DOI: 10.24412/2224-9133-2023-1-134-138 NIION: 2021-0079-1/23-24 MOSURED: 77/27-025-2023-01-24
МЕНЬШИКОВ Андрей Владимирович,
к.п.н., доцент кафедры гражданского права, e-mail: [email protected]
МОИСЕЕНКО Михаил Иванович,
к.ю.н., доцент кафедры гражданского права, e-mail: [email protected]
ИЛЛО Денис Анатольевич,
к.ю.н., доцент кафедры гражданского права Санкт-Петербургский университет
ГПС МЧС России имени Героя Российской Федерации
Генерала армии Е.Н. Зиничева, e-mail: [email protected]
ИНСТИТУТ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ И ОБЪЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА УМЕРШИМ В ГРАЖДАНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье проводиться анализ положений гражданского законодательства Российской Федерации о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявления человека умершим. В последние время в правоприменительной практике увеличилось количество гражданских дел, связанных с установлением юридического факта признания гражданина, безвестно отсутствующим либо объявления его умершим. Данные статистики свидетельствуют о том, что ежегодно в России в силу различных причин пропадают десятки тысяч человек. Рассматриваемые правовые институты затрагивают права и законные интересы не только самих «исчезнувших» граждан, но и членов их семей, иных близких родственников и третьих лиц.
Гражданское законодательство, регулирующее данные правовые институты, регламентирует основания при которых, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределённости в правовых отношениях, связанных с безвестным отсутствием близких.
Ключевые слова: без вести пропавший человек, длительное отсутствие, признание гражданина безвестно отсутствующим, объявление гражданина умершим, юридические последствия признания безвестно отсутствующим, обстоятельства, угрожавшие смертью, момент предполагаемой гибели, доверительное управление имуществом безвестно отсутствующего гражданина.
MENSHIKOVАndrey Vladimirovich,
associate Professor of the Department of civil law, Ph. D.
MOISEENKO Mikhail Ivanovich,
associate Professor of the Department of civil law, Ph. D.
ILLO Denis Anatolyevich,
associate Professor of the Department of civil law, Ph. D.
Saint Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia named after Hero of the Russian Federation Army General E.N. Zinichev
THE INSTITUTION OF RECOGNIZING A CITIZEN AS MISSING AND DECLARING A PERSON DECEASED IN THE CIVIL LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation. The article reviews the provisions of the civil legislation of the Russian Federation on recognizing a citizen as missing and declaring a person deceased. Recently, the number of civil cases related to establishing the legal circumstance of recognizing a citizen as missing or declaring a person deceased has
чтттжжжжжжжжжжжжттттттжжшжжжттттттття/жжжжеттттттт*^^
134 ПРАВО п УПРАВЛЕНИЕ - № 1 - 2023
increased in the law enforcement practice. Statistics show that tens of thousands of people go missing every year in Russia for various reasons. The legal institutions under consideration affect the rights and legitimate interests of not only the missing citizens themselves, but also their family members, other next-of-kin and third parties.
The civil legislation governing these legal institutions regulates the grounds under which interested persons can apply to the relevant government bodies and achieve the elimination of uncertainty in legal relations associated with their relatives gone missing.
Key words: missing person, long-term absence, recognizing a citizen as missing, declaring a citizen deceased, legal consequences of recognizing a citizen as missing, circumstances threatening death, time of the alleged death, trust management of the property of a missing citizen.
Современная динамичная жизнедеятельность вносит определённые изменения в жизни человека, его родных и близких, работодателя и коллег. Различные действия человека и события его в жизни, являющиеся юридическими фактами, влекут как для него самого, так и для окружающих различные юридические последствия.
Дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи при следовании на работу либо домой, не выход на работу, длительное отсутствие по месту жительства, месту временного пребывания влекут определённые бытовые и юридические последствия.
Длительное отсутствие человека в месте его проживания или работы, при отсутствии информации о месте его пребывания или нахождения создают юридические и моральные проблемы для родных, близких, работодателя, иных заинтересованных лиц. Решение проблем связанных с отсутствием гражданина требуют безотлагательных действий, связанных с обеспечением детей, управлением имуществом, выполнением обязательств перед банками, государственными органами, оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др. Возникают вопросы, требующие определённых ответов и действий от заинтересованных лиц: Что делать родным, близким, если после проведённых ими оперативных поисков, об отсутствующем человеке нет какой-либо информации? Как должен поступить работодатель, если работник длительное время отсутствует по месту работы, а родным и близким информация об отсутствующем работнике неизвестна? Может ли быть гражданин признан безвестно отсутствующим или объявлен умершим, если он объявлен в федеральный розыск и, возможно, умышленно скрывается от правоохранительных органов?
Гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрены юридические факты - признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление человека умершим. Правовые основания указанных выше институтов регламентированы статьями 42 - 46 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Правовые институты - признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим - в научной литературе исследованы достаточно подробно, имеются диссертационные исследования: А.К. Юрченко «Безвестное отсутствие по советскому гражданскому праву»; А.В. Пермякова «Состояния в гражданском праве» (2013); Л.И. Кулицкой «Основания и гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим и роль органов внутренних дел в установлении фактов безвестного отсутствия» (2013); Цыбизовой Н. А. «Безвестное отсутствие граждан по российскому гражданскому праву» (2018) и др.
Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев.
Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Лицами, заинтересованными в признании гражданина безвестно отсутствующим, могут быть близкие родственники, иные лица, например, нетрудоспособные иждивенцы, которые не менее года на момент безвестного отсутствия гражданина находились на иждивении независимо от того, проживали они совместно с безвестно отсутствующим лицом или нет, прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, организации и учреждения.
Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту житель-
ства или месту нахождения заинтересованного лица [2].
Подавая заявление в суд о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, заявитель должен указать, для какой цели необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим. В заявлении должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.
При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года [1].
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели и указать момент его предполагаемой гибели [1].
Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.
Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.
Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.
Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании
решения суда отменяется управление имуществом этого гражданина.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.
Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость.
Актуальным является вопрос о признании гражданина, объявленного правоохранительными органами в розыск, безвестно отсутствующим или объявлении его умершим. В качестве примера, интересно решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по заявлению Итальянцевой Р. А.
В октябре 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Итальянцевой Р. А. о признании безвестно отсутствующим Ита-льянцева С. Н., по кассационной жалобе Ита-льянцевой Р. А. на решение Великолукского городского суда Псковской области от 25 октября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 16 января 2018 г.
Итальянцева Р.А. обратилась в суд с заявлением о признании безвестно отсутствующим супруга Итальянцева С.Н. мотивируя требования тем, что 18 сентября 2012 г. Итальянцев С.Н. выехал на территорию Украины в д. Чебаны. С 1 октября 2012 г. связь с ним утрачена. 25 октября 2012 г. Итальянцева Р.А. обратилась в полицию с заявлением об исчезновении супруга. 31 июля 2017 г. она вновь обратилась в полицию с заявлением о розыске супруга, на что получила ответ, что Итальянцев С.Н. разыскивается правоохранительными органами в качестве подозреваемого в совершении преступления, однако предпринятые по розыску меры результатов не дали. До настоящего времени сведений о месте нахождения своего супруга она не имеет. От брака с Итальянцевым С.Н. заявитель имеет трех дочерей.
В настоящее время установление юридического факта признания Итальянцева С.Н. без-
вестно отсутствующим необходимо ей для оформления пенсии на детей по потере кормильца, а также для решения вопроса о назначении доверительного управляющего для управления и обеспечения сохранности имущества Ита-льянцева С.Н.
Решением Великолукского городского суда Псковской области от 25 октября 2017 г. в удовлетворении заявления Итальянцевой Р.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 16 января 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Итальянцевой Р.А. ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены состоявшихся судебных постановлений.
25 октября 2012 г. Итальянцева Р.А. обратилась с заявлением в правоохранительные органы об исчезновении супруга, 31 июля 2017 г. вновь подала заявление в правоохранительные органы о его розыске.
Из сообщения Следственного Управления УМВД России по Псковской области от 19 октября 2017 г., следует, что 13 августа 2012 г. в отношении Итальянцева С.Н. по признакам состава преступления, предусмотренного п. «б» ч.4 ст. 162 УК РФ возбуждено уголовное дело. 28 августа 2012 г. Итальянцев С.Н. привлечен в качестве обвиняемого и объявлен в розыск. 12 сентября 2012 г. Итальянцев С.Н. объявлен в международный розыск. Проведенными правоохранительными органами в рамках розыскного дела мероприятиями местонахождение Итальянцева С.Н. не установлено.
Таким образом, по данному делу юридически значимым обстоятельством применительно к статье 42 Гражданского кодекса Российской Федерации являлось выяснение судом вопроса о наличии каких-либо сведений об Итальянцеве С.Н. по месту его жительства, а также иных сведений о месте его пребывания за последний год, в том числе при проведении розыскных мероприятий в рамках возбужденного уголовного дела. Однако суд первой инстанции отказал в удовлет-
ворении заявления Итальянцевой Р.А. лишь на том основании, что Итальянцев С.Н. находится в федеральном розыске и может умышленно скрываться от правоохранительных органов.
Между тем, сам по себе факт объявления гражданина в федеральный розыск в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела без оценки сведений, добытых в результате такого розыска, не может служить основанием к отказу в удовлетворении заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим, что не было учтено судебными инстанциями.
С учетом изложенного, вывод суда об отказе в удовлетворении заявления Итальянцевой Р.А. о признании Итальянцева С.Н. безвестно отсутствующим является неправомерным [4].
