Научная статья на тему 'Институт земских начальников в России в конце XIX - начале XX вв. (по материалам Казанской губернии)'

Институт земских начальников в России в конце XIX - начале XX вв. (по материалам Казанской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
381
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт земских начальников в России в конце XIX - начале XX вв. (по материалам Казанской губернии)»

2009

2. Вопросы теории и истории государства и права

По нашему мнению, в современных условиях, когда в научной литературе высказываются различные точки зрения, действующее законодательство способствует тому, что привлечение к ответственности воспринимается исключительно как возмещение убытков и уплата неустойки, в том числе в виде процентов, а судебно-арбитражная практика имеет свой подход к разрешению возникающих здесь проблем (зачастую отличный от других) - целесообразность и практическая значимость реализации цитируемой здесь концепции гражданско-правовой ответственности очевидна.

Обращает на себя внимание точка зрения Б.Д. Завидова и О.Б. Гусева, полагающих, что уже в самой сущности гражданско-правовой ответственности заложено противоречие, поскольку в современном законодательстве России нет четкого разграничения предметов и сфер применения публичного и частного права. Подобный вывод данные авторы обосновывают рассуждениями В.Ф. Яковлева* 1, анализирующего принцип «равной» и «неравной» ответственности участников гражданского оборота за нарушения отдельных видов обязательств (т.е. коллизию интересов публичного и частного права в гражданском праве России, не урегулированную в ГК РФ в достаточной степени). С точки зрения уважаемых авторов, пока в законодательстве (не только в гражданском) не будут учтены публичные интересы в их увязке и соотношении с частными интересами, до тех пор не будет четкого, определенного, устоявшегося понятия гражданско-правовой ответственности2.

А.П. Курша*ов*

ИНСТИТУТ ЗЕМСКИХ НАЧАЛЬНИКОВ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

(по материалам Казанской губернии)

Согласно Положению от 12 июля 1889 г. каждый уезд разделялся на земские участки. В состав земских участков не входили все губернские и уездные города, а также ряд безуездных городов, посадов и местечек3. Каждым участком заведовал земский начальник. Как отмечал А.И. Новиков в своих воспоминаниях: «земский начальник в своем участке - все»4. Институт земских начальников вводился в Казанской губернии с 1 июля 1891 г.5 4 июля 1891 г. в губернском присутствии был составлен список участков земских начальников

Соискатель кафедры отечественной истории Марийского государственного университета.

1 Гражданско-правовая ответственность: справочник практикующего юриста. М.: Р-центр, 2000. С. 32, 319.

2 Гражданско-правовая ответственность: справочник практикующего юриста. С. 322.

3 Арефа Н.И. Положение и правила о земских участковых начальниках, городских судьях и волостном суде. СПб., 1903. С. 47-48.

4 Новиков А.И. Записки земского начальника. СПб., 1899. С.39.

5 Арефа Н.И. Указ. соч. С. 435.

105

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

Казанской губернии1. В губернии, где по данным всероссийской переписи населения 1897 г. проживало 2 045 700 крестьян (94,3% от общей численности населения)2, создавались 65 участков земских начальников. В Чистопольском уезде устанавливалось по 9 участков, в Казанском, Мамадышеском уездах - по 7 участков, в Лаишевском, Тетюшском уездах - по 6 участков, в Спасском, Ци-вильском, Чебоксарском уездах - по 5 участков, в Свияжском, Ядринском, Ца-ревококшайском уездах - по 4 участка, в Козьмодемьянском уезде - 3 участка.

