УДК 316 ББК 60.542.15
ИНСТИТУТ СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ МОЛОДЕЖИ
НИХОДИ ОИЛА ДАР РАВАНДИ ТАШАККУЛИ АФЗАЛИЯТХОИ ЧАХОНШИНОХТИИ ЧАВОНОН
Хотамова Мухайё Гафуровна,
соискатель кафедры общественных наук ТГУПБП (Таджикистан,Худжанд)
Хотамова Мухайё Рафуровна,
унвонцуйи кафедраи фан^ои цамъиятии ДДХ,БСТ (Тоцикистон, Хуцанд)
THE INSTITUTE OF Khotamova Mukhayo Gafurovna,
FAMILY IN THE PROCESS OF FORMATION OF YOUTH'S PREFERENCES CONCERNED WITH OUTLOOK
claimant for candidate degree of social sciences department under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: www.lla.tg@mail/ru
Ключевые слова: семья, социальные институты, мировоззренческие предпочтения,
общество, родители, личность, взаимоотношения, воспитание
Изучается влияние семьи на процесс формирования и развития мировоззренческих предпочтений молодежи. Роль семьи наиболее полно раскрывается методом системного подхода, который с середины XX века становится одним из ключевых методов научного познания. В процессе исследования выделяется такой аспект семьи, как общий процесс формирования мировоззренческих предпочтений. Состояние современной семьи объясняется рядом непоследовательных явлений, и это вносит коррективы в изучение социализации молодежи. Отмечается, что антиобщественная атмосфера в семье является причиной многих правонарушений и преступлений среди молодежи, поэтому социально-психологическая поддержка семьей ее младших членов является важной стороной социализации. Делается вывод, что институт семьи - фундаментальная опора государства в решении духовных, нравственных и демографических проблем общества, поэтому этой проблеме в ближайшем будущем должно быть уделено самое пристальное внимание властей.
Калидвожщо: оила, ниуодуои ицтимои, афзалияти цауоншинохти, цомеа, волидайн,
шахсият, муносибатуои мутацобила, тарбия
Мацола ба омузиши таъсири оила ба раванди ташаккул ва рушди афзалиятуои цауоншинохтии цавонон бахшида шудааст. Нацши оила тавассути усули муносибати системави, ки дар миёнаи садаи ХХ ба яке аз усулуои калидии маърифати илми табдил ёфтааст, уаллу фасл мегардад. Дар рафти тадциц чунин паулуи оила, ба мисли раванди умумии ташаккули афзалиятуои цауоншинохти цудо карда мешавад. Вазъи оилаи муосирро як цатор рухдодуои номунтазам тавсиф мекунад, ки он ба тадцици ицтимоигароии цавонон тасуеу ворид месозад. Таъкид шудааст, ки мууити зидди-
цамъиятй дар оила боиси бисёр цонуншиканй ва циноят^ои байни цавнон мегардад, бинобар ин дастгирии ицтимоию равонии аъзои хурдсол аз цониби оила цанбаи мууими ицтимоигарой мебошад. Муаллиф ба хулосае расидааст, ки ниуоди оила - муттакои бунёдии давлат дар уалли масоили маънавй, ахлоцй ва демографии цомеа ба шумор меравад, бинобар ин масъалаи мазкур бояд дар ояндаи наздик дар маркази диццати циддии уукуматдорон царор гирад.
Key words: family, social institutes, outlook preferences, society, parents, individual, mutual relations, upbringing
The author studies family's influence upon the process of formation and development of youth's preferable outlooks. The family's role is mostly fully disclosed by the method of systemic approach being one of the principal ways of scientific cognition since the middle of the XX-th century. In the process of research such aspect of family as the general process of formation in regard to preferable outlooks is singled out. The state of modern family is accounted for by a number of inconsistent phenomena, so correctives are introduced into the study of youth socialization. It is underscored that antisocial atmosphere in families causes a lot of law violations and crimes among youth, so social-psychological support of a family, its junior members, is an important aspect of socialization. The author comes to the conclusion that the institute of family is a fundamental buttress in a solution of spiritual, moral and demographic problems of society, so , in the nearest future intent attention is bound to be paid to this problem on the part of authorities.
