Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / ИНФЛЯЦИЯ / АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ДЕФЛЯЦИЯ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АГЕНТЫ / ДОМОХОЗЯЙСТВА / ФИРМЫ / ГОСУДАРСТВО / ИНОСТРАННЫЙ СЕКТОР / РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / РЫНОК ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / МОНОПОЛИЯ / РАБОЧАЯ СИЛА / ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ / ПЕРЕЛИВ КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров Д.Г., Матиив В.М.

В статье рассматриваются макроэкономические причины инфляции в национальной экономике. Проведённый анализ позволил выявить институциональные причины роста инфляции в большинстве национальных экономик. Конфликт экономических интересов макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства, иностранного сектора) выражается в эгоизме, оппортунистическом и антагонистическом поведении агентов по отношению друг к другу. Все макроэкономические агенты (и, в первую очередь, государство) заинтересованы в монопольном росте цен. Нежелание агентов координировать свои интересы с интересами друг друга приводят к постоянному и устойчивому росту цен в большинстве институционально нескоординированных национальных экономик. Для преодоления и контроля инфляционных процессов в национальных экономиках предлагается, наряду с монетарной антиинфляционной политикой, проводить более жёсткую и последовательную институциональную антимонопольную, антиинфляционную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL ASPECTS OF STATE REGULATION OF INFLATION

The article examines the macroeconomic causes of inflation in the national economy. The analysis made it possible to identify the institutional causes of inflation growth in most national economies. The conflict of economic interest of macroeconomic agents (Households, Firms, the Government, and the Foreign Sector) is expressed in selfishness, opportunistic and antagonistic behavior of agents in relation to each other. All macroeconomics agents (and, first of all, the Government) are interested in monopoly price increases. The reluctance of agents to coordinate their interests with the interests of each other leads to a constant and steady rise in prices in most institutionally uncoordinated national economies. To overcome and control inflationary processes in national economies, it is proposed, along with monetary anti-inflationary policy, to pursue a more stringent and consistent institutional antimonopoly, anti-inflationary policy.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ»

Институциональные аспекты государственного регулирования инфляции

Александров Дмитрий Геннадьевич,

д.э.н., профессор, зав. Лабораторией макроэкономического анализа и прогнозирования Института проблем рынка РАН, Prof.Alexandrov@gmail.com

Матиив Виталий Михайлович,

к.э.н., доцент, с.н.с. Лаборатории макроэкономического анализа и прогнозирования Института проблем рынка РАН, 332211@mail.ru

В статье рассматриваются макроэкономические причины инфляции в национальной экономике. Проведённый анализ позволил выявить институциональные причины роста инфляции в большинстве национальных экономик. Конфликт экономических интересов макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства, иностранного сектора) выражается в эгоизме, оппортунистическом и антагонистическом поведении агентов по отношению друг к другу. Все макроэкономические агенты (и, в первую очередь, государство) заинтересованы в монопольном росте цен. Нежелание агентов координировать свои интересы с интересами друг друга приводят к постоянному и устойчивому росту цен в большинстве институционально некоординированных национальных экономик. Для преодоления и контроля инфляционных процессов в национальных экономиках предлагается, наряду с монетарной антиинфляционной политикой, проводить более жёсткую и последовательную институциональную антимонопольную, антиинфляционную политику.

Ключевые слова: институциональная координация, институциональный конфликт, инфляция, антиинфляционная политика, дефляция, макроэкономические агенты, домохозяйства, фирмы, государство, иностранный сектор, рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок экономических ресурсов, монополия, рабочая сила, финансовый капитал, перелив капитала.

Введение

Сегодня проблема инфляции не утратила своего значения и является одной из центральных проблем для национальных экономик многих стран. Особенно негативное воздействие инфляция оказывает на экономику развивающихся стран.

Следствием высокой инфляции являются:

- замедление темпов экономического роста;

- снижение реальных доходов населения;

- увеличение социально-экономического неравенства в обществе;

- рост бедности и социальной напряжённости в стране;

- снижение уровня и качества* жизни населения и

т.д.

*Скрытая инфляция - это «неблагоприятный отбор» или снижение качества товаров и услуг, предлагаемых фирмами, за «ту же цену», которое вызывает снижение уровня (количества потребления) и качества (потребительских свойств или полезности товаров и услуг) жизни.

В научной экономической литературе выделяют две основные теории инфляции в экономике:

1) количественная (монетарная) теория инфляции;

2) институциональная теория инфляции.

Количественная (монетарная) теория инфляции

Количественная теория объясняет инфляцию как чисто монетарное явление. По мнению сторонников монетарной теории, инфляция всегда и везде является чисто монетарным явлением.

"Inflation is always and everywhere a monetary phenomenon in the sense that it is and can be produced only by a more rapid increase in the quantity of money than in output" [1].

В соответствии с количественной (монетарной) теорией инфляции верно следующее утверждение: если предложение денег растёт, то растёт и общий уровень цен в экономике (См. рис.1).

Уравнение обмена И. Фишера выглядит следующим образом [2]:

M • V = P • Q, где:

M — Денежная масса или количество денег в обращении (Quantity of money);

V — Скорость обращения денег (Velocity of money);

P — Уровень цен (Price level);

Q — Реальный выпуск или (Real output)

V - Скорость обращения денег (Velocity of money, velocity of circulation) — средняя частота с которой денежная единица используется для покупки товаров и услуг за определённый период времени.

