Научная статья на тему 'РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ ИНСТИТУТА СПОРТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ'

РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ ИНСТИТУТА СПОРТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регулирование / социальная функция / социальная дисфункция / институт спорта / социальная интеграция мигрантов / regulation / social function / social dysfunction / institute of sports / social integration of migrants

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарасов Владимир Александрович

Исследуются возможности регулирования как функции института спорта в деятельности по социальной интеграции мигрантов. В настоящее время российские граждане находятся в ситуации социального, экономического, политического, культурного, психологического дискомфорта, испытывают трудности в достижении солидарности. Многие сами не в достаточной мере интегрированы во все сферы социальной жизни, в том числе в спортивную. Поэтому на современном этапе трудно говорить о быстром и эффективном решении задач социальной интеграции мигрантов в России. В связи с этим целесообразным видится мягкое регулирование процесса социальной интеграции мигрантов в рамках института спорта. Эмпирическое социологическое исследование проведено в 2022 г. в Белгородской области методом анкетного опроса. В результате исследования сделан вывод, что правовые и социальнополитические меры, предпринимаемые в настоящее время государственными органами власти, являются недостаточными для достижения интеграции российского населения и мигрантов. Поэтому целесообразно обратить серьезное внимание на привлечение института спорта к осуществлению регулирования процесса социальной интеграции мигрантов и членов их семей на территории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тарасов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION AS A FUNCTION OF THE INSTITUTE OF SPORTS IN THE SOCIAL INTEGRATION OF MIGRANTS

The article is devoted to the study of the possibilities of regulation. Regulation is viewed as a function of the Institute of sports in the activities of social integration of migrants. Currently, Russian citizens are in a situation of social, economic, political, cultural, psychological discomfort, experiencing difficulties in forming solidarity. Many people themselves are poorly integrated into all spheres of social life, including sports. Therefore, at the present stage it is difficult to talk about a quick and effective solution to the problems of social integration of migrants in Russia. Therefore, it is important to gently regulate the process of social integration of migrants within the framework of the Institute of sports. An empirical sociological study was conducted in 2022 in the Belgorod region using a questionnaire survey. As a result of the study, it is concluded that the legal and socio-political measures that the state authorities are currently taking are insufficient to achieve the integration of the Russian population and migrants. Therefore, it is necessary to pay serious attention to the involvement of the Institute of Sports in the implementation of the regulation of the process of social integration of migrants and their family members in Russia.

Текст научной работы на тему «РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ ИНСТИТУТА СПОРТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

УДК 316.4.05 001: 10.24412/2071-6141-2024-1-94-103

РЕГУЛИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ ИНСТИТУТА СПОРТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ

В.А. Тарасов

Исследуются возможности регулирования как функции института спорта в деятельности по социальной интеграции мигрантов. В настоящее время российские граждане находятся в ситуации социального, экономического, политического, культурного, психологического дискомфорта, испытывают трудности в достижении солидарности. Многие сами не в достаточной мере интегрированы во все сферы социальной жизни, в том числе в спортивную. Поэтому на современном этапе трудно говорить о быстром и эффективном решении задач социальной интеграции мигрантов в России. В связи с этим целесообразным видится мягкое регулирование процесса социальной интеграции мигрантов в рамках института спорта. Эмпирическое социологическое исследование проведено в 2022 г. в Белгородской области методом анкетного опроса. В результате исследования сделан вывод, что правовые и социально-политические меры, предпринимаемые в настоящее время государственными органами власти, являются недостаточными для достижения интеграции российского населения и мигрантов. Поэтому целесообразно обратить серьезное внимание на привлечение института спорта к осуществлению регулирования процесса социальной интеграции мигрантов и членов их семей на территории России.

Ключевые слова: регулирование, социальная функция, социальная дисфункция, институт спорта, социальная интеграция мигрантов.

Введение

В настоящее время российские граждане находятся в ситуации социального, экономического, политического, культурного, психологического дискомфорта, испытывают трудности в достижении солидарности и консолидации. Многие сами не в достаточной мере интегрированы во все сферы социальной жизни, в том числе в спортивную. Поэтому трудно говорить о быстром и эффективном решении задач социальной интеграции мигрантов в России на современном этапе. Целесообразным видится мягкое регулирование процесса социальной интеграции мигрантов в рамках института спорта.

