Научная статья на тему 'Институциональные аспекты регулирования рынка труда в сибирских регионах'

Институциональные аспекты регулирования рынка труда в сибирских регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова Н. К.

В статье анализируется состояние инфраструктуры рынка труда в сибирских регионах, определены основные направления ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михайлова Н. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The infrastructure state of the labor-market in Siberia is analyzed, its main improvement trends are determined in the article.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты регулирования рынка труда в сибирских регионах»

УДК 331.52 (571.1)

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

В СИБИРСКИХ РЕГИОНАХ

Н. К. Михайлова

В статье анализируется состояние инфраструктуры рынка труда в сибирских регионах, определены основные направления ее совершенствования.

The infrastructure state of the labor-market in Siberia is analyzed, its main improvement trends are determined in the article.

Ключевые слова: рынок труда, инфраструктура, регион, межрегиональные связи.

Исследование основных рынков труда сибирских регионов (Кемеровская, Новосибирская, Томская области и Алтайский край) свидетельствует об определенных проблемах в процессе его регулирования. Среди них: несбалансированность спроса и предложения труда, недостаточность и низкая эффективность мер по стимулированию межрегиональной миграции в регионы с благоприятной конъюнктурой на рынке труда, неразвитая инфраструктура рынка труда, слабое информационное обеспечение межрегиональных взаимодействий на рынке труда.

Главной проблемой рынка труда в сибирских регионах является несбалансированность спроса и предложения труда. Минимизация дисбаланса может достигаться не только за счет мер, обеспечивающих соразмерное предложению увеличение рабочих мест и способствующих росту конкурентоспособности работников, но и спонтанным движением свободной рабочей силы к лучшим условиям занятости. В этом случае активная политика на рынке труда должна быть направлена на смягчение структурных перекосов за счет развития мобильности работников, их профессиональной адаптации к заявленному спросу и содействия трудовой миграции в регионы с благоприятной конъюнктурой. Рост трудовой мобильности становится важнейшим средством сдерживания безработицы.

Реформы 1990-х годов разрушили планомерную систему движения кадров и пока не создали достаточных условий для самодвижения трудоспособного населения. Специалисты, занимающиеся проблемами рынка труда, считают, что главной причиной этого является наличие барьеров, сдерживающих движение рабочей силы. Эти барьеры можно разделить на следующие виды: административные, экономические, психологические и информационные. Говоря об административных ограничениях, прежде всего следует отметить наличие института прописки, который формально просуществовал до 1993 года. В соответствии с Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» была отменена прописка, а взамен был введен регистрационный учет граждан, основанный на заявительном порядке прописки (вместо разрешительного) [1]. Однако руководители ряда регионов заявили о непризнании этого закона, который, по их мнению, приводит к взвинчиванию цен на жилье, усилению конкуренции за рабочие места, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру. По сути, в ряде регионов со-

храняется разрешительная процедура прописки для мигрантов.

Административные ограничения продолжают существовать в виде разного рода местных правил регистрации и учета прибывших. При найме на работу по-прежнему предпочтение отдается лицам, имеющим постоянную прописку.

Среди экономических барьеров выделим наиболее значимые. Во-первых, это отсутствие емкого рынка жилья и высокие цены на него, особенно в крупных мегаполисах. Во-вторых, монопольное положение транспортной системы, дорогие билеты на любые виды транспорта. В-третьих, наличие льгот и прочих преимуществ, которых работник лишается при переходе на другое место работы. Указанные выше барьеры вынуждают работника быть прикрепленным к одному предприятию и региону. Это вызывает низкую мобильность рабочей силы, ее неспособность перемещаться вслед за капиталом, что усугубляет тяготы региональной безработицы.

Еще большее влияние на возможность перемены места и вида работы оказывают такие субъективные факторы, как привычка к определенному труду, местности, увлечение своей специальностью, неопределенность, которая ждет работника на новом месте, а также инерция и установившиеся стереотипы поведения. Инертность процессов, протекающих в сфере обыденного сознания, обусловливает неспособность многих людей занять свое место на современном рынке труда. Неподготовленность населения к восприятию новых хозяйственных явлений и их негативных последствий, неустойчивость жизненного положения затрудняют его адаптацию к условиям и правилам рынка труда. Так, например, государственный патернализм в дореформенный период сформировал у работников две очень важные установки: «государство всегда обеспечит работой» и «переход с одного места на другое - негативное явление». Обе эти установки, укоренившиеся в сознании большинства занятых, препятствуют трудовой мобильности - одному из основных условий развитого рынка труда.

