УДК 323 (571.6)
Григорьев Ньургун Афанасьевич Nurgun Grigoriev
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ «ЦЕНТР-РЕГИОН»
THE INSTITUTIONAL DESIGN OF THE REGIONAL POLICY IMPLEMENTATION IN THE FAR EAST IN THE SYSTEM OF RELATIONS «CENTER-REGION»
Рассмотрены вопросы региональной политики на Дальнем Востоке в системе отношений «центр-регион».
Мировой опыт функционирования федеративных отношений показывает, что качество реализации региональной политики повышается при равномерном распределении полномочий между центральной властью и ее региональными уровнями. Субъекты федерации способны эффективно взаимодействовать с центральными властями в вопросах управления своих территорий, несмотря на процессы децентрализации, сопровождающие развитие федерализма.
Российская Федерация помимо того, что представляет в территориально-административном плане пример самого многосубъектного федеративного государства, включает в себя регионы, существенно отличающиеся уровнем социально-экономического развития, этническим и конфессиональным разнообразием. В этих условиях для создания интегрированного политического и социально-экономического пространства актуализируется значимость государственной региональной политики, эффективная реализация которой зависит от качества и характера взаимоотношений Центра и регионов.
Определяется институциональное оформление через выстраивание отношений полномочных представителей президента с дальневосточными губернаторами, создание новых управленческих структур, а также посредством функционирования инвестиционных проектов. Дана общая оценка с точки зрения развития федеративных отношений
The questions of regional policy in the Far East in the system of relations «center-region» are discussed. The world experience of the federal relations functioning shows that the quality of the regional policy implementation is increased under a uniform distribution of powers between the central government and its regional levels. The subjects of the federation are able to communicate effectively with the central authorities in managing their territories, despite the decentralization processes that accompany the development of federalism.
The Russian Federation, in addition to what in the territorial-administrative level an example of multi-subject federal state is, includes regions that are substantially different in the levels of economic and social development, ethnic and religious diversity. In these circumstances, to create an integrated political, social and economic space it is necessary to actualize a significance of regional policy, the effective implementation of which depends on the quality and nature of relations between the center and the regions.
The institutionalized formation through building relationships of plenipotentiaries of the President with the governors of the Far East, the creation of new administrative structures, as well as through the operation of investment projects are determined. A general evaluation in terms of federative relations is presented
Ключевые слова: региональная политика, Key words: regional policy, «center-region», Far
«центр-регион», Дальний Восток, территории East, territories of advanced socio-economic devel-
опережающего социально-экономического разви- opment (TASED) тия (ТОРы)
Реализация региональной политики зависит от комплексного воздействия различных факторов, которые включают в себя задачи социально-экономического и политического развития регионов. При исследовании влияния политических факторов на данную политику мы применили системный метод и структурно-функциональный анализ, которые предполагают рассмотрение региональной политики как структурного элемента системы Центр-регион, осуществляющей интегративную функцию.
Экономико-географический подход предполагает направленность региональной политики на развитие хозяйственной деятельности регионов, которые характеризуются однородностью, специализацией отраслевых форм производства, экономических районов [1]. В экономической науке существуют различные подходы в ее изучении, цели которой направлены либо на снижение неравенства в уровне социально-экономического развития различных регионов одной страны («политика выравнивания», или компенсаторский подход), либо на поддержку и стимулирование наиболее развитых регионов («политика развития») [4]. Компенсаторский подход в реализации региональной политики предполагает экономическую поддержку регионов посредством финансовой помощи (распределение финансовых средств из принятых государственных программ, перечисление финансовых средств из федерального бюджета в региональный) и стимулирование в них инвестиционной политики. Также данный подход может иметь характер селективной политики, объектами которой являются приоритетные регионы, или «полюса роста».
В России не оформилась прочная правовая и институциональная основа региональной политики, поскольку отсутству-
ет федеральное ведомство по реализации данной политики. Принятый еще в 1996 г. Указ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» [13] остается основным документом, определяющим стратегию региональной политики. Отдельные управленческие структуры созданы в отношении приоритетных регионов (Северный Кавказ, Дальний Восток, Крым), после чего было ликвидировано Министерство регионального развития. На наш взгляд, данное решение является спорным, поскольку в России существует множество регионов, проблемы которых необходимо решать (например, развитие моногородов).
