Научная статья на тему 'Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации'

Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2629
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

7. Чхеидзе В.М. Социалистический гуманизм и права человека. М., 1978. Алексеев С.С Проблемы теории права. Свердловск. 1972. Т.1.

8. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск. 1972.Т1.

9. СЗ РФ.1998. N 13. Ст. 1475.

10. Алексеев С.С. Общая теория права. 1981. М., Т.1. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. // Теоретические проблемы субъективного права. Саратов. 1972.

11.Григорьев А.Ф. Акты применения норм советского права, разновидность юридических актов социалистического государства // Вопросы теории и права. Саратов. 1971.

12.Алексеев С.С. Общая теория права. М.,1982.

13.Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968.

14.Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. М.,1982

© Потапова Л.В., 2016

УДК 342.72/.73

Л.Л.Телятникова

Кемеровский государственный университет г.Кемерово, Российская Федерация

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Не государство гарантирует гражданам права, а наоборот, граждане создали данное государство с тем, чтобы оно охраняло права [1]

Проблема соблюдения прав и свобод человека без преувеличения является центральной в жизни любого общества и государства.

Российская Конституция, которая является на сегодня одной из самых современных и прогрессивных в мире, имеет непосредственное, прямое действие, но этого провозглашения недостаточно. Для этого необходимо добиваться неукоснительного исполнения законов всеми членами общества: главным образом органами государственной власти и местного самоуправления, и, разумеется, гражданами Российской Федерации. Следовательно, необходимой является дальнейшая, тщательная, серьезная работа над созданием и совершенствованием и других механизмов защиты прав и свобод человека, как безусловных притязаний и равно признаваемых всеми членами общества.

Одним из таких средств, безусловно, является имеющий двухвековую историю в Европе институт омбудсмена-так называемого Уполномоченного по правам человека, который занимает место посредника между государством и человеком. Уполномоченный по правам человека-независимый орган-действует демократическими способами, методами доказательств, аргументации и убеждения, воспитания, исключая при этом карательные методы. И в этом ценность этого демократического института.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации - это настоятельная необходимость современного развития государственных институтов субъектов РФ как института, осуществляющего контроль за государством в лице органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц.

Предложения об учреждении института омбудсмена в нашей стране стали впервые высказываться с конца 1980-х годов. В сферу внимания политиков и законодателей он попал при подготовке проектов новой

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

конституции.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят 26 декабря 1997 года. [2] Он определил порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Впервые должность Уполномоченного в субъекте РФ возникла в 1996 г., за два года до избрания в 1998 г. федерального Уполномоченного, после учреждения региональными законами данных должностей в Республике Башкортостан и Свердловской области, так как это соответствовало их конституционным полномочиям.

Аппарат же Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области создан в соответствии с законом Кемеровской области от 28 декабря 2000 года № 108-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Кемеровской области» для осуществления юридического, организационного, научно-аналитического, информационно-справочного, материально-технического и иного обеспечения деятельности Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области. В соответствии с законом Уполномоченный рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) органов государственной власти Кемеровской области, органов местного самоуправления Кемеровской области, должностных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Кемеровской области, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по жалобе. [3]

27 июня 2001 г. по представлению губернатора Амана Тулеева Советом народных депутатов Кемеровской области назначен на должность Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области Волков Николай Алексеевич. С апреля 2002 г. Николай Алексеевич является действительным членом Европейского института омбудсмена.

7 июля 2011 года Волков Николай Алексеевич назначен Уполномоченным по правам человека в Кемеровской области на третий срок, что говорит о его высокой компетентности и степени доверия граждан.

Также Николай Алексеевич является кандидатом философских наук, доцентом кафедры теории и истории государства и права Кемеровского государственного университета, имеет более 60 научных и учебно-методических работ, в том числе: «Очерки по русской философии», «Русская религиозно-идеалистическая философия конца XIX — начала XX века», «Социальная реабилитация «тюремных детей» и т. д.

Одной из форм взаимодействия уполномоченных по правам человека является Координационный совет российских уполномоченных. В его состав входят все региональные уполномоченные по правам человека. В функции Координационного совета входят: совместный мониторинг положения дел с правами человека в целом по стране и по отдельным регионам, обмен текущей информацией, работа по правовому просвещению граждан в области прав человека. В рамках заседаний Координационного совета организуются встречи уполномоченных с руководителями и высокими должностными лицами различных государственных ведомств, обсуждаются совместные инициативы уполномоченных, вырабатывается их общий подход к актуальным проблемам обеспечения прав и свобод человека.

Сегодня везде и всюду говорят о необходимости повышения уровня доверия к государству. Однако в нашей стране сложилась весьма парадоксальная ситуация: народ все надежды возлагает на власть, но при этом не доверяет органам государственной власти и пишет напрямую Президенту Российской Федерации. Значит народ не имеет веры в то, что хоть кто-то сможет защитить простого человека-гражданина свободной страны.

