Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИК / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИК / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шеремета Татьяна Владимировна

В статье рассматривается вопрос о способах поддержки сотрудников уголовно-исполнительной системы при выполнении служебной деятельности в процессе персонализированной подготовки. Автор предлагает принять понимание персонализированного образования как образовательный подход, направленный на адаптацию обучающегося, учет его навыков, потребностей и запросов. Происходящие в обществе тенденции и изменения, а также изменения в программах подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы, обусловили трансформацию роли наставников. Это объясняется тем, что, во-первых, происходит более широкое внедрение наставничества как поддержка в профессиональной подготовке. Во-вторых, реализуется ускоренная предварительная программа подготовки группы сотрудников и их наставников, в соответствии с которой можно завершить программу в ускоренном режиме. В-третьих, изменились взаимодействия и отношения, которые развивают наставники в процессе подготовки сотрудников. В научной литературе по наставничеству к ним относят квалифицированных сотрудников уголовно-исполнительной системы, завершивших программу наставничества и имеющих опыт работы в уголовно-исполнительной системе не менее десяти лет. Наставники могут быть у различных категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы (наставники у сотрудников-новичков и наставники у опытных сотрудников). Перспективы наставничества рассматриваются в контексте онтологического подхода с опорой на субъективную перспективу социальной реальности и индивидуальных взглядов, и смысла социального заказа. С гносеологической точки зрения образовательная парадигма фокусируется на субъективном опыте, уникальном характере знаний наставника. Основные аспекты отношений между сотрудником уголовно-исполнительной системы и наставником основываются на партнерстве и уважении с обеих сторон. Но возможно возникновение напряжения у наставников в выполнении этой роли. Это появляется тогда, когда роль наставника является новой, наставник трудно приспосабливается к сложностям при выполнении собственных обязанностей в качестве квалифицированного сотрудника. Наставник создает ситуацию успеха, чтобы ускорить возможности эффективного обучения и сосредоточиться на индивидуальных и профессиональных потребностях сотрудников уголовно-исполнительной системы. Наставник важен в содействии персонализированной подготовки сотрудников, который сопровождает этот процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF MENTORING IN PERSONALIZED TRAINING OF EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM

The article deals with the issue of ways to support employees of the penitentiary system in the performance of official activities in the process of personalized training. The author proposes to accept the understanding of personalized education as an educational approach aimed at adapting the student, taking into account his skills, needs and requests. The trends and changes taking place in society, as well as changes in the training programs for employees for the penitentiary system, led to the transformation of the role of mentors. This is due to the fact that, firstly, there is a wider introduction of mentoring as a support in vocational training. Secondly, there is an accelerated preliminary training program for a group of staff and their mentors, according to which it is possible to complete the program in an accelerated manner. Third, the interactions and relationships that mentors develop in the training process have changed. In the scholarly literature on mentoring, they include qualified prison officers who have completed a mentoring program and have at least ten years of experience in the penitentiary system. Mentors can be for various categories of employees of the penitentiary system (mentors for novice employees and mentors for experienced employees). The prospects for mentoring are considered in the context of an ontological approach based on the subjective perspective of social reality and individual views, and the meaning of the social order. From an epistemological point of view, the educational paradigm focuses on subjective experience, the unique nature of the mentor's knowledge. The main aspects of the relationship between a prison officer and a mentor are based on partnership and respect on both sides. But there may be tension among mentors in fulfilling this role. This appears when the role of mentor is new, the mentor finds it difficult to adjust to the complexities of carrying out their own duties as a qualified employee. The mentor creates a situation of success to accelerate effective learning opportunities and focus on the individual and professional needs of prison staff. The mentor is important in facilitating the personalized employee training that accompanies this process.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

9. Родионов М.А. Роль математического образования в формировании инновационной активности будущего врача / М.А. Родионов, П.Г. Пичугина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. -№ 2 (30). - С. 219-227.

10. Шмонова, М.А. Формирование профессиональной компетентности студентов медицинских вузов в обучении математике / М.А. Шмонова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 2. - С. 54-59.

11. Шмонова, М.А. Формирование профессиональной компетентности студентов медицинских вузов в процессе обучения математике / М.А. Шмонова // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 2. - С. 88-94.

12. Янцер, Л.В. Вопросы преподавания математического анализа в медицинских вузах / Л.В. Янцер, К.Е. Янцер // Kant. - 2021. - № 1 (38). - С. 353-356.

