Научная статья на тему 'ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ'

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
Институциональная структура / малый и средний бизнес / нормативно-правовое регулирование / методы госрегулирования / налоговое стимулирование / Institutional structure / small and medium-sized businesses / legal regulation / methods of state regulation / tax incentives

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильинский А.А., Пахунов А.М.

Рассмотрены вопросы места, состояния и характеристики сектора малого и среднего бизнеса. Проанализированы организационно-экономические проблемы его конкурентоспособного развития в современных условиях. Проведена оценка нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность малых и средних нефтедобывающих компаний и обоснованы рекомендации по совершенствованию методов его стимулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL STRUCTURE OF SMALL BUSINESSES IN THE COUNTRY'S OIL AND GAS SECTOR

The issues of location, state and characteristics of the small and medium-sized business sector are considered. The organizational and economic problems of its competitive development in modern conditions are analyzed. The assessment of legal acts regulating the activities of small and medium-sized oil companies was carried out, and recommendations for improving the methods of its stimulation were substantiated.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ СТРАНЫ»

УДК 338.2

Ильинский А.А., д.э.н.

профессор Пахунов А.М. соискатель

Высшая школа управления и бизнеса СПбПУ Российская Федерация, г. Санкт-Петербург ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ

СТРАНЫ

Аннотация: Рассмотрены вопросы места, состояния и характеристики сектора малого и среднего бизнеса. Проанализированы организационно-экономические проблемы его конкурентоспособного развития в современных условиях. Проведена оценка нормативно -правовых актов, регламентирующих деятельность малых и средних нефтедобывающих компаний и обоснованы рекомендации по совершенствованию методов его стимулирования.

Ключевые слова: Институциональная структура, малый и средний бизнес, нормативно-правовое регулирование, методы госрегулирования, налоговое стимулирование.

Ilinskiy A.A., doctor of Economics, Professor SPBPU Higher School of management and business Pahunov A.M., PhD student SPBPU Higher School of management and business Saint Petersburg, Russian Federation INSTITUTIONAL STRUCTURE OF SMALL BUSINESSES IN THE COUNTRY'S OIL AND GAS SECTOR

Annotation: The issues of location, state and characteristics of the small and medium-sized business sector are considered. The organizational and economic problems of its competitive development in modern conditions are analyzed. The assessment of legal acts regulating the activities of small and medium-sized oil companies was carried out, and recommendations for improving the methods of its stimulation were substantiated.

Keyword: Institutional structure, small and medium-sized businesses, legal regulation, methods of state regulation, tax incentives.

В современных макроэкономических условиях корпорации (нефтяные, металлургические, машиностроительные, нефтехимические и других отраслей промышленности) во многом диктуют финансовую, ценовую, кредитную, техническую, торговую политику не только в рамках своей страны, но и в мировом масштабе [2].

Постепенное превращение национальных промышленных корпораций

в транснациональные это естественный результат развития экономики, остановить который нельзя. Национальный рынок со временем становится узким для капитала. Отсюда его стремление к выходу за рамки государственных границ, что уже привело к созданию региональных рынков, охватывающих ряд стран. В единый рынок превратилась практически вся Западная Европа. Принимаются шаги к созданию единого рынка стран Северной и Латинской Америки.

Естественно, что такой новый мировой порядок приходит в противоречие с интересами национального капитала, ориентирующегося на национальный рынок. В столкновении интересов национального и международного капитала первенство, несомненно, будет за последним, т.к. становление мирового рынка отвечает интересам развития экономики, поскольку устраняет мешающие ему национальные барьеры.

Национальный капитал как в России так и за рубежем весьма неоднороден. Наряду с более или менее крупными предприятиями, он органически включает в себя также малый и средний бизнес. Исторически этот бизнес является начальной формой организации свободного предпринимательства. Это объясняется целым рядом причин. Рассмотрим их более детально:

1. Малые и средние предприятия быстрее и более гибко, чем крупные, реагируют на постоянно меняющиеся потребности рынка, оперативно организуя выпуск нужной потребителям продукции. Для этого им не требуется проводить сложную и дорогостоящую переналадку производства.

2. Малые и средние предприятия особенно эффективны при выпуске продукции малыми сериями. Крупным предприятиям зачастую выгоднее приобретать малосерийную продукцию на стороне, чем самим организовывать ее выпуск. В этом случае малое и среднее производство дополняет крупное, включаясь в его технологическую цепочку.

3. Для обращения капитала малых и средних предприятий характерна высокая динамика, что благоприятствует росту накоплений.

4. В малом и среднем бизнесе с наибольшей полнотой реализуется положительный эффект от соединения права собственности с функцией управления, т.к. само существование малого и среднего собственника напрямую зависит от его способности получать максимальную отдачу на вложенный в производство капитал.

Для крупных предприятий собственный интерес правящей инфраструктуры состоит в получении высоких зарплат, премий, разного рода привилегий, ради которых она и организует производство и определяет его масштабы. В этой связи применительно к крупным предприятиям, говорить об одном или нескольких эффективных собственниках не приходится. Опыт экономических реформ в России дает этому убедительные примеры.