Традиционно институт спорта «выполняет четко определенные социальные функции (оздоровительную, воспитательную, образовательную и т. д.); имеет развитую инфраструктуру и материальную базу (стадионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т. д.); ведет активную подготовку профессиональных кадров» [1, с. 8]. При этом институт спорта мо-

жет выполнять и функцию социальной интеграции мигрантов в принимающее сообщество, мягко регулируя социальные отношения.

Понятие функции рассматривается Г.В. Осиповым в нескольких аспектах: «а) роль, выполняемая определенным субъектом социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении целей и интересов социальных групп и классов; б) зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональной зависимости переменных; в) стандартизированное социальное действие, регулируемое определенными нормами и контролируемое социальными институтами» [2, с. 603]. Если функция социальным институтом не реализуется, то речь идет о возникновении дисфункции.

При этом дисфункция какого-либо социального института рассматривается как «нарушение нормального взаимодействия социального института с социальной средой, в качестве которой выступает общество» [3, с. 128]. А.М. Яковлев приходит к мнению, что «с точки зрения организационной явления дисфункции социального института могут выражаться в недостатках подготовленных кадров, материальных средств, организационных несовершенствах и т. д. С содержательной точки зрения (что гораздо более важно) дисфункции в деятельности социального института выражаются в неясности целей его деятельности, неопределенности функции, падении его социального престижа и авторитета» [3, с. 128]. То есть мы можем говорить о том, что только лишь институт государственной власти дисфункционален, если он самостоятельно, изолированно пытается решить задачу социальной интеграции мигрантов. Необходимо, чтобы в данную деятельность были вовлечены другие социальные институты.

При этом дисфункция какого-либо одного социального института может нивелироваться, если во взаимодействие включаются другие институты. В первую очередь, речь идет о тех, которые способны осуществлять мягкое регулирование социальных процессов. Примером служит социальный институт спорта. В современных условиях, по мнению И.М. Быковской и И.Г. Валентиновой, происходит «переориентация обществ и индивидуального сознания в отношении ценностей физической культуры, формирование устойчивых мотиваций физического совершенствования, превращение оценки уровня развития физической культуры в один из критериев оценки уровня культуры человека в целом» [4, с. 526]. Институт спорта может в некоторой степени регулировать процесс социальной интеграции мигрантов.

В контексте данного исследования регулирование состоит «в корректировке управленческих процессов и создании благоприятных условий, способствующих стабилизации» [5, с. 10]. Если говорить об институте спорта, то он обладает относительной самостоятельностью, самоуправлением, самоорганизацией и саморегулированием происходящих процессов. Исследователями подчеркивается мягкий характер регуляторного воздействия, поскольку регулирование в его современном понимании «представ-

ляет собой так называемое "косвенное" управление наряду с "прямым" -через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Посредством регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и це-леполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления» [6, с. 441]. В случае с институтом спорта речь идет о косвенном, мягком регулировании как функции института спорта, деятельность которого может быть направлена на социальную интеграцию мигрантов.

При этом российские органы государственной власти обеспечивают нормативно-правовую и организационную основу осуществления данного процесса. Актуальным вопросом является взаимодействие института власти с другими социальными институтами, которые могут реализовывать мягкое регулирование процесса социальной интеграции мигрантов. Основываясь на идее В.И. Мукомеля о «консолидации локальных социумов» [7, с. 159], включающих коммерческие структуры, институты государственной власти и гражданского общества и нацеленных на решение задач социальной интеграции мигрантов, целесообразным видится рассмотрение в данном контексте социального института спорта. Вполне очевидно, что лишь институт государственной власти не может выполнять функцию всесторонней социальной интеграции мигрантов, а это может приводить к соответствующей дисфункции, которая будет нуждаться в устранении.

Методология и методика исследования

В 2022 г. в Белгородской области проведено социологическое исследование проблемы регулирования в качестве функции института спорта в деятельности по социальной интеграции мигрантов. Исследование проводилось методом опроса (а конкретно - анкетирования) мигрантов (600 человек). В выборке были представлены мигранты из таких стран, как Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина и некоторые другие.

