Научная статья на тему 'Институциональная поддержка инновционной активности в регионе'

Институциональная поддержка инновционной активности в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСПОДДЕРЖКА НАУКИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камилов Магомед-Камиль Баширович, Магомедов Али Магомедович

В статье инновационная деятельность в экономике рассматривается как важнейший рычаг социально-экономического развития региона. Однако инновационной деятельности необходима соответствующая институциональная среда. Предлагаются меры по улучшению институциональной среды с целью активизации инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институциональная поддержка инновционной активности в регионе»

Институциональная поддержка инновционной активности в регионе.

Аннотация: В статье инновационная деятельность в экономике рассматривается как важнейший рычаг социально-экономического развития региона. Однако инновационной деятельности необходима соответствующая институциональная среда. Предлагаются меры по улучшению институциональной среды с целью активизации инновационной деятельности.

Ключевые слова: институциональная среда, инновационная деятельность, инновационная экономика, господдержка науки, стратегия развития

Kamilov M.-K. B, Magomedov A.M. INSTITUTIONAL SUPPORT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE REGION

Abstract: Article innovation in the economy is seen as the most important lever of social and economic development of the region. However, innovation requires an appropriate institutional environment. Proposes measures to improve the institutional environment in order to foster innovation.

Key words: institutional environment, innovation, innovation economy, state support of science, development strategy

Инновационная деятельность в экономике является важнейшим рычагом социально-экономического развития региона. Она выступает непременным условием сохранения и инструментом привлечения научно-технического потенциала на решение насущных социально-экономических проблем и преодолению острых кризисных явлений в регионе.

Передовой опыт Запада подтверждает, что в острой конкурентной борьбе выигрывает лишь тот, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Более три четверти прироста валового внутреннего продукта (ВВП) в промышленно развитых странах обеспечивают инновации [3].

До начала перестроечных процессов наша страна по научно-техническому потенциалу занимала второе место в мире (после США). Расходы на науку в 90-х годах составляли более 3,5% ВВП. В период рыночных реформ они резко снизились и в России составили менее 1% ВВП, а если взять по Дагестану -0,3%. Акцентируя внимание на приватизацию собственности и изменение институциональных отношений, была заброшенанаучно-техническая деятельность. Для научно-технической сферы последствия от перехода к рынкуоказались пагубными. Вследствие чего в мировом рынке высокотехнологичной продукции на Россию приходится лишь 0,5%, а на США — 40%. То, что Россия получает от продажи нефтепродуктов на мировом рынке, США получает от продажи прав на интеллектуальную собственность.В тоже время в России работает менее 10% всех ученых и инженеров-разработчиков мира, тогда как в США — 25%. Число диссертаций, защищенных российскими учеными, за период за годы рыночных реформ увеличилось в 4 раза, а численность занятых в науке сократилась в 3,5 раза.

В Дагестане в 2012г. было защищено 67 кандидатских диссертации и 2 докторских диссертаций. При этом по естественным наукам защищаюткрайне мало. В основном защищают по экономике. Вот и получается - ученые полно, а науки вовсе нет.

Россия стала за годы реформ крупным поставщиком научно-технических кадров для развитых стран Запада. Ежегодно из страны уезжает до четверти миллиона высококвалифицированных специалистов, вследствие чего, по разным подсчетам, потери России составляют до 50 млрд. в год. Такое ощущение, что для властных структур России нужна лишь нефтяная труба, работники для этой трубы и охрана.

Доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций составляет в России 9,4% (для сравнения в США - 30%). В Дагестане внедрением инноваций занимается лишь 5,8% организаций. Объем инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в Республике Дагестан в 2011 г. составил лишь0,4%.

Камилов Магомед-Камиль Баширович

К.э.н., Зав. кафедрой ДГУ

Магомедов Али

Магомедович

К.э.н., проф. ДГИНХ

Основными причинами низкой инновационной предприимчивости отечественных предприятий являются высокийуровень риска инновационных проектов, дефицит собственных средств у организаций, ограниченностьгосударственного финансирования, отсутствие эффективного фондового рынка, недоразвитость отечественной кредитной системы и др. Многие приведенные причины низкой активности инновационной деятельности являются следствием отсутствия адекватной институциональной среды для этого.

