УДК 366.43:339.19
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРИРОДА АНОРМАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКАХ АДДИКТИВНЫХ ТОВАРОВ
Р. Ю. СКОКОВ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента
E-mail: rskokov@mail. ru Волгоградский государственный аграрный университет
В статье исследуется институциональная природа анормальной экономической деятельности на рынках аддиктивных товаров. Представлена периодизация эволюции общественных представлений в отечественной экономической истории о запретах производства и распространения аддиктивных благ, типология анормальной экономической деятельности, классификация показателей ненаблюдаемой экономики.
Ключевые слова: аддиктивные блага, анормальная экономика, организованная преступность, показатели ненаблюдаемой экономики.
Исследование экономических и социальных явлений на рынках аддиктивных товаров и услуг, таких как алкогольная продукция, азартные игры, наркотики, неизбежно наталкивает теоретиков на проблему теневой и неформальной деятельности, которые имеют непосредственную взаимосвязь с запретами в этих сферах, приводящими к дефициту или полному отсутствию аддиктивных благ в легальном обороте.
Законы и регулирующие нормы, ограничивающие предпринимательскую деятельность, способствуют развитию анормальной экономической деятельности. Развитие анормальной экономики является, с одной стороны, реакцией на сам факт государственного регулирования, которое невозможно без ограничений. С другой стороны, не-
обоснованные ограничения на дефицитные блага провоцируют их нарушение.
Рынки аддиктивных благ, исходя из своей специфики, функционируют в искусственно созданных условиях ограничений и запретов. Поэтому масштаб и характер анормальной экономической деятельности в сфере аддиктивных благ варьируется в широком диапазоне - от огромных доходов, извлекаемых из преступных организаций в наркобизнесе, алкогольном и игорном бизнесе, до бутылки самогона, которая является самой твердой валютой в сельской глубинке.
На опекаемых рынках аддиктивных благ сформировались и устойчиво функционируют такие неэффективные институты или нормы поведения, как незаконное предпринимательство, уклонение от налогов, лоббизм, коррупция, организованная преступность, оценочно-прогнозная и мониторинговая институциональные ловушки.
По мнению автора работы [6], набор социально обусловленных запретов, налагаемых на хозяйственную жизнь, т. е. на то, что считать запрещенными товарами и услугами, и на то, что считать запрещенными методами производства обычных товаров и услуг, является фактором развития теневой экономики. Эволюция общественных представлений о вредных благах как отражение эволюции социально экономической ментальности включает следующие этапы развития хозяйственной этики легальной
экономической деятельности и запретов на производство товаров и услуг: древний мир, когда отсутствовали запреты на их производство; средневековье с каноническими запретами на ростовщичество (до нового времени), алкоголь (у мусульман), табак (в Московии раннего времени); новое время с неформальными запретами на азартные игры, алкоголь, проституцию; новейшее время, когда установлены юридические запреты на аборты, азартные игры, наркотики, проституцию, алкоголь, торговлю трансплантантами, коммерческую эвтаназию.
На основе приведенных этапов развития хозяйственной этики легальной экономической деятельности и исследования социально обусловленных запретов в отечественной истории на алкогольную продукцию, табачные изделия, азартные игры составлена табл. 1.
В отличие от мусульманских канонов, которые утверждают, что пьянство и вера несовместимы
Эволюция общественных предс
[1, с. 60], православная церковь с момента своего возникновения на Руси приняла традицию производства и потребления крепких алкогольных напитков [1, с. 51], которая долгое время создавала ей финансовый фундамент.
По моральным, социальным, финансовым причинам Иван III отменил многовековую привилегию церкви на производство водки и сделал ее государственной регалией. В отличие от характеристик запретов производства вредных товаров, выделенных Ю. В. Латовым, по мнению автора, юридические запреты и ограничения на производство аддиктив-ных благ возникли ранее - уже в средневековье. В то время как режимы запрета аддиктивных благ на аргументах морального толка, вытекающие из религиозной идеологии христианства на Руси, в период средневековья еще не сложились.
