УДК 368.07
Ключевые слова:
исламское страхование, такафул,
институциональное регулирование, пруденциальное регулирование
Я. Бумбаджи, магистр экономики Национальной высшей школы статистики и прикладной экономики (ENSSEA, Алжир) (e-mail: [email protected]) А. А. Цыганов, д. э. н., проф., зав. кафедрой «Страховое дело» Финансового университета при Правительстве РФ (e-mail: [email protected])
Институциональная структура регулирования исламского страхования
Первая в мире исламская страховая компания была учреждена в 1979 г. в Судане1. В России было несколько попыток создания исламских страховщиков, что вполне понятно с учетом многомиллионного мусульманского населения нашей страны. Постепенный рост внимания к исламским финансам в России вызывает и определенные ожидания в отношении страхового рынка. Исследование проблем интеграции исламских финансов в международную финансовую систему (на примере страхового рынка) поможет в определении перспектив создания и функционирования исламского страхового рынка в России.
Потенциальный рынок страховых услуг, соответствующих нормам ислама, оценивался в России еще в 2009 г. в $2,6 млрд2. Связано это не только со значительным количеством граждан России, исповедующих ислам, но и с возможностью использования исламских институтов страхования гражданами, исповедующими иные религии, или атеистами. По экспертным оценкам, в европейских страховых компаниях,
Статья подготовлена в рамках НИР «Регулирование рынка страховых услуг» (госрегистрация № 01201363545), проводившегося в 2013 г. в Финансовом университете при Правительстве РФ.
1 Шарика ат-та'мин ал-исламийа.
2 Страхование осваивает нормы шариата // Коммерсантъ, 09.11.2009 (http://www.kommersant.ru/ doc/1271536).
продающих услуги исламского страхования, до 20-25 % клиентов, выбирающих именно данный тип страхования, не являются мусульманами ни по вероисповеданию, ни этнически. Еще в 2009 г. в Казани была создана страховая компания «Такафул», которую консультировал страховщик из Кувейта (First Takaful Insurance Company). Предполагалось, что страховая компания «Такафул» будет инвестировать в разрешенные мусульманам активы, а страхователи будут участвовать в прибыли страховщика за счет скидок на следующий год страхования. К сожалению, бизнес у этой компании не удался, и в 2012 г. на основании приказа ФСФР № 12-1727/пз-и от 10.07.2012 у нее была отозвана лицензия на страховую деятельность. Определенные сложности в развитии исламского страхования в России связаны не только с трудностями соблюдения правил размещения страховых резервов и активов в соответствии со всеми правилами, установленными для исламского бизнеса, но и с определенными опасениями, связанными с угрозами экстремизма, по большей части неоправданными. В 2012 г. ООО «ИСК Евро-Полис» предложило для частных клиентов обслуживание по программе исламского страхования, при этом консультантом по шариату и исламским финансам этой компании выступает Р. И. Беккин, признанный специалист в этой области.
На сегодняшний день мировой исламский рынок страхования (такафул)3 представляет собой около 175 страховых компаний. По данным аналитического центра SwissRe (Sigma), в 2010 г. рынок такафул составлял $3,2 млрд. Малайзия является самым большим рынком с объемом $997 млн (рис. 1). В период 2007-2010 гг. прирост мирового рынка такафул достиг 28 % годовых. В Малайзии этот показатель составил 20 %, в Индонезии — 33 %, на Ближнем Востоке — 30 %4.
Основной вектор роста исламского страхования — активный экономический рост мусульманских стран, в частности азиатских. Можно также отметить высокую рождаемость и слабое развитие индустрии страхования5. Важно отметить, что в западных странах наблюдается распространение модели исламского страхования в связи с миграционным потоком из мусульманских стран.
Рисунок 1
Географическая структура рынка исламского страхования, $ млн
Азия, другие страны 247 ОАЭ 404
Ближний Восток, другие страны 385 Саудовская Аравия 402
Индонезия 405
Малайзия 997 Судан 288
Источник: Islamic insurance revisited/ SwissRe. — 2011. — С. 11.
3 Взаимное предоставление гарантии, араб.