Наконец, следует назвать информационные ограничения. Для функционирования рынка труда необходимы «прозрачность», доступность и оперативность информации на рынке труда. Однако работник зачастую не располагает информацией о наличии вакансий не только в стране и регионе, но и даже в самом городе. При принятии работником решения о переезде недостаточно располагать только информацией о наличии вакансий. Информация должна

быть более полной, она должна содержать сведения об условиях труда и жизни в регионе. На наш взгляд, снятие ограничений, сдерживающих движение рабочей силы между территориями, является важнейшим условием формирования рынка труда как в России в целом, так и в крупных экономических районах.

Одним из направлений формирования рынка труда в Западной Сибири является его инфраструктурное обустройство. Инфраструктура функционирует для создания общих условий воспроизводственного процесса. Условия воспроизводства любого ресурса, в том числе и труда, зависят от того, какая модель хозяйствования используется в экономике. При формировании и начале функционирования системы рынков возникает необходимость в создании комплекса организаций, которые обеспечивали бы нормальное действие и взаимодействие составных элементов рынка на основе оказания специальных видов услуг. Это служит основным фактором для появления такого образования, как рыночная инфраструктура.

Анализ литературы показал, что в научных кругах пока не сложился четкий понятийнотерминологический аппарат теории рыночной инфраструктуры. Часто происходит смешение понятий «рыночная инфраструктура», «инфраструктура рынка». Мы считаем, что утверждение их синонимичности необоснованно. «Рыночная инфраструктура» -понятие более широкое по сравнению с понятием «инфраструктура рынка». Первое включает все связи между элементами хозяйственной системы, характеризует развитость рыночной среды. Второе же следует рассматривать как совокупность институтов конкретного рынка, обеспечивающих его функционирование.

Функционирование рынка труда, в Западной Сибири в том числе, происходит под воздействием формирования и развития его инфраструктурного обустройства. Наличие или отсутствие развитой инфраструктуры рынка труда является важным критериям его исторической зрелости. Без инфраструктуры рынка труда невозможно становление развитого гибкого рынка труда.

В современных условиях, когда первостепенное значение приобретает сфера согласования интересов работодателей и наемных работников, одним из важнейших аспектов создания инфраструктуры рынка труда является институциональноорганизационное оформление особого вида деятельности, набора специальных услуг, направленных на сближение спроса на рабочую силу и ее предложения, целью которых является достижение баланса на рынке труда.

Перейдем к описанию того, как, на наш взгляд, должна быть организована инфраструктура рынка труда. Сначала дадим схематическую характеристику ее функций и субъектов, реализующих их выполнение, а затем проанализируем процессы формирования инфраструктуры рынка труда в сибирских регионах.

Одной из важнейших целей рыночной экономики, как известно, является достижение эффективной

занятости. Для достижения данной цели необходимо поддержание равновесия между спросом и предложением рабочей силы на уровне, который обеспечивает максимально возможную при данных ограничениях (необходимость обуздания инфляции, сокращение бюджетного дефицита и т. д.) занятость. Эффективную занятость можно рассматривать как важнейшую социально-экономическую функцию рынка труда. В современной экономике ее выполнение обеспечивается институтами (организациями и видами деятельности), совокупность которых и образует инфраструктуру рынка труда. Таким образом, главной функцией инфраструктуры рынка труда является его регулирование в целях достижения эффективной занятости.

На основе сказанного выше можно сделать вывод о том, что инфраструктура рынка труда по существу представляет собой встроенный в него блок регулирования. Чтобы справиться со своими задачами, инфраструктура должна выполнять ряд частных функций, которые реализуются на практике с помощью определенных видов деятельности. Мы рассматриваем систему регулирования рынка труда как трехуровневую систему, ее основными уровнями являются федеральный, межрегиональный и региональный уровни. Инфраструктура рынка труда крупного экономического района не дублирует функций соответствующих инфраструктур других уровней. Так, например, межрегиональная инфраструктура рынка труда не решает задач по социальной защите безработного населения, т. к. эти меры осуществляют центры занятости на местах. Нормотворчество является прежде всего прерогативой инфраструктуры рынка труда федерального уровня.

Инфраструктура рынка труда в крупном экономическом районе выполняет, на наш взгляд, следующие функции.

