ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В 2018 г.
Аннотация
В современных представительных демократиях институт выборов является ключевым способом участия населения в государственной политике. По этой причине особенно важно найти адекватные механизмы контроля избирательного процесса со стороны гражданского общества. Общественное наблюдение — явление относительно новое в избирательном процессе России. Тем не менее эффективность формы контроля, имевшей место быть на выборах президента России в 2018 г., была отмечена даже иностранными наблюдателями.
Ключевые слова: выборы президента России, общественные наблюдатели, общественный контроль, гражданское общество, национальный общественный мониторинг.
Авторы
Ларина Екатерина Викторовна
Кандидат политических наук,
старший преподаватель кафедры философии,
социологии и теологии
ЛГПУ им. П.П. Семёнова-Тян-Шанского
(Липецк, Россия)
Мочалин Константин Георгиевич
Председатель молодежного Совета Липецкого регионального отделения Ассоциации юристов России (Липецк, Россия)
Выборы — ключевой политический механизм демократического режима. И, пожалуй, чуть ли не единственный способ влияния общества на власть в современных представительных демократиях. По этой причине значение выборов для всех субъектов политического процесса сложно переоценить. И эта же причина объясняет, помимо прочего, возрастание интереса общественности к избирательным кампаниям.
Прослеживая избирательную практику России, можно отметить не только эволюцию нормативно-правовой базы и государственного регулирования, но и изменения электорального поведения.
В период с 1993 г. по сегодняшний день характеристики политического участия электората претерпевали постоянные трансформации: от абсолютного доверия через почти абсолютный абсентеизм к оживлению гражданского общества. В 2012 г. по инициативе Координационного совета молодых юристов Ассоциации юристов России был создан корпус наблюдателей «За чистые выборы», в который вошли более 100 тысяч молодых юристов, впервые принявших участие в наблюдении на выборах президента Российской Федерации 4 марта 2012 г. и далее в единые дни голосования.
В августе 2017 г. заработал портал «Национальный общественный мони-
торинг» (НОМ), главной функцией которого стал сбор информации, поступающей от наблюдателей с избирательных участков [1]. К сегодняшнему дню НОМ удалось объединить ведущие общественные организации независимых наблюдателей, среди которых: корпус «За чистые выборы», «Группа 32», «Россия выбирает», «Народный наблюдатель», «Открытый альянс наблюдателей», а также ряд региональных организаций: «Честный выбор» (Республика Мордовия), «Пермский взгляд» (Пермский край), «Белгородский наблюдатель» (Белгородская область), «Вятская лига наблюдателей» (Кировская область), «Честный результат» (Саратовская область), «Сибирский взгляд» (Томская область), «Лига наблюдателей Крыма и Севастополя» (г. Севастополь) и др. [2]. Была создана информационная система с интерактивными технологиями, позволяющая быстро и эффективно осуществлять мониторинг избирательного процесса, предотвращать нарушения и защищать избирательные права граждан. Особенную значимость имела возможность параллельного подсчета голосов, позволившая видеть результаты голосования в несколько раз быстрее, чем в официальных источниках. Эта система также позволила обеспечить гарантию прозрачности и открытости подведения итогов голосования.
Перед выборами президента 18 марта 2018 г. НОМ выступил с инициативой обеспечить абсолютно каждый избирательный участок по всей России независимым наблюдателем. Наблюдателем мог стать любой гражданин, соответствующий требованиям федерального законодательства: отсутствие судимости, возраст старше 18 лет, наблюдатель не может быть представителем власти или государственным служащим. При подборе наблюдателей предпочтение отдавалось людям с активной гражданской позицией, представителям НКО и общественных организаций, муници-
пальных общественных палат, а также студентам старших курсов вузов. Обучение наблюдателей приводилось как привлеченными специалистами в области избирательного права, так и сотрудниками избирательных комиссий. За несколько занятий общественные наблюдатели были ознакомлены со своими правами и обязанностями, а также способами реагирования на возможные ситуации в день голосования. Наблюдателям были выданы памятки с подробными инструкциями. Вообще, по данным ЦИК России, на избирательных участках присутствовали более 470 тыс. граждан, осуществлявших общественный контроль. Эти выборы установили рекорд по масштабу наблюдения в российской избирательной практике (рис. 1, 2, 3).
Количество наблюдателей, присутствовавших на участках, тыс. человек
2016 год 2018 год
Рисунок 1. Инфографика ЦИК РФ
Общественное наблюдение — явление относительно новое в избирательном процессе России. Отношение к этому институту крайне неоднозначное. Несмотря на то, что явка на выборах президента в 2018 г. была достаточно высокой, сами выборы как институт политической системы зачастую вызывают скептическую реакцию в среде электората. Эта же реакция экстраполируется и на иные политические институты, связанные с избирательным процессом, как, например, общественное наблюдение. Особое недоверие вызывало утверждение о независимости и объективности формируемого корпуса наблюдателей. Действительно, одним из критериев
Всего 355 601 наблюдатель
от общественных палат
от партий от кандидатов
Рисунок 2. Сведения о наблюдении на выборах президента РФ 2018 года
по данным ЦИК РФ
отбора наблюдателей было отсутствие аффилиаций с любыми политическими партиями. Стоит отметить, что в ходе подготовки и обучения наблюдателей организаторы и кураторы не использовали политическую агитацию.
