Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЧАСТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В МУСУЛЬМАНСКОЙ СИСТЕМЕ ПРАВА'

ИНСТИТУТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЧАСТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В МУСУЛЬМАНСКОЙ СИСТЕМЕ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СВЯЩЕННЫЙ КОРАН / СУННА ПРОРОКА (С.А.В.) / ПРИНЦИП СВОБОДЫ ДОГОВОРА / ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МУСУЛЬМАНСКАЯ СИСТЕМА ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Идрисов Хусейн Вахаевич, Хареханов Асвад Гаринович

Вопросы мусульманской системы права, включая отдельные аспекты юридической ответственности, представляют для их исследователя известную актуальность исходя из специфики и востребованности изучения данной правовой семьи. Ответственность в мусульманской системе права строится на положениях главных ее (системы) источников - Священном Коране и Сунне Пророка Мухаммада (с.а.в.)127. Цель работы - характеристика ответственности, вытекающей из частноправовых отношений, в системе мусульманского права и сравнительно-правовой анализ отдельных принципов (принцип свободы договора, добросовестности и запрета причинения вреда) частноправового регулирования в мусульманской правовой системе и других правовых системах современности. Методы исследования: сравнительно-правовой, дедукция, формально-юридический, синтез. Выводы: в частноправовой сфере отношений в мусульманской и западноевропейской (англосаксонской и романо-германской) системах права присутствуют разноплановые подходы к формулированию и методам реализации ответственности, что закономерно исходя из специфики этих правовых систем. Однако можно говорить и о точках их соприкосновения, о чем свидетельствуют существующие подходы к реализации принципов свободы договора, добросовестности и противоправности нанесения вреда. Ответственность в мусульманской системе права выражается в двух формах: религиозной и собственно юридической. С религиозной точки зрения ответственность характеризуется как кара, возмездие Всевышнего за нарушения человеком предписаний и запретов, установленных главными источниками шариата - Священным Кораном и Сунной Пророка (с.а.в.). Такое возмездие ожидает человека за греховные поступки в Судный день. С юридической точки зрения ответственность связана с государственным принуждением в виде применения либо угрозы применения санкций к индивиду вследствие нарушения им норм, установленных Священным Кораном, Сунной Пророка (с.а.в.) и другими источниками мусульманской системы права. Такое вполне земное наказание индивид претерпевает в мирской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF RESPONSIBILITY IN THE REGULATION OF PRIVATE LEGAL RELATIONS IN THE MUSLIM LEGAL SYSTEM

Questions of the Muslim legal system, including aspects of legal responsibility, are of current interest to the researcher of these matters, based on the specifics of this legal family and the demand for its study, especially in recent times. Responsibility in the Muslim legal system is based on the provisions of its main sources - the Holy Qur’an and the Sunnah of the Prophet (SAWS). The aim of the work is to characterize the responsibility arising from private law relations in the system of Muslim law and to analyze the comparative legal principles (the principle of freedom of contract, good faith and prohibition of harm) of private law regulation in the Muslim legal system and other legal systems of our time. The research is based on comparative legal method, deduction, formal legal method, synthesis. In this paper, the author comes to the following main conclusions: in the private law sphere of relations in the Muslim and Western European (Anglo-Saxon and Romano-German) systems of law, there are diverse approaches to its formulation and implementation methods. This is natural due to the specifics of these legal systems. However, we can also talk about the points of contact of the systems. A striking example of this is the existing approaches to implementing the principles of freedom of contract, good faith and illegality of harm. Responsibility in the Muslim legal system is expressed in two forms: religious and, in fact, legal. From the religious point of view, responsibility is characterized as a punishment, the retribution of God for human, who violates the rules and prohibitions established by the main sources of Sharia - the Holy Koran and the Sunnah of the Prophet (SAWS). Such retribution awaits a person for sinful actions on the Judgment Day. From the legal point of view, responsibility is related to state coercion in the form of applying or threatening to apply sanctions to an individual as a result of violating the norms established by the Holy Koran, the Sunnah of the Prophet (SAWS) and other sources of the Muslim legal system. This is a very mundane punishment that the individual undergoes in worldly life.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЧАСТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В МУСУЛЬМАНСКОЙ СИСТЕМЕ ПРАВА»

УДК 347.4

DOI: 10.12737/jrl.2021.135

Институт ответственности в регулировании частных правоотношений в мусульманской системе права

Хусейн Вахаевич Идрисов1 2 3, Асвад Гаринович Хареханов4

"Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, Грозный, Россия, huseyn23@ rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-7008-8904

2Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М. Д. Миллионщикова, Грозный, Россия

4Российский Исламский университет им. Кунта-Хаджи, Грозный, Россия, Asvad18@mail.ru

Аннотация. Вопросы мусульманской системы права, включая отдельные аспекты юридической ответственности, представляют для их исследователя известную актуальность исходя из специфики и востребованности изучения данной правовой семьи. Ответственность в мусульманской системе права строится на положениях главных ее (системы) источников — Священном Коране и Сунне Пророка Мухаммада (с.а.в.)*.

Цель работы — характеристика ответственности, вытекающей из частноправовых отношений, в системе мусульманского права и сравнительно-правовой анализ отдельных принципов (принцип свободы договора, добросовестности и запрета причинения вреда) частноправового регулирования в мусульманской правовой системе и других правовых системах современности.

Методы исследования: сравнительно-правовой, дедукция, формально-юридический, синтез.

Выводы: в частноправовой сфере отношений в мусульманской и западноевропейской (англосаксонской и романо-германской) системах права присутствуют разноплановые подходы к формулированию и методам реализации ответственности, что закономерно исходя из специфики этих правовых систем. Однако можно говорить и о точках их соприкосновения, о чем свидетельствуют существующие подходы к реализации принципов свободы договора, добросовестности и противоправности нанесения вреда. Ответственность в мусульманской системе права выражается в двух формах: религиозной и собственно юридической. С религиозной точки зрения ответственность характеризуется как кара, возмездие Всевышнего за нарушения человеком предписаний и запретов, установленных главными источниками шариата — Священным Кораном и Сунной Пророка (с.а.в.). Такое возмездие ожидает человека за греховные поступки в Судный день. С юридической точки зрения ответственность связана с государственным принуждением в виде применения либо угрозы применения санкций к индивиду вследствие нарушения им норм, установленных Священным Кораном, Сунной Пророка (с.а.в.) и другими источниками мусульманской системы права. Такое вполне земное наказание индивид претерпевает в мирской жизни.

Ключевые слова: Священный Коран, Сунна Пророка (с.а.в.), принцип свободы договора, принцип добросовестности, ответственность, мусульманская система права

Для цитирования. Идрисов Х. В., Хареханов А. Г. Институт ответственности в регулировании частных правоотношений в мусульманской системе права // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 11. С. 54—72. DOI: 10.12737/jrL202U35

Institute of Responsibility in the Regulation of Private Legal Relations in the Muslim Legal System

Hussein V. Idrisov1, 2, 3, Asvad G. Kharekhanov4

1Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, huseyn23@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-7008-8904

* Салляллаху алейхи васалам (да благословит его Аллах и приветствует).

2Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia

3Millionshchikov Grozny State Oil Technical University, Grozny, Russia

4Russian Islamic University named Kunta-Khaji, Grozny, Russia, Asvad18@mail.ru

Abstract. Questions of the Muslim legal system, including aspects of legal responsibility, are of current interest to the researcher of these matters, based on the specifics of this legal family and the demand for its study, especially in recent times. Responsibility in the Muslim legal system is based on the provisions of its main sources — the Holy Qur'an and the Sunnah of the Prophet (SAWS).

The aim of the work is to characterize the responsibility arising from private law relations in the system of Muslim law and to analyze the comparative legal principles (the principle of freedom of contract, good faith and prohibition of harm) of private law regulation in the Muslim legal system and other legal systems of our time.

The research is based on comparative legal method, deduction, formal legal method, synthesis.