Земскими начальниками могли быть лица, прослужившие не менее трех лет в должности предводителя дворянства (для этих кандидатур не требовалось наличие имущественного и образовательного ценза), местные потомственные дворяне, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие высшее образование или прослужившие в течение трех лет в должности мирового посредника, мирового судьи, непременного члена присутствия по крестьянским делам, если при этом они сами, родители или их жены обладали половиной ценза, необходимого для участия в выборах в уездное земское собрание, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земским сбором не ниже 7500 рублей3 4. При недостатке лиц, отвечающих указанным условиям, земскими начальниками назначались местные потомственные дворяне в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые имели среднее образование или выдержали соответствующее испытание и состояли в гражданских или военных классных чинах, если при этом они сами, жены или родители имели земельную собственность, необходимую для участия в выборах в уездное земское собрание или другое недвижимое имущество, оцененное для взимания земским сбором не ниже 15 000 руб. Кроме того, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне, получившие высшее образование и не обладавшие земельной собственностью. Право быть назначенным земским начальникам по недвижимому имуществу родителей имели только сыновья, которым не выделялась часть имения. Для назначения на должность земского начальника по недвижимому имению жены требовалось ее предвари-

4

тельное разрешение .

На должность земского начальника не могли быть назначены местные потомственные дворяне, состоящие под следствием или судом за преступления, проступки, подвергшиеся за противозаконные деяния по судебным приговорам заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию, а также лица, бывшие судимыми за преступления и проступки, влекущие за собой такие наказания, не оправданные судебными приговорами. Наряду с этим, не назначались земскими начальниками лица, исключенные из службы или из дворянских собраний, объявленные несостоятельными должниками, а также состоящие под опекой за расточительность5. Списки кандидатов на должность

1 Государственный архив Республики Марий Эл (Далее ГА РМЭ). Ф. 173. Оп.1. Д. 1. Л. 16-22об

2 Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. XIV. Казанская губерния. СПб., 1904. С. 2.

3 Арефа Н.И. Указ. соч. С. 49-50.

4 Там же. С. 50-51.

5 Там же. С. 51-52.

106

2009

2. Вопросы теории и истории государства и права

земских начальников велись уездным предводителем дворянства. На каждую вакантную должность земского начальника губернатор, посовещавшись с губернским и местным уездным предводителями дворянства, избирал по одному кандидату из уездного списка. В случае отсутствия возможности пополнить все требуемое число кандидатов из внесенных в уездный список лиц губернатор выбирал недостающее число кандидатов из списков других уездов той же губернии1.

Министр внутренних дел утверждал в должности кандидатов, избранных губернатором или предложенных предводителем дворянства. Если министр внутренних дел не утверждал кого-либо из предложенных кандидатов, то он предлагал губернатору избрать другое лицо. При недостатке местных потомственных дворян, имеющих право быть избранными земскими начальниками, министр внутренних дел мог назначить на оставшиеся незамещенные должности дворян с высшим или средним образованием из других губерний2. Министр внутренних дел мог разрешить земскому начальнику, при утрате им соответствующего имущественного ценза, сохранить свою должность3.

Земские начальники не могли иметь других должностей по государственной или общественной службе, исключением являлись почетные должности в местных образовательных и религиозных заведениях и звание гласного земского собрания4. Земские начальники получали в год 1000 руб. жалованья, 600 руб. столовых и 600 руб. на разъезды и канцелярские расходы5.

В своем участке земские начальники исполняли обязанности мирового посредника6. Одновременно земские начальники контролировали все органы крестьянского самоуправления, проводили по собственному усмотрению или по указанию губернатора, либо губернского присутствия их ревизию7. В соответствии с этим земский начальник 1-го участка Козьмодемьянского уезда 3-5 мая 1911 г. осуществил ревизию Ардинского волостного правления8, 1-3 октября 1911 г. - Козьмодемьянского волостного правления9, 6 и 7 октября 1911 г. - Ахмыловского волостного правления10, 10 и 11 октября 1911 г. -Тойдаковкого волостного правления11.

На земских начальников возлагался надзор за состоянием мирских капиталов, они утверждали приговоры сельских сходов об их расходовании12. К 1 января 1901 г. в сельских обществах 1-го земского участка оставалось 790,53 руб. мирских капиталов и 14 972,77 руб. находились в документах13.

1 Арефа Н.И. Указ. соч. С. 52.

2 Там же. С. 53.

3 Там же. С. 54.

4 Там же. С. 55.

5 Там же. С. 431.

6 Там же. С. 58-59.

