Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

ИНСТИТУТ ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
теоретико-правовые основы / информационно-коммуникационные технологии / Электронное правительство / государственные услуги / государственные гражданские служащие / theoretical and legal foundations / information and communication technologies / e-Government / public services / state civil servants

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Немчик Юрий Александрович

Данная обзорная статья показывает на каких теоретико-правовых основах в России начали применяться и совершенствоваться информационнокоммуникационные технологии в процессе выполнения органами государственного управления функций по реализации властных полномочий, как изменялись цели и задачи правовой базы концепции создания Электронного правительства за период функционирования. Проанализированы основные итоги концепции электронного документооборота для целей социального развития страны. Высказано мнение автора по решению проблемных вопросов её правового обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This review article shows on what theoretical and legal foundations information and communication technologies have begun to be applied and improved in the activities of state authorities and management in Russia, how the goals and objectives of the legal framework for the creation of e-Government have changed over the period from 2011 to the present, the results of the implementation of this concept for the purposes of the country's social development, the author's opinion on solving problematic issues of its legal support.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

УДК 347.075 ББК 67.404.

Юрий Александрович Немчик

Московский областной филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации доцент, кандидат военных наук

yurij-nemchik@yandex. ш

143402, Россия, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8, к. 1

ИНСТИТУТ

ОСНОВАНИЙ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация. Данная обзорная статья показывает на каких теоретико-правовых основах в России начали применяться и совершенствоваться информационно-коммуникационные технологии в процессе выполнения органами государственного управления функций по реализации властных полномочий, как изменялись цели и задачи правовой базы концепции создания Электронного правительства за период функционирования. Проанализированы основные итоги концепции электронного документооборота для целей социального развития страны. Высказано мнение автора по решению проблемных вопросов её правового обеспечения.

Ключевые слова: теоретико-правовые основы, информационно-коммуникационные технологии, Электронное правительство, государственные услуги, государственные гражданские служащие.

Y.A. NEMCHIK, docent, PhD in Military Sciences, Moscow Regional Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration,

yurij-nemchik@yandex. ru 1 room, 8, Rechnaya str., Krasnogorsk, Russia, 143402

THEORETICAL AND LEGAL FOUNDATIONS FOR THE CREATION AND IMPROVEMENT OF THE E-GOVERNMENT IN THE INTERESTS OF THE SOCIAL DEVELOPMENT OF RUSSIA

Annotation. This review article shows on what theoretical and legal foundations information and communication technologies have begun to be applied and improved in the activities of state authorities and management in Russia, how the goals and objectives of the legal framework for the creation of e-Government have changed over

the period from 2011 to the present, the results of the implementation of this concept for the purposes of the country's social development, the author's opinion on solving problematic issues of its legal support.

Key words: theoretical and legal foundations, information and communication technologies, e-Government, public services, state civil servants.

Всеобщая цифровизация и глобализация общественных процессов, основанная на повсеместном внедрении и применении информационно -телекоммуникационных технологий в политической, экономической, социальной и других общественных сферах, коснулась и функционирования органов государственной власти и управления. Данная тенденция, развивающаяся особенно активно на протяжении последних двух десятилетий, получила распространение в большинстве стран мира. Процесс реализации институтами публичной власти властных полномочий на основе применения ИКТ называется «Электронное правительство» (е-Ооуегпшеп1;).

Суть Электронного правительства состоит в автоматизации и стандартизации процесса государственного управления (от принятия управленческого решения до отчета конечного исполнителя о достигнутых результатах) путем внедрения в деятельность органов государственной власти и управления современных информационно-телекоммуникационных технологий сбора, поиска и обработки информации. Конечной (стратегической) целью формирования и развития института Электронного правительства является повышение эффективности государственного управления посредством снижения административных барьеров, основанного в свою очередь на установлении конструктивного диалогового Интернет-пространства между властью и населением.

Функционирование Электронного правительства в Российской Федерации осуществляется по двум основным взаимосвязанным направлениям: предоставление информации заявителем и оказание государственных и муниципальных услуг. Получателями таких услуг могут быть как органы государственной власти и местного самоуправления, так и бизнес-структуры и физические лица.

