10. Кузьмичева И.А., Подколзина Э.А. Система управления банковскими рисками // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. - С. 5635-5638.
11. Шумкова К.Г., Коверник Д.О. Пути совершенствования системы управления кредитным риском в ОАО «Сбербанк России» // Финансы и кредит. 2013. № 40 (568). С.16-26
Garina Irina Stanislavovna, assistant professor of the department of economics and management; Leningrad state University V. im. Alexander Pushkin, Yaroslavl branch (9, Tchaikovsky str., Yaroslavl, 150014, Russian Federation). E-mail: [email protected]
IMPROVEMENT OF THE EVALUATION OF THE LEVEL OF RISK OF THE CREDIT PORTFOLIO OF A COMMERCIAL BANK
Abstract
The article considers theoretic aspects of risks of commercial banks, methods of the evaluation of credit risks; it analyses the level, quality of the credit portfolio and the credit risk, problems of its evaluation on the example of the commercial bank JSC "Raiffeisenbank" and on the base of the results obtained the directions of the improvement of the methods of evaluating the level of the risk of credit portfolio of the joint - stock company "Raiffeisenbank" are offered. Keywords: credit risk, bank, credit portfolio, management of credit risk, methods and indices of the evaluation of risks.
УДК 339.166.82
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИ Я ПРОИЗВОДСТВОМ И ЭКСПОРТОМ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Евченко доктор экономических наук, профессор кафедры мировой
Наталья экономики и международных отношений экономического
Николаевна факультета, Южный федеральный университет (344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88, к. 210). Е-таИ; [email protected]
Затонский магистрант кафедры мировой экономики и международных Станислав отношений экономического факультета, Александрович Южный федеральный университет (344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88, к. 210). Е-таП: [email protected]
Аннотация
В статье исследована система институтов государственного управления стимулированием (ограничением) производства и экспорта агропродовольственных товаров, предложены модели внешнеэкономической аграрной политики, обеспечивающей конкурентоспособность значимого рыночного сегмента государства.
Ключевые слова: агропромышленная продукция, институты, государственная поддержка, стимулирование (ограничение) экспорта.
Агропродовольственный рынок выступает важной сферой внешнеэкономических интересов государств в условиях роста объемов мировой внешней торговли. Дискуссии в рамках министерских конференций ВТО показывают, что внешняя торговля продовольственными товарами представляется чувствительной сферой внешнеэкономических отношений, напрямую связанной с продовольственной безопасностью государства, эффективностью экономики и интересами населения. В рамках ВТО ни один из отраслевых рынков не вызывает столь высокого уровня активности государств-членов, например, по вхождению в коалиционные объединения: «количество участников ВТО
с четкими интересами в торговле продукцией сельского хозяйства - 21 среди стран с наступательными интересами и 48 среди стран, занимающих оборонительные позиции; количество стран, защищающих своих сельхозпроизводителей от зарубежных конкурентов, выше более чем в два раза» [1, с. 17].
Государственная аграрная политика формирует соответствующие институциональные основы управления производством и внешнеторговыми операциями для товаров агропродовольственного комплекса (АПК), определяя приоритеты и методы решения производственных, финансовых, социальных проблем данной отрасли экономики.
Объект настоящего исследования - модели и соответствующие им институты управления внешней торговлей аграрными товарами.
Привлекательность мирового рынка агропродовольственных товаров предопределяет внимание к нему со стороны интеграционных объединений, государств, крупных участников рынка, которые формируют национальные и общественные институты управления производством, внешней торговлей, инвестиционным сотрудничеством. Конкурентоспособность аграрного производства определяется технологическим базисом субъектов производства (переработки) сельскохозяйственного сырья и институциональным обеспечением эффективности функционирования национального АПК на внутреннем и внешнем рынках.
Современный мировой рынок продовольственных товаров характеризуются ценовой динамикой, волатильными объемами и условиями доступа, уровнем конкуренции, имеющими разнонаправленные тренды. Согласно данным прогноза ОЭСР/ФАО до 2025 г., после достижения максимумов мировых цен на некоторые продовольственные товары (зерновые культуры - 2008, 2011-2014 гг., говядина, баранина, свинина -2013 г., масло сливочное, сыры, молочные продукты - 2008,2011, 2013 гг.), в среднесрочной перспективе ежегодная волатильность цен снижается, цены будут иметь относительно стабильный тренд (рис. 1).
