Научная статья на тему 'Институциональная среда малого предпринимательства в повышении конкурентоспособности экономики'

Институциональная среда малого предпринимательства в повышении конкурентоспособности экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1451
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЭКОНОМИКА / A SMALL BUSINESS / AN INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / A COMPETITIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатова Татьяна Александровна

Показана роль институциональной среды в развитии малого предпринимательства на региональном и местном уровне. Выделены основные институциональные факторы его развития. Определены основные социально-экономические факторы развития малого предпринимательства с учетом зарубежного и отечественного опыта с разработкой конкретного инструментария развития и поддержки малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INSTRUMENTATION ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL-SCALE BUSINESS AND REGIONAL AND MUNICIPAL ECONOMY COMPETITIVENESS FORMATION

The institutional environment and its factors for small-scale business are analyzed. The author made practical approaches to the mechanism of municipal and regional policy of the small-scale business maintenance and development, taking into consideration both foreign and domestic experience. The author also elaborates tools for business maintenance and development.

Текст научной работы на тему «Институциональная среда малого предпринимательства в повышении конкурентоспособности экономики»

Если сравнивать предлагаемую модель с оптимизационной моделью, то она является более адекватной с позиции детального учета различных компонентов общих затрат предприятия, а также с позиции детального описания ОПФ, закупаемых в ходе реализации проекта. Причем методики расчета данных компонентов соответствуют законодательной базе при одновременном сохранении оптимизационного режима модели в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что предложенный вариант комбинирования оптимизационного и имитационного подходов в области оценки и анализа реальных инвестиций дает ряд улучшений по отношению к оптимизационному варианту, при этом существенно не

изменяя области применения и сохраняя свои ключевые преимущества в сравнении с имитационным подходом.

Библиографический список

1. Горбунов, М. А. Об одном алгоритме расчета прибыли, используемом при анализе задачи оптимального управления реальными инвестициями предприятия / М. А. Горбунов, А. В. Медведев. // Соврем. проблемы информатизации в экономике и обеспечении безопасности : сб. тр. 2007. Вып. 13. С. 37-41.

2. Старик, Д. Э. Оценка эффективности инвестиционных проектов / Д. Э. Старик // Финансы. 2006. №9 10. С. 70-72.

M. A. Gorbunov, A. V. Medvedev

THE COMBINATION OF OPTIMIZATION AND SIMULATION APPROACHES BY VALUATION AND ANALYSIS OF REAL INVESTMENTS

A new approach in modeling of real investments is offered. It contains elements as the existing optimization and simulation approaches. The description of the offered mode structure its comparative analysis with the existing approaches is considered.

Keywords: real investment, projects estimation, optimization and simulation.

УДК 330.101.542

Т. А. Игнатова

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОВЫШЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ

Показана роль институциональной среды в развитии малого предпринимательства на региональном и местном уровне. Выделены основные институциональные факторы его развития. Определены основные социальноэкономические факторы развития малого предпринимательства с учетом зарубежного и отечественного опыта с разработкой конкретного инструментария развития и поддержки малого предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, институциональная среда, конкурентоспособная экономика.

Развитие конкурентоспособной региональной и местной экономики зависит от правильного выбора ее модели с выделением приоритетных сфер, имеющих экономический потенциал развития в условиях оптимально сформированной институциональной среды.

Под институциональной средой развития региональных и местных экономических систем понимаются устойчивые экономические и социальные связи между людьми, нормы и правила, на основе которых формируются экономические и социальные отношения в регионах и реализуется тот или иной способ хозяйствования. Институциональная среда способствует снижению управленческих рисков, снижению трансакционных затрат субъектов экономических отношений и увеличивает совокупный доход региона.

В настоящее время институциональная среда российской экономики не только имеет многочисленные административные барьеры, но и далека от благоприятной для

развития конкурентоспособности экономических субъектов, хотя в последнее время предпринимаются меры по изменению структуры российского производства и формированию инновационного сценария развития.

Как показывает мировая практика, высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост обеспечивают факторы, стимулирующие распространение новых технологий. Современные конкурентные преимущества территории можно реализовать не только за счет новых технологий производства, но и управления, организации продвижения товаров с использованием теории кластерного подхода и современных концепций инновационного развития с привлечением малого предпринимательства. Важным фактором повышения конкурентоспособности территории является кластерная модель с участием малого предпринимательства. Учитывая то обстоятельство, что последнее выступает основой формирования конкурентной рыночной экономики и при

группировке фирм в кластеры обеспечивает снижение трансакционных затрат, очевидно, что все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества. Выигрывает и регион.