Результаты исследования

Согласно результатам проведенного анкетирования мигранты из разных стран имеют свою собственную специфику по отношению к занятиям спортом. Так, с местными жителями Белгородской области в большей степени общаются белорусы, украинцы и молдаване. А наименьший показатель характерен для казахов, киргизов, таджиков, узбеков (рис. 1). Это может быть объяснено религиозной принадлежностью мигрантов и местных жителей Белгородской области. И здесь проблематичным видится решение проблем социальной интеграции лишь действиями со стороны института государственной власти. Необходимо именно мягкое регулирование в рамках института.

Из Средней Азии Из Закавказья Из Украины и Молдовы Из других стран Из Беларуси

86,1

2,1

¿1,7 52,1 6,2

13,6

36,7

0% 20% 40% 60%

■ С местным населением

■ С мигрантами из своего региона прибытия С мигрантами из других стран

80%

100%

Рис. 1. Распределение субъектов, с которыми мигранты проводят свободное от работы время, по странам происхождения (в % от общего числа опрошенных)

Важным социально-интеграционным элементом является то, как мигранты проводят свой досуг. В целом можно сказать, что способы проведения мигрантами свободного от работы времени достаточно ограничены, хотя Спаадж Р., Броерс Дж., Оксфордс С., Лугетти С., Маклахлан Ф., Мак-дональд Б., Клепач В., Лимбери Л., Бишара Дж., Панковяк А., проведя тематический историко-сравнительный анализ, отмечают, что вклад мигрантов в развитие принимающих стран является высоким на разных этапах человеческого развития [8].

Как показывают результаты исследований современных ученых, спорт, наряду с другими видами досуга, проведенного совместно с местными жителями, способствует укреплению сплоченности (внутригруппо-вой солидарности среди членов спортивной команды или группы болельщиков). Так, развивается связующая способность к налаживанию и развитию как внутригрупповых, так и межгрупповых отношений и в итоге социальной интеграции [9] на принимающей территории.

Специфика занятий спортом может разниться между мигрантами-мужчинами и мигрантами-женщинами, приехавшими из разных стран и воспитывавшихся в разных социокультурных условиях. Среди украинцев и молдаван мужчины реже, чем женщины, занимаются спортом. У белорусов наблюдается полный баланс. А среди казахов, киргизов, таджиков, узбеков, как показывают результаты проведенного исследования, спортом занимаются именно мужчины, а не женщины (рис. 2). Можно сказать, что такие социокультурные особенности мигрантов препятствуют социальной интеграции мигрантов в принимающее российское сообщество, где традиционно сложившиеся гендерные роли постепенно меняются, например, в профессиональной деятельности. Данные процессы массово транслируются [10].

Рис. 2. Занятия спортом мигрантов-мужчин и мигрантов-женщин

(в % от общего числа опрошенных)

Регулирование как функция института спорта в деятельности по социальной интеграции мигрантов состоит не только в воздействии на взрослых, но и во включении несовершеннолетних детей мигрантов в активные занятия спортом (помимо обязательных занятий, предусмотренных планами работы образовательных учреждений).

По результатам анализа ответов опрошенных мигрантов об их детях можно сделать один из важнейших выводов. Взрослые мигранты считают, что главным мотивом для занятий спортом детей мигрантов является общение - 72,7 %, то есть сам процесс социальной интеграции. Даже поддержание хорошей физической формы и сохранение состояния здоровья детей набрали меньшее количество ответов (рис. 3). То есть родители придают важное значение для социальной интеграции детей именно институту спорта.

Общение с друзьями ,7

Укрепление здоровья 68,2

Удовольствие от физической нагрузки

Спортивные достижения

Поддержание фигуры, физической формы

Приятное проведение досуга 40,9

Психологическая разрядка 18.2

) 10 20 30 40 50 60 70 80

Рис. 3. Мотивы детей мигрантов для занятий спортом, по результатам анализа мнения родителей (в % от общего числа опрошенных)

Для сравнения: собственные мотивы для спортивных занятий мигранты ранжируют так, что общение с окружающими людьми набрало лишь 21,8 % (рис. 4), по сравнению с их ответами об участии в спортивных мероприятиях их детей - 72,7 %. Такую разницу можно объяснить по-разному. С одной стороны, взрослые мигранты, безусловно, имеют меньше возможностей для занятия спортом (в первую очередь, здесь можно отметить нехватку свободного времени), чем дети. С другой стороны, взрослые мигранты очень большое значение придают сохранению состояния собственного здоровья (58,2 %) и работоспособности (36,4 %). Это для мигрантов важно, поскольку трудовая деятельность и оплата труда являются экономической основой для обеспечения жизнедеятельности себя и семьи.

