УДК 332.14:338.45(571.56)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ОТРАСЛЕЙ СЕВЕРА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ): ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Неустроева Аиза Борисовна1,
Михайлова Виктория Власьевна2,
1 Академия наук Республики Саха (Якутия), Россия, 677000, Якутск, пр. Ленина
2 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Россия, 677027, Якутск, ул. Белинского, 58
Неустроева Аиза Борисовна, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник отдела этносоциальных и этноэкономических исследований геосистем Академии наук Республики Саха (Якутия).
Михайлова Виктория Власьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры международных исследований Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова.
В Республике Саха (Якутия) почти во всех районах проживают коренные малочисленные народы Севера: эвенки, эвены, юкагиры, долганы и чукчи. Сегодня их положение характеризуется негативными процессами сокращения традиционных форм хозяйствования, северные народы сталкиваются с целым комплексом проблем и рисков. В статье выявляется мнение экспертного сообщества о существующих проблемах и направлениях дальнейшего развития малочисленных народов Севера и традиционных отраслей в Республике Саха (Якутия). Методы: экспертный опрос руководителей муниципальных органов власти, председателей и членов родовых общин коренных малочисленных народов Севера, представителей ассоциаций и объединений. Авторы раскрывают наиболее актуальные проблемы, стоящие перед малочисленными народами, выявляют главные направления устойчивого развития малочисленных народов Севера. Основными факторами, тормозящими традиционные виды деятельности, по мнению экспертов, являются отсутствие круглогодичной транспортной схемы, сложная и дорогостоящая транспортная логистика. Примитивная транспортная инфраструктура районов, сезонность путей сообщения повышают транспортные расходы и не позволяют устойчиво развиваться предпринимательству, местному производству, традиционным видам деятельности. Выводы: в первую очередь необходимы снижение уровня безработицы в арктических и северных районах, поддержка малого предпринимательства, семейно-родовых и общинных форм кооперации, развитие материально-сырьевой базы традиционных отраслей хозяйствования, обеспечение транспортной доступности.
Ключевые слова: Традиционные отрасли, коренные малочисленные народы Севера, оленеводство, устойчивое развитие, экспертный опрос.
В основе экономики отдаленных сельских районов Республики Саха (Якутия) лежат традиционные отрасли хозяйствования: оленеводство, рыболовство, охотничий промысел, табунное коневодство, сбор дикоросов, традиционное ремесленничество [1-4]. Традиционными видами деятельности заняты коренные малочисленные народы Севера (КМНС), которые проживают почти во всех районах республики [5]. Их численность по данным Всероссийской переписи 2010 года, в регионе составляла 39,9 тысяч человек [6].
91
ЭО1 10.18799/26584956/2022/1/1134
Для эвенков, эвенов, долган, юкагиров и чукчей ведение традиционного хозяйства является не просто сферой занятости, но и образом жизни, с которым связаны обычаи, традиции и культура этих народов. Исследователи рассматривают развитие и поддержку традиционных отраслей как форму «зеленой» занятости местного населения [7, 8].
Сегодня положение малочисленных народов Севера характеризуется негативными процессами сокращения традиционных форм хозяйствования, КМНС сталкиваются с целым комплексом проблем и рисков: демографическими, социальными, экономическими, экологическими, правовыми и др. [9]. Среди основных проблем - низкий уровень жизни, отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата в оленеводстве, сокращение численности оленей, недоступность качественной медицинской помощи и образования, инфраструктурные ограничения, земельные и правовые проблемы. Данная ситуация обуславливает необходимость разработки основных направлений устойчивого развития традиционных отраслей КМНС.
С целью выявления мнения экспертного сообщества о существующих проблемах и направлениях дальнейшего развития малочисленных народов Севера и традиционных отраслей был проведен экспертный опрос. В качестве экспертов выступили четыре группы респондентов: главы и заместители глав районов, главы и заместители глав наслегов (сельских населенных пунктов), председатели и члены кочевых родовых общин КМНС, представители ассоциаций, союзов и объединений, старейшины и другие представители северных народов (табл. 1). Выборочная совокупность исследования: 192 эксперта из 35 населенных пунктов из 18 районов Республики Саха (Якутия) и г. Якутска, в том числе 29 сел, вошедших в выборочный план, являются местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Таблица 1. Состав экспертов (%) Table 1. Composition of experts (%)
Группы экспертов Expert groups Всего Total По полу/By gender
мужчины men женщины women
Глава района, заместитель главы района Head of the district, deputy head of the district 6,3 6,5 6,1
Глава наслега, заместитель главы наслега Head of the nasleg, deputy head of the nasleg 8,3 10,8 6,1
Председатель или член родовой общины КМНС Chairman or member of the tribal community of the indigenous peoples of the North 35,9 38,7 33,3
Представитель ассоциаций, союзов, объединений КМНС Representative of associations, unions, associations of indigenous peoples of the North 26,6 24,7 28,3
Старейшины, представители КМНС Elders, representatives of the indigenous peoples of the North 22,9 19,4 26,3
Итого/Total 100 100 100
Проблемы коренных малочисленных народов Севера
Большинство экспертов в качестве острейших вопросов современного развития КМНС называют высокие цены на продукты питания и горюче-смазочные материалы (ГСМ), низкую оплату труда и доходы в традиционных отраслях, которые не отвечают тяжелым условиям труда и быта оленеводов, высокую безработицу на фоне дефицита
квалифицированных специалистов, в том числе врачей, медработников, учителей (табл. 2).
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Какие проблемы наиболее остро стоят перед коренными малочисленными народами Севера в вашем районе?» Table 2. Distribution of answers to the question «What are the most acute problems facing the indigenous peoples of the North in your area?»
