Научная статья на тему 'Институциональная трансформация университетов в Республике Казахстан'

Институциональная трансформация университетов в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТОВ / "ТРЕУГОЛЬНИКА ЗНАНИЙ" / ИННОВАЦИОННЫЕ КЛАСТЕРЫ / HIGHER EDUCATION / INSTITUTIONAL TRANSFORMATION / INNOVATIVE ACTIVITY OF UNIVERSITIES / "KNOWLEDGE TRIANGLE" / INNOVATIVE CLUSTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даулетбаков Б., Мухатаева К., Естен А.

В статье рассматриваются инновации как компонент «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации) и их системообразующую роль в развитии интеграционных процессов в сфере науки, образования и инноваций в Республике Казахстан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL TRANSFORMATION OF UNIVERSITIES IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article considers innovations as a component of the "knowledge triangle" (education, research and innovation) and their system-forming role in the development of integration processes in the sphere of science, education and innovations in the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Институциональная трансформация университетов в Республике Казахстан»

Социально-экономическое и политическое развитие зарубежных

стран

УДК 330.1; 333.8

Б. Даулетбаков, К. Мухатаева, А. Естен

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ В

РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Алматинский технологический университет

Аннотация: В статье рассматриваются инновации как компонент «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации) и их системообразующую роль в развитии интеграционных процессов в сфере науки, образования и инноваций в Республике Казахстан

Ключевые слова: высшее образование, институциональная трансформация, инновационная активность университетов, «треугольника знаний», инновационные кластеры.

UDC 330.1; 333.8

B. Dauletbakov, K. Mukhatayeva, A. Esten

INSTITUTIONAL TRANSFORMATION OF UNIVERSITIES IN THE

REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Almaty Technological University

Abstract: The article considers innovations as a component of the "knowledge triangle" (education, research and innovation) and their system-forming role in the development of integration processes in the sphere of science, education and innovations in the Republic of Kazakhstan.

Key words: higher education, institutional transformation, innovative activity of universities, "knowledge triangle", innovative clusters.

Количественные и качественные параметры наукоемкой экономики как особой экономической системы, движущей силой экономической динамики которой выступает интеллектуальный ресурс, объективно содержат в своей структуре основной элемент, генерирующий и распространяющий новые знания, инновационные университеты предпринимательского типа.

Степень интегрированности университетов в отраслевую структуру национальной экономики отражает уровень влияния новых знаний на экономический рост. В связи с этим возникает необходимость в разработке методики оценки взаимосвязей инновационной деятельности университета с реальным сектором экономики.

Обзор и анализ литературы, посвященной новой роли университетов в становлении шестого технологического уклада, позволяет сделать следующие выводы:

1 Все базовые функции классического университета значительно расширяются и концептуально меняют свою стратегию, которая хоть и ориентирована на все те же потребности общества, однако, основана на экономической эффективности инновационной деятельности.

2 Для усиления акцента влияния инновационной деятельности университета необходима институциональная трансформация всех подразделений с целью их рыночной адаптации к потребностям производства и общества.

3 Университеты берут на себя функцию регионообразующей структуры -центрального элемента инновационного кластера с технопарком и с разветвленной сетью кооперационных связей с предприятиями.

В экономической литературе существует множество разнообразных подходов, характеризующих инновационную активность хозяйствующих субъектов. С исследовательской точки зрения очень плодотворным представляется обзор, сделанный российским экономистом А.А. Никольской, которая на основе анализа и обобщения разработанных методик оценки инновационной активности предлагает классифицировать их следующим образом:

— основанные на экспертных методах;

— основанные на расчетных методах: подходы процессного характера, подходы результативно-эффективного характера, смешанные подходы [1].

