СИЁСАТШИНОСЙ
ПОЛИТОЛОГИЯ
Курбанов Равшан Гуматович,
соискатель Центра стратегических исследований при Президенте РТ Алимов Ботуржон Хамидович, доцент кафедры политологии ТГУПБП
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ
Политические партии, будучи продуктом модернизации политических процессов, формируются и функционируют в специфических условиях каждого отдельно взятого государства и имеют тесную взаимосвязь с условиями и особенностями исторического развития, традициями, культурой, менталитетом народа. Также анализ института политической партии какого-либо государства предполагает необходимость ретроспективного взгляда на эволюцию данного института и процесс его оформления.
Говоря о социальных и экономических предпосылках формирования партий в Таджикистане в конце 80-х, следует отметить, что данные условия были присущи всему советскому пространству. Кризисная социальноэкономическая ситуация во всем Советском Союзе была «предсмертным синдромом» погибающего государства. Один за другим с прилавков начали исчезать предметы первой необходимости. Бюджетный дефицит в тот период увеличивался. Резкое понижение цен на нефть на мировом рынке оказало негативное влияние на во многом сырьевую экономику Советского Союза. На экономическом состоянии также сказалась гонка вооружений. Война в Афганистане также принесла стране большие политические и немалые экономические издержки. Такое состояние дел в государстве, приведшее к кризисному состоянию, способствовало вызреванию недовольства как в обществе, так и у
представителей партийно-государственной номенклатуры, которые осознавали, что необходимы кардинальные изменения.
Вопросам и проблемам развала Советского государства посвящены многие работы и исследования, но важным моментом, который повлиял на формирование политических партий, являлось изменение экономических принципов и правил советской и социалистической экономики, которое постепенно привело к дифференциации слоев общества, в том числе в Таджикистане общество постепенно начало утрачивать присущие социалистическому строю бесклассовые черты. Появлялись новые социальные слои, и, самое главное, система отношений между ними изменялась или просто отсутствовала. Возникла необходимость в институтах, которые могли бы защитить интересы новых слоев. Данные институты в виде коммерческих и общественных организаций, кооперативов стали прообразами будущих политических партий. Анализируя экономическую ситуацию в тот период, Э.Рахмон точно отмечает, что «... Правительство опоздало с разработкой программы экономических реформ»[1]. Продолжая свою мысль и описывая социально-экономическую ситуацию, Э. Рахмон указывает, что «верхние эшелоны власти. безуспешно пытались совместить несовместимое - новые социально-экономические реалии и старые административно-командные методы»[2].
После рассмотрения социально-экономических факторов и условий важное направление в исследовании институционализации политических партий в Таджикистане имеет изучение традиционных, культурных, религиозных, психологических факторов, неосознанных и подсознательных мотивов в поведении людей, состояние государственной идеологии. В целом авторы аккумулируют все вышеперечисленные факторы в культурно-идеологические предпосылки. Толчком к снятию идеологических барьеров послужила политика перестройки и её сателлит - гласность. Данные явления повлияли на смягчение цензуры, началась публикация художественных произведений и документальных исследований, которые ранее были запрещены, просмотр ранее «нежелательных» и «антисоветских» фильмов. В публикациях и прессе началось открытое обсуждение власти и критика в её адрес. Постепенно появились требования пересмотра идеологических стереотипов. Появилось множество общесоюзных и местных газет и журналов, в которых печатались открытые статьи и заявления, где авторы пытались переосмыслить историческое прошлое своих народов, дать новую оценку событиям и фактам прошлого и настоящего. Началась всесторонняя атака на марксистскую идеологию. Снятие ограничений привело к возрождению запретных идей, идеологий, взглядов и проблем. В России поднялся вопрос о реабилитации досоветского периода истории. В прибалтийских республиках бурно начался процесс национального возрождения, сопровождавшийся открытым обвинением
советского режима в оккупации. В Средней Азии, особенно в Таджикистане, возросло влияние ислама, которое латентно возрастало еще с конца семидесятых. Что касается Таджикистана, здесь как результат идеологических сдвигов на всем советском пространстве и социальных изменений предшествующих десятилетий, изменились политико-культурные и идеологические установки общества. Этот процесс усилился с ростом образовательного уровня населения. Как следствие, появился относительно большой слой интеллектуалов и интеллигенции, мыслящих и желавших жить «по-новому».