Эффективность производства на бывших крупных государственных

предприятиях, ставших акционерными, т.е. частными, практически нигде не повысилась, а во многих случаях даже снизилась. Более того, новые технологии позволяют малому и среднему бизнесу успешно развиваться в любой нише, связанной с производством и обслуживанием.

Все названные выше факторы предопределяют устойчивость малых и средних предприятий, несмотря на жесточайшую конкуренцию со стороны крупных компаний. Вместе с тем не следует считать, что каждое малое предприятие обречено на безусловную устойчивость. По многим причинам идет постоянный процесс разорения отдельных небольших предприятий, но на смену одним предприятиям приходят другие. Устойчивым является не каждое предприятие в отдельности, а малый бизнес как таковой. Он постоянно остается обязательным институциональным компонентом рыночной экономики.

В институциональной структуре малого и среднего бизнеса России особое место занимает сектор малых и средних предприятий (СМСП) в нефтяной промышленности России который устойчиво функционирует в настоящее время. Сейчас в него входит примерно 140 предприятий. Причем 45 из них это предприятия со смешанным капиталом, остальные -отечественные компании. В качестве учредителей, наряду с российскими, выступают практически все те же 60 иностранных компаний из 17-ти стран мира. Более трети инвесторов приходится на США и Канаду. Доля российского капитала в уставном фонде в 95 % случаев равна или превышает 50 %. Большинство СП имеют уставный фонд менее $10 млн.

Масштабы производства СМСП варьируются от менее 100 тыс. тонн нефти в год до свыше 1 млн. тонн в год. На долю 6-ти крупнейших СП (ООО СП «Ваньеганнефть», ООО СП «Ватойл», ООО «Компания Полярное сияние», СП «ЛУКОЙЛ-АИК», ЗАО «КомиАрктикОйл», ЗАО «Тэбукнефть») приходится 55 % общей добычи группы.

Этот сектор вносит заметный вклад в пополнение нефтяных ресурсов страны, в решение задач, стоящих перед нефтяной отраслью в целом. В первом полугодии года здесь добыто почти 16 млн. тонн нефти, или 9 % от общероссийского объема. Это столько же, сколько добыли 2 такие крупные компании, как ТНК и «Славнефть», вместе взятые. В сравнении с 2015 годом доля небольших предприятий в общем объеме добычи нефти выросла вдвое. Налицо повышение их роли в российской нефтяной промышленности.

Вместе с тем, объективные возможности для развития малых и средних предприятий используются далеко не в полной мере. Об этом свидетельствует их относительно небольшая численность, в сравнении с другими нефтедобывающими странами, где она исчисляется тысячами. Если в США и Канаде ими добывается 30-40 % всей нефти, то в России - менее 10 %. То, что здесь не все благополучно, подтверждает замедление в последнее время темпов создания новых малых и средних предприятий [37].

Главной причиной этому является неурегулированность их правового

положения. Считается, что все субъекты рынка в нефтяной промышленности должны работать по единым правилам, но невозможно предъявлять одни и те же требования к гигантской вертикально-интегрированной корпорации, эксплуатирующей уникальные месторождения, добывающей несколько десятков миллионов тонн нефти и перерабатывающей ее на собственных заводах, с небольшим предприятием, работающим в сложных природно-географических условиях с объемом добычи несколько сот тысяч тонн, и к тому же зачастую вынужденном доставлять эту нефть на нефтеперерабатывающие заводы и к магистральным трубопроводам автомобильным и железнодорожным транспортом за сотни и даже тысячи километров.

Эту специфику давно поняли в странах с устойчивым рынком, где с помощью различных, в том числе и налоговых льгот, малым и средним нефтедобывающим предприятиям создаются условия, способствующие их устойчивой работе и никому не приходит в голову, что этим нарушаются принципы рыночной экономики.

В настоящее время, в экономически развитых странах малый и средний бизнес создает около половины ВВП, обеспечивает занятость 50 -70 % трудоспособного населения. Так в США работает 25 миллионов малых предприятий или 99,6 % от общего числа всех предприятий. На них создается 50 % ВВП, занято 2/3 всех работающих. С 1992 по 2000 год малые предприятия создали 21 миллион новых рабочих мест. В США на долю малого и среднего бизнеса приходится более половины всех инноваций.

Анализ экономических показателей работы малых предприятий в промышленности свидетельствует о тенденции снижения их рентабельности. Особенно заметно ухудшение этого показателя при сопоставлении с крупными и средними предприятиями (табл. 1). Несмотря на это число убыточных предприятий за этот период снизилось с 43,5 % до 39,7 % от их общего количества, и находятся на уровне крупных и средних предприятий.