Рис. 4. Мотивы взрослых мигрантов для участия в спортивной деятельности (в % от общего числа опрошенных)

В данном исследовании вовсе не идет речи именно о спорте высших достижений, поскольку дети мигрантов чаще всего приходят в спортивную школу, расположенную на новом месте жительства. Они могут заняться спортом в разном возрасте, и в связи с этим они с малой вероятностью могут быть включены в состав участников школ олимпийского резерва. Серьезных достижений в спортивных соревнованиях могут добиться те дети мигрантов, которые с раннего детства регулярно занимались с профессионалами-тренерами на родине, либо пришли в спортшколу на принимающей мигрантов территории в возрасте, являющемся адекватным для начала занятий тем или иным видом спорта. При этом дети мигрантов более старших возрастов также потенциально могут быть вовлечены скорее в занятия массовым спортом и физической культурой, чем в спорт высших достижений. Здесь осуществляется процесс социальной интегра-

ции за счет включения в референтные группы и вовлечение в межличностные контакты с местными жителями, занимающимися спортом.

Причем референтной может быть не только целая спортивная команда или группа фитнеса. То есть референты могут быть индивидуальными (конкретные люди) и групповыми. В данном случае референтная группа рассматривается как «реальная или воображаемая социальная общность, выступающая для индивида в роли эталона, образца для подражания» [11]. Как в случае с референтной группой, так и с референтными людьми мигрант вступает в референтные отношения (рис. 5), складывающиеся на принимающей территории.

Рис. 5. Референтные интегрирующие отношения с индивидуальными референтами, объединенными в референтную спортивную команду или группу (в % от общего числа опрошенных): М - мигрант; ИР 1, ИР 2, ИР 3,... - индивидуальные референты, члены референтной спортивной команды или группы

При этом институт спорта осуществляет мягкое регулирование деятельности по социальной интеграции мигрантов.

В настоящее время целесообразно применять межинституциональный подход к разработке и реализации социально-интеграционных программ мигрантов. Современные исследователи Рязанцев С.В., Храмова М.Н., Леденева В.Ю., Брагин А.Д. отмечают, что социальные институты

Обсуждение результатов

страны-реципиента «способны качественно управлять процессом интеграции, что минимизирует этнокультурные конфликты» [12].

Свободный доступ мигрантов к спортивной инфраструктуре и к активному совместному с местными жителями отдыху можно в целом рассматривать как способ установления социальной справедливости и достижения социальной интеграции [13]. Хотя в целом привлечение мигрантов к активному совместному с местными жителями участию в спортивных мероприятиях является сложной задачей, которая пока не решена как в теории, так и на практике.

Как справедливо отмечает В.Д. Паначев, в перспективе речь может идти о планомерном переходе от занятий физическими упражнениями различной интенсивности к регулируемой и «целенаправленной демократической и гуманистической интегрируемой системе физической культуры общества» [1, с. 13].

Учеными в ходе эмпирических исследований доказано, что существует прямое «влияние экономической и политической ситуации в регионе на уровень социальной напряженности» [14]. А успешная социальная интеграция мигрантов способствует смягчению отношений в обществе.

В сложившихся условиях необходимо разрабатывать и внедрять в практику новый подход к развитию управленческой культуры [15], направленный в том числе на регулирование деятельности по социальной интеграции мигрантов. Работа по социальной интеграции мигрантов будет результативной при объединении возможностей государственных, муниципальных и частных спортивных структур, с активным вовлечением некоммерческих неправительственных организаций [16], реализующих спортивные, образовательные и просветительские виды деятельности [17]. Регулирование может быть рассмотрено как функция института спорта в деятельности по социальной интеграции мигрантов.

Заключение

Правовые и социально-политические меры, предпринимаемые в настоящее время государственными органами власти, являются недостаточными для достижения интеграции российского населения и мигрантов. Поэтому целесообразно обратить серьезное внимание на привлечение института спорта к осуществлению социальной интеграции мигрантов и членов их семей на территории России.

Список литературы

1. Паначев В.Д. Спорт в системе физической культуры общества: институциональный подход: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.04. Пермь, 2008. 44 с.

2. Осипов Г.В. Функция // Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред Г.В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. С. 603.

