УДК 336.711
НЕЗАВИСИМОСТЬ, ПРОЗРАЧНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
Целыковский Игорь Владимирович
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина», Елец, Россия, (399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д. 28), кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права, [email protected]. 8-910353-93-89.
Цель статьи - показать значимость независимости, ответственности и прозрачности в деятельности центрального банка. Рассматривается взаимосвязь независимости, ответственности и прозрачности в деятельности центрального банка, в том числе и во взаимоотношениях с органами государственной власти.
Главный научный результат - демонстрация важности независимости, ответственности и прозрачности как признаков центрального банка в его деятельности.
Ключевые слова: независимость; ответственность; прозрачность; центральный банк
INDEPENDENCE, TRANSPARENCY AND ACCOUNTABILITY OF THE CENTRAL BANK
Tselykovskiy Igor Vladimirovich
Bunin Yelets State University, YelSU, Elets, (399770, Lipetsk oblast, Kommunarov Street, 28), candidate of law sciences, associate Professor of Department of constitutional and municipal law, [email protected]. 8-910-353-93-89.
The purpose of the article is to show the importance of independence, responsibility and transparency in activities of the Central Bank. The interrelation of independence, responsibility and transparency in activities including in relations with public authorities is considered.
The main scientific result is demonstration of importance of independence, responsibility and transparency as signs of Central Bank in its activities.
Keywords: independence; responsibility; transparency; Central Bank.
На сегодняшний день независимость центрального банка рассматривается как предпосылка в достижении целей, которые были традиционно приписаны центральным банкам и особенно те, которые направлены на достижение стабильности цен и обеспечение стабильности национальной валюты. Однако объяснение независимости центрального банка в некоторых случаях понимается неправильно. Независимость центрального банка не предполагает абсолютно полную независимость от правительства. Это связано с тем, что между ними не должно быть своеобразной «китайской стены». Отношения
между правительством и центральными банками на практике, значительно более сложные.
В последние годы роль, какую выполняет центральный банк в экономике, была объектом многочисленных научных исследований [См., например: 3, с. 73]. Это представляется важным, принимая во внимание то, какие задачи и функции выполняют центральные банки.
Институт центрального банка как органа власти исследовался, как правило, с учетом его институциональной основы. Принимая во внимание значимость центрального банка как института власти, как органа, отвечающего за реализацию денежно-кредитной политики важно определить те правовые основы, в рамках которых действует центральный банк. В правовом государстве, экономика которого основана на принципах рыночной экономики большое значение имеет определение целей деятельности центрального банка и выбор инструментов денежно-кредитной политики [2, с. 74].
Деятельность центрального банка определяется национальным законодательством, которое должно включать в себя нормы, закрепляющие его независимость, ответственность и прозрачность. В тоже время указанные основы организации и деятельности центрального банка невозможно рассматривать по отдельности.
Отмечая важность каждого из указанных признаков необходимо отметить, что независимость центрального банка является одним из наиболее обсуждаемых признаков в его деятельности. В последние годы увеличивается количество стран где центральные банки получили большую независимость от органов государственной власти. Основной предпосылкой того, чтобы центральные банки стали более независимыми стало следующее: правительство, сформированное победившей на выборах партией, может проводить экономическую политику, которая может привести к росту инфляции. Правительство, сформированное парламентом, в краткосрочной перспективе может прибегнуть к эмиссии денежных средств для осуществления своей экономической политики. Наличие независимого центрального банка дает определенные правовые гарантии осуществления на долгосрочной основе денежно-кредитной политики.
Однако, принимая во внимание важность независимости как признака организации и деятельности центрального банка, тем не менее, важно всегда иметь в виду, что абсолютной (полной) независимости у него нет. Не существует центрального банка, который был бы полностью независимым от других органов государственной власти. Независимость центральному банку может потребоваться для того, чтобы иметь правовую основу для реализации денежно-кредитной политики, иметь правовые гарантии эффективного проведения денежно-кредитной политики.