В новое время на Западе огромное влияние на формирование общественного отношения к
Таблица 1
1влений об аддиктивных благах
Развитие хозяйственной этики Запреты и ограничения Основные исторические вехи
VIII в. до н. э. - V в. н. э. - древний мир: хозяйственная этика политеистических религий Отсутствуют
Конец V в. - XVI в. - средневековье: хозяйственная этика авраами-ческих мировых религий Юридические запреты и ограничения на табачные и алкогольные изделия, азартные игры 988 г. - крещение Руси. 1474 г. - первая на Руси монополия на производство и продажу спиртных напитков. 1551 г. в сборнике Стоглав наказуемыми признаны пьянство, участие и присутствие при проведении азартных игр
XVII в. - 1917 г - новое время: протестантская хозяйственная этика Канонические, юридические запреты и ограничения, общественное противостояние потреблению алкоголя, табака, наркотиков 1634 г. - указ о введении смертной казни за курение табака. 1649 г. - в Соборном уложении смертная казнь за курение табака. 1801 г. - указ против азартных игр. 1850-е гг. - возникновение общественного движения за трезвость. 1909 г. - конференция по проблемам опиума в Шанхае (с участием России). 1914 г. - запрет на производство и продажу алкоголя на время мобилизации
С 1918 г. по настоящее время -новейшее время: светская общечеловеческая хозяйственная этика, фактически отражающая протестантскую этику Юридические запреты и ограничения на игорный бизнес, курение табака, производство, реализацию и потребление алкоголя, наркотиков. Общественное противостояние реализации алкоголя, табака, наркотиков 1917 г. - декрет о запрете производства и продажи водки. 1923 г. - постановление об окончании запрета производства и продажи водки. 1928 г. - постановление о запрете обращения в стране наркотиков. 1985 г. - начало советской антиалкогольной кампании. 1991 г. - отмена государственной монополии, либерализация экономики. 2009 г. - начало реформы Росалкогольрегулирования. 2009 г. - запрет на игорный бизнес. 2013 г. - антитабачный закон
аддиктивным благам оказала протестантская этика [18, с. 305]. В этот период в отечественной истории нарастает противодействие со стороны церкви курению табака. В 1850-е гг. широко распространяется общественное движение за трезвость. В европейских странах и США росло антинаркотическое движение, и в 1909 г. состоялась конференция по проблемам опиума в Шанхае, делегаты которой приняли обращение к правительствам мира с призывом запретить и поставить под жесткий контроль его немедицинское использование.
В новейшее время православные традиции и неформальные запреты и ограничения, к сожалению, не оказывают серьезного воздействия на развитие этики в сфере регулирования, производства, реализации и потребления аддиктивных благ. В условиях атомизации российского общества канонические и неформальные общественные запреты уступают место юридическим формам запретов и ограничений.
Отмена в 1991 г. государственной монополии и либерализация экономической деятельности в сферах аддиктивных благ привели к ослаблению их государственного контроля и созданию предпосылок для получения нелегальными участниками экономических отношений сверхприбыли при уходе от налогообложения. Только спустя два десятилетия были приняты адекватные запретительные меры. Указом Президента РФ от 31.12.2008 была образована Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. С 01.07.2009 любая игорная деятельность запрещена, за исключением букмекерских контор, тотализаторов и лотерей и деятельности, организованной в четырех специальных игорных зонах. В 2013 г. принят антитабачный закон.
На фоне низкой результативности государственных мер сокращения предложения аддиктив-ных благ, а также государственных, канонических и общественных мероприятий снижения спроса получило развитие общественное движение противодействия реализации аддиктивных благ населению. В 2013 г. молодежной общественной организацией проводились рейды по выявлению розничных точек реализации пива и пивных напитков с нарушением требований законодательства [16]. В ряде случаев общественное противостояние распространению аддиктивных товаров принимает экстремистские формы. Например, группа «Молодежный антинаркотический спецназ» устраивает погромы точек продажи наркотических средств [14].