7 Там же. С. 65.

8 ГА РМЭ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 267. Л. 1.

9 Там же. Л. 12.

10 Там же. Л. 23.

11 Там же. Л. 37.

12 Арефа Н.И. Указ. соч. С.87.

13 ГА РМЭ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 97. Л. 20.

107

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

На земских начальников возлагалась обязанность обеспечения продовольствием крестьян своего участка1. Кроме того, они являлись заведующими начальными училищами участка2.

Земские начальники участвовали в качестве постоянных членов в заседаниях комиссии по составлению списков присяжных заседателей3. По назначению губернатора земские начальники входили в состав уездных оценочных комиссий4. Так, при описи имущества, принадлежащего крестьянину с. По-кровское Козьмодемьянского уезда И.Н. Козьмину, описанного за неплатеж гербового штрафа в сумме 1,5 руб. по исполнительному листу городского судьи г. Чебоксар от 5 июня 1895 г., земский начальник 1-го участка Козьмодемьянского уезда указал: «продать самовар»5.

Земские начальники входили также в уездный комитет попечительства о народной трезвости6. В 1903 г. земский начальник 1-го участка Козьмодемьянского уезда организовал еженедельное проведение по воскресеньям с октября по апрель народных чтений в с. Троицкий Посад. На 28 чтениях посетителей приходилось от 40 до 60 человек. Чтения проводились учителем и учительницей народного училища на духовно-нравственные темы. При этом использовался «волшебный фонарь» с небольшим количеством картин, которые демонстрировали по нескольку раз за сезон. Движимое имущество попечительства оценивалось в 89,35 руб.7 В течение 1904 г. в 5-ом участке попечительства о народной трезвости, которым заведовал земский начальник 1-го участка Козьмодемьянского уезда, было проведено 49 народных чтений, при этом 12 чтений имели антиалкогольную направленность. Чтения осуществлялись в зданиях двух народных училищ, лекторами являлись 3 учителя, 3 лица духовного звания. В распоряжении попечительства имелись 2 «волшебных фонаря» и 402 картины8 9.

При отсутствии уездного исправника или станового пристава на земских начальников возлагался надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охране безопасности и общественного порядка, в это время ему также подчинялись полицейские урядники, сотские и десятские .

Земские начальники сообщали уездному исправнику о лицах, избранных волостными старшинами10. Как указывал А.И. Новиков: «В противовес старосте, обычно мало влияющему на жизнь крестьянина, волостной старшина в большинстве случаев играет в волости главную роль»11 В 1897 г. в 1-ом участке Козьмодемьянского уезда ардинским волостным старшиной был С. Гаврилов, виловатовражским - Т. Матюков, козьмодемьянским - Е. Соколов,

1 Арефа Н.И. Указ. соч. С. 93.

2 Там же. С. 96.

3 Там же. С. 101.

4 Там же. С. 100.

5 ГА РМЭ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 148. Л. 19-20.

6 Арефа Н.И. Указ. соч. С. 100.

7 ГА РМЭ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 164. Л. 55-55 об.

8 Там же. Д. 173. Л. 44-45.

9 Арефа Н.И. Указ. соч. С. 67-68.

10 Там же. С. 68.

11 Новиков А.И. Указ. соч. С. 31.

108

2009

2. Вопросы теории и истории государства и права

Кулаковским - Г. Кубеков, тойдаковским волостным старшиной - И. Тимофеев1. В случае неисполнения крестьянами законных распоряжений и требований земских начальников они имел право подвергать виновного без всякого формального производства аресту до трех дней или денежному взысканию не свыше 6 руб. При наложения указанных взысканий земские начальники составляли протокол2.

Земские начальники имели право увольнять неблагонадежных волостных и сельских писарей, рассматривать все приговоры волостных и сельских сходов в пределах своего участка3 4. Земский начальник В.М. Янович в своих воспоми-

~ 4

наниях констатировал, что «волостной писарь в своей волости - все» .

