бухгалтерского, статистического и кассового учета по упрощенным формам; особенности участия в государственных закупках и контрактах; соблюдение прав субъектов МСП; создание специальной инфраструктуры поддержки.
Основные формы прямой поддержки включают в себя финансовую, имущественную, консультационно-информационную, а также помощь в подготовке и повышении квалификации работников, поддержку в области инноваций, производства и прочих приоритетных областях. Оказание данных форм поддержки осуществляется, преимущественно, на региональных уровнях. В связи с этим наблюдается диспропорция в структуре реально применяемых мер. «Результаты проведенного исследования позволяют уверенно говорить о недостаточном уровне использования, а в некоторых случаях - о полном игнорировании различных мер экономической политики в области развития малого бизнеса, на фоне усиленного напора на непосредственные формы поддержки и увеличения объемов финансирования. Поддержка малого бизнеса является не просто составляющей этой политики, а ее стержнем, на нее ориентированы практически все меры государственного регулирования (макроэкономическая и финансовая политика, налогообложение, научно-техническое развитие, региональное планирование, внешнеэкономическое регулирование)» [4].
Таким образом, гармоничное сочетание грамотной государственной политики и эффективных механизмов по ее выполнению является залогом успешной реализация основных направлений оказания государственной поддержки малому бизнесу.
В настоящее время в законодательстве РФ закреплены основные правоустанавливающие положении, определены цели, задачи и направления оказания поддержки. Практическая реализация прямых и косвенных мер поддержки осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях, с выраженной тенденцией к применению мер экономического воздействия - финансовой и имущественной поддержки. Одновременно с этим, слабо развиты
регулирование малого бизнеса на макроэкономическом уровне и координация работы всей системы. Целесообразно сконцентрировать основные мероприятия федеральной программы регулирования не на вливании финансовых ресурсов в сектор МСП, а на повышение качества регулирования данного сектора и широком использовании механизмов оценки регулирующего воздействия. Это позволит создать устойчивую систему, способную адаптироваться к изменчивым условиям внешней среды и обеспечить фундамент для роста и развития малого бизнеса в России.
Подводя итоги исследования институциональной среды можно выделить следующие проблемы: чрезмерное государственное регулирование; отсутствие координации мер реализуемых на федеральном, региональном и местном уровнях; часто меняющееся законодательство; большие налоговые нагрузки на МП; отсутствие увязки между целями, мероприятиями, затрачиваемыми ресурсами и результатами; недейственный механизм распределения субсидий между региональными бюджетами без учета их реальных потребностей; неэффективная система мониторинга за результатами;не достаточно результативная работа Федерального портала малого и среднего предпринимательства; нестабильность геополитической ситуации; непоследовательное и несистематическое информационное освещение программ поддержки; недостаточная публичность.
Развитие и совершенствование институтов должно проходить в России посредством формирования и развития прав частной собственности; антимонопольного законодательства; контрактного права; рыночного трудового права; защиты свободы торговли; интеллектуального права; конкурентной среды; поддержки предпринимательства и образования его новых форм; простых и прозрачных государственных процедур и подержания динамичной системы благоприятных условий для деятельности предпринимателей.
Зрелость и качество институциональной среды обеспечивают эффективность деятельности инфраструктурной поддержки МП и снижение трансакционных издержек, развитие инфраструктуры, скоординированность деятельности на всех уровнях управления.
Литература:
1. Костина Л.Г. Информация как фактор инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства: монография / Л.Г. Костина - Киров: КФ МГЭИ, 2004. - 144 с.
2. Полярус А.В. Институциональные аспекты развития предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2002. — № 12 (36). — c. 3-8. — http://www.creativeconomy.ru/articles/8561/.
3. Всемирный банк. 2013. «Ведение бизнеса 2014: Понимание регулирования деятельности малых и средних предприятий». Вашингтон: Группа Всемирного банка. DOI: 10.1596/978-0-82139615-5. Лицензия: Creative Commons Attribution CC BY 3.0.
4. Современные тенденции модификационной изменчивости региональной системы поддержки малого и среднего бизнеса / И.А. Гришин, Л.Д. Утюшева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. - 2013. - № 1. - С. 81-82.