Исследуя экономические, юридические, социальные проблемы в алкогольной отрасли, Э. Р. Ха-нухов, П. П. Башелутсков, В. Н. Жигунов, Н. Ю. Сабуров, Е. В. Романенко, Э. Ю. Авагян, Р. Ю. Урум-баева, как будто бы не могут игнорировать, обойти происходящие в ней теневые процессы и явления и говорят о неучтенной продукции и производстве, о теневом производстве и обороте, о теневом рынке, о фальсифицированной подпольной продукции, о теневой экономике, о нелегальном производстве и обороте. Авторы применяют данные термины, не раскрывая, какие правила нарушаются, в каких формах проявляется теневая экономика.
Следует отметить, что единство в терминах, с помощью которых описывают девиантное экономическое поведение, отсутствует. Попытки объединения под единым термином видов деви-антного экономического поведения немногочисленны. Наиболее часто авторы применительно к исследуемым объектам слова «нелегальная», «неучтенная», «неформальная», «подпольная», «фиктивная», «ненаблюдаемая», «теневая» и т. п. используют машинально, как тождественные, порой неуместно и безотносительно к этимологии, значению терминов.
Совокупности данных терминов Т. Шанин предпочитает выражение «эксполярные экономики» или структуры, поскольку, по его мнению, этот термин позволяет привлечь внимание к «реальной и концептуальной территории вне «полюсов и маятника» фундаментальной модели политической экономии» [7, с. 19].
Совокупность экономических отношений, которые ведутся с отклонением от установленных законодательством норм вне поля зрения легитимных учетных, регулирующих и контролирующих органов можно назвать анормальной. Анормальность является антонимом нормальности, соответствию норме.
Не будем предпринимать попыток генерировать собственные определения анормальных видов экономической деятельности, тем самым внося дополнительный хаос, а проведем типологию проявлений анормальной экономики, наиболее часто применяемых в экономических исследованиях (табл. 2).
Характеристика каждой формы анормальной экономики определяется набором институциональных правил, которые нарушаются институциональными единицами (юридические лица и домашние хозяйства).
Таблица 2
Типология анормальных форм экономической деятельности
Критерий анормальности Анормальная экономическая деятельность
Нелегальная Незаконная Нелегитимная Неучтенная Потерянная Незарегистрированная Неформальная Неофициальная Теневая Внелегальная Серая Черная Криминальная Подпольная Скрытая Вторая Фиктивная Ненаблюдаемая
Запрещенная законом деятельность + + + + + + + + + + +
Деятельность субъектов без соответствующего права + + + + + + + + + +
Отсутствие или искажение учета + + + + + + + + +
Несоблюдение правил регистрации + + + + + + + +
Несоответствие установленной форме организации экономической деятельности + + + + + +
Удовлетворение деструктивных потребностей + + + + +
Уклонение от налогов, взносов, сборов + + + + + + +
Неправомерные выгоды и льготы (перераспределение) + + + + + +
Уголовное преследование + + + + +
Экономическая деятельность, которая ведется с нарушением юридических нормативов, определяющих сферу законных действий, называется нелегальной [15, с. 363]. Синонимами нелегальной деятельности являются незаконная, нелегитимная. По мнению автора, данные термины охватывают как запрещенную законом деятельность, так и деятельность субъектов без получения соответствующего права на ее осуществление.
Деятельность может вестись незаконно периодически вследствие изменения внешних правил и управленческих решений субъекта. Например, В. Радаев выделяет полуправовую экономику - экономическая деятельность, по своим целям соответствующая законодательству, но периодически выходящая за его пределы по характеру применяемых средств [12, с. 6].
Следующим критерием анормальности экономической деятельности является нарушение установленных правил учета и отчетности. Такую экономику считают неучтенной.
В соответствии с критерием несоблюдения установленных правил регистрации выделяют незарегистрированную экономическую деятельность.
Официально организованная экономическая деятельность предполагает наряду с регистрацией
также юридическое и экономическое разделение собственности и предпринимательства, формализацию отношений между участниками производства, выпуск продукции преимущественно для продажи в целях извлечения прибыли. И напротив, неформальная экономика исходит из несоблюдения или отклонения от установленных принципов организации экономической деятельности. В резолюции 15-й Международной конференции по статистике труда неформальный сектор определен как совокупность единиц, занятых производством товаров и услуг для обеспечения работой и доходами участвовавших в них лиц и обладающих характерными чертами предприятий домашних хозяйств [9].
