Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ СПОРТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ РОССИИ'

ИНСТИТУТ СПОРТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институт спорта / социальная функция / регуляция / социальная интеграция / миграция / мигранты / sports institute / social function / regulation / social integration / migration / migrants

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волкова Ольга Александровна, Тарасов Владимир Александрович

Статья посвящена социологическому обоснованию института спорта как регулятора в системе социальной интеграции мигрантов в России. Целью исследования является выявление реальных спортивных практик мигрантов и научное доказательство представления института спорта как регулятора в системе социальной интеграции мигрантов России. Исследование проведено в 2022 г. в Белгородской области методом анкетного опроса мигрантов, отобранных при помощи многоступенчатой выборки. В результате исследования выявлено, что социальный институт спорта на практике в малой степени реализует свой социально-интеграционный ресурс, хотя имеет большой потенциал. Обнаружены компоненты функции института спорта в системе социальной интеграции мигрантов России: рекреационный, социально-психологический, объединяющий, оздоровительный, эстетический. У мигрантов преобладают пассивные, а не активные способы проведения свободного времени. При этом занятия спортом находятся на последних позициях среди остальных видов досуга. В современных российских условиях целесообразным видится включение института спорта в единую межинституциональную систему, выполняющую функцию долгосрочного мягкого и результативного воздействия на социальную интеграцию мигрантов. В данную деятельность целесообразно включать государственные, муниципальные, частные, а также общественные спортивные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF SPORTS IN THE SYSTEM OF SOCIAL INTEGRATION OF MIGRANTS IN RUSSIA

The article is devoted to the sociological substantiation of the Institute of Sports as a regulator in the system of social integration of migrants in Russia. The purpose of the study is to identify real sports practices of migrants, as well as scientific evidence of the consideration of the Institute of sports as a regulator in the system of social integration of migrants in Russia. The study was conducted in 2022 in the Belgorod region by the method of a questionnaire survey of grants (multi-stage sampling). As a result of the study, it was revealed that the social institute of sports does not realize its social integration resource in practice, although it has great poten-tial. The components of the function of the Institute of sports in the system of social integration of migrants in Russia are found: recreational, socio-psychological, unifying, health-improving, aesthetic. Migrants are dominated by passive, rather than active ways of spending their free time. At the same time, sports are in the last positions among other leisure activities. In modern Russian conditions, it seems expedient to include the Institute of Sports in a single interinstitutional system that performs the function of longterm soft and effective regulation of the system of social integration of migrants. It is advisable to include state, municipal, private, as well as public sports organiza-tions in this activity.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ СПОРТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ РОССИИ»

УДК 316.4.05 001: 10.22394/2071-2367-2023-18-4-78-95

ИНСТИТУТ СПОРТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ РОССИИ

ВОЛКОВА Ольга Александровна, доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института демографических исследований, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук (ФНИСЦ РАН), адрес: 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, дом 6, корпус 1, е-таП: volkovaoa@rambler.ru

ТАРАСОВ Владимир Александрович, старший преподаватель кафедры физической подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, адрес: 308024, Россия, г. Белгород, ул. Горького, д. 71, е-таП: mvdvtarasov63@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена социологическому обоснованию института спорта как регулятора в системе социальной интеграции мигрантов в России. Целью исследования является выявление реальных спортивных практик мигрантов и научное доказательство представления института спорта как регулятора в системе социальной интеграции мигрантов России. Исследование проведено в 2022 г. в Белгородской области методом анкетного опроса мигрантов, отобранных при помощи многоступенчатой выборки.

В результате исследования выявлено, что социальный институт спорта на практике в малой степени реализует свой социально-интеграционный ресурс, хотя имеет большой потенциал. Обнаружены компоненты функции института спорта в системе социальной интеграции мигрантов России: рекреационный, социально-психологический, объединяющий, оздоровительный, эстетический. У мигрантов преобладают пассивные, а не активные способы проведения свободного времени. При этом занятия спортом находятся на последних позициях среди остальных видов досуга.

В современныхроссийскихусловиях целесообразным видится включение института спорта в единую межинституциональную систему, выполняющую функцию долгосрочного мягкого и результативного воздействия на социальную интеграцию мигрантов. В данную деятельность целесообразно включать государственные, муниципальные, частные, а также общественные спортивные организации.

Ключевые слова: институт спорта, социальная функция, регуляция, социальная интеграция, миграция, мигранты.

Цит.: Волкова О.А., Тарасов В.А Институт спорта в системе социальной интеграции мигрантов России// Среднерусский вестник общественных наук. - 2023. - Том 18. - № 4. - С. 78-95.