Мировые цены на продовольственные товары
Рис. 1. Динамика ежегодного изменения мировых цен на продовольственные товары,
в $ США (2010) в 2016-2025 гг., %, [2, с.52].
В течение десятилетнего периода максимальное изменение мировых цен прогнозируется для групп «молочные продукты» (рост) и «сахар» (снижение). Среднесрочный прогноз для большинства групп продовольственных товаров характеризуется как позитивный, поскольку цены находятся в интервале 0-1%, на уровне статистической погрешности [2, с. 52].
По данным прогноза ОЭСР/ФАО, в ближайшее десятилетие высокая степень монополизации рынков ключевых аграрных товаров сохранится, определяемая долей пяти первых государств-экспортеров в совокупном объеме рынка. Наиболее монополизированными представляются рынки товаров животного происхождения (птица, свинина, масло, молоко). К 2025 г. доля пяти первых экспортеров сои составит около 95%, а по некоторым продуктам единственное государство-экспортер сможет концентрировать более 40 % мирового экспорта: корни и клубни (Таиланд), цельное сухое молоко и сливочное масло (Новая Зеландия), другие растительные масла (Канада), баранина (Австралия), сахар и соя (Бразилия) (рис. 2) [2, с.44, 46].
В практике используется система инструментов и механизмов управления агропромышленной сферой и экспортом товаров, созданная на основе направлений: 1) ограничительного - административно-экономического (лицензирование, квотирование, импортные налоги при доступе на внутренний рынок), 2) стимулирующего (кредитование, страхование, субсидирование, информационная поддержка и др. при экспорте).
Концентрация экспорта мирового продовольственного рынка
100
■ 1—и экспортер 2—п экспортер ■ 3—11 экспортер 4—п экспортер ■ 5—п экспортер
Рис. 2. Степень концентрации экспорта первых пяти государств-поставщиков, % мирового рынка по продовольственным товарным группам [2, с. 46]
Перспективы российских экспортеров в свете прогноза ОЭСР/ФАО выглядят вполне оптимистичными: рынки традиционных экспортных продовольственных товаров РФ (зерновые культуры, растительные масла) относятся к наименее монополизированным, что позволяет экспортерам выявлять перспективные ниши для расширения экспорта.
Институциональные системы стимулирующего направления аграрного производства детально исследуются в экономической литературе, поскольку государственная поддержка используется значительным числом государств мира при наличии целевых финансовых ресурсов. Ключевыми элементами многообразных систем стимулирования производства и внешней торговли выступают уполномоченные государственные структуры национального или регионального уровней управления, ассоциации товаропроизводителей.
В целях стимулирования аграрного экспорта наряду с институционально-финансовой составляющей важен результирующий показатель внешней торговли государства как нетто-экспортера либо нетто-импортера продовольствия, т.е. уровень экспортоориентированности отрасли.
ВТО является единственным международным институтом регулирования сельскохозяйственных внешнеэкономических операций, где аграрная политика государств транспарируется в переговорных коалициях. Табаровская М.А. указывает, что «в коалициях аграрной тематики с наступательной ориентацией участвуют, главным образом, государства с положительным сальдо в торговле сельскохозяйственными товарами» [1, с. 18], поскольку активный внешнеторговый продовольственный баланс является, в числе прочих факторов, результатом эффективной государственной аграрной политики.
Для развитых государств экспорт продукции аграрного сектора обеспечен эффективной системой господдержки, реализуемой при участии отраслевых объединений, ориентированных на компании МСБ [3-5]. Если государственная поддержка аграрного производства и экспорта представляются «стимулирующими компонентами» управления, ориентированными на интересы производителей и экспортеров, то «ограничивающий подход» выступает в качестве запретительного, в той или иной мере минимизирующего активность доступа нерезидентов на национальный рынок, а экспортеров - в вывозе продукции.
Институциональный подход ограничительного направления (экспортные налоги и ограничения) основан на правовых положениях, закрепленных в международных документах (соглашения, договоры, меморандумы и др.). Данный вектор государственной аграрной политики в современных научных исследованиях представлен недостаточно полно.
В рамках ВТО административные (количественные) методы ограничения экспорта в целом не допускаются. В виде исключения для некоторых продуктов питания существуют временные ограничения, которые позволяют устранять физический недостаток товаров или когда продукт считается необходимым для применения стандартов или правил для классификации, или сбыта товаров в международной торговле.
