Научная статья на тему 'Институционализация российского фондового рынка в условиях глобализации'

Институционализация российского фондового рынка в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНДОВЫЙ РЫНОК / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / STOCK MARKET / REGULATION / PARTNERSHIP INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимова Валентина Владимировна

Показаны особенности институционализации российского фондового рынка в современных условиях. Оценивается потенциал государственных, надгосударственных и саморегулирующихся институтов фондового рынка. Обосновывается необходимость политики партнерского взаимодействия на российском фондовом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutionalization of the Russian Stock Market in Conditions of Globalization

Peculiarities of institutionalization of the Russian stock market in modern conditions are shown. The potential of government, supranational, and selfregulatory institutions of the stock market is assessed. The necessity for the partnership interaction policy at the Russian stock market is grounded.

Текст научной работы на тему «Институционализация российского фондового рынка в условиях глобализации»

бережно освоено, претворено в региональное разнообразие форм жизнеустройства, в том числе и экономических. Мы должны ориентироваться на наши собственные ресурсы и возможности роста, на новую экономическую и промышленную политику...» [4].

Библиографический список

1. Что ждать России от ВТО. URL: http://kp.ru/daily/25620.4/787366/

2. Аналитическая справка о проблемах в связи со вступлением в ВТО. URL: http:// www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/55326/

3. Бабкин КА. Разумная промышленная политика, или Как нам выйти из кризиса. М., 2009.

4. Львов Д. С. Экономика России, свободная от стереотипов монетаризма // Вопросы экономики. 2000. № 2.

V.V. Gerasimova Institutionalization of the Russian Stock Market in Conditions of Globalization

Peculiarities of institutionalization of the Russian stock market in modern conditions are shown. The potential of government, supranational, and self-regulatory institutions of the stock market is assessed. The necessity for the partnership interaction policy at the Russian stock market is grounded.

Key words and word-combinations: stock market, regulation, partnership interaction.

Показаны особенности институционализации российского фондового рынка в современных условиях. Оценивается потенциал государственных, надгосударственных и саморегулирующихся институтов фондового рынка. Обосновывается необходимость политики партнерского взаимодействия на российском фондовом рынке.

Ключевые слова и словосочетания: фондовый рынок, регулирование, партнерское взаимодействие.

УДК 336.761 ББК 65.264

В.В. Герасимова

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

1Институциональное развитие фондового рынка крайне важно для национальной экономики любой страны, но для России оно приобретает особую актуальность, поскольку способствует устойчивому социально-экономическому развитию и стабильности макроэкономической ситуации. Это обусловлено тесной взаимосвязью положения на фондовом рынке с изменениями основных макроэкономических показателей национальной экономики.

С развитием фондового рынка создаются предпосылки для устойчивой зависимости всех сегментов финансового рынка, поскольку фондовый рынок в составе рынка ценных бумаг непосредственно взаимодействует с рынком ссудного капитала и денежным рынком. Изменения на фондовом рынке влекут переме-

1 68 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

ны как на финансовом рынке и в финансовом секторе экономики, так и в ее реальном секторе, учитывая их прямую взаимозависимость.

Таким образом, развитие фондового рынка оказывает не только прямое непосредственное, но и косвенное опосредованное влияние на социально-экономическое развитие страны. В связи с этим вполне объясним интерес государства и бизнес-сообщества к развитию фондового рынка в стране.

Следует учитывать, что национальный фондовый рынок тесно взаимосвязан с мировым фондовым и интегрирован в мировой финансовый рынок. Особенно важно отметить зависимость развивающихся фондовых рынков от мирового финансового рынка и его составляющих.

Высокая степень интеграции национальных фондовых рынков в мировой финансовый рынок объективно требует следовать общим и специфическим закономерностям развития. Общие закономерности развития национальных фондовых рынков формируются на фондовых рынках экономически развитых стран и в определенной степени характеризуют закономерности мирового финансового рынка. Развивающиеся фондовые рынки следуют общим, но имеют и свои специфические закономерности развития.

Российский фондовый рынок рассматривается мировым финансовым сообществом как развивающийся фондовый рынок. Для него характерна недостаточная сбалансированность спроса и предложения на ценные бумаги, неустойчивое институциональное равновесие, неразвитость рыночной инфраструктуры на фондовом рынке и относительно слабо развитая институциональная инфраструктура в целом. Тем не менее российский фондовый рынок быстро растет. В то же время он отличается невысокой активностью в процессах мирового фондового рынка, что объясняется сложившейся экономической ситуацией в стране: в ходе проведения либеральных реформ происходило необоснованное банкротство российских предприятий, ставшее сдерживающим фактором интеграции российского фондового рынка в глобальный фондовый рынок.