Думаю, все согласятся, что важнейшая задача уполномоченного- правовое просвещение. Зачастую права человека нарушаются потому, что о своих правах люди попросту мало осведомлены. Одна из основных стратегических целей уполномоченного заключается в том, чтобы граждане в отношениях с властями могли более ясно, четко и с достоинством отстаивать свои права, а власти вынуждены были с этим считаться.

Подготовка ежегодных докладов о деятельности, а также специальных докладов, доведение их до сведения должностных лиц и широкой общественности дают возможность Уполномоченному изложить свое видение ситуации с обеспечением прав человека как в целом по стране, так и в отдельных сферах жизни

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

общества, являются мощным рычагом воздействия на общественное мнение. Как показывает практика, а также опыт работы омбудсменов других стран, ежегодные и специальные доклады Уполномоченного представляют собой важное средство реализации его полномочий, позволяют заострить внимание властей на проблемах, которые требуют незамедлительного решения.

Полагаю, что каждому гражданину было бы полезно и интересно ознакомиться с докладами Уполномоченных.

Так, из доклада Уполномоченного по правам человека в РФ Памфиловой Эллы Александровны за 2015 год следует, что уверенность в соблюдении прав граждан в 2015 году снизилась на 8%. Если в 2014 году об этом положительно отзывалась почти половина респондентов (44%), то в 2015 году — 36%. По мнению 42% опрошенных в 2015 году, права человека в России не соблюдаются; по сравнению с аналогичными данными 2014 года этот показатель снизился на 4%. Затруднившихся же с определением своей позиции стало больше в два раза (10% в 2014 году и 21% в 2015 году). [4]

В 2014 году к Уполномоченному по правам человека в Кемеровской области обратились 3762 кузбассовца, а в 2015 году в ходе проведенной работы в 2014 году обратились за помощью 2992 жителя Кузбасса, что свидетельствует о эффективности работы Уполномоченного в соблюдении прав граждан. [5]

Для примера, в 2014 году 28,4% обращений составили обращения, затрагивающие различные аспекты жилищных правоотношений, (переселение из ветхого и аварийного жилья; предоставление жилых помещений гражданам участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»; обеспечение жильем инвалидов, детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; проблемы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма; неисполнение судебных решений о предоставлении жилья; выселение из жилых помещений по различным основаниям; предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг; жалобы на управляющие компании, жилищные споры с соседями и родственниками и пр.), в 2015 году показатель снизился до 21,6%.

14,5% обращений в 2015 году оставили вопросы социального обеспечения граждан: несогласие с размером начисленной пенсии, размером зачтённого страхового стажа; вопросы получения пособий и установления инвалидности в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, проблемы обеспечения инвалидов средствами реабилитации, социальная поддержка многодетных семей, использование средств материнского (семейного) капитала, оказания материальной помощи и др.;

6,9% жалоб поступило на сотрудников учреждений исполнения наказаний.

Процент обращений по вопросам трудовых правоотношений (незаконное, по мнению заявителей, увольнение или сокращение; несогласие с размером заработной платы, невыплата или несвоевременная выплата заработной платы, зарплата «в конвертах»; охрана труда; проблемы трудоустройства) остался неизменным, как в 2014 так и в 2015 году составил 6,0% [6].

Обращения граждан, поступающие к Уполномоченному, свидетельствуют о том, что в регионе остается немало проблем в сфере соблюдения прав человека, требующих своего решения, в связи с этим, на основании обозначенных проблем, Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области в своём докладе «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Кемеровской области в 2015 году» дал рекомендации всем органам государственной власти [7].

Однако несмотря на негативные явления в экономике страны и региона, благодаря совместным усилиям всех уровней и ветвей власти в Кузбассе удалось сохранить имеющиеся социальные гарантии и принятые обязательства.

По итогам мониторинга соблюдения прав и свобод человека и гражданина на территории Кемеровской области можно сделать вывод о том, что в целом в регионе сложилась благоприятная обстановка, Уполномоченным было проведено около двухсот мероприятий, ни одна жалоба не была оставлена без рассмотрения.

В период практической работы Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации удалось накопить определенный опыт, а также выявить проблемы правового регулирования: в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

определении правового статуса института, его компетенции и полномочий, места в структуре региональных органов власти. Уполномоченные по правам человека являются государственными органами, которые участвуют во всех четырех структурных элементах механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: в охране, защите, пропаганде прав и свобод и оказании правовой помощи. Важно подчеркнуть, что при осуществлении деятельности по защите прав человека, Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации не может действовать обособленно от других государственных органов. Для наиболее эффективной реализации своих полномочий по восстановлению нарушенных прав граждан ему необходимо исполнять возложенные на него функции совместно с государственными, общественными и другими структурами. Однако именно этот аспект деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации является наименее урегулированным.