Первая функция - посредническая, она состоит в оказании услуг, способствующих согласованию спроса на рабочую силу и предложения. Реализация этой функции предполагает трудовое посредничество: коммерческое и некоммерческое трудоустройство, подбор персонала по заказам предприятий. Вторая функция - информационная. Инфраструктура рынка труда обеспечивает участников рынка труда необходимой информацией. Реальные и потенциальные носители рабочей силы благодаря этой информации имеют возможность принять решение о своей переквалификации, повышении квалификации, получении образования, о переезде в другую местность или регион. Третья функция - организационная, она состоит в организации переселения и трудоустройства населения депрессивных районов, а также трудоустройство вынужденных переселенцев.

Функции инфраструктуры рынка труда выполняются организациями, находящимися на разных уровнях экономической и управленческой иерархии. Основными элементами инфраструктуры рынка труда являются: государственная служба занятости (региональные и местные центры занятости), федеральная миграционная служба (ее представительства в регионах), негосударственная (альтернативная)

служба занятости, службы трудоустройства, консал- ствующие на рынке труда сибирских регионов объ-тинговые фирмы, рекрутинговые фирмы, учебные екты инфраструктуры.

центры и т. п. В таблице 1 охарактеризованы суще-

Таблица 1

Сравнительная характеристика объектов инфраструктуры рынка труда в сибирских регионах

Объект инфраструктуры Обслуживаемая территория Номенклатура услуг

Государственная служба занятости Территория республик, краев и областей (города, административные районы, сельские населенные пункты) Определена законодательством, достаточно широка

Федеральная миграционная служба Крупные города Определена законодательством и ограничена достаточно узкой сферой деятельности на рынке труда

Негосударственные (альтернативные) службы занятости, консалтинговые и рекрутинговые фирмы, учебные центры и т. п. Крупные города Определяется самостоятельно в зависимости от целей деятельности

Государственным субъектам инфраструктурного обустройства отводится роль главного звена, они должны согласовывать свою деятельность и координировать развитие всех остальных субъектов инфраструктуры рынка труда. Их приоритетное положение объясняется преимуществами, которые они получают в переходный период. Эти преимущества состоят в том, что государственная служба занятости занимается реализацией целенаправленной политики занятости населения, интегрированной в общую социально- экономическую политику, имеет государственную поддержку и программу развития, бесплатно оказывает услуги всем категориям населения, эти услуги доступны для населения всей территории России.

Применение элементов системного подхода при изучении инфраструктуры рынка труда в сибирских регионах и позволяет оценить ее состояние, показать внутренние и внешние связи. Инфраструктура рынка труда рассматривается как система, которая формируется и действует в новых внешних условиях. Последние, в свою очередь, формируются, а также активно изменяются с развитием организаций. По нашему мнению, инфраструктура рынка труда относится к открытым социальным системам [2]. Ее эффективное функционирование подразумевает адаптивность, быстрое реагирование на изменение окружающей среды, соответствие общественным ожиданиям. В качестве факторов активного воздействия на формирование инфраструктуры рынка труда, ее развитие, реализацию функций выступают население, хозяйство и территория.

Влияние территориального фактора проявляется в размещении объектов инфраструктурного обустройства и стремлении оптимизировать это размещение. Критерием оптимальности в этом случае служит доступность для населения требуемой услуги. Для Западной Сибири весьма актуальным является решение задачи распространения подобных услуг вширь по территориям. Состояние хозяйства Западной Сибири отличается территориальной дифференциацией негативных тенденций, что создает различные условия на региональных рынках труда. На формирование этих тенденций значительно влияют

также особенности структуры населения, которые обусловливают процессы высвобождения, притока трудоспособного населения, развития и трансформации системы профобразования и переподготовки.

На наш взгляд, уровень и тенденции безработицы в регионах, с одной стороны, отражают влияние стихийных факторов на формирование рынка труда, а с другой - испытывают регулирующее воздействие со стороны инфраструктуры рынка труда.

Широко применяется в исследованиях рынка труда за рубежом теория поиска работы, предметом ее изучения являются система поиска работы и ее элементы: каналы, потоки информации, процесс найма, специфическое поведение субъектов рынка труда. Теория поиска работы выделяет три стадии в процессе приобретения нового места: сбор информации об имеющихся вакансиях, принятие решения о подаче заявлений на заполнение вакансий, получение предложения на какое-либо заявленное рабочее место. Роль инфраструктуры рынка труда наиболее существенна на первой стадии этого процесса. Она поставляет на рынок труда информацию о формальных каналах найма и создает формальную информационную сеть.