In this paper, the author comes to the following main conclusions: in the private law sphere of relations in the Muslim and Western European (Anglo-Saxon and Romano-German) systems of law, there are diverse approaches to its formulation and implementation methods. This is natural due to the specifics of these legal systems. However, we can also talk about the points of contact of the systems. A striking example of this is the existing approaches to implementing the principles of freedom of contract, good faith and illegality of harm. Responsibility in the Muslim legal system is expressed in two forms: religious and, in fact, legal. From the religious point of view, responsibility is characterized as a punishment, the retribution of God for human, who violates the rules and prohibitions established by the main sources of Sharia — the Holy Koran and the Sunnah of the Prophet (SAWS). Such retribution awaits a person for sinful actions on the Judgment Day. From the legal point of view, responsibility is related to state coercion in the form of applying or threatening to apply sanctions to an individual as a result of violating the norms established by the Holy Koran, the Sunnah of the Prophet (SAWS) and other sources of the Muslim legal system. This is a very mundane punishment that the individual undergoes in worldly life.

Keywords: the Holy Qur 'an, the Sunnah of the Prophet (SAWS), the principle of freedom of contract, the principle of good faith, responsibility, the Muslim system of law

For citation. Idrisov H. V., Kharekhanov A. G. Institute of Responsibility in the Regulation of Private Legal Relations in the Muslim Legal System. Journal of Russian Law, 2021, vol. 25, no. 11, pp. 54—72. (In Russ.) DOI: 10.12737/jrl.2021.135

Введение. Мусульманская система права отличается от других правовых систем современности самобытностью и специфичностью в плане яркого выражения в ней фундаментальной основы в виде Священного Корана и Сунны Пророка (с.а.в.)1. Они выступают главными источниками шариата2, фикха3 и норм позитивного права в законодательствах мусульманских государств.

1 Салляллаху алейхи васалам (да благословит его Аллах и приветствует).

2 Шариат — система предписаний, связанных с выполнением определенных обязанностей (действий), которые были возложены на верующих Аллахом, через Священный Коран и Сунну Пророка (с.а.в.).

3 Фикх — исламская религиозно-правовая доктрина.

Между тем мусульманская система права — это не какое-то закрытое для всего остального мира образование, структура, впечатление о которой имеет место в том числе в ракурсе геополитических и идейно-религиозных взглядов, присутствующих в современном западном мире. Напротив, мусульманская система права восприимчива к реалиям нового времени и адаптируется к новым условиям развития правовых институтов, в том числе в плане кодификации норм той или иной сферы общественно-правовых отношений, например частноправовой. Процесс этот в разных странах, где ислам выступает государственной религией, развивается с разной степенью строгого соответствия с нормами шариата и достижений фикха,

базирующихся на главных источниках данной системы — Священном Коране и Сунне Пророка (с.а.в.).

общие принципы реализации и защиты частных правоотношений в мусульманской системе права. Частные (гражданско-правовые) отношения в мусульманском праве входят в систему взаимоотношений, формулируемых термином «муама-лат (муамалят)».

Наряду с этим существует в мусульманской системе права и категория ответственности. С. Н. Би-зюков отмечает: «В сфере гражданско-правовых отношений мусульманские юристы категорию ответственности связывают с понятиями "даман" (обеспечение, гарантия, ответственность) и "тавид" (возмещение, компенсация)»4.

Очень важным компонентом частного права в современном мире вообще, системообразующим признаком частноправовых отношений является институт собственности и соответствующее отношение к ней (незыблемость права собственности, гарантии соблюдения, охраны и государственной защиты права собственности и т. п.). Как мы знаем, западное правосознание основано на принципах свободы собственности, гарантиях ее осуществления и защиты, считая ее одним из главных достижений современной цивилизации. Как же обстоят дела в мусульманской системе права по этому вопросу?

Принцип защиты права частной собственности относится к фундаментальному принципу частноправовых отношений в мусульманской системе права. Под запрет попадают любые действия, направленные на несправедливую конфискацию имущества, насильственное его изъятие. Такой вывод следует из анализа основных источников мусульманской системы права — Священного Корана и Сунны Пророка (с.а.в.).

4 Бизюков С. Н. Вопросы ответственности в мусульманской правовой теории // Правоведение. 1989. Вып. 6. С. 82.

«Собственность (мильк) — поясняет И. Ю. Козлихин, — есть право распоряжения вещью и ее плодами. Право собственности распространяется на вещи, не исключенные из оборота. К исключенным из оборота вещам относятся вещи, возникшие без приложения человеческого труда, т. е. природные факты: леса, поля, воздух, моря, доступные каждому природные ископаемые и т. д., вещи, которые находятся в общей собственности мусульман: мечети, культовые учреждения, общественные здания, дороги и т. д.; нечистые и бесполезные вещи. Нечистые вещи — это, например, вино и свинина»5. Помимо указанных, к нечистым вещам причисляются, в частности, оборудование для азартных игр и вообще любое имущество, не обладающее дозволенными, приносящими пользу качествами6. Дозволенность или, наоборот, запрет на имущество, а также указание на то, что все сущее создано Аллахом, в том числе то, посредством чего человек удовлетворяет свои потребности в материальной жизни, — все это результат воли Всевышнего, зафиксированной в Священном Коране (аят7 3 Суры8 5, аят 90 Суры 5, аят 29 Суры 2, аяты 31—34 Суры 14, аят 53 Суры 16)9. При этом, как указано в Священном Коране, Аллах как Создатель и Хозяин всего, «что в небесах, и что на земле, и что между ними, и что под землей» обеспечил людей всем, что необходимо для их полноценного существования (кого-то в большей сте-

5 Козлихин И. Ю. Мусульманское право // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2011. № 3 (296). С. 242.

6 См.: Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов // Россия и мусульманский мир. 2006. № 3. С. 140.

7 Аят — структурная часть Суры (в Священном Коране более 6 тыс. аятов).

8 Сура — один из 114 разделов Священного Корана.

9 См.: Священный Коран (Коран-онлайн). URL: https://quran-online.ru (дата обращения: 02.05.2020).

пени, кого-то в меньшей) в целях испытания человека на предмет его благодарности Всевышнему за дарованное, установления справедливости между собой и умеренности для себя (аят 165 Суры 6 и аят 14 Суры 10)10.

Г. М. Керимов, характеризуя право собственности в мусульманской системе права, отмечает: «В целом законы Шариата, касающиеся собственности, носят гибкий характер. Это позволяет современным мусульманским идеологам, выступающим с позиций различных социальных и политических сил, давать различные трактовки норм Шариата, отличающиеся по своей социальной направленности»11.

Имуществу свойственна такая характеристика, как ценность. Ценным с точки зрения мусульманского права оно является в том случае, если из него можно в результате использования извлечь полезные для человека свойства, и «если оно обладает ценностью (разрешенными шариатом полезными качествами), то сделки в отношении его являются действительными, в противном случае они признаются ничтожными, поскольку имущество с запрещенными свойствами не может находиться в обращении между мусульманами и не пользуется правовой защитой»12. Основы правовой защиты, в том числе имущества, установлены в Священном Коране: «Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (аят 188 Суры 2)13 и

10 См.: Священный Коран (Коран-онлайн). URL: https://quran-online.ru (дата обращения: 02.05.2020).

11 Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб., 2009.

12 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право собственности ... С. 142.

13 Священный Коран (Коран-онлайн).

URL: https://quran-online.ru/2:188 (дата об-

ращения: 02.06.2020).

в Сунне Посланника Мухаммада (с.а.в.): «'Абдуллах (ибн Мас'уд), да будет доволен им Аллах, передает, что посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: "Кто приносит ложную клятву для того, чтобы присвоить себе имущество мусульманина, тот встретит Аллаха разгневанным"...»14.

Мы полностью солидарны с мнением Л. Р. Сюкияйнена, который в отношении имущества и права собственности отмечает, что «приобретение права собственности имеет целью не накопление имущества, а его потребление для собственных нужд и расходование на помощь другим. Имущество и собственность — не цель, а средство удовлетворения интересов людей в установленных исламом границах»15.

Интерес представляет и трактовка обязательств в мусульманском праве. Существуют обязательства, возникающие в силу воли сторон (договоры), по воле одной из сторон (обет, обещание награды и т. п.), и обязательства, возникающие независимо от воли сторон (причинение вреда, из объективно-фактического состояния).

Условиями действительности обязательств, т. е. соответствия их шариату, являются: 1) условие о разумности субъекта обязательства (достаточно развитый и сообразительный); 2) условие о дееспособности субъекта обязательства (подготовленность к возложенным обязанностям)16.