Наиболее острые проблемы КМНС The most acute problems of the indigenous peoples of the North Доля Share, %
Высокие цены на продукты питания и ГСМ/High prices for food and fuel 68,8
Низкая заработная плата и доходы в традиционных отраслях хозяйствования Low wages and incomes in traditional industries 55,0
Безработица, отсутствие рабочих мест/Unemployment, lack of jobs 54,5
Нехватка врачей, медработников/Lack of doctors and health workers 50,3
Ущемление прав КМНС на осуществление рыболовства и охоты в целях обеспечения традиционного образа жизни Infringement of the rights of the indigenous peoples of the North to fish and hunt in order to ensure the traditional way of life 40,7
Сохранение поголовья оленей и кочевого образа жизни Conservation of reindeer and nomadic lifestyle 36,5
Защита прав и гарантий КМНС, малая численность представителей КМНС в органах власти Protection of the rights and guarantees of the indigenous peoples of the North, a small number of representatives of the indigenous peoples of the North in government 33,9
Сохранение и развитие языков КМНС Preservation and development of the languages of the indigenous peoples of the North in the authorities 33,3
Неудовлетворительное состояние материально-технической базы лечебных учреждений/Unsatisfactory state of the material and technical base of medical institutions 32,3
Незаинтересованность молодежи работать в традиционных отраслях хозяйства Disinterest of young people to work in traditional sectors of the economy 31,7
Ухудшение экологической ситуации (загрязнение воды, воздуха и т. д.) Deterioration of the environmental situation (pollution of water, air, etc.) 31,2
Слабая государственная поддержка традиционных отраслей Weak government support for traditional industries 30,7
Слабая материально-техническая база традиционных отраслей хозяйствования Weak material and technical base of traditional economic sectors 30,2
Отсутствие связи в местах традиционного природопользования Lack of communication in places of traditional nature management 26,5
Ухудшение состояния здоровья и увеличение смертности Declining health and increased mortality 24,9
Сохранение традиций и обычаев КМНС Preservation of the traditions and customs of the indigenous peoples of the North 23,8
Сохранение культурного наследия КМНС Preservation of the cultural heritage of the indigenous peoples of the North 20,6
Сокращение территорий, пригодных для развития традиционных отраслей и поддержания традиционной системы жизнеобеспечения КМНС Reduction of territories suitable for the development of traditional industries and the maintenance of the traditional life support system of the indigenous peoples of the North 20,1
Конфликты с промышленными предприятиями, компенсационная выплата за ущерб исконной среде обитания КМНС Conflicts with industrial enterprises, compensation payment for damage to the original habitat of the indigenous peoples of the North 15,9
Неудовлетворительное состояние материально-технической базы дошкольных и образовательных учреждений Unsatisfactory state of the material and technical base of preschool and educational institutions 14,3
Эксперты отмечают ситуации ограничения прав малочисленных народов Севера на осуществление рыболовства и охоты в целях обеспечения традиционного образа жизни. Опрошенные председатели и члены родовых кочевых общин заявляют, что сохранить поголовье оленей и вести кочевой образ жизни с каждым годом становится все тяжелее. Кроме этого, на вопрос о проблемах, с которыми сталкиваются малочисленные народы, от экспертов были получены следующие ответы: «семейные традиции кочевого образа жизни находятся на грани исчезновения», «ощущается постоянная нехватка средств, в селах большинство населения являются бедными», «нет дорог, нет Интернета, молодежь уезжает из сел, не хочет работать в стадах, т. к. это не приносит большого заработка».
Многие эксперты поднимают вопрос продовольственного и лекарственного обеспечения арктических и северных районов. Отсутствие круглогодичного транспортного соединения приводит к росту цен на товары и продукты, лекарства, ГСМ. Значительные транспортные расходы увеличивают стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину. Например, в 2020 г. стоимость таких продуктов в поселке Зырянка (административный центр Верхнеколымского района) составляла 9,1 тысяч рублей [10]. Разница в стоимости минимального набора продуктов питания в городе Якутске и в поселке Зырянка варьировалась в пределах 35-41 % удорожания. Высокие цены на продукты питания и товары первой необходимости, их лимитированный выбор и низкое качество указали все эксперты из отдаленных арктических районов.
Проблема низкой заработной платы и доходов в традиционных отраслях хозяйствования наиболее актуальна для экспертов Кобяйского, Оймяконского и Момского районов. По данным официальной статистики, уровень средней заработной платы в арктической зоне Якутии в 2019 г. был ниже среднего по республике на 7 % [11]. Покупательная способность жителей арктической зоны была значительно ниже среднереспубликанского и среднероссийского показателей, среднедушевые налогооблагаемые доходы обеспечивали лишь 2,24 величины прожиточного минимума [10]. В 2020 г. средняя зарплата работников сельского, лесного хозяйства, охоты в Якутии составила 34 212 рублей, а в охотничьем хозяйстве - 24 361 рублей, что было ниже среднереспубликанской заработной платы на 55,7 и 68,4 % соответственно [12]. Оплата труда в традиционных видах деятельности является самой низкой при сопоставлении с другими отраслями. По сравнению с оплатой труда в промышленных предприятиях зарплаты работников традиционных видов деятельности ниже в 4-5 раз.