На земских начальников возлагался надзор за состоянием учреждений мелкого кредита, мирских капиталов, а также утверждение приговоров сельских сходов о расходовании этих капиталов на нужды крестьянских обществ5. Земские начальники осуществляли надзор над опекунством в отношении малолетних крестьянских сирот6. В 1899 г. в 1-ом участке Козьмодемьянского уезда при учреждении новых опек поступило 200 руб., начислены проценты на капиталы, находившиеся в кредитных учреждениях и у частных лиц в размере 188,12 руб., и было выручено от продажи опекунских имуществ 318,5 руб. В этом же году израсходовано на содержание малолетних сирот 458,38 руб., выдано наследникам по достижению совершеннолетия 524,89 руб. документами7.

Жалобы на должностных лиц крестьянского самоуправления земскими начальниками разрешались собственной властью8. На этом основании 13 июля 1891 г. земский начальник 1-го участка Козьмодемьянского уезда О.А. Демидов оставил без последствий жалобу крестьянина д. Сарманкиной Ф. Григорьева в отношении кулаковского волостного старшины9. Кроме того, земские начальники подвергали без формального производства должностных лиц крестьянского самоуправления за совершение незначительных проступков замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше 5 руб., аресту на срок не свыше 7 дней. За более серьезные проступки предусматривалось временное устранение всех указанных лиц от должности, с дальнейшим ходатайством в уездный съезд об увольнении или привлечении к судебной ответственности10. В течение 1891-1893 гг. земский начальник 1-го участка Козьмодемьянского уезда О.А. Демидов подвергал аресту на 7 суток сельских старост Юльялкож-важского общества С. Федосеева11, Ахмыловского общества Забродина12,

1 ГА РМЭ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 111. Л. 151.

2 Арефа Н.И. Указ. соч. С. 107.

3 Там же. С. 73.

4 Янович В.М. Итоги шестилетия. Записки земского начальника. Пермь, 1902. С. 49.

5 Арефа Н.И. Указ. соч. С. 87.

6 Там же. С.90.

7 ГА РМЭ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 132. Л. 16об-17.

8 Арефа Н.И. Указ. соч. С.72.

9 ГА РМЭ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 43. Л. 4-5.

10 Арефа Н.И. Указ. соч. С. 111.

11 ГА РМЭ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 5. Л. 2-2об.

12 Там же. Д. 6. Л. 3-3об.

109

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

Малоюльшудермарского общества А. Сергеева1, Среднепаратмарского общества М. Степанова, Троицкого II-го общества В. Николаева, Троицкого I-го общества А. Ларионова, Малокузнецовского общества М. Трофимова2, Ардинского общества А. Мудрова3, Ермучашского общества Е. Иванова, Ар-динского общества Г. Савельева, Кушергского общества В. Никифорова4, Покровского общества Костина, Копанского общества Архиереева, Болохинского общества Карташева, Красногорского общества Карасева, Гавренинского общества Евграфова5, Троицкого I-го общества А. Ларионова6. Основаниями для вынесения административных взысканий служили сообщения волостных старшин о самовольном отлучении сельского старосты в рабочее время на базар, постоянном пьянстве, воровстве при выдаче крестьянам продовольственного хлеба и отказе в посадке деревьев в населенных пунктах. 16 января 1893 г. земский начальник 1-го участка Козьмодемьянского уезда подверг аресту на 4 дня всех сельских старост своего участка за бездеятельность при взыскании окладных сборов и хлеба в общественные запасные магазины7.

Для производства первой всероссийской переписи населения, назначенной на 28 января 1897 г., в Казанской губернии города и уезды разделялись в соответствии с местными особенностями на переписные участки. Переписные участки, по возможности, приурочивались к участкам земских начальников. Земские начальники становились заведующими переписными участками.