При этом, широкое применение информационно-телекоммуникационных технологий позволяет свести к минимуму или в отдельных случаях совсем исключить личное взаимодействие между субъектом предоставления конкретной услуги и ее непосредственным получателем.

Правовой основой для разработки и реализации основных положений концепции Электронного правительства в Российской Федерации стала государственная программа Российской Федерации «Информационное

общество (2011 -2020 годы)», утверждённая Председателем Правительства Российской Федерации 20 октября 2010 года1 (далее — Программа «Информационное общество»).

В последние годы, в ходе практической реализации в повседневной жизни программных целей и задач Электронного правительства, завершения отдельных этапов реализации Программы «Информационное общество», в печатных изданиях, научных трудах, размещённых в глобальной сети Интернет, всё чаще можно встретить критические публикации в отношении социально-экономических последствий функционирования Электронного правительства.

Анализ публикаций по теме исследования позволяет говорить о взаимосвязи концепции формирования и развития информационного общества и национального модернизационного проекта. Суть данного проекта состоит в цифровизации и автоматизации всех сфер человеческой жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий. Ярким примером подобных преобразований могут стать реализуемые и широко освещаемые в последние годы проектные идеи «цифровая экономика» и «цифровая культура».

Одним из положений национального модернизационного проекта также является выстраивание устойчивых взаимоотношений институтов публичной власти и гражданского общества в информационно-коммуникационном пространстве. В тоже время, по мнению большинства исследователей, на настоящем этапе общественного развития научно-технологическая деятельность в Российской Федерации характеризуется относительно невысоким уровнем результативности, в следствие чего разрабатываемые информационно-телекоммуникационные технологии не отвечают вызовам, формируемым современным цифровым обществом [3].

Полагаю, что с такой точкой зрения согласиться нельзя. Для того, чтобы говорить о степени реализации правовой основы Электронного правительства — государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», в том числе её последствиях для социального развития России, необходимо, прежде всего, выяснить место данной программы в системе стратегического планирования в Российской Федерации, уяснить её цель и задачи.

Анализ содержания Программы «Информационное общество», в редакции, действовавшей до 15 апреля 2014 года, показывает, что

1 Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (ред. от 02.12.2011, с изм. и доп. от 26.12.2013) // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 2010. — № 46. — Ст. 6026.

стратегическими приоритетами построения общества, в основе которого лежат информационные технологии является обеспечение доступности информационных ресурсов для всех его членов, повсеместное и многоаспектное применение инновационных технологий, проведение коренных преобразований в организационной структуре государственного управления с целью повышения эффективности управленческих решений, формирование устойчивого информационного иммунитета как властных структур, так и общественных единиц и отдельных индивидов.

Таким образом, предполагалось, что использование физическими и юридическими лицами информационно -телекоммуникационных технологий позволит сформировать у них ряд устойчивых преимуществ, в том числе и конкурентных.

С 15 апреля 2014 года действует новая редакция Программы «Информационное общество». Целью Программы, утвержденной Правительством Российской Федерации, является становление нового цифрового общества. Основным средством достижения общественных благ разных уровней выступают информационно-телекоммуникационные и цифровые технологии, повсеместное применение которых, согласно основным положениям программы, будет способствовать повышению качества жизни, улучшению условий деятельности организаций, развитию экономического потенциала.

Достижение поставленных обозначенной программой информатизации общества целей, возможно посредством решения ряда взаимосвязанных задач: разработка и реализация концепции принципиально новой инфраструктуры передачи данных, обладающей высокими конкурентными преимуществами (в приоритете при решении данной задачи использование российских разработок, созданных на базе отечественных научно-исследовательских центров); формирование и развитие информационной среды, составной частью которой является открытая и доступная для всех членов общества медиасреда; формирование устойчивого информационного иммунитета, способного минимизировать риски информационного и цифрового характера, внедрение в деятельность предприятий и организаций разных форм собственности и сфер деятельности отечественных программных продуктов и технологий с целью достижения высокого уровня информационной безопасности; перевод части государственного управленческого процесса в электронный формат, в том числе предоставление ряда государственных и муниципальных социально-значимых услуг населению; достижение принципиально нового качества процесса

государственного управления путем повышения оперативности принятия управленческих решений на основе применения информационных технологий \

Проведенный анализ стратегических целей, задач и приоритетов Программы позволяет сделать вывод о том, что создание высокоорганизованного автоматизированного информационного

общественного сектора является базой для дальнейшей трансформации и переходу к постиндустриальному обществу: модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов граждан для личностного развития.

