УДК 343.846(597)
ФУНГ НГОК ХАЙ,
доктор юридических наук, начальник кафедры судебно-криминалистических экспертиз, Полицейская народная академия Министерства общественной безопасности Вьетнама, г. Ханой, Республика Вьетнам, e-mail: [email protected];
НГО ВАН ВИНЬ, доктор юридических наук, заместитель начальника следственного факультета,
Полицейская народная академия Министерства общественной безопасности Вьетнама, г. Ханой, Республика Вьетнам, e-mail: [email protected]
ИНСТИТУТ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВО ВЬЕТНАМЕ
Для цитирования
Фунг Нгок Хай. Институт условно-досрочного освобождения в различных странах и его совершенствование во Вьетнаме / Фунг Нгок Хай, Нго Ван Винь // Уголовно-исполнительное право. - 2018. - Т. 13(1-4), № 3. - С. 329-333.
Аннотация. В статье рассматривается опыт правового регулирования и применения института условно-досрочного освобождения в различных странах (США, Канада, Китай, Италия и др.). Особое внимание уделяется ряду вопросов: постпенитенциарным обязанностям, налагаемым на освобождаемое лицо; срокам для условно-досрочного освобождения; контролю за поведением лица в период неотбытой части срока наказания; порядку принятия решения об условно-досрочном освобождении. Делается вывод о том, что опыт применения института условно-досрочного освобождения в различных странах актуален для развития вьетнамского уголовного законодательства.
Ключевые слова: условно-досрочное освобождение, осужденный, наказание, суд, пожизненное лишение свободы, условия условно-досрочного освобождения.
Условно-досрочное освобождение является общеприменяемым институтом в системе уголовного правосудия многих стран. Его сущность может быть представлена как условное освобождение от отбывания наказания, когда осужденный соглашается соблюдать определенные условия после своего освобождения и в течение неотбытой части срока наказания. Термин «условно-досрочное освобождение» происходит от
© Фунг Нгок Хай, Нго Ван Винь, 2018
французского слова «parole» и понимается как обещание, которое используется для освобождения заключенных, должных выполнять возложенные на них обязательства.
Институт условно-досрочного освобождения отличается от амнистии, помилования или иных видов освобождения от наказания, поскольку лица по-прежнему продолжают выполнять возложенные на них обязанности, в противном случае они будут возвращены в пенитенциарное учреждение. Условно-досрочное освобождение является проявлением гуманизма и применяется на основе достоверных данных об осужденном. Постпенитенциарными условиями условно-досрочного освобождения обычно являются: соблюдение законодательства на период неотбытой части срока наказания; ограничение на употребление наркотиков и алкоголя; избежание контакта с потерпевшими от преступления; наличие стабильной работы и предоставление сотруднику полиции или иного правоохранительного органа обязательного отчета по вопросам, относящимся к условно-досрочному освобождению.
В некоторых странах (в том числе в США) предусматривается обязанность пребывания освобожденного лица в определенном месте, где он должен находиться под контролем и после окончания срока наказания. Так, в штате Колорадо рассматриваемый институт трактуется как фактическое дополнительное наказание после отбывания наказания и называется принудительным условно-досрочным освобождением (mandatoryparole).
История института условно-досрочного освобождения в контексте уголовного правосудия восходит к Александру Маконочи, который представил модель и идею условно-досрочного освобождения в 1840 г., работая руководителем британской колониальной системы на острове Норфорд в Австралии. Он разработал план по трехуровневой подготовке заключенных к условно-досрочному освобождению с возвращением лица в учреждение при нарушении условий условно-досрочного освобождения, реформировал систему выездов за пределы учреждения и т. д. Он полагал, что заключенные имеют возможность условно-досрочно освободиться до окончания срока наказания, если докажут способность реинтегрироваться в общество с оценкой их поведения на основе системы баллов, которые накапливаются при положительном поведении и снижаются в случае дисциплинарных нарушений.
В Канаде осужденные могут условно-досрочно освободиться после отбывания одной трети наказания, при этом они могут условно освобождаться по дням (dayparole). В Канаде возможно и условно-досрочное освобождение лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, которые могут ходатайствовать об этом спустя 25 лет отбывания лишения свободы.