Неформальную экономику также называют неофициальной. Деятельность в неформальном секторе экономики может быть как официально разрешенной, но не учитываемой, так и запрещенной.
В отечественной экономической литературе с понятием неформальный сектор экономики часто отождествляется теневая экономика. Тем не менее понятие неформальной деятельности отличается от понятия теневой экономики. Неформальная деятельность принадлежит к теневой экономике лишь в той ее части, в которой она осуществляется для получения незаконного или скрытого дохода, с одной
стороны [13, с. 30]. С другой - теневая деятельность осуществляется не только в секторе домашних хозяйств, но и в других секторах экономики.
Исходя из определения и структуры внеле-гальной (теневой) экономики, представленных А. Н. Олейником, термины «теневая экономика» и «внелегальная экономика» являются синонимами [10, с. 161-162].
Своего рода градацией теневой считают серую и черную экономики. По мнению Б. А. Ерзнкяна и Д. П. Фролова, серая экономика занимает промежуточное положение между освещенной областью и полной (глубокой) тенью [2, с. 148]. Метафора «черная экономика» отражает наиболее густую область «тени» [4, с. 723]. Включает криминальные отрасли хозяйства (наркобизнес, торговлю оружием, контрабанду, работорговлю, проституцию и т. п.). Поэтому черную экономику еще называют криминальной.
Подпольная экономика - запрещенное законом производство и распространение товаров производителями (посредниками), не имеющими на это право [13, с. 53-54]. В соответствии с российским законодательством лицензируются производство, оборот и розничная реализация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство лекарственных средств, оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Скрытым производством называется экономическая деятельность, разрешенная законом, которая скрывается или искажается в целях уклонения от налогов, сборов, взносов и др. обязательных платежей или предписанных законом норм (охраны труда, техники безопасности, лицензионных требований и пр.). Ее синонимом является вторая экономика.
Фиктивная экономика охватывает непроизводственную деятельность, преимущественно основанную на искажении учета в целях уклонения от налогов, взносов, сборов и др. обязательных платежей, а также отражающую незаконное перераспределение доходов или активов.
Из приведенного анализа терминов видно, что теневая экономика характеризуется совокупностью критериев неофициальной, черной и фиктивной экономики.
Для статистики наиболее важным является определение ненаблюдаемой экономики. Ненаблю-
даемая экономика включает часть легальной неформальной экономики, которая по разным причинам не является объектом системной регистрации со стороны официальных статистических органов, и всю теневую экономическую деятельность.
Показатели ненаблюдаемой экономики на рынках аддиктивных товаров включают:
1) показатели неучтенной экономической деятельности из-за несовершенства статистического наблюдения (производство пива мини-пивоварнями ресторанного назначения, распространение табачных смесей собственного изготовления для кальянов);
2) показатели неформальной деятельности:
- деятельность некорпорированных предприятий, работающих для собственных нужд (изготовление натурального плодового или виноградного вина из собственного сырья и пр.);
- деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (вторичной занятостью);
- деятельность домашних хозяйств (самогоноварение, приготовление домашнего вина, пива, настоек, выращивание табака и т. п. как для собственного потребления, так и обмена, использования в качестве натуральной оплаты труда);
3) показатели теневой экономической деятельности:
- деятельность, скрываемая производителями, дистрибуторами энергетических напитков, алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачных изделий в целях уклонения от уплаты налогов (скрытая или вторая экономика), при совершении внешнеторговых операций в целях возмещения косвенных налогов (фиктивная экономика);
- производство алкогольной и спиртосодержащей продукции (также оборот, хранение, розничная реализация и пр.), наркотических лекарственных средств без лицензии (подпольная экономика);
- производство, оборот, хранение и розничная реализация алкогольной и спиртосодержащей продукции без маркировки, маркированной поддельными федеральными специальными и акцизными марками, по фиктивным документам, подтверждающим легальность оборота продукции, с подде-
льными печатями и штампами и пр. (подпольная, фиктивная экономика);
- производство энергетических напитков, алкогольной и спиртосодержащей продукции, табачных изделий с использованием поддельного товарного знака;
- нарушение порядка учета, условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), сроков представления декларации и искажение данных об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- производство и распространение наркотиков (черная, криминальная экономика).
