Научная статья на тему 'Институциональная среда обязанностей аудитора при выявлении недобросовестных действий в ходе аудита'

Институциональная среда обязанностей аудитора при выявлении недобросовестных действий в ходе аудита Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ОБЯЗАННОСТИ АУДИТОРА / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / THE RESPONSIBILITIES OF THE AUDITOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелехова А. С., Прилуцкая В. С., Кондратов М. В.

В статье рассматривается институциональная среда обязанностей аудитора и круг обязанностей при выявлении недобросовестных действий в ходе аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTIONAL ENVIRONMENT DUTIES OF AUDITORS IN DETECTING FRAUD IN AN AUDIT

The article examines the institutional environment duties and responsibilities of the auditor in detecting fraud in an audit.

Текст научной работы на тему «Институциональная среда обязанностей аудитора при выявлении недобросовестных действий в ходе аудита»

УДК 334.01

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА ОБЯЗАННОСТЕЙ АУДИТОРА ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ХОДЕ АУДИТА

А. С. Шелехова, В. С. Прилуцкая, М.В. Кондратов, ГОУ ВПО ««Челябинский государственный университет» E-mail: zxc1983@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается институциональная среда обязанностей аудитора и круг обязанностей при выявлении недобросовестных действий в ходе аудита.

Ключевые слова: институциональная среда, обязанности аудитора.

Институциональная среда деятельности аудитора представляет собой совокупность институционально-экономических отношений, строящихся на нормативно- и ненормативно-регулируемых отношений между аудитором и его клиентом [3].

Нормативное регулирование обеспечивается рядом нормативно-правовых актов, а именно: Федеральным законом №307 «Об аудиторской деятельности», Федеральным законом №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма», федеральным стандартом аудиторской деятельности 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» и др.

Институциональная среда деятельности аудиторов

Институционально-экономические отношения

к Нормативно-регулируемые отношения

V -1)

и Аудиторская организация Клиенты -■-

Х- Ненормативно-регулируемые отношения 1 ■

■Шг

Доверительные отношения

Рисунок 1 - Институциональная среда деятельности аудиторов В нашей работе особое внимание уделяется такому важному аспекту, как влияние нормативного регулирования на социально-экономические, организационно-экономические и институционально-экономические отношения между субъектами аудиторской проверки.

С одной стороны, отношения между аудиторской организацией и аудируемым лицом в ходе проведения аудита складывались на полном взаимном доверии, так как достоверность выданного аудиторского заключения, а также точность выданных рекомендаций зависит в том числе от того, насколько руководители организации готовы помочь аудитору в проведении проверки; а с другой стороны, под влиянием нормативного регулирования существует тенденция разрушения данного вида отношений [2].

Так, в ходе проверки аудитор получает доступ к огромного количеству информации, защищенной от неразглашения аудиторской тайной в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №307 [5]. Среди данной информации могут быть обнаружены факты, свидетельствующие о недобросовестных действиях аудируемого лица.

Согласно ФСАД 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» под такими фактами следует понимать действия, совершенные обманным путем одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства, работников аудируемого лица и (или) иными лицами для извлечения незаконных выгод. Так как, 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» также предусматривает под этими фактами легализацию доходов, полученных преступным путем, то, по нашему мнению, под фактами недобросовестных действий следует понимать действия, совершенные обманным путем одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства, работников аудируемого лица и (или) иными лицами в целях извлечения незаконных выгод, в том числе легализации доходов, полученных преступным путем.

В соответствии с ФСАД 5 /2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита» аудитор обязан сообщить о фактах недобросовестного действия лишь руководству организации или собственнику, а в отношении уполномоченных органов - в соответствии с ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4].

Согласно Федеральному закону №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» аудитор обязан сообщить о фактах недобросовестного действия аудируемого лица лишь при оказании бухгалтерских услуг [6].

Таким образом, если аудитор обнаружил факты недобросовестного действия организации в ходе проверки, то он может «доносить» эти сведения до уполномоченных органов по своему усмотрению, что может привести к разрушению доверительных отношений.