Органы государственной власти достаточно позитивно отреагировали на активное участие независимых общественных наблюдателей. Как показала практика, органы власти заинтересованы в легитимности выборов, особенно в глазах молодежи. Молодежная поли-
тика сегодня является одним из ключевых направлений внутренней политики России. Об этом свидетельствуют факты создания молодежных парламентов и молодежных правительств практически во всех субъектах РФ, множественные программы поддержки молодежи за счет государственных грантов, развитие молодежного волонтерства, создание обучающих и коммуникативных молодежных площадок (например, «Селигер», «Территория смыслов») и т.д. Однако в структуре политической
Количество наблюдателей от кандидатов, политических партий и общественных палат
355 601
225 256
158 265
2 марта 2008 г. 4марта2012г. 18марта2018г.
Рисунок 3. Сведения о наблюдении на выборах президента РФ 2018 года
по данным ЦИК РФ
культуры и политического сознания молодежь всегда является самой оппозиционной социальной группой в любой исторический период. Соответственно, в пункте легитимности выборов пересеклись интересы государства и гражданского общества.
Одной из задач такого сотрудничества было формирование адекватного информационного пространства. Общественное мнение в политических аспектах слишком подвержено внешнему влиянию со стороны СМИ в силу того, что СМИ являются единственным источником политической информации. Поэтому люди охотнее верят сообщениям из мира политики, нежели экономическим, социальным или иным информационным сюжетам. Интернет- пространство сегодня позволяет не просто быстро распространять и транслировать информацию, но и искусственно создавать различные события. При этом доверие населения к рядовому пользователю Интернета значительно выше, чем к ведущему новостных выпусков на телевидении. Что, помимо негативного политического опыта россиян, обусловлено также более глубинными чертами русской политической культуры. Созданная в 2018 г.
система общественного наблюдения была призвана не только следить за отсутствием нарушений со стороны избирательных комиссий, но и дать возможность оперативно проверять любую информацию, появляющуюся в день голосования, о нарушениях и о том, что происходит в данный момент на участках. Эта цель была успешно достигнута. По данным портала «НОМ», на выборах президента в 2018 г. было зарегистрировано беспрецедентное количество ложных сообщений о нарушениях [3] (рис. 4).
Статистический анализ данных протоколов участковых комиссий, загруженных наблюдателями на портал «НОМ», дает возможность увидеть одинаковое рейтинговое распределение голосов по всем участкам с незначительными погрешностями в количественном выражении голосов (рис. 5). Данный факт свидетельствует об отсутствии серьезных нарушений в плане фальсификаций или вбросов. Что же касается сообщений об административном давлении, то, зачастую, такие факты имеют место быть в политически безграмотной социальной среде. Само же наличие административного давления как способа решения политических
Количество нарушений в день голосования
ш
[ фейки
[ подтвержденные нарушения
743
Рисунок 4. Сведения о нарушениях в день голосования по данным портала «НОМ»
Бабурин Сергей Николаевич Грудинин Павел Николаевич Жириновский Владимир Вольфович
Путин Владимир Владимирович Собчак Ксения Анатольевна | 11 Сурайкин Максим Александрович
Явка в процентах
Рисунок 5. Графики «НОМ»
задач, к сожалению, сохраняет свою популярность, особенно в государственных учреждениях и крупных корпорациях, связанных с политическим процессом.
Работа по подготовке наблюдателей в таком масштабе проводилась впервые в России. Механизмы, организационные и административные решения еще требуют доработки. Особого внимания требуют и способы укрепления взаимодействия между обществом и властью, а также возможности установления коммуникативных каналов между различными
общественными организациями и окологосударственными структурами, такими как, например, Общественная палата. Наиболее остро все эти проблемы возникают в регионах, так как региональный политический процесс менее гибок и не всегда открыт для общественно-политических инноваций. Конечно, важную роль в этом процессе играет и то, что гражданское общество в России на данный момент находится только в процессе становления. А значит, предстоит еще много работы по налаживанию диалога между обществом и властью.
Литература
1. Заработал портал «Национальный общественный мониторинг» (11.08.2017) // РИА новости — URL: https://ria.ru/society/20170811/1500193809.html (дата обращения: 02.07.2018).
2. О проекте // Национальный общественный мониторинг — URL: https://nom24.ru/about/ (дата обращения: 02.07.2018).
3. НОМ: выборы — 2018 запомнятся беспрецедентным количеством фейковых сообщений о нарушениях (19.03.2018) // Национальный общественный мониторинг — URL: https://nom24.ru/inFo/events/nom-vybory-2018-zapomnitsya-bespretsedentnym-kolichestvom-Feykovykh-soobshcheniy-o-narusheniyakh/ (дата обращения: 02.07.2018).