Научная статья на тему 'Институциональная поддержка образовательной деятельности на территориях опережающего развития и свободного порта Владивосток'

Институциональная поддержка образовательной деятельности на территориях опережающего развития и свободного порта Владивосток Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗ / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ниязова Марина Валентиновна

Изучены новые государственные механизмы опережающего развития Дальнего Востока России и институциональные требования к осуществлению образовательной деятельности. Рассмотрены особенности организации образовательной деятельности и оценены критерии и стимулы, обуславливающие заинтересованность образовательных организаций и иных юридических лиц в осуществлении этого вида деятельности. Показана возможность участия вузов в этом сегменте рынка образовательных услуг, а также продвижения результатов своей интеллектуальной деятельности в АТР, опосредованно через их хозяйственные общества (партнерства) инновационного сектора экономики. Разработана модель организации образовательной деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, способствующая ответам на вопросы: кто, что, где и как делать, зачем и сколько ресурсов потребуется. Результаты исследования могут представлять интерес для руководителей образовательных организаций, резидентов, иностранных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ниязова Марина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональная поддержка образовательной деятельности на территориях опережающего развития и свободного порта Владивосток»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ

ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 378

Ниязова Марина Валентиновна,

к.э.н., доцент,

Владивостокский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия»,

г. Владивосток.

Niyazova Marina Valentinovna,

PhD in Economic, associate professor,

Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy,

Vladivostok

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ И СВОБОДНОГО ПОРТА

ВЛАДИВОСТОК

INSTITUTIONAL SUPPORT OFTHE EDUCATIONALACTIVITIES IN THE ADVANCED SPECIAL ECONOMIC ZONESAND THE FREE PORT OF VLADIVOSTOK: OPPORTUNITIES, REQUIREMENTS, MODELING

Изучены новые государственные механизмы опережающего развития Дальнего Востока России и институциональные требования к осуществлению образовательной деятельности. Рассмотрены особенности организации образовательной деятельности и оценены критерии и стимулы, обуславливающие заинтересованность образовательных организаций и иных юридических лиц в осуществлении этого вида деятельности. Показана возможность участия вузов в этом сегменте рынка образовательных услуг, а также продвижения результатов своей интеллектуальной деятельности в АТР, опосредованно через их хозяйственные общества (партнерства) инновационного сектора экономики. Разработана модель организации образовательной деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, способствующая ответам на вопросы: кто, что, где и как делать, зачем и сколько ресурсов потребуется. Результаты исследования могут представлять интерес для руководителей образовательных организаций, резидентов, иностранных инвесторов.

Ключевые слова: образовательная деятельность, вуз, территория опережающего социально-экономического развития, свободный порт Владивосток, модель.

The article is devoted to the research of new support mechanisms for the rapid development of the Russian Far East and institutional requirements for carrying out educational activity. The study focuses on features of educational activity and appraisal of the tax breaks, a streamlined business environment, and special rights protection mechanisms causing interest of the educational organizations and other legal entities in implementation of the activity. The author demonstrates the participation of higher education institutions in this segment of education market, and also advances their innovative results on the Asia-Pacific region indirectly through a business company and limited liability company of innovative sector. The article contains valid conclusion about modeling of its organization to answer questions: who, what, where and how it is necessary to do; why and how many resources will be required? The research results can be useful to heads of the higher education institutions, ASEZ and Free Port of Vladivostok residents, foreign investors.

Keywords: education activity, higher education institution, Advanced Special Economic Zone, Free Port of Vladivostok, model.