В арктических и восточных районах Республики Саха (Якутия) эксперты поднимают вопросы, касающиеся плохого состояния здоровья коренного населения. Природные условия Севера обуславливают высокую заболеваемость населения болезнями системы кровообращения и органов дыхания [13-15]. Например, в Оленекском эвенкийском национальном районе в 2020 г. на 10 000 человек населения приходилось 20 084 случая заболевания, тогда как в среднем по региону данный показатель составлял 8996 случая [11]. По оценкам экспертов, во всех 13 арктических районах существует острая нехватка врачей и медицинского персонала. Неудовлетворительное состояние материально-технической базы лечебных учреждений отмечают 32,2 % экспертов, а ухудшение состояния здоровья и увеличение смертности среди местного населения - 24,9 %. Для многих представителей северных народов остро стоял вопрос доступности качественных медицинских услуг.
Ответы экспертов о проблемах развития КМНС сильно отличаются в зависимости от их статуса. Кроме вышеперечисленных ответов главы и заместители глав районов обращают внимание на вопросы, связанные с защитой прав и гарантий малочисленных народов. По их мнению, многие представители КМНС, занимающиеся традиционными видами деятельности, не знают федерального и регионального законодательства, часто
возникают спорные вопросы между кочевыми родовыми общинами и промышленными компаниями, муниципальными предприятиями. В районах, где на одной территории сосуществуют и работают коренные малочисленные народы и промышленные компании, наблюдается устойчивая тенденция нарастания социальной напряженности. Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов арктических и северных территорий существенно сокращает возможности ведения традиционного природопользования, способствует изъятию из традиционного хозяйственного оборота значительных площадей оленьих пастбищ и охотничьих угодий, загрязняет используемые для традиционных промыслов реки и водоемы, истощает их запасы [16].
Главы и заместители глав наслегов, председатели и члены родовых общин считают, что сейчас в первую очередь стоит вопрос о физическом выживании народов Севера. Основными проблемами развития малочисленных народов Севера они считают высокие цены на продукты питания и ГСМ, отсутствие рабочих мест, низкую заработную плату в традиционных отраслях и нехватку врачей и медицинских работников. Ситуацию с сохранением языков малочисленных народов Севера, традиций и культуры, качеством и доступностью образования, наличием культурно-просветительских учреждений главы наслегов и районов особо не отметили.
Представители ассоциаций, союзов и объединений указывают на остроту вопросов сохранения и развития языков коренных народов Севера. Эвенский, эвенкийский, юкагирский, долганский и чукотский язык являются исчезающими. На сегодняшний день обучение детей коренных малочисленных народов Севера в школах ведется на русском или якутском языке, а изучение родного языка организуется в качестве учебного предмета по выбору или как факультатив. По данным Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), в 2020-21 учебном году эвенский язык изучало 1113 школьника в 24 школах, эвенкийский - 1001 школьника в 18 школах, долганский факультативно изучало 122 школьника в одной школе, юкагирский - 104 школьника в шести школах, чукотский - 52 школьника в трех школах. Кочевые школы в регионе функционируют только в семи районах, в них обучается 102 ребенка. В основном родной язык используют дома, фактически не используют языки малочисленных народов Севера на работе, в общественных местах, в школах и вузах.
Экспертный опрос показал, что многие старейшины и представители КМНС обеспокоены ущемлением прав малочисленных народов на осуществление рыболовства и охоты в целях обеспечения традиционного образа жизни (для личного потребления). Необходимо разрешить ловить рыбу и заниматься охотой малочисленным народам Севера без квоты. Эксперты отмечают, что квоты на вылов рыбы и добычу охотничьих ресурсов очень маленькие. Традиционное питание в условиях дефицита привозимых свежих продуктов питания является особенно важным в экстремальных климатических условиях проживания на Севере.
Основные направления устойчивого развития малочисленных народов Севера
Первоочередными направлениями на долгосрочный период эксперты считают снижение уровня безработицы, создание новых рабочих мест, поддержку малого предпринимательства, развитие семейно-родовых и общинных форм кооперации, материально-сырьевой базы традиционных отраслей хозяйствования - оленеводства, охотничьего и рыболовного промыслов и переработки сырья этих отраслей, обеспечение транспортной доступности (табл. 3).
Таблица 3. Ответы на вопрос «Каковы должны быть основные направления устойчивого развития малочисленных народов Республики Саха (Якутия)
на долгосрочный период?» Table 3. Distribution of answers to the question «What should be the main directions of sustainable development of the small peoples of the Republic of Sakha (Yakutia) for the long term?»