Учитывая принципы формирования инфраструктуры рынка труда, такие, как: первоочередность развития по сравнению с инфраструктурой других рынков в целях сохранения социальной стабильности, дополняемость и согласованность между ее звеньями, регулируемость процесса со стороны государства, органическое включение инфраструктурного обустройства рынка труда во всю рыночную инфраструктуру, можно утверждать, что инфраструктура рынка труда в сибирских регионах не может быть оценена как развитая система. Основанием для подобного вывода служат следующие явления: недостаточность необходимых звеньев, слабое взаимодействие между имеющимися звеньями, отсутствие их комплексного развития, несоответствие между спросом и предложением на ее услуги, региональными различиями в уровне ее развития.

Современная инфраструктуры рынка труда сибирских регионов еще несовершенна, назовем ее основные черты:

- слабое взаимодействие между элементами инфраструктуры;

- неравномерное развитие отдельных элементов инфраструктуры рынка труда;

- неполнота элементов системы инфраструктуры рынка труда;

- отсутствие разнообразия каналов найма и поиска информации и преимущественное положение отдельных из них.

Главным в совершенствовании инфраструктуры должно стать обеспечение лучшего взаимодействия в системе «работодатель-работник». Совершенствование должно осуществляться по следующим направлениям:

1) использование принципа партнерства в деятельности отдельных звеньев инфраструктуры рынка труда;

2) улучшение информационного обеспечения взаимодействий на рынке труда за счет создания интегрированной и подвижной системы информации, координации ее потоков;

3) выработка процедуры определения спроса на услуги и их адресность.

Реализация этих направлений предполагает создание межрегиональных посреднических агентств-ассоциаций и заключается в улучшении координации и системности при реализации мероприятий на рынке труда.

Способствуют совершенствованию инфраструктуры рынка труда развитие новых служб, дополняющих и обогащающих инфраструктуру рынка труда; создание центров по работе с различными категориями населения: консультационных бюро, информационных центров, исследовательских служб, служб развития карьеры. Это позволило бы заполнить пустующие ниши в институциональноорганизационном оформлении посреднической функции рынка труда и снизить степень монополизации на нем.

Расширение сфер деятельности объектов инфраструктуры рынка труда должна быть основана на новых эффективных методиках подсчета спроса на услуги и механизма определения реальной потребности в них. В качестве первоочередных мероприятий предлагается расширение номенклатуры консультационных и информационных услуг. Улучшение информационного обеспечения взаимодействия на рынке труда может быть достигнуто путем создания интегрированной и подвижной системы информации, координации ее потоков. Отсутствие или недостоверность информации на рынке труда, как известно, приводят к парадоксальной ситуации, когда безработица сосуществует наряду с нехваткой работников, причем структура свободных рабочих мест позволяет уменьшить уровень безработицы.

Как показал анализ, многие регионы не располагают центрами информации и банками данных по другим регионам и координацию не производят. Информация, как правило, в разных регионах не унифицирована, дублирована, представлена в очень различающихся между собой формах. Данные сети «Интернет» позволяют сделать вывод, что далеко не все Департаменты Федеральной государственной

службы занятости регионов Западной Сибири, альтернативные кадровые агентства участвуют в создании банка данных вакансий. Размещают и обновляют свои страницы в сети «Интернет» лишь отдельные кадровые агентства Западной Сибири. Большая часть кадровых агентств работают на достаточно узкий сегмент рынка труда, рынок специалистов среднего и высшего уровня.

Усложнение структуры взаимоотношений регионов и образование новых межрегиональных связей требуют создания соответствующих организаций и структур сбора, унификации, перераспределения, обмена и анализа массива данных. Межрегиональная информационная система рынка труда должна включать следующие блоки: первичный сбор данных, программу для их обработки, собственную локальную сеть, в частности, основанную на использовании сети «Интернет», что обусловливает необходимость «интернетизации» всех региональных служб занятости и негосударственных кадровых агентств.

Процесс создания специализированных информационных центров в каждом из регионов межрегиональных взаимоотношений не является достаточным для эффективной информационной поддержки, так как в этом случае возникают те же проблемы унификации информации. Изучение деятельности отделов информации при администрации регионов показало высокую вероятность того, что вышестоящие инстанции каждого их информационных центров будут независимо друг от друга вводить новые правила работы с информацией, вследствие чего проблема унификации и соответствия однотипных данных вновь приобретет остроту.