P • Q - это номинальный ВВП или Y nominal;

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о

M

to

ip

CS CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

Pi

t 1др

D -Q-

Vi"

AV

V

■o

o-

4>

<?H

AQ

M

AMI I

5 Mi

M

Ат = ( ——I х 100% = ( —- 11 х 100% = ( ——1-1 х

\ т / \т / V МХV }

100%;

Ат - изменение уровня денежной массы (рост); т - уровень денежной массы в базовом периоде;

т= Мх V;

М - денежная масса в базовом периоде; V - скорость обращения денег в базовом периоде; т± - уровень денежной массы в текущем периоде;

т1= Мг х У±;

М± - денежная масса в текущем периоде;

У± - скорость обращения денег в текущем периоде;

Мх > М; Мх - М= А м;

> V; V = АУ; АУ = X 100%% = 1) X 100%% = (Р1 Х р!<"с,РХ X 100%%; АУ - изменение величины дохода (рост); У - доход в базовом периоде; У = Р*(};

Р - уровень цен в базовом периоде; Q - объём выпуска товаров и услуг в базовом периоде; Уг - доход в текущем периоде;

Уг= Р±х (¡1:

Р1 - уровень цен в текущем периоде;

Q1 - объём выпуска товаров и услуг в текущем периоде;

Р± > Р; Р± - Р= А Р; (11 > <2 ; (¡1- (2= А12; Мх V = Рх (}; т = У; МхХ Уг= Р±Х Q1; тх = Уг;

Лт = ЛУ; Лт = S,

(W1ECGM1MB)

; лу= s,

(PP1DFHQ1Q)

Произведение P • Y real - это номинальный ВВП, поскольку

Y r

. ^nominal

а дефлятор ВВП это: P = F"°mi"ai; Y nominal = P • Q

^real

Преобразуя формулу И. Фишера можно определить скорость обращения денег:

PxQ

V = -

М

ВЫВОД: В случае, когда Ат = АУ происходит покрытие роста уровня денежной массы (Ат) ростом дохода (АУ).

Рис. 1. Графическое представление равновесия между уровнем денежной массы и доходом на макроуровне Покрытие роста дохода (АУ) ростом уровня денежной массы (Ат)

Часто уравнение обмена И. Фишера записывают следующим образом:

м • V = Р • Yreal, где:

М - количество денег в обращении;

V - скорость обращения денег, под которой понимается количество оборотов, которое делает в среднем за год одна денежная единица (доллар, фунт стерлингов, рубль);

Р - общий уровень цен (дефлятор ВВП);

Y геа1 - реальный ВВП;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В современной практике скорость обращения денег (V) рассчитывается следующим образом:

_ GDP

У~~М2

где:

GDP - Gross Domestic Product или ВВП - Валовой внутренний продукт,

М2 - Денежный агрегат M2 в среднегодовом выражении (Money and quasi money (M2) (current LCU) -Money and quasi money comprise the sum of currency outside banks, demand deposits other than those of the central government, and the time, savings, and foreign currency deposits of resident sectors other than the central government. This definition of money supply is frequently called M2) [3].

Количественная теория денег имеет три допущения:

1) Скорость обращения денег - постоянна (Velocity is constant);

2) Количество товаров, представленных на рынке (Q) не зависит от предложения денег (Real output (Q) is independent of money supply. Q is autonomous, determined by forces outside those in the quantity theory);

3) Причинно-следственная связь идёт от денег к ценам. (Causation goes from money to prices). Количественная теория утверждает, что уровень цен изменяется в зависимости от изменения количества денег. (The quantity theory says that the price level varies in response to changes in the quantity of money. %AM ^ %AP ).

Во время экономического спада правительство, в соответствии с количественной теорией денег, вынуждено проводить политику «дешёвых денег». Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику носит название «механизма денежной трансмиссии» или «денежного передаточного механизма» («money transmission mechanism»). Механизм денежной трансмиссии показывает, каким образом изменение предложения денег (изменение ситуации на денежном рынке) влияет на изменение реального объема выпуска (ситуацию на реальном рынке, т.е. рынке товаров и услуг).

Этот механизм может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Если в экономике спад, то центральный банк покупает государственные ценные бумаги ^ кредитные возможности коммерческих банков увеличиваются ^ банки выдают больше кредитов ^ предложение денег мультипликативно увеличивается ставка процента (цена кредита) падает ^ фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты ^ инвестиционные расходы растут ^ совокупный спрос увеличивается ^ объем производства мультипликативно растет. Следует иметь в виду, что на изменение ставки процента реагируют не только фирмы, изменяя величину инвестиционных расходов, но и домохозяйства, которые пользуются потребительским кредитом и при его удешевлении увеличивают потребительские расходы, а также иностранный сектор, увеличивающий расходы на

чистыи экспорт при снижении ставки процента, поскольку это ведет к снижению курса национальной валюты данной страны и делает её товары относительно более дешевыми и привлекательными для иностранцев.

Обычно правительства стран используют два вида финансирования бюджетного дефицита:

1) Монетарное финансирование - когда госдолг (некоторую его часть) у правительства покупает центральный банк;

2) Долговое финансирование - когда госдолг (некоторую его часть) покупают остальные финансовые инвесторы.