Авторы считают, что весь антагонизм заключался в том, что никто в таджикском обществе не смог определить, что же это такое - «по-новому», все знали только одно - это «не советское» и «не коммунистиче-ское».Образованное население включилось в обсуждение всех актуальных вопросов современности. Г. Мирзоев очень четко описал и сформулировал состояние таджикской интеллигенции в рассматриваемый период, указывая на то, что «интеллигенция проводила компромиссную политику лояльности к идеям советской власти и в то же время стремилась сохранить и культивировать национальное самосознание и традиции»[3].
Следующим важнейшим внутренним фактором повлиявшим на формирование экскалационных тенденций в тот период, был недостаточный уровень политической культуры и политических традиций по отношению к новым демократическим реалиям, так как в таджикском обществе большое влияние имели коллективистские начала, которые выражались в авторитарности и первичности общественного начала над индивидуальным. Также не стоить забывать и исторические предпосылки. Ведь таджикский народ в течение более чем 10 веков не имел национального государства, таджиками всегда кто-то правил. Политическим традициям общества в Таджикистане не было присуще публичное обсуждение политических, национальных, международных и религиозных вопросов и проблем, что было заметно в формах политической деятельности вновь образовавшихся политических групп и организаций. Такого рода незнание «правил игры» или применение «старых правил» в новой, необжитой обстановке привело к хаотичной борьбе за власть и установлению «своих правил игры» каждой конфликтующей стороной. Таким образом, коммунистическая идеология в Таджикистане рухнула, хотя некоторые исследователи отмечают, что Таджикистан оказался единственной республикой в составе Союза, полностью преданной коммунистическим идеалам [4].
В данном блоке предпосылок следует также отметить роль религии, а именно политического ислама, и его влияние на политический выбор общества. Для большинства таджиков ислам оставался важнейшим фактором при определении системы ценностей [5]. В конце 80-х в Таджикистане был
настоящий бум издания и переиздания религиозной литературы, что способствовало мощному развитию ислама в обществе. Именно в этот период из Саудовской Аравии в Таджикистан было послано более 100 тысяч экземпляров книги «Коран», реализованных руководством казиата Таджикистана [6]. Выручка от продажи этих книг была направлена на строительство мечетей и медресе. Одновременно усилил свою деятельность и политический ислам. Так, известные этнографы В.И. Бушков и Д.В. Микульский отмечают, что «.старики из окружающих Душанбе кишлаков приезжали в сентябре 1991 г. на общенациональный митинг, организованный движением «Расто-хез», Демократической партией и Исламской партией возрождения потому, что муллы в мечетях говорили, что те, кто не будет участвовать в митинге, после смерти окажутся в аду, в земной же жизни таких людей их браки будут считаться недействительными. В то же время муллы - сторонники Р.Наби-ева . запрещали своим прихожанам голосовать во время предвыборной борьбы за Д.Худойназарова потому, что он не суннит, как большинство коренных жителей Таджикистана, а шиит.» [7]. Более того, появился относительно радикальный круг лиц, считавших, что решение всех проблем возможно с помощью фундаментального исламского учения [8].
Конечно, ислам влиял и сегодня влияет на поведение и культуру общества в Таджикистане. Но религиозный фактор, наряду со многими социально-политическими явлениями того периода, сыграл скорее роль катализатора эскалации общественно-политической обстановки, нежеле фактора развития и стабилизации. Важными предпосылками, повлиявшими на процесс формирования политических партий в Таджикистане и требующими исследования, являются политико-правовые. Взятый курс на «перестройку», включавший демократическое обновление социализма и переход к многопартийности, либерализовал политический процесс, создавая благоприятную почву для деятельности самостоятельных кружков, групп, фондов, общественных организаций, объединений и комитетов.