Устранение сложившихся трудностей требовало принятия комплекса административных и экономических мер по совершенствованию организации и управления фондовым рынком в России. Для решения этих задач требовались новые подходы к институционализации фондового рынка в России.

Государственное регулирование фондового рынка в России традиционно опиралось на административно-правовые методы, которые позволяли в большей мере осуществлять регистрационную и контрольно-инспекционную функции. Апелляция к экономическим методам регулирования с использованием денежно-кредитного, налогового, инвестиционного инструментария осуществлялась только при определенных обстоятельствах. Сочетание административноправовых и экономических методов требовало соответствующей институциональной организации. На практике это означало поиск новых подходов к регулированию фондового рынка и формированию системы регулирования с включением новых институтов.

Институционализация фондового рынка в России должна осуществляться с учетом ряда обстоятельств. В частности, российский фондовый рынок должен интегрироваться в мировой, глобальный рынок в русле мировых тенденций,

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 169

складывающихся на развитых фондовых рынках зарубежных стран. В связи с этим ставится задача не только создания новых национальных, но и использования уже сложившихся международных и наднациональных институтов регулирования фондового рынка. Кроме того, требуется демократизация управления в формах публичного управления и развитие рыночной инфраструктуры, создающей основу для формирования саморегулируемых институтов на фондовом рынке.

Следовательно, регулирование российского фондового рынка должно осуществляться на институциональной основе и рассматриваться как процесс совместного воздействия институтов государственного регулирования, институтов саморегулирования, институтов публичного регулирования, а также международных и наднациональных институтов на всех участников фондового рынка. К последним следует отнести прежде всего эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, институциональных посредников и другие организации, входящие в инфраструктуру фондового рынка.

Совместное воздействие осуществляется с целью разработки общих правил и норм поведения участников фондового рынка при проведении ими фондовых операций и упорядочения их взаимодействия. Это в конечном итоге будет способствовать динамичности развития самого фондового рынка. Совместное воздействие национальных, наднациональных, международных институтов на национальный фондовый рынок любой страны, в том числе и на российский фондовый рынок, должно осуществляться при условии формирования системы институционального регулирования на принципах партнерского взаимодействия. Это предполагает использование международных норм регулирования в системе национального регулирования фондового рынка, разработку своевременных и совместных мер по поддержке национальных фондовых рынков в условиях глобальных финансовых кризисов и принятия своевременных оперативных мер для смягчения и упреждения кризисных ситуаций на мировом финансовом рынке и национальных фондовых рынках.

Партнерское взаимодействие государственных национальных, наднациональных, международных институтов регулирования фондового рынка обеспечит реализацию общих закономерностей развития национального фондового рынка и международного (глобального) фондового рынка. Оно будет способствовать активизации процессов на национальном фондовом рынке.

Партнерское взаимодействие между национальными, международными, наднациональными институтами (для стран, входящих в интеграционные группировки) по регулированию фондового рынка осуществляется с целью реализации путем совместных усилий институтов-норм и единых требований для международных эмитентов и инвестиционных фирм на фондовом рынке на условиях договорных отношений в рамках принятых законов. Формирование системы институционального регулирования на принципах партнерского взаимодействия позволяет выявить объекты и меры совместного воздействия, определить правила игры для всех участников фондового рынка, запретить инсайдерскую информацию и манипулирование развивающимся фондовым рынком со стороны крупных инвесторов. При этом создаются условия для разграничения функ-

1 7 0 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

ций регулирования, реализуемых международными, национальными государственными саморегулируемыми и общественными институтами.

Партнерское взаимодействие между национальными государственными институтами и саморегулируемыми и общественными организациями по регулированию фондового рынка основывается на разработке совместных мер по управлению инвестиционными рисками, поддержке ликвидности и стабильности фондового рынка, построению антикоррупционных механизмов по осуществлению мониторинга фондового рынка. Осуществляя функцию контроля, са-морегулируемые зарубежные организации вправе приостановить торговлю ценными бумагами до выяснения причины быстрого изменения цен или объема торговли ценными бумагами [1].