В процессе монетарного и долгового финансирования образуются эмиссионный доход или сеньораж и, так называемый, «инфляционный налог».

Центральный банк приобретает государственные ценные бумаги либо непосредственно у правительства (обычно под нажимом последнего), либо, что является сегодня общепринятой практикой, у кредитных организаций в ходе проведения операций рефинансирования на открытом рынке. Создаваемая в результате таких операций дополнительная денежная база образует эмиссионный доход государства, или сеньораж.

Если Центральный банк вынужден покупать у правительства государственные ценные бумаги (government bonds) для финансирования последним бюджетного дефицита, то увеличение предложения денег может вызвать рост инфляции в стране. Эта инфляция работает как своего рода налог на физических лиц и её часто называют инфляционным налогом, поскольку она снижает стоимость наличных денег.

Центральные банки должны сделать политический выбор:

- «разжечь инфляцию», спасая свои правительства при помощи экспансионистской денежно-кредитной политики;

- ничего не делать и рисковать получить рецессию в стране.

Институциональная теория инфляции

Институциональная теория инфляции утверждает:

- источником инфляции являются фирмы, которые перекладывают более высокие зарплаты, арендную плату, налоги или другие расходы на потребителей в виде более высоких цен;

- если правительство увеличивает денежную массу так, чтобы спрос был достаточным для покупки товаров по более высоким ценам, то результатом этого будет инфляция;

- если правительство не увеличивает денежную массу, то может увеличиться безработица.

И сторонники количественной теории инфляции -монетаристы, и сторонники институциональной теории инфляции - институционалисты, соглашаются, что деньги и инфляция положительно связаны, но имеют разные причины и следствия.

Монетаристы полагают, что увеличение количества денег вызывает прямое повышение цен. Институционалисты считают, что рост цен заставляет правительство увеличивать денежную массу или вызывает безработицу. В соответствии с количественной теорией, изменения в деньгах вызывают изменения цен (М+ДМ) x V ^ (Р+ДР) x Q. По мнению институционалистов, рост цен заставляет правительство увеличивать денежную массу в обращении (Р+ДР) x Q ^ (М+ДМ) x V.

Поскольку инфляция и экономический рост имеют обратную зависимость, и монетаристы и институционалисты едины во мнении, что необходимо снижать инфляцию. Но монетаристы и институционалисты по-разному оценивают то, как инфляция влияет на экономический рост.

Монетаристы считают, что низкая инфляция должна быть приоритетом политики. Они считают, что низкая инфляция ведёт к экономическому росту, потому что это:

- снижает неопределённость цен, облегчая бизнесу инвестирование в будущее производство;

- побуждает бизнес заключать долгосрочные контракты;

- значительно упрощает использование денег.

Институционалисты менее уверены в отрицательной

взаимосвязи между инфляцией и экономическим ростом. Они не согласны с тем, что любое повышение уровня цен вызовет инфляцию. Если инфляция действительно начнётся, то у правительства есть инструменты, чтобы от неё относительно легко избавиться.

На наш взгляд, правыми оказываются и монетаристы и институционалисты. Но в процессе этого спора причина и следствие могут меняться местами.

Иногда инфляционный импульс возникает в сфере денежного обращения, а иногда, инфляцию в национальной экономике провоцируют сами макроэкономические агенты (домохозяйства, фирмы, государство и иностранный сектор), используя своё монопольное положение на макроэкономических рынках (рынке товаров и услуг, финансовом рынке, рынке экономических ресурсов).

Часто инфляционный импульс приходит в национальную экономику извне, из-за действия наднациональных, внешних факторов (т.н., «экспорт инфляции»).

Сегодня в экономиках многих стран используется дефицитное финансирование государственных бюджетов, которое приводит к инфляции. Для финансирования экономики и расходов правительства на экономический рост и вооружения недостаточно, только, сбережений домашних хозяйств. Поэтому многие государства живут «не по средствам», залезая в долги, как внешние (перед иностранными государствами), так и во внутренние долги (перед своими гражданами). Часть этих долгов погашается за счёт выпуска государственных ценных бумаг - долговых обязательств, которые выкупаются центральным банком или прочими инвесторами, увеличивая денежную базу и инфляцию в стране.

В тоже время, институциональные причины инфляции также имеют место.

Сегодня, на наш взгляд, основной и исходной причиной инфляции является институциональный конфликт макроэкономических агентов.

Для анализа проблемы инфляции в экономике следует применить макроэкономический подход, сутью которого является метод агрегирования. В соответствии с этим методом, в экономике выделяются макроэкономические агенты: домохозяйства, фирмы, государство, иностранный сектор и макроэкономические рынки: рынок товаров и услуг, финансовый рынок и рынок экономических ресурсов. При таком подходе макроэкономическая политика государства - это меры государства направленные на регулирование поведения всех макроэкономических агентов на всех макроэкономических рынках для обеспечения устойчивого: 1) равновесия на этих рынках и 2) экономического роста национальной

X X

о

го А с.