Аддиктивные товары являются не только объектом неформальной и теневой экономики на соответствующих рынках, но и собственно их потребление провоцирует незаконные действия, как правило, индивидов, испытывающих интоксикацию, либо пребывающих в состоянии поиска средств на очередную дозу психоактивного вещества для преодоления абстинентного синдрома.
Динамика преступлений, совершенных в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, представлена в табл. 3.
Число преступлений, совершенных в состоянии опьянения, увеличивается на фоне снижения общего количества зарегистрированных преступлений. Если в 2008 г. удельный вес преступлений, совершенных в состоянии опьянения, в общем количестве преступлений составил 14 %, то в 2011 г. — 22 %.
Расчет эффективной ставки акциза на крепкую алкогольную продукцию, величина которой позволяет оценить уровень легальности рынка, представлен в табл. 4.
Сравнение розничной продажи населению с объемом учтенного рынка (производство, скорректированное на экспорт и импорт), полученное по данным официальной отчетности, позволяет оценить теневой рынок, который составляет свыше 30 % потребления. В свою очередь часть регистрируемого производства (производство с учетом экспортно-импортных операций) также осуществляется без уплаты акцизов. В итоге в розничной торговле ре-
Таблица 3
Количество преступлений в состоянии интоксикации аддиктивными товарами
в 2008-2011 гг.
Показатель 2008 2009 2010 2011
Преступлений в состоянии опьянения, тыс., всего 244,9 228,7 252,3 282,4
В том числе:
- алкогольного опьянения 231,8 214,4 237,3 263,3
- наркотического опьянения 12,8 14,1 14,8 18,9
- токсического опьянения 0,3 0,3 0,2 0,2
Количество зарегистрированных преступлений, тыс. 1 700,6 1 507,9 1 371,2 1 255,4
Удельный вес преступлений в состоянии опьянения в общем количестве преступлений, % 14 15 18 22
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. fedstat. ru/indicator/data. do?id=36206& referrerType=0&referrerId=947021.
Таблица 4
Эффективность акцизной политики на рынке крепкой алкогольной продукции
в 2007-2011 гг.
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011
Регистрируемая розничная продажа водки и ликеро-водочных 184,6 177,2 166,1 154,5 157,0
изделий в России, млн дал
Регистрируемое производство (плюс импорт, минус экспорт), 130 120 111 103 94
млн дал
Теневой рынок, % 29 33 33 33 40
Фактическое поступление акцизов в бюджет, млрд руб. 66,4 65,4 59,0 66,0 71,7
Действующая ставка акциза за 1 л безводного спирта, руб. 162,0 173,5 191,0 210,0 231,0
Эффективная ставка акциза за 1 л безводного спирта, руб. 89,9 92,3 88,8 106,8 114,2
Удельный вес продукции, с которой не уплачены акцизы, % 44 47 54 49 51
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fm21 .htm.
ализуется в среднем 50 % водки и ликеро-водочных изделий, с которых не уплачены акцизы. Исходя из уровня ставки 2011 г. из-за теневого сектора бюджет страны недополучил около 73 млрд. руб. акцизов.
Счетная палата РФ, исходя из сопоставления статистических данных Федеральной налоговой службы и Росстата, долю нелегального рынка оценивает в разные годы в размере от 40 до 50 % от общего объема производства алкогольной продукции [11].
По данным Федеральной службы государственной статистики, объем розничной реализации водки в 2011 г. на 36,5 % превысил легальный объем производства. Но в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка эти данные считают некорректными. По мнению специалистов Росалкогольрегулирования, доля нелегальной водки в рознице за 2011 г. составляет 23 % [8].