В обязанность земских начальников как заведующих переписными участками входило разделение переписного участка на счетные участки, составление списка населенных мест для каждого из этих участков. Земский начальник 1-го участка Козьмодемьянского уезда 11 октября 1896 г. в отношении уездной переписной комиссии предполагал назначить на каждое селение своего участка по одному счетчику, указывая, «что в Ардинской и Тойдаковской волостях некоторые селения находятся одно от другого в 30 и 40 верстах»8. 15 октября 1896 г. земский начальник 3-го участка Козьмодемьянского уезда констатировал, что «селения в обществах расположены в расстоянии от 200 сажень до 4 верст, местность волнистая, часто пересекается глубокими оврагами, сообщение в зимнее время по причине глубоких снегов встречает некоторые затруднения. По сим соображениям в интересах дела полагал бы назначить для производства переписи 48 счетчиков по числу сельских обществ»9.

В рапорте земского начальника 2-го участка Царевококшайского уезда от 27 октября 1896 г. в адрес уездной переписной комиссии препровождался список счетных участков и отмечалось, «что в приуроченное для переписи время, т.е. в январе месяце почти все способные к труду домохозяева находятся на от-

1 ГА РМЭ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 29. Л. 3.

2 Там же. Д. 73. Л. 3.

3 Там же. Д. 70. Л. 5-6.

4 Там же. Д. 78. Л. 1об.

5 Там же. Д. 79. Л. 3-3об.

6 Там же. Д. 82. Л. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Там же. Д. 76. Л. 1-2.

8 Там же. Л. 84-84об.

9 Там же. Л. 85.

110

2009

2. Вопросы теории и истории государства и права

хожих лесоработах и поэтому получение счетчиками нужных для переписи сведений от остающихся в местожительстве лиц преимущественно женского пола, незнающего русского языка, потребуется более значительного времени»1.

Еще одной обязанностью земских начальников являлся набор необходимого для проведения переписи счетчиков, ознакомление их с нормативными документами, обучение. В связи с этим земский начальник 2-го участка Козьмодемьянского уезда 22 декабря 1896 г. докладывал уездной переписной комиссии, что «подготовка счетчиков к ведению переписи путем занятий с ними при волостных правлениях и производства пробных переписей начата с 5 ноября и продолжается, результаты удовлетворительные»2. Земский начальник 2-го участка Цивильского уезда выдал счетчикам 10 декабря 1896 г. пробные экземпляры переписных листов формы А, 15 декабря провел общее собрание счетчиков, куда они пришли с заполненными листами3. В том же уезде земский начальник 3-го участка начал подготовку счетчиков с 16 декабря 1896 г.4, земский начальник 4-го участка - с 3 декабря5, земский начальник 5-го участка - с 1 декабря6, земский начальник 1-го участка - с 3 декабря7.

Во втором переписном участке Чебоксарского уезда выполняли обязанности счетчиков 3 священника, 2 дьякона, 4 псаломщика, 9 учителей, 1 мещанин, 1 крестьянин8. Не все из назначенных земскими начальниками счетчики приступили к выполнению своих обязанностей. Так, 31 января 1897 г. земский начальник 3-го участка Козьмодемьянского уезда отмечал, что «было назначено для производства переписи по числу сельских обществ 3 участка 48 счетчиков и к ним 6 запасных. При производстве подготовительных работ по переписи из числа назначенных двое выбыли по болезни, а 15 оказались неспособными к исполнению возложенной на них обязанности, посему за отсутствием лиц, удовлетворяющих предъявленным требованиям, участок был мною распределен на 37 счетных участков по числу оставшихся на лицо счет-чиков»9.

Земские начальники в подготовительный период изучали совместно с будущими счетчиками «Наставление счетчикам», а также формы переписных листов и правила их заполнения. 31 октября 1896 г. земский начальник 1-го участка Козьмодемьянского уезда получил от уездной переписной комиссии 9 экземпляров «Наставлений счетчикам»10, 3 ноября 1896 г. земский начальник 3-го участка - 16 экземпляров11, 4 ноября того же года земский начальник 2-го участка - 15 экземпляров12. К 21 декабря Козьмодемьянская уездная перепис-

1 ГА РМЭ. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1. Л. 26-26об.

2 Там же. Ф. 300. Оп. 1. Д. 1. Л. 214-214об.

3 Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. 156. Оп. 1. Д. 2. Л. 198.