В Китае можно условно-досрочно освободиться, если, например, больные лица смогут получить медицинское лечение на свободе лучше, нежели в пенитенциарном учреждении.
В Италии условно-досрочное освобождение понимается как отсрочка от наказания (libertàcondizionata). Осужденный может быть представлен к условно-досрочному освобождению после отбытия 30 месяцев наказания в виде лишения свободы на определенный срок или 26 лет при пожизненном лишении свободы.
В Новой Зеландии осужденные со сроками лишения свободы менее двух лет автоматически условно-досрочно освобождаются после половины срока отбывания наказания без дополнительного изучения материалов об их поведении, лица со сроками наказания более двух лет рассматриваются советом по условно-досрочному освобождению после отбытия 1/3 срока наказания, а осужденные к пожизненному лишению свободы должны отбывать не менее 10 лет. На практике условно-досрочное освобождение
фактически применяется по умолчанию, что позволило сократить на 71 % численность содержащихся лиц.
В США суд может указать в приговоре срок для условно-досрочного освобождения. Обычно это делается в так называемых приговорах с неопределенным сроком наказания, например от 15 до 25 лет или от 15 лет до пожизненного лишения свободы. Однако в случае пожизненного лишения свободы за совершение таких преступлений, как убийство или шпионаж, осужденный не подлежит условно-досрочному освобождению.
Осужденные, отбывающие наказание в федеральных пенитенциарных учреждениях, могут накапливать в год до 54 дней для последующего условно-досрочного освобождения. В большинстве штатов США вопрос об условно-досрочном освобождении решается советом по условно-досрочному освобождению. Критериями для условно-досрочного освобождения осужденного считаются: хорошее поведение, соблюдение дисциплины, наличие места жительства и работы после освобождения и пр.
Осужденный заранее проходит психологическую проверку и затем представляется к заседанию совета по условно-досрочному освобождению. Условно-досрочно освобождается, как правило, осужденный, который соглашается с соответствующими постпенитенциарными условиями и подписывает документ, в котором они определяются. К таким условиям относятся: нахождение у себя дома в определенное время, наличие легальной работы, непокидание места жительства, неупотребление наркотиков и алкоголя, непосещение жертвы преступления, регулярная явка к сотрудникам, которые оценивают и корректируют поведение лица после условно-досрочного освобождения, фиксируют нарушения условий его условно-досрочного освобождения и т. п.
После условно-досрочного освобождения каждое лицо закрепляется за соответствующим сотрудником, который путем посещения его места проживания проверяет соблюдение условий досрочного освобождения, факты употребления наркотиков, наличия оружия или совершения других противоправных действий. В случае несоблюдения условий условно-досрочного освобождения или совершения противоправных действий возможно возвращение лица в пенитенциарное учреждение при отмене условно-досрочного освобождения.
Институт условно-досрочного освобождения активно обсуждается специалистами в США. По данным Министерства юстиции США, 16 штатов полностью отменили условно-досрочное освобождение, а 4 штата (включая Нью-Йорк) - только за совершение насильственных преступлений. Однако в целом по стране ежегодно число условно-досрочных освобожденных лиц увеличилось примерно на 1,5 %. Вместе с тем Министерство юстиции США заявило в 2005 г., что 38 % условно-досрочно освобожденных были возвращены в пенитенциарные учреждения, а 11 % - скрылись с места жительства. Возможно, в связи с этим практики, работавшие в области реализации института условно-досрочного освобождения, нередко подвергаются критике из-за того, что они слишком формально отпускают многих осужденных на свободу.
Во Вьетнаме не так давно стал применяться институт условно-досрочного освобождения, что отражает позитивные результаты проводимой судебной реформы. Условно-досрочное освобождение является новым институтом, в отличие от условного освобождения, освобождения от уголовной ответственности и иных уголовно-правовых институтов. Применение условно-досрочного освобождения свидетельствует о гуманизме в пенитенциарной сфере и позволяет сокращать расходы на содержание осужденных.