Результатом выполнения Программы станет формирование у граждан и организаций конкурентных преимуществ от повсеместного широкого использования информационных технологий. Достижение данных преимуществ возможно при соблюдении ряда условий: открытость и доступность информации, развитие цифрового контента, широкое применение инновационных технологий в деятельности органов государственной власти. При всей масштабности и амбициозности поставленных задач, наличии проблемных вопросов, проведена серьёзная работа по правовому обеспечению функционирования Электронного правительства, что позволило достичь впечатляющих результатов.

Оперативная и глубокая проработка организационно -правовых основ функционирования Электронного правительства позволило активно внедрять в государственные управленческие процессы необходимые информационно -технические новации, сформировать в сроки, предусмотренные Программой «Информационное общество», институт Электронного правительства, представляющий собой электронную платформу взаимодействия отраслевых органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению процесса предоставления государственных и муниципальных услуг населению.

Комплекс проведенных организационных и технико-технологических работ позволил сформировать институт Электронного правительства как динамичную систему, объединившую три структурных сектора: (1) информационно-технологический, включающий Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), Единая система идентификации, авторизации и аутентификации (ЕСИА) органов и организаций, а также обращающихся за получением услуг физических и юридических лиц, единая Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ); (2)

1 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (ред. от 25.01.2022) // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 2014. — № 18 (часть II). — Ст. 2159.

организационно-технический, в состав которого включены центры общественного доступа, предназначенные для информирования заявителей о деятельности органов и организаций и обеспечения доступа к получению государственных и муниципальных услуг в электронной форме; (3) инженерный и вспомогательный (системы обеспечения информационной безопасности, информационно-телекоммуникационные сети, центры обработки данных и тому подобное).

Значительную роль в процессе повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению сыграло создание многофункциональных центров (МФЦ), эффективная реализация которыми технологии «одного окна» обеспечила гражданам возможность получения любых услуг в одном месте, рационально расположенном с территориальной точки зрения.

Функционирование сети МФЦ позволило свести к минимуму количество инстанций, которые гражданин должен посетить с целью решения того или иного вопроса. Кроме того, создание многофункциональных центров имеет ряд благоприятных социальных последствий, которые состоят в улучшении социального самочувствия и, как следствие, укреплении гражданского общества.

С момента создания Электронного правительства началась постепенная цифровизация процесса взаимодействия между различными уровнями и ветвями власти по решению вопросов общегосударственного и местного значения. Согласно статистическим данным, доля электронного документооборота между органами государственного управления превысила 50%, все большее количество организационной составляющей задач, выполняемых федеральными, региональными и местными центрами проводится в электронной форме. В настоящее время успешно функционирует единая система межведомственного электронного взаимодействия предоставления государственных и муниципальных услуг. Ежегодно растет количество услуг, доступных к получению в электронном виде. Так, в 2009 году сразу после введения портала в эксплуатацию для пользователей было доступно 110 федеральных и 200 муниципальных услугах, в данный момент времени их суммарное количество превысило 400. Тенденцию к увеличению также имеет количество государственных услуг, получаемых при помощи функционала единого портала. Наибольший рост по числу обращений к порталу наблюдался в 2020 году, пользователям было предоставлено более 230 млн. государственных услуг различной специфики, что в два раза превышает показатель 2019 года. Положительная динамика также сохраняется по количеству зарегистрированных пользователей. По итогам 2019 года портал государственных услуг содержал информацию о 65 млн. подтвержденных учетных записях. В 2022 году

количество активных пользователей превысило отметку в 96,5 млн. человек, что составляет почти 90 % от всех граждан России в возрасте от 15-ти до 70-ти лет, имеющих право регистрироваться на портале и получать услуги в электронном виде [2].