INSTITUTE OF SPORTS IN THE SYSTEM OF SOCIAL INTEGRATION OF

MIGRANTS IN RUSSIA

VOLKOVA O.A., Doctor of Sociological Sciences, Professor, Chief Researcher, Institute of Demographic Research of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (Russian Federation, Moscow), e-mail: volkovaoa@ram-bler.ru

TARASOV V.A., Senior Lecturer of the Department of Physical Training, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin (Russian Federation, Belgorod), e-mail: mvdvtarasov63@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the sociological substantiation of the Institute of Sports as a regulator in the system of social integration of migrants in Russia. The purpose of the study is to identify real sports practices of migrants, as well as scientific evidence of the consideration of the Institute of sports as a regulator in the system of social integration of migrants in Russia. The study was conducted in 2022 in the Belgorod region by the method of a questionnaire survey of grants (multi-stage sampling).

As a result of the study, it was revealed that the social institute of sports does not realize its social integration resource in practice, although it has great potential. The components of the function of the Institute of sports in the system of social integration of migrants in Russia are found: recreational, socio-psychological, unifying, health-improving, aesthetic. Migrants are dominated by passive, rather than active ways of spending their free time. At the same time, sports are in the last positions among other leisure activities.

In modern Russian conditions, it seems expedient to include the Institute of Sports in a single interinstitutional system that performs the function of long-term soft and effective regulation of the system of social integration of migrants. It is advisable to include state, municipal, private, as well as public sports organizations in this activity.

Keywords: sports institute, social function, regulation, social integration, migration, migrants.

For citations: Volkova, O.A., Tarasov, V.A. (2023) Institute of sports in the system of social integration of migrants in Russia // Central Russian Journal of Social Sciences. -Volume 18, Issue 4. - P. 78-95.

ВВЕДЕНИЕ

В сложившихся российских условиях остро стоит вопрос социальной интеграции мигрантов. Актуальными являются задачи включения мигрантов в принимающее сообщество и снижения мигрантофо-бии у местного населения. Современные процессы социальнои интеграции мигрантов нуждаются в регулировании, основанном на учете результатов научных исследовании.

Применительно к изучаемои проблематике ученые, в частности С. В. Рязанцев, придают важное значение взаимосвязи между интеграционными субъектами и инструментами. Отмечается необходимость того, что нужно изменять подход к решению социально-миграционных проблем. Попытка ведения всестороннеи статистики не всегда оказывается удачнои, поскольку расчеты вести сложно из-за разнона-правленности и мультисоставности миграционных потоков. Но даже в условиях несовершенства статистики следует переориентироваться на разработку программ, которые будут содеиствовать привлечению качественного человеческого потенциала и всестороннему развитию принимающих регионов и всеи страны [Рязанцев С. В., 2018]. То есть речь идет о реализации комплексного подхода к совершенствованию разноуровневого управления процессом социальнои интеграции лю-деи, прибывающих на принимающую территорию. Такои комплекс-ньш подход предполагает взаимодеиствие социальных институтов, функционирующих на принимающеи мигрантов территории, в совершенствовании процесса социальнои интеграции мигрантов.

В контексте данного исследования одними из ключевых понятии являются категории функции и дисфункции. В классическом понимании Р. Мертона функции - это «наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции даннои системы или приспособлению ее к среде, а также соответствие ожидании последствиям» [Мертон Р., 2006].

Если у социального института в его функционировании появляются нарушения, то речь начинает идти о дисфункциях. Обратимся к рассмотрению этого понятия [Осипов Г. В., 1998], используемого в исследовании. В универсальнои трактовке дисфункция - это «появление в системе элементов, приводящих к рассогласованию ее функционирования как целого, к отклонению ее поведения от первоначально заданных параметров» [6].

Современный социолог В. Д. Паначев пишет, что в сложившихся условиях институт спорта соответствует всем признакам социальных институтов и в соответствии с этим выполняет в обществе собственные, специфические функции. Они связаны с обеспечением процессов

социализации, образования, воспитания и проч. Данный институт имеет богатую, многоуровневую и разветвленную инфраструктуру, обширное материальное обеспечение, в том числе спортивные комплексы, физкультурно-оздоровительные и спортивно-адаптационные центры и т. п. Институт спорта обладает широкой образовательной базой, включает систему подготовки управленческих, педагогических, тренерских и медицинских кадров [7]. Так, в современных российских условиях одной из главных функций института физической культуры и спорта, участвующего в процессе социальной интеграции мигрантов, может быть признана регулятивная.

При этом регулирование рассматривается как некая специфическая форма влияния, которое направлено не на осуществление кардинальных трансформаций, а на мягкое воздействие, на поддерживание системы в устойчивом состоянии, на ее адаптацию к социальным изменениям [8].