Исследования, касающиеся независимости центрального банка, как с точки зрения права, так и экономики ориентированы на анализ взаимоотношений центрального банка с законодательной и исполнительной органами власти
принимая во внимание юридическую, функциональную, финансовую независимость.
Вторым важнейшим признаком деятельности центрального банка является его ответственность. Необходимость наличия правового механизма ответственности центрального банка следует из его значимости в системе органов власти, а также правового положения в демократическом обществе. Ответственность центрального банка также имеет большое значение, если принять во внимание важность целей деятельности, которые закреплены в национальном законодательстве.
Говоря об ответственности центрального банка за проводимую денежно-кредитную политику необходимо проанализировать его взаимоотношения с парламентом. Должны быть правовые основания для того, чтобы центральный банк информировал парламент о проводимой денежно-кредитной политике. В свою очередь парламент должен иметь правовую основу для того, чтобы заслушать отчет центрального банка о проводимой денежно-кредитной политике. Парламент должен нести также ответственность за деятельность центрального банка по вопросу проводимой денежно-кредитной политики, так как он имеет правовую основу изменить нормативный акт регулирующий деятельность центрального банка.
Ответственность является общим признаком деятельности центральных банков. Это связано с тем, что: во-первых, в демократическом обществе органы власти должны нести ответственность за результаты их деятельности; во-вторых, потребность наличия ответственности у Центрального банка РФ происходит из особенностей его положения в системе органов государственной власти.
Принимая во внимание вышесказанное, необходимо отметить две точки зрения по данной проблеме. Первая точка зрения заключается в том, что прозрачность понимается как предпосылка для ответственности. Вторая точка зрения подразумевает прозрачность как последствие процесса ответственности. Можно сказать, что эти точки зрения связаны, и ответственность должна охватываться правовым статусом центрального банка [5, с. 59].
Прозрачность центрального банка представляет важную характеристику его деятельности. В этом смысле нельзя не отметить различие между прозрачностью как предпосылкой ответственности и прозрачностью его деятельности, закрепленной в правовом акте, который определяет его правовой статус. Прозрачность, хотя и связана с ответственностью, должна быть определена отчетливо. Вследствие того, что центральный банк ответственен, и должен иметь определенные цели его деятельности, прозрачность представляет характеристику его правового статуса, задуманную для достижения этих целей.
Прозрачность в деятельности центрального банка является наряду с независимостью и ответственностью важнейшим его признаком. Однако говоря о прозрачности центрального банка нельзя точно и однозначно ответить вопрос о том, что же включается в данный признак? В содержание данного признака, считаю, необходимо включить: во-первых, информацию центрального банка,
касающуюся проводимой денежно-кредитной политики (в этом смысле можно говорить о степени информированности общества о решениях, принятых органами управления центрального банка); во-вторых, способ получения этой информации (т.е. насколько источник информации является открытым или закрытым).
Прозрачность в деятельности центрального банка является предварительным условием для привлечения к ответственности. В «Кодексе надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике: декларация принципов» прозрачность понимается «как среда, в которой цели политики, ее правовые, институциональные и экономические рамки, решения в сфере политики и их обоснование, данные и информация, связанные с денежно- кредитной и финансовой политикой, а также условия подотчетности агентств предоставляются общественности на принципах понятности, доступности и своевременности» [1]. Указанный Кодекс указывает на две предпосылки необходимости прозрачности при осуществлении в денежно-кредитной политик основана на двух основных предпосылках: «во-первых, отдача от денежно-кредитной и финансовой политики может быть повышена, если цели и инструменты политики известны общественности и если органы государственного управления могут взять на себя внушающие доверие обязательства по их достижению. Обеспечивая предоставление большего объема информации о денежно-кредитной и финансовой политике, надлежащая практика прозрачности содействует повышению потенциальной эффективности рынков. Во-вторых, надлежащее управление требует подотчетности центральных банков и финансовых агентств, в частности там, где органы управления денежно-кредитной и финансовой сферами пользуются более высокой степенью автономии» [1].