— Авторы В.Н. Гунин [2], В.А. Устинов [3], Р.А. Фатхутдинов [4], С.В. Саванович [5] и другие, опирающиеся на экспертные методы, используют анкетные исследования и балльную систему при оценке признаков инновационной активности компаний. Несмотря на то, что данный подход позволяет выявить определенные тенденции в инновационном развитии предприятий, он не совсем подходит для определения инновационной деятельности университетов из-за размытости критериев, не учитывающих специфику сферы высшего образования. В контексте нашего исследования для использования метода экспертных оценок необходимо выявление корреляции между критериями инновационной деятельности вуза и количественными параметрами наукоемкой экономики.

Использующие процессный подход при оценке инновационной активности авторы, такие как А.Е. Власов [6], А.Ю. Реутов [7] делают акцент на одном из направлений инновационной деятельности и не позволяют выявить тенденции в динамике интеллектуального и научно- исследовательского потенциала университета.

Практически значимыми для нашего исследования могут оказаться исследования экономистов В.Н. Суязова [8], А.Е. Власова [6, с.349], которые при оценке инновационной активности компаний опираются на подходы результативно-эффективного характера. В частности, В.Н. Суязов предлагает определять коэффициент устойчивости инновационного развития через динамику изменения результатов инновационной деятельности по показателям рентабельности. Такой подход позволяет выявить «слабые» звенья инновационного процесса на предприятии. Методика, предлагаемая А.В. Власовым, уточняет причинно-следственные связи между ресурсными и результатными показателями деятельности предприятия, что важно в контексте нашего исследования, предполагающего определение влияния инновационной

деятельности университета на становление наукоемкой экономики. Между тем данные методики не адаптированы под инновационную деятельность университетов.

Существуют также методики, использующие смешанные подходы при оценке инновационной активности организаций. В частности, экономистами И.В. Барановой и М.В. Черепановой [9, с.114] предлагается использовать совокупность формальных, ресурсно-затратных и результатных показателей инновационной активности, а А.Ю. Реутовым [7, с.160] данные показатели классифицируются как ресурсные (количественные и качественные), результатные и статистические. Данные походы также применимы для оценки инновационной активности вуза при условии уточнения показателей, применительно к специфике деятельности университета.

В настоящее время особое значение и актуальность приобретает формирование и реализация новой стратегии инновационного развития университетов.

К числу концептуальных основ и базовых принципов формирования и реализации такой стратегии ученые относят следующие положения [10]:

1. Концепция тройной спирали, созданная в Англии и Голландии в начале XXI века, и символизирующая союз между властью, бизнесом и университетом, которые являются ключевыми элементами национальной инновационной системы. В системе инновационного развития институты занимают главенствующую роль, ответственную за создание нового знания. Образуются кластера - как платформа для инновационного развития, образуя связь между учеными, технологами и пользователями [10, с.13].

2. Концепция «треугольника знаний» предполагает развитие и интеграцию всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации) на основе стратегических инвестиций в развитие интеллектуальных ресурсов инновационной экономики, в модернизацию научных исследований, системы образования с тем, чтобы они в большей степени отвечали вызовам глобальной экономики, основанной на знаниях. Именно в ведущих вузах все эти три элемента объединены, и они должны стать одним из ключевых элементов национальной инновационной системы.

Концепция треугольника знаний отражает сформировавшуюся в мировом сообществе потребность в системном и непрерывном взаимодействии научной, образовательной и инновационной активностей. Причем в Европе и США именно университетам отводится ключевая роль в развитии этих процессов. Потребность в интеграции науки, образования и инновационной сферы обусловлена, в том числе высокой скоростью производства знаний, а также стиранием границ между генерацией и трансфером знаний. При этом процессы исследований, трансфера технологий и обучения являются параллельными и взаимозависимыми.

Инновационной деятельности отводится в реализации этих процессов особая роль. Именно инновации как компонент «треугольника знаний» призваны сыграть системообразующую роль в развитии интеграционных процессов в сфере науки, образования и инноваций [10, с.13].

3 Концепция третьей миссии университета. В этих условиях особую значимость приобретает развитие концептуальных положений о миссии университетов, которая на протяжении всей истории своего формирования претерпевала изменения, наиболее существенные из которых характерны именно для рубежа 20-21 веков. Важнейшими компонентами миссии высших учебных заведений всегда были генерация и трансфер знаний. Вместе с тем, в условиях экономики знаний все чаще говорят о том, что университеты выполняют не только два своих традиционных предназначения (готовить высококвалифицированные кадры и проводить научные исследования).