3. Яковлев А.М. Дисфункция социального института // Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. С. 128.

4. Быковская И.М., Валентинова И.Г. Социология физической культуры и спорта // Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. С. 526.

5. Логвинова А.В. Регулирование социальных рисков административного управления региональным вузом: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. Белгород, 2020. 198 с.

6. Пригожин А.И. Регулирование // Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998. С. 441.

7. Мукомель В.И. Региональные особенности интеграции внутрирос-сийских иноэтничных мигрантов // Федерализм. 2018. № 2 (90). С. 141-160.

8. Sport, Refugees, and Forced Migration: A Critical Review of the Literature / R. Spaaij, J. Broerse, S. Oxford, C. Luguetti, F. McLachlan, B. McDonald, B. Klepac, L. Lymbery, J. Bishara and A. Pankowiak // Front. Sports Act. Living. 2019. 1:47. doi: 10.3389/fspor.2019.00047.

9. Borgogni A., Digennaro S. Playing together: the role of sport organisations in supporting migrants' integration // Empiria. Revista de Metodología de Ciencias Sociales. 2015. № 30. P. 109-131.

10. Волкова О.А., Босов Д.В. Образ женщины-программистки в кинофильмах и сериалах // Женщина в российском обществе. 2018. № 3 (88). С. 97-103. DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.9.

11. Референтная группа // Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01e9048540abc9 48f2d6f1e8 (дата обращения: 30.04.2023).

12. Индекс интеграции иммигрантов в России: теоретико-методологические основы / С.В. Рязанцев, М.Н. Храмова, В.Ю. Леденева, А.Д. Брагин // Вопросы политологии. 2022. Т. 12. № 8 (84). С. 2584-2599.

13. A Good Sport? Research into the Capacity of Recreational Sport to Integrate Dutch Minorities / A. Krouwel, N. Boonstra, Ja. W. Duyvendak, L. Veldboer // International Review for the Sociology of Sport. 2006. Vol. 41. № 2. P. 165-180.

14. Алексеенок А.А., Каира Ю.В. Влияние экономической и политической ситуации в регионе на уровень социальной напряженности // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 2. С. 196-209. DOI: 10.22394/2071 -2367-2021 -16-2-196-209.

15. Проказина Н.В. Управление в условиях неопределенности: новые подходы к развитию управленческой культуры // Среднерусский вестник общественных наук. 2022. Т. 17. № 5. С. 80-97. DOI: 10.22394/2071-23672022-17-5-80-97.

16. Волкова О.А. Деятельность некоммерческих организаций, оказывающих медико-социальную помощь мигрантам в условиях COVID-19 // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30. № 4. С. 537-542. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-4-537-542.

17. Здоровый образ жизни населения в условиях пандемии: экспертные мнения исследователей и представителей некоммерческих организаций / Е.И. Мозговая, Ж.М. Водолазова, А.А. Горский, О.А. Волкова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. Т. 29. № S1. С. 763-767. DOI: https://doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-S1-763-767.

Тарасов Владимир Александрович, ст. преподаватель, mvdvtarasov63@mail.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России им. И.Д. Путилина

REGULATION AS A FUNCTION OF THE INSTITUTE OF SPORTS IN THE SOCIAL

INTEGRATION OF MIGRANTS

V. A. Tarasov

The article is devoted to the study of the possibilities of regulation. Regulation is viewed as a function of the Institute of sports in the activities of social integration of migrants. Currently, Russian citizens are in a situation of social, economic, political, cultural, psychological discomfort, experiencing difficulties in forming solidarity. Many people themselves are poorly integrated into all spheres of social life, including sports. Therefore, at the present stage it is difficult to talk about a quick and effective solution to the problems of social integration of migrants in Russia. Therefore, it is important to gently regulate the process of social integration of migrants within the framework of the Institute of sports. An empirical sociological study was conducted in 2022 in the Belgorod region using a questionnaire survey. As a result of the study, it is concluded that the legal and socio-political measures that the state authorities are currently taking are insufficient to achieve the integration of the Russian population and migrants. Therefore, it is necessary to pay serious attention to the involvement of the Institute of Sports in the implementation of the regulation of the process of social integration of migrants and their family members in Russia.

Key words: regulation, social function, social dysfunction, institute of sports, social integration of migrants.

Tarasov Vladimir Alexandrovich, senior lecturer, mvdvtarasov63 a mail.ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.