X

го m

о

м о м м

см см о см

о ш т

X

3

<

т О X X

экономики. Макроэкономическая политика государства призвана обеспечить рост благосостояния своих граждан и победу национальной экономики страны в конкурентной борьбе с экономиками других государств. Антиинфляционная политика является составной частью ценовой политики государства, которая представляет собой регулирование государством уровня цен в экономике. Антиинфляционная политика - это политика государства направленная на снижение общего уровня цен для достижения равновесия между спросом и предложением на макроэкономических рынках и обеспечения экономического роста национальной экономики. В этом случае экономический рост обеспечивается ростом совокупного спроса всех макроэкономических агентов, который увеличивается из-за снижения общего уровня цен. Снижение общего уровня цен может оказывать стимулирующее воздействие на экономику и способствует увеличению расходов всех макроэкономических агентов. Но это кратковременная мера, которая может вызвать оживление экономики в краткосрочном периоде. Если подобная практика снижения цен государством затянется - это вызовет обратный эффект и приведёт к дальнейшему падению производства, росту цен и дефициту товаров и услуг. Обязательным условием мер государства по снижению цен выступает социальное партнёрство или готовность частного сектора экономики -домохозяйств и фирм поддержать эти меры правительства. В случае саботажного поведения этих макроэкономических агентов подобные попытки снижения цен за счёт проведения государством подобной стимулирующей дискреционной политики и недоиспользования системы встроенных рыночных стабилизаторов будут обречены на неудачу.

Снижение цен на товары и услуги в экономике, как временная мера правительства, по-разному оценивается макроэкономическими агентами. Домохозяйства поддерживают снижение цен на товары и услуги; фирмы выступают за увеличение цен на производимые ими товары и услуги; государству и иностранному сектору выгоден и не выгоден рост общего уровня цен в экономике. С одной стороны государству выгодно снижение общего уровня цен в экономике, поскольку в этом случае снижается социальная напряжённость в обществе и государственные расходы на закупку товаров и услуг у частного сектора экономики. С другой стороны, снижение общего уровня цен приводит к сокращению доходов государственного бюджета. В свою очередь, дефицитное финансирование государственного бюджета включает печатный станок, растёт денежная масса и уровень цен в экономике. Иностранный сектор в целом заинтересован в росте цен на экспортируемые в страну товары и услуги - это увеличивает его доходы. Но иностранный сектор неоднороден и состоит из набора национальных экономик различных стран, интересы которых вступают в противоречие друг с другом. Повышение цен на товары и услуги той или иной страны-экспортёра приводит к вытеснению её продукции и замене иностранных товаров и услуг на отечественные товары и услуги или на более дешёвые товары и услуги из других стран. В этом случае отдельные страны проводят демпинговую политику в краткосрочном периоде, надеясь компенсировать свои издержки в долгосрочной перспективе. Макроэкономические агенты борются за свои экономические интересы, и результатом этой борьбы является долгосрочная тенденция повышения общего уровня цен в экономике или инфляция. Кто из макроэкономических

агентов больше других виноват в этой ситуации и каков вклад каждого из них во втягивание экономики в инфляционную спираль «доходы - цены»? Ответ будет простым - в инфляционном росте общего уровня цен виноваты все макроэкономические агенты, и прежде всего, главный субъект экономики - государство. Недостатки государственной макроэкономической политики проявляются в виде провалов или фиаско государства и рынка. Эти фиаско вызывают нарушения работы конкурентного рыночного механизма и порождают монополистические тенденции в экономике, которые, в свою очередь, приводят к повышению общего уровня цен.

Причину инфляции нужно искать в трёх видах монополий:

1. Государственная монополия на эмиссию денег (монополия государства на финансовом рынке). Формально, Правительство и государство не занимаются эмиссией денег - эта функция возложена на Центральный банк или Федеральную резервную систему (в случае с США). При этом Центральный банк или ФРС (независимое Федеральное агентство, созданное для выполнения функций Центрального банка) - это независимые, самостоятельные организации, не имеющие формального подчинения Правительству (но это только «формально»);

2. Профсоюзная монополия на установление и поддержание высоких ставок заработной платы и социальных пособий работникам и их семьям (монополия домохозяйств на рынке экономических ресурсов - на рынке труда).

3. Монополия крупных фирм и банков на определение цен и собственных издержек на предоставляемые ими товары, услуги и капитал (монополия фирм на рынке товаров и услуг и монополия банков и финансовых корпораций на финансовом рынке - на рынке капитала);

Эти три вида монополий связаны между собой и каждая из них может нарушать баланс спроса и предложения, вызывая рост цен. Но к этим трём видам монополий добавляется внешний фактор, связанный с таким макроэкономическим агентом, как иностранный сектор. Причины инфляции могут лежать и вне национальных рамок того или иного государства. Причины мировой, наднациональной инфляции нужно искать в монополизме т.н., «иностранного сектора», который выражается в монополизации:

1) мировой финансовой системы;

2) мировой торговой системы;

3) мирового рынка экономических ресурсов (например, рынка труда);

4) мирового рынка информации и технологий.

1) Монополизация мировой финансовой системы -это подчинение экономических интересов национальных экономик интересам единого мирового финансового центра. Мировой финансовый центр является эмитентом мировой валюты и реципиентом (получателем) «колониальной ренты» от своих экономических «вассалов». Монополия на такой ресурс, как финансовый капитал приводит к международному переливу капитала - от стран «доноров» к странам «получателям» финансовых средств. Массовый отток или «бегство» национального капитала приводит к удорожанию наличной валюты и кредитов, и вызывает рост общего уровня цен или инфляцию в национальных экономиках.