ВВЕДЕНИЕ

Несколько лет назад правительство Российской Федерации активизировало государственную поддержку вложения инвестиций в Дальневосточный регион, внедряя новые государственные механизмы опережающего развития. Установление в свободном порту Владивосток (далее - СПВ) и в 11 из 13 территориях опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока (далее — ТОСЭР) особенностей регулирования осуществления образовательной деятельности направлено прежде всего на создание условий для применения лучших иностранных методов и стандартов образовательной деятельности и обучение сотрудников резидентов. Однако законодательно не прописан порядок, специфика и последствия организации образовательной деятель-

152

ности на территориях ТОСЭР и СПВ. Экономическая эффективность законодательных инициатив во много зависит от проработанности механизма ее реализации и осведомленности заинтересованных лиц. Поэтому объективно необходимым и актуальным в этой ситуации представляется исследование экономико-правовых основ подготовки по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам и разработка модели организации осуществления образовательной деятельности на территориях ТОСЭР и СПВ. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является обоснование научных подходов к институциональной поддержке образовательной деятельности на территориях опережающего развития и свободного порта Владивосток

РЕЗУЛЬТАТЫ

В самом общем виде модель организации осуществления образовательной деятельности на территориях ТОСЭР и СПВ (далее - Модель) можно представить в виде рис. 1, включающая основные субъекты и этапы организации образовательной деятельности, а также факторы, оказывающие влияние на ее осуществление на территориях ТОСЭР и СПВ.

Потребность в трудовых ресурсах на Дальнем В ос ток е

Гос. социально- Объем преферен-

экономическая ций, льгот и

по литика в других мер под-

р егио не держки

Условия деятельности резидентов ТОСЭР и СПВ

Государственная регламентация образовательной деятельности в регионе в р егионе

Требования к обра зователь-ным программам

Основные факторы, оказывающие влияние на осуществление образовательной деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

программы дополнительного профессионального образования с целью переподготовки или повышения

квалификации

программы профессионального обучения с целью профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации

СЛУШАТЕЛИ

лица, имеющие и(или) пслучающж среднее профессиональное образование и(или) высшее образование

лица, имеющие и(или) получающие профессиональную подготовку по профессии рабочего и(или) должности служащего

ОРГАНИЗАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, для которых образовательная деятельность является дополнительным видом деятельности, создающие для реализации образовательных программ специализированное структурное подразделение

Этапы организации образовате^ной деяте.ъности на территориях опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток

1. Изучение законодательства и лучших практик, разработка бизнес-плана

2. Гос. регистрация лица на территории ТОСЭР или СПВ и постановка на учет в налоговом органе

3. Подача заявки на приобретение статуса резидента и заключение соглашения об осуществ-ле нии деяте льнос ти в упр ав-ляющую компанию

4. Формирование матери-

аль но -технич еск ого обеспечения и разработка образоват. программ

5. Лицензирование образовательной деятельности в орга-ж гос. власти субъекта РФ

Рис. 1. Модель организации осуществления образовательной деятельности на территориях

ТОСЭР и СПВ (Составлено по [4-5; 7-8])

В качестве основных факторов, оказывающих влияние на осуществление образовательной деятельности на территориях ТОСЭР и СПВ следует рассматривать потребность в трудовых ресурсах на Дальнем Востоке, государственную социально-экономическую политику в регионе, объем преференций и других мер поддержки заинтересованных в осуществлении образовательной деятельности лиц, условия деятельности резидентов территорий, государственная регламентация образовательной деятельности в регионе, а также требования к образовательным программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.

Основанием для осуществления деятельности (в т.ч. образовательной) на территориях ТО-СЭР и СПВ является статус резидента, для получения которого в свою очередь необходимо соответствовать ряду критериев и соблюдать условия деятельности.

153

Из рис. 1 видно, что только индивидуальные предприниматели и коммерческие организации могут воспользоваться предоставленным правом осуществлять образовательную деятельность на территориях ТОСЭР и СПВ, создающие для этого специализированные структурные подразделения. При этом индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность без образования юридического лица, но к нему применяются правила регулирования деятельности коммерческих лиц; юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных парт-нерств, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Образовательные организации высшего образования как некоммерческие организации, являющиеся бюджетными или автономными учреждениями и имеющие право учреждать хозяйственные общества и хозяйственные партнерства для практического применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, могут создавать также специализированные структурные подразделения для реализации образовательных программ. Однако главным преимуществом от создания такого рода дочерних структур будет стимулирование развития не только малого инновационного предпринимательства бюджетных и автономных вузов в целях формирования инновационной среды, развития взаимодействия между образовательными организациями и промышленными предприятиями, но и получение дополнительных инвестиций, льгот и преференций как резидента ТОСЭР.

