Научная статья на тему 'Институциональная структура жилищного сектора'

Институциональная структура жилищного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин А. В.

The prerequisites of the organization of construction cluster in the region as well as its characteristics as a self-developing system are given in the article. The scheme of organizational process of the construction cluster is presented and authorized definition of the notion «regional construction cluster is given ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional Structure of Housing Sector

The prerequisites of the organization of construction cluster in the region as well as its characteristics as a self-developing system are given in the article. The scheme of organizational process of the construction cluster is presented and authorized definition of the notion «regional construction cluster is given ».

Текст научной работы на тему «Институциональная структура жилищного сектора»

развитию профессионального потенциала персонала. Исследование позволило выявить позитивную установку на постоянное развитие своих профессиональных способностей и умений у большинства опрошенных (89%). Примерно столько же респондентов (87%) считают, что предприятие обязательно должно уделять внимание развитию и обучению своих работников. Постоянное развитие профессиональных способностей и умений, по мнению опрошенных, необходимо для поддержания профессионализма на должном уровне (75%), чтобы быть востребованным специалистом на рынке труда и не бояться конкуренции (56%), для увеличения заработной платы (44%), для продвижения по служебной лестнице (21%), для того, чтобы стать незаменимым работником (20%).

Исследование также показало, что большинство опрошенных не знакомы с системой профессионального развития, созданной на предприятии (61%). Треть работников не использует никакие возможности для профессионального развития, предоставляемые предприятием, и не занимаются своим развитием самостоятельно.

На базе учебного центра предприятия панируется создать корпоративный университет (КУ), целью которого является обеспечение потребностей предприятия в постоянной подготовке и повышении квалификации управленческих, инженерных, рабочих кадров на базе действующей промышленной площадки, оснащенной современным оборудование, технологиями, в реальном производственном процессе, систематизация опыта компании, формирование единой корпоративной культуры. Концепция корпоративного университета также определяет его структуру, которая включает: Управление КУ, Центр компетенций, Исследовательский центр, Центр управления знаниями, Центр информационных технологий. Развитие персонала будет осуществляться на нескольких уровнях: в технических школах, в школе молодого специалиста, школе производственного мастера, школа линейного руководителя, школе управленческого (стратегического) резерва.

Нами было выявлено положительное отношение респондентов к созданию учебного центра. По их мнению, главными целями создания корпоративного учебного центра являются подготовка профессиональных кадров для предприятия (68%) и повышение профессионального уровня сотрудников (57%). Лично работникам учебный центр может помочь в приобретении необходимых знаний, навыков для качественного выполнения должностных обязанностей (43%), повысить квалификацию (37%) и получить смежную профессию (специализацию) (21%).

Таким образом, в результате проведенного исследования нами была определена сущность управления развитием профессионального потенциала персонала машиностроительного предприятия, в ходе социологического опроса работников предприятия было выявлены позитивные установки на профессиональное развитие и положительное отношение к созданию на предприятии системы развития персонала, а также разработана концепция корпоративного университета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Егоршин А. П. Управление персоналом. 3-е изд. - Н.Новгород: НИМБ, 2001.

2.Маслов В. М. Управление персоналом предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3.Управление персоналом / Шлендер П. Э. и др. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4.Цит. по: Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. - СПб: Питер, 2004.

5.Костин В. А. Теория управления. - М.: Гардарики, 2004.

6.Лифшиц А. С. Оценка и развитие потенциала управленческого персонала промышленных предприятий. Диссертация ... доктора экономических наук. - М. - 2003.

7.Макарова М. Н. Особенности воспроизводства образовательного потенциала рабочих в современном российском обществе: социологический анализ. Автореферат диссертации ... доктора социологических наук. - Екатеринбург, 2007.

Воронин A.B.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЖИЛИЩНОГО СЕКТОРА

Достаточно часто в научных исследованиях «жилищный вопрос» рассматривается с позиций системообразующего фактора среды обитания человека. При этом его решение представляется наиболее сложной составляющей комплекса показателей условий жизни [1].

В связи с остротой жилищной проблемы наиболее востребованным видом строительства является жилищное, как реализация инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности. При этом связь между жилищным строительством и выполнением жилищем своей базовой функции «места жизнедеятельности» человека (семьи) раскрывается только с учетом государственных и личных приоритетов, уровня благосостояния и бюджетных ограничений, динамики изменения предпочтений и стереотипов поведения, региональных диспропорций и динамики таких макропроцессов, как демографическая революция и т.п.

Изложенные положения определяют необходимость рассмотрения «жилищного вопроса» в единстве трех структур, образующих жилищный сектор: жилищного рынка, государственной и муниципальной жилищной политики и действий семей, направленных на сохранение и приумножение жилищного имущества сменяющимися друг друга поколениями [2, С.174]. В работе [3], подробно рассматривается наличие множества взаимосвязей жилищного рынка региона с другими региональными рынками, такими как: инвестиционный рынок, рынок капитала (ссудного капитала, ценных бумаг, страховых услуг), рынок недвижимости (земля и нежилая недвижимость), строительный рынок (подряд и строительные ресурсы), рынок труда, рынок энергетических ресурсов, рынок потребительских товаров, рынок коммунальных услуг и т.д. Учет этих взаимосвязей определяет комплексный результат усилий решения жилищной проблемы. К сожалению, в нашей стране в этом вопросе существует значительный дисбаланс. В качестве примеров можно отметить [1]: несовпадение территориального распространения нового строительства с географией наличия ветхого и аварийного жилого фонда; дефицит квалифицированных трудовых ресурсов определяет снижение качества строительных работ; правовые проблемы создают неэффективные барьеры для получения разрешений на строительство и т.д.

