Научная статья на тему 'Институциональные аспекты развития рынка ипотечного кредитования'

Институциональные аспекты развития рынка ипотечного кредитования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИПОТЕЧНЫЙ КРЕДИТ / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / НЕДВИЖИМОСТЬ / КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артемкина Елена Вагидовна

Аннотация: Статья посвящена обзору сложившейся институциональной среды рынка и различным аспектам ее возможного совершенствования. В работе показано, что в настоящее время возможности развития рынка ипотечного кредитования исчерпаны, и для дальнейшего роста объема рынка и повышения его стабильности необходимо принятие системных мер, связанных с развитием рынка производных финансовых инструментов, снижения рисков кредитных организаций и развития конкуренции среди кредитных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты развития рынка ипотечного кредитования»

Е.В. Артемкина

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ИПОТЕЧНОГО

КРЕДИТОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена обзору сложившейся институциональной среды рынка и различным аспектам ее возможного совершенствования. В работе показано, что в настоящее время возможности развития рынка ипотечного кредитования исчерпаны, и для дальнейшего роста объема рынка и повышения его стабильности необходимо принятие системных мер, связанных с развитием рынка производных финансовых инструментов, снижения рисков кредитных организаций и развития конкуренции среди кредитных организаций.

Ключевые слова. Ипотечный кредит, финансовые рынки, институциональная среда, государственное регулирование, финансовые риски, недвижимость, кредитные организации.

Ипотечный рынок - один из наиболее значимых финансовых секторов для российской финансовой системы и объект постоянных дискуссий о развитии с позиции кредитных организаций и регуляторов. Кроме того, ипотечные рынки в настоящее время - единственная возможность приобретения жилья значительной частью населения, поэтому их развитие имеет наибольшее социальное значение среди всех видов финансовых рынков. Предметом дискуссии является не только выбор стратегии развития ипотечного кредитования, но и оценка существующего состояния ипотечного рынка. Целью данной работы является оценка институциональной среды рынка ипотечного кредитования на основе данных о результатах деятельности рынка 2008 - 1 полугодия 2012 года.

Анализируя статистические данные о рынке ипотечного кредитования, можно сказать, что нормативное регулирование, и предоставление ряда льгот кредитным организациям при предоставлении ипотечных кредитов, таких, как сниженная по сравнению с другими видами кредитования норма резервирования, обеспечило возможность создания ликвидного рынка, что, в свою очередь, позволило добиться существенного роста объема предоставляемых кредитов и повысило для банков привлекательность деятельности, связанной с ипотечными операциями.

Так, согласно статистике ЦБ РФ, количество кредитных организаций, предоставляющих ипотечные кредиты, возросло с 54,3% в первом полугодии 2008 года до 68,2% во втором полугодии 2012 года (таблица).

Следует отметить, что количество кредитных организаций, предоставляющих перекредитование ранее выданных кредитов, в настоящее время, по сравнению с «кризисным» 2009 годом, возросло в 8 раз, что говорит о развитии производных финансовых инструментов и расширении возможностей потребителей, а также о создании условий для усиления конкуренции.

Согласно ряду программных документов, развитие ипотеки является одним из приоритетных направлений государственного регулирования финансовых рынков. При этом роль государства в развитии ипотечного рынка проявляется не только в нормативном регулировании, но и в создании институциональной среды, позволяющей системно решить основные проблемы данного финансового рынка - уровень ставок и снижения рисков кредитных организаций при предоставлении кредитов.

Согласно сложившейся мировой практике, ипотечное кредитование жилья является основным способом финансирования рынка недвижимости, а также основным источником прибыли кредитных организаций при операциях, связанных с обслуживанием частных потребителей.

© Артемкина Е.В., 2013

Таблица

Количество кредитных организаций-участников рынка жилищного (ипотечного

жилищного) кредитования [5]

Количес тво действу ющих кредитн ых организа ций Количес тво кредитн ых организа ций, предост авляющ их жилищн ые кредиты Количество кредитных организаций, предоставля ющих ипотечные жилищные кредиты Количество кредитных организаций, приобретающ их права требования по ипотечным жилищным кредитам Количество кредитных организаций, осуществляю щих перекредитова ние ранее выданных ипотечных жилищных кредитов Количество кредитных организаци й, привлекаю щих рефинансир ование на вторичном рынке ипотечного кредитован ия