Если в самом начале существования портала, зарегистрированные пользователи неохотно прибегали к его функциональным возможностям, то в настоящее время граждане повсеместно обращаются к порталу с целью получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Наибольшей популярностью неизменно на протяжении нескольких лет являются: получение информации о пенсионных накоплениях, регистрации автотранспортного средства, запись в детский сад, оформление различных социальных пособий, выдача справок о наличии (отсутствии) судимости. Безусловным лидером рейтинга является услуга записи к врачу, как себя, так и несовершеннолетнего ребенка.

Несмотря на положительные аспекты внедрения и развития института Электронного правительства в Российской Федерации сохраняется ряд проблемных вопросов, связанных с его функционированием. Во-первых, хотя предоставление государственных и муниципальных услуг населению осуществляется на основе применения цифровых технологий, в данном процессе преобладает ручной ввод данных, что обуславливает человеческий фактор и существенно повышает риск намеренного или случайного искажения информации. Во-вторых, подверженность цифровых и информационно-телекоммуникационных технологий к стороннему воздействию обуславливает возможность «утечки» персональных данных, путем хакерских атак, целенаправленного взлома систем и так далее, следствием чего станет нарушение прав человека. В-третьих, существует риск сопротивления органов власти, особенного органов местного самоуправления, переходу от внутриведомственной формы хранения и обработки информации к надведомственной (платформенной, портальной). На этом фоне серьезной проблемой «цифровизации» органов государственной власти и управления является возникновение тотальной зависимости важнейших государственных институтов от работоспособности ИТ-систем.

Свой вклад в решение данных проблем должна внести работа по совершенствованию теоретико-правовых основ применения ИКТ, подготовки специалистов для системы Электронного правительства.

Минимизации негативного воздействия человеческого фактора должны способствовать выработка эффективных правовых мер по профилактике правонарушений. На мой взгляд, они должны предусматривать не столько эффективные меры правовой ответственности за допущенные умышленные

правонарушения в сфере информационно-коммуникационных технологий, сколько юридическое закрепление стандартов по отбору и допуску к критически важным элементам информационной системы наиболее ответственной категории работников — государственных служащих с профильным образованием.

И здесь правомерно говорить не только о государственном заказе для учебных заведений, готовящих специалистов в области цифровых технологий и производства связанных с ними продуктов и услуг, но и о роли вузов в сопровождении, отборе и включении в специальную базу кандидатур наиболее достойных выпускников для последующего трудоустройства на профильную гражданскую службу. Считаю, что именно созданная соответствующая база данных наиболее мотивированных специалистов — гражданских служащих будет способствовать решению задачи развития ИТ-систем и защиты их наиболее важных данных. Безусловно, важное значение будет иметь введение стандартов проведения массового обучения и сертификации государственных служащих с целью повышение компьютерной грамотности и профилактики правонарушений в органах государственной власти.

Серьёзным социальным фактором сдерживания функционирования Электронного правительства является «информационное неравенство» отдельных категорий граждан, которое характеризуется физическим отсутствием у определённой части населения доступа к информационно -коммуникационным технологиям (ИКТ), либо чрезмерно высокой стоимостью этого доступа, что в конечном итоге приводит к разнице в качестве предоставляемых услуг. Причины «информационного неравенства» связаны прежде всего: с недостаточным на сегодня экономическим ресурсом страны, что влияет на непоследовательность государственной политики в области информационно-коммуникационных технологий, недостаточным объёмом инвестиций в эту сферу, невысокой степенью участия в ней частного капитала, недостатками рыночной системы регулирования ценообразования; несоответствием уровня образования требуемому уровню ИКТ, что влияет на общий уровень грамотности и предопределяет недостаточную степень развития навыков, необходимых для пользования ИКТ. Все эти негативные явления отчасти обусловливаются и несовершенным характером правового регулирования доступа граждан к информационно-коммуникационным технологиям за счёт мер социальной поддержки, что требует своего отдельного анализа и рассмотрения.

Для эффективного применения современных ИКТ предстоит ещё очень многое сделать в плане упорядочения процессов и отношений в хозяйственных

и управленческих системах Электронного правительства, в том числе за счёт совершенствования их правового обеспечения.