Необходимо разрешение проблемных вопросов и противоречий, возникающих при взаимодействии Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации с другими структурами. Ведь именно от повышения качества такого взаимодействия зависит уровень удовлетворенности жизнью, обеспечения прав человека во всех субъектах Российской Федерации. Тем не менее, вопросы правового регулирования взаимодействия регионального Уполномоченного по правам человека с другими органами власти и негосударственными структурами до сегодняшнего времени оставались малоизученными.

Соглашаясь с Э. А. Памфиловой, необходимо осуществить разработку и внесение в Государственную Думу ФС РФ законопроекта, предусматривающего механизм реализации Уполномоченным предоставленных ему федеральным конституционным законом процессуальных полномочий во всех видах судопроизводства. [11] В свою очередь, Уполномоченным предприняты шаги, направленные на совершенствование законодательства в сфере осуществления им защиты прав и свобод граждан.

В 2015 году Уполномоченным подготовлен в пакете с проектом федерального конституционного закона «О внесении изменения в статьи 18 и 29 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»»[8] проект федерального закона «О внесении изменений в статью 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».[9]

В связи с обращениями Уполномоченного членом Совета Федерации указанные законопроекты, разработанные в целях обеспечения права Уполномоченного обращаться по жалобам заявителей в суд первой инстанции с заявлением в защиту их прав, свобод и законных интересов без уплаты государственной пошлины, внесены в Государственную Думу ФС РФ.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, а также находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства. Подобное правило существует в Швеции, Новой Зеландии, Польше и др. Кроме того, например, в Польше к нему могут обращаться политические, кооперативные, общественные организации, представители органов местного самоуправления.[10]

В 2015 году Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Эллой Памфиловой были приняты конкретные меры по защите и восстановлению прав шестидесяти шести граждан Украины, которые лично обратились к Уполномоченному, а также были восстановлены права неопределенного круга лиц из числа украинских беженцев и вынужденных переселенцев, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Действия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в защиту прав граждан Украины дают основания надеяться на адекватное отношение к жалобам граждан России со стороны уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека.

Представляется не совсем правильным ограничивать деятельность уполномоченных только рамками страны, региона, города, т.е. использовать территориальный принцип формирования данного института. Практика некоторых зарубежных стран (Швеции, Финляндии, Великобритании, ФРГ), где, в частности, созданы омбудсмены по персональным данным, по информации, а также опыт других государств свидетельствуют о целесообразности формирования этих органов и по отраслевому принципу для того, чтобы можно было в полную силу реализовывать контрольно-надзорные функции в случае нарушения прав

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_

и свобод граждан с учетом специфики сфер, где могут возникнуть конфликтные ситуации, необходимо создание новых институтов и механизмов правового характера против злоупотребления властью.

Также существует определённая проблема с обращениями Уполномоченного в Конституционный Суд Российской Федерации. В соответствии с законодательством Уполномоченный не обладает правом по собственной инициативе обратиться в Конституционный Суд за проверкой конституционности того или иного закона вне связи с конкретным делом.

Соглашаясь с доктором исторических наук, профессором Лукиным В.П. Уполномоченный должен иметь такую возможность. [12]

Следовательно, есть необходимость внесения соответствующих изменений в статью 125 Основного закона и статью 97 закона о Конституционном Суде Российской Федерации. [13]

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что учреждение института Уполномоченного как государственного правозащитного органа знаменует важный этап развития Российского государства. Необходимо направить усилия общества и государства на совершенствование указанного государственного правозащитного института.

Список использованной литературы:

1. К. Экштайн. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции по правам человека, // http://absopac.rea.ru;

2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», // http://www.consultant.ru;

3. Закон Кемеровской области от 28.12.2000 №108-03 «Об Уполномоченном по правам человека в Кемеровской области» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 29.11.2000), // http://www.consultant.ru;

4. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2015год, Памфилова Э.А. //http: //ombudsmanrf.org/russia/ ombudsmans;

5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области за 2015 год, Волков Н.А. //http: //www .ombudsmankuzbas s. ru

6. Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области за 2014 год, Волков Н.А. //http: //www .ombudsmankuzbas s. ru

7.Доклад Уполномоченного по правам человека в Кемеровской области «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Кемеровской области в 2015 году» //http://www.ombudsmankuzbass.ru;

8.Федеральный конституционный закон от 31.01.2016 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в статьи 18 и 29 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»»; // http://www.consultant.ru;

9.Федеральный закон от 01.02.2016 № 8-ФЗ «О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»; // http://www.consultant.ru;

10. Постатейный комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», автор Н.Ю.Хаманева, // http://ombudsmanrf.org;

11. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2015год, Памфилова Э.А. http://ombudsmanrf.org/russia/ombudsmans;

12.Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин (Радиопрограмма «Лицом к лицу», 14.03.2010), радио «Свобода».

13.Федеральный Конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года №1-ФК3, принят Гос. Думой Федер. Собрания Рос. Федерации 24 июня 1994 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 12 июля 1994 г.: в ред. от 28 декабря 2010 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 13. - Ст. 1447

© Телятникова Л.Л., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.