В настоящее время университеты становятся ключевыми участниками процессов отраслевого и регионального социально-экономического развития. Университеты сегодня примеряют роль ведущих научно-координационных центров развития инновационной среды на уровне региона [10, с.14].

4 Концепция открытых инноваций. Эта относительно новая парадигма ведения бизнеса предполагает более гибкую политику в отношении результатов исследований и интеллектуальной собственности, использование внешних источников для создания изобретений и более эффективного использования своих инновационных проектов. Для компаний концепция открытых инноваций позволяет получить максимальную эффективность от совместного создания и развития инновационных проектов.

С одной стороны, в рамках этой концепции компании должны открыть доступ к своим изобретениям и технологиям, чтобы получить от их реализации максимальную прибыль, с другой стороны, активно использовать внешние объекты интеллектуальной собственности, что полностью отвечает модели коммерциализации университетских технологий. Механизмами реализации концепции открытых инноваций являются стратегические альянсы корпораций для решения сложных технологических и технических проблем, развитие коммуникационных площадок, получивших название «технологические платформы», «инновационные кластеры», «инновационные региональные кластеры» [10, с.14].

В целях адаптации существующих методик к вузовской деятельности А.А. Никольской [1, с.85] предложена конкретизированная совокупность индикаторов инновационной активности, которая предполагает разработку агрегированного показателя, в котором наибольший «вес» придается качеству кадров.

Сегодня в рамках трансформации образовательных учреждений в университеты инновационного типа осуществляется в условиях реализации новых подходов развития высшего образования.

Университет инновационного типа - адаптивный к требованиям внешней среды научно-образовательный комплекс, деятельность которого ориентирована на расширенное воспроизводство инновационного потенциала территории, формирование инновационной инфраструктуры, интеграцию всех уровней образования с академической наукой, промышленностью, бизнесом и властными структурами.

Инновационная деятельность любой модели вуза направлена на решение следующих задач:

— эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза, формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности;

— коммерциализацию научных идей, оригинальных инновационных проектов;

— повышение уровня предпринимательской культуры и подготовку квалифицированных кадров в сфере малого и среднего бизнеса.

В основу понятия инновационного университета положены следующие принципы:

1 Развитие инновационного потенциала университета, результатом которого является подготовка интеллектуального потенциала, способного обеспечить позитивные изменения в области своей профессиональной деятельности.

2 Прогнозирование спроса и стратегическое управление структурой расширенного воспроизводства инновационного потенциала территории.

3 Формирование инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей интеграцию всех образовательных академических ценностей и предпринимательства.

4 Формирование инновационной корпоративной культуры и внутренней конкурентной среды.

5 Развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой - образовательная, научная и глобальная интеграция академической науки с промышленностью, бизнесом и властными структурами.

6 Диверсификация источников финансирования университета и активный фанд-райзинг.

7 Создание адаптивной системы управления университетом как самообучающейся структуры [11].

Поскольку задачей нашего исследования является определение влияния инновационной деятельности университета на формирование основ наукоемкой экономики, то стоит методологическая задача по определению инструментов для выявления данных причинно-следственных связей.

1 Предпосылкой успешного развития инновационной деятельности университета является наличие следующих условий:

2 Институциональная трансформация факультетов в инновационные кластеры: кластер естественных наук, кластер технических наук, социально - гуманитарный кластер. Укрупненность научных приоритетов кластеров подчеркивает необходимость развития широкого спектра мульти дисциплинарных связей как внутри, так и между кластерами.

3 Каждый кластер нацелен на получение и реализацию инновационной продукции, востребованной обществом и бизнесом.

4 Развита структура непрерывного трансферта инновационной продукции в реальный сектор экономики.

5 Разработана система финансового обеспечения инновационной деятельности каждого кластера посредством механизмов государственно- частного партнерства.