Ограничения на экспорт товаров могут оказать влияние на репутацию собственников, компаний, фирм, ограничить их экономическую свободу при выполнении уже заключенных контрактов. В докладе ОЭСР «Прозрачность экспортных ограничений: опросный лист для продвижения позитивной практики» указывается, что для мировой внешней торговли «необходимы четкие организационные процедуры, предусматривающие «информацию о процедурах и правилах администрирования», включая:
- процедуры, решения и управление применением мер (критерии и методология, используемые в распределении квот или при выдаче лицензий, разрешений или других действий);
- процедуры подачи заявки и требования набора документов, порядок обращения, и т.п.
- контактные данные структур и уполномоченных лиц, отвечающих за администрирование ограничений [6, р. 19].
Наблюдается разнонаправленность политики управления экспортом продовольствия развитых и развивающихся государств. Развитые государства предпринимают
усилия по стимулированию экспорта; в развивающихся государствах аграрный сектор является важным источником налогов и сборов, поэтому экспорт и импорт могут ограничивать в целях использования внешнеэкономических налогов для развития экономики.
Экспортные ограничения оказывают существенное влияние на состояние мирового продовольственного рынка, повышая эффективность политики стимулирования экспорта развитых государств [7].
Экспортные налоги и ограничения определяют решения компании о балансе поставок между внутренним и внешним рынками. Экономическая природа таких мер реализуется путем включения их в цену товара, либо в форме количественных ограничений на экспорт.
Экспортные налоги проводят разграничение между внутренней и внешней ценами мирового рынка, схожий эффект имеют и административные ограничения на экспорт; оба инструмента перенаправляют поставки с международного на внутренний рынок. Производители стран, применяющих экспортные ограничения, передают финансовые ресурсы потребителям (низкий уровень внутренних цен в сравнении с мировыми) и правительству (повышение налоговых поступлений).
Для страны-крупного поставщика определенного товара, сокращение его экспортных поставок может существенно повлиять на мировые цены, а также на потребителей и/или иных производителей. Если включенный в ограничения объем экспорта государства не очень значителен, то для других государств минимально влияние его ограничения.
Экспортные налоги и ограничения могут использоваться для защиты внутренних потребителей от повышения мировых цен. Это особенно важно, когда высокая доля экспортируемой продукции потребляется и внутри страны.
Экспортные налоги и ограничения снижают стоимость сырья, используемого в перерабатывающем производстве, и, таким образом, обеспечивают скрытую субсидию для национальных предприятий. Экспортные налоги могут быть эффективным и относительно недорогим способом повышения государственных доходов, но обычно данные налоги представляют лишь небольшую долю налоговых поступлений.
Управление общественными благами (окружающая среда, использование природных ресурсов) также может быть целью ограничений.
Основными государствами, применяющими экспортные ограничения, обычно являются крупные развивающиеся страны или страны с переходной экономикой (Аргентина и Китай): Аргентина применяет их к широкому спектру продуктов, Китай для некоторых отраслей использует экспортные квоты и минимизацию налоговых льгот.
Стимулирующие и ограничительные модели аграрной внутренней и внешней политики сформировали систему институтов ее реализации трех уровней управления -международного (ВТО), национального, ассоциативных и региональных структур (табл. 1). Успешное межинституциональное взаимодействие систем управления обеспечивает участникам ВЭД институциональную защиту, конкурентоспособность на мировом рынке.
Экономические ограничения на продовольственный экспорт в рамках ВТО представляются комплексной и все еще не урегулированной проблемой. Следует согласиться с Киселевым С., что любые экспортные ограничения во внешней торговле продовольственными товарами относятся к негативным для продовольственной безопасности государств. Поэтому требуется разработка специального Соглашения ВТО об экспортных ограничениях в рамках ВТО как единственной международной организации, имеющей механизм принуждения сторон к исполнению согласованных норм [8, с. 143].