Семья является одним из основных общественных институтов, который возник раньше других социально-политических институтов. Как социальный институт семья считается группой, основанной либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета, в которой члены связаны общностью быта, взаимной этической ответственностью и взаимопониманием. В словаре Д.Н. Ушакова семья определяется как общность людей, которая состоит из родителей, детей, внуков и ближних родственников, дружно проживающих вместе, и сплоченная общими интересами [11; 12].
Выполняемые семьей функции характеризуют её как социальный институт. Специфические функции - репродуктивная (рождение детей), экзистенциальная (их содержание), социализации (их воспитание) - реализуются при личной мотивации к семейному образу жизни. Среди неспецифических функций выделяются: накопление и передача собственности, статуса; организация отдыха; забота о здоровье и благополучии; создание благоприятного психологического климата и др. Ни один социальный институт не может выполнять функции семьи, без неё невозможно существование общества. Для максимально качественного выполнения своих задач семья должна последовательно пройти все стадии цикла развития.
Необходимо подчеркнуть, что состояние современной семьи объясняется рядом непоследовательных явлений, и это вносит коррективы в изучение социализации молодежи. Особо выделяется понижение устойчивости брачно-семейных отношений. С одной стороны, в качестве причин выступает снижение рождаемости, увеличение количества неполных семей, внебрачной рождаемости, ослабление роли семьи в процессе социализации молодого поколения (рост самоубийств, преступности, наркомании, алкоголизма и т.д.). С другой стороны, повышается уровень экономической и общественной независимости женщин и их духовного раскрепощения как следствие
вовлечения в общественную и профессиональную активность вне семьи. Трудовая деятельность женщин, повышая благополучие семьи, обусловливает их большие требования к брачно-семейным отношениям и решительность при разводе, тем самым делая семью менее устойчивой. Это неизбежное явление, связанное со становлением новых отношений в условиях преобразования общества.
Общий процесс формирования мировоззренческих предпочтений в семье усваивается при социализации ребенка и предполагает выполнение семейных ролей, в процессе усвоения которых ребёнок обретает навыки семейной жизни и совместной деятельности. Трансформация содержания семейных ролей в нашем обществе интенсивно исследуется в рамках гендерной социологии, которая занимается исследованием социальных взаимоотношений полов. Результатом кризисной адаптации молодежи является феминизация действующего общества, которая интенсивно развивается под воздействием модернизационных и глобализационных сил, вследствие чего и происходит ролевая трансформация, приводящая к конфликтам, вызываемым несовпадением ролевых ожиданий супругов, родителей и детей. Показатель успеха ролевого поведения зависит от степени принятия семейных ролей, а также от эффективности их усвоения. Имеют существенное значение последствия ролей, усвоенных и сыгранных в кризисной семье в процессе ролевого взаимодействия, поскольку воспринятые образы семейного поведения, семейных отношений дети перенесут в собственные будущие семьи.
Во всех определениях процесса формирования мировоззренческих предпочтений подчеркивается, что это процесс подготовки, научения, приобретения готовности к социальным отношениям. В то же время это процесс передачи культурного наследия, социально значимых правил, образов поведения. В общественных науках считается, что формирование мировоззрения не прерывается с момента рождения человека и до его смерти. Именно семья должна обучить всему, «что для жизни нужно», воспитать человека, готового к выполнению семейных и общественных (гражданских, трудовых и т.д.) функций, полноценного семьянина и гражданина. Цель семейной социализации -воспитать гармонично развитую личность (физически, умственно, эстетически и нравственно). Феномен семьи имеет нравственные корни.
Эволюционный подход к изучению семейных отношений прошел сложный путь утверждения в науке, в борьбе с идеей изначальной данности патриархальной семьи, которая сохраняется еще и в настоящее время. Этот подход, как отмечают А.И. Антонов и В.М. Медков, неизбежно сталкивается с проблемой не просто определения порядка или очередности следования форм семьи, смены исторических форм брака и семьи, но и с вопросом о том, что вообще образует семью [1, с. 39]. Семья появляется из рода, и это обуславливает ее уникальность во всех известных обществах и при всех изменениях ее социально-исторических форм. Эволюционизм неизменно стремится определить то общее, что присуще различным формам семей в разных типах обществ, то есть, другими словами, эволюционный подход сосредотачивает внимание на функциях семьи.