Развитие малого предпринимательства в Красноярске характеризуется позитивными тенденциями. В 2006 г. число малых предприятий составило 6 779. По сравнению с 2005 г. их рост составил 111,7 %. В 2007 г. также сохранялась положительная тенденция в развитии малого предпринимательства. По данным департамента экономики города, осуществляющего мониторинг деятельности малых предприятий Красноярска, их число составило 11 740, а рост к предшествующему периоду - 173,1 %. Рост инвестиций в основной капитал увеличился на 68,3 %. Отметим однако, что существенная доля субъектов малого предпринимательства сосредоточена в торговле [1].

В Красноярском крае в 2007 г. действовало 15 879 субъектов малого предпринимательства, в 2006 г. - 10 500 [2], их рост к предшествующему периоду составил 151,2 %. Основная доля субъектов малого предпринимательства сосредоточена в оптовой и розничной торговле - 48,7 %, которая составляет 72,1 % во всем обороте малых предприятий по видам экономической деятельности. Доля малых предприятий сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства составляла 2,7 %, обрабатывающих производств

- 10,8 %. Представляется интересным, что большая часть инвестиций в основной капитал малых предприятий сосредоточена по таким направлениям, как операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (60 %), оптовой и розничной торговлей (22,8 %). На долю сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства приходится только 6,1 %, обрабатывающего производства -5,9 % [3].

В реализации крупнейших инвестиционных проектов на территории Красноярского края, на примере Нижнего Приангарья можно наблюдать, что выбранная стратегия развития практически исключает развитие в данном регионе малого и среднего бизнеса, особенно в благодатной для этого отрасли - лесной. Ускоренное строительство в 2007-2009 гг. ЦБК в Богучанах может привести к полной монополизации лесной отрасли [4. С. 45].

Таким образом, как в Красноярском крае, так и в Красноярске основная доля субъектов малого предпринимательства сосредоточена в торговле, также успешно развивается сфера операций с недвижимостью, что нельзя сказать об обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и других видах деятельности.

Следовательно, в развитии малого предпринимательства на региональном и местном уровне необходимо формировать эффективную институциональную среду, развивать инновационный сектор экономики, целенаправленно поддерживать субъекты малого предпринимательства с выделением приоритетов его развития. Одним из таких приоритетов является развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которая призвана формировать условия для создания и развития субъектов малого предпринимательства, для повышения их конкурентоспособности (учитывая незначительную долю малого инновационного бизнеса в экономике города). В 2006-2007 гг. в Красноярске из общего оборота

субъектов малого предпринимательства на инновационные производства приходилось менее 1 %. Это соотношение характерно и для структуры инвестиций в основной капитал организаций малого предпринимательства.

Важным направлением инфраструктурной поддержки малого предпринимательства на муниципальном и региональном уровне выступает создание бизнес-инкубаторов, технопарков.

В 2006 г. в Красноярске начала работу автономная некоммерческая организация «Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор», учредителями которой стали администрация города и учебно-научно-инновационный комплекс СФУ.

На базе СибГАУ создается инновационная инфраструктура, включающая технопарк, центр трансфера и другие структуры, нацеленные на решение задач коммерциализации разработок и технологий. Технопарк планируется развивать при участии ОАО «ИСС», ОАО «Крас-маш» и институтов КНЦ СО РАН.

Для реализации идеи технопарка необходимо предусмотреть широкий спектр организационных, экономических мер, которые возможно предпринять при непосредственной поддержке и взаимодействии муниципалитета с региональными органами власти и другими заинтересованными структурами.

Другим важным направлением в создании инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является работа с венчурным фондом. В настоящее время венчурный фонд в Красноярске создан, однако какую роль он сыграет в развитии инновационного малого предпринимательства, покажет время.

Вклад отечественных венчурных фондов в повышение конкурентоспособности российской региональной экономики пока невелик. Реально в России существует два основных инвестора - ЕБРР и Правительство США, тогда как в странах ЕС более 50 % инвестиций в венчурные фонды поступает из банков и пенсионных фондов, участвуют также страховые компании, частные лица и государственные органы. Так, в Великобритании на национальный капитал приходится 55 %, на зарубежный -45 %, в Финляндии 87 % и 13 % соответственно [5. С. 56].