Таблица 1

Рентабельность предприятий в промышленности (в % %)_

Годы Малые предприятия Крупные и средние предприятия

2015 6,9 9,2

2016 5,7 9,0

2017 4,9 12,7

2018 7,0 25,5

2019 3,0 24,7

При этом сальдированный финансовый результат деятельности малых предприятий в промышленности увеличился с 2015 по 2019 г.г. с 6 до 19,4 млрд. рублей (без учета инфляции). Сопоставление приведенных выше показателей позволяет утверждать, что резкое снижение рентабельности, особенно в 2000 году, может быть объяснено, главным образом, опережающим ростом заработной платы в сравнении с производительностью

труда.

Объективная необходимость в малом предпринимательстве в рыночной экономике вовсе не означает, что этот сектор может нормально функционировать сам по себе, без поддержки государства. В основе законодательства, регулирующего деятельность малых предприятий, лежит Конституция Российской Федерации.

Фундаментальное значение, как для возникновения малого предпринимательства, так и для его последующего развития имеют ст. 8 и ч. III ст. 45 Конституции РФ. Они гарантируют свободное предпринимательство в стране, охрану и неприкосновенность частной собственности, право иметь в собственности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Вторым по значению общегосударственным актом, регулирующим имущественные отношения, является Гражданский Кодекс РФ. Кодекс не знает понятия «малое» предприятие. Он предусматривает права и обязанности для всех субъектов этих отношений, включая и малые, независимо от условий их деятельности.

Малые предприятия в своей деятельности, помимо указанных законов, обязаны руководствоваться также Федеральными законами, принятыми в целях их развития и конкретизации, и подзаконными нормативными актами, регулирующими отдельные стороны хозяйственной жизни. Кроме того, малые предприятия руководствуются также ведомственными инструкциями, издаваемыми Министерствами и ведомствами РФ в рамках своей компетенции и обязательных для всех субъектов предпринимательства, за исключением тех случаев, когда для малых предприятий устанавливается особый порядок.

Наряду с правовыми нормами, обязательными для всех видов предприятий, за годы реформ в России создана солидная правовая база, определяющая условия деятельности малого бизнеса или содержащая прямые предписания, которыми он обязан следовать.

Особое место в законодательстве, регулирующем малое предпринимательство имеет Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88 -ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 года). Это, пожалуй, наиболее разработанный правовой акт, направленный на поддержку малого бизнеса в России.

Закон предусматривает меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса, установление льгот по налогообложению, льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства, применение методов ускоренной амортизации, финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства и др.

Закон от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» развивает соответствующие положения Федерального Закона от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ. Им установлено, что право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе предоставляется объектам малого предпринимательства на добровольной основе.

Применение упрощенной системы предусматривает замену уплаты совокупности, установленной законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.

В этой связи должно происходить расширение использования методов и форм государственной поддержки деятельности российских компаний по завоеванию новых рынков в странах ближнего и дальнего зарубежья, включая непосредственное представление интересов компаний на межгосударственных переговорах глав исполнительной власти, межгосударственные контакты на уровне министерств и ведомств по вопросам текущей и инвестиционной деятельности российских компаний.

Для снижения издержек малых и средних нефтедобывающих компаний необходимы инвестиции, являющиеся носителем НТП. Для снижения налогов и прибыли, величина которой адекватна совокупности рисков инвестиционной деятельности, необходимы институциональные изменения. При этом сначала в стране должны произойти институциональные изменения, которые создадут приемлемые условия для осуществления инвестиционной деятельности: уменьшение уровня налогов, создание эффективной системы их взимания [1].

Данная система будет учитывать отсутствующий в других отраслях «природный фактор» и стадию «естественной динамики», на которой находятся те или иные нефтегазовые проекты, плюс к этому законодательное сокращение институциональных рисков инвестиционной деятельности (речь не идет о коммерческих рисках). Только после этого можно говорить о широкомасштабных инвестициях - носителях НТП - как необходимой предпосылке сокращения издержек.

Основными средствами НТП, имеющими строго приоритетный характер и получающими государственную поддержку, должны стать технологии и технические средства высокой степени готовности, обеспечивающие кратное (а не на 5-10 %) повышение экономической эффективности. Поэтому перспектива развития НГК заключается в применении современных информационных наукоемких технологий. Потенциальные возможности НТП, например в нефтедобывающей отрасли, могут быть оценены в 20-30 % сокращения капитальных затрат при

фиксированном уровне добычи нефти [2].

Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами. Годовая стоимость патента устанавливается с учетом ставок единого налога, решением органа государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от вида деятельности.

Многие правовые акты из указанных выше способствовали, в определенной мере, созданию благоприятного климата для развития предпринимательской активности в стране. Однако реальная правовая база, которая бы стимулировала развитие малого бизнеса пока не создана.

Использованные источники:

1. О необходимости государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в нефтедобыче // Нефтяное хозяйство. 2002 г. №5 С.14-15.

2. Малое и среднее предпринимательство в нефтедобыче России// Бурение и нефть. 2003 г. №3. С. 21-25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.