Научная статья на тему 'Институциональная трансформация рынка образовательных услуг'

Институциональная трансформация рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков В. С.

В современных условиях изменяется подход к сущности, значению и способам приобретения знаний и отбора информации. Современному обществу нужны специалисты нового типа, обладающие не только высокими профессиональными знаниями, но и определенными личностными качествами и навыками поведения, к которым относятся: способность к предпринимательской деятельности и менеджменту, компетентность, огромный интеллект и высокий уровень культуры, склонность к индивидуальному творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональная трансформация рынка образовательных услуг»

3. Регулирование корпоративного налогообложения проводилось без достаточной теоретической проработанности опыта налогообложения в зарубежных странах и специфики экономических, социальных и политических условий России.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Грибкова Н.Б. Опыт налогового регулирования в зарубежных странах и возможность его использования в России // Налоговая политика и практика. 2005. № 7.

2. Жуков Э. Сравнительный анализ мировой системы налогообложения // Вестник ФАЦ. Федеральный аналитический центр. 2004. № 2.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Омега-Л, 2006.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 г. № 38-р // Собрание законодательства РФ. 30.01.2006. № 5.

5. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ / Российская газета. № 209-210. 2002. 2 ноября.

П

_ л

- ь

НОВИКОВ B.C. ш

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ CU _ Z

in

В современных условиях изменяется подход к сущности, значению и способам приобретения ° знаний и отбора информации. Современному обществу нужны специалисты нового типа, обладаю- ^ щие не только высокими профессиональными знаниями, но и определенными личностными качествами □ и навыками поведения, к которым относятся: способность к предпринимательской деятельности и менеджменту, компетентность, огромный интеллект и высокий уровень культуры, склонность к индивидуальному творчеству. Новая парадигма образования заключается в том, чтобы не просто передавать обучающимся конкретные знания и служить «информационной накачкой», а научить их уме- о нию адаптироваться к качественно иным условиям хозяйствования и жизнедеятельности в целом, £ встраиваться в динамично изменяющуюся среду. Декларируемая цель может быть достигнута путём ^ добровольного объединения кадровых, интеллектуальных, материально-технических, информацион- | ных и административных ресурсов на основе ассоциативного объединения университетов, академических институтов, государственных научных центров, технопарков, инновационно-технических о

о

центров и инновационно активных предприятий. х

На сегодняшний день наиболее эффективным механизмом интеграции, на наш взгляд, являют- ^

ся учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), создаваемые на базе ведущих университетов о страны, способные генерировать идеи, вести научные исследования и на их основе разрабатывать

конкурентоспособные образцы новой техники и технологий. о

В рамках УНИК объектами интеграционной деятельности выступают:

- новые организационно-экономические модели кафедр и совместных структур учебного про- о филя; о

- совместные научно-образовательные и инновационные центры; £

- программы фундаментальных и прикладных исследований в интересах развития приоритет- о ных научно-образовательных направлений; ^

- механизмы создания и функционирования центров коллективного пользования уникальным ^ оборудованием; ®

- права на объекты совместно созданной интеллектуальной собственности, механизмы их коммерциализации; формирование планов подготовки докторантов и аспирантов по научно-образова- о тельным направлениям, а также реализация программ целевой подготовки специалистов для инно- ц вационных фирм в интересах УНИК. Л

Постановление Правительства РФ об университетских комплексах, объединяющих образователь- о

ные учреждения, некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подраз- ^

деления было принято в 2001 году. Однако процесс образования таких комплексов фактически уже шел в нашей стране и до выхода этого постановления1. Отмечая важность проделанной работы, вместе с тем заметим, что она была ориентирована непосредственно на решение интеграционных вопросов цепи «образование — наука» и лишь опосредованно таких направлений, как «наука — производство» и «образование — производство».