Развитие информационно -коммуникационных технологий в интересах социального развития общества объективно требует постоянного совершенствования теоретико-правовых основ Электронного правительства.

31 марта 2021 года Правительством РФ утверждена новая редакция Программы «Информационное общество», действие которой продлено до 2024 года. Анализ новой редакции Программы «Информационное общество» показал, что её целью определено повышение качества жизни и работы граждан, улучшение условий деятельности организаций, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Среди задач Программы предусмотрено создание глобальной конкурентоспособной инфраструктуры передачи данных, в том числе на основе отечественных разработок; развитие информационной среды и обеспечение равного доступа граждан к медиасреде; предупреждение угроз в информационном обществе, обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства; обеспечение за счёт использования информационно-телекоммуникационных технологий реализации в электронной форме полномочий государственных (муниципальных) органов власти, в том числе полномочий по предоставлению гражданам и организациям государственных (муниципальных) и иных социально значимых услуг (исполнению функций), а также повышение качества государственного управления и оперативности взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и организаций1.

С 2022 года Правительство существенно расширяет перечень услуг, которые граждане и организации смогут получить на портале «Госуслуги». Список пополняют 100 новых пунктов, в том числе: назначение ряда пособий на детей; проведение техосмотра самоходных машин и других видов техники; регистрация прав на недвижимость; приём деклараций по налогу на доходы физических лиц; предоставление выписки из государственного лесного реестра; получение различных лицензий и разрешений. Органы исполнительной власти субъектов РФ смогут разместить на портале дополнительные услуги по: аттестации педагогов школ; признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании; предоставлению бесплатного жилья; согласованию

1 Постановление Правительства РФ от 31.03.2021 № 504-19 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (ред. от 09.11.2021) // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 2021. — № 16 (часть II). — Ст. 2760.

перепланировки квартир; выдаче разрешений на капитальное строительство и ввод объектов в эксплуатацию. В результате реализации мер социальной направленности предусмотрено до 2024 года перевести 300 услуг (120 федеральных и 180 региональных и муниципальных) в электронный формат [1].

В этой связи закономерно возникает задача совершенствование правовых основ не только Электронного правительства, но и в целом гражданской службы в интересах решения задач Программы «Информационное общество».

На мой взгляд, важно решить основные проблемные вопросы правового обеспечения, которые существуют: в инфраструктуре передачи данных; в межведомственном взаимодействии органов государственной власти и управления; в подготовке гражданских государственных служащих для практической деятельности в системе Электронного правительства. Для каждого из перечисленных направлений приложения усилий, безусловно, существует целый перечень, комплекс задач, требующих своего решения.

Полагаю, что первостепенное значение для инфраструктуры передачи данных имеет разработка концепции создания новой Единой глобальной базы данных Электронного правительства, сравнимой по структуре и принципам функционирования с DATA-центрами глобальной сети Интернет.

Конечно, Единая глобальная база данных должна сосредоточить в себе всю информацию для выполнения задач Электронного правительства, предусматривать безопасность хранения, обработки, передачи данных правомочным адресатам. В этой связи возникает необходимость физического устройства специальных хранилищ (серверов), объединённых в единую сеть и осуществляющих бесперебойную работу. Всё это потребует серьёзных научных проработок и капиталовложений. Такие хранилища информации потребуют потребления достаточного количества электроэнергии. Поэтому их размещение целесообразно предусматривать в тех регионах страны, где выработка и поставка электроэнергии потребует наименьших затрат, например, в Иркутской области, где среднегодовая температура составляет —1°С, что также важно учитывать при расчёте затрат на охлаждение серверов.

Единая глобальная база данных имеет важное значение для межрегионального и межведомственного взаимодействия органов государственной власти и управления. Общеизвестно, что в субъектах Российской Федерации созданы свои региональные информационные базы, с помощью которых граждане получают определённый перечень государственных услуг. Однако такие информационные базы зачастую не предусматривают взаимный обмен данными или вообще не состыковываются между собой.