4 Там же. Л. 201.

5 Там же. Л. 202-202об.

6 Там же. Л. 203.

7 Там же. Л. 204-204об.

8 Там же. Ф. 157. Оп. 1. Д. 2. Л. 315.

9 ГА РМЭ. Ф. 300. Оп. 1. Д. 1. Л. 290-290об.

10 Там же. Л. 122.

11 Там же. Л. 127.

12 Там же. Л. 128.

111

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

ная комиссия получила от губернской переписной комиссии 2 000 экземпляров брошюры «Первая всеобщая перепись» на чувашском языке1, и 2 000 экземпляров - на марийском языке для их распространения через земских начальников среди крестьян2. Кроме того, земским начальникам Козьмодемьянского уезда были доставлены 25 000 переписных листов формы А с переводом заголовков на чувашский язык, 22 000 переписных листов формы А с переводом заголовков на марийский язык3, а земским начальникам Царевококшайского уезда - 32 000 переписных листов формы А с переводом заголовков на марийский язык4 и 15 000 переписных листов формы А с переводом заголовков на татарский язык5 6.

Особенностью проведения переписи в Царевококшайском уезде стало противодействие ее производству со стороны части крестьянского населения. Об этом свидетельствует представление земского начальника 4-го участка Царе-вококшайского уезда в адрес казанского губернатора, отправленное 8 января 1897 г.: «Во исполнение предложения Вашего превосходительства от 29 декабря 1896 г. за № 7311 мною, совместно с уездным исправником, становым приставом и в присутствии местного волостного старшины и его помощника был прочитан именной высочайший указ правительствующему Сенату от 19 декабря 1896 г. о приурочении на 28 января 1897 г. показаний и исчислений первой всеобщей переписи на сельских сходах сельских обществ Кшкловской волости, при чем вновь было разъяснено крестьянам этой волости, что никаких расходов на производство переписи с них не потребуется и, что после переписи, имеющей целью лишь только верный подсчет населения, никаких перемен не будет: школы (медресе и мектебе) останутся те же, которые существовали раньше, детей их никто не будет заставлять учиться, а равно никакого посягательства на магометанскую религию никто не имеет. Тем не менее, крестьяне названной волости, за исключением Новошалинского, Ма-лошалинского и Чембулатского сельских обществ оказали упорное противодействие производству переписи, к которой была сделана попытка приступить в настоящей волости 2 и 3 числа сего января месяца, о чем составлены надлежащие постановления» . С целью подавления выступления крестьян власти прибегли к использованию воинских формирований. Находившаяся в д. Кар-мыш-Казанбаш Казанского уезда военная команда 19 января 1897 г. была переведена к границе Царевококшайского уезда в д. Большая Атня, куда лично прибыл казанский губернатор для начала проведения 20 января переписи7. В итоге, лишь силой оружия удалось склонить татарское и часть марийского населения Кшкловской и Шиньшинской волости Царевококшайского уезда к производству переписи.

1 ГА РМЭ. Ф. 300. Оп. 1. Д. 1. Л. 202.

2 Там же. Л. 201.

3 Там же. Л. 209.

4 Там же. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1. Л. 23.

5 Там же. Л.25.

6 Там же. Оп. 1. Д. 3. Л. 2-2об.

7 Там же. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1. Л. 41.

112

2009

2. Вопросы теории и истории государства и права

Земский начальник 2-го участка Козьмодемьянского уезда 2 февраля 1897 г. получил от всех счетчиков своего переписного участка материалы переписи1, земский начальник 3-го участка Козьмодемьянского уезда - 3 февраля 1897 г.2, земскому начальнику 1-го участка Козьмодемьянского уезда материалы поступили 5 февраля 1897 г.3 4 В Царевококшайском уезде 2 февраля 1897 г. получили материалы переписи земский начальник 1-го участка , земский начальник 3-го участка5 и земский начальник 4-го участка6.