Основные направления устойчивого развития Main directions of sustainable development Доля, % Share, %
Снижение уровня безработицы: создание новых рабочих мест, развитие и поддержка малого предпринимательства, семейно-родовых и общинных форм кооперации Reducing the unemployment rate: creation of new jobs, development and support of small business, family, tribal and community forms of cooperation 56,7
Развитие материально-сырьевой базы традиционных отраслей хозяйствования - оленеводства, охотничьего и рыболовного промыслов и переработки сырья этих отраслей Development of the material and raw material base of traditional economic sectors - reindeer breeding, hunting and fishing and processing of raw materials of these industries 49,4
Обеспечение транспортной доступности/Ensuring transport accessibility 47,2
Повышение доступа населения к качественным медицинским услугам Increasing access of the population to quality medical services 42,8
Развитие системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды, предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной и иной деятельности Development of a monitoring system for the state and pollution of the natural environment, prevention of negative environmental consequences as a result of economic and other activities 41,1
Предоставление социальных услуг оленеводам, их семьям и оленеводческим хозяйствам Providing social services to reindeer herders, their families and reindeer farms 41,1
Создание объектов социального назначения в местах компактного проживания КМНС Creation of social facilities in places of compact residence of the indigenous peoples of the North 38,9
Обеспечение услугами связи, Интернет Provision of communication services, Internet 37,2
Государственная поддержка организации завоза грузов и снабженческо-сбытовой деятельности предприятий, занятых в традиционной хозяйственной деятельности State support for the organization of the delivery of goods and supply and marketing activities of enterprises engaged in traditional economic activities 36,7
Содействие развитию общин и других форм самоуправления КМНС Promoting the development of communities and other forms of self-government of the indigenous peoples of the North 36,1
Внедрение новых технологий в традиционные виды деятельности Introduction of new technologies into traditional activities 34,4
Развитие народных промыслов/Development of folk crafts 28,9
Сохранение и развитие языков КМНС Preservation and development of the languages of the indigenous peoples of the North 28,3
Сохранение культурного наследия КМНС Preservation of the cultural heritage of the indigenous peoples of the North 25,0
Повышение уровня образования и профессиональной подготовки КМНС Increasing the level of education and professional training of the indigenous peoples of the North 23,9
Сохранение традиций и обычаев КМНС Preservation of the traditions and customs of the indigenous peoples of the North 22,2
Подготовка и переподготовка молодежи по специальностям, связанным с традиционными видами хозяйственной деятельности Training and retraining of young people in specialties related to traditional types of economic activity 20,6
Усиление профилактических мер в районах проживания КМНС Strengthening preventive measures in areas inhabited by indigenous peoples of the North 20,0
Развитие факторийных форм торговли и товарообмена, создание рынков сбыта продукции собственного изготовления Development of factorial forms of trade and commodity exchange, creation of sales markets for products of own production 19,4
Развитие этнотуризма и экологического туризма с участием представителей КМНС в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности Development of ethnotourism and ecological tourism with the participation of representatives of the indigenous peoples of the North in the places of their traditional residence and traditional economic activities 18,3
Для повышения качества жизни местного населения, по мнению муниципальных экспертов, надо создавать или модернизировать объекты социального назначения, включая организации здравоохранения; обеспечивать доступность и повышать качество оказания медицинской помощи населению. Главы сельских населенных пунктов отмечают важность транспортной доступности, логистики между центром и отдаленными районами, между районными центрами и наслегами (сельскими населенными пунктами) и между самими наслегами. Для этого необходима государственная поддержка организации северного завоза и снабженческого-сбытовой деятельности предприятий. Местные органы власти указывают прежде всего на развитие материально-сырьевой базы оленеводства, охотничьего и рыболовного промыслов и переработку сырья этих отраслей, поддержку предпринимательства и семейно-родовых форм кооперации коренных малочисленных народов Севера. Экспертное сообщество Алданского района высказало мнение, что в их районе необходимо развивать народные промыслы, предоставлять социальные услуги оленеводам, их семьям и оленеводческим хозяйствам, внедрять новые технологии в традиционные виды деятельности и повышать уровень образования и профессиональной подготовки малочисленных народов.
Несмотря на высокий уровень безработицы, фактически все арктические районы республики на сегодняшний день испытывают значительный дефицит в трудовых ресурсах [17]. По мнению экспертов, проблему безработицы и дефицита рабочих кадров можно решить с помощью подготовки и переподготовки молодежи по специальностям, связанным с традиционными видами деятельности.
Представители ассоциаций, союзов и объединений КМНС отмечают, что в первую очередь надо повышать доступ малочисленных народов к качественным медицинским услугам, решать проблему безработицы с помощью создания новых рабочих мест, поддерживать традиционные хозяйства, развивать системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, предотвращать негативные экологические последствия в результате хозяйственной и иной деятельности.
Важнейшие управляющие действия для развития экономической базы традиционных отраслей хозяйствования
Наиболее желательными, по мнению экспертов, являются такие управляющие действия, как (табл. 4):
• повышение транспортной доступности в местах традиционного проживания малочисленных народов Севера;
• расширение мер по предоставлению социальных услуг оленеводам, их семьям и оленеводческим хозяйствам;
• подготовка и переподготовка молодежи по специальностям, связанным с традиционными видами хозяйственной деятельности;
• государственное обеспечение занятых в традиционной хозяйственной деятельности продуктами первой необходимости и потребительскими товарами;
• меры по сохранению кормовой базы для ведения традиционной хозяйственной деятельности (охрана оленьих пастбищ, лесов, рекультивация, восстановление растительности).
Активному развитию местного производства в отдаленных арктических и северных районах Республики Саха (Якутия) мешает отсутствие круглогодичной транспортной схемы, сложная и дорогостоящая транспортная логистика. Примитивная транспортная инфраструктура районов, сезонность путей сообщения повышают транспортные рас-
ходы и не позволяют устойчиво развиваться предпринимательству, местному производству, традиционным видам деятельности. Данный фактор являлся основным и накладывает отпечаток на все отрасли и сферы жизнедеятельности арктических и северных районов. Высокие транспортные издержки, с которыми сталкиваются все местные производители, высокие затраты на содержание хозяйства, производство и доставку сельскохозяйственной продукции полностью сводят на нет местное производство в арктических и северных районах. Дороговизна цен на товары и услуги, высокие транспортные издержки приводят к повышению себестоимости производимой продукции, что делает ее неконкурентоспособной по сравнению с привозным товаром из центра. Эксперты отмечают низкие закупочные цены, что также не способствует развитию местного производства. По мнению 86,7 % глав наслегов и заместителей глав наслегов, 54 % председателей родовых общин КМНС, в первую очередь для развития экономической базы традиционных отраслей хозяйствования необходимо повышать транспортную доступность мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера.
Таблица 4. Распределение ответов на вопрос «Какие важнейшие управляющие действия необходимо предпринять в ближайшие годы для достижения наиболее желательного сценария развития экономической базы традиционных отраслей хозяйствования?»
Table 4. Distribution of answers to the question «What are the most important management actions to be taken in the coming years to achieve the most desirable scenario for the development of the economic base of traditional economic sectors?»