Таким образом, каждый кластер работает на следующие рынки:

— на рынок труда - выпуск высококвалифицированной рабочей силы;

— на рынок капитала — разработка новых технологий и оборудования;

— на рынок образовательных услуг — разработка новых технологий обучения и консалтинга;

— на рынок научных разработок — разработка патентов и авторских свидетельств и развитие лицензирования и т.д.;

— на рынок товаров и услуг широкого спектра — на основе деятельности малых высокотехнологичных компаний.

Для оценки степени нацеленности каждого кластера на конечный результат — удовлетворение потребностей соответствующих рынков предлагаем использовать следующую систему показателей, которая может варьироваться в зависимости от профиля научного направления кластера.

Поскольку основной деятельностью университета является образовательная функция, то для каждого кластера общими оценочными показателями могут служить:

— доля трудоустроенных выпускников;

— количество внедренных новых образовательных технологий (в том числе подтвержденные авторскими свидетельствами и патентами);

— образовательные услуги и консультационные услуги широкого спектра, реализованные на сторону;

— исследования, проводимые по хозяйственным договорам и заказам организаций;

— количество междисциплинарных научных исследований, выполняемых по государственному гранту или договору с предприятиями.

В совокупности данные критерии отражают степень интегрированности инновационной деятельности вуза в реальный сектор экономики.

Для кластера естественных и технических наук специфическими показателями работы в сфере инноватики являются:

— число полученных патентов и авторских свидетельств;

— количество коммерциализированных результатов научно - исследовательских

работ;

— число созданных малых высокотехнологичных предприятий.

Оценка эффективности функционирования любой сложной многопараметрической системы осуществляется по результатам качественного и количественного анализа совокупности, так называемых, диагностических показателей (параметров, индикаторов) [12].

Жизненный цикл инновационной системы содержит несколько этапов: зарождения идеи, научный поиск, разработка действующего макета (лабораторный образец), серийное промышленное производство и продажа его потребителю. Укрупнено перечисленные этапы - стадии инновационного продукта проходят через Образование - Науку -Производство, как это показано на рисунке 1.

НАУКА

ОБРАЗОВАНИЕ

• востребованность научных исследований в бизнесе;

• повышение роли профессорско-преподавательского состава университетов как экспертов;

• формирование инновационной 1-шфр астру ктуры;

• повышение практических компетенций выпускников

ПРОИЗВОДСТВО

-- V

• сближение теории и практики;

• соответствие системы образования требованиям, предъявляемым работодателем;

• формирование образовательной системы, учебных программ под потребность производства

планирование и прогнозирование кадрового обеспечения;

• разработка механизма и процедуры отбора и расстановки кадров;

• повышение

конкурентоспособности кадров за счет

инновационных технологий;

• развитие инновационно-технологического потенциала бизнеса;

• использование интеллектуального ресурса университетов в инновационном процессе

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОГРУЖЕНИЕ СТУДЕНТА В СФЕРУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рисунок 1 - Структурная - функциональная модель - «Образование - Наука -

Производство»

Примечание - Составлено автором

Путь этот именуется инновационным коридором, использующий ресурсы:

- производственно-технологические;

- финансовые;

- кадровые;

- информационные [13].

Основными проблемами задержки инновационного развития в Республике Казахстан являются:

- отсутствие коммерческой основы научных исследований;

- отрыв научных разработок от производства.

Между представителями научно-исследовательской сферы и производственными предприятиями отсутствует взаимодействие, в результате чего многие прикладные разработки не внедряются в реальное производство.