Адресатом информации предоставляемой центральным банком является не только правительство, но и общество в целом.
Достигнуть цели деятельности центрального банка будет возможно быстрее посредством улучшения коммуникационного процесса между центральным банком и обществом.
Стандарты денежно-кредитной политики предполагают контроль над осуществлением денежно-кредитной политики, предоставляя осуществление денежно-кредитной политики независимому центральному банку. В тоже время ответственность предполагает ответственное поведение центрального банка в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Возложение на центральный банк законодательно закрепленных целей деятельности означает, что центральный банк берет ответственность за разъяснение принимаемых действий по осуществлению денежно-кредитной политики.
Поскольку решения центрального банка затрагивают экономические отношения, социальные отношения, политические отношения центральные банки должны быть особым объектом правового регулирования. Правовое регулирование организации и деятельности центрального банка не должно быть предметом «политического заказа» и зависеть от конъюнктурных решений
политиков и лиц, которые принимают политические решения [4, с. 12]. В свою очередь решения политиков не должны оказывать влияние на проведение денежно-кредитной политики.
Независимость центрального банка является важным условием для стабильности национальной валюты в долгосрочной перспективе. Долгосрочная цель деятельности центрального банка зависит от влияния, оказанного на его деятельность со стороны политических субъектов. Казалось бы, решение данной проблемы заключается в предоставлении независимости центральному банку от политической власти. Однако независимость центрального банка влечет за собой ряд проблем, главная из которых состоит в том, что результатом юридической независимости может быть невозможность государством в лице уполномоченных политических субъектов осуществлять контроль над деятельностью центрального банка и постепенное «превращение» центрального банка в бюрократическую организацию.
Успех проводимой денежно-кредитной политики зависит также от процесса принятия решений. Независимость от политических давлений, ответственность перед обществом, прозрачности его деятельности - вот фундамент успешной деятельности центрального банка.
Из этих составляющих правового статуса центрального банка независимость представляется самой важной, так как ответственность, прозрачность его деятельности будут иметь важность только после предоставления независимости центральному банку.
Список литературы
1. Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике: декларация принципов // URL: https://www.imf.org/external/np/mae/mft/code/rus/code2r.pdf.
2. Даниленко Е.Л. Институциональное доверие и доверие к центральному банку // Экономическая теория. 2012. Т. 9. № 3. С. 74-85.
3. Звягинцева А.А. Центральные банки и их роль на примере Центрального банка России // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 5-1 (80). С. 73-76.
4. Оришев А.Б. Управление массовым сознанием: пиар-технологии // Бизнес и дизайн ревю. 2016. Т. 1. № 2 (2). С. 12.
5. Целыковский И.В. Источники регулирования конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2013. № 9 (40). С. 59-67.
References
1. Kodeks nadlezhaschey praktiki po obespecheniyu prozrachnosti v denezhno-kreditnoy i finansovoy politike: deklaratsiya printsipov. - URL: https://www.imf.org/external/np/mae/mft/code/rus/code2r.pdf.
2. Danilenko E.L. Institutsionalnoe doverie i doverie k tsentralnomu banku. -Ekonomicheskaya teoriya. 2012. T. 9. no 3. pp. 74-85.
3. Zvyagintseva A.A. Tsentralnye banki i ikh rol na primere Tsentralnogo banka Rossii. -Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya. 2016. no 5-1 (80). pp. 73-76.
EH3Hec h gH3aftH peBro. 2016. № 3
4. Orishev A.B. Upravlenie massovym soznaniem: piar-tekhnologii. - Biznes i dizayn revyu. 2016. T. 1. no 2 (2). p. 12.
5. Tselykovskiy I.V. Istochniki regulirovaniya konstitutsionno-pravovogo statusa Tsentralnogo banka Rossii Rossiyskoy Federatsii. - Nauka i obrazovanie: khozyastvo i ekonomika; predprinimatelstvo; pravo i upravlenie. 2013. no 9 (40). pp. 59-67.