Управляющие действия Control actions Крайне желательно Highly desirable Желательно Preferably Крайне нежелательно Highly undesirable
Повышение транспортной доступности в местах традиционного проживания КМНС Improving transport accessibility in places of traditional residence of the indigenous peoples of the North 54,8 29,7 15,5
Расширение мер по предоставлению социальных
услуг оленеводам, их семьям и оленеводческим хозяй-
ствам 51,9 42,2 5,8
Expansion of measures to provide social services to reindeer herders, their families and reindeer farms
Социальная защита оленеводов и промысловых охот-
ников в местах проживания КМНС Social protection of reindeer herders and commercial hunters in the places of residence of the indigenous peoples of the North 50,9 35,4 13,7
Государственное обеспечение занятых в традицион-
ной хозяйственной деятельности продуктами и товарами первой необходимости State provision of food and essential goods to those en- 49,4 37,7 13
gaged in traditional economic activities
Меры по сохранению кормовой базы для ведения тра-
диционной хозяйственной деятельности Measures to preserve the fodder base for conducting traditional economic activities 47,4 39,6 13
Контроль за рекультивацией земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископа- 47,1 29,9 22,9
емых
Control over the reclamation of lands disturbed as a result
of the development of mineral deposits
Предоставление приоритетного права на землю для
ведения оленеводства и охоты, водных участков для ведения рыболовства Granting priority rights to land for reindeer husbandry and hunting, water areas for fishing 45,5 40,6 13,9
Подготовка и переподготовка молодежи по специаль-
ностям, связанным с традиционными видами хозяй-
ственной деятельности 45,2 44,5 10,3
Training and retraining of young people in specialties related to traditional economic activities
Обновление материально-технической базы промыс-
ловых отраслей хозяйства Updating the material and technical base of the commer- 42,5 43,2 14,4
cial sectors of the economy
Развитие финансово-экономической базы местного са-
моуправления для решения вопросов управления тер-
риториями традиционного природопользования Development of the financial and economic base of local self- 42,2 43,5 14,3
government to address issues of management of territories of traditional nature use
Развитие предпринимательства среди КМНС Development of entrepreneurship among the indigenous peoples of the North 41,1 42,4 16,6
Введение и поддержка новых технологий в традици-
онные виды хозяйственной деятельности Introduction and support of new technologies in traditional 38,9 47,9 13,2
economic activities
Усиление участия государства в затратах на перевозку
рыбы до приемных пунктов Strengthening the state's participation in the costs of transporting fish to reception points 38,8 43,3 17,9
Развитие внутреннего рынка потребительских товаров
и услуг в арктических районах и местах компактного
проживания КМНС Development of the domestic market of consumer goods and services in the Arctic regions and places of compact residence of the indigenous peoples of the North 37,8 45,3 16,9
Менее всего актуальными, по мнению экспертов, являются такие управляющие действия по развитию экономической базы традиционных отраслей хозяйствования, как контроль за рекультивацией земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых, усиление участия государства в затратах на перевозку рыбы до приемных пунктов, развитие внутреннего рынка потребительских товаров и услуг в арктических улусах и местах компактного проживания КМНС.
Главы и заместители глав районов считают необходимым развивать три основных направления: во-первых, формировать финансово-экономическую базу местного самоуправления для решения вопросов управления территориями традиционного природопользования; во-вторых, подготавливать и переподготавливать молодежь по специальностям, связанным с традиционными видами хозяйственной деятельности. Нехватка высококвалифицированных специалистов в сельском хозяйстве, в сфере производства, отсутствие активности среди местного населения и недостаток знаний у предпринимате-
лей, коренных малочисленных народов Севера отрицательно влияли на развитие традиционных видов деятельности. Малочисленность местного населения, низкая активность молодежи, отсутствие предпринимательской мотивации и необходимых знаний, нежелание работать в родном районе - все это тоже является снижающими факторами развития традиционных отраслей хозяйствования.
В-третьих, главы районов отмечают необходимость введения новых технологий в традиционные виды хозяйственной деятельности. По мнению экспертов, надо проводить мероприятия, направленные на техническое и технологическое оснащение традиционных хозяйств, в частности обеспечивать современной спецтехникой, беспилотниками, внедрять новые 1Т-технологии для мониторинга за стадом, чипировать оленей и лошадей и пр. Большинство глав районов указывают на необходимость государственной поддержки занятых в традиционных видах деятельности, социальной защиты оленеводов и промысловых охотников. Кроме этого, главы и заместители глав наслегов указывают на необходимость развития предпринимательства среди коренных малочисленных народов Севера, в том числе эт-нотуризма, который очень популярен на западе [18].
Председатели и члены родовых общин КМНС отмечают первостепенную необходимость решения вопросов транспортной доступности в местах традиционного проживания малочисленных народов Севера, расширения мер по предоставлению социальных услуг оленеводам, кочевым семьям, оленеводческим хозяйствам. Многие эксперты отмечают важность повышения квалификации и подготовки молодых кадров для оленеводства, охоты и рыболовства. Особенно сложная ситуация сложилась в оленеводстве. По данным 2020 г., в регионе насчитывалось 157 тысяч голов северных оленей. По сравнению с 2010 г. стадо оленей сократилось на 21,5 % [12]. Наибольшее количество оленей сохраняется в Усть-Янском, Анабарском, Нижнеколымском и Булунском районах. Обеспокоенность экспертного сообщества вызывает вопрос дефицита кадров в оленеводстве, отсутствие желающих работать в стадах, старение опытных оленеводов и постепенный упадок в данной отрасли.
