Научная статья на тему 'Институциональная независимость Центрального банка. Миф или реальность'

Институциональная независимость Центрального банка. Миф или реальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
центральный банк / независимость / ответственность / денежно-кредитная политика / банковское регулирование. / central bank / independence / responsibility / monetary policy / banking regulation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игорь Владимирович Целыковский

В статье анализируется независимость Центрального банка в процессе взаимодействия с органами государственной власти как органа власти, отвечающего за разработку и проведение денежно-кредитной политики в Российской Федерации. Независимость Центрального банка Российской Федерации гарантировала последнему огромные полномочия как в сфере денежно-кредитной политики, которая является для него классической сферой деятельности, так и в сфере правового регулирования банковской деятельности, развития национальной платежной системы, финансового рынка. В статье анализируется проблема независимости Банка России в сочетании с его ответственностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional independence of the central bank: myth or reality

In article independence of the Central bank as in the course of government relations as the authority which is responsible for development and carrying out monetary policy in the Russian Federation is analyzed. Independence of the Central bank of the Russian Federation guaranteed the last huge powers as in the sphere of monetary policy which is for it the classical field of activity and in the sphere of legal regulation of banking activity, development of the national payment service provider, financial market.

Текст научной работы на тему «Институциональная независимость Центрального банка. Миф или реальность»

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

УДК 342; 347.73 ББК 67.4

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10553

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Миф или реальность

Игорь Владимирович ЦЕЛЫКОВСКИЙ, доцент кафедры конституционного и муниципального права Елецкого государственного университета имени И. А. Бунина, кандидат юридических наук E-mail: lawyer_75@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.04 — финансовое право;

налоговое право; бюджетное право

Аннотация. В статье анализируется независимость Центрального банка в процессе взаимодействия с органами государственной власти как органа власти, отвечающего за разработку и проведение денежно-кредитной политики в Российской Федерации. Независимость Центрального банка Российской Федерации гарантировала последнему огромные полномочия как в сфере денежно-кредитной политики, которая является для него классической сферой деятельности, так и в сфере правового регулирования банковской деятельности, развития национальной платежной системы, финансового рынка.

В статье анализируется проблема независимости Банка России в сочетании с его ответственностью.

Ключевые слова: центральный банк, независимость, ответственность, денежно-кредитная политика, банковское регулирование.

Annotation. In article independence of the Central bank as in the course of government relations as the authority which is responsible for development and carrying out monetary policy in the Russian Federation is analyzed. Independence of the Central bank of the Russian Federation guaranteed the last huge powers as in the sphere of monetary policy which is for it the classical field of activity and in the sphere of legal regulation of banking activity, development of the national payment service provider, financial market.

The article analyzes the problem of independence of the Bank of Russia in combination with its responsibility.

Keywords: central bank, independence, responsibility, monetary policy, banking regulation.

Центральные банки во всех странах мира играют ключевую роль в обеспечении экономической и финансовой стабильности. Они проводят денежно-кредитную политику с целью достижения низкой инфляции, стабильности цен, принимают участие в достижении максимальной занятости. В связи с мировым финансовым кризисом 2008 г. цент-

ральные банки расширили свои наборы инструментов для того, чтобы иметь возможность более эффективно влиять на экономическую ситуацию в целях обеспечения экономической и финансовой стабильности.

Безусловно, центральным банкам нужны ясные цели их деятельности, чтобы они смогли их достигнуть. Законодательное закрепление целей

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019

деятельности центрального банка не только обеспечивает его институциональную независимость, но и позволяет определить его эффективность с точки зрения достижения этих целей, и, как следствие, они принимаются во внимание при решении вопроса о привлечении центрального банка к ответственности.

Центральные банки во всех странах мира оказывают значительное влияние на социально-политические и социально-экономические процессы. В то время как их правовые основы могут отличаться, их объединяет то, что они должны создавать условия для экономического роста и финансовой стабильности. Самые важные средства воздействия на экономику — это инструменты и методы денежно-кредитной политики, которые оказывают влияние, прежде всего, на покупательную способность национальной валюты. Именно от решений центрального банка зависят процентные ставки по кредитам, ставки рефинансирования кредитных организаций, количество денежной массы и другие ключевые моменты экономической и финансовой политики, играющие важную роль в нашей жизни.

На протяжении многих лет определялись классические полномочия центрального банка, к числу которых, прежде всего, можно отнести: установление процентных ставок, эмиссию валюты, установление обменных курсов иностранной валюты, регулирование деятельности кредитных организаций, функцию кредитора последней инстанции и др.

Принимая во внимание значительную «денежную власть» центрального банка, на законодательном уровне необходимо решить вопросы о том, как сбалансировать независимость центрального банка от политического влияния, с одной стороны, и его ответственность перед обществом — с другой. Решение данного вопроса требует определенного компромисса и его законодательного закрепления.

История развития центральных банков как финансовых институтов во многих странах наводит нас на вопросы: «Есть ли независимый центральный банк? Каковы пределы независимости центрального банка? Есть ли взаимосвязь между независимостью центрального банка и его эффективностью?»