14 Сахих аль-Бухари (24 — Глава: Слова Всевышнего «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа», Хадис 7445). URL: https://isnad.link/book/sahih-al-buhari/9 7-kniga-edinobozhiya-hadisy-7371-7563/24-glava-slova-vsevyshnego-odni-lica-v-tot-den-budut-siyat-i-vzirat-na-svoego-gospoda (дата обращения: 02.06.2020).

15 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право собственности ... С. 144.

16 См.: Фахреттин Атар. Ильм усуль аль-фикх (Наука об основах исламской юриспруденции) / Fikih Usülü Dof. Dr. Fahrettin Atar. Istanbul, 1988. Пер. с тур.: Т. Хабибуллин. Islamhouse, 2009. С. 56.

По мусульманской системе права «обладание правом и осознание долга называется дееспособностью (аль-ахлийат)»17.

В основах исламской юриспруденции действия, связанные с обязанностями, с точки зрения принадлежности их к праву Аллаха и людей делятся на четыре части: 1) права Аллаха; 2) права людей; 3) право Аллаха — приоритетное право; 4) право людей — приоритетное право18.

Подчеркнем, что презумпция добросовестности исполнения обязательств как базовый принцип исполнения обязательств находит выражение в шариате и фикхе. Как отмечает по этому поводу Н. Торнау, по мусульманскому судопроизводству основным правилом считается постановление: в действиях мусульман всегда предполагается добросовестность (правота)19.

Требования о добросовестном исполнении обязательств, о необходимости выполнять принятые на себя обещания (обязательства) закреплены в Священном Коране в следующих аятах: «О те, которые уверовали! Будьте верны обязательствам...» (аят 1 Суры 5)20, «...И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу» (аят 34 Суры 17)21.

Человек, принимая на себя обязательства, обещая что-либо, должен их выполнять, делать все от него зависящее, дабы оправдать надежды и планы другой стороны, но в первую очередь, чтобы быть в довольствии у Всевышнего Аллаха. Так,

17 См.: Фахреттин Атар. Указ. соч. С. 56.

18 Там же. С. 58.

19 См.: Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850. С. 117.

20 Священный Коран (Коран-онлайн). URL: https://quran-online.ru/5:1 (дата обращения: 14.07.2020).

21 Священный Коран (Коран-онлайн).

URL: https://quran-online.ru/17:34 (дата об-

ращения: 14.07.2020).

в Священном Коране приводится: «Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» (аят 91 Суры 16)22.

Оценка поведения, действий и высказываний человека, в том числе при выполнении обязательств, отражена и в хадисах23 Посланника (с.а.в.), которые запрещают введение в заблуждение и совершение обмана: «...Кто обманывает, тот не от меня»24. В другом ха-дисе указывается, что сделка будет благом (араб. — баракат) для сторон, если они будут честны и ничего не скроют, но если они обманут и скроют правду друг от друга, тогда эта сделка не принесет им пользы25. Особенностью в поведении мусульман всегда должны быть правдивость и честность, они должны руководствоваться в своем поведении принципами добросовестности, рациональности и умеренности, взаимовыгодности. Мусульманам не подобает лгать и заниматься мошенничеством в любых сферах взаимодействия, в том числе в правовых и экономических взаимоотношениях. Вышеупомянутые хадисы ясно показывают предосудительность обманчивого и манипулирующего по-

22 Священный Коран (Коран-онлайн). URL: https://quran-online.ru/16:91 (дата обращения: 14.07.2020).

23 Хадис — предание о словах и действиях (в некоторых случаях и молчаливое согласие) Пророка Мухаммада (с.а.в.), затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманина и мусульманской общины.

24 Сахих Муслима (Хадис 102). URL: https://namaz24.ru/files/books/ 5750baef09551_hadisy_sahih_muslim.pdf (дата обращения: 14.05.2020).

25 См.: Десаи И. Сборник фетв (114 ответов по исламской экономике и финансам). Российский совет по исламским финансам. 2016. С. 54—55.

ведения в финансовых, деловых отношениях26. Как устанавливает и шариат, и фикх, мусульманин должен иметь «ният» (намерение) на проявление искренности к другим людям и желать им того же, что желает сам для себя, при этом свои взаимоотношения ему надо выстраивать с позиций справедливости и доброжелательности27. Таким образом, обязательства должны исполняться, т. е. сторона, обещающая что-либо (принимающая на себя обязательство), должна это обещание выполнить в полной мере, исходя из того, что такого исполнения в другой ситуации он хотел бы и для себя. Данное поведение как базовый принцип исполнения обязательств предписано в приведенных нами выше аятах Священного Корана, а также в хадисах Посланника Мухаммада (с.а.в.). Такой же позиции придерживаются ряд признанных ученых фикха, которые понимают под этим видом взаимоотношений включающее любое допустимое с точки зрения шариата обязательство человека (мнения закреплены в виде фетв, постановлений, рекомендаций)28.

Закономерно, что в большей степени договорные обязательства складываются в торговой деятельности. Касательно обязательств, возникающих из договора (т. е. в силу соглашения между лицами), то правила о принципах их исполнения закреплены прежде всего в Священном Коране в следующем аяте: «О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определенный срок, то записывайте его,

26 См.: Десаи И. Сборник фетв (114 ответов по исламской экономике и финансам). Российский совет по исламским финансам. 2016.

27 См.: Основы торговой деятельности / под ред. М. П. Гаджиева. Махачкала, 2008. С. 14.

28 См., например: Исламское страхование, (такафул): шариат, стандарт № 26. Пер.

с англ. / ред. совет: P. P. Вахитов и др. М., 2010. С. 27.

и пусть писарь записывает его справедливо. Писарь не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишете ее. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писарю и свидетелю. Если же вы поступите так, то совершите грех. Бойтесь Аллаха — Аллах обучает вас. Аллах ведает о всякой вещи» (аят 282 Суры 2)29.

Примечателен тот факт, что приведенный аят Священного Корана — самый длинный аят в самой длинной Суре Священного Писания, что подчеркивает важность, которая придается вопросам долга между людьми и процедуре одалживания.

Как можем заметить из приведенного аята Священного Корана, важными условиями для заключения договора являются его письменная форма («не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока»), дееспособность («слабоумен, немощен

29 Коран-онлайн. URL: https://quran-online.rU/2:282 (дата обращения: 24.07.2020).

или не способен диктовать самостоятельно»), наличие свидетелей (двое мужчин или мужчина и две женщины). Что касается взаимоотношений сторон в торговой деятельности, то если продавец «ведет себя несправедливо и прибегает к обману, то тогда вся эта деятельность превращается в произвол, зло (араб. — зульм; чеч. — зулм) и грех»30.

Как утверждает Ш. А. Шовхалов, в Священном Коране около 70 аятов посвящено регулированию договорных отношений (в основном договорам купли-продажи)31. В отношении существенных условий договора, которые должны соответствовать принципам шариата, И. Десаи выделяет следующие: определенность, безусловность, обоснованность,общепринятая необоснованность, не-замедлительность32, при этом он формулирует характеристики объекта договора купли-продажи: фактическое наличие товара, наличие ценности товара, легитимность (законность) товара с точки зрения шариата, возможность установления права собственности, определенность объекта купли-продажи. И наконец, цена контракта должна отвечать характеристикам определенности и конкретизации33.

Наиболее распространенными видами сделок купли-продажи выступают: 1) обычная продажа без привязки к себестоимости (бай му-савама); 2) бартерная сделка, или встречный обмен товарами (бай му-каядах); 3) продажа на основе отсрочки платежа (бай муаджаль); 4) сделка, заключенная сторонами

30 Основы торговой деятельности / под ред. М. П. Гаджиева. С. 15.

31 См.: Шовхалов Ш. А. Теория и практика ведения бизнеса по Шариату: монография. 2-е изд. Грозный, 2019. С. 30.

32 См.: Десаи И. Краткое руководство по исламским финансам: монография. Пер. с англ. / под ред. Ш. А. Шовхалова. Российский совет по исламским финансам, 2020. С. 24—25.

33 Там же. С. 25—26.

договора на основе физического действия (бай аль-таати); 5) продажа товара в кредит и покупка его назад за меньшую сумму наличными (бай аль-инах). Такая сделка сопряжена с элементами ростовщичества (риба) и, соответственно, запрещена шариатом; 6) продажа, основанная на себестоимости товара, которая указывается в ходе сделки между покупателем и продавцом (бай тавлия)34.