В оценке и прогнозах теневой и неформальной деятельности на рынках аддиктивных товаров представлены институциональные интересы аналитиков и разработчиков. Именно с этим связаны принижения и преувеличения оценок, политическая составляющая которых обусловлена ориентацией на отстаивание статусных интересов. Данное явление представляет собой оценочно-прогнозную ловушку [17, с. 66]. Неэффективное устойчивое равновесие статусных интересов наблюдателей и наблюдаемых в теневом секторе хозяйства отражает мониторинговая ловушка. Так, российские силовые структуры вносят существенный вклад в воспроизводство теневой экономики, отстаивая свои интересы.
В алкогольной отрасли наряду с феноменом ведения подпольной деятельности незарегистрированными субъектами, скрытой от официального учета и статистики, получил широкое распространение симбиоз официальной и скрытой деятельности в зарегистрированных хозяйствующих субъектах.
Структура рынка водки и ликеро-водочных изделий России представлена в табл. 5.
Состав и структура рынка водки и ликер
Легальная деятельность ведется лицензированными хозяйствующими субъектами для получения прибыли. Ее доля в регистрируемой розничной продаже составляет 56 % в 2007 г. и 49 % -в 2011 г.
Следует отметить, что легально ведется также деятельность без лицензии домохозяйствами для собственного потребления. Она не регистрируется и, соответственно, отсутствует статистика объемов изготовления. Ее следует отнести к неформальной экономике. Объем домашнего самогоноварения составляет около 30 млн дал в год [5].
Доля подпольной деятельности, которая ведется без лицензии, в регистрируемой розничной продаже составляет 29 % в 2007 г. и 40 % - в 2011 г. Исходя из уровня ставки 2011 г. из-за подпольного производства бюджет страны в 2011 г. недополучил около 57 млрд руб. акцизов.
Рынки аддиктивных благ являются наиболее привлекательными для организованной преступности, поскольку обеспечивают ее запрещенными законом или остродефицитными товарами и услугами с устойчивым и высоким спросом.
Стремление минимизировать трансакционные издержки ведет к образованию криминальных органов власти и к сплочению преступников в организованные группы. Эти группы обеспечивают защиту имплицитных соглашений внутри преступного мира и соглашения преступников с силами правопорядка.
Для рынков аддиктивных товаров применимо стандартное сравнение моделей конкурентного и монополизированного рынков: монополизация ведет к росту цен при сокращении объема продаж аддиктивных товаров, что является позитивным для общества результатом.
Для рынков аддиктивных товаров конкуренция отрицательна и в официальном, и в теневом секторах. Своекорыстный интерес в производстве
Таблица 5
1-водочных изделий России в 2007-2011 гг.
Показатель 2007 2008 2009 2010 2011
Легальная деятельность, млн дал 102 94 77 79 78
Легальная деятельность от регистрируемой розничной продажи, % 56 53 46 51 49
Подпольная деятельность, млн дал 54 58 55 51 62
Подпольная деятельность от регистрируемой розничной продажи, % 29 33 33 33 40
Скрытая деятельность, млн дал 28 25 34 25 17
Скрытая деятельность от регистрируемой розничной продажи, % 15 14 20 16 11
Итого регистрируемая розничная продажа, млн дал 185 177 166 154 157
Источник: авторский расчет по данным Федеральной службы государственной статистики.
и распространении аддиктивных благ следует направлять в социально желательное русло, создавая инструменты для их регламентации. Свободу вхождения в бизнес и конкуренцию в официальном и в теневом секторах следует ограничивать. При этом, как ни парадоксально, интересы общества совпадают с интересами преступных организаций, претендующих на монополию в теневом бизнесе, с интересами коррумпированных чиновников, лоббирующих избранные организации. Исходя из данных предпосылок, такие формы провалов рыночной системы, направленные на монополизацию деятельности в сфере аддиктивных благ, как протекционистские усилия региональных властей, бюрократические барьеры при лицензировании деятельности, создание преференций для государственных предприятий, «крышевание» государственными структурами организованной преступности, ведут к росту цен при сокращении объемов продаж, что является позитивным для общества результатом. В условиях существования теневой экономики цель государственной политики на аддиктивных рынках заключается не в искоренении уровня организованной преступности, а в сдерживании ее на оптимальном уровне.