Изменение налогового законодательства

Законопроект от 6 февраля 2013 года о внесении изменений в 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Федеральный закон №115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

ФСАД 5/2010 «Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита»

- в кратчайшие сроки довести информацию до сведения руководства аудируемого лица соответствующего уровня;

- в кратчайшие сроки довести информацию до сведения собственника аудируемого лица;

- сообщение по своему усмотрению данной информации уполномоченным органам в случаях, предусмотренных законодательством

- сообщить о фактах недобросовестных действий уполномоченным органам в случае осуществления бухгалтерских услуг

—>—У

- доведение сведений об обнаружении фактов недобросовестных действий до уполномоченных органов в обязательном порядке (как в ходе осуществления бухгалтерских услуг, так и в ходе аудита)

- возможность предоставления сведений, полученных в ходе аудиторской проверки, налоговым органам

Рисунок 2 - Обязанности аудитора при обнаружении фактов недобросовестных действий Также на разрушение доверительных отношений может повлиять, во-первых, принятие законопроекта от 6 февраля 2013 года о внесении изменений в 115-ФЗ и 307-ФЗ, согласно которому аудиторы будут доносить до уполномоченных органов все операции, носящие сомнительный характер, обнаруженных не только при осуществлении бухгалтерских услуг, но и в ходе аудиторской проверки; а во-вторых, принятие изменений в налоговом законодательстве в связи с вступлением России в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), которая рекомендует закрепить на законодательном уровне возможность налоговых органов получать доступ к аудиторской тайне [1]. Данные события могут породить недобросовестные действия со стороны самих аудиторов, которые будут представлять клиентам 2 варианта отчета, а именно отчет, предназначенный для налоговых органов, отражающий положительное мнение аудиторов, и отчет для самой организации, содержащий реальное состояние дел фирмы. Данное обстоятельство может привести к краху системы аудита, поскольку перед аудиторами будет выбор: либо сохранить хорошие отношения с клиентами, но нарушая основные этические

принципы аудитора; либо соблюдать все требования нормативно-правовых актов, но при этом не получать полного доверия со стороны проверяемой организации.

Таким образом, принятие вышеуказанных изменений в законодательстве может привести не только к разрушению доверительных отношений, но и к значительному увеличению стоимости оказываемых аудиторских услуг, ввиду увеличения обязанностей, возникающих перед аудиторами.

Список литературы

1. Алдарова, Т.М. Аудиторская тайна: проблемы соблюдения при рассмотрении фактов коррупции в ходе аудита / Т.М. Алдарова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - №2 (9). - С. 68-69

2. Городилов, М.А. Проблемы законодательства в сфере защиты аудиторской тайны / М.А. Городилов // Вестник пермского университета. - 2010. - №4 (7). - С. 41-49

3. Кондратов М.В. Теоретические подходы к понятию «Институциональная среда» / М.В. Кондратов, Р.И. Гарипов // Фундаментальные исследования. - 2013. - №11. - Режим доступа: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10002748

4. Приказ Минфина РФ от 17.08.2010 N 90н (ред. от 16.08.2011) "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности" (вместе с "Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита"). - Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

5. Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об аудиторской деятельности». - Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

6. Федеральный закон от 08.07.2001 №115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». - Режим доступа: Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

INSTITUTIONAL ENVIRONMENT DUTIES OF AUDITORS IN DETECTING FRAUD IN

AN AUDIT

Shelehova A.S., Priluzkaya V.S., Kondratov M.V., Chelyabinsk State University

E-mail: zxc1983@yandex.ru

Abstract

The article examines the institutional environment duties and responsibilities of the auditor in detecting fraud in an audit.

Keywords: institutional environment, the responsibilities of the auditor.

References

1. Aldarova, TM Auditing mystery compliance issues when considering the cases of corruption in the course of the audit / TM Aldarova // International Research Journal. - 2013. - №2 (9). - P. 68-69

2. Gorodilov, MA Problems of legislation to protect the secrets of the audit / MA Gorodilov // Herald Perm University. - 2010. - №4 (7). - P. 41-49

3. Kondrashov MV Theoretical approaches to the concept of "institutional environment" / MV Kondrashov, RI Garipov // Fundamental research. - 2013. - №11. - Mode of access: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10002748

4. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 17.08.2010 N 90 N (eds. From 16.08.2011) "On approval of the federal auditing standards" (with the "federal auditing standards (FSAD 5/2010). Duties of the auditor to consider fraud in the course of audit "). - Mode of access: Legal reference system "Consultant Plus"

5. The Federal Law of 30.12.2008 №307-FZ (as amended. From 04.03.2014) "On Auditing". - Mode of access: Legal reference system "Consultant Plus"

6. The Federal Law of 08.07.2001 №115-FZ (as amended. From 28.12.2013) "On Counteracting Legalization laundering of proceeds of crime and financing of terrorism." - Mode of access: Legal reference system "Consultant Plus"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.