Относительно ростовщичества — риба, то в Священном Коране установлен прямой запрет на такой вид деятельности: «Те, которые пожирают [берут] рост [ростовщическую прибыль], восстанут (в День Воскрешения из своих могил) только такими же, как восстает тот, кого повергает сатана своим прикосновением [как одержимый бесом]. Это [такое воскрешение] (будет им) за то, что они сказали: "Ведь торговля тоже подобна ростовщичеству". А Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество. К кому придет увещание [положение о запрете ростовщичества] от его Господа (после того, как он совершил ростовщические сделки) и он удержится (от ростовщичества, покаявшись), тому (будет прощено), что предшествовало (до этого) [ему будут прощены прежние ростовщические сделки]: и дело его (в День Суда будет) у Аллаха; а кто вернется [продолжит заниматься ростовщичеством], то те (станут) обитателями Огня, (и) они в нем будут вечно пребывать!» (аят 275 Суры 2)35. Как следует из приведенного аята, Всевышний Аллах прямо запретил ростовщичество, но при этом выделил и разрешил торговлю, т. е. недвусмысленно указывается, что эти понятия (ростовщичество и торговля) не равнозначны и опосредуют разную реакцию на их практикование (в первом случае — это харам (запретное действие) и,

34 Там же. С. 28—29.

35 Коран-онлайн. URL: https://quran-online.ru/2:275 (дата обращения: 15.09.2020).

соответственно, налагает ответственность на субъекта; во втором случае — это мубах (дозволенное действие) и никаких негативных последствий для субъекта деятельности не влечет).

Относительно реализации принципа свободы договора в договорном праве, свойственного западноевропейским правопорядкам, в мусульманском праве справедливее говорить не столько о свободе договора, сколько о соблюдении ограничений при заключении договора, исходя из дозволенности или запрета определенного имущества, которое может находиться в собственности мусульманина, и ряда других факторов. По мнению А. Ш. Ахмедова, «свобода договора в мусульманском праве считалась и считается ограниченной в основном из-за концептуальных и теоретических проблем, которые возникли из-за недоработки договорного права в классический период»36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о намерении (ният) в мусульманской системе права. Важным компонентом договора в частных правоотношениях в системе мусульманского права является «ният» (намерение) относительно предмета совершения сделки. В общем виде «ният», или «нийя» (намерение), можно отнести к субъективной составляющей в действиях человека. Намерение в исламской религии представляет собой важный компонент веры мусульманина. Поступки человека оцениваются по его намерениям — существенный принцип, сформулированный в хадисах Посланника (с.а.в.). В «Сахихе» аль-Бухари принцип «ният» сформулирован следующим образом: «Сообщается, что 'Алькъама ибн Ваккъас аль-Лейси сказал: "Я слышал, как 'Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им

36 Ахмедов А. Ш. Свобода договора в мусульманском праве: дилеммы и перспективы // Свобода договора: сб. ст. / рук. авт. кол. и отв. ред. М. А. Рожкова. М., 2016. С. 25—44.

Аллах, говорил: «Я слышал, как посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: "Поистине, дела (оцениваются) только по намерению и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести), и поэтому (человек, совершавший) переселение к Аллаху и посланнику Его, переселится к Аллаху и посланнику Его, переселявшийся же ради чего-нибудь мирского, которое он хотел обрести, или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселял-ся"»"»37.

Очень тесную связь намерение имеет с категорией «вина». При условии существования намерения, не соответствующего предписаниям веры мусульманина, и его реализации активными действиями можно говорить о вине и ответственности такого индивида. В отношении нията (намерения) существует его оценка с точки зрения завершенности или незавершенности задуманного (хорошего или плохого поступка, дела). В Хадисе Посланника (с.а.в.) указано: «Ибн 'Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил, что Пророк (с.а.в.), передававший слова своего Всемогущего и Великого Господа, сказал: "Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: «За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел; за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела, а если он решит (совершить дурное

37 Сахих аль-Бухари (23 — Намерение в клятве, Хадис 6689). URL: https:// isnad.link/book/sahih-al-buhari/83-kniga-klyatv-i-obetov-hadisy-6621-6707/23-glava-namerenie-v-klyatve (дата обращения: 30.07.2020).

дело), и совершит его, Аллах запишет (за ним) одно дурное дело»"»38. Как можем видеть, если намерение о совершении плохого дела не было реализовано в материальном мире, такой результат приравнивается к одному хорошему поступку, делу.

Свою оценку по данному вопросу вынесла и мусульманская доктрина. Так, по мнению А. Ф. Бахнаси, «намерение — это цель человека, скрытая в его сердце в отношении того, что он хочет достигнуть своим действием»39. С. Махмасани считает намерением целенаправленную волю на совершение действия40. В. Зу-хайли исходит из того, что ният (намерение) — «умысел, являющийся внутренним убеждением совершить что-либо и решимость на этот по-ступок»41.

Мы исходим из того, что намерение формируется на основе воли и степени веры человека. Люди не похожи друг на друга: у кого-то порог воли (сила воли) и степень веры выше, у других, наоборот, ниже. Воля, по нашему мнению, имеет следующие критерии определения и содержания: 1) сознательность и целеустремленность; 2) необходимость выбора и принятия решения.

Говоря о соотношении нията и воли, отметим, что ният зарождается в сознании человека на основе

38 Сахих аль-Бухари (31 — глава: О том, кто вознамерится совершить доброе или дурное дело, Хадис 6491). URL: https:// isnad.link/book/sahih-al-buhari/81-kniga-smyagcheniya-serdec-hadisy-6412-6593/ 31-glava-o-tom-kto-voznameritsya-sovershit-dobroe-ili-durnoe-delo (дата обращения: 30.07.2020).

39 Бахнаси А. Ф. Назарийат фи-л-фикх ал-джинаи ал-ислами (Теоретические основы мусульманского уголовного права). Каир, 1969. С. 38. (На араб.)

40 См.: Махмасани С. Фалсафат ат-ташри фи-л-ислам (Философия мусульманского права). Бейрут, 1952. С. 213. (На араб.)

41 Аз-Зухайли Вахба. Ал-фикх ал-ис-

лами ва адиллатуху. Дар ал-фикр. Дамаск,

б/г. Т. 2. С. 618. (На араб.)

его воли в соответствии с его веро-убеждением (например, ният на совершение предписанного верующему поста в месяц Рамадан).

Следующим этапом намерения является его внешнее выражение в виде произношения задуманного, предполагаемого к исполнению действия, т. е. волеизъявление — изъявление воли вовне, другими словами, «переход» нията из внутреннего состояния человека в окружающую действительность в виде каких-либо действий, поступков, линии поведения (тот же пример с постом, когда человек воздерживается от приема пищи и воды от момента наступления времени утренней молитвы и до момента наступления времени вечерней молитвы (захода солнца)). И последний этап — желаемый результат, достижение поставленной цели (выдержать месяц поста, от первого до последнего дня, при этом воздерживаясь от всех запретных и нежелательных действий, исполняя все предписанные религиозные обряды и тем самым быть в довольстве у Аллаха).

Между тем в исламской религии есть понятие «тауфик» — дарование Аллахом способности совершать то, чем Он доволен. Это качество человека носит объективный характер, т. е. это «способность, которая заставляет осуществиться то или иное действие, не может быть приписана творению. Эта способность неотъемлема от действия [она появляется в момент его совершения и не существует до его совершения] и творения никак не контролируют эту способность»42. На чеченском языке есть выражение: «Далла тофикъ лойла хьуна», означающее в переводе на русский язык: «Да вознаградит тебя Всевышний Аллах тауфиком!». При этом в данном выражении-пожелании сделан акцент, что именно Всевышний наделяет тауфиком. Вместе с тем наряду с тауфиком у че-

42 Акыда ат-Тахавийя / Имам Абу Джа'фар ат-Тахави. 1-е изд. С. 34.

ловека существует способность к совершению действий с точки зрения наличия у него здоровья, возможностей, приспособленности и необходимых средств для этого, т. е. такая способность входит в сферу субъективного (то, что находится во власти человека) и, соответственно, такая способность является объектом предписаний шариата43. В Священном Коране относительно этого приводится следующий аят: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей...» (аят 286 Суры 2)44.