Меры государственной поддержки традиционных отраслей хозяйствования
Эксперты связывают развитие традиционных отраслей КМНС с такими мерами государственной поддержки, как финансово-экономическая поддержка оленеводства, охотничьего и рыболовного хозяйства, увеличение заработной платы оленеводов, охотников, возобновление племенной работы, в том числе обмен с другими регионами и районами, закуп оленей, развитие коневодства и скотоводства. Ежегодное сокращение поголовья оленей в Республике Саха (Якутия), малочисленность стад оленей приводит к нерентабельности большинства традиционных хозяйств. Попытки возрождения оленеводства с нуля требуют от малочисленных народов Севера огромных финансовых вложений и невозможны без государственной поддержки традиционных видов деятельности. По рыболовству эксперты предлагают пересмотреть сроки по заготовке рыбы и лицензионной добыче по охоте в связи с изменением климата, увеличить квоты для действующих родовых общин на рыбодобычу, усилить участие государства в решении проблем транспортировки рыбы» и принять меры по разведению ценных видов рыб, животных, птиц.
Меры поддержки охотничьего промысла, предлагаемые экспертами, связаны со спецификой арктического региона и укладом жизни малочисленных народов Севера. Нужно внести изменения в правила охоты в России. В частности, представители КМНС и приравненные к ним жители арктической зоны не должны подпадать под эти правила, т. к. охота для коренных жителей является укладом жизни, основным видом пропитания
и дохода. Данный вопрос был крайне важен для малочисленных народов. Без охоты и рыбалки доход у КМНС снизится в разы, соответственно, качество жизни северян еще больше ухудшится.
К первоочередным мерам государственной поддержки традиционных отраслей КМНС большинство экспертов опять же относят обеспечение транспортной доступности - субсидирование авиаперелетов, организацию регулярного авиасообщения внутри районов, снижение цен на авиабилеты. «Больше госпрограмм по поддержке КМНС, а именно субсидировать авиаперелеты, до сих пор не решён вопрос по авиабилетам. Например, стоимость одного авиаперелета из Черского в Якутск составляет 35-37 тысяч рублей, а туда и обратно больше 70 тысяч рублей. Эта проблема для нас номер один», -отмечает эксперт из Нижнеколымского района. Другой респондент из национального наслега обращает внимание, что мера должна быть принята относительно всего населения арктической зоны республики - «в первую очередь нужно решить вопрос транспортной доступности отдаленных наслегов. Было бы хорошо ввести понятие и статус «Человек Арктики». Все северяне, независимо от национальности, должны иметь льготы и внимание государства. В нашем наслеге лишь 15 % населения от общего числа является КМНС». Меры государственной поддержки должны быть приняты, по мнению экспертов из наслегов, по организации регулярных авиасообщений внутри районов - «регулярное транспортное сообщение внутри района с применением авиации, доступный Интернет». Эксперты наравне с транспортной доступностью говорят о доступном Интернете как одном из основных факторов повышения качества жизни.
Председатели кочевых родовых общин считают важными меры по поддержке в обновлении материально-технической базы хозяйств КМНС, в том числе обеспечение техникой и средствами связи, льготы на приобретение спецтехники, ГСМ по цене ниже рыночной, либо возмещение ГСМ, помощь в строительстве оленеводческих баз, изгородей.
По отношению к добывающей промышленности эксперты, с одной стороны, считают необходимым увеличить дивиденды от добывающих компаний в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия), отчисляемые районам. С другой стороны, требуют исключить добычу полезных ископаемых из мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и организовать совместную деятельность промышленных компаний с экологическими надзорами районов по мониторингу окружающей среды.
Отметим, что республике принадлежит 25 % акций компании «АЛРОСА», еще 8 % находятся в распоряжении администраций 8 районов (по 1 % на каждый), на территориях которых компания ведет свою деятельность. В 2019 г. в целях повышения качества жизни населения, решения задач социально-экономического развития, экологического благополучия улусов (районов «Алмазной провинции») была утверждена Концепция социально-экономического и экологического развития улусов «Алмазной провинции». Согласно данной Концепции не менее 60 % дивидендов районы будут инвестировать в строительство, а до 40 % - на текущий и капитальный ремонты и содержание этих объектов. Эксперты отмечали, что данный опыт надо ввести и в другие районы, где ведется добыча полезных ископаемых. Отчисление промышленными компаниями процентов от добычи полезных ископаемых в бюджет республики и районов дало бы большой импульс не только для повышения благосостояния представителей КМНС, но и ускорило бы развитие транспортной логистики, строительство социально значимых объектов (школ, детсадов).
Развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности на Севере невозможны без поддержки и участия со стороны государства. Председатели родовых общин КМНС хотели бы, чтобы республика закупала мясную и рыбную продукцию без каких-либо посредников, обеспечивала техникой и технологиями, регулировала цены на ГСМ.
Для создания условий улучшения социально-демографических показателей эксперты предлагают продлить и увеличить квоты по государственным программам «Земский доктор» и «Земский учитель», чтобы больше специалистов приезжало работать на Север, предоставлять лекарственные средства родовым общинам КМНС, повышать качество медицины в местах проживания малочисленных народов Севера.
Для повышения доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера эксперты считают, что должна быть государственная поддержка студентов из КМНС в виде ежемесячных социальных выплат, помощи молодым специалистам, которые приезжают работать в места компактного проживания КМНС. Молодые оленеводы нуждаются в обучении и повышении квалификации, эксперты предлагают организовать курсы с привлечением разных специалистов, в том числе косторезов, зоотехников, швей, техников и т. д.
Меры по сохранению языков народов Севера, культурного наследия должны включать увеличение объема часов на изучение эвенкийского, эвенского, юкагирского, долганского и чукотского языков в школах, решение проблемы нехватки учителей языков КМНС с помощью специальных программ, популяризацию среди детей и подростков языков народов Севера, увеличение печатных и электронных ресурсов на языках народов Севера.