4 Islamic insurance revisited/ SwissRe. — 2011. — С. 8.
5 Gray S. The impact of the financial crisis on Islamic finance / Dubai Financial Service Authority, 2010.
Согласно Chapra and Khan6, целесообразность государственного регулирования исламского страхования определяется следующими факторами:
1. Защита интересов страхователей и вкладчиков исламских финансовых организаций является важным обоснованием для государственного регулирования страхования, так как основные бизнес-модели исламского страхования, которые основаны на распределении рисков среди участников страхового фонда, не предоставляют минимальных гарантий для страхователей в случае масштабных ущербов. Кроме того, исламское страхование характеризуется информационной непрозрачностью, что связано в основном с особенностью характера норм и стандартов финансовой отчетности данных организаций.
2. Обеспечение соответствия страховых операций правилам исламского шариата, который является основным религиозным законом, регулирующим все аспекты жизни и деятельности мусульман. Однако во многих странах финансовая индустрия регулируется гражданским кодексом. Данный факт вызывает необходимость создания специализированных организаций, задача которых — осуществление контроля за деятельностью исламских финансовых организаций и за соблюдением правил исламского шариата.
3. Обеспечение интеграции исламского финансового сектора в мировую финансовую систему. Для достижения данной цели необходимо установить минимальные требования и стандарты относительно управления рисками, требования к нормам финансовой отчетности. Данные меры повысят уровень информационной прозрачности исламского финансового сектора, а также уровень доверия к нему со стороны участников классического финансового рынка.
4. Целесообразность специализированного регулирования исламского страхования также связана с системными вопросами касательно исламского финансового сектора, имеющего свои особенности организации платежной системы, определения финансовой устойчивости и платежеспособности исламских финансовых организаций.
Институциональная структура регулирования должна отражать характеристики регулируемой индустрии. Важно отметить, что структура и бизнес-модели исламской и западных моделей страхования достаточно сильно отличаются, что вызвано принципиально разным отношением к базовым понятиям, во многом формирующим сам институт страхования.
Прежде чем составить сравнительный анализ данных бизнес-моделей, нужно остановиться на причинах появления исламской альтернативы классическому страхованию в мусульманских странах. Классическое страхование противоречит основному исламскому закону шариата, поскольку оно включает элементы гарара (неопределенности), мейсира (азарта) и рибы (ростовщичества).
Гарар (неопределенность) для страхователя присутствует в отношении выбора страховой компанией объектов инвестиций, так как для мусульманина важно, чтобы его взносы не использовались в запрещенных исламским правом видах деятельности (например, в производстве алкоголя или свиноводстве). Многие страхователи не могут квалифицированно изучить договор страхования, что также создает элемент
6 Chapra U., Khan T. Regulation and supervision of Islamic banks. Islamic Development Bank / Islamic Research and Training Institute// Occasional paper — 2000. — № 3.
неопределенности. В российских условиях низкой информационной прозрачности и имеющейся практики превалирования прав страховщика в ущерб правам страхователя можно отметить определенную справедливость использования данного принципа.
Мейсир (в данном случае трактуемый как азарт) содержится, по мнению ряда мусульманских теоретиков права и экономических отношений, в самом договоре страхования, в отношениях, возникающих при его заключении между страховщиком и страхователем. В этом случае можно усмотреть некий аналог пари или азартной игры: при наступлении страхового случая страхователь получает денежные средства и, значит, выигрывает, в противном случае эти средства остаются у страховщика и, значит, выигрывает последний.
Рибу (ростовщичество) можно усмотреть в некоторых видах страхования, предусматривающих выплату процентного дохода, а также в том случае, если суммы, собранные в качестве взносов, участвуют в деятельности, связанной со взиманием или выплатой процента, а также в других недозволенных шариатом операциях7.
Исламское страхование основано на принципе взаимной помощи участников страхового фонда, что напоминает принцип функционирования общества взаимного страхования (ОВС), где оператор выступает как администратор данного фонда (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ классического страхования, общества взаимного страхования и такафул
Критерии сравнения Классическое страхование Общество взаимного страхования Такафул
Контракт Договор страхования Вступление в ОВС Участие в фонде путем пожертвования (табару). Договор о распределении рисков между участниками фонда
Обязанности страхователей Оплата страхового взноса (премия) Оплата страхового взноса (премия ) Оплата страхового взноса (пожертвование)
Обязанности страховщиков Выплата страховой суммы из страхового фонда или из собственного капитала Выплата страховой суммы из страхового фонда Оператор такафул выступает как администратор страхового фонда. Оператор должен предоставить бесплатный кредит фонду в случае дефицита
Способ инвестирования средств С учетом рекомендации органа надзора С учетом рекомендации органа надзора С учетом рекомендации органа надзора и в соответствии с нормами шариата
Страховые взносы По мере исполнения договора страхования становятся прибылью страховой компании Находятся в ведении ОВС и могут быть использованы для укрепления взаимного страхового фонда после завершения периода страхования без убытков Страховые взносы не становятся собственностью оператора после завершения страхования и принадлежат всем участникам
Источник: составлено авторами по данным IFSB & AICA. Question sur la réglementation et le controle du Takaful (2006, с. 6) и по собственным исследованиям.