Скрытая деятельность на алкогольном рынке ведется лицензированными организациями, регистрируется органами статистики, но не показывается налоговым органам для получения дополнительного дохода в связи с уклонением от уплаты налогов. Ее доля в регистрируемой розничной продаже составляет 15 % в 2007 г. и 11 % - в 2011 г. Исходя из уровня ставки 2011 г. из-за скрытой деятельности бюджет страны в 2011 г. недополучил около 16 млрд руб. акцизов.
В 2005 г. Президент России В. В. Путин на заседании Государственного совета Российской Федерации высказал мнение, что существующая система контроля алкогольной продукции не работает, так как слишком коррумпирована [3].
В 2006 г. вместо акцизных складов и аккредитованных организаций для легализации алкогольного рынка введена единая государственная автоматизированная информационная система. В 2007-2008 гг. доля легального рынка увеличилась соответственно до 56 и 53 % с 43 % в 2006 г. Однако в 2009 г. доля легального рынка вновь снизилась до 46 %.
С 2009 г. на алкогольном рынке государственные интересы представляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. Служба в ко-
роткие сроки организовала на рынке столь широкомасштабное регулирование и тотальный контроль, которого не было в современной России.
В период работы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в 2010, 2011 гг. соответственно доля легального рынка составила 51 и 49 %, доля скрытой деятельности 16 и 11 %. Для сравнения: в годы работы на этом направлении Федеральной налоговой службы в 2007, 2008 гг. соответственно доля легального рынка составила 56 и 53 %, доля скрытой деятельности 15 и 14 %. То есть на данном этапе улучшить ситуацию в целом на рынке крепкой алкогольной продукции Росалко-гольрегулированию пока не удалось.
Усложнение правил экономической деятельности, чрезмерная бюрократизация в алкогольной отрасли являются истоками коррупции в органах исполнительной и законодательной власти федерального и регионального уровней. Модель функционирования современного алкогольного бизнеса в России создает спрос на услуги коррупционеров, что приводит к повышению привлекательности данного рода деятельности и росту численности коррумпированных чиновников.
Коррумпированным чиновникам анормальная экономическая деятельность позволяет совмещать государственную службу, политическую деятельность с предпринимательством; осуществлять коррупционные сделки; скрывать от населения (избирателей) и органов государственной власти полученные незаконным путем доходы, имущество их фактических собственников; не платить в полном объеме налоги, сборы, взносы; вывозить капитал из страны; получать финансирование избирательной кампании из незаконных источников; лоббировать бизнес-структуры; уходить от административной и уголовной ответственности.
Деактивация теневой экономики основана на разрушении коррупционных связей, что приводит к снижению стоимости ведения легального предпринимательства и влияет на повышение стоимости функционирования в теневом секторе.
По результатам исследования институциональной природы анормальной экономической деятельности на рынках аддиктивных товаров можно сделать ряд выводов и предложений.
Во-первых, эволюция общественных представлений в отечественной экономической истории о запретах производства и распространения аддик-тивных благ включает следующие этапы: древний
мир, когда отсутствовали запреты; средневековье с установленными юридическими запретами на табачные и алкогольные изделия, азартные игры; новое время с каноническими, юридическими запретами, общественным противостоянием потреблению алкоголя, табака, наркотиков; новейшее время, когда складываются в целостную систему юридические запреты и ограничения на игорный бизнес, курение табака, производство, реализацию и потребление алкоголя, наркотиков и как ответ на их недостаточную результативность развивается общественное противостояние реализации алкоголя, табака, наркотиков, в том числе в экстремистских формах.
Во-вторых, экономические отношения, которые ведутся с отклонением от установленных законодательством норм вне поля зрения легитимных учетных, регулирующих и контролирующих органов, являются анормальными.
В-третьих, типология анормальной экономической деятельности проведена на основании следующих критериев анормальности: запрещенная законом деятельность или/и без соответствующего права; отсутствие или искажение учета; несоблюдение правил регистрации; несоответствие установленной форме организации экономической деятельности; удовлетворение деструктивных потребностей; уклонение от налогов, взносов, сборов; неправомерные выгоды и льготы (перераспределение); уголовное преследование.