Рассмотрение спорта как социального института, которьш может быть включен в существующую на сегодня национальную систему со-циальнои интеграции мигрантов-иностранцев [Спаай Р., Югетти С., Уголотти Н., 2022], привело к социологическому осмыслению этого феномена, выделению ряда особенностеи этого процесса [12].

Безусловно, каждая страна имеет собственную специфику организации физкультурно-спортивнои деятельности и собственную систему социальнои интеграции мигрантов. Однако в целом на настоящии момент занятия спортом служат важным научно-практическим индикатором социальнои интеграции мигрантов, реализации их права на участие в спортивнои деятельности и представлении более широкого социокультурного и социально-экономического контекста для осуществления социальнои интеграции мигрантов.

Цель исследования - выявление реальных спортивных практик мигрантов и научное доказательство целесообразности рассмотрения института спорта как регулятора в системе социальной интеграции мигрантов России.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

При проведении исследования применялись институциональный подход Т. Парсонса [Парсонс Т., 1998], системный подход Т. Веблена, У. Гамильтона [УеЫеп Т., 2019; Гамильтон У. Х., 2007], функциональный подход Р. Мертона [4]. Данные подходы позволяют в основном акцентировать внимание на формальной и функциональной сторонах изучае-

мого явления. Кроме того, в работе применены положения неоинсти-туционализма Дж. Мейера и Б. Роуэна, П. ДиМаджио и В. Пауэлла [14, 15]. Неоинституционализм позволяет глубже рассмотреть вопрос о соотношении формального и неформального в предмете социологического анализа. Специфика исследования состоит в том, что институт спорта предполагает в отношении мигрантов выполнять как формальные функции, так и неформальные (поскольку официально институт спорта не выполняет интегрирующую функцию, имея свои цели и задачи).

Исследование роли института спорта в системе социальной интеграции мигрантов России проводилось в 2022 г. в Белгородской области. Респондентами явились мигранты, прибывшие и проживающие на территории Белгородской области.

Для сбора данных применялся метод анкетного опроса мигрантов. Анкета была составлена по следующим параметрам, которые входили в исследовательские задачи: активные и пассивные способы проведения мигрантами досуга; места коммуникации мигрантов с местными жителями; посещение мигрантами массовых зрелищных спортивных соревнований; виды спорта, которыми занимаются мигранты; мотивы мигрантов для занятия физической культурой и спортом; препятствия, которые мешают мигрантам заниматься спортом.

Для организации и проведения эмпирического социологического исследования на основе многоступенчатой выборки (территория исхода, сфера деятельности, возраст, пол) было отобрано 600 мигрантов. Это люди, прибывшие из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, с Украины и из других стран. Ошибка выборки составила 0,4. Проведен корреляционный анализ данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Компоненты функции института спорта в системе социальной интеграции мигрантов России

В результате исследования были выделены компоненты функции института спорта в системе социальной интеграции мигрантов. Данная функция осуществляется в рамках института спорта и направлена на достижение социальной интеграции мигрантов в Белгородской области. Функция социального регулирования является однородной, поскольку включает в себя воздействие на различные элементы социальной интеграции мигрантов на принимающей российской территории.

Так, обнаружены следующие компоненты функции института спорта по социальной интеграции мигрантов в России: 1) рекреационный компонент; 2) социально-психологический компонент; 3) объединяющий компонент; 4) оздоровительный компонент; 5) эстетический компонент.

Данные компоненты функции института спорта по социальнои интеграции мигрантов имеют некоторые специфические характеристики. Рекреационныи компонент - социальная интеграция мигрантов посредством включения в совместную с местным населением до-суговую деятельность, связанную с отдыхом от работы. Социально-психологическии компонент - социальная интеграция мигрантов, включающая эмоциональную разгрузку, избавление от психологического стресса, накопившегося во время пребывания на принимающеи территории. Объединяющии компонент - социальная интеграция мигрантов, характеризующаяся сближением с членами спортивнои команды или группои болельщиков, в число которых входят как мигранты, так и местные жители. Оздоровительныи компонент - социальная интеграция мигрантов, сопровождающаяся приобретением и сохранением внимательного отношения к своему состоянию здоровья, к накоплению физических телесных ресурсов для осуществления тру-довои деятельности на принимающеи территории и для реализации репродуктивнои функции. Эстетическии компонент - социальная интеграция мигрантов, связанная с социокультурнои адаптациеи и социализацией с усвое-нием традиционных для местных жителеи норм и новых тенденции восприятия и оценки внешнего вида (визуально приемлемои физическои формы).