Для усиления инновационной активности одними рыночнымиметодамине обойтись. Требуется целенаправленная системнаядеятельность государства в научно-технической сфере, его ответственность за общую стратегиюв области НИОКР, за поддержку наукоемких производств и фундаментальной науки.

Провозглашаемый властями переход к инновационной экономике может быть лишь при условии комплексноймодернизации научно-технической сферы от фундаментальных исследований до прикладной науки, и последующее производство наукоемкой конкурентоспособной продукции ми-ровогоуровня.

Стратегией социально-экономического развития РД до 2025 г. были предусмотрены основные направления повышения инновационной активности в республике. Рассмотрим некоторые из них и последующие решения по ним.

Стратегией заявлено финансирование обновления материальной технической базы лабораторий коллективного пользования. Однако о таких лабораториях нет сведений. Не говорится и о том за счет, каких средств они будут финансироваться. Ведь затраты на инновации составляют меньше полпроцента ВРП и две трети из них финансируются из федерального бюджета.

Говорится в данном документе и о «расширении взаимодействия между отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями и бизнесом в инновационной сфере»[9].Однако участники такого взаимодействия сами и без указки чиновников заинтересованы в этом, был бы объект такого сотрудничества и интересы сторон.

Стратегия предусматривает применение налоговых льгот для участников инновационной деятельности. Справедливости ради следует отметить, что действительно в республике определены налоговые льготы инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты.Льготы предоставляются в течение срока окупаемости проекта, но не свыше пяти лет с начала его финансирования. При этом сумма льгот, предоставляемых инвесторам, не может превышать стоимость инвестиционного проекта.

Законом РД предусматривается освобождение от уплаты налога на имущество, сосредоточенного в сфере НИОКР (опытные производства и лаборатории), принадлежащего частным предприяти-ям.Но опять-таки нет проработанного механизма определения такого рода имущества, не изучены все тонкости вопроса. Действующее законодательство предусматривает также снижение на 4 процентных пунктов ставки по налогу на прибыль в части, зачисляемой в республиканский бюджет Дагестана, инвесторам, реализующим приоритетный инвестиционный проект.

Весьма проблематичной является, из-за отсутствия средств, субсидирование процентной ставки по кредитам по приоритетным инновационным проектам. В республиканском бюджете РД на 2011 год были запланированы средства на возмещение части процентных ставок по коммерческим кредитам, привлекаемым предпринимателями для реализации эффективных и социально значимых инвестиционных проектов, в объеме 80 млн. руб.

В соответствии с утвержденными Правительством РД реестрами заемщиков на получение субсидий за 2011 год фактически выделено средств 9 предприятиям на сумму 77,4 млн. рублей, Среди них ООО «Каспий Тепло Сервис», ОАО «Медицинский центр им.Р.П. Аскерханова», ООО «Кикунин-ский» консервный завод, ЗАО «Хасавюртовский консервный завод».

В разрезе основных видов экономической деятельности из выделенных за 2011 год субсидий наибольший объем средств приходится на химическое производство - 45,7 %, пищевую и перерабатывающую промышленность - 24,3 %, производство строительных материалов -17,1%, стекольное производство -7,4 %, оказание услуг - 5,5 %.

Предприятиями, получившими субсидии в 2011 году, привлечено кредитов в коммерческих банках в более чем 15 раз больше чем сами субсидии - в общем объеме 1 178 млн. рублей.

Данными предприятиями в 2011 г. произведено продукции и услуг на сумму 795,9 млн. руб. (в 2,8 раза больше чем в 2010 г.), реализовано продукции и услуг на сумму 724,3 млн. руб. (в 3 раза

87

больше чем в 2010 г.), объемы налоговых платежей составили 78,0млн. руб. (в 3,5 раза больше чем в 2010 г.), создано 202 новых рабочих места.