В России возможности по развитию венчурного капитала пока ограничены, и сложившаяся в формировании венчурного капитала тенденция такова, что механизм участия коммерческих банков слабо реализуем, а средства бюджетов не позволяют рассчитывать на их привлечение в объеме, достаточном для создания венчурных фондов.

На муниципальном уровне совместно с региональными органами власти требуется разработать механизм венчурного инвестирования для малого предпринимательства и разрешить такие проблемы, как отсутствие механизма сбора, обработки и анализа венчурных проектов; отсутствие механизма отношений с инвесторами (схем инвестирования, соотношения риска к возможным доходам); отсутствие базы данных и систем подготовки менеджеров, способных сопровождать венчурный проект; отсутствие реальных схем венчурного инвестирования и нормативно-правовой базы на муниципальном уровне.

Разрешение этих проблем будет способствовать активизации инновационной деятельности малых и средних предприятий, привлечению отечественных и зарубежных инвестиций и коммерциализации технологий города Красноярска и Красноярского края.

Одним из наиболее существенных недостатков инфраструктурной поддержки малого предпринимательства сегодня является слабая обеспеченность субъектов малого предпринимательства нормативно-правовой информацией. Поскольку проблема информатизации остро стоит в целом для города, требуется формирование современных проектов глобальной информатизации, в которых необходимо учитывать интересы малого предпринимательства по основным направлениям (таких, например, как информация о франчайзинге от представителей российского и иностранного бизнеса; потенциальные и реальные возможности расширения и углубления кооперационных связей крупного и малого бизнеса на контрактной и субконтрактной основе; лизинговая информация и т. д.).

Институциональная среда в развитии малого предпринимательства охватывает также систему отношений его субъектов с другими участниками рыночных процессов, что позволяет снижать рыночные трансакции.

Специфика социально-экономических факторов развития малого предпринимательства учитывает трансакционные издержки, снижение в которых рыночных и внутрифирменных трансакций способствует развитию его инвестиционной деятельности. Выделим основные из них: лизинг, франчайзинг, субподряд.

Использование лизинга как широко применяемого в мировой практике инструмента производственного инвестирования является важным фактором развития конкурентоспособности малого предпринимательства. Основное преимущество лизинга сводится к тому, что малое предпринимательство получает возможность задействовать объемы инвестиций, недоступные для его собственного накопления, выходить на рынок современных технологий.

Практика предоставления гарантий и распределения рисков с участием малого предпринимательства между участниками лизинговой сделки в нормативном плане пока отрегулирована недостаточно. Особенно это касается того, какие конкретные риски лизингодателя должны быть покрыты гарантией/поручительством или заранее скалькулированы в величину лизинговых платежей. Сегодня у начинающих малых предприятий, не имеющих возможности представить потенциальному лизингодателю исчерпывающую информацию за предшествующие 2-3 года своей деятельности, лизингодатели требуют либо банковской гарантии, либо поручительства. Для малого предпринимательства банковские гарантии либо недостижимы, либо, с учетом их цены, сводят к нулю эффективность лизинговой сделки.

Поэтому при выработке государственной инвестиционной политики должны учитываться особенности лизинговых операций с малыми предприятиями и создан механизм доступа малого предпринимательства на рынок этих услуг.

Положительным моментом является то, что в последнее время делается возможным субсидирование процентной ставки по лизинговым платежам.

Франчайзинг как система льготного предпринимательства, в той или иной форме существует во многих развитых странах. Он основывается на контрактных взаимоотношениях между франчайзером и предприятием-оператором, в рамках которых франчайзер предлагает или обязуется поддерживать такие области функционирования предприятия, как ноу-хау и обучение. Но при этом оператор ведет дело, используя общую торговую марку и технологию, владельцем которых является франчайзер, он же и контролирует их. Существенным моментом является то, что оператор (малое предприятие) приобретая разработки франчайзера, сокращает риск, связанный с открытием нового бизнеса.

Как отмечает ряд авторов [5; 6], будущее российского малого предпринимательства определяется возможностями формирования тесных кооперативных связей малых и крупных предприятий. Основной формой взаимодействия является система субподряда. При этом крупные предприятия предоставляют малым предприятиям -своим субподрядчикам - в аренду помещения, средства производства, также обеспечивают их на льготных условиях сырьем и материалами. Использование субподряда приобрело чрезвычайно широкий масштаб в рыночной экономике. По имеющимся оценкам [6. С. 70], доля субподряда малого предпринимательства в развитых странах в производстве дорожно-строительного оборудования, электронной техники составляет 50.. .70 %. Например, зависимость крупного бизнеса от малого ярко иллюстрируется тем фактом, что доля комплектующих изделий в общей стоимости легковых автомобилей, выпускаемых германскими корпорациями «Фольсфаген» и «Даймлер-Бенц», достигает 60 %, а у ведущих автомобильных компаний Японии «Тойота» и «Ниссан» превышает 70 %. Как видно, в разных моделях рыночного хозяйства степень взаимодействия малого предпринимательства с крупным различна. Какова будет «степень плотности» этих связей в России, пока неясно, но очевидно, что эту систему надо развивать.