Таблица 1
Основные типы моделей аграрной политики и институты обеспечения конкурентоспособности производства и внешней торговли*
Типы моделей Ключевые характеристики аграрной внутренней и внешней политики Типы и наименование институтов обеспечения аграрной политики
Стимулирование производства Субсидирование производства, льготирование переработки, инвестиционные проекты по экологическому производству ВТО, национальные органы и организации, осуществляющие субсидирования производства
Ограничение производства Регулирование интенсивности и объемов производства отдельных сельскохозяйственных товаров (ЕС) ВТО, «голубая корзина» агропродовольственных товаров (ЕС)
Стимулирование экспорта Экспорт товаров с высокой долей добавленной стоимости; излишков производства и товаров национальной аграрной специализации Государственные организации и общественные (ассоциативные) структуры управления
Ограничение импорта Тарифные ограничительные меры в рамках согласованных с ВТО объемов Нетарифные меры защиты продовольственного рынка ВТО: коалиции по защите национальных производителей; государственные уполномоченные организации, ассоциации производителей
Ограничение экспорта Временные экономические и административные процедуры, вводимые на особый период Государственные организации, общественные (ассоциативные) структуры упраления
*) Разработано авторами в ходе исследования
Экспорт продовольствия характеризуется ростом спроса, расширением номенклатуры, что объективно формирует внешнеторговое направление аграрной политики государств. Эффективность институтов, реализующих внешнеторговый вектор национальной аграрной политики, все в более значительной степени приобретает характер конкурентного преимущества государств и компаний во внешней торговле сельскохозяйственными товарами и продукцией АПК [9; 10].
Таким образом, аграрная политика, финансовые ограничения, структура производителей, характеристика товаров и условия экспорта формируют национальную институциональную систему поддержки (либо ограничений) продовольственного экспорта. Их соответствие ведущим мировым практикам взаимодействия государственного управления и участников ВЭД на основе рыночных механизмов определяет конкурентоспособность аграрного сектора экономики.
Для российских условий приоритетен доступ компаний МСБ, ассоциаций и иных предпринимательских структур к институтам поддержки экспорта, прозрачное распределение мер финансовой и нефинансовой поддержки, а также их функционирование на основе независимых региональных структур.
Литература
1. Табаровская М.А. Коалиции как инструмент экономической дипломатии в рамках Всемирной торговой организации. - Автореферат дисс. ..канд. эк наук, 08.0014. СПб., 2017. 24 с.
2. OECD/FAO (2016), OECD/FAO Agricultural Outlook 2016-2025, OECD Publishing, Paris. 138 p.
3. Григорьева Е. Содействие экспорту продукции АПК в Канаде // Государственное регулирование и региональное развитие АПК. 2016. № 2 С. 18-19.
4. Попова О.В., Полянин А.В., Долгова С.А. Новации в государственной поддержке аграрного предпринимательства в североатлантическом регионе ОЭСР // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. № 5. Т. 11. С. 213-224.
5. Стадник А.Т., Матвеев Д.М., Меняйкин Д.В. Зарубежный опыт государственной поддержки сельского хозяйства // Вестник КрасГАУ. 2014. №10. С. 45-51.
6. Fliess B. Transparency of Export Restrictions: A Checklist Promoting Good Practice, OECD Trade Policy Papers. 2014. №. 164. OECD Publishing, Paris. 28 p.
7. Korinek J. Export Restrictions on Raw Materials OECD Trade Policy Papers. 2014. OECD Publishing, Paris. 49 p.
8. Киселев С. Экспортные ограничения сельскохозяйственной продукции, продовольственная безопасность и ВТО// Торговая политика. 2015. № 2/2. С. 130-143.
9. Ревенко Л.С. Использование зарубежного опыта продвижения сельскохозяйственных товаров на внешние рынки для формирования российской экспортной стратегии // Вестник МГИМО-Университета. 2017. № 1(52). С. 212-226.
10. Игнатова Т.В., Полянин А.В. Управление развитием инновационного потенциала АПК в контексте политики импортозамещения // Russian Journal of Agricultural and Socio-economic Sciences. 2017. № 9 (69). С. 38-47.
Yevchenko Natalia Nickolaevna, Doctor of Science (Economics), Professor of the World Economy and Foreign Economic Relations Department, Economic Faculty; Southern Federal University (app. 210, 88 Gorky St., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation). E-mail: [email protected].
Zatonsky Stanislav Alexandrovich, Master, the World Economy and Foreign Economic Relations Department, Economic Faculty; Southern Federal University (app. 210, 88 Gorky St., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation). E-mail: [email protected].
INSTITUTIONALIZATION OF AGROINDUSTRIAL PRODUCTION AND EXPORT MANAGEMENT
Abstract
In article the system of public administration institutes by stimulation (restriction) of agro food production and export is investigated, models of the agrarian policy providing of external economic competitiveness of a significant market segment are offered.
Keywords: agro-industrial production, institutes, state support, export stimulation and restriction.