DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_131
ИНСТИТУТ ОБЩИНЫ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА:
ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ И РАЗВИТИЯ Institute of the Community of Indigenous Peoples of the North: ways of transformation and development
СЛЕПЦОВ Анатолий Николаевич,
кандидат юридических наук, заведующий кафедрой, юридический факультет Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. Белинского ул., д 58, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000. E-mail: uyandi@mail.ru;
ИВАНОВА Ирина Анатольевна,
магистрант, юридический факультет,
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К .Аммосова. Белинского ул., д 58, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000. E-mail: irina.sleptsova00@gmail.com;
Sleptcov Anatolii Nikolaevich,
PhD in Law Head of Department Faculty of Law M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Belinsky str., 58, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), 677000. E-mail: uyandi@mail.ru;
Ivanova Irina Anatolyevna,
student Faculty of Law North-Eastern Federal University them. M.K. Ammosova. Belinsky str., 58, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), 677000. Email: irina.sleptsova00@gmail.com
Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ 21-510-22001 «Государственное регулирование недропользования и охраны окружающей среды во Франции и в Арктической зоне Российской Федерации: сравнительное исследование, методология и практика».
Краткая аннотация: В работе рассмотрены вопросы трансформации и развития института общин малочисленных народов Севера. В частности отмечается, что имеются существенные пробелы в закреплении статуса общины в федеральном законодательстве в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой организации. Ключевым направлением развития института общины малочисленных народов Севера является предоставление им свободы экономической деятельности для достижения целей, ради которых она создана, при условии, что такая деятельность предусмотрена ее уставом. На основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики делается ряд выводов и предложений.
Аbstract: The paper deals with the issues of transformation and development of the institution of communities of small peoples of the North. In particular, it is noted that there are significant gaps in securing the status of the community in federal legislation as an independent organizational and legal form of a non-profit organization. The key direction in the development of the institution of the community of the small peoples of the North is to provide them with freedom of economic activity to achieve the goals for which it was created, provided that such activity is provided for by its charter. Based on the analysis of the current legislation and law enforcement practice, a number of conclusions and proposals are made.
Ключевые слова: институт общин, малочисленные народы, традиционные виды хозяйственной деятельности, некоммерческая организация, сельскохозяйственный товаропроизводитель, места традиционного проживания малочисленных народов.
Keywords: institute of communities, indigenous peoples, traditional types of economic activity, non-profit organization, agricultural producer, places of traditional residence of ethnic minorities.
Для цитирования: Слепцов А.Н., Иванова И.А. Институт общины малочисленных народов Севера: пути трансформации и развития // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 131-133. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_131.
For citation: Sleptsov A.N., Ivanova I.A. Institute of the Community of Small Peoples of the North: ways of transformation and development // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 131-133. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_131.
Статья поступила в редакцию: 20.05.2023
Под экономикой коренных народов понимают хозяйственную деятельность, которая базируется на традиционном природопользовании, самобытной культуре и обычном праве, в которой присутствуют элементы натурального хозяйства и кооперации, меры государственной поддержки и механизмы рыночных отношений. Проблема защиты традиционной хозяйственной деятельности и самобытной культуры народов Арктики, адаптация оленеводческих хозяйств к вызовам глобального мира имеет особую актуальность.
Уникальность оленеводства Арктики в том, что оно до наших дней остаётся основным видом хозяйства аборигенов, экономики традиционного природопользования. Здесь в повседневной жизни используются родной язык, традиции и обычаи предков кочевников. В тундре в этой сфере отрасли хозяйства, они не встречают конкуренции от представителей доминирующего общества [4].
Особая роль здесь принадлежит институту общины. Община по-прежнему остается востребованной формой коллективной организации, которая с правовой точки зрения гарантирует реализацию и защиту прав каждого члена на самобытное и устойчивое развитие [6].
Кроме того, общины выполняют важную социальную функцию и обеспечивают трудовую занятость в Арктике, поставляют мясо, рыбу и дикоросы в социальные объекты, в школы и детские сады, в дома пенсионеров, малоимущим гражданам. Общины содержат кочевые школы, участвуют в организации занятости и отдыха детей в летнее время, развитии народных промыслов, оказывают туристические и транспортные услуги в условиях отсутствия государственных и муниципальных путей сообщения между арктическими населенными пунктами.[5].
Общины малочисленных народов как юридические лица в 2014 году были закреплены в Гражданском кодексе РФ[1] в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческой корпорации. При этом не отражено положение о том что, община - это не просто НКО, а исторически сложившийся форма самоорганизации малочисленных народов Севера.
В настоящее время лидеры общественных организаций малочисленных народов России и представители научного сообщества отрица-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)
тельно относятся к тому, что общины признаны некоммерческими организациями. Например, Р.Р. Ушницкий справедливо отмечает: «чрезмерное внимание законодателя привело к тому, что общинам придали несвойственную им некоммерческую природу. В итоге представители коренных малочисленных народов лишились права выбора удобной им организационно-правовой формы юридического лица для объединения в общину» [7].