31 января 1897 г. земский начальник 3-го участка Козьмодемьянского уезда ходатайствовал перед уездной переписной комиссией о награждении медалью 15 счетчиков, проводивших перепись на безвозмездной основе и о выплате 22 счетчикам денежного вознаграждении в размере 264 руб.7 15 февраля 1897 г. земский начальник 1-го участка Козьмодемьянского уезда докладывал в уездную переписную комиссию о выдаче пятерым счетчикам денежного вознаграждения в размере 70 руб.8, 16 февраля 1897 г. земский начальник 3-го участка Козьмодемьянского уезда выдал 22 счетчикам 264 руб.9, 28 февраля 1897 г. земский начальник 2-го участка Козьмодемьянского уезда выдал 33 счетчикам 429 руб.10

Согласно «Временным правилам о волостном суде, в местностях, в которых введено Положение о земских участковых начальниках», волостной суд состоял из четырех судей. Уездный съезд назначал одного из них председателем суда11. Каждое сельское общество избирало кандидатов в волостные судьи, при этом число кандидатов не должно было быть менее восьми. Земские начальники утверждали четырех кандидатов в должности волостных судей сроком на три года. Оставшиеся кандидаты в случае временного отсутствия или выбытия ранее срока замещали волостных судей по очереди, установленной земскими начальниками12.

Волостными судьями избирались крестьяне-домохозяева старше 35 лет, пользовавшиеся уважением односельчан, по возможности грамотные. Не могли быть избранными лица, судимые за кражу, мошенничество, присвоение или растрату чужого имущества, а также подвергавшиеся по приговору суда телесному наказанию, заключению в тюрьму. Кроме того, не могли быть избранными должностные лица крестьянского самоуправления (волостные старшины, сельские старосты, помощники старшины, сборщики податей, заседатели волостных правлений, смотрители магазинов, лесные, полевые, охот-

1 ГА РМЭ. Ф. 300. Оп. 1. Д. 1. Л. 285.

2 Там же. Л. 286.

3 Там же. Л. 293.

4 Там же. Ф. 234. Оп. 1. Д. 3. Л. 81-81об.

5 Там же. Л. 83.

6 Там же. Л. 84.

7 Там же. Ф. 300. Оп. 1. Д. 1. Л. 290-290об.

8 Там же. Д. 2. Л. 81.

9 Там же. Л. 18-18об.

10 Там же. Л. 79.

11 Арефа Н.И. Указ. соч. С. 175.

12 Там же. С. 176.

113

Марийский юридический вестник

Выпуск 7

ничьи сторожа, волостные, сельские писари), а также владельцы заведений для торговли алкогольными напитками1. Земские начальники приводили волостных судей к присяге2.

В решении дел, рассматриваемых волостным судом, должны были участвовать три судьи. Открытие, закрытие заседания, руководство судебным разбирательством возлагалось на председателя волостного суда3. Земские начальники поручали делопроизводство волостного суда одному из судей или волостному писарю4. На земских начальников возлагался надзор за всеми волостными судами участка, они также должны были проводить не реже двух раз в год ревизию волостных судов5. По мнению А.И. Новикова, «настоящий волостной суд неизмеримо лучше поставлен, чем прежний суд при крестьянских присутствиях»6. В волостных судах 1-го участка Козьмодемьянского уезда к 1 января 1892 г. оставалось 46 неразрешенных дел, в 1892 г. вновь поступило 294 дела. Прекращено по неподсудности 13 дел, за примирением сторон до разбора дел - 27 дел и за неявкою сторон - 20 дел. Волостные суды решили 115 гражданских дел, из которых 14 дел окончены примирением сторон на суде и 92 уголовных дела, в том числе 10 дел, окончены примирением сторон. К 1 января 1893 г. в волостных судах осталось 72 неразрешенных дела. 15 обвиняемых получили наказание в виде денежного штрафа, 73 - простой арест, 28 - строгий арест, 4 - телесное наказание и двух обвиняемых приговорили к телесному наказанию вместе с арестом. Волостными судами 86 гражданских дел решено с полным или частичным удовлетворением иска и 22 дела - с отказом в просьбе7.