2) Монополизация мировой торговли товарами и услугами приводит к торговой монополии и росту мировых цен на товары и услуги повышенного спроса.

3) Монополизм на мировом рынке экономических ресурсов приводит к производственной и ресурсной монополии. Предметом монополизма могут быть: уникальные производства, земля или территория, редкие природные ресурсы, полезные ископаемые, рабочая сила и т.д. Эти виды монополии приводят к росту мировых цен. Монополия на такой ресурс, как дешёвая и квалифицированная рабочая сила приводит к международной миграции рабочей силы за границы национальных экономик. Приток (иммиграция) или отток (эмиграция) дешёвой, неквалифицированной или дорогой, квалифицированной рабочей силы существенным образом меняют общий уровень цен в национальной экономике, усиливая или ослабляя инфляционные процессы.

4) Монополия на рынке информации и технологий существенным образом изменяет работу конкурентного рыночного механизма в этой сфере. Завышение цен на технологические разработки и инновации вызывает рост инфляции в технологически отсталых и зависимых странах, превращая их в технологические колонии и замедляя их экономический рост и развитие.

Эти виды монополий осуществляют сегодня гигантские транснациональные корпорации, подменяющие в ряде случаев национальные правительства многих стран. Сегодня можно говорить о наступлении эры наднационального, международного корпоративного капитализма, сутью которого и является установление монополий, которым не в состоянии помешать национальные правительства.

Все указанные выше виды монополий приводят, в конечном итоге, к долгосрочной тенденции роста общего уровня цен в национальных экономиках большинства стран. Но, имеются страны, где наблюдается дефляция.

По уровню годовой потребительской инфляции в

2019 году Россия занимала 106 место из 152 стран, между такими странами, как Польша и Мексика, в которых годовая инфляция по индексу потребительских цен, как и в России, составила 3,40% [4]. Средняя годовая инфляция (по индексу потребительских цен - CPI -consumer price index) по миру в 2018 году составила 2,5%, в 2019 она была 2,1%, а в 2020 году - 1,9% [4].

По данным Госкомстата РФ уровень инфляции в России в 2019 г. был несколько ниже, чем по оценкам Всемирного банка и составил не 3,40% [4], а 3,04% [5]. В

2020 г. потребительская инфляция в стране составила 4,91% (декабрь 2020 г. к декабрю 2019 г.) по сравнению с 3,04% в 2019 году (декабрь 2018 г. к декабрю 2019 г.) [5].

Рассмотренная выше инфляционная динамика, тем не менее, не сильно сказалась на объёмах потребления домашних хозяйств, большинство из которых продолжали оставаться стабильно высокими в диапазоне от 40 до 70% от ВВП (рис. 3). Хотя, Китай с 2000 г. снижал потребление с 46% до 34% в 2010 году, но к 2020 г. увеличил объёмы потребления до 38%.

/ Л...Л.

UNITED STATES

EUROPEAN UNION

J

[oilNA

RUSSIAN FEDERATION

Рис. 2. Динамика индекса потребительских цен в отдельных странах

Источник: Всемирный банк

По данным Всемирного банка, годовая дефляция по индексу потребительских цен наблюдалась в 2019 году в 27 странах. Нулевой годовой уровень потребительской инфляции был отмечен в Японии, Португалии и на Багамских островах. В 2021 г. индекс потребительских цен в Японии составил: - 0,23.

Рис. 3. Конечные потребительские расходы домохозяйств в трлн. долл. США (в текущих ценах)

Конечные потребительские расходы домохозяйств в США и ЕЭС начало стремительно расти в начале 2000-ых гг. В 2010-ом году стремительный рост конечных потребительских расходов начался в Китае. В России конечные потребительские расходы росли незначительно, а с 2014 г., после введения экономических санкций со стороны США и Европейских стран произошло их снижение и стабилизация в 2015-2020 гг. на уровне 886,4 млрд. долл. США в 2021 г.

Успешность антиинфляционной политики государства зависит от взаимоотношений макроэкономических агентов. Формы и порядок взаимодействия приведены на рис.4:

X X

о го А с.

X

го m

о

м о м м

CN СЧ О

cs

О Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

X

3

<

m о х

X

Рис. 4. Взаимодействие макроэкономических агентов

Формы взаимодействия макроэкономических агентов:

1) Партнёрство;

2) Следование интересам;

3) Эгоизм;

4) Саботаж;

5) Оппортунизм;

6) Антагонизм

В странах с развитой экономикой, где взаимоотношения макроэкономических агентов с государством строятся на принципах партнёрства или следования интересам, антиинфляционная политика государства может быть вполне успешной.

Партнёрство или социальное партнёрство макроэкономических агентов означает их желание и готовность сотрудничать с государством и друг с другом. В этом случае частный сектор (домохозяйства и фирмы) готов идти на уступки государству и снижать цены на свои товары и услуги в качестве краткосрочной меры для увеличения совокупного спроса и стимулирования экономики.

Следование интересам - означает, что макроэкономические агенты следуют своим экономическим интересам и готовы следовать интересам других макроэкономических агентов - своим партнёрам.