1 полугодие 2009 года 1 108 729 602 108 25 204

2 полугодие 2009 года 1 083 695 571 110 5 139

1полугодие 2010 года 1 058 699 584 117 5 167

2полугодие 2010 года 1 038 692 588 120 12 131

1 полугодие 2011 года 1 012 723 631 134 22 175

2полугодие 2011 года 1 000 718 638 138 17 146

1 полугодие 2012 года 978 731 658 142 34 168

2 полугодие 2012 года 965 722 658 142 40 149

Однако современные институциональные условия развития ипотеки фактически не предоставляют возможностей для дальнейшего развития. Так, согласно данным ЦБ РФ, с марта 2011 года по сентябрь 2012 года средняя ставка процента, под который были выданы ипотечные кредиты, фактически не изменилась (12,5% и 12,3% соответственно), при этом повышение средней ставки кредитования с11,6% в июне 2011 года до 12,3% в сентябре 2012 года не соответствует изменению ставки рефинансирования с 8% до 8,25%.

Динамика изменения разницы между ставкой рефинансирования и средней ставкой ипотечного кредита также говорит о том, что последние два года существенных улучшений институциональной среды ипотечного рынка не происходит. Так, если с 2008 года наблюдалось активное сокращение разницы между ставкой рефинансирования и средней ставкой кредита, с конца 2010 года изменений не происходит и данная разница составляет около 4%, что существенно выше сложившейся разницы в странах с более высоким уровнем развития ипотечного кредитования - 0,5-2%.

Кроме того, следует отметить тенденцию сокращения количества долгосрочных кредитов. Так, средний срок кредитования в сентябре 2012 года сократился по сравнению с сентябрем 2011 года на 10 месяцев (рис. 1). Данный факт может говорить о повышении платежеспособности населения и возможностях выплачивать большие суммы, однако в совокупности с показателем ставки данные факты свидетельствуют о том, что дальнейшее совершенствование должно быть связано с совершенствованием институциональной среды рынка ипотечного кредитования, и возможности снижения ставок не полностью зависят от снижения ставки рефинансирования.

Безусловно, «цена денег» в экономике является весьма значимым фактором, однако должно исследовать проблему развития ипотечного кредитования не только с самых общих макроэкономических показателей.

Рис. 1. Динамика изменения средней процентной ставки кредита и срока кредитования (источник данных: Центральный Банк РФ)

Как видно из данных статистики ЦБ РФ, одна из причин отсутствия снижения ставок ипотечных кредитов проявляется в достаточно высоком уровне рисков представления данных видов кредитов. Так, согласно данным ЦБ РФ, объем задолженности по предоставленным кредитам с сентября 2011 года по сентябрь 2012 года возрос более чем на 15%, при этом соответствующего роста объема выданных ипотечных кредитов не произошло (рис. 2). Данные факторы существенно увеличивают затраты на предоставление услуг по ипотечному кредитованию и повышают риски осуществления деятельности кредитной организации в целом.

Снижение рисков на рынке ипотечных кредитов - возможно, наиболее значимая задача нормативного регулирования рынка. Так, расширение деятельности банков и иных кредитных организаций на рынке ипотечных жилищных кредитов, включая деятельность по предоставлению кредитов, их обслуживанию, финансированию и рефинансированию связана, в первую очередь, с перераспределением рисков между участниками процесса и усилением регулирования деятельности, в том числе и с помощью Инструкций Центрального Банка РФ.

Следовательно, в настоящее время основными проблемами рынка ипотечного кредитования является растущий объем задолженности и отсутствие предпосылок для снижений ставок по кредитам, а также сокращение возможностей банков предоставлять кредиты на продолжительное время. При этом нормативное регулирование в настоящее время создало институциональную среду для осуществления кредитными организациями деятельности, позволяющей получать прибыль при операциях с ипотечным кредитованием.

Однако в настоящее время в современных исследованиях, посвященных российскому финансовому рынку, остается малоизученным вопрос влияния фактора конкуренции на развитие рынка ипотечного кредитования. Так, несмотря на то, что в России ипотечный кредит можно получить в 658 кредитных организациях, по данным

Агентства ипотечного кредитования и секьюритизации, лидером рынка остается Сбербанк [4], доля данной кредитной организации составляла в 2010 году - 49%, в 2011 году - 45%, а в первом полугодии - 44,8%. При этом доля основного конкурента - ВТБ-24 составляла 8,3%, 11,3% и 13,9% соответственно. При этом доли других кредитных организаций в соответствующие периоды не превышали 3%.