В этой связи, полагаем, решение суда должно быть взвешенным, вынесенным с учетом всех возможных, имеющих значение для дела, фактов, которые должны быть подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их отно-симости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Следует согласиться с мнением Н.К. Торо-сян, которая утверждает, что рассматриваемый порядок признания гражданина безвестно отсутствующим либо умершим, закрепленный в гражданском законодательстве нуждается в дальнейшем совершенствовании, все возникающие при разрешении конкретного дела пробелы и коллизии требуют осмысления и совершенствования в дальнейшем [9].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный правовой институт является защитой интересов заинтересованного лица путем вынесения законного и обоснованного судебного решения, направленного на устранение неопределенности в семейных, гражданских, жилищных и других правоотношениях, которыми безвестно отсутствующий гражданин связан с физическими лицами и организациями, кроме того возможность признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим не является самоцелью. Она необходима в целях обеспечения устойчивости гражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов их участников.
Список литературы:
[1] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022).
[2]«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 16.04.2022)
[3] «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-Ф3 (ред. от 02.07.2021)
[4] Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.10.2018 N 91-КГ18-6
[5] Договорное право: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. Т.И. Нестеровой и К.С. Кочку-ровой. Москва: КНОРУС, 2022. - 446 с.
[6] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / под ред. С.А. Степанова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2019. - 1648 с.
[7] Кулицкая Л.И. Основания и гражданско-правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим и роль органов внутренних дел в установлении фактов безвестного отсутствия. Автореферат дисс. на соик. уч. степ. канд. юрид. наук. - М., 2012. 33 с.
[8] Путилов С.В. Анализ судебной практики Приморского края о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим // Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. № 24. 151 с.
[9] Торосян Н.К. Некоторые процессуальные особенности рассмотрения в судах дел о признании граждан безвестно отсутствующими и объявления граждан умершими / Н.К. Торосян. - Текст: непосредственный // Право: современные тенденции: материалы IV междунар. Науч. Конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.) - Краснодар: Новация, 2017. - С.60-63.
[10] Цыбизова Н.А. Правовой статус безвестно отсутствующего гражданина // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. 2015. № 3 (33). 275 с.
[11] Цыбизова Н.А. Безвестное отсутствие граждан по российскому гражданскому праву. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. - М, 2018. 170 c.
Spisok literatury:
[1] "Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya)" ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 25.02.2022).
[2] "Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii" ot 14.11.2002 N 138-FZ (red. ot 16.04.2022)
[3] "Semejnyj kodeks Rossijskoj Federacii" ot 29.12.1995 N 223-FZ (red. ot 02.07.2021)
[4] Opredelenie Sudebnoj kollegii po grazhdanskim delam Verhovnogo Suda RF ot 30.10.2018 N 91-KG18-6
[5] Dogovornoe pravo: uchebnik/kollektivavtorov; podobshch. red. T.I. Nesterovoj iK.S. Kochkurovoj. Moskva: KNORUS, 2022. - 446 s.
[6] Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu Rossijskoj Federacii (uchebno-prakticheskij) /pod red. S.A. Stepanova. - 5-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Prospekt; Ekaterinburg: Institut chastnogo prava, 2019. -1648 s.
[7] Kulickaya L.I. Osnovaniya i grazhdansko-pravovye posledstviya priznaniya grazhdanina bezvestno otsutstvuyushchim ili ob"yavleniya umershim i rol' organov vnutrennih del v ustanovlenii faktov bezvestnogo otsutstviya. Avtoreferat diss. na soik. uch. step. kand. yurid. nauk. - M., 2012. 33 s.
[8] Putilov S.V. Analiz sudebnoj praktiki Primorskogo kraya o priznanii grazhdanina bezvestno otsutstvuyushchim ili ob"yavleniya grazhdanina umershim // Zakonnost' i pravoporyadok v sovremennom obsh-chestve. 2015. № 24. 151 s.
[9] Torosyan N.K. Nekotorye processual'nye osobennosti rassmotreniya v sudah del o priznanii grazh-dan bezvestno otsutstvuyushchimi i ob"yavleniya grazhdan umershimi / N.K. Torosyan. - Tekst: neposredst-vennyj // Pravo: sovremennye tendencii: materialy IV mezhdunar. Nauch. Konf. (g. Krasnodar, fevral' 2017 g.) - Krasnodar: Novaciya, 2017. - S.60-63.
[10] Cybizova N.A. Pravovoj status bezvestno otsutstvuyushchego grazhdanina // Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta putej soobshcheniya. 2015. № 3 (33). 275 s.
[11] Cybizova N.A. Bezvestnoe otsutstvie grazhdan po rossijskomu grazhdanskomu pravu. Diss. na soisk. uch. step. kand. yurid. nauk. - M, 2018. 170 c.