Научная статья на тему 'Институциональные аспекты формирования кадрового потенциала для развития инновационной экономики региона'

Институциональные аспекты формирования кадрового потенциала для развития инновационной экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
808
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И РЕСУРС / ИННОВАЦИОННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК / INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECTS AND PROGRAMS / REGIONAL EDUCATION SYSTEM / HUMAN RESOURCES / INNOVATIVE SECTOR OF ECONOMY / COMMERCIALIZATION OF INNOVATIVE PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веснина Л. В.

В статье представлены основные направления региональной политики в сфере профессионального образования по созданию системы подготовки кадров для развития инновационных отраслей экономики региона. На основе анализа материалов отчетов томских университетов по реализации инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» показана динамика изменения в структуре программ подготовки кадров для потребностей современной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Веснина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL ASPECTS OF FORMATION OF THE HUMAN RESOURCES FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INNOVATIVE ECONOMY

This article describes major tendencies of regional education policy in establishing a system for training of personnel for the development of regional innovative economy. The research shows the dynamics of changes in structure of educational programs aimed at the demands of modern economy. This article is based on the analysis of reports of universities of Tomsk in realization of innovative educational projects within the framework of national priority project Education.

Текст научной работы на тему «Институциональные аспекты формирования кадрового потенциала для развития инновационной экономики региона»

УДК 371:351.851

Л. В. Веснина

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

В статье представлены основные направления региональной политики в сфере профессионального образования по созданию системы подготовки кадров для развития инновационных отраслей экономики региона. На основе анализа материалов отчетов томских университетов по реализации инновационных образовательных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование» показана динамика изменения в структуре программ подготовки кадров для потребностей современной экономики.

Ключевые слова: инновационные образовательные проекты и программы, региональная образовательная система, кадровый потенциал и ресурс, инновационный сектор экономики, коммерциализация инновационных разработок.

Анализ региональной системы профессионального образования по вопросам подготовки кадров

Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях является то, что ее проблемы должны решаться не только на уровне образовательной системы, но и быть компонентом общегосударственной политики в этой сфере. Проведение единой государственной политики в образовательной системе выступает важной задачей управления образованием как на общероссийском, так и на региональном уровне. Стратегическим направлением развития России является перевод ее экономики на инновационный путь. Такое преобразование экономики невозможно без организации и целенаправленной подготовки специалистов, способных создавать конкурентоспособную наукоемкую продукцию и продвигать ее на рынок.

Основные направления движения, целевые ориентиры приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО): переход экономики на инновационный путь развития (через развитие человеческого капитала) и решение социальных задач (т. е. реализация социальных прав и гарантий граждан). Главной отличительной чертой реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Томской области считается активное привлечение вузов и их влияние на систему образования региона в целом [1].

Высшую школу в Томской области представляют шесть государственных университетов, одна государственная академия, три института (два негосударственных) и 11 филиалов иногородних вузов. Государственными вузами реализуется подготовка кадров по 63 направлениям и 218 специальностям высшего и профессионального образования. В конкурсе ПНПО участвовали пять томских университетов.

Победа трех томских университетов (Томский государственный университет (ТГУ), Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Томский политехнический университет (ТПУ)) в конкурсах 2006-2008 гг. позволила про-

должить многолетнюю работу по внедрению новых образовательных технологий и развитию образовательной инфраструктуры. Это и научно-образовательные центры, и центры коллективного пользования уникальным оборудованием, и лаборатории группового проектного обучения, и студенческие бизнес-инкубаторы, и многое другое.

Структура программ подготовки кадров в вузах для развития инновационной деятельности, созданных в рамках инновационных образовательных программ (ИОП) ПНПО, представлена следующим образом: 18 % - направления подготовки (бакалавриат), 14 % - магистерские программы, 68 % - программы специалитета.