Место регионов Дальнего Востока в составе РФ определяется его стратегической значимостью для восточного вектора современной политики России. Его природные богатства, геополитическое положение, близость к крупным экономикам Азиатско-Тихоокеанского региона несут в себе значительный потенциал экономического развития. Не менее значим фактор национальной безопасности, поскольку многие развитые страны заинтересованы в экономическом освоении территорий Дальнего Востока.
Сегодня можно наблюдать интеграцию экономик регионов российского Дальнего Востока с восточно-азиатскими странами, развивается взаимодействие в сфере культуры, образования, науки. Для устранения угрозы экономического поглощения данного макрорегиона соседними странами необходимо развивать его конкурентные преимущества.
Совокупность названных факторов определила особую модель региональной политики по отношению к Дальнему Востоку, которая начала четко выстраиваться в последние годы. Успех ее реализации во многом зависит от качественного институ-
ционального оформления по управлению данной территорией, а также от эффективного взаимодействия федерального центра и регионов.
С появлением полномочного представителя президента в семи федеральных округах в 2000 г. на Дальнем Востоке, как и в других российских регионах, начался новый этап реализации региональной политики. За последние 15 лет в Дальневосточном федеральном округе сменилось пять полномочных представителей президента: К.Б. Пуликовский (2000-2005); К.Ш. Исхаков (2005-2007); O.A. Сафонов (2007-2009); В.И. Ишаев (2009-2013); Ю.П. Трутнев (с 2013 г.). Столь частая смена характеризует наличие сложностей в управлении данным макрорегионом и непростые отношения с региональными элитами. Исследователь Г.В. Довгаль в своем диссертационном исследовании обозначила основные характерные признаки дальневосточной элиты на рубеже XX-XXI вв., которые заключались в симбиозе политико-административных элит с представителями бизнеса, а также наличие такие черт, как клановость, патрон-клиентальные отношения, что замедлило их обновление, ограничило потенциал модернизационных возможностей [2]. Политика централизации путем введения института полномочных представителей натолкнулась на жесткую позицию дальневосточных губернаторов, отличавшихся самостоятельностью на протяжении 1990-х гг.
Однако федеральному центру удалось выстроить конструктивные отношения с губернаторами Дальнего Востока, что подготовило институциональную основу для проведения региональной политики. Обозначив приоритетность данного макрорегиона, федеральный центр начал применять селективный подход в управлении, который заключался в создании новых управленческих структур. В 2012 г. являлась популярной идея создания государственной компании по управлению Сибири и Дальним Востоком. Ее деятельность должна была стимулировать социально-экономическое развитие региона: предполагалось на осно-
ве создания 5 млн рабочих мест привлечь высококвалифицированных специалистов в различных сферах, от железнодорожного строительства до новых научных технологий, предусматривались специальные условия и налоговые льготы для работы прибывших специалистов [11].
Схема управления и контроля компании носила централизованный характер, поскольку непосредственно она должна была подчиняться Президенту РФ, которому предоставлялось право назначить или уволить членов наблюдательного совета, а также генерального директора. Федеральные и региональные органы власти не имели права вмешиваться в ее деятельность, а право проверки принадлежало только Счетной палате.
Этот проект вызвал возражения со стороны органов исполнительной власти. Министерство финансов заявило о нецелесообразности создания подобной корпорации, аргументируя тем, что это могло внести путаницу в систему государственного управления, поскольку функции регулирования инвестиционных программ оставались у тогда еще функционировавшего Министерства регионального развития, а передача их корпорации противоречила законам. Также Министерство финансов приводило аргументы о существовании уже работающих программ развития Дальнего Востока, например, «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» [5]. Таким образом, идея по созданию компании не была реализована по причине критики в ее адрес со стороны различных ведомств и экспертов.