Система регулирования национального фондового рынка должна включать базовый, состоящий из национальных институтов регулирования фондового рынка, и небазовый элемент, охватывающий международные, наднациональные институты. При этом не исключается импортирование и адаптация новых регулирующих институтов, успешно зарекомендовавших себя в практике зарубежных стран и необходимых для развивающихся фондовых рынков. Кроме того, следует учитывать, что степень воздействия международных и наднациональных институтов на национальный фондовый рынок может меняться в связи с трансформацией международного фондового рынка и воздействием факторов внешней среды [2, с. 242-243].

С учетом реализации общих и специфических закономерностей развития и с целью обеспечения эффективного функционирования российского фондового рынка институциональная система регулирования должна, на наш взгляд, иметь следующую структуру:

- международные институты регулирования;

- законодательные национальные институты государственного регулирования;

- исполнительные национальные институты государственного регулирования;

- саморегулируемые институты;

- общественные (публичные) институты.

Законодательные национальные институты представлены институтом Президента, Федерального Собрания, Правительства России, в ведение которых входит соответствующее нормотворчество. Исполнительные национальные институты государственного регулирования фондового рынка России включают институты министерского управления, к которым относятся Федеральная служба по финансовым рынкам, Министерство финансов РФ; их дополняют Центральный Банк РФ и Государственный комитет по антимонопольной политике. Современное состояние деятельности законодательных и исполнительных институтов государственного регулирования фондового рынка характеризуется излишней административной опекой, множеством нормативно-правовых актов по отдельным вопросам и недостаточностью или отсутствием по другим.

Четкое разграничение полномочий и функций исполнительных институтов государственного регулирования фондового рынка, устранение дублирования позволит эффективно осуществлять Федеральной службе по финансовым рынкам следующие функции: координацию участников фондового рынка; разработ-

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 171

ку стандартов; лицензирование; формирование квалификационных требований участников фондового рынка. Министерство финансов РФ должно обратить особое внимание на принятие стимулирующих мер для предприятий-эмитен-тов по выпуску корпоративных ценных бумаг; на разработку комплекса четких правил и норм по лицензированию фондовых бирж инвестиционных компаний и инвестиционных фондов, а также мер, контролирующих характер их деятельности. Нуждается в серьезном совершенствовании регулирование выпуска ценных бумаг и их обращения. Центральному Банку РФ, осуществляющему регистрацию выпуска ценных бумаг и аннулирование операций на открытом рынке кредитных организаций, следует ужесточить процедуру контроля за антимонопольными требованиями к операциям на рынке ценных бумаг; конкретизировать меры по регулированию клиринговых операций; разработать конкретные и более совершенные формы контроля за экспортом и импортом капитала на фондовом рынке.

В целом институты государственного регулирования обеспечивают порядок и правила соблюдения законодательных актов государства и международных соглашений, что способствует эффективной государственной политики на фондовом рынке.

В России, как и в ряде других стран, имеющих развитые и развивающиеся фондовые рынки, приоритет отдается государственным институтам регулирования фондового рынка. Однако в отдельных странах институтам саморегулирования фондового рынка отдается большее предпочтение. В условиях демократизации общественной жизни и укрепления основ гражданского общества институты государственного регулирования фондового рынка, несомненно, должны дополняться саморегулируемыми и общественными институтами.

Институты саморегулирования фондового рынка создаются на базе негосударственных, некоммерческих организаций, осуществляющих оперативно-тактические мероприятия, что дополняет меры стратегического действия институтов государственного регулирования. В ведение институтов саморегулирования в рамках оперативно-тактического регулирования должно входить, на наш взгляд, решение вопросов по управлению инвестиционными рисками совместно с институтами государственного регулирования; разработка мер по ликвидации конфликтных ситуаций на фондовом рынке, а также разработка рекомендаций по учету, отчетности и налогообложению участников фондового рынка наряду с обеспечением их информацией; противодействие коррупции и спекуляции совместно с государственными институтами регулирования; содействие в реализации концепции развития фондового рынка, а также принятие независимых решений по организации контроля за деятельностью на фондовом рынке.

Будучи юридическими лицами, саморегулируемые организации вправе осуществлять регулятивные функции по организации и упорядочению деятельности фондового рынка. Саморегулируемые институты фондового рынка ориентируются главным образом на экономические методы регулирования.

В России в качестве саморегулируемых институтов выступают негосударственные некоммерческие организации, представленные в Национальной ассоциации участников фондового рынка, а также Профессиональной организации

1 7 2 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

регистраторов, трансферт-агентов и депозитариев. Фондовые биржи также могут выступать в качестве саморегулируемых организаций, сочетающих интересы участников фондового рынка и государства.