Обозначенные выше компоненты функции института спорта в системе социальнои интеграции мигрантов разделены достаточно условно, между ними нет четких границ, и они тесно связаны между собои. Например, оздоровительныи компонент тесно переплетается с эстетическим, так как приятныи внешнии вид предполагает хорошее состояние здоровья, которое, в свою очередь, способствует тому, что человек хорошо выглядит. В результате с ним с большим удовольствием общаются окружающие люди, в том числе из числа местных жителеи (объединяющии компонент). Так, в системе социальнои интеграции мигрантов могут быть выделены различные компоненты функции института спорта. Но современные проблемы интеграции мигрантов посредством института спорта в принимающии социум обусловлены не только настроениями, существующими у местных жи-телеи, но и рядом особенностеи самих мигрантов.

Речь идет о важности политико-правового, экономического и социокультурного положения мигрантов. Политико-правовои статус мигрантов прежде всего связан с видом миграции (образовательная, трудовая, семеино-брачная и проч.), так как причина миграции и поли-тико-правовои статус мигранта в стране приема могут определять вероятность того, что человек будет заниматься спортом (например, если он студент, то для него будет являться необходимостью посещение занятии по физическои культуре). Экономическии статус может определять вероятность приобретения платных абонементов для посещения частных спортивно-оздоровительных центров. Социокуль-турныи статус (в том числе религиозная принадлежность) в некоторых случаях определяет этническое и гендерное распределение социальных ролеи, в том числе относительно спорта. В целом сложности социальнои интеграции мигрантов связаны, с однои стороны, с их маргинальным положением, а с другои стороны, с их сходными этнокультурными характеристиками, которые либо способствуют, либо препятствуют вхождению в принимающее сообщество.

2. Основные способы проведения мигрантами свободного от работы времени (в контексте функции института спорта в системе социальной интеграции мигрантов России)

Обратимся к анализу результатов опроса мигрантов Белгородскои области. Итак, мигрантам был задан вопрос о том, как они проводят свое свободное время. Материалы анкетирования подтверждают, что здесь преобладают те способы, которые являются не активными, а пассивными. Это сон, просмотр видео рекреационного содержания, прослушивание приятнои музыки. Такое проведение свободного от работы времени не требует вложения каких-либо дополнительных затрат или усилии.

Так, в результате анализа материалов анкетирования сделан пред-варительныи вывод о том, что у мигрантов существенно преобладают пассивные способы проведения досуга (свободного от работы времени). Данные распределились так (по уменьшению количества выборов, сделанных респондентами):

- сон, спокоиныи отдых, не предусматривают^ никакои физиче-скои нагрузки (94,5 %);

- просмотр видеоконтента по телевизору, в компьютере или в телефоне (а также в других гаджетах) - передач и художественных фильмов (91,8 %);

- индивидуальное или коллективное прослушивание различнои музыки (63,2 %);

- просмотр материалов в сети Интернет, выбранных в зависимости от личных предпочтении (85,7 %).

Вполне возможно, выбор пассивных способов проведения досуга обусловлен тем, что мигранты в основном заняты в профессионально-тру-довои деятельности предпочтительно физическим трудом. Поэтому им требуется время для восстановления физических сил для продолжения работы.

Однако в ходе социологического исследования были выявлены не только пассивные, но и некоторые активные способы проведения мигрантами своего свободного от работы времени. Среди таковых были упомянуты очные встречи с земляками, друзьями, близкими и знакомыми людьми, общение (88,7 %), занятия спортом (9,2 %), посещение различных массовых мероприятии развлекательного характера (7,2 %). Можно предположить, что территориальная удаленность от роднои страны и от круга общения, привычного для мигрантов в стране исхода, является серьезнои причинои того, что мигранты стараются проводить свободное время, общаясь с теми, кто им близок в социокультурном плане.

Как видно из результатов анкетного опроса, непосредственно активные занятия спортом и физическои культурои не входят у мигрантов в число приоритетных занятии в свободное от работы время. Данныи пункт набрал лишь 9,2 % выборов, то есть находится на последних позициях среди всех названных.

Если сравнивать с данными по местному населению, то имеются различия. К примеру, в целом по россиискои выборке, согласно данным Рос-стата, регулярные занятия различнои интенсивности характерны в среднем для 27,2 % граждан страны [3]. То есть сравнительный анализ показывает, что опрошенные мигранты примерно в три раза меньше занимаются спортом, чем местные россииские жители. В целом преобладают все же не активные, а пассивные способы проведения мигрантами свободного от работы времени, которые не связаны с выполнением ка-кои-либо физическои нагрузки.

3. Места общения мигрантов с местными жителями, посещение мигрантами массовых спортивных мероприятий на принимающей территории

Важным вопросом, направленным на достижение цели исследования, является определение тех мест, где мигранты Белгородскои области

чаще всего общаются с местными жителями. Результаты анкетирования продемонстрировали, что коммуникации осуществляются преимущественно там, где мигранты живут (74,8 % выборов), где учатся их дети (68,7 %), где они работают (на территории работодателя - 46,7 %). Спортивные клубы, секции и группы названы в 10,5 % случаев, что не является высоким показателем по сравнению с остальными (рис. 1).