7 Беккин Р. И. Особенности исламского страхования/ Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском обществе. Материалы Шестого Всероссийского семинара руководителей духовных управлений мусульман. Москва, 9-11 июня 2003 г. — М., 2004. — С. 18-22.
Данный способ организации предоставления страховой защиты, основанный в соответствии с нормами шариата на принципе распределения прибылей и убытков между участниками и оператором проекта, в международной и начинающей складываться российской практике носит название «такафул». В условиях, когда инвестиционная деятельность производится исключительно в соответствии с исламским шариатом, это означает, что фонд не должен инвестировать в предприятия, связанные с производством алкоголя или азартными играми.
На рис. 2 представлены наиболее популярные бизнес-модели исламского страхования, классификация которых основана на выделении финансового потока, в рамках которого допускается взимание комиссии на содержание оператора такафул-фонда (инвестиции, взносы в фонд, сочетание обоих подходов), а также на использовании в модели первоначального целевого взноса, в данном случае предназначенного для целей формирования страховой защиты (вакф-фонд).
Рисунок 2
Основные бизнес-модели исламского страхования такафул 1. Модель мудараба 2. Модель вакала
Участники взносы
фонда
Qard Al-Hasan
фонд
I
Оператор такафул
Результаты андеррайтинга
комиссии и инвестирования
ретакафул (перестрахование)
Комиссия оператора является процентом от технических результатов андеррайтинга и результатов инвестирования
Участники фонда
комиссия
с
Технические результаты
фонд *--
Qard Al-Hasan
Оператор такафул
Инвестиционные результаты
ретакафул
Комиссия вакала является процентом от взносов
3. Гибридная модель
4. Вакала-вакф модель
Участники взносы Технические Участники взносы Технические
фонда * J. результаты фонда * 1 результаты
фонд
Qard I Al-Hasan
Оператор такафул
ретакафул
Т
Инвестиционные результаты
Инвестиционные результаты
Используются комиссии вакала и мудараба
Дополнительно формируется вакф-фонд Используются комиссии вакала и мудараба
Примечание: Qard Al-Hasan — финансирование, предоставляемое без начисления процентов или любой иной компенсации от заемщика.
Источник: составлено авторами по The World Takaful Report 2011 (С. 22-23) и по собственным исследованиям.
взносы
На фоне быстрого развития индустрии исламского страхования и растущей интеграции в мировую финансовую систему, а также появления новых сегментов рынка страхования, таких как банкотакафул, микротакафул8, отметим появление множества регулирующих организаций, задача которых заключается в установлении норм и стандартов, способствующих обеспечению защиты интересов клиентов и позволяющих гарантировать стабильность и непрерывность функционирования рынка исламских финансовых услуг (табл. 2, рис. 3).
Можно схематично изобразить институциональную структуру органов регулирования исламского страхового рынка (рис. 3).
Рисунок 3
Развитие институциональной структуры регулирования исламского страхового рынка
Источник: составлено авторами.
Данные стандарты и нормативы относятся к финансовым аспектам деятельности исламских финансовых организаций (платежеспособность, размер собственного капитала, нормы финансовой отчетности и др.). Эти стандарты также относятся к нормам корпоративного управления и, в частности, управления рисками.