Государственная поддержка образовательной деятельности на территориях ТОСЭР и СПВ предусматривает реализацию таких образовательные программы как основные программы профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих) и дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки). Слушателями указанных программ, как представлено на рис. 1, могут быть обучающиеся из числа сотрудников резидентов и прочих лиц, осваивающих профессии рабочего или служащего, а также лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Следует отметить, что из 178 коммерческих организаций, ставших резидентами (по состоянию на 20.09.2016 г.), озвучил намерение осуществлять образовательную деятельность только один резидент ТОСЭР.В условиях низкой заинтересованности резидентов ТОСЭР и СПВ в образовательной деятельности, наличия требований по организационно-правовой форме и относительно узком перечне видом образовательных программ может сократиться емкость регионального рынка образовательных услуг в сфере профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Анализ организационно-правовых форм организаций, осуществляющих обучение в административных границах территорий ТОСЭР и СПВ (это в 8 из 9 субъектов ДВФО), на примере программ профессионального обучения водителей транспортных средств по данным официального сайта Госавтоинспекции выявил, что в дальневосточном регионе действует 262 автошколы и только 15,3 % из них являются индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями, созданными в форме хозяйственных обществ (рис. 2).

Как следует из рис. 2. наиболее устойчивым рынком образовательных услуг в сфере профессионального обучения и дополнительного профессионального образования может оказаться только два региона (Камчатский край и Сахалинская область).

К укрупненным этапам организации осуществления образовательной деятельности на территориях ТОСЭР и СПВ следует отнести:

1. Изучение законодательства и лучших практик, разработка бизнес-плана- поможет организации изучить правовое поле деятельности, повысить юридическую грамотность систематизировать, исследовать лучшие иностранные методы и стандарты образовательной деятельности, оценить свой потенциал, возможности и угрозы, определить требуемый объем финансирования и найти инвесторов.

2. Государственная регистрация лица на территории ТОСЭР или СПВ и постановка на учет в Федеральной налоговой службе России.

3. Подача заявки в Корпорацию развития Дальнего Восток на приобретение статуса резидента и заключение соглашения об осуществлении деятельности А.

4. Формирование материально-технического обеспечения и разработка образовательных программ — производится оценка лицензионных требований к материально-техническому обеспечению образовательной деятельности и квалификационных требований к содержанию, форме, сро-

154

90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -

□ коммерческая

□ некоммерческая

Ос О

a

&

и

о

р

es

43

X

«

es &

^ m

s «

ç ю

I

О g

&

н

« ¡3

cS

«

«

cS &

5 ^ о о

<

s s «

g cS §

* ^ a о & u ¡3 о

о w S ^

F

Рис. 2. Структура организаций, осуществляющих профессиональное обучение водителей транспортных средств в регионах присутствия ТОСЭР и СПВ (Составлено автором по [1])

кам, итоговой аттестации образовательной программы, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Лицензирование образовательной деятельности в органе государственной власти субъекта РФ. Федеральное законодательство о ТОСЭР и СПВ предусматривает право правительства РФ установить особенности лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам. Следует обратить внимание, что законодателем предусмотрено осуществление образовательной деятельности без получения лицензии на осуществление образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности. Например, на территории ИЦ «Сколково» образовательные организации осуществляют свою деятельность только частные организации и могут при этом иметь только разрешение, выданное управляющей компанией (Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий) в соответствии со ст. 17 федерального закона от 28.09.2010 N° 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»1.

На данный момент лицензирование образовательной деятельности организаций-резидентов ТОСЭР и СПВ осуществляется в общем порядке, в соответствии с которым соискатель лицензии должен подготовить пакет документов, подтверждающих его соответствие лицензионным требованиям, и представить его в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования. В Приморье лицензирующим органом является департамент образования и науки Приморского края.

Государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории ТОСЭР и СПВ не требуется, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 92 федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» аккредитации подлежат только основные образовательные программы, реализуемые по ФГОС (за исключением образовательных программ дошкольного образования), и основные образовательные программы, реализуемые по образовательным стандартам.

0

1 По сведениям официального сайта Некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий[2] на территории ИЦ «Сколково» действуют две частные образовательные организации: Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Сколковский институт науки и технологий» (2011 г.) и Общеобразовательное частное учреждение Международная гимназия инновационной центра «Сколково» (2014 г.). Однако модель организации осуществления ими образовательной деятельности построена на общем порядке, т.е. на основе государственного лицензирования и аккредитации.

155

Программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям должны соответствовать квалификации профессий рабочих или должностей служащих, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также профессиональным стандартам (при наличии) или установленным квалификационным требованиям организации, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Дополнительные профессиональные программы, согласно ст. 76 федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» должны учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе. Программы профессиональной переподготовки, не относящиеся к основным образовательным программам, разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований, соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

При выборе программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования организациям, планирующим осуществлять образовательную деятельность на территориях ТОСЭР и СПВ, рекомендуется опираться на потребности региона в трудовых ресурсах, представленные, например, Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами, Минвостокразвития России, Минтруда России или Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке. Минтруда России разработало справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования [15], а Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке — ежеквартальный аналитический инструмент «Навигатор профессий, актуальных для Дальнего Востока в 2016-2021 гг.» [2] (далее — Навигатор).

По сведениям Агентства ожидается, что «к 2021 году в Дальневосточном федеральном округе планируется создание около 80 000 новых рабочих мест, в том числе 27,2 тысяч рабочих мест, которые появятся на предприятиях территорий опережающего развития, и более 20 тысяч рабочих мест, которые будут созданы в рамках Свободного порта Владивосток» [2, с. 2]. В соответствии с данными Навигатора интенсивный рост рынка труда ожидается в химической промышленности, нефте- и газодобыче, судостроении и судоремонте, добыче угля и торфа, сельском хозяйстве и др. отраслях Дальнего Востока, а к ключевым и перспективным образовательным программам в 2016-2017 гг. следует отнести:

• программы профессионального обучения таким профессиям рабочего и(или) должности служащего как: оператор технологических установок; электрогазосварщик; токарь-универсал; слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования; электромонтер; горнорабочий; водитель; автомеханик; обогатитель полезных ископаемых; кладовщик; грузчик; комплектовщик-упаковщик; уборщик производственных помещений;

• программы дополнительного профессионального образования организациям, развивающие такие навыки и профессиональны компетенции как: управление технологическим процессом; программирование и знание информационных технологий; владение рабочими специальностями; управление целями поставок и складским хозяйством [2, с. 4-5].

Также следует учитываться, что процесс организации осуществления образовательной деятельности на территории ТОСЭР и СПВ может занять относительно продолжительное время. Например, только регистрационные процедуры в соответствии с регламентами государственных структур займут не менее 110 рабочих дней (из них госрегистрация и постановка на учет в налоговом органе — 5, получение статуса резидента — от60, лицензирование образовательной деятельности — 45 рабочих дней).

Кроме того, в соответствии со ст. 29 федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие актуальную информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их на своем официальном сайте в сети «Интернет».

156

С другой стороны, на деятельность индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территориях ТОСЭР и СПВ, распространяется общий для резидентов экономико-правовой режим, в т.ч. льготы и преференции. Режим состоит из мер государственной (прямой) поддержки, различающихся по классификационным признакам:

• уровень государственного управления: федеральный, региональный и муниципальный;

• степени общности: общие и специфические;

• сфера государственного регулирования: налоговые, таможенные и т.д.;

• период применения: временные (3, 5, 10 лет) и постоянные (период деятельности ТОСЭР и СПВ).