Место жительства, подъезд, двор Место обучения детей Рынок Работа Домохозяйство Кафе Улица Интернет Спортивный клуб, секция Общественная организация

74,8

; 7,0

13, 7

12,3

10,5 ,8

5 1,7

46,7

68,7 65,5

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0

Рисунок 1 - Места общения мигрантов с местным населением, % Figure 1- Places where migrants communicate with the local population, %

Важным моментом для исследования функции института спорта в системе социальной интеграции мигрантов России является то, какие спортивные соревнования посещают приезжие на принимающей территории. Результаты анкетирования показали, что для мигрантов, как, вероятно, и для местных, предпочтительны для посещения с целью просмотра массовые зрелищные мероприятия, среди которых наиболее распространенными являются соревнования по футболу

(31,8 %), фигурному катанию (26,3 %), единоборствам (24,5 %), хоккею (20,8 %), гимнастике (17,3 %).

Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что мигранты в целом склонны посещать зрелищные массовые физкуль-турно-спортивные мероприятия. Но они делают это в качестве зрителей, а не принимая непосредственного участия в состязаниях. Данный факт также подтверждает намерения мигрантов, связанные со склонностью к пассивным способам проведения досуга.

В ходе предпринимаемого социологического исследования было выявлено, каков уровень спортивных соревновании, которые очно посещают или дистанционно просматривают мигранты Белгородскои области. Согласно результатам анкетирования наиболее популярными являются международные и общероссииские мероприятия. Тем не менее в круг интересов мигрантов больше входят те состязания, в которых задеиствованы участники из страны исхода мигрантов (их родины), - 15,8 %, чем региональные или местные физкультурно-спор-тивные мероприятия - 8,7 %.

Такие проявления могут подтверждать национальную идентичность мигрантов, а не соотнесение себя с местными жителями, поскольку мигранты вдвое чаще посещают соревнования с участием своих земляков, чем локальные состязания, в которых представители их родины в качестве спортсменов вообще не представлены.

4. Занятия мигрантов спортом как фактор развития функций института спорта в системе социальной интеграции мигрантов России

Мигранты Белгородской области занимаются различными видами спорта, разброс которых является достаточно широким. Наиболее часто упоминаются фитнес в физкультурно-спортивных группах или индивидуальные занятия в тренажерном зале (61,8 %). Далее по уменьшению количества выборов находятся: бег различной интенсивности на специально оборудованных стадионе или площадке, а также в парке (20,0 %), различные виды спортивных единоборств (14,5 %), футбол в спортивном клубе или на дворовой спортивной площадке (12,7 %), спортивная гимнастика (10,9 %).

Менее 10 процентов у опрошенных набрали следующие виды спорта: тяжелая атлетика в спортзале (9,1 %), велоспорт или велосипедные прогулки в лесопарковых зонах (также 9,1 %), йога, практикуемая в группах при спортивных центрах или индивидуально в домашних условиях (7,3 %), плавание в бассейне или сезонно в открытых водоемах

(5,5 %), баскетбол или волейбол в спортклубе или в инициативно организованных командах на оборудованных дворовых спортивных площадках (3,6 %).

Вероятно, предпочтения при выборе групповых или индивидуальных видов спорта также связаны с целым комплексом причин социокультурного характера, или финансовой и материальной обеспеченностью, или наличием свободного времени, или территориально-пространственной доступностью физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной инфраструктуры. Примерно то же самое можно сказать о том, почему мигранты (впрочем, как и местные российские жители) ориентируются на занятия в специализированных спортивных центрах, в инициативных дворовых группах или индивидуально в домашних условиях.

В целом можно предположить, что институт спорта имеет широкие возможности по реализации своеи функции в системе социальнои интеграции мигрантов, так как в спортивные мероприятия могут быть вовлечены мигранты с различными интересами и предпочтениями (от пилатеса до контактного боя [13]).

Специфика в выборе предпочтении может определяться самыми разными причинами. И здесь важным является то, занимались ли мигранты каким-либо видом спорта до миграции, имеют ли они время, возможности и желание для продолжения спортивнои деятельности в стране приема. В некоторых случаях на предпочтения при выборе вида спорта оказывают влияние социокультурные основания (например, ассоциация с физическои силои, быстротои

реакции, мужественностью - тогда приоритет отдается однозначно единоборствам или тяжелои атлетике).