1. Целью реализации инновационной образовательной программы ТГУ являлись повышение инвестиционной привлекательности и создание устойчивой системы инновационного развития непрерывного образования и науки в классическом университете, направленной на реализацию инновационного потенциала ТГУ в реальном секторе экономики и сфере услуг, обеспечение кадровых, научных и технологических запросов томской технико-внедренческой зоны (ТВЗ) по направлениям ее специализации: нанотехнологии и материалы, 1Т-технологии и электроника, биотехнологии, а также менеджмент [2]. В ТГУ модернизированы образовательные программы по приоритетным направлениям науки и техники. Всего за 2006-2007 гг. разработаны учебные планы и программы 29 новых специализаций, в том числе по направлению «Информационно-телекоммуникационные системы» - восемь программ, по направлению «Индустрия наносистем и материалы» - 11, по направлению «Рациональное природопользование» - шесть, по направлению «Живые системы» - четыре.

2. Целью программы ТУСУРа являлась активизация инновационной деятельности выпускников в экономике России за счет генерации новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса, а также за счет подготовки специалистов, способных инициировать и реализовывать инновационный

проект на любом действующем предприятии [3]. Инновационная образовательная программа ТУСУРа выступила средством для разработки и апробации технологий подготовки специалистов инициативных, амбициозных и умеющих работать в команде, подготовленных для профессионального общения и обмена информацией внутри России и за рубежом. В основу программы положены новые образовательные технологии: групповое проектное обучение, индивидуальные траектории подготовки специалистов, наиболее полная информатизация образовательного процесса, всестороннее использование отечественного и зарубежного опыта, интеграция в мировое образовательное пространство.

В ТУСУРе в 2006 г. преподавателями были созданы девять рабочих программ по следующим дисциплинам инновационного характера: «инновационный менеджмент», «управление инновационными проектами», «организация разработки и производства нового товара», «правовое обеспечение информационной безопасности», «защита и передача интеллектуальной собственности», «коммерциализация научно-технических разработок», «принятие управленческих решений», «специализированная подготовка разработчиков бизнес-приложений», «экономическая безопасность».

В целях развития и совершенствования направлений подготовки специалистов, способных создавать и сопровождать инновационные проекты, в ТУСУРе в рамках ИОП открыто аспирантских программ - 4; магистратур - 2; специальностей ВПО -4; магистерских программ - 7; специализаций - 11.

Специальности 340104 (управление качеством) и 220601 (управление инновациями), а также магистратура по направлению 220600 (инноватика) непосредственно предназначены для подготовки высококвалифицированных кадров в области инновационной деятельности.

Магистерские программы 210117, 210118,

210119, 220617 ориентируют выпускников ТУСУРа на решение практических задач, связанных с внедрением инновационных технологий в научные исследования, промышленное производство наукоемкой продукции в сфере электроники, микропроцессорной техники и систем управления техническими объектами. Ряд магистерских программ, открытых решением ученого совета, обеспечивает углубленную подготовку специалистов с направленностью на научно-инновационную деятельность в области электроники и микроэлектроники, информатики и вычислительной техники.

3. Опережающий характер подготовки специалистов обеспечивался выбором состава и структуры инновационных образовательных программ ТПУ по сферам деятельности на основе национального и мировых прогнозов инновационного

развития стран и регионов [4].

В ТПУ были выбраны следующие перспективные направления опережающей подготовки элитных специалистов, способных обеспечить технологический прорыв в экономике России: неразрушающий контроль; атомная энергетика; технологии водородной энергетики; ядерный топливный цикл; рациональное природопользование и экологически безопасные технологии; разработка месторождений, транспортировки, переработки нефти и газа; энергосбережение и возобновляемые источники энергии; материаловедение, наноматериалы и нанотехнологии; энергосберегающие электрораз-рядные, радиационные и плазменно-пучковые технологии; информационно-коммуникационные системы и технологии.