Сегодня перед руководством региона стоит задача создания условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия). С данной целью в 2020 г. была разработана и принята Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2035 г., в соответствии с которой основными направлениями реализации стали совершенствование нормативно-правовой базы, защита исконной среды обитания и улучшение экологической ситуации, обустройство традиционного природопользования малочисленных народов, развитие и модернизация традиционной хозяйственной и альтернативных видов деятельности, повышение качества жизни, обеспечение доступа к качественному образованию, сохранение и развитие культуры, языков, традиций и обычаев малочисленных народов Севера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Роднина Н.В. Проблемы традиционных отраслей АПК Арктики в Якутии // Арктика и Север. - 2020. -№ 41. - С. 75-86.
2. Современное положение традиционных хозяйств коренных малочисленных северных народов в Республике Саха (Якутия) / А.Б. Неустроева, И.В. Самсонова, М.С. Малышева, Л.А. Семенова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2020. - Т. 23. - № 3. - С. 220-245.
3. Хороля Д.Е., Островская Е.Н. Роль традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в обеспечении устойчивого развития экономики северных регионов // Наука на рубеже тысячелетий. - 2019. - № 12. - С. 215-219.
4. Trosper RL. Northwest coast indigenous institutions that supported resilience and sustainability // Ecological Economics. - 2002. - V. 41. - № 2. - P. 329-344.
5. Неустроева А.Б., Семенова Л.А. Особенности расселения коренных малочисленных народов Севера на территориях традиционного природопользования Республики Саха (Якутия) // Урбанистика. -2018. - № 4. - С. 22-35.
6. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. URL: https://sakha.gks.ru/folder/39644 (дата обращения 03.01.2021).
7. Порфирьев Б.Н. «Зеленый» фактор экономического роста в мире и в России // Проблемы прогнозирования. - 2018. - № 5 (170). - С. 3-12.
8. Войкина Е.А., Потравный И.М. «Зеленая» занятость и рынок труда при формировании экологически ориентированной экономики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. - 2018. - Т. 34. - Вып. 2. - С. 217-240.
9. Деттер Г.Ф., Филант К.Г. Ключевые вызовы, узлы и тренды развития коренных малочисленных народов Севера в наступающее десятилетие // Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. -
2020. - № 2 (107). - С. 36-46.
10. Analysis and forecast of the poverty rate in the Arctic Zone of the Republic of Sakha (Yakutia) / V.N. Mar-kova, K.I. Alekseeva, A.B. Neustroeva, E.V. Potravnaya // Studies on Russian Economic Development. -
2021. - V. 32. - № 4. - С. 415-423.
11. Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). URL: https://sakha.gks.ru (дата обращения 20.01.2022).
12. Сельское хозяйство в Республике Саха (Якутия) за 2010, 2016-2020 гг.: статистический сборник № 15/338 / под ред. И.К. Гаевой, К.И. Егоровой и др. - Якутск: ТО ФСГС по РС(Я), 2021. - 167 c.
13. Зубов Л.А. Медико-социальные проблемы и перспективные направления организации медицинской помощи коренным малочисленным народам труднодоступных территорий Севера // Экология человека. - 2010. - № 1. - С. 61-64.
14. Основные направления социально-экономического и научно-технического развития арктической зоны РФ в сфере здравоохранения и медико-биологического обеспечения деятельности человека на Севере / И.П. Бобровницкий, С.Н. Нагорнев, В.В. Худов, С.М. Юдин // Russian Journal Of Rehabilitation Medicine. - 2019. - № 3. - C. 4-25.
15. Skold P. The health transition: a challenge to Indigenous Peoples in the Arctic // Interconnected Arctic -UARCTIC Congress 2016. - P. 107-113. DOI: 10.1007/978-3-319-57532-2_11
16. Об утверждении Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской: распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 № 132-р / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 902142304 (дата обращения 20.02.2022).
17. Неустроева А.Б., Шишигина А.Н. Сохранение и развитие кадрового потенциала арктических районов Республики Саха (Якутия): экспертное мнение // Устойчивый Север: общество, экономика, экология, политика: сборник трудов VI Всероссийской научно-практической конференции. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2021. - С. 140-145.
18. Notzke C. Indigenous tourism development in the Arctic // Annals of Tourism Research. - 1999. - V. 26. -№ 1. - P. 55-76. DOI: 10.1016/S0160-7383(98)00047-4
Поступила 21.02.2022 г.
UDC 332.14:338.45(571.56)
THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF TRADITIONAL INDUSTRIES OF THE NORTH IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA): EXPERT OPINION
Aiza B. Neustroeva1,
Victoria V. Mikhailova2,
1 Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia), 33, Lenin avenue, Yakutsk, 677000, Russia
2 Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov, 58, Belinsky street, Yakutsk, 677027, Russia
Aiza B. Neustroeva, Cand. Sc., leading researcher, Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia).
Victoria V. Mikhailova, Cand. Sc., associate professor, Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov.