В региональном аспекте институциональная среда развития малого предпринимательства должна способствовать реализации и защите прав собственности, доступности аренды, защите выполнения контрактов, правил и механизмов, обеспечивающих подотчетность исполнительной власти обществу, созданию правовых, экономических и управленческих механизмов стимулирования вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции и т. д.

К основным институциональным факторам, способствующим развитию малого предпринимательства и повышению его роли в становлении конкурентных преимуществ региональных экономических систем можно отнести следующие:

- разработанную и утвержденную программу социально-экономического развития региона (города) с выделением подпрограммы развития малого предпринимательства со сценариями развития, в том числе и инновационным, программными мероприятиями и механизмом реализации;

- приоритетные проекты, охватывающие национальный и международный уровень;

- инфраструктуру развития предпринимательства (бизнес-инкубаторы, технопарки и т. д.);

- совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, способствующей инновационному развитию региона и устойчивому формированию, развитию и реализации его конкурентных преимуществ с участием субъектов малого предпринимательства.

Институциональная среда региона взаимосвязана с институциональной средой страны. Поскольку институциональная среда состоит из правил, следование которым принесет выгоды всем хозяйствующим субъектам, то будут создаваться стимулы для экономического развития региона и страны. Институциональная среда будет более эффективной, если институты в большей степени будут снижать непроизводительную часть трансакционных издержек. По мнению Г. Ж. Колодко, более конкурентоспособна инфраструктура институтов американской экономики по сравнению со странами ЕС, «американские институты менее бюрократизированы, нежели их аналоги в странах ЕС, поэтому они обеспечивают благоприятную среду для развития бизнеса и роста конкурентоспособности предприятий [7. С. 27]. Ярким примером страны - лидера в мировой конкурентоспособности за счет высокотехнологичного экспорта - является Финляндия. Страна превратилась в высокотехнологичную благодаря развитию институциональной среды - поддержкой со стороны государства долгосрочной стратегии компании «Нокиа», малых и средних предприятий и сформированной эффективной системы взаимодействия крупного, малого и среднего бизнеса.

В региональном аспекте институциональная среда должна быть ориентирована на создание правовых, экономических и управленческих механизмов стимулирования вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции, формирование конкурентных преимуществ региона.

К институциональным факторам, способствующим развитию конкурентных преимуществ территории, могут быть отнесены следующие:

- повышение конкурентоспособности местных производителей продукции и услуг, в том числе и субъектов малого предпринимательства;

- превращение региона в инновационный центр национального уровня с созданием инновационных кластеров с участием малого предпринимательства;

- повышение эффективности взаимодействия участников инновационного процесса в рамках региональной инновационной системы.

Для этого необходимо формировать спрос на инновации и стимулировать увеличение их предложения. Позитивным примером формирования инновационного спроса и увеличения инновационного предложения в Сибирском регионе стала Межрегиональная конференция «Инновации - городам Сибири», которая состоялась 9 июня 2008 г. в Новосибирске с привлечением научных организаций, инновационных малых предприятий и представителей власти. В рамках данной конференции были представлены конкретные инновационные проекты малых предприятий и определились потенциальные инвесторы в различных регионах Сибири.

В условиях финансового кризиса институциональная среда должна быстро реагировать и корректировать подходы к созданию конкурентоспособной модели региональной экономики с участием субъектов малого предпринимательства как наиболее мобильных агентов рыночных отношений.

В институциональных преобразованиях необходимо решить ряд задач.

Во-первых, это повышение эффективности управления на федеральном, региональном и местном уровнях для создания конкурентоспособной модели региональной экономики. Для этого необходимо совершенствовать систему земельных, имущественных отношений, а также формировать конкурентные процедуры госзакупок, совершенствовать налогово-бюджетную систему, формировать доступную систему кредитования малого предпринимательства, формировать инновационную инфраструктуру с участием субъектов малого предпринимательства.