Эгоизм - означает, что все макроэкономические агенты преследуют только свои интересы и не руководствуются чужими и даже национальными интересами.

Саботаж - означает, что все макроэкономические агенты сознательно не исполняют или небрежно исполняют определённые обязательства по отношению друг к другу и скрыто противодействуют друг другу, особенно государству и его политике. Саботаж произошло от французских слов sabot - деревянный башмак, которым французские ткачи блокировали работу ткацких станков и от saboteur - стучать башмаками. При забастовках и стачках, в знак протеста против политики властей и хозяев, французские ткачи снимали свои башмаки и стучали деревянными башмаками о мостовую, выражая, таким образом, своё негодование. Саботаж - означает сознательное неисполнение или небрежное исполнение определённых обязанностей, скрытое противодействие осуществлению чего-либо. При этом конфликт интересов не выражается в открытой конфронтации и борьбе друг с другом. В этой ситуации все мероприятия государства в лице правительства не принимаются частным сектором и иностранным сектором. Саботаж не предполагает прямой борьбы с правительством и политическим режимом.

Оппортунизм - это эгоистическое поведение макроэкономических агентов в соответствии с собственными интересами, которое ущемляет интересы других агентов и направлено на одностороннее получение преимуществ за счёт других агентов.

Антагонизм - является крайней формой противоречий между макроэкономическими агентами и означает, по сути, революционную ситуацию в стране, которая может закончиться сменой политического режима.

В большинстве случаев поведение макроэкономических агентов является эгоистическим, саботажным, оппортунистическим и даже антагонистическим. Поэтому макроэкономические агенты стремятся увеличить свои доходы за счёт неоправданного увеличения цен на свои товары и услуги (фирмы), за счёт необеспеченной денежной эмиссии и получения инфляционного налога с населения (государство), за счёт завышения цен на рабочую силу в результате борьбы профсоюзов с работодателями (домохозяйства). Домохозяйства, в лице профсоюзов, добиваются повышения заработной платы. Это приводит к снижению гибкости рыночного механизма и «залипанию» цен (sticky prices), вызывая инфляционную спираль «доходы - цены». Всё это приводит к инфляции.

Мы составили матрицу экономических интересов макроэкономических агентов, заинтересованных в повышении или снижении цен в национальной экономике. В процессе анализа мы пришли к выводу о заинтересованности всех макроэкономических агентов в росте цен на производимые ими товары и услуги. (См. табл. 1) [6].

Таблица 1

Выгоды и потери макроэкономических агентов от роста и снижения цен' на товары, услуги и ресурсы в экономике:

Макроэкономический агент

ГОСУДАРСТВО

ДОМОХОЗЯЙСТВА

Рост цен в национальной экономике

Выгоды

- инфляционный налог; - эмиссионный доход (сеньораж) из-за необходимости до-полнитель-ной эмиссии денег в случае роста цен;

обесценение национальной валюты и снижение покупательной способности

денег; - сокращение государственных расходов;

- возможное увеличение арендных доходов домо-хозяйств;

Потери

- сокращение реальных доходов населения;

- сокращение спроса домо-хозяйств на

товары и услуги;

- изменение структуры

потребления в пользу более дешёвых

и некачественных товаров;

- снижение уровня и качества жизни

населения;

Снижение цен в национальной экономике

Выгоды

- снижение социальной напряжённости в обществе;

- снижение государственных

расходов на закупки товаров и услуг у частного сектора экономики;

- снижение реального

объёма государственного долга (внутреннего и внешнего);

- рост расходов домохо-зяйств на товары и услуги;

- увеличение спроса домо-хозяйств на

товары и услуги;

- изменение структуры

потребления в пользу более дорогих, качественных товаров;

- рост уровня и качества

жизни населения;

Потери

- сокращение налоговых поступлений и доходов государственного бюджета;

- возможное сокращение арендных доходов домо-хозяйств;

ФИРМЫ

ИНОСТРАННЫЙ СЕКТОР

- получение - рост себе- - снижение - сокращение

дополнитель- стоимости себестоимо- прибыли и

ной, моно- промежуточ- сти промежу- доходов

польной при- ной продук- точной про- фирм;

были и дохо- ции и рост дукции и из- - дополни-

дов от роста издержек держек про- тельные рас-

цен; производ- изводства ко- ходы на пе-

ства конеч- нечной про- репрофили-

ной продук- дукции; рование про-

ции; - рост спроса изводства на

- сокращение населения на более дешё-

спроса насе- подешевев- вые товары и

ления на по- шие товары услуги;

дорожавшие и услуги и из- - сокращение

товары и менение производства

услуги и из- структуры и персонала

менение потребления фирм;

структуры в пользу до- - сокращение

потребления рогих това- расходов на

в пользу де- ров и услуг; НИОКР и

шёвых това- - повышение приостановка

ров и услуг; качества то- производства

- снижение варов и услуг новых видов

конкуренто- и удорожа- товаров и

способности ние торговых услуг;

националь- брендов;

ных товаров

и услуг в - рост инве-

сравнении с стиционной

иностран- активности

ными; фирм;

- снижение

качества то-

варов и

услуг, обес-

ценение и

дискредита-

ция торговых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

брендов;