Среди основных проблем, которые необходимо преодолеть:

- недостаточность венчурного (или высоко рискованного) финансирования: в Казахстане имеется небольшое число венчурных фондов, готовых инвестировать в инновационные проекты;

- недостаток заинтересованности со стороны финансовых институтов, в частности банков, финансировать инновационные проекты из-за высокого риска вложений;

- отсутствие собственного участия со стороны инициаторов инновационных проектов: как правило, инициаторами прорывных проектов являются ученые, не имеющие возможности вложить какие-либо средства в реализацию собственного проекта;

- отсутствие залогового обеспечения со стороны инициаторов инновационных проектов;

- недостаток заинтересованности со стороны существующих предприятий внедрять нововведения, так как их внедрение зачастую требует временную остановку производства и дополнительные капитальные затраты на модернизацию используемого оборудования;

- высокая конкуренция со стороны иностранных поставщиков оборудования и технологий;

- невысокая конкурентоспособность прикладных разработок, созданных казахстанскими учеными и компаниями, по сравнению с иностранными аналогами.

Наибольший спрос на инновационные продукты демонстрируют предприятия, занимающиеся производством компьютеров, электронной и оптической продукции. Уровень инновационной активности этих предприятий составляет 16,3%. Такой процент соответствует мировой тенденции инновационной активности. В связи с высоким спросом на высокотехнологичные продукты есть все возможности конкурировать с существующими мировыми лидерами на рынке, в этом случае необходимо мощное развитие бизнеса, основанного на использовании новых технологий и инноваций [14].

Развитие инноваций и содействие технологической модернизации в Республике Казахстан в настоящее время представлено в таблице 1.

Таблица 1

Развитие инноваций и содействие технологической модернизации

№ Наименование Ед. изм. Развитие инноваций

2011 2012 2013 2014

1 Доля инновационно-активных предприятий % 4,8 6,8 8,8 10

2 Увеличение количества международно-признанных патентов Ед. 5 10 20 30

3 Создание и развитие существующей инновационной инфраструктуры в период до 2014г., в том числе:

3.1 отраслевых центров - - 1 2

3.2 конструкторских бюро 1 - 2 3

3.3 технопарков 1 2 3 4

Примечание - Источник: Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан [15].

Исследования, проведенные Комитетом по статистике, показали, что среди факторов, препятствующих осуществлению инновационной деятельности на предприятиях Республики Казахстан, главным является недостаток финансовых средств (на его долю приходится около 83 %), при этом речь идет в основном о нехватке собственных средств. На недостаток финансовых средств из внешних источников финансирования указали только 2,5 % респондентов. Другие причины ранжируются в следующем порядке: инновационные затраты слишком высоки - 7,5 %, нехватка компетентного персонала - 5,1 %, отсутствие информации о технологиях - 2,0 % [16].

Слабо функционируют институциональные формы поддержки инновационных структур, выполняющих разработки и обеспечивающих доведение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до их практической реализации. В Казахстане удельный вес научных разработок остается ниже уровня, принятого в развитых странах, более чем в десять раз.

Интеграция образования, науки и производства, развитие послевузовского образования на основе современных достижений науки и техники являются одними из приоритетных направлений развития экономики.

Слабая связь образования, науки, и производства обусловлена [17-20]:

- межведомственными барьерами между вузами и научными организациями;

- недостаточным финансированием вузовской науки;

- чрезмерным администрированием образовательного процесса, не позволяющим гибко реагировать на достижения науки и техники, учитывать изменившиеся потребности производства;

- отсутствием экономических стимулов у частного сектора осуществлять инвестиции в образование, науку и инновационную деятельность.

Таким образом, инновационная деятельность любой модели вуза направлена на решение следующих задач:

- эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза, формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности;

- коммерциализацию научных идей, оригинальных инновационных проектов;

- повышение уровня предпринимательской культуры и подготовку квалифицированных кадров в сфере малого и среднего бизнеса.

В Казахстане, как и во всем мире, до 90% научных кадров сосредоточено в университетах, и они определяют развитие науки в стране. Поэтому необходимо учитывать важную роль университетов для формирования инновационной экономики в стране. Высшее образование играет важную роль в обеспечении профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики республики в интеграции с наукой и производством.

Список литературы

1. Никольская А.А., Клочкова Н.В. Инновационная активность высших учебных заведений: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Иванова, 2012. - 183 с.

2. Гунин В. И., Баранчеев В.П., Устинов В.А., Ляпина С.Ю. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 328 с.