Намерение, как показывают приведенные выше хадисы из Сунны Посланника (с.а.в.) и мнения из фикха, важный элемент веры в исламской религии и оценки действий и поступков человека с точки зрения их качества (хорошие и плохие дела). В подобном русле рассуждает и С. Н. Бизюков: «Намерение как фактор субъективной стороны деяний имеет наибольшее значение при исполнении мусульманином своих культовых обязанностей в сфере "ибадат", являющейся частью религиозной системы ислама и поэтому испытывающей наибольшее воздействие его идеологических установок. По мере отдаления от вопросов культа это влияние значительно ослабевает, и большее значение начинают приобретать доктри-нальные юридические правила, выведенные рациональным путем на основе идеологических и моральных установлений шариата»45.

Констатируем, что ният получил выражение наряду с сугубо религиозными аспектами (молитва, пост и другие религиозные обряды и действия) и в сфере гражданско-право-

43 Акыда ат-Тахавийя / Имам Абу Джа'фар ат-Тахави. 1-е изд. С. 35.

44 Коран-онлайн. URL: https://quran-online.ru/2:286 (дата обращения: 22.07.2020).

45 Бизюков С. Н. К вопросу о понятии «нийя» и его роли в системе религиозно-правового регулирования шариата // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. Сер. 9. Вып. 2. Ч. 2. С. 245—246.

вых отношений. И тут не все так однозначно. Подходы в отношении данного вопроса в различных мазхабах46 носят разноплановый, порой диаметрально противоположный характер. Вместе с тем, как отмечает С. Н. Бизюков, «господствующим мнением среди наиболее авторитетных мусульманских ученых прошлого и настоящего является признание того, что именно цели и намерения определяют оценку поступков и действий людей»47.

О существенных юридических последствиях нията говорит следующий показательный пример: «Если человек покупает вещь, берет взаймы или вступает в брак от имени своего поручителя, но это не будет указано в договоре, и он не намеревался совершать это действие в интересах поручителя, то имущество переходит к нему, а в браке он становится супругом»48.

В другом случае также в качестве примера ставится во главу угла цель заключения договора как существенный фактор, говорящий о правомерности вообще заключения сделки: «Должно ли право учитывать только явное значение выражений и договоров, даже когда цели и намерения (ниййат) выглядят иначе?... Право и правовые принципы свидетельствуют о том, что намерения должны учитываться в договорах и что они должны определять действительность и недействительность договора. Так, например, если человек продает оружие тому, о ком знает, что тот будет использовать его

46 Мазхаб — совокупность религиозно-правовых школ (учений, доктрин) фикха в исламской религии. В суннизме существуют четыре основных (равнозначных) мазхаба: мазхаб Абу Ханифы (ханафитская школа фикха), мазхаб Малика ибн Анаса (ма-ликитская школа фикха), мазхаб Имама Аш-Шафии (шафиитская школа фикха), мазхаб Ахьмада ибн Ханбаля (ханбалит-ская школа фикха).

47 Бизюков С. Н. К вопросу о понятии «нийя» ... С. 244.

48 Там же.

для убийства мусульманина, то такой договор считается ничтожным, так как он продвигает преступление и агрессию. Но договор будет действительным, если он продает оружие тому, кто будет воевать за свою страну. Даже если в обоих случаях форма правового акта и договора являются одинаковыми, намерения и цель разные»49. Однако данная позиция сопряжена с риском вхождения в противоречия с нормами шариата: законность намерения не является достаточным основанием для признания его соответствующим нормам шариата, если формально договор не соответствует Корану и Сунне Посланника (с.а.в.).

Что касается поведения человека, его поступков и действий, к коим относятся и совершаемые им сделки (в правовом понимании), то С. Н. Бизюков отмечает, что им дается оценка с точки зрения соответствия их нормам исламского права и выделяет при этом действительные, ничтожные и дефектные сделки50.

Б. Дж. Вайсс подчеркивает, что в шариате существуют «категории "действительное" — сахих (правомерное, имеющее правовую силу) и "недействительное" — батил. Понятие действительности связано с правильностью исполнения,рассматриваемой как критерии того, что обязанность выполнена или поступок совершен надлежащим образом, так чтобы можно было считать, что они действительны... Например, если продажа осуществлена таким способом, который не соответствует основным требованиям контракта продажи: можно считать, что в результате такой продажи не произошло передачи права собственности»51.

49 Цит. ибн Каййима ал-Джавзиййа по: Ахмедов А. Ш. Указ. соч. С. 25—44.

50 См.: Бизюков С. Н. Юридические уловки в исламском праве: путь от Средневековья до XXI века // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 33—34.

51 См.: Вайсс Б. Дж. Дух мусульманского права. Усул ал-фикх. Пер. с англ. М.;

о принципах свободы договора, добросовестности и запрета причинения вреда в мусульманской системе права. Арабским правоведам и русскоязычным специалистам-востоковедам, изучающим мусульманское право, свойственно утверждение о том, что в современном мусульманском праве вообще не существует понятия свободы договора ни как принципа права вообще (подобно определению его в римском праве), ни как конкретного фактора при заключении договора. Причиной же такой ситуации является, по мнению Набила Салеха, то, «что воля сторон не имеет никакого значения. Важно намерение, но не воля: одно уже произношение слов "Ты продал?" или "Я продал" имеет юридическую силу, но при этом воля сторон абсолютно не имеет значения»52. С данными утверждениями мы в корне не согласны, учитывая то, что намерение, с нашей точки зрения, является одним из компонентов воли, о чем указывалось нами ранее. Более того, в Священном Коране (аят 29 Суры 4) есть прямое указание на необходимость осуществления торговли друг с другом (предусматривающей и заключение договора в устной или письменной форме) на основе «взаимного согласия»53. Данное положение о свободе договора находим и в хадисах Посланника (с.а.в.). В «Са-хихе» аль-Бухари в одном из хадисов приводится условие о том, что вплоть до «расставания друг с другом» стороны по сделке (продавец и покупатель) сохраняют свободу выбора действий (либо заключить ее, либо рас-торгнуть)54, подобное положение при-

СПб., 2008. URL: https://www.islam-love.

ru/components /com_j shopping / files/demo_

products/duh-muslim-pravo.pdf (дата обращения: 19.08.2020).

52 Цит. Набила Салеха по: Ахмедов А. Ш. Указ. соч. С. 25—44.

53 См.: Коран-онлайн (аят 29 Суры 4). URL: https://quran-online.ru/4:29 (дата обращения: 06.07.2020).

54 См.:Сахих аль-Бухари (34 — Книга торговых сделок, Хадис 2079). URL: https://

ведено и в «Сахихе» Муслима55. Кроме того, в указанных хадисах присутствует условие и о добросовестности поведения сторон сделки, выраженное в следующем положении: «... и если оба они были правдивы и разъясняли, сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то благо их сделки будет уничтожено»56.

Вообще, обман между мусульманами относится к запретному, в том числе это касается и отношений между сторонами в торговой деятельности при заключении сделок. В хадисе, изложенном в «Сахихе» Аль-Бухари, приводится: «Передают со слов 'Абдуллаха бин 'Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что один человек сказал пророку (с.а.в.), что его обманывают в торговых делах, (и пророк (с.а.в.) сказал (ему): "Когда будешь заключать сделки, говори: «Без обмана! (Ля хи-ляба!)»"» 57.

О необходимости придерживаться правил честной торговли, быть добросовестным в отношениях с покупателем следует и из следующего хадиса, приведенного в «Сахихе»

isnad.link/book/sahih-al-buhari/34-kniga-torgovyh-sdelok-hadisy-2 047-2238/19 -glava-o-tom-sluchae-kogda-i-pokupatel-i-prodavec-vsyo-razuyasnyayut-chestno-nichego-ne-skryvayut-i-dayut-iskrennie-sovety (дата обращения: 06.07.2020).

55 См.: Сахих Муслима (Хадис 1532). URL: https://namaz24.ru/files/books/ 5750baef09551_hadisy_sahih_muslim.pdf (дата обращения: 06.07.2020).

56 Сахих аль-Бухари (34 — Книга торговых сделок, Хадис 2079). URL: https:// isnad.link/book/sahih-al-buhari/34-kniga-torgovyh-sdelok-hadisy-2 047-2238/19 -glava-o-tom-sluchae-kogda-i-pokupatel-i-prodavec-vsyo-razuyasnyayut-chestno-nichego-ne-skryvayut-i-dayut-iskrennie-sovety (дата обращения: 06.07.2020).