В волостных судах 1-го участка Козьмодемьянского уезда в 1892 г. зарегистрировано 2 преступления по мошенничествам, обманам и присвоению чужого имущества, 5 преступлений по нарушению пожарного устава, 6 преступлений по нарушениям против порядка управления, 8 преступлений по проступкам против благочиния, порядка и спокойствия, 9 краж, 12 преступлений по проступкам против чужой собственности и 24 преступления по оскорблениям чести, угрозам и насилиям. Всего по 66 преступлениям осуждено 112 мужчин и 9 женщин, в том числе 118 крестьян и 3 человека военного сословия, в возрасте от 17 до 20 лет - 10 человек, от 21 года до 30 лет - 28 человек, от 31 года до 40 лет - 36 человек, от 41 года до 50 лет - 29 человек, от 51 года до 60 лет - 16 человек и двое осужденных были старше 60 лет8.

На земских начальников возлагалось разбирательство уголовных и гражданских дел, подведомственных городским судьям9. Разбирательство по граж-

1 Арефа Н.И. Указ. соч. С. 177.

2 Там же. С. 178.

3 Там же. С. 178-179.

4 Там же. С. 179.

5 Там же. С. 180.

6 Там же. С. 82.

7 ГА РМЭ. Ф. 12. Оп. 1. Д. 87. Л. 88-89.

8 Там же. Л. 105-106.

9 Арефа Н.И. Указ. соч. С. 225.

114

2009

2. Вопросы теории и истории государства и права

данским и уголовным делам осуществлялось гласно. Посторонние лица допускались к присутствию на разбирательстве в таком количестве, которое не препятствовало работе земским начальникам. Не допускались на заседания малолетние и учащиеся учебных заведений.

При закрытых дверях рассматривались дела о проступках против прав семейственных, об оскорблении женской чести, непотребстве. Кроме того, заседание могло быть закрытым, если уездный съезд, земский начальник признавали, что публичное рассмотрение обстоятельств оскорбляет религиозные чувства, нарушает нравственность. Все находящиеся при разбирательстве должны были соблюдать порядок и тишину, подчиняясь распоряжениям земских начальников.

В качестве судьи земские начальники рассматривали гражданские дела по спорам и искам на сумму не свыше 500 рублей, возникающим по аренде земельных угодий, по найму на сельские работы, в сельскохозяйственные должности и в услужение, а также по потравам и другим повреждениям полей и лугов, дела о восстановлении нарушенного владения, если не истёк срок давности - 6 месяцев; все прочие иски, хотя бы предъявленные в уголовном деле в виде требования о вознаграждении за вред, понесённый от преступления, -на сумму не свыше 300 рублей. У земского начальника 1-го участка Козьмодемьянского уезда к 1892 г. оставалось 25 нерешенных уголовных дел, в 1892 г. возникло 150 дел, из них по жалобам частных лиц - 4 дела, по сообщениям полиции и других административных властей - 142 дела и 4 дела передано из других судебных органов и прокурором. В течение 1892 г. земский начальник Козьмодемьянского уезда передал в другие судебные учреждения 2 дела для дальнейшего производства. К 1893 г. у земского начальника 1-го участка Козьмодемьянского уезда осталось нерешенных 6 дел. На решения земского начальника в 1892 г. подано 7 апелляционных отзывов и 2 жалобы на окончательные приговоры. По уголовным делам, находившимся в производстве у земского начальника 1-го участка в 1892 г., явилось по вызову 46 свидетелей и сведущих лиц.

Таким образом, в конце XIX - начале XX вв. система местных органов государственной власти в России подверглась реорганизации. Созданный институт земских участковых начальников отвечал интересам укрепления вертикали власти (министр внутренних дел - губернатор - уездный съезд - земский начальник). Земские начальники обладали широкими административнохозяйственными, судебными полномочиями. Земские начальники Казанской губернии состояли в большинстве своем из местных потомственных дворян православного вероисповедания, находившихся в активном трудоспособном возрасте, но не имеющих достаточного управленческого опыта и профессиональной компетенции. 115

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.