В настоящее время оленеводческая семейная община, являясь по закону некоммерческой общественной организацией, которая ведет 13 видов традиционной хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве страны, не имеет право на меры государственной поддержки сельхо-зяйственных товаропроизводителей. Общественные организации, общины и арктические регионы не раз ставили вопрос о поправке в действующее законодательство, предоставляющей общинам статус сельхозтоваропроизводителей.
Важно подчеркнуть, что правовые притязания аборигенов заключаются не в том, чтобы расширить этот перечень 13 видов традиционной хозяйственной деятельности утвержденный распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р, а в том, чтобы в принципе не рассматривать его как ограничительный, то есть обеспечить общинам свободу экономической деятельности [8], направленный на использование всего производственного потенциала хозяйств, что особенно важно в условиях санкционного давления, когда общины играют существенную роль в обеспечении продовольственной безопасности в Арктике. В целях устранения этого существенного пробела законодательства и в наделения общин правом доступа к мерам государственной поддержки селян, необходимо внести общины в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, отнести продукцию традиционной хозяйственной деятельности к продукции сельского хозяйства, определить процессы производств и заготовки, переработки продукции традиционной хозяйственной деятельности как сельскохозяйственное производство. Чтобы общины получили законное право участвовать во всех федеральных и региональных программах развития агропромышленного комплекса страны, наравне с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями. Тем более, когда Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006г. N 264-ФЗ [11] наделяет статусом сельскохозяйственных товаропроизводителей граждан, ведущих личное подсобное хозяйство и фермерские хозяйства.
В соответствии с федеральным законодательством к сельскохозяйственной относится продукция животноводства, конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации[2] в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности[3].
Следует особо отметить, что согласно статьи 5 Федерального закона от 20.10.2022 г. №403-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федера-ции"[10], «Община малочисленных народов может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность предусмотрена ее Уставом». Из этого следует, что в Уставе общины следует прописать 13 видов традиционной хозяйственной деятельности народов Севера, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631 -р, а также те виды предпринимательской деятельности, которыми община может заниматься - переработка и реализация сельхозпродукции, розничная торговля, услуги по туристской деятельности, транспортные услуги и другие - для достижения уставных целей.
В Уставе общин должна быть прописана процедура распределения доходов от реализации излишков ресурсов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов. Более того, п. 16 ст. 217 Налогового кодекса России регламентирует распределение доходов между членами общины и имеет указание на то, что доходы граждан, получаемые членами общин, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, не могут подлежать налогообложению.
Таким образом, доход, который получает община, следует признать единственным источником ее существования и прописать в Уставе общины.
Новеллами права определены условия участия в общинах малочисленных народов лиц, не относящихся к ним. В этой связи интересна статья 8 в новой редакции: «Не могут быть учредителями общин малочисленных народов: граждане Российской Федерации, не относящиеся к малочисленным народам; иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица; органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления».
Статья 11 также изложена в новой редакции: «Членами общины малочисленных народов вправе быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 14 лет. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления... Одно лицо может быть членом только одной общины малочисленных народов».
По решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов в члены общины могут быть приняты лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов. Лица, не относящиеся к малочисленным народам, не могут составлять более одной трети от общего числа членов общины малочисленных народов и ее коллегиальных органов, не могут являться председателями таких органов, а также не могут осуществлять полномочия единоличных органов общины малочисленных народов.
Учет членов общины малочисленных народов ведется органом, уполномоченным Уставом. Обязательному учету подлежат сведения о дате вступления в общину малочисленных народов, выходе (исключении) из нее, месте жительства, либо месте пребывания, ведении либо неведении традиционного образа жизни, об осуществлении, либо неосуществлении видов деятельности в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем видов традиционной хозяйственной деятельности, в том числе, если такая деятельность является подсобной по отношению к основному виду деятельности. А также, сведения о членах семьи члена общины.
Особо следует отметить, что закреплена норма, приравнивающая к членам общины их родственников — детей, в том числе усынов-
ленных, внуков, родителей, дедушек, бабушек, братьев и сестер вплоть до третьей степени родства. Их права и обязанности, в том числе порядок и характер их участия в хозяйственной деятельности общины, определяет Устав общины.
В связи с этим особо следует сказать об установления порядка учета лиц, относящихся к малочисленным народам. В феврале 2020 года был принят правовой акт «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам» [9].
В изменениях в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» речь идёт об Едином федеральном списке лиц, относящихся к малочисленным народам (далее Список).
Вхождение гражданина в Список воспринимаются в российском обществе как возможность получить какие-то льготы. Следует отметить, что сегодня в Российской Федерации нет льгот и привилегий по национальному признаку. Льготы предоставляются только детям-сиротам, инвалидам, малоимущим, многодетным, участникам локальных войн, ветеранам и т.д.