В ТПУ в рамках ИОП проведена большая работа по созданию и приобретению учебно-методического и программного обеспечения опережающей элитной подготовки специалистов:

- разработаны научно-методические основы проектирования магистерских программ на компе-тентностной основе;

- на новом содержательном и методическом уровне совместно с ведущими российскими и зарубежными партнерами, корпоративными заказчиками разработана и модернизирована 21 магистерская программа;

- разработаны на основе компетентностного подхода и утверждены решением ученого совета ТПУ шесть магистерских программ (прием студентов начат с 2008 г.).

Разработаны и внедрены 84 новые программы подготовки кадров по приоритетным направлениям экономики в университетах Томска в рамках реализации ИОП, из которых в ТПУ - 27, ТУСУРе -28, ТГУ - 29.

В результате реализации инновационной программы в рамках конкурса на получение категории «Национальный исследовательский университет» (НИУ) (2009 г.) Томский политехнический университет вошел в число 12 победителей конкурса 2009 г. и стал единственным томским вузом, получившим категорию НИУ. Теперь ТПУ называется Национальным исследовательским университетом ресурсоэффективных технологий «ТПУ» (НИУ РЭТ ТПУ).

Основная цель программы ТПУ, представленной на конкурс, - становление вуза как национального исследовательского университета мирового уровня, ориентированного на кадровое обеспечение и разработку технологий для ресурсоэффективной экономики [5]. В основу программы легли результаты инновационной деятельности вуза за последние три года. В число пяти обозначенных в программе приоритетных направлений входят: ра-

циональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов, традиционная и атомная энергетика, альтернативные технологии получения энергии, нанотехнологии и пучковоплазменные технологии получения материалов с заданными свойствами и т. д.

В результате выполнения программы развития ТПУ сможет укрепить имеющиеся передовые позиции по приоритетным направлениям развития в Российской Федерации и обеспечить подготовку высокопрофессиональных кадров, проведение научных исследований и разработку технологий в сфере ресурсоэффективности на мировом уровне.

Разработан и введен в действие Стандарт основной образовательной программы ТПУ. Стандарт учитывает требования ФГОС и инновации, связанные с развитием Болонского процесса, совершенствованием систем обеспечения качества высшего образования, критериями международной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий, глобализацией инженерной профессии, интернационализацией рынка труда и другими современными мировыми тенденциями.

В соответствии со Стандартом основной образовательной программы ТПУ на новом содержательном и методическом уровне совместно с ведущими российскими и зарубежными предприятиями разработаны и введены в учебный процесс 15 магистерских программ (учебные планы, учебнометодические комплексы дисциплин).

Совместно с ведущим зарубежными универси-тетами-партнерами разработаны и введены в учебный процесс семь Double Degree магистерских программ: Университетом Hariott-Watt (Шотландия, Великобритания); с Университетом Париж-11 (Орсай, Франция); Университетом г. Касселя, Институтом неразрушающего контроля (Саарбрюк-кен), Берлинским техническим университетом и Техническим университетом г. Мюнхена (Германия); Карагандинским государственным техническим университетом (Казахстан).

В результате реализации программы разработано более 250 наименований инновационных образовательных учебно-методических ресурсов: учебники, учебные пособия, лабораторные практикумы, курсы в среде электронного обучения.

Анализрегиональной системы дополнительного профессионального образования по вопросам подготовки кадров для развития инновационной деятельности

При разработке и реализации модели территории инновационного развития на основе научнообразовательного потенциала Томской области важным условием являются грамотная кадровая политика и формирование необходимого кадрового потенциала для организации производства и про-

движения новых производственных, информационных, организационно-управленческих, образовательных и других технологий.

Для Томска как студенческого города важнейшим направлением является включение студенчества и молодых специалистов в программы подготовки кадрового резерва для инновационного предпринимательства. Необходимым становится разработка нестандартных и эффективных моделей подготовки кадрового резерва, разработка механизмов формирования кадрового резерва для инновационных предприятий на студенческом уровне [6].

Решение этих вопросов тесно связано, во-первых, с необходимостью обеспечить интеграцию усилий субъектов реального сектора экономики и системы подготовки кадрового ресурса.