8 IFSB, IDB, IRTI. Islamic financial services industry development: ten years framework and strategies. — 2007. — C. 52.
Таблица 2
Исламские институты регулирования финансовых рынков
Организация Международное наименование и сайт Описание цели и задачи
AAOIFI: Исламская организация финансовой отчетности и аудита Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions http://www.aaoifi.com/ Основана в 1990 г. Включает 200 членов из 45 стран. Ее задача заключается в создании стандартов финансовой отчетности и аудита в соответствии с исламским шариатом. В ее обязанности также входит создание норм корпоративного управления исламскими финансовыми организациями
IFSB: Исламский совет по финансовому сектору Islamic Financial Services Board http://www.ifsb.org/ Создан в 2002 г. Включает 187 членов из 43 стран. Основная деятельность — издание стандартов и норм регулирования всех исламских финансовых организаций с целью обеспечения стабильного и прозрачного функционирования исламского финансового сектора. IFSB также сотрудничает с другими международными органами по разработке стандартов для расширения исламского финансового рынка
IRTI: Институт исламского исследования и повышения квалификации Islamic Research and Training Institute http://www.irti.org/ Создан в 1979 г. Институт является исследовательским центром по вопросам исламской экономики и финансов. Кроме того, он занимается повышением квалификации работников исламского финансового сектора
IILM: Международная исламская корпорация управления ликвидностью International Islamic Liquidity Management Corporation http://www.iilm.com Создана в 2010 г. Включает 14 членов, среди которых центральные банки и органы по денежной политике. Основные задачи — создание ликвидного исламского финансового рынка и способствование инвестированию и сохранности ликвидности исламской платежной системы
IIFM: Организация международного исламского финансового рынка International Islamic Financial Market http://www.iifm.net Создана в 2002 г. Включает центральные банки семи мусульманских стран. Основная задача заключается в стандартизации исламских финансовых продуктов и контроле их соответствия правилам исламского шариата
CIBAFI: Генеральный совет исламских банков и финансовых организаций General Council for Islamic Banks And Financial Institutions http://www.cibafi.org Основан в 2001 г. Задачи — способствование развитию исламского финансового сектора и создание профессиональных ассоциаций
IDB: Банк исламского развития Islamic Development Bank http://www.isdb.org Создан в 1973 г. Включает 56 мусульманских стран. Цель — способствовать экономическому развитию мусульманских стран согласно шариату
IIFA: Исламская международная академия фикха International Islamic Fiqh Academy http://www.fiqhacademy. org.sa/ Создана в 1981 г. Данная организация — орган юридического регулирования, в котором исламские ученые издают стандарты и рекомендации о различных экономических и финансовых вопросах, а также обеспечивают их соответствие правилам шариата. Фикх составляет нормативно-правовую часть шариата
IIRA: Исламское международное рейтинговое агентство Islamic International Rating Agency http://www.iirating.com Создано в 2005 г. Данная организация — основное рейтинговое агентство, оценивающее финансовое состояние исламских финансовых организаций
Источник: официальные сайты организаций, исследования авторов. Финансовый журнал / Financial journal №1 2014
Анализ институциональной структуры регулирования исламского страхования позволяет выявить следующие слабые места:
• Низкая степень развития исламского финансового рынка во многих мусульманских странах, что сильно ограничивает развитие исламских финансовых инструментов, позволяющих осуществлять более оптимальное управление рисками и финансирование.
• Отсутствие общих исламских законодательных нормативов. Таким образом, во многих странах финансовая сфера регулируется гражданским законом, что осложняет задачу гармонизации регулятивных практик.
• Отсутствие мер по защите прав потребителей, а также низкая степень информационной прозрачности исламской финансовой индустрии.
• Отсутствие единого валютного рынка, что усложняет управление ликвидностью исламского финансового рынка.
• Низкая координация и кооперация органов исламского регулирования с остальными органами финансового регулирования.
Исламский совет по финансовому сектору — главный орган регулирования исламского финансового рынка, который издает основные стандарты регулирования. Однако этот орган приступил к регулированию исламского страхового рынка только с 2006 г. В связи с этим число изданных стандартов является довольно скромным по сравнению с теми же стандартами, которые были изданы Международной ассоциацией органов страхового надзора.
В табл. 3 приводится сравнительный анализ стандартов, изданных Исламским советом по финансовому сектору (^В) и Международной ассоциацией органов страхового надзора (!Д^).