Центральные банки существуют в государствах с разными политическими режимами. И в этом случае логично спросить: «Будет ли считаться центральный банк независимым и эффективным в государстве с недемократическим политическим режимом, если глава государства бу-

дет влиять или управлять центральным банком как считает целесообразным?»

И напротив, «будет ли считаться центральный банк независимым и эффективным в государстве с демократическим политическим режимом, если в демократическом государстве политический процесс потребует изменений на законодательном уровне правового статуса центрального банка, но существующая политика будет слишком нечувствительна к необходимым изменениям и преобразованиям?»

Принципиально важным является то, что центральный банк должен иметь правовую основу своей деятельности, которая предполагала бы следующие условия организации и деятельности: его цель, взаимодействие с органами государственной власти, формирование и функционирование органов управления, полномочия и ответственность за недостижение целей его деятельности.

Мировой опыт организации и деятельности центрального банка не может однозначно определить баланс и найти компромисс между ключевыми вопросами, указанными выше. Каждая страна, решая данные вопросы, стремится к оптимальному балансу независимости и ответственности центрального банка, руководствуясь при этом национальными интересами и традициями. Центральный банк можно считаться независимым, если при осуществлении своих функций он не испытывает влияния со стороны органов государственной власти, и при этом правовой механизм взаимодействия с институтами государственной власти определен национальным законодательством.

Независимость центрального банка полезна как для функционирования органов государственной власти, так и для экономической и финансовой политики государства и для общества в целом. Отметим, что когда подлинно независимый центральный банк разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, общество должно быть уверено, что политические цели законодательных и исполнительных органов власти, политических партий не оказали влияние на его решение. Независимый центральный банк также является гарантом стабильной финансовой системы государства.

Как уже было отмечено выше, современный центральный банк имеет большие полномочия, которые оказывают существенное влияние на экономику государства, а также могут повлиять на жизнь рядовых граждан. Принимая во вни-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019

мание данное обстоятельство, не удивительно, что люди склонны ожидать учета их мнения при проведении экономической политики в целом и денежно-кредитной политики, в частности.

После финансового кризиса 2008 г. во многих странах наблюдалась тенденция утраты доверия к центральным банкам. Однако, несмотря на то что в России также было подорвано доверие не только к Центральному банку, но и к Правительству Российской Федерации в целом, Банк России получил новые, до этого не характерные для него полномочия. Эта новая политика позволяет Банку России принять более «сильные» меры во время чрезвычайной ситуации, а, кроме того, регулировать финансовый рынок.

Закон о Банке России определяет, прежде всего, его полномочия, механизм взаимодействия с Президентом Российской Федерации, органами государственной власти и его структуру [1]. В совокупности это дает Центральному банку значительную независимость, но уравновешивает его полномочия мерами, касающимися его ответственности, хотя, как представляется, не в полной мере.

Необходимо отметить, что в Законе о Банке России определены его цели деятельности. Впрочем, даже если не принимать во внимание изменения, внесенные в ст. 3 Закона о Банке России, можно сделать вывод о том, что основной целью его деятельности является борьба с инфляцией. Прежний глава ЦБ Сергей Игнатьев считал своей главной задачей «борьбу с инфляцией», такой же остается позиция и Эльвиры Набиуллиной [2].

Говоря о независимости Банка России по сравнению с центральными банками стран СНГ и стран Восточной Европы, отмечается его средний уровень независимости [3, с. 60].

Прежде всего, надлежит отметить, что Банк России имеет достаточно высокий уровень финансовой независимости, подразумевая при этом, что он управляет самостоятельно своими доходами и расходами и осуществляет последние исключительно за счет собственных доходов. Данный критерий независимости гарантирует, что Центральный банк не зависит от правительственных фондов.

Независимость Банка России как важнейший элемент правового статуса предполагает ответственность за его деятельность. Ответственность любого органа власти можно проследить через его транспарентность. В соответствии с Законом о Банке России отчет о его деятельности отражает результаты его работы, содержит анализ внешних и внутренних условий деятельности Банка России, его финансовую отчетность, отчет аудиторов и заключение Счетной палаты Российской Федерации.

Важно, что на сегодняшний день не существует согласия в том, как лучше всего измерить независимость и ответственность центрального банка. Тем не менее используемые методы определения его независимости предполагают, что для Банка России должен быть законодательно закреплен высокий уровень ответственности.

Каждая страна выбирает различные компромиссы для определения политики в отношении центрального банка в части отражения баланса между независимостью и ответственностью. Высокий уровень ответственности, определенный международными стандартами, может существенно отличаться от подходов к закреплению ответственности центрального банка в национальном законодательстве исходя из правовой политики или национальной правовой культуры.

Библиографический список

1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (ред. от 02.08.2019 г.) // http://www.pravo.gov.ru/

2. Газета.га: «Экономика роста» для «чайников» № 6: должен ли ЦБ думать об экономике? // https://www.gazeta.ru/growth/2014/07/29_a_6 149285.shtml

3. Трунин П.В., Князев Д.А., Сатдаров A.M. Анализ независимости центральных банков РФ, стран СНГ и Восточной Европы // https:// mpra.ub.uni-muenchen.de/33595/1/ MPRA_paper_33595.pdf

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.