В настоящее время интегрированные структуры академической науки и высшей школы созданы более чем в 60 регионах России, в том числе в Краснодаре на базе Кубанского государственного университета (КубГУ). В УНИК КубГУ разработка инновационных проектов осуществляется в таких областях, как: биотехнология, новые типы кристаллов для лазеров, мембранные технологии, поиск нефти и газа, новые шрифты и других.

Модель УНИК способствует более эффективному использованию потенциала ученых университетов и регионов. В структурах комплексов внедряются новейшие образовательные и информационные технологии, что, в конечном итоге, улучшает качество подготовки специалистов. Сокращаются затраты и временной цикл от научной идеи до опытного образца и новой технологии. Сотрудничество профессорско-преподавательского состава университетов со специалистами партнерских структур УНИК дает резкий импульс развитию научно-технической деятельности. Университеты получили более широкие возможности для оказания помощи преподавателям, аспирантам, студентам, активно занимающимся научной работой, в изготовлении опытных образцов, проведении производственных я испытаний, патентовании новых технических решений. Университеты пополняют доходную часть

П

_п ь

о

своего бюджета за счет доходов от реализации продукции собственных производств, дивидендов от участия в деятельности совместных предприятий и организаций. Образовательные учреждения УНИК оснащаются современным оборудованием учебно-лабораторным и научным оборудованием.

Отмечая успехи развития модели УНИК, нельзя не отметить факторы, тормозящие этот процесс. о Прежде всего, несовершенство нормативно-правовой базы, которое болезненнее всего сказываются в слабо защищенной научно-образовательной сфере. Проблемы структурирования вуза связаны с ^ невозможностью введения в состав вуза юридических лиц. В условиях же объединения в виде ассо-□ циации юридических лиц не решаются проблемы совместного владения имуществом, передачи из вуза 2в научно-исследовательский институт бюджетных средств. Не находят решения названные пробле-^ мы и в рамках других действующих в настоящее время форм объединений типа коммерческого парт-0 нерства. В настоящее же время наиболее предпочтительным правовым статусом УНИК, на наш взгляд, ® является ассоциация, включающая совместно учрежденные университетом и инвесторами фирмы —

0 юридические лица, находящиеся вне университетского комплекса.

® Интеграционные процессы требуют значительных финансовых средств. Считаем целесообраз-

1 ным создание в рамках Российского фонда технологического развития (РФТР) специальной програм-(з мы, в рамках которой финансировались бы как объекты интеграционной инфраструктуры, так и со-

1_

° вместные исследовательские проекты НИИ и вузов. Как известно, РФТР пока не удалось найти свое ф точное позиционирование применительно к структуре этапов инновационного цикла. Сегодня фонд

Ш

о не может напрямую финансировать создание интеграционной инфраструктуры, поскольку не имеет о права выдавать свои «кредиты» государственным учреждениям (их возврат возможен только из при-и были, которой у большинства их них практически нет). Очевидно, что с внесением изменений в законодательство РФТР мог бы стать одним из главных государственных источников инвестирования

2 образовательно-научных комплексов.

и Для повышения эффективности деятельности УНИК целесообразно также создание собственных о финансовых структур, при помощи которых отрабатывались бы системы взаимодействия партнеров. Сегодня активно обсуждается законопроект, предусматривающий введение института эндаументов — специальных фондов, средства которых не расходуются на текущую деятельность, а инвестируются и дают организации регулярный доход. Механизм эндаументов во всем мире решает задачи долгосрочного финансирования некоммерческих организаций (НКО). В нашей стране при существующем налоговом режиме эффективность функционирования эндаументов, на наш взгляд, будет невысока, поскольку предполагает двойное налогообложение. Вначале благотворитель жертвует средства из чистой прибыли и платит с них налоги, а затем уже НКО платит налог на доход от инвестиций. Чтобы произошел реальный переворот в финансировании образования и науки, необходимо внесение

о о о.

* 1 Для создания каждого университетского комплекса принималось специальное решение Правительства РФ.