Применение перечисленных мер государственной поддержки способствует сокращению налогового бремени и административных барьеров, что в свою очередь ускоряет срок окупаемости проектов (организаций) и снижает риски предпринимателей.

Обращают на себя внимание меры господдерки, касающиеся иностранных граждан. Так, такая норма как применение особого режима пропуска через таможенные пункты пропуска СПВ и привлечения иностранных работников для осуществления трудовой деятельности на территории ТОСЭР дает возможность не только осуществлять непосредственную образовательную деятельность, но и проводить не требующие лицензирования тренинги, семинары и разовые лекции с участием иностранных высококвалифицированных специалистов, что значительно расширит возможности программ академической мобильности и, действительно, позволит создать условия для применения лучших иностранных методов и стандартов образовательной деятельности в сфере профессионального обучения и дополнительные профессиональные образования.

ВЫВОДЫ

Итак, действующий механизм осуществления образовательной деятельности на территориях ТОСЭР и СПВ не предназначен и не может быть использован в качестве инструмента повышения международной конкурентоспособности высшего образования и интеграции образовательных услуг отечественных образовательных организаций высшего образования в Азиатско-Тихоокеанский Регион. Это мера государственной поддержки только предпринимательской деятельности на Дальнем Востоке. Однако благодаря новым возможностям федеральных законов о ТОСЭР и СПВ вузы могут успешно продвигать результаты своей интеллектуальной деятельности через хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, работающие в инновационном секторе экономики, как в регионе, так и в сопредельных странах.

Проведенное исследование экономико-правовых основ подготовки по программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам позволило разработать Модель, использование которой призвано способствовать пониманию механизма осуществления профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в условиях ТО-СЭР и СПВ и помогать хозяйствующему субъекту отвечать на вопросы: «кто», «что» и «как» делать, «зачем» и «сколько» ресурсов потребуется (временных, финансовых, административных, человеческих). Это позволит значительно ускорить выработку обоснованных решений и процесс организации осуществления образовательной деятельности, создает предпосылки для формирования условий применения лучших иностранных методов и стандартов обучения, а также повышения экономической эффективности правовых норм в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.gibdd.ru/ (дата обращения 10.10.2016).

2. Навигатор профессий, актуальный для Дальнего Востока в 2016-2021 гг. АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке»: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.hcfe.ru/work-in-dfo/ (дата обращения 10.10.2016).

3. Некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: sk.ru/education/ (дата обращения 10.10.2016).

4. О лицензировании образовательной деятельности: постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 10.10.2016).

157

5. О свободном порте Владивосток: федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 10.10.2016).

6. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 10.10.2016).

7. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 12.10.2016).

8. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 12.10.2016).

9. Об установлении земельного налога на межселенных территориях Черниговского района: Решение Думы Черниговского района от 31.10.2006 № 36 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 12.10.2016).

10. Об установлении земельного налога на территории Григорьевского сельского поселения на 2016 год: Решение муниципального комитета Григорьевского сельского поселения Михайловского муниципального района от 05.11.2015 № 7 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 12.10.2016).

11. Об установлении земельного налога на территории Михайловского сельского поселения: Решение муниципального комитета Михайловского сельского поселения Михайловского муниципального района от 17.11.2014 № 302 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 12.10.2016).

12. Об установлении земельного налога на территории Сунятсенского сельского поселения на 2016 год: Решение муниципального комитета Сунятсенского сельского поселения Михайловского муниципального района от 17.11.2015 № 20-НПА [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 12.10.2016).

13. Об установлении на территории Снегуровского сельского поселения земельного налога: Решение муниципального комитета Снегуровского сельского поселения Черниговского муниципального района от 08.10.2010 № 36 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 12.10.2016).

14. Об утверждении Положения «О земельном налоге»: Решение муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района от 26.10.2015 № 10 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 14.10.2016).

15. Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования: Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 832 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 14.10.2016).

16. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения 14.10.2016).

Статья поступила в редакцию 28 октября 2016 г.

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.