В качестве основных жилищных концепций выделяют: либеральную и социальную. Первая основана на принципе удовлетворения потребности в жилище как соотношения платежеспособного спроса и предложения товара на рынке. В свою очередь, социальная жилищная концепция определяет ответственность государства за результативность этого процесса в соответствии с потребностями и условиями социального равенства. При этом четкой границы в жилищной политике современных государств в реализации указанных концепций не существует. Можно лишь говорить о доминировании того или иного института. В нашей стране выбор сделан в пользу рыночного подхода.

Реальные действия домохозяйств (семьи плюс одиночки), как выразителей спроса на жилье (на условиях права собственности и/или найма) определяются, согласно социологическим исследованиям [4], осознанием жилищной проблемы как безотлагательной и злободневной (таких 15% респондентов), но не общей неудовлетворенности жильем (60% семей). При этом решающую роль в оценке жилищных условий имеют, прежде всего, качественные параметры жилья, а не количество квадратных метров, приходящихся на одного члена семьи, часто являющихся официальным критерием остроты жилищной обеспеченности. Желание иметь новое жилье не означает, что домохозяйства готовы идти на реальные действия, в том числе, на получение и последующее погашение ипотечных кредитов [4].

Таким образом, в нашей стране наблюдается несогласованность и односторонность управленческих подходов в рамках жилищного сектора, что не позволяет комплексно рассматривать и подготавливать варианты реализации целей национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Соединение различных плоскостей рассмотрения составляющих жилищного сектора с региональной социально-экономической системой позволит уточнить видение «жилищного вопроса» на территории. Элементом его решения (т.е. направленного действия, но не постановки задачи) является региональный строительный кластер, включающий все фазы общественного воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление жилья. На рис. представлена институциональная пирамида, отражающая взаимодействие (согласование) состояний жилищного сектора и регионального строительного кластера.

Региональный строительный кластер рассматривается нами, как региональная система, составляющими которой выступают участники инвестиционных проектов производства строительной продукции, взаимозависимые в удовлетворении индивидуальных интересов, а также поддерживающие институты, ассоциации и организации, позволяющие создать для них суммарный синергетический эффект, содействующий повышению качества жизни населения и, в целом, росту конкурентоспособности региона.

Нижняя плоскость пирамиды формирует жилищный сектор, как постановку цели и задач, желаемых (ожидаемых) результатов с учетом политики государства, местных органов власти и управления, домохозяйств и условий жилищного рынка. Под жилищным рынком, согласно [3], будем понимать механизм реализации экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями в процессе совершения операций купли-продажи жилья или жилищных услуг. Учитывая значительное разнообразие отношений, связанных с категорией «жилище», жилищный сектор не может быть ограничен только рамками экономических отношений. Ориентирами жилищной политики являются: обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан, создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования строительства и реконструкции жилищного фонда, развитие частной собственности и обеспечение прав собственников в жилищной сфере, развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда.

Государственная и муниципальная жилищная

Рис. Институциональная пирамида функционирования жилищного сектора

Эти компоненты образуют со строительным кластером еще три взаимосвязанные между собой институциональные плоскости: согласование действий и интересов домохозяйств и профессиональных участников рынка; согласования структуры спроса и предложения на рынке жилья; согласование интересов государства и профессиональных участников рынка. В рассматриваемых плоскостях реализуются экономические, политические и другие институты, как [5] совокупность формальных и неформальных норм, формирующих пределы изменения параметров регулируемых аспектов взаимодействий субъектов среды.

Строительный кластер является частью социально-экономической системы региона. Сохраняя многоотраслевое содержание, он отражает специфические особенности территориального развития. Мы понимаем кластер как самостоятельный объект регулирования, наличие возможности объединения субъектов кластера в рамках целевых программ и государственных (местных) стратегий социально-экономического развития. Кластерный подход предоставляет возможность реализовать механизм взаимодействия организаций и органов власти, основанный на этархическом принципе управления. Как следствие, одним из основных в функционировании и развитии кластера является принцип согласованности стратегии развития строительного кластера со стратегией социально-экономического развития региона. При этом региональная стратегия не может противоречить ориентирам федерального уровня. Этот принцип предполагает невозможность несвязанного развития одного объекта регулирования без другого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Айзинова, И.М. «Жилищный вопрос» в трех измерениях / И.М. Айзинова // Проблемы прогнозирования.- 2007.- № 2.- С.90-115.

2. Пчелинцев, О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О.С. Пчелинцев; Ин-т народнохозяйственного прогнозирования РАН.- М.: Наука, 2004.- 258 с.