Например, общеизвестны случаи, когда постановлениями региональных органов государственной власти в состав присяжных заседателей судов общей юрисдикции включаются граждане-инвалиды, военнослужащие, другие категории граждан, освобожденные от исполнения указанной гражданской обязанности. Не стыкуются между собой региональные базы данных и в системе обязательного медицинского страхования. Так, например, житель Московской области имеет право прикрепиться на обслуживание в поликлинику города Москвы, другого региона России, получать в ней медицинскую помощь, при этом денежные средства будут поступать в бюджет поликлиники и по месту жительства данного гражданина, что приводит к неоправданному перерасходу денежных средств на обязательное медицинское страхование.

Разработка и реализация концепции создания Единой глобальной базы данных позволит решить множество проблемных вопросов, возникающих по причине разрозненности существующих информационных баз.

Единая глобальная база данных позволит не только оказывать государственные услуги в электронном виде со стороны органов власти, но и полностью перейти на получение государственных услуг в электронном виде гражданами России, исключит дублирование персональной информации по различным направлениям (вертикальным, горизонтальным связям) межведомственного взаимодействия, злоупотребления и фальсификации данных в системе документооборота между гражданами и органами публичной власти всех уровней.

На начальном этапе электронного взаимодействия граждане смогут получать необходимые государственные услуги с подтверждением в виде итогового электронного документа, имеющего свой уникальный QR-код, который при сканировании любым устройством, связанным с системой ГЛОНАСС автоматически будет перенаправлять пользователя на ресурс Единой глобальной базы данных для подтверждения информации, содержащейся в выданном электронном документе. Таким образом, исчезнет необходимость распечатывания документов на бумажных носителях, заверение их рукописными подписями, мастичными печатями, изготовления многочисленных копий на «все случаи жизни».

В последующем, на основе Единой глобальной базы данных, органы публичной власти смогут оказывать государственные услуги без необходимости подтверждения со стороны граждан каких-либо сведений, поскольку запрос и получение всех необходимых исходных данных будет осуществляться этими органами непосредственно через Единую глобальную базу данных.

Работа в системе Электронного правительства потребует существенных изменений правовых основ подготовки государственных гражданских

служащих. Приоритетными должны стать такие компетенции, как умелое владение актуальными информационно-коммуникационными технологиями, способность самостоятельно взаимодействовать с электронной средой: обращаться с электронными базами данных, быстро находить и обрабатывать исходные данные, выдавать конечный результат в интересах решения поставленных задач. Новые требования, обусловленные использованием новейших информационно-коммуникационных технологий, потребуют изменения квалификационных требований к гражданским служащим, проведения их соответствующей переподготовки, повышения квалификации, периодических квалификационных испытаний.

Таким образом, за прошедший с 2011 года период времени в России создана достаточно эффективная теоретико-правовая основа Электронного правительства, обеспечившая необходимые условия для достижения впечатляющих результатов по информатизации российского общества, реализации приоритетных социальных задач государства, созданию гражданского общества. Внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий, достигнутые результаты и проявившиеся недостатки при реализации концепции Электронного правительства требуют постоянного совершенствования правового обеспечения данного направления государственной деятельности.

Разработка и реализация новой концепции создания Единой глобальной базы данных неизбежно повлечет трансформацию Электронного правительства, окажет положительное влияние на изменение квалификационных требований, качество подготовки и содержание деятельности государственных гражданских служащих, на характер их взаимоотношений с организациями и гражданами, неизбежно приведёт к ещё большему положительному результату в деятельности органов государственной власти и управления в интересах социального развития России.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Алпатова, И. Почти 95 процентов госуслуг станут электронными к 2024 году // Российская газета. - 2020. 08 сен. (№ 8254) / офиц. сайт ФГБУ «Редакция «Российской газеты». — Москва, 1998 — 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.rg.ru (Дата обращения: 15.05.2022).

2. Капранов, О. Порталом «Госуслуги» ежедневно пользуются 9,5 млн. человек. // Российская газета. - 2022. 05 апр. (№ 8720) / офиц. сайт ФГБУ «Редакция «Российской газеты». — Москва, 1998 — 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// www.rg.ru (Дата обращения: 15.05.2022).

3. Швецов, А.Н. От «электронного правительства» к «цифровому государству»: смысл и последствия новаций // ЭКО. — Новосибирск: Всероссийский экономический журнал ЭКО. —2019. — № 12. — С. 10-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.