Таблица 3
Сравнительный анализ стандартов, изданных Исламским советом по финансовому сектору и Международной ассоциацией органов страхового надзора
Требования к финансовому регулированию страховых организаций
IFSB
1 Требование к размеру собственного капитала и к платежеспособности страховых организаций ✓
2 Требование к структуре собственного капитала страховых организаций ✓
3 Требование к структуре ресурсов собственного капитала -
4 Методические указания по нормативному регулированию собственного капитала ✓
5 Методические указания по экономическому регулированию собственного капитала -
Требования к корпоративному управлению в страховых организациях
IAIS IFSB
1 Требование к лицензированию страховых организаций -
2 Требование к управлению активами ✓
3 Требование к комплексному управлению рисками (ERM) -
4 Требование к внутренним моделям расчета платежеспособности -
5 Методические указания по стресс-тестированию в страховых организациях -
6 Требование к управлению инвестиционными рисками ✓
7 Требование к методам передачи рисков и перестрахованию -
8 Требование к управлению деривативами -
9 Требование по управлению соответствием активов и пассивов (ALM) ✓
Требования к рыночному поведению
IFSB
1 Требование о раскрытии информации о технических результатах и профиле риска страховых компаний ✓
2 Требование о раскрытии информации об инвестиционных рисках страховщиков и перестраховщиков ✓
3 Требование о раскрытии информации о технических рисках и эффективности страховщиков сегмента долгосрочного страхования жизни ✓
4 Методические указания для идентификации и борьбы с мошенничеством ✓
5 Методические указания для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма ✓
6 Принципы ведения страхового дела ✓
7 Методические указания по раскрытию информации -
Требования к органам надзора
IFSB
1 Принципы надзора за международными страховщиками -
2 Принципы надзора за интернет-страхованием -
3 Принципы надзора за перестраховщиками -
4 Принципы надзора за финансовыми конгломератами ✓
5 Принципы обмена информацией ✓
6 Принципы надзора за развивающимися страховыми рынками -
7 Методические указания по контролю за платежеспособностью страховых организаций -
8 Методические указания о роли актуария в системе управления рисками -
9 Методические указания по координации и сотрудничеству с другими органами надзора -
10 Методические указания о роли органа надзора, регулирующего финансовые конгломераты ✓
11 Принципы минимальных требований к органам надзора -
✓ : Присутствует - : Отсутствует
Источники: IFSB, IRTI, IDB. Islamic finance and global financial stability (2010, с. 61-67), исследования авторов.
Подводя итоги, можно отметить, что исламская финансовая индустрия в целом и страхование в частности находятся пока на стадии формирования. Тем не менее международные исламские институты регулирования финансовых рынков динамично развиваются и к настоящему времени обладают необходимым минимумом нормативных документов для регулятивной деятельности на финансовом рынке. Данные организации играют ключевую роль в обеспечении участников страхового рынка стандартами для развития и интеграции исламской финансовой системы. Эти стандарты следует учитывать и в России при разработке современных концепций развития страхования наряду со стандартами и нормативами Европейского экономического сообщества, Организации экономического сотрудничества и развития и Базельского комитета.
Библиография
1. Беккин, Р. И. Особенности исламского страхования // Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском обществе. Материалы Шестого Всероссийского семинара руководителей духовных управлений мусульман. Москва, 9-11 июня 2003 г. — М., 2004. — С. 18-22.
2. Бумбаджи, Я., Цыганов, А. А. Международный опыт интегрированного финансового надзора // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2012. — № 43.
3. Грызенкова, Ю. В., Шарифьянова, З. Ф. Потенциал страхового рынка Башкортостана // Страховое дело. — 2007. — № 5.
4. Забродин, В. Ю., Лексашова, А. В. Исламское финансирование: новые возможности для российского бизнеса // Банковское дело. — 2013. — № 8.
5. Исламское страхование (такафул): шариат. Стандарт № 26 // Орг. бухгалт. учета и аудита ислам. финансовых учреждений. — М.: Исламская кн., 2010.
6. Мэнсон, Т., Цыганов, А. А. Разработка законодательных основ для взаимного страхования в России // Страховое дело. — 2002. — № 6.
7. A. M. Best's Takaful Review. 2012 Edition / A. M. Best Company, 2012.
8. Gray, S. The impact of the financial crisis on Islamic finance / Dubai Financial Authority, 2010.
9. El-Hawary, D., Grais, W., Iqbal, Z. Diversity in the regulation of Islamic Financial Institutions // The Quarterly Review of Economics and Finance. — 46 (2007). — С. 778-800.
10. Evans, A. Reforming European and UK financial regulation / LLOYD, 2012.
11. Islamic Finance in the UK: Regulation and Challenges / The Financial Services Authority, 2007.
12. IFSB. Islamic finance and global financial stability, 2010.
13. IFSB, IAIS. Question sur la reglementation et le controle du Takaful, 2006.
14. IFSB, IDB, IRTI. Islamic financial services industry development: ten years framework and strategies,
2007.
15. Islamic Insurance revisited / SwissRe. — 2011.
16. Sigma. Lassurance des les emergents: presentation et perspectives de l assurance islamique / SwissRe. —
2008.
17. The world Takaful report / Ernst & Young. — 2011.