Роль семьи в формировании мировоззренческих предпочтений молодежи в нашем исследовании наиболее полно раскрывается методом системного подхода, который с середины XX века становится одним из ключевых методов научного познания. Системный подход к анализу семьи был применен американским ученым Р. Хиллом. Семья в трактовке Р. Хилла рассматривается в качестве системы, обладающей следующими
признаками: 1) все члены семьи постоянно зависимы друг от друга, и любое действие в поведении одного влечет за собой изменения в поведении остальных;
2) семья - это единица, ограничивающая себя конкретными пределами;
3) семья - это организация, которая стремится к поддержанию равновесия со своей социальной средой;
4) семья - это единица, которая выполняет те или иные функции, связанные с удовлетворением потребностей ее членов [13].
Современная семья предполагает равенство прав. На основе эмпирических исследований В.Н. Дружинина (2000) [2], большинство мальчиков и половина девочек обращают внимание на профессиональные достижения отца, заработную плату, обеспечение семьи. Профессор социологии Берлинской школы экономики Б. Пфау-Эффингер (2000) [6, 7] исследовала изменение социальных отношений в определенных странах Западной Европы, в том числе в структуре тендерного разделения труда в основных общественных институтах.
Преобразование современного таджикского общества указывает на преемственность и перемену гендерного уклада в институциональных, структурных и культурных рамках меняющегося социума. Доминировавшая в советский период модель гендерной культуры характеризовалась тем, что сфера труда служила центральным полем социальной интеграции всех граждан. Государство считалось основным институтом, ответственным за воспитание.
Вопросы взаимоотношений родителей в семье очень актуальны в связи с теми преобразованиями, которые претерпел данный социальный институт за последние годы. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий изменились и стали более эмоционально-психологическими, потому что для большинства именно дети являются одной из главных ценностей в жизни. На сегодняшний день авторитет родительской власти часто не срабатывает - на смену ему приходит авторитет личности родителей.
В современных семьях превалирует направленность, о которой писал уже в 1969 г. американский исследователь Г. Рэйнгольд: «Ребенок может выступать и как социализатор по отношению к родителям. Он направляет их поведение таким образом, что они оказываются должными проявлять заботу по обеспечению его нормального роста и развития. Он является действенным членом общества в том смысле, что поручает своим родителям роль попечителей, из отдельных индивидуумов он организует семью». [15, с. 353]
Другими словами, в сегодняшних семьях повышается значение субъектности и субъективности родителей и детей. Семья представляет собой индивидуальное явление в жизни и в развитии детей, подростков, юношей, девушек, взрослых. Её особенности определяются рядом параметров определённой семьи: демографический параметр представлен структурой семьи: большая, в которую входят все близкие родственники; нуклеарная, включающая в себя только родителей и детей; полная или неполная; бездетная, однодетная, мало- и многодетная; социально-культурный параметр -образовательный статус членов семьи, их активное участие в жизни общества; социально-экономический параметр - имущественные характеристики и занятость членов семьи на работе; технико-гигиенический параметр, т.е. условия проживания, обстановка жилья, особенности образа жизни.
Изучение ценностных предпочтений в детстве идет на неосознанном уровне, с помощью запечатления. Дети всеми нитями связаны со взрослым миром и испытывают на себе его всевозможное влияние, вырабатывают разнообразное отношение к этому миру в целом и к отдельным его представителям. Это оказывает огромное влияние на детскую психику, потому что восприятие вселенной всегда, а в детстве особенно, идет не только на рациональном, но и на эмоциональном уровнях.