Обратимся к изучению мотивов, по которым мигранты Белгород-скои области занимаются спортом или физическои культурои. Так, вполне ожидаемо, что большинство мигрантов выбрали спорт как образ жизни для поддержания хорошего состояния своего здоровья. Кроме того, более трети опрошенных занимаются спортом для того, чтобы иметь высокую работоспособность.

Около трети респондентов испытывают приятные ощущения от занятии спортом и получают психологическое удовлетворение. То есть, помимо основного функционального потенциала института спорта (поддержание хорошеи физическои формы), он может способствовать удовлетворению важных социально-эмоциональных потребностеи самих мигрантов [11].

Тем не менее 21,8 % опрошенных обозначают такой мотив, как общение, который является максимально важным для достижения социальной интеграции мигрантов. Меньше выборов, чем мотив общения, набрал лишь вариант, характеризующийся тем, что спортивная активность приносит личное эмоциональное удовольствие (14,5 %).

Остальные мотивы мигрантов для занятия физической культурной и спортом имеют более важное значение. Так, согласно результатам анкетирования на первом месте среди мотивов по приоритету находится забота о физическом состоянии собственного здоровья, поддержании хорошего субъективного самочувствия (58,2 %).

На втором месте расположился вполне объективный мотив сохранения собственной работоспособности для продолжения профессионально-трудовой деятельности (36,4 %). Далее одинаковыми по значимости для мигрантов явились мотивы поддержания приемлемой физической формы, фигуры, внешнего вида (32,7 %) и удовлетворение от выполненной посильной физической телесной нагрузки (также 32,7 %).

На последнем месте оказался мотив снятия психоэмоционального напряжения, эмоциональной разрядки. Хотя и он, судя по результатам анкетирования, является очень значимым, поскольку выделен почти третьей частью всех опрошенных респондентов (29,1 %).

Здесь видно, что у мигрантов зачастую существует не один, а несколько мотивов для занятия физической культурной и спортом. Это становится понятным и очевидным, поскольку соответствующий вопрос анкеты предоставлял респондентам выбор не одного единственного, а нескольких вариантов ответа (а также возможность добавления своего собственного мотива в соответствующей колонке).

Таким образом, в результате анализа материалов опроса мы приходим к основаниям для формулирования предварительного вывода о том, что роль института спорта в системе социальной интеграции мигрантов России реализуется на практике. Однако в результате проведения анкетирования выявлены препятствия, которые мешают мигрантам Белгородской области активно заниматься спортом. Данные препятствия можно считать объективными для мигрантов. Среди таких причин названы отсутствие времени, нехватка денежных средств для оплаты секций, спортивной одежды и инвентаря, слабое здоровье. При этом совершенно очевидно, что препятствия для занятия спортом имеют также и сугубо субъективный характер. Например, это отсутствие устойчивого собственного желания вести физически активный образ жизни или лень (рис. 2).

Нехватка свободного времени Отсутствие желания Лень

Недостаток денег Плохое состояние здоровья Недоступность групп для моего возраста Недостатки спортивной инфраструктуры Отсутствие групп рядом с местом...

74,7

16,7 16,2 14,3

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Рисунок 2 - Препятствия для занятия спортом у мигрантов, % Figure 2 - Barriers of migrants to sports, %

Проведение корреляционного анализа данных позволило выявить зависимость между территорией исхода и физкультурно-спортивной активностью опрошенных мигрантов (при этом коэффициент корреляции составил 0,7), а именно физкультурно-спортивная активность у мигрантов из Беларуси гораздо выше, чем у мигрантов с Украины и из Молдовы, особенно из стран Закавказья и Средней Азии.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

На ситуацию в регионе, принимающем мигрантов, оказывает влияние не только поведение самих приезжих, но и сформировавшаяся ми-грантофобия местного населения. А наличие данного явления при отсутствии комплексного регулирования миграционных процессов влечет за собои повышение уровня социальнои напряженности [1] и другие негативные последствия.

Речь идет о формировании в регионе новой управленческой культуры [9], которая может способствовать практической реализации роли института спорта в системе социальной интеграции мигрантов России. Причем в данную практическую деятельность могут быть включены не только государственные, муниципальные и частные спортивные организации, но и общественные, оказывающие населению физкультурно-оздоровительные [2] или просветительские и образовательно-воспитательные [5] услуги.

При планировании и организации состязании по разным командным видам спорта видится целесообразным формировать смешанные команды, состоящие из представителеи разных этнических групп, включающих как местных жителеи, так и мигрантов. Это будет способствовать снижению этническои остроты соревновании как среди игроков, так и в среде болельщиков. По индивидуальным видам спорта следует учитывать, что социальнои интеграции будут способствовать совместные тренировки мигрантов и представителеи принимающего сообщества.