- снижение

инвестицион-

ной активно-

сти фирм;

- рост конку- - рост расхо- - снижение - снижение

рентоспособ- дов ино- расходов конкуренто-

ности ино- странного иностранного способности

странных то- сектора на сектора на иностранных

варов в срав- закупку мест- закупку мест- товаров в

нении с мест- ных, нацио- ных, нацио- сравнении с

ными, нацио- нальных то- нальных то- местными,

нальными; варов,услуг варов,услуг националь-

- рост спроса и ресурсов и ресурсов ными;

на относи- - рост спроса

тельно поде- на относи-

шевевшие тельно поде-

иностранные шевевшие

товары и местные,

услуги; националь-

- захват ные товары и

местных услуги;

рынков и вы- - вытеснение

теснение иностранного

националь- сектора наци-

ного сектора ональным и

иностран- снижение

ным; нормы прибыли иностранных компаний

Монетарная антиинфляционная политика государства

Если в правительстве того или иного государства в большинстве оказываются сторонники монетарной теории инфляции или т.н., монетаристы, то и применяемые ими монетарные методы сдерживания инфляции лежат в сфере монетарной или денежно-кредитной политики.

Монетарная теория предлагает три основных инструмента монетарной политики государства:

- изменение нормы обязательных резервов;

- изменение учётной ставки процента;

- операции на открытом рынке.

Существует и три вида монетарной политики:

- стимулирующая;

- стабилизационная;

- сдерживающая.

При росте темпов инфляции применяется сдерживающая монетарная политика, предусматривающая:

- увеличение нормы обязательных резервов для коммерческих банков;

- рост учётной ставки процента или, в российском варианте - ключевой ставки Банка России;

- операции на открытом рынке, в процессе которых центральный банк покупает государственные ценные бумаги у населения (домохозяйств и фирм).

«В рамках режима таргетирования инфляции основным инструментом денежно-кредитной политика Банка России является ключевая ставка» [7].

За относительно короткий период времени, в целях снижения инфляции с 19.03.202l г. ключевая ставка Банка России была повышена с 4,25% до 20% 29.03.2022 и до 7,5% 28.11.2022 г. (Базы данных Банка России) [8].

Сегодня, 28.11.2022 г., ключевая ставка Банка России составляет 7,5%.

Целью монетарной антиинфляционной политики Банка России является снижение темпа инфляции с 8,4% до 4% о чем заявлено в Государственном бюджете РФ на 2022-2024 гг.

На наш взгляд, институциональная антиинфляционная политика государства - это не всегда антимонопольная политика. Традиционное понимание антимонопольной политики - это борьба государства с монополизмом различных экономических агентов на микроуровне, мезоуровне и макроуровне. Однако, на наш взгляд, требуется консолидация сил государства и национальных монополий в процессе таргетирования инфляции и замедления темпов роста цен на национальном рынке.

Институциональная антиинфляционная политика государства

В рамках монетарной политики Банк России проводит мониторинг цен товаров, входящих в потребительскую корзину и осуществляет мониторинг потребительской инфляции.

В тоже время, в рамках институциональной антиинфляционной политики или антимонопольной политики государства, направленной на преодоление роста темпов инфляции - этих мер явно недостаточно.

Необходим контроль государства и его органов управления над процессами ценообразования. Контроль цен и ценообразования - это разные вещи. Контроль ценообразования носит упреждающий характер и должен препятствовать необоснованному повышению цен, завышению издержек и нормы прибыли на разных уровнях экономики - на уровне отдельного предприятия, отрасли, межотраслевого комплекса (ТЭК, АПК, ВПК, ЖСК и т.д.) и национального сектора экономики (на макроэкономическом уровне). В современных условиях, в отсутствие т.н., «совершенной конкуренции», рынок не в состоянии воспрепятствовать необоснованному завышению цен разнообразными экономическими агентами (эта ситуация называется в экономической литературе

X X

о го А с.

X

го m

о

м о

M

to

«фиаско» или «провал» рынка). Поэтому, функции контроля над ценообразованием и динамикой цен, хотя бы частично, должно взять на себя государство. Государство должно заниматься национальной экономической политикой для координации интересов экономических агентов, разработки и проведения единой, скоординированной политики ценообразования на разных уровнях национальной экономики. В СССР был такой орган контроля над ценообразованием и координации единой ценовой политики - Государственный комитет цен Совета Министров СССР. А разработка теоретических основ и практических мер в этой сфере была поручена Научно-исследовательскому институту по ценообразованию Госкомцен СССР (НИИ цен Госкомцен СССР).

Мы вовсе не призываем вернуться в прошлое и заниматься директивным, централизованным ценообразованием. Применяемая ныне в Российской Федерации система государственных тендеров на основе конкурсных торгов и конкурсного ценообразования, главным критерием которой выступает минимизация затрат и цен - себя не оправдала. Поэтому необходимы тщательные экспертизы и заключения специалистов-экспертов в области ценообразования для соответствия заявляемых рыночными агентами издержек и цен качеству производимой продукции.