В 2012 г. подписано Постановление Правительства РФ № 664 «О министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока» [9], которое возглавил полномочный представитель президента в ДФО В. Ишаев. Впервые отдельное министерство, созданное по окружному принципу, появилось в составе правительства, что говорит о серьезном намерении властей решить проблемы Дальнего Востока. На созданное министерство возлагались функции координации деятельности по реализа-
ции государственных и федеральных целевых программ, управления федеральным имуществом, контроля осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации [12].
На пост министра назначен представитель местных элит В. Ишаев, который относился к числу губернаторов — «тяжеловесов», поскольку занимал пост губернатора с начала 1990-х гг. Его преемником на посту губернатора Хабаровского края назначен из числа местной элиты В. Шпорт, который до этого занимал должность министра промышленности, транспорта и связи края. Как заметил аналитик А. Попов, «по сути, Кремль впервые «отдал» Дальний Восток в руки самих дальневосточников. Как он до этого «отдал» Чечню в руки Р. Кадырова. В кризисное время такой подход, по всей видимости, оказался более востребованным, чем предыдущие попытки силового контроля над далекими от столицы обширными территориями» [6].
Дополнительным институциональным новшеством в управлении Дальним Востоком является появление должности заместителя Председателя Правительства РФ (вице-премьера), курирующего ликвидацию последствий паводка 2013 г. в ДФО и развитие Дальнего Востока и Байкальского региона. На эту должность назначен бывший министр природных ресурсов РФ Ю. Трутнев. Подобная должность существует в лице вице-премьера, курирующего Северный Кавказ. Таким образом, еще раз подчеркивалось значение данного региона.
Необходимо отметить, что период полпредства В. Ишаева не сопровождался кризисными обстоятельствами, были достигнуты успехи в социально-экономическом развитии. Для успешного решения задач развития Дальнего Востока необходимо выделение значительных финансовых средств. Поэтому для федерального центра появилась необходимость в такой политической фигуре, которая имела бы авторитет не только среди местных элит, но и в федеральном центре.
Новому полпреду Ю. Трутневу, имея большое влияние в федеральном центре, будет легче лоббировать вопросы распределения финансовых средств. Также его назначение означало конец споров двух точек зрения относительно развития Дальнего Востока. Первую точку зрения отстаивал сам В. Ишаев, смысл которой заключался в постепенном распределении бюджетных средств на развитие социальной сферы,
о Л о
транспортной системы. Смысл второй точки зрения заключался в активном привлечении государственных и частных инвестиций в так называемые «точки роста» на территории Дальнего Востока в сфере энергетики. Эту концепцию, которая и была реализована, представлял вице-премьер российского правительства И. Шувалов.
Губернаторы Дальнего Востока положительно восприняли назначение Ю. Трутнева полномочным представителем, поскольку появилось больше шансов реализации крупных инвестиционных проектов. Кроме того, были указаны его деловые качества, к которым относятся энергичность и коммуникационные возможности, а также сделан акцент на успешный опыт его работы на посту губернатора Пермского края [7]. Таким образом, в состав российской политико-административной элиты вошел бренд «эффективный менеджер», сочетающий в себе опыт управления, понимание реалий в развитии экономики, а также не боящийся перемен и являющийся носителем инновационных идей.
Таким образом, была подготовлена прочная институциональная инфраструктура для реализации политики по развитию Дальнего Востока. В декабре 2013 г. в Послании Федеральному Собранию президент В. Путин объявил задачу по подъему Сибири и Дальнего Востока национальным приоритетом на весь XXI век [8]. Правительство получило конкретные поручения, касающиеся Дальнего Востока: установление перечня территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и Восточной Сибири, включая Республику Хакасия и Красноярский край; изменение предпринимательской деятель-
ности на территориях опережающего развития; обеспечение в них необходимой инфраструктуры.
С этого момента возник вопрос о так называемых территориях опережающего социально-экономического развития (далее — ТОР), являющийся наиболее актуальным проектом решения многих проблем Дальнего Востока.