Практическая работа должна быть направлена на то, чтобы мотивировать мигрантов к тому, чтобы они обращались в спортивные клубы, расположенные на территории принимающего региона. Такое включение в спортивную и физкультурную деятельность будет способствовать повышению их уверенности в себе и успешнои интеграции в местное сообщество.

Местные органы власти могут включиться в интеграционный процесс, оказывая организационную и информационную помощь мигрантам и спортивным центрам и клубам. Так, руководители и сотрудники органов местного самоуправления могут обратить внимание на обеспечение местных физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных организации, а также спортивных ассоциации теми ресурсами, которые им необходимы для включения в интеграционную работу. Это будет способствовать тому, что местные спортивные центры будут предоставлять специальные услуги мигрантам, которые не имеют хорошеи спортивнои подготовки. Работа должна быть направлена на то, чтобы расширять местные социальные сети за счет развития совместнои спортивнои деятельности местных жителеи и мигрантов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потенциал данного социального института остается неиспользованным, хотя физкультурно-спортивные организации и группы вполне могли бы быть включены в единую систему, выполняя важную роль долгосрочного мягкого и результативного воздеиствия на инте-грационныи процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования выявлены реальные физкультурно-спортивные практики мигрантов и осуществлено научное доказательство целесообразности рассмотрения института спорта как регулятора в системе социальной интеграции мигрантов России. Выявлено,

что роль института спорта в системе социальной интеграции мигрантов России в малой степени реализуется на практике.

Тем не менее в ходе исследования обнаружены следующие компоненты функции института спорта в системе социальнои интеграции мигрантов в России, имеющие некоторые специфические характеристики: 1) рекреационньш компонент (включение в совместную досу-говую деятельность); 2) социально-психологическии компонент (психоэмоциональная разгрузка, снятие психологического напряжения и стресса); 3) объединяющии компонент (сближение с членами разнона-циональнои физкультурои группы и спортивнои команды или с объединениями болельщиков); 4) оздоровительный компонент (забота о состоянии здоровья и самочувствии, о восстановлении ресурсов для трудовои деятельности); 5) эстетическии компонент (сохранение визуально привлекательнои физическои формы).

Проведенное исследование, в первую очередь анализ результатов анкетирования, дает основание для формулирования вывода о том, что у мигрантов преобладают пассивные (сон, просмотр видео ре-кре-ационного содержания, прослушивание приятной музыки), а не активные способы проведения свободного от работы времени (встречи с друзьями, близкими и знакомыми людьми, занятие спортом, посещение массовых мероприятии развлекательного характера). При этом занятие спортом находится на последних позициях среди остальных способов проведения досуга; мигранты примерно в три раза меньше занимаются спортом, чем местные россииские жители.

В современных россииских условиях целесообразным видится включение института спорта в единую межинституциональную систему, выполняющую роль долгосрочного мягкого и результативного воздеиствия на социальную интеграцию мигрантов. Причем в данную деятельность могут быть включены не только государственные, муниципальные и частные, но и общественные спортивные и физкультурно-оздоровительные организации.

Библиография / References:

1. Алексеенок А.А., Каира Ю.В. Влияние экономическои и политиче-скои ситуации в регионе на уровень социальнои напряженности // Среднерусскии вестник общественных наук. - 2021. - Т. 16. - № 2. -С. 196-209.

2. Волкова О.А. Деятельность некоммерческих организации, оказывающих медико-социальную помощь мигрантам в условиях COVID-19

// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2022. - Т. 30. - № 4. - С. 537-542. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-4-537-542.

3. Выборочное наблюдение поведенческих факторов, влияющих на состояние здоровья населения: 2018. Федеральная служба государ-ственнои статистики Россиискои Федерации. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ZD0R/Factors2018_2812/in-dex.html.

4. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - Москва: ACT; Хранитель, 2006. - 873 с.

5. Мозговая Е.И., Водолазова Ж.М., Горскии А.А., Волкова О.А. Здоро-вьш образ жизни населения в условиях пандемии: экспертные мнения исследователеи и представителеи некоммерческих организации // Проблемы социальнои гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2021. - Т. 29. - № S1. - С. 763-767. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-763-767.

6. Осипов Г.В. Дисфункция // Россииская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. - Москва: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. - С. 128.

7. Паначев В.Д. Спорт в системе физическои культуры общества: ин-ституциональныи подход: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04. -Пермь, 2008. - 44 с.

8. Пригожин А.И. Регулирование // Россииская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. В. Осипова. - Москва: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. - С. 441.

9. Проказина Н.В. Управление в условиях неопределенности: новые подходы к развитию управленческои культуры // Среднерусскии вестник общественных наук. - 2022. - Т. 17. - № 5. - С. 80-97.