57 Сахих аль-Бухари (34 — Книга тор-

говых сделок, Хадис 2117). URL:https:// isnad.link/book/sahih-al-buhari/34-kniga-

torgovyh-sdelok-hadisy-2047-2238 (дата обращения: 27.07.2020).

аль-Бухари: «Соообщается, что (однажды) Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник Аллаха (с.а.в.) запретил продавать финики, пока они не поспеют (тузхийа)". Его спросили: "Что значит "поспеют?". Он сказал: "(Это значит), пока они не покраснеют". (Кроме того,) посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: "Скажи мне, если по воле Аллаха плоды испортятся, то за что же любой из вас будет брать деньги своего брата?"»58.

О наличии принципа свободы договора в мусульманском праве отмечает в своих работах и М. Мирмохам-мади, утверждая, что ограничения для вступления в торговые сделки мусульманское право не устанавливает, кроме запрета на торговлю свининой, вином и оружием, которое может быть использовано в будущем против мусульманина. При этом исследователь проводит некую аналогию данного принципа свободы договора («взаимного согласия») со ст. 1 Принципов УНИДРУА59. Рассматривая добрую волю в качестве этического правила поведения для сторон как на стадии ведения переговоров, так и при исполнении договорных обязательств, М. Мирмохаммади исходит из того посыла, что принцип неукоснительности исполнения обя-

58 Сахих аль-Бухари (34 — Книга торговых сделок, Хадис 2198). URL: https:// isnad.link/book/sahih-al-buhari/34-kniga-torgovyh-sdelok-hadisy-2047-2238/87-glava-esli-kto-nibud-prodast-finiki-do-togo-kak-vyyasnitsya-prigodny-li-oni-k-upotre-bleniyu-a-potom-ih-porazit-bolezn-vsyu-otvetstvennost-dolzhen-nesti-prodavec (дата обращения: 09.07.2020).

59 См., например: Мирмохаммади М. Исламский взгляд на международное коммерческое право (сравнительное исследование) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4 (59). С. 113; Ahmad Abu al-Wafa. Kitab al-ilam bi-qawaid al-qanun al-dawl! wa-al-alaqat al-dawl!yah f! sharlat al-Islam, (Arabic) Dar Al-Nahdzah Al-Arabiah. Cairo, 2007. Vol. 11. P. 263.

зательств и принцип добросовестного поведения сторон договорных отношений признаны в правовых системах всех цивилизованных государств, в том числе в мусульманском праве, которое делает на них особенный упор60. Похожую аналогию принципа свободы договора мусульманского права мы можем обнаружить и в ст. 1 Гражданского кодекса РФ, в которой принцип свободы договора и принцип добросовестности установлены в качестве основных начал российского гражданского законодательства61.

В контексте рассматриваемого вопроса заслуживают внимания и положения о договоре, содержавшиеся в адатном праве вайнахов (чеченцев и ингушей) в XIX в. Договорное право чеченцев и ингушей регулировалось на основании правил, установившихся на протяжении долгого времени, в соответствии с патриархально-родовыми пережитками. Как правило, договоры между ними заключались в устной форме в присутствии свидетелей такой сделки, исходя из честности участвующих в таких договорах сторон62, т. е. можем наблюдать в адатном праве проявление принципа добросовестности в договорных отношениях. При процедуре заключения договора между вайнахами важным его элементом выступало слово, обещание (букв. «даваемое» слово от чеч. «дош далор») и «рукобитие сторон»63 или, говоря на современный лад, — рукопожатие (на чеч. — «куьг куьгах тохар»). Рукобитие сторон считалось важным элементом процесса заключения договора, и даже в том случае, если обнаруживалось впоследствии,

60 См.: Мирмохаммади М. Указ. соч. С. 118.

61 См. п. 1 и 3 ст. 1 ГК РФ.

62 См.: Гантемирова Ф. А. Общественно-политический строй и обычное право чеченцев и ингушей (XVIII в. — первая половина XIX в.): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1972. С. 106.

63 См.: Ковалевский М. Закон и обычай на

Кавказе. Т. 2. М., 1890. С. 110.

что одна из сторон вела себя недобросовестно (подмена вещи, обман и т. д.), все равно договор считался действительным. Другими словами, рукопожатие заменяло как письменную форму договора, так и подписи сторон в нем, т. е. факт рукопожатия становился некой «подписью, печатью» в современном понимании заключенного договора. Настолько важным элементом выступал факт рукопожатия (рукобития) в договорных правоотношениях между вай-нахами.

Наряду с договором купли-продажи адатному праву чеченцев и ингушей был известен институт поручительства и залога как способов обеспечения принятых на себя обязательств. Процедура поручительства выглядела следующим образом. Поручители произносили: «Мы ручаемся за него, что он в состоянии сделать то, что обязуется». После этого кредитор получал гарантию, что принятое обязательство в любом случае будет исполнено если не должником, то точно его поручителем.

В мусульманской системе права к основополагающим принципам наряду с принципами свободы договора и добросовестности относится и принцип запрета причинения вреда («не навреди»). Данный принцип нашел выражение в нормах гражданских законодательств ряда арабских стран, среди которых Гражданский кодекс ОАЭ (ст. 189), Гражданский кодекс Ирана (ст. 1240), Гражданский кодекс Кувейта (ст. 159) и др.

В хадисе Посланника (с.а.в.) приводится следующее положение о вреде и его причинении: «Передают со слов Абу Са'ида Са'да ибн Синана аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: "Недопустимо (причинять) вред ни (без причины), ни (причинять) вред (в ответ)"»64.

64 Сорок хадисов ан-Навави. URL: https:// isnad.link/book/sorok-hadisov-an-navavi/

В «Сахихе» аль-Бухари положение о недопустимости причинения вреда в расширенном понимании этого слова содержится в следующем хадисе: «...Пророк (с.а.в.) сказал: "Мусульманин — это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками, мухаджиром же является тот, кто прекратил (совершать) запрещенное Аллахом"»65.

Л. Р. Сюкияйнен выделяет ряд принципов мусульманского права, на которых базируются отношения по причинению и возмещению вреда: «Не допускается ни причинения вреда, ни нанесения ущерба в ответ на причиненный вред», «Ущерб должен быть компенсирован», «Причинение вреда подлежит предотвращению по мере возмож-ности»66. Исходя из этих принципов фикх, по мнению ученого, развил теорию об ответственности, основанием которой выступает факт причиненного вреда67.

Говоря об ответственности в мусульманском праве, Фахреттин Атар отмечает следующее: «Аллах создал человека, выделив его среди других творений, дал ему возможность обладать правом, осознавать свой долг, снабдил его разумом и волей и сделал человека с разумом и волей своим "собеседником". Аллах ниспослал человеку свои обращения, предписания и запреты. Чело-

32-nedopustimo-prichinyat-vred-ni-bez-prichiny (дата обращения: 25.07.2020).

65 Сахих аль-Бухари (2-Книга имана, Ха-дис 10). URL: https://isnad.link/book/sahih-al-buhari/2-kniga-imana-hadisy-8-58/ glava-4 (дата обращения: 03.08.2020).

66 Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право собственности ... С. 145.

67 См.: Сюкияйнен Л. Р. Исламское право:

понятие, соотношение с шариатом и фик-хом, место в современных правовых системах, взаимодействие с европейской правовой культурой (ридер). URL: https://kpfu. ru/portal/docs/F1979005079/Rider_2016_L.

R..Sjukiyajnen.pdf (дата обращения:

09.08.2020).

век стал обладателем права и достиг осознания своего долга при сотворении души. Таким образом, человек с самого начала был наделен таким свойством, как ответственность»68. В данном случае ответственность понимается автором с проспективной (позитивной) точки зрения.

Напротив, ретроспективного (негативного) подхода при формулировании ответственности придерживается С. Н. Бизюков. По его мнению, ответственность «можно определить в качестве отношения, возникающего между индивидом и мусульманской общиной (исламским государством как формой ее организации) по поводу нарушения установленных правил поведения, поддерживаемых общиной (государством) собственно юридическими средствами, а также санкциями и стимулами религиозного характера»69.