Институт общественного (публичного) регулирования фондового рынка только складывается в России, тем не менее он призван содействовать институтам государственного регулирования в ранжировании профессиональных участников фондового рынка в целях предоставления о них объективной информации. Подобные меры позволят значительно снизить степень информационной асимметрии. Используя средства массовой информации, институт публичного регулирования фондового рынка может способствовать созданию антикоррупционного механизма борьбы с недобросовестными участниками фондового рынка, а также способен организовать общественное регулирование деятельности информационных и институциональных посредников. Наконец, институт общественного регулирования вправе организовывать общественный контроль за функционированием фондового рынка и за информационными посредниками.

Политика партнерского взаимодействия на российском фондовом рынке должна строиться на принципах толерантности, признания равенства и суверенных прав всех партнеров; согласования интересов и признания необходимости соподчинения при решении поставленных задач и цели; открытости и прозрачности при разработке согласительных процедур и договорных отношений.

Формирование институциональной системы регулирования фондового рынка в России на принципах партнерского взаимодействия позволяет ликвидировать высокую долю иностранных инвесторов на российском фондовом рынке, а вместе с этим предотвратить намечающуюся тенденцию зависимости развития российского фондового рынка от движения иностранного капитала, а также влияния иностранных инвесторов на российских инвесторов. Кроме того, система институционального регулирования на принципах партнерского взаимодействия позволит снизить дефицит долгосрочных инвестиционных ресурсов за счет привлеченных средств населения, средств банков, прежде всего Сбербанка и Пенсионного фонда РФ, увеличить число участников фондового рынка как минимум в 10 раз.

На российском фондовом рынке в настоящее время наблюдается рост не только вследствие удорожания нефти, но и за счет притока акций российских компаний. В 2012 г., по прогнозам специалистов, российский фондовый рынок вырастет на 25-30%, а индексы РГС и ММВБ к концу 2011 г. уже превысили показатели развитых стран Европы и Азии. Однако, несмотря на позитивные изменениями, российские инвесторы пока не готовы рисковать путем осуществления вложений в ценные бумаги. Институционализация российского фондового рынка на принципах партнерского взаимодействия позволит осуществить модернизацию фондового рынка России не только в отношении информационно-технического обеспечения регулирования фондового рынка, но и главным образом в отношении его институционального регулирования.

Среди предложенных мер по модернизации институционального регулирования следует выделить меры по активному использованию методов функционального и институционального регулирования, а также мер по регулированию

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 17 3

Д.А. Гаврилин

посредников фондового рынка. Методы функционального регулирования связаны с установлением правил операций на фондовом рынке и отражают принципы деловой этики, что крайне важно при поддержке ликвидности и прибыльности деятельности. Методы институционального регулирования востребованы при установлении требований к размеру собственных средств участников фондового рынка, при регулировании структуры активов и пассивов, при ограничении рискованных операций. Меры по регулированию посредников на фондовом рынке должны быть направлены на ранжирование норм в зависимости от услуг, выполняемых посредниками. Модернизация регулирования фондового рынка в России создаст условия для реализации концепции партнерского взаимодействия в системе институционального регулирования фондового рынка.

Библиографический список

1. Рубцов Б.Б. Современные фондовые рынки. М., 2007.

2. Лившиц И.М. Регулирование фондового рынка в Европейском сообществе: образец или ориентир для международного сотрудничества // Закон. 2009. № 2.

D.A. Gavrilin

The Influence of Transformation Processes of the Russian Economy on Employment

The employment of the population and the influence of transformation processes on its development is examined. Special attention is paid to the analysis of new forms of employment.

Key words and word-combinations: transformation processes of the economy, social-labor relations, employment, labor market.

Исследуется занятость населения и влияние трансформационных процессов на ее развитие. Особое внимание уделяется анализу новых форм проявления занятости.

Ключевые слова и словосочетания: трансформационные процессы в экономике, социально-трудовые отношения, занятость, рынок труда.

УДК 331.5 ББК 65.24

Д.А. Гаврилин

ВЛИЯНИЕ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НА ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

^Нормирование и развитие любой сферы экономической системы во многом связаны с занятостью населения и ее эффективностью. Реформы и экономические преобразования последних лет активно затронули финансовую систему России, отношения собственности, инвестиционные процессы, тем не менее занятость как основной макроэкономический элемент социально-экономической системы достаточно опосредованно исследовалась в рамках этих процессов. Основные направления научных исследований занятости и ее влияния на развитие экономической системы в

1 74 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.