Социализация является процессом формирования мировоззренческих предпочтений и реализуется в семье благодаря процессу восприятия норм и ценностей, превалирующих в семье, и самореализации в ней в конкретных пределах и формах, которые обусловлены ее культурной, социальной и психологической атмосферой. В общем можно определить важную функцию семьи в процессе социализации, так как её роль в определенные периоды остается существенной на протяжении всей жизни индивида. Семья, обеспечивая (или не обеспечивая) физическое и эмоциональное развитие индивида при рождении и в раннем детстве, играет конкретную роль в процессе социализации молодого поколения. Отсутствие родительского внимания в раннем детстве ведет не только к понижению самооценки и аномалиям общественного поведения. Ретроспективный анализ правонарушителей-рецидивистов в возрасте пятнадцати-восемнадцати лет, проведенный в английских исправительных школах, показал, что опасения, возникшие в раннем детстве вследствие недостатка общения с родителями, определили их склонность отвечать действиями, несовместимыми с общепринятыми моральными нормами и правилами поведения, на последующие события в их жизни [8, с. 145-149; 9].
Когда любовь родителей выражается непомерным образом, когда с ребенка не спускают глаз, последствия также бывают негативными. Выявляются такие признаки личности, как холодность, эгоизм и эгоцентризм [5]. Содержание, душевный настрой в общении с родителями, тот «обмен» чувствами и настроениями, который при этом возникает, влияют на то, как воспринимает ребенок все вокруг себя, на характер его эмоций.
Взаимоотношения детей с родителями и родителей друг с другом играют существенную роль в процессе развития психологического пола ребенка, потому что в семье происходит безвозвратный процесс половой классификации. Эти свойства содержат индивидуальные параметры, особенности эмоциональных порывов, а также разнообразные установки, вкусы, поведенческие стандарты. Однако неимение семьи или необразованность родителей могут не иметь неизбежных последствий для умственного развития ребенка, если у него возникают тесные межличностные отношения с другими взрослыми, которые становятся для него субъективно значимыми.
Семья играет важную функцию в овладении индивидом нормами и стилем семейных ценностей. В частности, выбор супруга/супруги и признаки общения определяются атмосферой и взаимопониманием в семье. Индивидуальный образ отцовства в основном зависит от семейного опыта мужчины, который передается из поколения в поколение, и позитивное отцовство чрезвычайно благотворно влияет и на сыновей, и на отцов [3, с. 22-51].
Социально-психологическая функция семьи зависит от её самооценки, уровня самоуважения, меры самовосприятия, направления и эффективности самореализации. Например, антиобщественная атмосфера в семье является причиной многих правонарушений и преступлений среди подростков. Поэтому социально-психологическая поддержка семьи во взаимоотношениях с ее младшими членами является важной стороной
социализации. В каждой семье личность проходит стихийную социализацию, итог которой конкретизуется ее объективными характеристиками: составом, качеством образования, социальным имиджем, материальными условиями, ценностными установками, образом жизни и отношениями членов семьи.
Результат эффективной социализации молодежи - это полноценная, социальнокомпетентная личность, готовая выполнять общественно значимые функции, в том числе супруга, родителя, гражданина. Социально-психологическое единство семьи социализирует индивида посредством нормативного и информационного воздействия. Семья формирует ценностное единство, приоритет подчинения интересов личности семейным правилам. Если это предпочтение абсолютизируется, формируется беспринципное поведение, когда индивид ничего не делает без постоянной оглядки на главных членов семьи.
Содержание форм социализации связано с устройством семьи. Надо отметить, что положение семьи в наше время объясняется рядом тенденций, и это вносит коррективы в процесс социализации молодежи в условиях преобразования общества. В условиях трансформации общества треть молодых людей планирует выехать за рубеж сроком на 1 год. Это наиболее заметно у молодёжи из сельской местности, рассчитывающей стать представителями трудовой миграции. На срок от двух до пяти лет собираются выехать молодые люди, планирующие обучение за границей. Навсегда остаться за рубежом планируют 10 % молодежи, готовой выехать из республики. Это в основном горожане из возрастной группы от 20 до 24 лет. На работу за рубеж в последние три года выезжала часть молодых людей в возрасте 25-29 лет. В этой группе преобладает сельская молодежь [4, с. 19]. Молодые люди считают, что таджикская диаспора в Российской Федерации имеет скорее негативный имидж, как и любые мигранты, еще четверть считает, что имидж таджиков в РФ - это дешевая рабочая сила [4, с. 20].