Для решения этих задач предлагается создать Межрегиональный информационный центр, который мог бы осуществлять не только формирование банков данных, но проектировку и экспертизу проектов и схем межрегиональных взаимодействий. Центр должен включать в себя три отдела: отдел сбора и систематизации информации, отдел анализа и экспертиз межрегиональных проектов, отдел сопровождения межрегиональной миграции.

В целях ознакомления граждан с информацией о возможности трудоустройства в другой местности центры занятости населения должны организовать свободный доступ к материалам, в которых представлена информация о наличии вакансий и свободных рабочих мест в организациях, расположенных в другой местности, а также о характере, режиме и условиях труда и льготах, предоставляемых работникам этих организаций, сведения о возможности обеспечения граждан жильем по месту работы в другой местности, адреса и телефоны агентств по найму жилья, других организаций, которые могут оказать содействие по данному вопросу.

Многие зарубежные и отечественные ученые-экономисты (Д. Норт, Д. Сакс, Р. И. Капелюшников, А. Олейник, А. Шаститко и др.) признают особую значимость институциональных преобразований для формирования легального рынка труда. Оценивая значение этого направления формирования рынка труда в странах с переходной экономикой, М. Бурда

пишет: «Установление набора стимулов на самом важном изо всех рынков, выбор институтов рынка труда окажутся решающими для проводящихся преобразований» [3].

Согласно определению видного представителя неоинституциональной теории Д. Норта, «институты включают в себя как формальные правила и неформальные ограничения (общепризнанные нормы поведения, достигнутые соглашения, внутренние ограничения деятельности), так и определенные характеристики принуждения выполнения тех и других». «Если институты - правила игры, - добавляет он, - то организации являются игроками» [4]. Применительно к рынку труда, на наш взгляд, следует придерживаться более узкой трактовки понятия «институт», делая акцент на его регулятивной и, в частности, правовой функции. Речь идет о межрегиональных соглашениях перераспределения рабочей силы, об обмене информацией между государственными и негосударственными службами занятости и трудоустройства, законодательном регулировании деятельности межрегиональных ассоциаций, координирующих деятельность посредников на рынке труда, и т. п.

Формирование неформальных институтов, прежде всего рыночных стереотипов поведения, привычек и установок, является длительным процессом, так как для обыденного сознания характерна высокая инерционность. Сложившиеся привычки к определенному труду, месту препятствуют трудовой мобильности. Рыночные стереотипы поведения предполагают активный поиск работы, готовность к смене места жительства и работы.

Таким образом, формирование рынка труда - это одновременный процесс становления не только рынка рабочей силы и рабочих мест, но и его инфраструктуры.

Территориальную несбалансированность спроса и предложения на рынке труда в сибирских регионах диктует необходимость разработки организаци-

онно-экономических мер по сближению спроса и предложения рабочей силы, направленных на снижение напряженности на региональных рынках труда, используя потенциал межрегиональных связей и координации деятельности соответствующих структур.

В этих условиях первостепенное значение приобретает институционально-организационное оформление особого вида деятельности, набора специальных услуг, направленных на сближение спроса на рабочую силу и ее предложения. Их целью является достижение баланса на рынке труда. Инфраструктура рынка труда по существу представляет собой встроенный в него блок регулирования, включающий три уровня, в том числе и межрегиональный. Инфраструктура рынка труда сибирских регионов еще несовершенна, что вызывает необходимость осуществления мер по ее совершенствованию. Инфраструктурное обустройство рынка труда в сибирских регионах является важнейшим условием эффективного функционирования рынка труда.

Литература

1. Российская Федерация. Законы. О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ [Текст] // Ведомости СНД и ВС. - 1993. - № 32.

2. Кравченко, К. Исследование организаций за рубежом (аналитический обзор) [Текст] / К. Кравченко // Социс. - 1994.- № 8 - 9. - С. 30 - 41.

3. Бурда, М. Институты рынка труда и экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы [Текст] / М. Бурда // Безработица, структурная перестройка экономики и рынка труда в Восточной Европе и в России. - М.: ИНФРА-М, 1995. - С. 68 - 90.

4. Норт, Д. Институциональные изменения: рамки анализа [Текст] / Д. Норт // Вопросы экономики.

- 1997. - № 3.- С. 24 - 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.