Весной 2014 г. представлен законопроект «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока [3], в котором под территорией опережающего социально-экономического развития понимается территория регионов Дальнего Востока, на которой должны быть установлены особые правовые режимы осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Многие положения принятого закона [14] напоминают идею по созданию госкомпании по развитию Сибири и Дальнего Востока: те же льготные ставки, смягченный налоговый режим, привлечение к
Наибольшее количество ТОРов будет расположено в двух регионах — Приморском и Хабаровском краях. Возможно, это
предпринимательской деятельности иностранных граждан. Но ключевым моментом можно назвать централизованный характер возможного функционирования ТОРов: как и в случае госкомпании, региональные и муниципальные власти лишены возможностей вмешиваться в деятельность территорий.
К тому же отбор ТОРов носит закрытый характер, местные власти не могут вносить свои предложения в согласовании отбора территорий. Также в проекте закона указаны направления, по которым региональные власти лишаются своих полномочий (например, резервирование и изъятие земельных участков).
Таким образом, ТОРы будут полностью зависеть от федерального центра, причем финансирование будут обеспечивать регионы и муниципальные власти. Появляются новые административные единицы с собственными органами исполнительной власти: полицией, таможней, налоговой и миграционной службой.
говорит о сильных лоббистских возможностях политических элит двух субъектов. Однако реализация подобных проектов
Перечень утвержденных проектов территорий опережающего социально-экономического развития (предварительный)
№ п/п ТОР Специализация Регион
1 ТОР «Остров Русский» Образовательная Приморский край
2 ТОР «Базальт - новые технологии» Стройматериалы Республика Саха (Якутия)
3 ТОР «Надеждинская» Логистическая Приморский край
4 ТОР «Ракитная» Логистическая Хабаровский край
5 ТОР «Камачатка» Портовая Камчатский край
6 ТОР «Екатеринославка» Агропром Амурская область
7 ТОР «Смидовическая» Агропром Еврейская АО
8 ТОР «Ванино-Совгаванский» Портовая Хабаровский край
9 ТОР «Комсомольск» Авиастроительная Хабаровский край
10 ТОР «Зарубино» Портовая Приморский край
11 ТОР «Нефтехимический» Нефтехимическая Приморский край
12 ТОР «Белогорск» Газохимическая Амурская область
13 ТОР «Михайловский» Агропромышленная Приморский край
14 ТОР «Алмазный» Ювелирная Республика Саха (Якутия)
Примечание. Таблица составлена на основе данных Министерства по развитию Дальнего Востока РФ. Официальный сайт: http://minvostokrazvitia.ru (дата обращения 01.06.2015)
может противоречить принципам государственной региональной политики, поскольку в течение двух десятилетий российский федеральный центр всегда старался придерживаться политики «выравнивания» регионов по социально-экономическим параметрам. Также в таких основополагающих программных документах по развитию Дальнего Востока, как «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» [15], говорится о политике сокращения в уровне развития регионов. Существует вероятность отсутствия реализации проектов территорий опережающего развития в слабых по уровню экономического развития регионах Дальнего Востока.
Большой интерес к реализации ТОРов проявляют финансово-промышленные группы (ФПГ), где они могут использовать свои лоббистские возможности в федеральном правительстве. Среди крупнейших ФПГ, которые заинтересованы в проектах, это корпорация «Роснефть» в реализации нефтехимического проекта в Приморском крае; Объединенная авиастроительная корпорация в реализации авиастроительного проекта «Комсомольск»; корпорация «Роснано» в реализации проекта «Базальт — новые технологии», где она уже участвует в разработке композитных материалов в Якутии.
Таким образом, в результате институционального оформления управления Дальним Востоком поставлены цели прорыва в уровне экономического развития и улучшения инвестиционной сферы в данном макрорегионе. Важную роль в этом сыграла смена руководящего состава в полномочном представительстве и в Минвосто-кразвитии, а также приход политиков федерального уровня.
30 апреля 2015 г. подписано Постановление Правительства РФ «Об управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» [10]. На месте акционерного общества «Московской материально-технической базы» создана корпорация развития Дальнего Востока, правами акций которой от имени Российской Федерации будет обладать Министерство по развитию Дальнего Востока. В рамках закона о территориях опережающего развития управляющая компания контролирует территории опережающего развития, выступает в качестве застройщика объектов инфраструктуры ТОРов; ведет реестр резидентов ТОРов [10].