2. Ирвинг Фишер. «Покупательная сила денег. Её определение и отношение к кредиту, проценту и кризисам». http://siriostudent.narod.ru/MSMD.pdf;

3. Александров Д.Г. Скорость обращения денег как индикатор и стабилизатор современной рыночной экономики. Финансовая аналитика. Проблемы и решения. №21 (207) - 2014, с.2-7;

4. Рейтинг стран по уровню инфляции (индекс потребительских цен) URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/inflation

5. Росстат выдал окончательные данные по инфля-ции-2020 URL: https://www. rosbalt.ru/business/2021/01/12/1881728.html

6. Александров Д.Г. Инфляция. Немонетарный аспект: Учебное пособие. - М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2011. с. 109-110.

7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов. Вестник Банка России. С.9). URL: cbr.ru/ Queries/XsltBlock/File/97324?fileId=-1&scope=2230-2231

8. Базы данных Банка России. URL: cbr.ru/ hd_base/KeyRate/

9. Положение о Государственном комитете цен Совета Министров СССР URL: https://docs.cntd.ru/document/765710362

es

CS

о

CS

О Ш

m

X

3

<

m о x

X

Заключение

Необходима разработка единой ценовой политики в рамках всей национальной экономики, которая бы координировала интересы всех экономических агентов на всех уровнях экономики. Возможным критерием такой координации национальной экономической политики может явиться принцип Парето-эффективности, согласно которому равновесным состоянием (то есть состоянием максимальной эффективности) будет такое, при котором никто из участников рынка не может улучшить своё положение, не ухудшая тем самым положения хотя бы одного из других участников.

Разработка единой ценовой политики на национальном уровне возможна только при создании единого координационного центра - Центра координации ценовой политики при Правительстве Российской Федерации и Научно-исследовательского центра по вопросам ценообразования при Российской Академии наук в рамках Института проблем рынка РАН.

В современных условиях, отсутствие институциональной координации экономических интересов макроэкономических агентов приводит к монопольному росту цен и инфляции в национальной экономике.

Высокая инфляция провоцирует социально-экономические конфликты между населением (домохозяй-ствами), бизнесом (фирмами), правительством (государством) и заграницей (иностранным сектором) и замедляет экономическое развитие и экономический рост национальной экономики.

Литература

1. From The Collected Works of Milton Friedman, compiled and edited by Robert Leeson and Charles G. Palm. "The Counter-Revolution in Monetary Theory" by Milton Friedman IEA Occasional Paper, no. 33 © Institute of Economic Affairs. First published by the Institute of Economic Affairs, London, 1970.

https://miltonfriedman.hoover.org/friedman_images/Collecti ons/2016c21/IEA_1970.pdf;

Institutional Aspects of State Regulation of Inflation Aleksandrov D.G., Matiiv V.M.

Institute for Market Problems of the Russian Academy of Sciences

JEL classification: B41, E22, E44, N01, N10, O33, O38_

The article examines the macroeconomic causes of inflation in the national economy. The analysis made it possible to identify the institutional causes of inflation growth in most national economies. The conflict of economic interest of macroeconomic agents (Households, Firms, the Government, and the Foreign Sector) is expressed in selfishness, opportunistic and antagonistic behavior of agents in relation to each other. All macroeconomics agents (and, first of all, the Government) are interested in monopoly price increases. The reluctance of agents to coordinate their interests with the interests of each other leads to a constant and steady rise in prices in most institutionally uncoordinated national economies. To overcome and control inflationary processes in national economies, it is proposed, along with monetary anti-inflationary policy, to pursue a more stringent and consistent institutional antimonopoly, anti-inflationary policy. Keywords: institution coordination, institution conflict, inflation, anti-inflationary policy, deflation, macroeconomic agents, households, firms, Government, foreign sector, commodity and services market, financial market, market of economic resources, monopoly, labor, financial capital, capital outflow. References

1. From The Collected Works of Milton Friedman, compiled and edited by Robert

Leeson and Charles G. Palm. "The Counter-Revolution in Monetary Theory" by Milton Friedman IEA Occasional Paper, no. 33 © Institute of Economic Affairs. First published by the Institute of Economic Affairs, London, 1970. https://miltonfriedman.hoover.org/friedman_images/Collections/2016c21/IEA _1970.pdf;

2. Irving Fisher. The purchasing power of money. Its definition and relation to

credit, interest and crises. http://siriostudent.narod.ru/MSMD.pdf;

3. Aleksandrov D.G. Velocity of money circulation as an indicator and

stabilizer of the modern market economy. Financial analytics. Problems and solutions. No. 21 (207) - 2014, p.2-7;

4. Rating of countries by inflation rate (consumer price index) URL:

https://nonews.co/directory/lists/countries/inflation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Rosstat released final inflation data for 2020 URL: https://www.rosbalt.ru/business/2021/01/12/1881728.html

6. Aleksandrov D.G. Inflation. Non-monetary aspect: Textbook. - M .:

Publishing Center of the Russian State University of Oil and Gas named after I.M. Gubkina, 2011. p. 109-110.

7. Main directions of the unified state monetary policy for 2021 and the period

of 2022 and 2023. Bulletin of the Bank of Russia. C.9). URL: cbr.ru/ Queries/XsltBlock/File/97324?fileId=-1&scope=2230-2231

8. Databases of the Bank of Russia. URL: cbr.ru/hd_base/KeyRate/

9. Regulations on the State Price Committee of the Council of Ministers of the

USSR URL: https://docs.cntd.ru/document/765710362

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.