Таким образом, расходование бюджетных средств на субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам на инновации в целом даетпозитивный эффект.Бюджет практически не пострадал, т.к. сумма налоговых поступлений покрывает сумму субсидий. Привлечение заемных средств для реализации инвестиционных проектов в сочетании с господдержкой способствует созданию новых производств,новых рабочих мест, технической реконструкции и модернизации предприятий.

Во многих регионах эффективно функционируют региональные венчурные фонды. Венчурные фонды осуществляют вложения в ценные бумаги или доли предприятий с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Как правило, три проекта из четырех не приносят отдачи, но прибыль одного из четырех окупает все убытки. Однако в нашей республике по этой части ничего не сделано.

В Стратегии, котором было разработано в 2011 г. говорится об освобождении инновационных предприятий от налога на рекламу. Но этот налог был отменен еще в 2005г. Все это лишний раз подтверждает, что Стратегия была разработана как акция, а еецелью является не столько социально-экономическое развитие республики, сколько финансовые потоки,связанные с этим документом.

В последние годы в республике проводилась определенная работа по активизации инновационной деятельности. Инновационными и научными разработками занимаются 28 организаций. Всего в науке и научном обслуживании в 2012 г. трудилось около 2210 работников, в том числе 1344 исследователей.

Можно привести примеры инновационной деятельности также ведущих машиностроительных промышленных предприятий республики. Так, «Авиаагрегат» разработал и освоил производство электромеханического усилителя рулевого управления автомобилей. «Завод им Гаджиева» освоил производство глубинного винтового погружного насоса,обеспечивающегов принципе новую технологию добычи нефти. НИИ «Сапфир» организовал производство новых моделей автоматических ра-диопеленгаторовна современной элементной базе. «Завод Дагдизель» разработалновые дизели ДС-35 и ДС-55, оснащенныхреверсредукторами.

В настоящее время с целью создания условий для развития инновационной деятельности и внедрения в производство научно-технических разработок принят ряд нормативных правовых актов, в том числе законы Республики Дагестан: «Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан», «О науке и научно-технической деятельности в Республике Дагестан», «О технопарках в Республике Дагестан». При этом необходимо отметить, что республиканское законодательство о технопарках не лишено недостатков, которые были выявлены при переходе к стадии практической реализации.

В целом меры по активизации инновационной деятельности носят фрагментарный характер. Нужна мощная и системная работа государства в области поддержки научно-технической сферы экономики.

Литература

1. Абакарова П.М., Магомедов А.М. Институциональные препоны на пути социально-экономического развития Дагестана // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 54 (6). С. 17.

2. Амирова М.М., Магомедов А.М. Инновационная стратегия и оценка ресурсного потенциала нефтяной компании // Вопросы структуризации экономики. 2004. № 2. С. 171-173.

3. Бендиков М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий // Менеджмент в России и за рубежом. - М., 2000. - № 5.

4. Магомедов А.М. Институты и институциональные потоки логистической системы // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 53 (5). С. 18.

5. Магомедов А.М. Институциональная среда как фактор развития региональной экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 53 (5). С. 50.

6. Магомедов А.М. Экономика фирмы. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080100 "Экономика" (квалификация (степень) "бакалавр") / А. М. Магомедов, М. И. Маллаева. Москва, 2012. Сер. Вузовский учебник (Изд. 2-е, доп.)

7. Магомедов А.М. Экономика предприятия / А.М. Магомедов. - Москва.: Экзамен, 2004. 350 с.

8. Проблемы развития инновационно-креативной экономики // Сборник докладов по итогам международной научно-практической конференции, Москва, 29 марта-09 апреля 2010 г./ Под общей редакцией проф. Мельникова О.Н. - М.: Креативная экономика, 2010 - 384 с

9. Стратегия социально-экономического развития РД до 2025 г. /www.minec-rd.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.