Новые положения об условно-досрочном освобождении были недавно внесены Национальным собранием Социалистической Республики Вьетнам (СРВ) в Уголовный кодекс
СРВ. В целях своевременного осуществления постановления об условно-досрочном освобождении осужденных премьер-министр Вьетнама подписал приказ № 1461/QD-ТТдо «О реализации условно-досрочного освобождения», который применяется с 1 июля 2016 г. для обеспечения интересов осужденных к лишению свободы и их реабилитации с помощью родственников, государственных учреждений и общественных организаций. В этом случае лица, отбывающие лишение свободы, освобождаются раньше окончания срока наказания, но должны соблюдать условия, определенные компетентным органом в течение испытательного срока - неотбытой части срока наказания. Если в течение испытательного срока осужденный нарушает установленные условия, компетентный орган может изменить условия условно-досрочного освобождения или вернуть его в пенитенциарное учреждение для продолжения отбытия оставшегося срока наказания.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
Во-первых, учитывая положения ст. 66 «Условно-досрочное освобождение» Уголовного кодекса СРВ, не считаем, что вместо термина «условно-досрочное освобождение» следует использовать «условно-временное освобождение», поскольку под последним во многих странах понимается, что осужденный еще отбывает наказание. Фактически условно-временное освобождение является продолжением наказания.
Во-вторых, Уголовный кодекс СРВ закрепляет конкретные условия применения условно-досрочного освобождения: отношение осужденного к исправительному воздействию; сокращение срока исполнения наказания в виде лишения свободы для лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление; наличие постоянного места проживания; исполнение дополнительного наказания, например штрафа, или возмещение ущерба, причиненного преступлением; отбытие половины срока лишения свободы или 15 лет при пожизненном лишении свободы и пр.
В тех случаях, когда осужденные являются военнослужащими-инвалидами, ветеранами боевых действий, родственниками военнопленных, лицами в возрасте 70 лет и старше, лицами с тяжелыми формами инвалидности, женщинами с детьми в возрасте до 36 месяцев, то для условно-досрочного освобождения необходимо отбыть не менее 1/3 срока наказания или, по крайней мере, 12 лет при пожизненном лишении свободы. В связи с этим считаем, что необходимо изучить практику подсчета баллов в качестве объективного критерия при вынесении советом решения об условно-досрочном освобождении. Это обеспечивает четкость, публичность и единообразие при принятии решения об условно-досрочном освобождении. Кроме того, нельзя забывать и о роли сотрудников полиции и местной администрации при контроле за условно-досрочно освобожденными. Так, участковый, который прошел соответствующую подготовку, должен внимательно контролировать поведение каждого осужденного.
В-третьих, условно-досрочное освобождение не применяется: в отношении лиц, осужденных за преступления против национальной безопасности, терроризм, преступления против человечества и военные преступления; лиц, приговоренных к 10 годам лишения свободы и более за умышленное причинение вреда жизни или здоровью и унижение достоинства человека либо 7 годам лишения свободы и более за разбойное нападение и похищение людей, а также незаконное производство, незаконный оборот и хранение наркотиков; лиц, приговоренных к смертной казни, и др. По нашему мнению, к осужденным за совершение коррупционных преступлений также не должно применяться условно-досрочное освобождение.
В-четвертых, как уже говорилось выше, во многих странах имеются советы по условно-досрочному освобождению, но во Вьетнаме решения об условно-досрочном освобожде-
нии принимает суд по инициативе учреждения, исполняющего наказание. В силу этого актуальным видится изучение опыта различных стран в этой сфере.
В-пятых, в соответствии с Уголовным кодексом СРВ, если условно-досрочно освобожденное лицо совершает два и более нарушения постпенитенциарных условий или административных проступков в период испытательного срока, суд может отменить решение об условно-досрочном освобождении этого лица и вернуть его отбывать наказание в виде лишения свободы. Если же лицо совершает новое преступление в течение испытательного срока, суд отменяет условно-досрочное освобождение, возвращает его отбывать наказание в виде лишения свободы, добавляя неотбытую часть наказания к новому сроку по последнему приговору. Возможно, в отношении таких осужденных следует ввести запрет на их условно-досрочное освобождение.
Таким образом, опыт применения института условно-досрочного освобождения в различных странах актуален для развития вьетнамского уголовного законодательства.