Создание управляющей компании напоминает идею создания компании по развитию Сибири и Дальнего Востока. Тогда она не была воплощена по причине критики в чрезмерном присутствии государства в случае ее реализации. Здесь мы также наблюдаем полное присутствие государственных акций в управляющей компании.
Таким образом, в отношении Дальневосточного региона федеральный центр активно применяет практику создания новых управленческих структур, что закрепляет институциональное оформление в реализации селективного подхода региональной политики. Но логика и содержание данной политики носит централизованный характер, поскольку ограничивает возможности региональных властей в вопросах решения социально-экономического развития, что противоречит принципам федерализма и вносит несбалансированность в систему отношений «Центр-регион».
Литература_References
1. Арженовский И.В. Региональный рынок: 1. Arzhenovskiy I.V. Regionalny rynok:
воспроизводственный аспект. Н.-Новгород, 1997. vosproizvodstvenny aspect [Regional market: reproductive aspect]. Nizhny Novgorod, 1997.
2. Довгаль Г.В. Политическая элита Дальнего Востока в условиях трансформации российского общества: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Уссурийск, 2007.
3. Законопроект «О территориях опережающего социально-экономического развития и иных мерах государственной поддержки регионов Дальнего Востока». Справочная правовая система «Консультант плюс». Режим достула:Ш:р://Ьа8е.соп8ии:ап^ги/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=117967 (дата обращения: 01.06.2015).
4. Кузнецова О.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. М., 2013. 293 с.
5. «Местный полпред» // Сайт «Эксперт оЫте». Режим доступа: http://expert.rU/2009/05/4/ ishaev-polpred/ (дата обращения 01.06.2015).
6. «Полпред от Кремля». Сайт информационного агентства «Интерфакс». Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/FarEast/view. asp?id=429895 (дата обращения 01.06.2015).
7. Минфин против госкорпорации Сибири и Дальнего Востока. — Финмаркет. 28 апреля 2012 г. Режим доступа: http://www.finmarket.ru/main/ article/2900761 (дата обращения 14.12.2014).
8. Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 «Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию» (12 декабря 2013 г.). Справочная правовая система «Консультант плюс». Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_155646/ (дата обращения 01.06.2015).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 664 «О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока» // Российская газета. 2012. 06 июля. № 5826.
10. Постановление от 30 апреля 2015 г. № 432 «Об управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа». Справочная правовая система «Консультант плюс». Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_179059/ (дата обращения 01.06.2015).
2. Dovgal G.V. The political elite of the Far East under the conditions of the Russian society transformation: theory and practice questions [Politicheskaya elita Dalnego Vostoka v usloviyah transformatsii rossiyskogo obshhestva: voprosy teorii i praktiki]: abstract diss. ... cand. of political sciences. Ussuriisk, 2007.
3. Zakonoproekt «O territoriyah operezhayush-hego sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya i inyh merah gosudarstvennoy podderzhki regionov Dalnego Vostoka» (The draft bill «On territories of advanced social and economic development and other measures of state support for the Russian Far East»). Reference legal system «Consultant Plus» Available at: http: //base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? Req = doc; base = PRJ; n = 117967 (accessed 06.01.2015).
4. Kuznetsova O.V. Regionalnaya politika Rossii: 20 let reform i novye vozmozhnosti [Regional Policy of Russia: 20 years of reform and new opportunities]. Moscow, 2013. 293 p.
5. Minfin protiv goskorporatsii Sibiri i Dalnego Vostoka (The Ministry of Finance against the state corporation of Siberia and the Far East): Finmarket, 2012, April 28) Available at: http://www. finmarket. ru/main/article/2900761 (accessed 12.14.2014).
6. «Mestny polpred». SaitEekspert online» («Local envoy». Site «Expert online») Available at: http:// expert.ru/2009/05/4/ishaev-polpred/ (accessed 01.06.2015).
7. «Polpred ot Kremlya». Sait informatsionno-go agentstva «Interfaks» («Envoy of the Kremlin». Site of information agency «Interfax») Available at: http: //www.interfax-russia.ru/FarEast/view.as-p?id=429895 (accessed 01.06.2015).