Известно, что влияние семьи происходит с помощью правил, образцов поведения, знание которых даёт возможность не искать постоянно новых решений в стандартных положениях, а вести себя в соответствии с шаблонами, принятыми в данной социокультурной среде и изученными индивидом. Нормативное влияние семьи воспринимается личностью для сохранения собственного статуса и получения одобрения окружающих. При информационном влиянии семьи личность разделяет картину мира, воспринимает ее как истину, а не ищет обязательной поддержки окружающих.
Важно отметить, что ресурсы молодой семьи для сохранения здоровья ребенка в современных экономических условиях всегда ограничены, в том числе доходами семьи. Инвестирование в здоровье ребенка - существеннейшая часть ресурсов. Тем не менее, есть ресурсы и другого рода. Подчеркнем важность такого фактора, как образ жизни семьи, который больше, чем генетические предпосылки, влияет на здоровье ребенка. Образ жизни семьи может предполагать насилие, постоянные стрессовые ситуации и конфликты, приобщение к бездуховной культурной продукции, бессмысленное и даже вредное времяпрепровождение и пр. Закладывая привычки, основы поведения ребенка, семья в самой значительной мере определяет его будущее психическое и физическое здоровье. Огромное воздействие на существование семьи оказывают семейные нравы и мифы [9, с. 146-189; 14].
Прошлый век в истории страны навсегда останется веком великих свершений и потрясений. Социальные революции, распад большого государства, гражданская война,
экономический кризис и нищета переделывали и реорганизовывали жизнь людей, заставляя их по-новому формировать надежный «иммунитет» от общественных потрясений, передавая способы адаптации последующим поколениям.
Статус семьи повышается из поколения в поколение, так как повысились качество образования, квалифицированный и профессиональный статус, экономическое положение людей. В общем, судьбы семьи зависят от конкретно-исторических периодов, которые прошла наша страна, и отражают направления общественных преобразований, возникающих в обществе. Особенно значимым в процессе формирования предпочтений молодежи является влияние института семьи, которая культивирует такие человеческие качества, как любовь, уважение к близким, забота, трудолюбие, приверженность к творчеству, формирование трудовых навыков, настойчивость, терпение.
К числу преобразований, коснувшихся семьи и наиболее значимых для социализации молодежи, относится изменение устройства и задач семьи. В связи с организационным преобразованием семьи отмечается рост у молодёжи количества неполных и монородительских семей, и поэтому в современных условиях молодая семья не может воплотить в жизнь свои задачи: оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку.
Общество должно содействовать производству положительных и конструктивных действий для сокращения количества разводов в молодых семьях, оказания им социально-психологической помощи, разрешения социально-экономических проблем. Современному обществу необходимо осознать, что институт семьи - это фундаментальная опора государства в решении духовных, нравственных и демографических проблем общества, поэтому этой проблеме в ближайшее время должно быть уделено самое пристальное внимание властей [10, с.181; 14].
На сегодняшний день в нашем обществе вызывает бурные споры целый пакет разногласий, неоднородность действий, происходящих в молодёжной среде. К сожалению, наше государство обращает мало внимания на молодёжные проблемы, и даже объявление 2017 года Годом молодежи является административным методом их решения. Молодежная политика государства для решения проблем семьи связана также с проблемой воспитания и развития мировоззрения молодежи.
Список использованной литературы:
1. Антонов А.И., Медков В.М.. Социология семьи -М., 1996. - 304 с.
2. Дружинин В.Н. Психология семьи /В.Н. Дружинин. - Екатеринбург, 2000. -176 с.
3. Кон И. С. Ребёнок и общество. — М.: Академия, 2003. - 336 с.
4. Молодежь Центральной Азии. Таджикистан: На основе социологического опроса /Под науч. руководством проф. Клауса Хурельмана и Пэра Тешендорфа (Германия, Берлин). -Алматы, 2017.