Можно согласиться с Ш. Хакимовым, что «изначально условием формирования многопартийной системы в Таджикистане, впрочем, как и во всех республиках бывшего Союза, являлась однопартийная тоталитарная система» [9]. Однопартийная система управляла обществом, её стержнем были партийные комитеты, образованные по территориально-производственному принципу. Однопартийная система и создавшаяся монополия Компартии по своей сути противоречила демократическим преобразованиям и не соответствовала возникшим сущностным изменениям в жизни общества. Соответственно, возникла необходимость в устранении данной преграды - необходимо было убрать монополию.
Как итог внутрипартийной борьбы и влияния общества, была изменена статья 6 Конституции СССР, закреплявшая монопольное право КПСС на руководство советским обществом. Новая редакция статьи фактически создала правовые основы политического плюрализма и давала возможность всем общественным движениям и организациям принимать участие в управлении государственными и общественными делами. Единственный запрет существовал на деятельность партий и организаций, которые ставили перед собой цель насильственного изменения конституционного строя и целостности государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, религиозной и национальной розни. Изложенное объясняет следующее преобразование в политико-правовой сфере, а именно: изменение избирательного законодательства, которое открыло путь легализации оппозиционных групп, ориентированных на парламентские выборы. С этого момента начался процесс интеграции и дифференциации политических сил, данный процесс был хаотичным и противоречивым.
Наряду с изменениями в Конституции и избирательном законодательстве, политика гласности вызвала мощный рост национального самосознания народов и наций, проживавших на территории Советского Союза. Это выразилось в возникновении и активизации более 200 националистических организаций и движений [10]. Однако вскоре выяснилось, что «партаппарат, давно утративший свою гибкость и адаптационные возможности» [11], больше не способен контролировать поток свободных идей в русле официально принятой программы политики перестройки.
Неспособность контроля в значительной мере подтверждается фактами принятия в Таджикистане закона «О языке» (от 22 июля 1989 г.), заявления ВС Таджикской ССР «О государственном суверенитете Таджикской Советской Социалистической Республики» (от 24 августа 1990г.), закона «О свободе совести и религиозных организациях» (от 8 декабря 1990г.), «Об общественных объединениях в Таджикской ССР» (от 12 декабря 1990 г.) и заявления Верховного Совета «О государственной независимости Республики Таджикистан» (от 9 сентября 1991 г).
Все указанные правовые акты способствовали ускоренной политизации общественной жизни в Таджикистане и невозможности возвращения к старой системе управления и политическому режиму. Эти акты катализировали национальное самосознание, создали правовую базу для организации и деятельности общественных движений и партий, которые в сложившихся условиях неизбежно должны были отразить вышедшие наружу и вновь возникшие противоречия в таджикском обществе между демократическими и коммунистическими силами, между исламизированным обществом и светской государственностью, между социалистической собственностью и
рыночной экономикой, между социально обеспеченным и необеспеченным слоями населения, между сельским и городским населением.
Одним из главных противоречий, было недовольство «табелью о рангах» [12]. Таджики, проживающие на юге, стали проявлять все больше недовольства своим положением, так как власть на протяжении всего советского строя принадлежала таджикам, проживавшим на севере. Кроме указанных противоречий, многие авторы справедливо указывают и на «отсутствие опыта нахождения политического консенсуса» [13] как фактора начала трагического противостояния.
Все три группы предпосылок (социально-экономические, культурноидеологические и политико-правовые) постепенно повлияли на рост массовой политической активности в Таджикистане в период конца 80-х и начала 90-х гг. Следует подчеркнуть, что из трех групп факторов социокультурные предпосылки являются наиважнейшими, так как авторы придерживаются позиции социального происхождения и функционирования партий.