В-четвертых, показатели ненаблюдаемой экономики на рынках аддиктивных товаров классифицируются на показатели неучтенной экономической деятельности из-за несовершенства статистического наблюдения, показатели неформальной деятельности и показатели теневой экономической деятельности.
В-пятых, аддиктивные товары являются не только объектом неформальной и теневой экономики на соответствующих рынках, но и собственно их потребление провоцирует незаконные действия.
В-шестых, для рынков аддиктивных благ конкуренция отрицательна и в официальном, и в теневом секторах, поэтому рекомендуется создавать условия для их монопольного предложения.
И, в-седьмых, признание институциональной природы анормальной экономической деятельности означает, что ее эксплуатация связана с трансакци-онными издержками, которые предстоит выявить в дальнейшем исследовании.
Список литературы
1. Бобрышев Ю. И. История винокурения, продажи питей, акцизной политики Руси и России в археологических находках и документах XI-XIX вв. / Ю. И. Бобрышев, В. В. Золотарев, Г. И. Ватковский, М. М. Гагарин, А. П. Смирнов. М.: Кругозор-наука, 2004.
2. ЕрзнкянБ. А. Институциональные «ловушки» теневой экономики / Б. А. Ерзнкян, Д. П. Фролов // Свет и цвет в экономике и обществе: монография / под ред. О. В. Иншакова. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008.
3. Игнатова Е. Заспиртованная монополия // Business Guide (Ликеро-водочная промышленность). URL: http://www. kommersant. ru/doc/757717.
4. Иншаков О. В. Краткий англо-русский словарь наиболее распространенных свето-цветовых терминов современного обществознания / О. В. Иншаков, Т. В. Максимова, Д. П. Фролов // Свет и цвет в экономике и обществе: монография / под ред. О. В. Иншакова. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008.
5. Какой алкогольный рынок регулирует сегодня Федеральная служба? Парадоксы экспертной статистики // Alconews. ru. URL: http://www. alconews. ru/cifrra/document8396.php.
6. Латов Ю. В. Роль теневой экономики в социально-экономической истории // Историко-экономические исследования. 2006. Т. 7. № 3.
7. Неформальная экономика. Россия и мир / под ред. Т. Шанина. М.: Логос, 1999.
8. О контрафактном алкоголе Росалкоголь поспорил с Росстатом // Alcogol. su - информационный алкогольный портал. URL: http://alcogol. su/page. php?al=o_kontrafaktnom_alkogole.
9. Об утверждении Методологических положений по измерению занятости в неформальном секторе экономики: постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.10.2001 № 76. URL: http://docs. cntd. ru/document/901807158
10. ОлейникА. Н. Институциональная экономика. М.: Инфра-М, 2002. - 416 с.
11. Пансков В. Г. Проблемы развития налоговой базы по сбору акцизов на спирт и ликеро-водочную продукцию и пути совершенствования государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2001. № 1. URL: http://www. ach. gov. ru/ru/bulletin/247/.
12. Радаев В. Теневая экономика в России: изменение контуров // Pro et contra. 1999. Т. 4. № 1. С.5-24.
13. Рябушкин Б. Т. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики / Б. Т. Рябушкин, Э. Ю. Чурилова. М.: Финансы и статистика, 2003.
14. Самоха С.«Молодежный антинаркотический спецназ» вышел на тропу войны // Вести -интернет-газета. URL: http://www.vesti.ru/doc. html?id=925708
15. Сухарев О. С. Экономика «теневой» деятельности (проблема «легальности» и «внеле-гальности») // Свет и цвет в экономике и обществе:
монография / под ред. О. В. Иншакова. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008.
16. Сычев П. «Агенты» в Омске выявили 4 точки незаконно продававших алкоголь // Молодая Гвардия. URL: http://mger2020.ru/nextday/2013/01/2 3/43688.
17. Фролов Д. Анализ теневой экономики: институциональный подход // Экономист. 2008. № 9. С. 65-71.
18. Berridge V. Alcool et drogues en GrandeBretagne: histoire et politique. In: Ehrenberg, Alain / Mignon, Patrick. Drogues: Politique et societe. Paris, 1992.