Во-вторых, расширение участия гражданского общества в институциональных преобразованиях. Гражданское общество является саморазвивающейся и самоуправляющейся системой. Одной из важнейших характеристик эффективного развития общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. Например, инициатива объединения предпринимателей оказалась способной корректировать законы о развитии малого и среднего предпринимательства на региональном и федеральном уровне. В результате, в России появился Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [8].

В Красноярске накоплен положительный опыт использования гражданских инициатив в проведении ежегодных форумов при взаимодействии общества, власти и бизнеса.

В-третьих, необходимо решить задачу формирования эффективного инновационного сектора с развитием малого и среднего бизнеса. В развитых странах стимулирование рынка высокотехнологичной продукции осуществляется с помощью системы закупок продукции у инновационного бизнеса. Для этого в бюджете США, например, предусматривается определенный процент [6. С. 119]. В российской системе госзаказов можно предусмотреть обязательный процент для закупок высокотехнологичной продукции у малых фирм, тем самым будет активно стимулироваться развитие малого инновационного бизнеса.

В Красноярске и Красноярском крае действуют программы поддержки и развития малого предпринимательства, в которых предусмотрены различные формы финансовой, информационной поддержки. Важным моментом является субсидирование процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам, а также создание инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.

Однако пристальное внимание необходимо сосредоточить на инновационном развитии малого предпринимательства, так как этот сектор экономики слабо развива-

ется как в регионах, так и в целом по России. Всем уровням власти необходимо поддерживать инновационно активное малое предпринимательство, поскольку планируется удвоение доли высокотехнологичной продукции в ВВП страны к 2020 г.

Таким образом, только эффективное взаимодействие власти, бизнеса и общества приведет к положительным преобразованиям в институциональной среде для развития малого предпринимательства на региональном и местном уровнях в целях повышения конкурентоспособности региональной и местной экономики.

Формирование региональной и муниципальной политики поддержки и развития малого предпринимательства должно скорректировать основные подходы к роли малого предпринимательства в региональной экономике по созданию условий для реализации основных социально-экономических факторов его развития, с выделением приоритетов его развития и с усилением его инновационной составляющей.

В становлении конкурентоспособной региональной экономики необходима научно обоснованная инвестиционная программа края на долгосрочную перспективу, в которой была бы отражена кластерная модель с участием малого предпринимательства с соответствующими структурами и организациями для создания прочной системы развития малого предпринимательства в целях обеспечения конкурентоспособности экономики города и региона с использованием потенциала субъектов малого предпринимательства.

Библиографический список

1. Мониторинг деятельности малых предприятий г. Красноярска в 2007 году [ Электронный ресурс] // Красноярск. Администрация города. Новости. Электрон. дан. 31.03.2008. Режим доступа: http://www.admkrsk.ru/ doc.asp?id=24364. Загл. с экрана.

2. Экономика Красноярского края в 2007 году : статистический ежегодник N° 1-12 // Красноярскстат. Красноярск, 2008.

3. Социально-экономическое положение Красноярского края в 2007 г. : доклад №9 1-1 // Красноярскстат Красноярск, 2007.

4. Нижнее Приангарье на новом этапе освоения возможности формирования промышленных кластеров / В. В. Воробьева, Т. Н. Носикова, В. Д. Ионова, В. Ю. Малов // Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва. Новосибирск, 2007.

5. Власов, А. Венчурный капитал и малое предпринимательство / А. Власов // Общество и экономика. М. : 1999. №> 2. С. 93-99.

6. Бухвальд, Е. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства / Е. Бухвальд, А. Виленский // Вопр. экономики. 1999. №9 12. С. 66-78.

7. Колодко, Гж. В. Великий постсоциалистический поворот / Гжегож В. Колодко. СПб. : Юридический центр Пресс, 2006.

8. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон : [24 июля 2007 г. №> 209-ФЗ]. Рос. газ. 2007. №> 4427.

T. A. Ignatova

THE INSTRUMENTATION ENVIRONMENT FOR THE DEVELOPMENT OF SMALL-SCALE BUSINESS AND REGIONAL AND MUNICIPAL ECONOMY COMPETITIVENESS FORMATION

The institutional environment and its factors for small-scale business are analyzed. The author made practical approaches to the mechanism ofmunicipal and regional policy of the small-scale business maintenance and development, taking into consideration both foreign and domestic experience. The author also elaborates tools for business maintenance and development.

Keywords: a small business, an institutional environment, a competitive economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.