ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Арский А. А.,
кандидат экономических наук,
старший преподаватель кафедры «Маркетинг и логистика»,
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», е-шаИ: [email protected]
ИНСТИТУТ НАСТАВНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КЛАСТЕРАХ
Любой социум предполагает наставничество. Наставничество в процессе интеграции молодого специалиста в реальный сектор экономики, предполагает организацию контроля «первых шагов» молодого специалиста, которые тот делает в коллективе «под присмотром» опытного коллеги - наставника.
Роль наставника в любой отрасли трудно переоценить. Наставник «сужает» профиль специализации молодого специалиста, посвящая его в тонкости профессии, делиться практическими наблюдениями (опыт работы), помогает налаживать деловые коммуникации (в коллективе, с деловыми партнерами), помогает разобраться с приоритетами в целях и задачах коллектива.
Институт наставников в образовательных кластерах - необходимый элемент их динамичной структуры, позволяющий обеспечить качественную интеграцию вчерашнего студента в деятельность класте-рообразующего предприятия.
Образовательный кластер - это совокупность учреждений профессионального образования, общественных организаций и предприятий различного уровня и отраслевой направленности, объеденных с целью подготовки молодых специалистов соответствующих современным требованиям федерального и регионального рынка труда [1].
Каковы условия функционирования институтов наставников? Каковы квали-
фикационные требования к наставнику образовательного кластера?
Эффективное функционирование института наставников, в том или ином образовательном кластере, возможно при соблюдении следующих условий:
1. При подготовке студентом курсовой и выпускной работы на этапе ознакомительной и производственной практики наряду с руководителем практики от предприятия, предприятием выделяется специалист-наставник, в обязанности которого входит «детальное погружение» практиканта в специфику конкретного отдела и производственного звена и производственного этапа.
2. Работодатель предъявляет требования к освоению «трудовых компетенций» практикантом на уровне достаточном для качественного выполнения должностных обязанностей специалиста непосредственно после вступления молодого специалиста в должность.
3. Наставники, совместно с научно-педагогическими работниками вуза или колледжа учувствуют в процессе подготовки специалиста на территории учебного заведения, проводя мастер-классы, семинарские и лабораторные (практические) занятия [2].
В свою очередь, к наставнику образовательного кластера предъявляются следующие требования:
=■ 3/2015
совершенствование нормативно-правового регулирования..
1. Наставник должен обладать, как специалист, достаточным опытом в своей области. Критериями достаточности явля-яются: трудовой стаж, объемы реализованных проектов, владение сопряженными с основной специализацией специальностями и навыками.
2. Наставник должен владеть методами обучения (словесными и репродуктивными), позволяющими полно, точно и оперативно донести до практиканта суть изучаемого явления или вопроса в практике производства [3].
3. Наставник должен обладать высокими морально-волевыми качествами, авторитетом среди коллег на производстве и в стенах учебного заведения. Наличие пагубных вредных привычек, нарушение трудовой дисциплины, нарушение норм законодательства и асоциальное поведение
На органиграмме (рис. 1) представлены структурные подразделения Института наставников и основные функции, в которые входит подготовка специалистов-практиков, работающих в реальном секторе экономики по актуальным направлениям их деятельности, а именно актуализация знаний современного законодательства 4/2015 ' =
наставника недопустимо, так как противоречит самому принципу наставничества.
По итогам прохождения практики (стажировки) студентом могут быть сформированы предложения по совершенствованию подготовки его как специалиста в формате изучаемых дисциплин профиля подготовки. Таким образом, студент совершенствует процесс собственной подготовки до уровня квалифицированного специалиста, приобретая практический опыт уже в процессе обучения при поддержке наставника и используя его при формировании предложений по рационализации учебного процесса [3].
Представим организационную структуру института наставников, интегрированную в организационную структуру учебного заведения (рис. 1.).
в области охраны труда, охраны окружающей среды, энергоэффективности производства и т.д., а также в области педагогики и психологии личности.
Обучение наставников может быть реализовано на основе учебных программ объемом от 72 до 100 часов, при этом программы должны содержать значительный объем те-
Рис. 1. Органиграмма института наставников
мир современной науки
33
Арский А. А.
матических и проблемных семинаров. Реализацию учебного процесса могут обеспечить научно-педагогические работники имеющие опыт работы в реальном секторе экономики или той или иной отрасли государственного управления [4]. В свою очередь, данные научно-педагогические работники ежегодно должны проходить обязательные стажировки на предприятии кластера для формирования знаний в области применения теоретических подходов в практической деятельности и формировании предложений по корректировке рабочих программ дисциплин преподаваемых на кафедрах образовательного учреждения и на кафедрах Института наставников. Роль наставника состоит и в том, чтобы раскрыть потенциал молодого специалиста в таких областях как менеджмент, специализация, способность к научному поиску. Именно на этапе производственной практики в молодом специалисте можно «открыть» будущего мастера производства, руководителя или ученого-практика.
Интеграция учебных заведений и предприятий в формате образовательного кластера формирует важнейшее конкурентное
преимущество на рынке образовательных услуг [5]. Так, в ФГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» налажена эффективная работа с Пенсионным фондом Российской Федерации в формате совершенствования подготовки студентов и в повышении квалификации практиков. В настоящее время деятельность образовательных кластеров и оценка их эффективности освещается в формате информационно-аналитического проекта, реализуемого Международным информационным агентством «Россия сегодня». Проект предусматривает работу групп экспертов (ученых, педагогов, практиков) из разных отраслей и территорий и подведение итогов в режиме регулярных круглых столов и видеомостов.
Государственная поддержка описанных выше мероприятий позволит в краткосрочной перспективе определить эффективный кадровый потенциал в различных отраслях экономики, что, в свою очередь, позволит успешно реализовать программы импортозамещения в Российской Федерации.
литература
1. Арский, А.А. Образовательный кластер. Особенности организации практики молодых специалистов // Ценности и интересы современного общества. Правовые и гуманитарные ценности современного общества: материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1 / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. -М., 2015. - 408 с. - С. 66-68.
2. Арский, А.А. Особенности преподавания логистических дисциплин // Ценности и интересы современного общества. Правовые и гуманитарные ценности современного общества: материалы Международной научно-практической конференции. Общество, право, человек. Часть 2 / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. -М., 2014. - 300 с. - С. 21-24 .
3. Арский, А.А. Роль образовательных кластеров при подготовке специалистов логистической отрасли // А.А. Арский // V Международная научно-практическая конференция «Социально-экономическое развитие регионов России» : сборник научных трудов / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2015. - 206 с. -С.191-194.
4. Арский, А.А. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов таможенных органов / А.А. Арский // Вестник университета (Государственный университет управления). Государственный университет управления. - М. - 2011. - № 21. -С.132-134.
5. Романенкова, О.Н. Маркетинговое исследование российского рынка высшего профессионального образования / О.Н. Ро-маненкова // Вестник Челябинского госу-
=■ 4/2015
институт наставников в образовательных кластерах
дарственного университета. Экономика. -Челябинск. - Вып. 36. - 2012. - № 8 (262). - С. 143-146.
4/2015
мир современной науки
35