In the Republic of Sakha (Yakutia), almost all regions are inhabited by indigenous peoples of the North: Evenks, Evens, Yukaghirs, Dolgans and Chukchi. Today, the situation of the small peoples of the North is characterized by negative processes of reduction of traditional forms of management, the peoples of the North face a whole range of problems and risks. This article reveals the opinion of the expert community on the existing problems and directions of further development of the small peoples of the North and traditional industries in the Republic of Sakha (Yakutia). The main method of research was an expert survey of heads of municipal authorities, chairmen and members of tribal communities of indigenous minorities of the North, representatives of associations and associations of small peoples. The authors reveal the most pressing problems facing the small peoples, identify the main directions of sustainable development of the small peoples of the North. The main factor hindering the development of traditional activities, according to the experts, is the lack of a year-round transport scheme, complex and expensive transport logistics. Undeveloped transport infrastructure of the districts, seasonality of communication routes increase transport costs and do not allow sustainable development of entrepreneurship, local production, traditional activities. The main conclusion of the study was that the priority directions of sustainable development of the small peoples of the North of the Republic of Sakha (Yakutia) should be the reduction of unemployment in the Arctic and northern regions, the development and support of small businesses, family-tribal and community forms of cooperation, the development of the material and raw materials base of traditional economic sectors, ensuring transport accessibility.
Key words: Traditional industries, indigenous peoples of the North, reindeer husbandry, sustainable development, expert survey.
REFERENCES
1. Rodnina N.V. Problems of traditional branches of the agroindustrial complex of the Arctic in Yakutia. Arctic and the North, 2020, no. 41, pp. 75-86. In Rus.
2. Neustroeva A.B., Samsonova I.V., Malysheva M.S., Semenova L.A. The current situation of traditional farms of indigenous small-numbered northern peoples in the Republic of Sakha (Yakutia). Journal of Sociology and Social Anthropology, 2020, vol. 23, no. 3, pp. 220-245. In Rus.
3. Khorolya D.E., Ostrovskaya E.N. The role of traditional economic activity of indigenous small-numbered peoples of the North in ensuring sustainable development of the economy of the northern regions. Nauka na rubezhe tysyacheletiy, 2019, no. 12, pp. 215-219. In Rus.
4. Trosper R.L. Institutions of the indigenous peoples of the Northwest Coast that supported sustainability and sustainability. Ecological economics, 2002, vol. 41, no. 2, pp. 329-344.
5. Neustroeva A.B., Semenova L.A. Features of settlement of indigenous small-numbered peoples of the North in the territories of traditional nature use of the Republic of Sakha (Yakutia). Urbanistika, 2018, no. 4, pp. 2235. In Rus.
6. Itogi Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2010 goda [Results of the All-Russian Population Census of 2010]. Available at: https://sakha.gks.ru/folder/39644 (accessed 3 January 2021).
7. Porfirev B.N. «Green» factor of economic growth in the world and in Russia. Problemy prognozirovaniya, 2018, no. 5 (170), pp. 3-12. In Rus.
8. Voykina E.A., Potravny I.M. «Green» employment and the labor market in the formation of an environmentally oriented economy. VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika, 2018, vol. 34, Iss. 2, pp. 217240. In Rus.
9. Detter G.F., Philant K.G. Key challenges, nodes and trends in the development of indigenous small-numbered peoples of the North in the coming decade. Nauchny vestnik Yamalo-Nenetskogo avtonomnogo okruga, 2020, no. 2 (107), pp. 36-46. In Rus.
10. Markova V.N., Alekseeva K.I., Neustroeva A.B., Potravnaya E.V. Analysis and forecast of the poverty level in the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia). Studies of economic development of Russia, 2021, no. 32, no. 4, pp. 415-423.
11. Dannye Territorialnogo organa Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Sakha (Ya-kutiya) [Data of the Territorial Body of the Federal State Statistics Service for the Republic of Sakha (Yakutia)]. Available at: https://sakha.gks.ru (accessed 20 January 2022).
12. Selskoe khozyaystvo v Respublike Sakha (Yakutiya) za 2010, 2016-2020 gg. [Agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2010, 2016-2020]. Statisticheskiy sbornik № 15/338. Eds. I.K. Gaevaya, K.I. Egorova. Yakutsk, TO FSGS po RS (Ya) Publ., 2021. 167 p.
13. Zubov L.A. Medical and social problems and promising directions of organization of medical care to indigenous small-numbered peoples of hard-to-reach territories of the North. Ekologiya cheloveka, 2010, no. 1, pp. 61-64. In Rus.
14. Bobrovnitsky I.P., Nagornev S.N., Khudov V.V., Yudin S.M. The main directions of socio-economic scientific, technical and development of the Arctic zone of the Russian Federation in the field of healthcare and medical and biological support of human activity in the North. Bulletin of Restorative Medicine, 2019, no. 3, pp. 4-25. In Rus.
15. Skold P. Transition to healthcare: a challenge to the indigenous peoples of the Arctic. Interconnected Arctic -Arctic Congress 2016. pp. 107-113. DOI: 10.1007/978-3-319-57532-2_11
16. Ob utverzhdenii Kontseptsii ustoychivogo razvitiya korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal-nego Vostoka Rossiyskoy Federatsii [The concept of sustainable development of indigenous small-numbered peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation]. Rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 04.02.2009 № 132-r [Decree of the Government of the Russian Federation of 04.02.2009 No. 132-r]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/902142304 (accessed 20 February 2022).
17. Neustroeva A.B., Shishigina A.N. Sokhranenie i razvitie kadrovogo potentsiala arkticheskikh rayonov Respu-bliki Sakha (Jakutiya): ekspertnoe mnenie [Preservation and development of the personnel potential of the Arctic regions of the Republic of Sakha (Yakutia): expert opinion]. Sbornik trudov VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ustoychivy Sever: obshchestvo, ekonomika, ekologiya, politika [Sustainable North: society, economy, ecology, politics. Proc. of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference]. Yakutsk, NEFU Publ. House, 2021. pp. 140-145.
18. Nozke S. Development of local tourism in the Arctic. Annals of Tourism Research, 1999, no. 26, no. 1, pp. 5576. DOI: 10.1016/S0160-7383(98)00047-4.
Received 21 February 2022.