изменений в налоговое законодательство, предусматривающих, в том числе и исключение средств, перечисляемых в эндаументы, из налоговой базы.

Конкурентоспособная стратегия деятельности комплексов в конечном итоге должна быть направлена на формирование и развитие кластеров, профильно-ориентированных по содержанию деятельности и инновационно ориентированных по сущности и формам взаимодействия участников интеграционных процессов.

Вместе с тем, среди ученых существуют и другие мнения. Примером может служить идея организации в пригороде Екатеринбурга крупнейшего в стране вуза — Большого евразийского государственного университета. Предполагается создать интеграционный комплекс высших учебных заведений и НИИ Уральского отделения РАН на площади полторы тысячи гектаров для 250 тысяч студентов, ученых и предпринимателей. На наш взгляд, в условиях хронического недофинансирования науки и образования акцент должен быть смещен с разработки грандиозных планов на развитие уже существующих университетских учебно-научно-инновационных комплексов.

Учитывая тот факт, что знания и навыки имеют «короткий жизненный цикл», человек должен постоянно совершенствовать свои знания. Как следствие этого, все более актуальными становятся непрерывность образования и повышение квалификации. В современной России проблемы профессиональной подготовки решаются большей частью централизованно и автономно: отдельно система образования и отдельно производство. Традиционная модель подготовки «профессионального человека», которая хорошо показала себя в период индустриального развития, в условиях постиндустриального общества, когда основной сферой занятости становится сфера услуг или альтернативная за-

нятость, исчерпала себя. В новых условиях связи вузов и предприятий должны иметь новую, адек- ^ ватную требованиям времени форму. В системе образования необходимо наладить обратную связь ^ (бизнес — образование) и установить тесное взаимодействие с фирмами-потребителями. Бизнес- ^ образование — это синтез экономики, управленческой социологии и права. Сегодня более 20 мил- о лионов специалистов всех уровней нуждаются в повышении квалификации.

В международной экономической лексике появился новый термин — «организационный капи- □ тал», под которым понимается способность организации мобилизоваться и поддерживать процесс О изменений, необходимых для реализации долгосрочных планов. Организационный капитал предоставляет возможность объединить материальные (физический и финансовый капитал) и нематериаль- ^ ные активы (человеческий и информационный капитал) таким образом, чтобы они слаженно рабо- о тали на достижение стратегических целей предприятия. Достижение высокого уровня организаци- £ онного капитала рассматривается в качестве одной из важнейших предпосылок успешной реализа- о ции стратегии компании, и, несомненно, требует обучения. 2

В развитых странах мотивация непрерывного обучения для компаний, только начинающих свой х бизнес, или не желающих содержать собственные образовательные учреждения, решается при по- о мощи специализированных фирм-посредников. В России создана ассоциация бизнес-образования, в

о

х

которую входят около ста школ бизнеса. В этом контексте считаем целесообразным формирование ф на базе университетских УНИК сети региональных центров бизнес-образования, в которых должны о

реализовываться специальные программы профессионального обучения и повышения квалификации. о

^

о о

Так, например, при Кубанском государственном университете действует институт профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, в который входят центры профессиональной переподготовки педагогических кадров, военнослужащих, работников сферы молодежной ^ политики; учебно-методические центры института профессиональных бухгалтеров России и инсти- о

ш

тута государственных закупок Министерства финансов РФ; а также краевой центр бизнес-образова-

о

ния. о

О-

Подчеркнем, что в учебном процессе должны участвовать все подразделения университетского ^

учебно-научно-инновационного комплекса (проведение занятий в ИТЦ, инновационных фирмах и ^

т.п.). Полагаем, что подобная организация процесса позволит повысить качество подготовки специ- ф алистов, т.е. подготовить менеджеров, которые, во-первых, хорошо владеют предметной областью и

знакомы с основными тенденциями развития рынка высоких технологий, во-вторых, ориентированы ^

не столько на получение новых научных знаний, сколько на коммерциализацию наукоемких техно- ®