Мы исходим из того, что ответственность в мусульманской системе права выражается в двух формах: в религиозной и собственно юридической. С религиозной точки зрения ответственность характеризуется как кара, возмездие Всевышнего за нарушения человеком предписаний и запретов, установленных главными источниками шариата — Священным Кораном и Сунной Пророка (с.а.в.). Такое возмездие ожидает человека за греховные поступки в Судный день. С юридической точки зрения ответственность связана с государственным принуждением в виде применения либо угрозы применения санкций к индивиду вследствие нарушения им норм, установленных Священным Кораном, Сунной Пророка (с.а.в.) и другими источниками мусульманской системы права. Такое вполне земное наказание индивид претерпевает в мирской жизни.

Нашел отражение в мусульманской системе права и вопрос о вреде,

68 Фахреттин Атар. Указ. соч. С. 56.

69 Бизюков С. Н. Вопросы ответственности в мусульманской правовой теории. С. 86.

наступившем из-за случая. Юридические последствия наступления случая, из-за которого произошло причинение вреда, несет пострадавший в такой ситуации. В «Сахихе» аль-Бухари приводится: «Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: "Не выплачивается возмещение ни за (пострадавшего) в руднике, ни за упавшего в колодец, ни за (раненого или убитого) животным, а с клада следует выплатить пятую часть (его стоимости)"»70.

Ведение бизнеса в соответствии с шариатскими началами должно осуществляться на базе принципов свободы договора, добросовестности, непричинения вреда контрагентам и другим участникам имущественных отношений. Бизнес должен ориентироваться на установления шариата и фикха так, чтобы не входить с ними в противоречие и тем самым не входить в противоречия с религиозными постулатами в отношении поведения субъекта. С этой точки зрения повышенный интерес к методам и инструментам ведения бизнеса на основе шариатских предписаний наблюдается в среднеазиатских мусульманских государствах бывшего СССР, а также в некоторых регионах России (Северный Кавказ, Татарстан), в том числе в среде бизнес-сообщества Чеченской Республики.

Как известно, подавляющая часть населения Чеченской Республики исповедует ислам, исходя из этого региональный бизнес начал все больше интересоваться мусульманскими финансово-правовыми инструментами, в том числе реализацией идеи «исламского банкинга»,

70 Сахих аль-Бухари (42-Книга о снабжении водой и питье, Хадис 2355). URL: https:// isnad.link/book/sahih-al-buhari/42-kniga-o-snabzhenii-vodoj -i-pite-hadisy-2351-2 384/ 4-glava-tot-kto-vyryl-kolodec-na-svoej-zemle-ne-neset-otvetstvennost-za-upavs-hego-v-nego (дата обращения: 27.08.2020).

продажи товаров на основе рассрочки и отсрочки платежа (мура-баха, бай муаджаль) и рядом других типов договоров. Разумеется, данный опыт перенимается с учетом действующего гражданского законодательства Российской Федерации в части, не противоречащей ему.

Показательным примером ориентира бизнеса в Чеченской Республике является то, что во многих магазинах розничной и даже оптовой торговли, несмотря на серьезные экономические трудности, которые испытывают субъекты малого и среднего бизнеса в последнее время, каждый четверг (с вечера дня на пятницу) всем покупателям хлеб раздается бесплатно как милостыня, подаяние (араб. — садака; чеч. — саг1а). Не это ли показатель стремления вести свои дела в соответствии с канонами, устанавливаемыми и поощряемыми исламской верой? Ведь как приводится в аяте Священного Корана, «тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (аят 274 Суры 2)71.

Всевышний Аллах особо похвалил расходующих средства на Его пути из стремления к лику Аллаха в любое время: ночью и днем, в любом состоянии: тайно и явно. И даже расходование на семью также считается пожертвованием (садака)72.

Исследуя вопросы договорного права в мусульманской системе права, учитывая при этом ряд проблемных ситуаций вообще как с понятием договора73, так и с принципами его заключения в мусульманской системе права, А. Ш. Ахмедов

71 Коран-онлайн. URL: https://quran-online.ru/2:274 (дата обращения: 22.08.2020).

72 См.:Толкование смыслов Священного Корана ибн Касира. URL: https://quran-online.ru/2:274 (дата обращения: 25.08.2020).

73 В большинстве правовых актов (законы, низамы, кодексы) мусульманских

стран вообще отсутствует легальная дефиниция понятия «договор».

ратует за рецепцию правовых норм, регулирующих договорные правоотношения, из закрепленных и апробированных в романо-германской системе права конструкций, разработанных еще в период римского права74.

Что касается рецепции положений из других правовых систем и национальных правопорядков не только в данном вопросе, а в общем касательно всей системы мусульманского права, то ответ представляется не столь однозначным, как это могло бы быть в случае взаимопроникновения правовых норм, например, из англосаксонской системы в романо-германскую систему права, и наоборот. Все-таки специфика исламской религии, на которой основана мусульманская система права, сохраняет принципиально важный постулат: самыми важными, первостепенными источниками фикха, шариата и законодательства мусульманских стран являются Священный Коран и Сунна Посланника (с.а.в.), и тут никакого другого компромисса быть не может. Тогда как в западноевропейской системе ценностей права и свободы человека (элементом которых является и принцип свободы договора) преподносятся как достижение западного мира, его уклада в виде позитивного права, и они мало общего имеют с религиозной составлявшей, исходя из того что церковь (соответственно, и религия) на Западе отделена от государства. То есть налицо противоречия в мировоззрениях, которые сказываются и на конкретных практических вопросах (на той же рецепции), формируют взаимонегативный образ восприятия, в том числе в отношении вопросов права. Между тем в условиях столкновения цивилизаций на фоне принципиально разных позиций в различных сферах человеческой жизни диалог культур между Западом и Востоком продолжается.

Относительно взаимопроникновения культур (в том числе взаиморецепции правовых норм) западноевропейского права и права мусульманского в условиях всеобщей интеграции мировых процессов, в том числе глобальных институтов права, то процесс этот представляется сонаправленным. Не секрет, что во многих государствах Европы, в том числе России, наблюдается повышенный интерес к различным механизмам регулирования тех или иных общественных отношений в мусульманском частном праве, в частности к такому экономико-правовому инструменту, как «исламский банкинг». И наоборот, национальным правопорядкам мусульманских стран свойственна рецепция правовых норм из англосаксонской и романо-германской систем права в том или ином масштабе. Таким образом, в настоящее время в мусульманской системе права наблюдается тенденция, связанная с процессами ее интеграции в систему международного права посредством проведения реформ по ее систематизации и кодификации, рецепции правовых норм из зарубежных пра-вопорядков, что подчеркивает незакрытость мусульманского права от всего остального мира, международных институтов. Мусульманская система права готова заимствовать наиболее эффективные и не противоречащие главным его постулатам (Священному Корану и Сунне Пророка (с.а.в.)) положения из других систем права и делиться своим положительным опытом правового регулирования в тех или иных сферах с другими правовыми семьями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечает в этом контексте Л. Р. Сюкияйнен, «есть все основания утверждать, что на современной правовой карте мира сформировалось статутное позитивное исламское право, тесно взаимодействующее с другими правовыми семьями»75.

74 См.: Ахмедов А. Ш. Указ. соч. С. 25—44.

75 Сюкияйнен Л. Р. Исламское право ..

Вместе с тем, как справедливо пишет Г. М. Керимов, «в современных условиях традиции и правила Шариата сохраняются и активизируются в мусульманских странах. Исламские духовно-культурные ценности, шариатские законы не только полностью сохраняют свое значение, но и играют все более важную роль в развитии мусульманской цивилизации, укреплении мусульманского государства, в жизни мусульманского общества»76.

Выводы. Проведенное исследование отдельных вопросов ответственности в мусульманской системе права позволяет сделать ряд следующих выводов.

В частноправовой сфере отношений в мусульманской и западноевропейской системах права присутствуют разноплановые подходы к ее формулированию и методам реализации. И это закономерно, исходя из специфики правовых систем. Однако можно говорить и о точках соприкосновения систем. Яркий пример — существующие подходы к

76 Керимов Г. М. Указ. соч.

реализации принципов свободы договора, добросовестности и противоправности нанесения вреда, которые получили анализ в рамках настоящего исследования.

Ответственность в мусульманской системе права выражается в двух формах: религиозной и собственно юридической. С религиозной точки зрения ответственность характеризуется как кара, возмездие Всевышнего за нарушения человеком предписаний и запретов, установленных главными источниками шариата — Священным Кораном и Сунной Пророка (с.а.в.). Такое возмездие ожидает человека за греховные поступки в Судный день. С юридической точки зрения ответственность связана с государственным принуждением в виде применения либо угрозы применения санкций к индивиду вследствие нарушения им норм, установленных Священным Кораном, Сунной Пророка (с.а.в.) и другими источниками мусульманской системы права. Такое вполне земное наказание индивид претерпевает в мирской жизни.