5. ОбуховскийК. Психология влечений человека. - СПб.: Речь, 2003.-132 с.
6. Пфау-Эффингер Б. Опыт кросс-национального анализа тендерного уклада // Социологические исследования. -2000. - № 11.
7. Пфау-Эффингер Б. Культурные перемены и семейная политика. Социологические исследования. №I. - 2003. URL: http://socis.isras.ru/(дата обращение: 12.01.18)
8. Симонов П.В. О природе неосознаваемого психического // Психол. журн. - 1986. - Т. 7. - № 2.
9. Социология преступности /Пер. с англ. А. С. Никифорова, A.M. Яковлева. -M.: Прогресс, 1966.
10. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитныхмер/С.А. Белычева, В.М. Фокин - М.: РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России», 1992.
11. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. — M.: Гос. ин-т «Сов. Эн-цикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935-1940.
12. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / Под ред. ДН. Ушакова. — Репринтное издание. - М., 1995.
13. Харевен Т. Время семьи и время промышленности (главы из книги) /М. Лоскутова (общ. ред.) Хрестоматия по устной истории. - СПб.: Изд-во «ЕУСПб», 2003.
14. Фролова С.М. Изменение взглядов на повседневность семейных отношений в молодёжной среде: сборник трудов Международной научно-практической конференции на тему «Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодёжи в глобальном мире». -Саратов, 4-15 октября 2010 г.
15. Rheingold Н. G. The Social &socializinngintant //Handbook of Socialization /Ed. by D. A. Joslin. -Chicago, 1969 -P.353.
Reference Literature:
1. Antonov A. I., Medkov V. M., Sociology of Family. -M., 1996. - 304pp
2. Druzhinin V. N. Psychology of Family // V. N. Druzhinin. - Yekaterinburg, 200. - 176pp
3. Kon I. S. Child and Society. - M.: Academia, 2003. - 336pp.
4. The Youth of Central Asia. Tajikistan: On the Basis of Sciological Questioning (under the scientific leadership of Professor Klaus Hurelman and Per Teschendorf (Germany, Berlin). -Almaty, 2017
5. Obuhovsky K. Psychology of Human Being's Bents. - SPB: Discourse, 2003. - 132pp.
6. Pfau-Effinger B. Experience of Cross-National analysis of Tender Tenor // Sociological Researches. - 2000, №11.
7. Pfau-Effinger B. Cultural Changes and Family Policy. Sociological Researches, 2003. -№1. URL: http://socis.isras.ru/(date of addressing: 12.01.18)
8. Simonov P. V. About the Nature of the Unrealizable Psychic //Psychological Journal. 1986, V.7, №2.
9. Sociology of Crime // Translated from English by A. S. Nikiforov, A. M. Yakovlev. - M.: Progress, 1996
10. Belycheva S. A., Fokin V. M. Social Prophylastics ofNonbecoming Behaviour of the Underaged as a Complex of Enforcing-Protective Measures // S. A. Belycheva, V. M. Fokin. - M.: Consortium "SocialHealth of Russia" under RIC (Russian Informational Centre), 1992
11. Russian Language Interpretation Dictionary: in 4 volumes // under the editorship of D. N. Ush-akov. - M.: State Institute "Soviet Encyclopedia"; United State Publishing-House (USPH); State publishing-house of foreign and national words. 1935-1940
12. Russian Language Interpretation Dictionary: in 4 volumes // under the editorship of D. N. Ush-akov. -Reprinted edition. -M., 1995
13. Khareven T. Time of Family and Time of Industry (chapters from the book) // under the general editorship ofM. Loskutova. Chrestomathy of Oral History. -Spb: "YeUSpb", 2003.
14. Frolova S. M. Change of views Related to Every Day Family Relations in Youth's Milicu. Collection of works of the International, scientific-practical conference "Outlook-behaviour Strategies of Youth's Socialization in Global World" Saratov, 4-15 October, 2010
15. RheingoldН. G. The Social &socializinngintant //Handbook of Socialization /Ed. by D. A. Joslin. -Chicago, 1969 - P.353.