Во-вторых, сформированные механизмы интеграции должны получить воплощение в создании региональной системы подготовки кадров в сфере инновационного предпринимательства, которая прежде всего должна обеспечивать реализацию стратегии инновационного развития Томской области.

В-третьих, должна быть разработана система мониторинга качества подготовки конкурентоспособных специалистов из числа молодежи для инновационного предпринимательства.

Поиск направлений создания такой региональной инновационной образовательной системы возможен на основе организации различных форм взаимодействия.

Задачей такого взаимодействия становится, во-первых, разработка перспективных программ и проектов, обеспечивающих инновационное развитие Томской области в контексте Сибирского региона, России и требующих кадрового обеспечения нового уровня и качества.

Во-вторых, линия формирования инновационных сообществ-заказчиков на создание кадрового ресурса инновационного предпринимательства в регионе. То есть изменение баланса в решении проблем образования и профессиональной подготовки между государством и обществом, прежде всего деловыми профессиональными сообществами, расширение опыта социального взаимодействия: власть - деловая профессиональная сфера -образовательная сфера.

Как показывают исследования, предпринимателям трудно сформулировать реальный заказ на специалиста, обладающего конкретными качествами, умениями и компетенциями. Им легче сказать, каких кадров не хватает. Однако вкладываться в образование и подготовку этих кадров готовы не многие. В ходе социологического исследования, проведенного Институтом управления образования РАО в шести регионах России, а именно: в Москве, Екатеринбурге, Томске, Новгородской,

Пермской и Тульской областях, - были выявлены основные заказчики на разработку краткосрочных программ для предпринимательской сферы. Ими оказались службы занятости (21 %), органы власти (15 %), общественные объединения предпринимателей (7 %), донорские организации (11 %), руководство организаций (44 %) и другие (2 %).

Необходимо заметить, что рынок образовательных услуг в сфере предпринимательства развивается очень неравномерно. Услуги в этой области представляют многие государственные и негосударственные образовательные учреждения по программам основного и дополнительного профессионального образования.

Наиболее сформированным является в настоящее время рынок высшего профессионального образования, где ведущие организации активно конкурируют между собой, закрепляя свою рыночную нишу - профиль, специализацию, региональные сферы влияния, статус документа об образовании. В то же время аналитики отмечают, что, хотя базовая академическая компонента этой системы будет и дальше развиваться и совершенствоваться, массовый спрос в России, и в томском регионе в том числе, будет направлен все же на приобретение знаний и умений прикладного характера.

1. Программы подготовки кадров для инновационной сферы в университетах.

Приоритеты подготовки определяются в первую очередь в соответствии с заказами отраслевых департаментов администрации Томской области, предприятий различных секторов экономики, в том числе и инновационных, расположенных на территории области. Организация повышения квалификации и переподготовки кадров г. Томска и Томской области является ведущим направлением в деятельности структуры дополнительного профессионального образования университетов.

По данным анализа, за последние 3 года в системе дополнительного образования университетов разработаны и реализуются 55 программ переподготовки кадров для развития инновационной деятельности в регионе (23 %), 184 программы повышения квалификации (77 %).

2. Подготовка кадров для инновационной сферы в рамках областных программ.

По заказу администрации Томской области в рамках областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Томской области» (2002-2008 гг.) разработаны и апробированы различные модели программ подготовки кадров: «Уп -равление инновационными проектами» (1 500 ч, ТГУ); «Менеджмент бизнес-проектов для начинающих предпринимателей в инновационной сфере» (126 ч, ТГПУ); «Подготовка бизнес-команд для ком-

мерциализации инновационных проектов» (126 ч, ТГПУ); «Институциализация инновационной деятельности» (72 ч, ТГПУ); «Формирование региональной инновационной инфраструктуры» (126 ч, ТГПУ); «Комплексная оценка инновационного потенциала объектов» (72 ч, ТГУ); «Нормативно-правовое сопровождение развития инновационной инфраструктуры» (126 ч, ТГПУ).

Цель разработки и осуществления программ -формирование слоя предпринимателей, готовых к инновационной деятельности и осуществлению проектов, связанных с продвижением научных разработок.