Рис. 2. Динамика изменения объема просроченной задолженности по ипотечным кредитам и объема выданных ипотечных кредитов (источник данных: Центральный

Банк РФ)

Развитие рынка ипотечного кредитования на стадии становления могло быть связно с концентрацией доли рынка одной кредитной организации, однако, как показывает практика функционирования данного рынка, дальнейшее развитие рынка на основе модели доминирования может привести к необоснованным ограничениям деятельности, снижению эффективности и созданию ограничений входа на рынок. В том числе, данный вывод касается и кредитных организаций с иностранным участием, имеющим возможности привлечения кредитов на межбанковском рынке по ставке Libor. Так, в настоящее время доля государства в финансировании ипотеки достаточно велика - в 2010 году она составляла 78%, в 2011 году - 70%, а в 1полугодии 2012 года -73%.

Создание эффективного рынка ипотечных кредитов возможно только при активной поддержке государства, однако государственная поддержка должна осуществляться лишь в объемах, необходимых для становления рынка, и постепенно снижаться и пере ориентироваться на программы обеспечения жильем отдельных социальных групп, для которых жилищное финансирование недоступно.

Литература

1. ФЗ №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 // Правовая система «Консультант».

2. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / Науч. ред. Е.Т. Гайдар, Ин-т экономики переходного периода. - М.: Проспект, 2010. - 654 с.

3. Рынок ипотечного кредитования в 1 полугодии 2012 года // Бюллетень ЦБ РФ [Электр. ресурс]: http://www.cbr.ru/statistics/ipoteka/am_1-2012.pdf.

4. Официальный сайт Агентства ипотечного кредитования и секьюритизации [Электр. ресурс]: http://rusipoteka.ru/ipoteka_statistika_ipotechnoe_kreditovanie_v_cifrah.

5. Официальный сайт ЦБ РФ [Электр. ресурс]: http://www.cbr.ru/statistics/ UDStat.aspx?TblID=3-1&pid=ipoteka&sid=ITM_8591.

Е.А. Асатрян

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ PRIVATE BANKING-ПЕРСПЕКТИВЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

Аннотация. В статье раскрыты особенности использования и внедрения инноваций на рынке private banking. Проанализирован зарубежный опыт применения инновационных продуктов и услуг в сегменте обслуживания состоятельных клиентов, в частности исследованы «экологические инвестиции», art-banking, инвестиции в вино. Выявлены предпосылки, условия и препятствия продвижения инновационных услуг для VIP-клиентов в России.

Ключевые слова. Банк, private banking, арт-банкинг, партнерские отношения, инвестиции.

Несмотря на постепенную активизацию деятельности российских банков в секторе private banking, спектр финансовых продуктов и услуг для состоятельных клиентов является все еще достаточно ограниченным. Изменение курса социально-экономической политики России, бурное развитие хозяйства, приход в банковскую систему РФ транснациональных финансовых структур, евроинтеграционные намерения и действия руководства государства ставят перед российской банковской системой новые задачи - повышение конкурентоспособности отечественных финансовых учреждений в сегменте рrivate banking путем внедрения и использования инновационных продуктов и услуг. В условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса российские банки теряют внушительное количество состоятельных клиентов, что в значительной мере связано с проведением необдуманной, поспешной политики их привлечения, обслуживания и удержания, а также отказом от использования специального инструментария управления ими [4]. Кроме того, в настоящий момент обострился конфликт интересов между клиентом и банком. Многие инвесторы просто разочарованы. Они осознали, что в тяжелые времена их никто не защитит и риск серьезных потерь ложится на их собственные плечи. При этом банк, как правило, остается в плюсе, добросовестно собирая плату за свои услуги. Изменить положение вещей к лучшему можно только с помощью перехода от традиционной линейки банковских продуктов и услуг к инновационным предложениям, включающим в себя новые модели партнерских отношений с клиентом.

Внедрение научных достижений и изобретений в организацию банковской деятельности, а особенно в сегмент состоятельных потребителей, обеспечивает постоянное обновление и улучшение банковских продуктов и применяемых технологий обслуживания клиентов. Именно поэтому исследование проблем, связанных с инновационной деятельностью отечественных банков на рынке private banking, является актуальным и своевременным.

© Асатрян Е.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.