3. Овсянникова, Т.Ю. Инвестиции в жилище / Т.Ю. Овсянникова.- Томск: изд-во Томск. гос. архит.-строит. ун-та, 2005.- 379 с.

4. Тихонова, Н.Е. Жилищная обеспеченность и жилищная политика в современной России / Н.Е. Тихонова, А.М. Акатнова, Н.Н. Седова // Социологические исследования.- 2007.- № 1.- С. 71-81

5. Зверев, В.С. Институциональная среда экономики /В.С. Зверев.- Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005.- 244 с.

Власова Е.Ф.

РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НОВЫХ РАБОТНИКОВ

Культура представляет собой сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия. Вот уже четверть века наблюдается волна научного и практического интереса к феномену корпоративной культуры, потому что это сложная и всеобъемлющая составляющая любого производственного пространства. Корпоративная культура - это качественная реализация позитивного корпоративизма на основе системы ценностей и социального партнерства, разделяемых обществом и сообществом современных (креативных) корпораций, которые определяют их поведение, характер деятельности, максимизацию корпоративного духа и менеджмента с учетом социально-этической ответственности [1].

В последние годы корпоративная культура рассматривается в самых разнообразных аспектах. Во-первых, это выражается в том, что сместился фокус исследования от производственной сферы к другим профессиональным группам: государственные служащие работники вузов, студенты, учителя, сотрудники банковской сферы и т.д. Во-вторых, исследователи расширяют спектр анализа функций корпоративной культуры и многообразия механизмов их действия. В частности, возрастает интерес к адаптационной функции корпоративной культур, в рамках которой она выполняет важную роль, способствуя вовлечению и социализации сотрудников. При этом процесс социализации проявляется в большей степени как социокультурная адаптация новых работников к организационному окружению посредством следующих функций: познавательная; ценностнообразующая; коммуникационная; нормативно-регулирующая; мотивирующая; инновационная;стабилизационная и адаптационная.

Адаптация в коллективе является первым и главным шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более производительным и эффективным в минимально короткие сроки. Процесс адаптации - это не просто знакомство, а усвоение работником ценностей и норм той организации, в которую он вливается. Здесь корпоративная культура выступает эффективным инструментом, потому что именно она является «носителем» сущностного содержания элемента адаптации: ценностно-нормативного ядра. Успешность адаптации определяется глубиной усвоения, уровнем интериоризации работником норм и ценностей новой для него организационной среды, именно так сотрудник вписывается в организацию. Более того, «...индивид достигает соответствия с иной культурной средой, не приспосабливаясь к ней путем принятия иных ценностей, а обогащаясь ценностями новой культуры, синтезирую обе культуры — чужую и свою» [2]. Вот почему представляется важным изучать социальную адаптацию новых работников. Но в контексте корпоративной культуры сам аспект социальной адаптации в настоящее время остается малоизученной областью. В этом и заключается специфика нашего исследования.

В рамках изучения особенности корпоративной культуры как фактора социальной адаптации новых работников в 2008 году автором было проведено социологическое исследование на двадцати предприятиях Свердловского филиала ОАО «Российские железные дороги». Репрезентативная выборка составила 25% от количества новых сотрудников (работающих не более одного года), при этом соблюдались основные пропорции генеральной совокупности по признакам: «рабочий/ИТР» и «мужчина/женщина». Общее количество респондентов - 454 человека.

Адаптирующийся человек находится в состоянии «незнания», чтобы адаптироваться, он должен узнать параметры новой социокультурной среды и приобрести социокультурные навыки, необходимые для участия в жизни компании. Вот здесь и проявляется адаптационная функция корпоративной культуры как процесс обучения новому. И особое внимание в этом процессе следует уделять изменениям в системе ценностей, идентичности личности, приобретению новых социальных навыков и норм поведения, а также эмоциональному и психологическому приспособлению к культуре организации. Организационная идентичность формируется путем активного воздействия ценностного ядра организации, ее норм, традиций и мифологем на духовно-нравственную структуру личности работника-адаптанта с последующим формированием у него чувства организационной принадлежности (причастности). Две трети новых работников железной дороги (см. рис. 1) оценили степень своей идентификации с компанией как среднюю, примерно четвертая часть - как высокую и 12% респондентов - как низкую. Может быть, те работники, которые полностью слились с организацией (23%), получили больше других внимания, заботы и поддержки от руководства? Оказалось, что это не так. Оценка респондентами степени помощи со стороны управленческих служб не подтверждает выдвинутое предположение. Помощь и поддержку в высокой степени получили только 12% новичков, в средней степени - 37% (см. рис. 2). То есть, всего половина новых работников ощутила внимание к себе со стороны руководителей. Другая половина (33 и 17%) адаптировалась к новой среде под влиянием иных факторов.

70% -60% -50% -40% -30% -20% -10% -0% -

65%

23%

12%

высокая

не могу

сказать

определ высокая

енно 17% 12% 1 ^

зкаКт сре дняя

37%

33%

Рис. 1

Рис. 2

Степень идентификации новых работ- Степень помощи и поддержки новых работников ников с Компанией со стороны управленческих служб Компании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.