По нашему мнению, данная группа предпосылок не была сугубо «таджикской», они были общими для всего советского пространства. Другие же предпосылки имели частный для каждой страны характер, они оформили и дополнили социально-культурные изменения. Можно сделать вывод, что все предпосылки привели к следующим общественно-правовым последствиям, повлиявшим на формирование политических партий:
о признание постфактум сдвигов в общественных настроениях, в реальной расстановке политических сил и их законодательное оформление;
о создались основы парламентаризма, соответственно, борьбы за депутатские мандаты, а это, в свою очередь, явилось полем для становления политических партий;
о легитимация и легализация политической оппозиции; о легитимация политических конфликтов, в том числе на основе интересов политических сил, в первую очередь политических партий;
о возникновение института альтернативных выборов, позволившее политическому плюрализму раскрыться в обществе, что ярко выразилось на всеобщих прямых альтернативных выборах Парламента в 1990 г. и выборах Президента в 1991 г., в которых участвовали кандидаты от разных политических сил, в том числе политических партий;
о на государственном уровне провозглашалась свобода средств массовой информации и недопущение цензуры над ними.
Список литературы:
1. Рахмонов Э. Таджикистану - сильное государство //Вестник МПА СНГ. - 1994. - № 1.
2. Рахмонов Э. Таджикистану - сильное государство //Вестник МПА СНГ. - 1994. - № 1.
3. Мирзоев Г. Возникновение и содержание конфликтной ситуации в Таджикистане в начале 1990-х годов. -Душанбе: Деваштич, 2003. - С. 8.
4. Махмадов А., ХидироваМ. Межтаджикский конфликт и его особенности. -Куляб, 1997. -С.5.
5. Мирзоев Г. Возникновение и содержание конфликтной ситуации в Таджикистане в начале 1990-х годов. -Душанбе, Деваштич, 2003. - С.8.
6. Холджураев Х., Джалилов А., Алимов Б. На путях перехода к многопартийности. -Худжанд, 2005. -С. 8.
7. Бушков В.И., Микульский Д.В. Общественно-политическая ситуация в Таджикистане: январь 1992 года // Исследование по прикладной неотложной этнологии. - Документ № 26. -М.: ИЭ и РАН. - С.13 -14.
8. Мирзоев Г. Возникновение и содержание конфликтной ситуации в Таджикистане в начале 1990-х годов. -Душанбе, Деваштич, 2003. - С. 9.
9. Хакимов Ш. Реалии многопартийности в Таджикистане. «Партии и движения в Таджикистане». -Душанбе, 1998. №1. -С. 13.
10. Холджураев Х., Джалилов А., Алимов Б.. На путях перехода к многопартийности. -Худжанд, 2005. -С. 26.
11. Холджураев Х., Джалилов А., Алимов Б. На путях перехода к многопартийности. -Худжанд, 2005. - С. 28.
12. Мирзоев Г. Возникновение и содержание конфликтной ситуации в Таджикистане в начале 1990-х годов. -Душанбе, Деваштич, 2003. - С. 13.
13. Центральная Азия: собственный взгляд = Zentralasien: einelnnedansicht /Пер. А. Труби-цин. - Б.: 2006. -С. 278.
Р. Г. Курбанов, Б. T. Алимов
Институционализация политических партий в Республике Таджикистан:
факторы и условия
Ключевые слова:политические партии, конфликт, предпосылки, факторы, условия, политическая культура, идеология, экономика, политика, право
В данной статье предлагается рассмотреть институционализацию политических партий в Таджикистане с точки зрения условий и факторов, повлиявших на формирование данного института. Представлены и изучены социальноэкономические, культурно-идеологические и политико-правовые предпосылки.
R. G. Kurbanov, B. T. Alimov
Institutionalization of Political Parties in Tajikistan Republic: Factors and
Conditions
Key words: political parties, conflict, prerequisites, factors, conditions, political culture, ideology, economy, politics, law
The article dwells on institutionalization of political parties in Tajikistan under the angle of the conditions and factors which have affected the formation of the issue in question. Having studied socio-economic, cultural-ideological and politico-juridical prerequisites the authors presented them in the given article.