Особенности программ:

- сетевые - в разработке программ и реализации участвуют различные образовательные структуры, инновационные площадки;

- клиентоцентрированные - обучающиеся по данной программе формируют, строят свой собственный образовательный заказ, работают с собственными образовательными инициативами;

- профессионально-ориентированные - направлены на решение конкретных коммерческих и управленческих задач в инновационной сфере.

Как показывает анализ, в относительно короткие сроки в регионе создана сеть обучающих организаций и достаточно обширный объем учебнометодических материалов и учебных программ.

Анализ результатов опроса руководителей предприятий и организаций инновационной инфраструктуры и сферы малого предпринимательства выявил наиболее важные факторы при оценке учебных программ. Ими оказались: стажировка на инновационных предприятиях, максимальная полезность программы для слушателей, участие представителей реального бизнеса в реализации программы, определенность результатов обучения, соответствие содержания программы заявленным целям, использование современных образовательных технологий, высокий уровень квалификации преподавателей, требования к уровню подготовки слушателей, наличие тематического и учебного планов, объективный контроль знаний, минимальные финансовые затраты компании на обучение, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, адекватность выбора процедур контроля.

По оценкам преподавателей, в основном проходят обучение действующие предприниматели (26.5 %), специалисты малых предприятий, в том числе инновационных (36.2 %), студенты старших курсов университетов (25.3 %), молодые аспиранты, ведущие исследования по приоритетным направлениям развития наукоемких отраслей экономики (12.0 %).

Однако на сегодняшний день нет достоверных данных о том, насколько качественно ведется под-

готовка предпринимателей по краткосрочным про- всех этапах инновационно-предпринимательского граммам, получают ли они то, что им необходимо цикла - от идеи до промышленного производства для последующей эффективной деятельности на продукции.

Список литературы

1. Веснина Л. В., Зинченко В. И. Национальный проект «Образование» - институциональные изменения // Инновации. Спец. вып. II. 2008. С. 20-27.

2. Отчет Томского государственного университета по результатам реализации «Инновационной образовательной программы в классическом (исследовательском) университете как базовой институциональной структуре национальной инновационной системы». Томск: ТГУ, 2007. 248 с.

3. Отчет Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники по результатам реализации инновационной образовательной программы «Разработка и внедрение в практику системы подготовки специалистов, обеспечивающей генерацию новой массовой волны предпринимателей наукоемкого бизнеса». Томск: ТУСУР, 2007. 240 с.

4. Отчет Томского политехнического университета по результатам реализации «Инновационной образовательной программы развития в университете опережающей подготовки элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники». Томск: ТПУ, 2008. 211 с.

5. Отчет Томского политехнического университета по результатам реализации Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Томский политехнический университет» на 2009-2018 годы. Томск: ТПУ, 2009. 150 с.

6. Совершенствование системы профессионального образования территории инновационного развития // Межведомственная программа «Разработка и реализация модели территории инновационного развития на примере Томской области на 2006-2008 годы» (заключительный отчет). Томск, 2009. С. 28-61.

Л. В. Веснина, кандидат педагогических наук.

Томский государственный университет.

Пр. Ленина, 36, Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: vesnina@tomsk.gov.ru

Материал поступил в редакцию 26.04.2010.

L.V. Vesnina

INSTITUTIONAL ASPECTS OF FORMATION OF THE HUMAN RESOURCES FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INNOVATIVE ECONOMY

This article describes major tendencies of regional education policy in establishing a system for training of personnel for the development of regional innovative economy. The research shows the dynamics of changes in structure of educational programs aimed at the demands of modern economy. This article is based on the analysis of reports of universities of Tomsk in realization of innovative educational projects within the framework of national priority project “Education”.

Key words: innovative educational projects and programs, regional education system, human resources, innovative sector of economy, commercialization of innovative products.

Tomsk State University.

Lenina Avenue, 36, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.

E-mail: vesnina@tomsk.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.