3. Дружинина А.В., Устинов Р.А. Инновационная образовательная среда вуза как основа формирования компетенций у студентов-бакалавров // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: III междунар. науч.-практ. конф. - Уфа. 2015. С. 18-35.

4. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. -М.: ИНФРА-М, 2000. - Т. 3. -312 с.

5. Саванович С.В. Возможности использования инновационного потенциала вузов для активизации инновационных процессов в регионе // В кн.: Социально-экономическое развитие Калининградского региона (мониторинг, оценка, прогноз). - Калининград, 2009. Вып.64.С. 50-54.

6. Власов A.E. Проблемы оценки инновационной активности торговых предприятий // Вестник СГТУ. 2011. №3(57). С.346-351

7. Реутов A.^^ Практическая интерпретация количественной оценки инновационной активности организации // Вестник Томского государственного университета. 2011. №352. C.160-163.

В. Суязов В.Н. Комплексная оценка эффективности инновационного развития научно-производственных организаций: автореф. канд. экон. наук. - Саратов, 2011. - 154 c.

9. Баранова И.В., Черепанова М.В. Методические подходы к оценке результативности инновационной стратегии вуза // Сибирская финансовая школа. 2012. № 4. С. 106-116.

10. Кокшаров ВА., Кортов С.В., Шульгин Д.Б. Федеральный университет: стратегии и механизмы развития инновационной деятельности // Инновации. 2012. № 11. С. 12-19.

11. Серкина Я.И. Проблемы развития инновационных вузов//Теория и практика общественного развития. 2012. №4. С.102-104.

12. Корнев ВА., Макенов A.A. Современные методы моделирования процессов принятия решений в системах управления. - Усть-Каменогорск: - ВКГУ им. С. Aманжолова, 2008. - 148 с.

13. Aн A.E. Организация инновационного кластера интеграции науки, образования и бизнеса - эффективный механизм повышения конкурентоспособности экономики // Вестник КазНУ. Серия экономическая. 2015. №4. С. 245-251.

14. Финансово-экономическое обоснование Инновационного кластера КазНУ им. Aль-Фараби. - Aлматы, 2012. - С.453

15. Официальный сайт Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан [Электронный ресурс] - http://mid.gov.kz/ru

16. Куур О.В. Aнализ уровня инновационного развития предпринимательского сектора в Республике Казахстан // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 6. С. 102-107

17. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 2020 годы от 07.12.2010 г. [Электронный ресурс]

https://tengrinews.kz/zakon/prezident_respubliki_kazahstan/hozyaystven naya_deyatelnost/id-U1000001118/

1В. Зайцев В.С. Экономическое воспитание в хозрасчетном ученическом объединении // В книге: Вопросы экономического образования и воспитания учащейся молодежи тезисы докладов научного семинара. Редактор: A^. Aменд. 1990. С. 43-45.

19. Ладыжец Н.С., Неборский Е.В. Университетский барометр: мировые тенденции развития университетов и образовательной среды // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 2 (27). С. 143.

20. Volkov Y.G., Kulikov S.P., Krotov D.V., Salogub A.M., Gnatyuk M.A. Role of creative social practices in the development of united activities in russian society // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Т. 11. № 16. С. 9398-9409.

Информация об авторах: Information about authors:

Даулетбаков Бакыткан, Dauletbakov Bakytkan,

Доктор экономических наук, профессор, Doctor of Economics, Professor, Almaty Technological

Aлматинский технологический университет, University, Almaty, Kazakhstan Aлматы, Казахстан

Мухатаева Камшат,

Аспирант, Алматинский технологический университет, Алматы, Казахстан

Mukhatayeva Kamshat,

Postgraduate student, Almaty Technological University, Almaty, Kazakhstan

Естен Айгерим Болатхан кызы

Аспирант, Алматинский технологический университет, Алматы, Казахстан

Esten Aigerim Bolatkhan gizi,

Graduate student, Almaty Technological University, Almaty, Kazakhstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.