логий в этой области. 2

Сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация: при росте международного признания о

отечественного бизнес-образования наше общество равнодушно к этому звену подготовки кадров. о

Бизнес-образование (за редким исключением) не получает реальной поддержки российских финансово-промышленных групп, все еще мало востребовано. Как правило, корпорации ограничиваются проведением кратких бизнес-курсов, тренингов. Условия бизнеса в России, к сожалению, таковы, что позволяют получать значительные доходы без внедрения инноваций и дополнительных затрат на обучение сотрудников. На наш взгляд, ситуация изменится коренным образом, когда инновации станут единственным способом выживания фирм в рыночных условиях, и предприниматели вынуждены будут инвестировать в развитие человеческого и организационного капитала.

В то же время рынок услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров является привлекательным для транснационального бизнеса, стремительно осваивается крупными ТНК. Процесс подготовки кадров полностью интегрирован в систему управления. Ежегодные затраты на профессиональное образование и повышение квалификации персонала составляют не менее 80-100 миллиардов долларов. В борьбе за повышение качества обучения активно используются новейшие технологии и системы обучения, ускоренные курсы и другие новшества. Так, средства, выделяемые корпорацией «American Telephone and Telegraph» на подготовку кадров, значительно превышают бюджет Массачусетского технологического института.

Крупнейшие ТНК, как правило, располагают собственными системами подготовки кадров — корпоративными университетами. Во всем мире сейчас насчитывается примерно 1600 корпоратив-F ных университетов, а 10 лет назад их было всего лишь 400. В корпоративных университетах широ-ю ко распространено так называемое «кооперированное образование», предполагающее чередование П| работы и учебы.

П и

^ Полагаем, что процесс формирования новых институтов в сфере образования нашей страны

^ может быть ускорен путем выявления сил его поддержки — группы экономических агентов, предъяв-^ ляющих спрос на эти институты. Целесообразно развивать кооперацию агентов, создавать условия

о для ее широкого распространения среди всех участников образовательного процесса. |\

□ □

N -

♦ ОБМАЧЕВСКАЯ С.Н.

2 РОЛЬ НАЛОГОВОЙ КОМПОНЕНТЫ В ФИНАНСОВОМ ПОТЕНЦИАЛЕ РЕГИОНА

о а ф

о

X

CL

х Налоговая компонента в современных рыночных условиях составляет важную часть финансо-

о вого потенциала любого региона. Для стран с развитой экономикой рыночного типа, где механизмы межбюджетных или межправительственных взаимоотношений в рамках государственных финансов

ф строятся независимо от соотношения частных финансов того или иного региона, вопрос об оценках

о финансового потенциала отдельно от потенциала налогового не стоит. Применительно к России, це-

о лесообразно исследовать проблему не только налогового, но и финансового потенциала, их взаимо-

и связи и взаимозависимости, поскольку налоговый потенциал, образующий основу доходов бюджета

2 является составной частью финансового потенциала. Масштабы и условия мобилизации налогов, их

2 соответствие реальным бюджетным потребностям оказывают существенное влияние на параметры

о денежной и кредитной эмиссии, объем и скорость денежного обращения страны.

ш

Выбор того или иного аспекта оценки налогового потенциала зависит от конкретных задач ис-

о следования: изучение активности региональных властей по собираемости налогов и соответствующее сопоставление субъектов по этому показателю; для решения задач, связанных с совершенство-

^ ванием налоговой системы, или формирования бюджетной финансовой и денежно-кредитной поли-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

ф тики центра по отношению к регионам.

В контексте рассматриваемой в статье проблемы, на наш взгляд, актуализируется роль оценки

¡5 налоговой активности администрации того или иного региона, которая характеризует результаты

® практического использования имеющегося потенциала в соответствии с действующим налоговым

Л законодательством.

о Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода, обеспечивают

О преобладающую долю доходов бюджета. По юридическим формам доходы бюджетной системы де-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.