Список литературы

Ahmad Abu al-Wafa. Kitab al-ilam bi-qawaid al-qanun al-dawll wa-al-alaqat al-dawllyah f! sharlat al-Islam, (Arabic) Dar Al-Nahdzah Al-Arabiah. Cairo, 2007. Vol. 11.

Аз-Зухайли Вахба. Ал-фикх ал-ислами ва адиллатуху. Дар ал-фикр. Дамаск, б/г. Т. 2. (На араб.)

Ахмедов А. Ш. Свобода договора в мусульманском праве: дилеммы и перспективы // Свобода договора: сб. ст. / рук. авт. кол. и отв. ред. М. А. Рожкова. М., 2016.

Бахнаси А. Ф. Назарийат фи-л-фикх ал-джинаи ал-ислами (Теоретические основы мусульманского уголовного права). Каир, 1969. (На араб.)

Бизюков С. Н. Вопросы ответственности в мусульманской правовой теории // Правоведение. 1989. Вып. 6.

Бизюков С. Н. Юридические уловки в исламском праве: путь от Средневековья до XXI века // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3.

Бизюков С. Н. К вопросу о понятии «нийя» и его роли в системе религиозно-правового регулирования шариата // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. Сер. 9. Вып. 2. Ч. 2.

Вайсс Б. Дж. Дух мусульманского права. Усул ал-фикх. Пер. с англ. М.; СПб., 2008. URL: https://www.islam-love.ru/components/com_jshopping/files/demo_products/duh-muslim-pravo.pdf (дата обращения: 19.08.2020).

Гантемирова Ф. А. Общественно-политический строй и обычное право чеченцев и ингушей (XVIII в. — первая половина XIX в.): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1972.

Десаи И. Краткое руководство по исламским финансам: монография. Пер. с англ. / под ред. Ш. А. Шовхалова. Российский совет по исламским финансам, 2020.

Десаи И. Сборник фетв (114 ответов по исламской экономике и финансам). Российский совет по исламским финансам, 2016.

Исламское страхование, (такафул): шариат, стандарт № 26. Пер. с англ. / ред. совет: P. P. Вахитов и др. М., 2010.

Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб., 2009.

Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 2. М., 1890.

Козлихин И. Ю. Мусульманское право // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2011. № 3 (296).

Махмасани С. Фалсафат ат-ташри фи-л-ислам (Философия мусульманского права). Бейрут, 1952. (На араб.)

Мирмохаммади М. Исламский взгляд на международное коммерческое право (сравнительное исследование) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2016. № 4 (59).

Основы торговой деятельности / под ред. М. П. Гаджиева. Махачкала, 2008.

Сюкияйнен Л. Р. Исламское право: понятие, соотношение с шариатом и фикхом, место в современных правовых системах, взаимодействие с европейской правовой культурой (ри-дер). URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F1979005079/Rider_2016_L. R. Sjukiyajnen.pdf (дата обращения: 09.08.2020).

Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов // Россия и мусульманский мир. 2006. № 3.

Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850.

Фахреттин Атар. Ильм усуль аль-фикх (Наука об основах исламской юриспруденции) / «Fikih Usfilu» Dof. Dr. Fahrettin Atar. Istanbul, 1988. Пер. с тур.: Т. Хабибуллин. Islamhouse,

2009.

Шовхалов Ш. А. Теория и практика ведения бизнеса по Шариату: монография. 2-е изд. Грозный, 2019.

References

Ahmad Abu al-Wafa. Kitab al-ilam bi-qawaid al-qanun al-dawl! wa-al-alaq t al-dawl!yah f! sharlat al-Islam, (Arabic) Dar Al-Nahdzah Al-Arabiah. Cairo, 2007. Vol. 11. (in Arabic).

Akhmedov A. Sh. Freedom of contract in Muslim Law: Dilemmas and Prospects. Freedom of contract. Ed. by M. A. Rozhkova. Moscow, 2016. Pp. 25—44. (In Russ.)

Az-Zukhayli Vakhba. Al-fikkh al-islami va adillatukhu. Dar al-fikr. Damask. Vol. 2. (in Arabic).

Bakhnasi A. F. Theoretical foundations of Muslim criminal law. Kair, 1969. (in Arabic).

Bizyukov S. N. Legal subterfuges in Islamic law: from the middle ages to the 21st sentury. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki, 2014, no. 3, pp. 31—54. (In Russ.)

Bizyukov S. N. On the concept of "niyya" and its role in the religious-normative system of the Shari'a. Vestnik of Saint Petersburg University, 2009, seriya 9, iss. 2, part 2, pp. 241—247. (In Russ.)

Bizyukov S. N. Problems of responsibility in the moslem-legal theory. Pravovedenie, 1989, iss. 6, pp. 80—86. (In Russ.)

Desai I. A Brief Guide to Islamic Finance. Ed. by Sh. A. Shovkhalov. Rossiyskiy sovet po islamskim finansam, 2020. 133 p. (In Russ.)

Desai I. Collection of Fatwas (114 responses on Islamic Economics and Finance). Rossiyskiy sovet po islamskim finansam, 2016. 135 p. (In Russ.)

Fakhrettin Atar. Il'm usul' al'-fikkh (The science of the fundamentals of Islamic jurisprudence) / "Fikih Usfilu" Dof. Dr. Fahrettin Atar. Istanbul, 1988. Islamhouse, 2009. 132 p. (In Russ.).

Fundamentals of trading activity. Ed. by M. P. Gadzhiev. Makhachkala, 2008. 96 p. (In Russ.).

Gantemirova F. A. Socio-political system and customary law of Chechens and Ingush (XVIII century — the first half of the XIX century). Cand. diss. Moscow, 1972. 205 p. (In Russ.)

Islamic Insurance, (Takaful): Sharia, Standard No. 26. Ed. by P. P. Vakhitov et al. Moscow,

2010. 36 p. (In Russ.)

Kerimov G. M. Sharia: The law of Muslim life. Sharia answers to the problems of modernity. St. Petersburg, 2009. 512 p. (In Russ.)

Kovalevskiy M. Law and custom in the Caucasus. Vol. 2. Moscow, 1890. 319 p. (In Russ.)

Kozlikhin I. Yu. Muslim Law. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Pravovedenie, 2011, no. 3 (296), pp. 231—258. (In Russ.)

Makhmasani S. Philosophy of Muslim Law. Beyrut, 1952. (in Arabic).

Mirmohammadi M. An Islamic View of International Commercial Law (Comparative Study). Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2016, vol. 59, no. 4, pp. 112—119. DOI: 10.12737/21255. (In Russ.)

Shovkhalov Sh. A. Theory and practice of doing business according to Sharia. 2nd ed. Groznyy, 2019. 128 p. (In Russ.).

Syukiyaynen L. R. Islamic law: concept, relation with Sharia and Fiqh, place in modern legal systems, interaction with European legal culture (reader). (In Russ.) Available at: https://kpfu. ru/portal/docs/F1979005079/Rider_2016_L. R..Sjukiyajnen.pdf (accessed 09.08.2020).

Syukiyaynen L. R. Muslim Property Law: Legal Interpretation of Religious Postulates. Russia and the moslem world, 2006, no. 3, pp. 139—149. (In Russ.)

Tornau N. Exposition of the principles of Muslim jurisprudence. St. Petersburg, 1850. 475 p.

Vayss B. Dzh. Spirit of Muslim Law. Moscow; St. Petersburg, 2008. 320 p. (In Russ.) Available at: https://www.islam-love.ru/components/com_jshopping/files/demo_products/duh-muslim-pravo.pdf (accessed 19.08.2020).

Информация об авторах

Х. В. Идрисов, доцент кафедры гражданского права и процесса Чеченского государственного университета им. А. А. Кадырова, доцент кафедры правовых дисциплин Чеченского государственного педагогического университета, доцент кафедры информационного права и юриспруденции Грозненского государственного нефтяного технического университета им. М. Д. Миллионщикова, кандидат юридических наук, доцент

А. Г. Хареханов, доцент кафедры исламского права Российского Исламского университета им. Кунта-Хаджи, доктор шариатских наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.