Федеральный Список избавляет людей от необходимости каждый раз предоставлять документ, подтверждающий принадлежность к малочисленным народам, когда северяне хотят воспользоваться законными правами на традиционные виды хозяйственной деятельности, социальную пенсию по старости, на бесплатные лекарства, замену военной службы альтернативной. Это четко определенный перечень экономических и социальных прав малочисленных народов Севера реализуется строго в местах традиционного проживания малочисленных народов при предъявлении паспорта. Федеральное агентство по делам национальностей предоставляет госуслугу по учету относящихся к малочисленным народам лиц на основании заявлений, поданных гражданами непосредственно в агентство.
Заключение
В процесс трансформации и развития института общин малочисленных народов Севера имеются существенные пробелы в закреплении статуса общины в федеральном законодательстве, создающие административные барьеры на пути устойчивого развития.
Ключевым направлением трансформации и развития института общины на наш взгляд является устранение административных барьеров и предоставление свободы экономической деятельности для достижения целей, ради которых она создана, при условии, что такая деятельность предусмотрена ее Уставом.
В целях устранения пробела законодательства и наделения общин правом доступа к мерам государственной поддержки сельчан, необходимо внести общины в перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, отнести продукцию традиционной хозяйственной деятельности к продукции сельского хозяйства, определить процессы производства и заготовки продукции как процесса сельскохозяйственного производства.
В Гражданском Кодексе Российской Федерации следует закрепить нормы, отражающие особенности общин малочисленных народов как корпоративных юридических лиц, в том числе историческую и социальную природу самоорганизации и общественно полезной деятельности. Такой подход будет способствовать повышению результативности экономической деятельности общин малочисленных народов на благо России.
Библиогра фия:
1. Гражданский кодекс РФ. // СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru.
2. Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства: постановление Правительства РФ No 458 от 25.07.2006 (ред. от 23.05.2019) // СЗ РФ. 2006. No 31 (Ч. 2). Ст. 3500.
3. ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности : утв. Приказом Росстандарта No 14-ст от 31.01.2014 (ред. от 27.09.2019) [Электронный ресурс]. Режим доступа : http: // www.consultant.ru.
4. Слепцов А.Н. Хозяйствующие субъекты народов Севера как резиденты Российской Арктики// Современный ученый.2020. № 6 С. 229-232.
5. Слепцов А.Н. К вопросу правового регулирования социального предпринимательства// // Современный ученый.2021. № 6 С. 304-307.
6. Слепцов А.Н. Родовая община коренных малочисленных народов Севера в системе управления традиционным природопользованием// Арктика: экология и экономика.2021. Т.11. №4 С.568-583.
7. Ушницкий Р.Р. О гражданско-правовых проблемах квалификации и регулирования отношений, связанных с участием в общинах коренных малочисленных народов // Вестник гражданского права. 2017. №1. С. 96 - 114.
8. Филиппова Н.А. Современные институты права коренных малочисленных народов и новейшие тенденции их развития в России// Вестник Сургутского государственного университета.2021. №2 С. 141 -151.
9. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части установления порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам». // СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru.
10. Федеральный закон от 20.10.2022 №403-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"// СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru.
11. Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" от 29.12.2006 N 264-ФЗ (последняя редакция) // СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru.
References:
1. Civil Code of the Russian Federation.
2. On the assignment of types of products to agricultural products and to products of primary processing made from agricultural raw materials of own production: Decree of the Government of the Russian Federation No. 458 of 07/25/2006 (as amended on 05/23/2019) // SZ RF. 2006. No 31 (Part 2). Art. 3500.
3. OK 034-2014 (CPA 2008). All-Russian classifier of products by type of economic activity: approved. Order of Rosstandart No. 14-st of 01/31/2014 (as amended on 09/27/2019) [Electronic resource]. Access mode: http: // www.consultant.ru.
4. Sleptsov A.N. Economic entities of the peoples of the North as residents of the Russian Arctic // Modern scientist. 2020. No. 6 S. 229-232.
5. Sleptsov A.N. On the issue of legal regulation of social entrepreneurship// // Modern scientist. 2021. No. 6 S. 304-307.
6. The tribal community of the indigenous peoples of the North in the management system of traditional nature management // Arctic: Ecology and Economics. 2021. T.11. No. 4 S.568-583.
7. Usnitsky R.R. On civil law problems of qualification and regulation of relations related to participation in communities of indigenous peoples // Bulletin of Civil Law. 2017. No. 1. pp. 96 - 114.
8. Filippova N.A. Modern Institutions of Law of Indigenous Minorities and the Latest Trends in Their Development in Russia // Bulletin of the Surgut State University. 2021. No. 2. pp. 141-151.
9. Federal Law "On Amendments to the Federal Law "On Guarantees of the Rights of Indigenous Minorities of the Russian Federation" in Part of Establishing the Procedure for Registering Persons Belonging to Indigenous Minorities".
10. Federal Law No. 403-FZ dated October 20, 2022 "On Amendments to the Federal Law "On the General Principles for Organizing Communities of Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation".
11. Federal Law "On the Development of Agriculture" dated December 29, 2006 N 264-FZ (last edition).