10. Рязанцев С.В. Интеграция мигрантов в контексте внешнеи ми-грационнои политики России // Социологические исследования. -2018. - № 1 (405). - С. 105-111.

11. Favell A. Immigration, integration and citizenship: elements of a new political demography // Journal of Ethnic and Migration Studies. -2022. - Vol. 48. - Iss. 1. - P. 3-32.

12. Spaaij R., Luguetti C. & Ugolotti N. Forced migration and sport: an introduction // Sport in Society . 2022. 25:3, 405417. DOI: 10.1080/17430437.2022.2017616.

13. Ugolotti N. Music-making and forced migrants' affective practices of diasporic belonging // Journal of Ethnic and Migration Studies. - 2022. - 48. № 1. - С. 92-109. DOI: 10.1080/1369183X.2020.1790344.

14. Meyer, J., Rowan, B. (1977). Institutionalized Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony. American Journal of Sociology, 83, 340-363.

15. DiMaggio, P.J. and Powell, W.W. (1991) New Institutionalism in Organizational Analysis. University of Chicago Press, Chicago.

1. Alekseenok, A., Kaira Ju. (2021) Vlijanie jekonomicheskoj i politi-cheskoj situacii v regione na uroven' social'noj naprjazhennosti [The impact of the economic and political situation in the region on the level of social tension] // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk [Central Russian Bulletin of Social Sciences]. - Vol. 16. - № 2. - P. 196-209. (In Russ.)

2. Volkova, O. (2022) Dejatel'nost' nekommercheskih organizacij, okazyvajushhih mediko-social'nuju pomoshh' migrantam v uslovijah COVID-19 [Activities of non-profit organizations providing medical and social assistance to migrants in the conditions of COVID-19] // Problemy social'noj gi-gieny, zdravoohranenija i istorii mediciny [Problems of social hygiene, health care and the history of medicine]. - Vol. 30. - № 4. - P. 537-542. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-4-537-542. (In Russ.)

3. Vyborochnoe nabljudenie povedencheskih faktorov, vlijajushhih na sostoja-nie zdorov'ja naselenija: 2018. Federal'naja sluzhba gosudarstven-noj stati-stiki Rossijskoj Federacii [Selective observation of behavioral factors affecting the health of the population: 2018. Federal State Statistics Service of the Russian Federation]. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ZDOR/Factors2018_2812/in-dex.html. (In Russ.)

4. Merton, R. (2006) Social'naja teorija i social'naja struktura [Social theory and social structure]. - Moskva: ACT; Hranitel'. - 873 p. (In Russ.)

5. Mozgovaja, E., Vodolazova, Zh., Gorskij, A., Volkova, O. (2021) Zdo-rovyj obraz zhizni naselenija v uslovijah pandemii: jekspertnye mnenija is-sledovatelej i predstavitelej nekommercheskih organizacij [Healthy lifestyle of the population in a pandemic: expert opinions of researchers and representatives of non-profit organizations] // Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny [Problems of social hygiene, health care and the history of medicine]. - Vol. 29. - № S1. - P. 763-767. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-s1-763-767. (In Russ.)

6. Osipov, G. (1998) Disfunkcija [Dysfunction] // Rossijskaja sociolog-icheskaja jenciklopedija / Pod obshh. red. G.V. Osipova. - Moskva: Iz-datel'skaja gruppa NORMA-INFRA M. - P. 128. (In Russ.)

7. Panachev, V. (2008) Sport v sisteme fizicheskoj kul'tury obshhestva: in-stitucional'nyj podhod [Sport in the system of physical culture of society: institutional approach]: avtoref. dis. ... d-ra sociol. nauk: 22.00.04. - Perm'. -44 p. (In Russ.)

8. Prigozhin, A. (1998) Regulirovanie [Regulation] // Rossijskaja socio-logicheskaja jenciklopedija / Pod obshh. red. G.V. Osipova. - Moskva: Iz-datel'skaja gruppa NORMA-INFRA M, 1998. - P. 441. (In Russ.)

9. Prokazina, N.V. (2022) Upravlenie v uslovijah neopredelennosti: novye podhody k razvitiju upravlencheskoj kul'tury [Management in conditions of uncertainty: new approaches to the development of managerial culture] // Srednerusskij vestnik obshhestvennyh nauk [Central Russian Bulletin of Social Sciences]. - Vol. 17. - № 5. - P. 80-97. (In Russ.)

10. Rjazancev, S.V. (2018) Integracija migrantov v kontekste vneshnej migra-cionnoj politiki Rossii [Integration of migrants in the context of Russia's Foreign Migration Policy] // Sociologicheskie issledovanija [Sociological research]. - № 1 (405). - P. 105-111. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.