8. Ezhegodnoe Poslanie Prezidenta RF Federal-nomu Sobraniyu ot 12.12.2013 «Poslanie Prezidenta RF Vladimira Putina Federalnomu Sobraniyu» (Message of the President to the Federal Assembly dated by 12.12.2013 «The message of the President of the Russian Federation Vladimir Putin to the Federal Assembly») : Reference legal system «Consultant Plus» Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_155646/ (accessed 06.01.2015).
9. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Fed-eratsii ot 30 iyunya 2012 g. № 664 «O Ministerstve Rossiyskoy Federatsii po razvitiyu Dalnego Vostoka» (Resolution of the Government of the Russian Federation dated by June 30, 2012 no. 664 «On the Ministry of the Russian Federation on the development of the Far East»): Rossiiskaya Gazeta, 2012, July 6, no. 5826).
10. Postanovlenie ot 30 aprelya 2015 g. № 432 «Ob upravlyayushhey kompanii, osushhestvlyayush-hey funktsii po upravleniyu territoriyami operezhay-ushhego sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya v sub-ektah Rossiyskoy Federatsii, vhodyashhih v sostav Dalnevostochnogo federalnogo okruga» (Decree dated by April 30, 2015 no. 432 «On the management of the company performing the functions of managing the territories of advanced social and economic
11. Проект закона «О развитии Сибири и Дальнего Востока» / / Агентство политических новостей 05.05.2012. Режим доступа: http://www.apn.ru/ риЬЦсайо^/агйс1е26477.Ыш (дата обращения
14.12.2014).
12. Сайт Министерства по развитию Дальнего Востока. Режим доступа: http://mmvostokrazvШa. ru/about/ministry.php (дата обращения
01.06.2015).
13. Указ от 03 июня № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?base=LAW&n=10590&req=doc (дата обращения 01.06.2015).
14. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 31 декабря. № 6571.
15. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 г.» // Справочная правовая система «Консультант плюс». Режим доступа:Ы^р: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_90608/?frame=2 (дата обращения 01.06.2015).
development in the Russian Federation, members of the Far Eastern Federal District»): reference legal system «Consultant Plus» Available at: http://www. consultant. ru / document / cons_doc_LAW_ 179059/ (accessed 06.01.2015).
11. Proekt zakona o «O razvitii Sibiri i Dalnego Vostoka» (The draft bill on «On the development of Siberia and the Far East»): Agency of Political News, 2012, May 05 Available at: http://www. apn. ru/publications / article26477.htm (accessed
12.14.2014).
12. Sait Ministerstva po razvitiyu Dalnego Vostoka (Website of the Ministry of development of the Far East) Available at: http://minvostokrazvitia.ru/ about/ministry.php (accessed 06.01.2015).
13. Ukaz ot 3 iyunya № 803 «Ob osnovnyh polozheniyah regionalnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii» (Decree dated by June 3, no. 803 «On the main provisions of regional policy in the Russian Federation»): Reference legal system «Consultant Plus» Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?base=LAW&n=10590&req=doc (accessed
06.01.2015).
14. Federalny zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2014 g. № 473-FZ «O territoriyah operezhajushhego sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii» (Federal Law of the Russian Federation dated by December 29, 2014 no. 473-FZ): Russian newspaper, 2014, December 31, no. 6571.
15. Federalnaya tselevaya programma «Ekonomicheskoe i sotsialnoe razvitie Dalnego Vostoka i Zabaikaliya na 1996-2005 i do 2010 goda» (The federal target program «Economic and social development of the Far East and Transbaikalie for 1996-2005 and until 2010»): reference legal system «Consultant Plus» Available at: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90608/? Frame = 2 (accessed 06.01.2015).
Коротко об авторе _
Григорьев H.A., аспирант, ст. преподаватель, каф. «Политология», Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск, Россия nagrigoriev@m ail. ru
Научные интересы: федерализм, региональная политика, политические элиты, процессы демократизации и модернизации
_ Briefly about the author
N. Grigoriev, postgraduate, senior lecturer,Political Sciences department, North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosova, Yakutsk, Russia
Scientific interests: federalism, regional policy, political elites, democratization and modernization