Педагогика

УДК 377.4

кандидат педагогических наук Шеремета Татьяна Владимировна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Пермь)

ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о способах поддержки сотрудников уголовно-исполнительной системы при выполнении служебной деятельности в процессе персонализированной подготовки. Автор предлагает принять понимание персонализированного образования как образовательный подход, направленный на адаптацию обучающегося, учет его навыков, потребностей и запросов. Происходящие в обществе тенденции и изменения, а также изменения в программах подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы, обусловили трансформацию роли наставников. Это объясняется тем, что, во-первых, происходит более широкое внедрение наставничества как поддержка в профессиональной подготовке. Во-вторых, реализуется ускоренная предварительная программа подготовки группы сотрудников и их наставников, в соответствии с которой можно завершить программу в ускоренном режиме. В-третьих, изменились взаимодействия и отношения, которые развивают наставники в процессе подготовки сотрудников. В научной литературе по наставничеству к ним относят квалифицированных сотрудников уголовно-исполнительной системы, завершивших программу наставничества и имеющих опыт работы в уголовно-исполнительной системе не менее десяти лет. Наставники могут быть у различных категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы (наставники у сотрудников-новичков и наставники у опытных сотрудников). Перспективы наставничества рассматриваются в контексте онтологического подхода с опорой на субъективную перспективу социальной реальности и индивидуальных взглядов, и смысла социального заказа. С гносеологической точки зрения образовательная парадигма фокусируется на субъективном опыте, уникальном характере знаний наставника. Основные аспекты отношений между сотрудником уголовно-исполнительной системы и наставником основываются на партнерстве и уважении с обеих сторон. Но возможно возникновение напряжения у наставников в выполнении этой роли. Это появляется тогда, когда роль наставника является новой, наставник трудно приспосабливается к сложностям при выполнении собственных обязанностей в качестве квалифицированного сотрудника. Наставник создает ситуацию успеха, чтобы ускорить возможности эффективного обучения и сосредоточиться на индивидуальных и профессиональных потребностях сотрудников уголовно-исполнительной системы. Наставник важен в содействии персонализированной подготовки сотрудников, который сопровождает этот процесс.

Ключевые слова: наставник, персонализированное образование, сотрудник, уголовно-исполнительная система, профессиональная подготовка.

Annotation. The article deals with the issue of ways to support employees of the penitentiary system in the performance of official activities in the process of personalized training. The author proposes to accept the understanding of personalized education as an educational approach aimed at adapting the student, taking into account his skills, needs and requests. The trends and changes taking place in society, as well as changes in the training programs for employees for the penitentiary system, led to the transformation of the role of mentors. This is due to the fact that, firstly, there is a wider introduction of mentoring as a support in vocational training. Secondly, there is an accelerated preliminary training program for a group of staff and their mentors, according to which it is possible to complete the program in an accelerated manner. Third, the interactions and relationships that mentors develop in the training process have changed. In the scholarly literature on mentoring, they include qualified prison officers who have completed a mentoring program and have at least ten years of experience in the penitentiary system. Mentors can be for various categories of employees of the penitentiary system (mentors for novice employees and mentors for experienced employees). The prospects for mentoring are considered in the context of an ontological approach based on the subjective perspective of social reality and individual views, and the meaning of the social order. From an epistemological point of view, the educational paradigm focuses on subjective experience, the unique nature of the mentor's knowledge. The main aspects of the relationship between a prison officer and a mentor are based on partnership and respect on both sides. But there may be tension among mentors in fulfilling this role. This appears when the role of mentor is new, the mentor finds it difficult to adjust to the complexities of carrying out their own duties as a qualified employee. The mentor creates a situation of success to accelerate effective learning opportunities and focus on the individual and professional needs of prison staff. The mentor is important in facilitating the personalized employee training that accompanies this process.

Key words: mentor, personalized education, employee, penitentiary system, professional training.

Введение. Традиционно подход в профессиональной подготвке сотрудников уголовно-исполнительной системы сопряжен с трудностями, так как это обучение должно происходить, прежде всего, на практике, потому что недостаточно их просто самостоятельно поместить в профессиональную среду. В современной ситуации важно организовать новые способы поддержки сотрудников уголовно-исполнительной системы при выполнении служебной деятельности в процессе персонализированного образования.

Персонализированное образование мы понимаем как образовательный подход, направленный на адаптацию обучающегося, учет его навыков, потребностей и запросов. Для этого роль наставника должна быть перестроена: от простого советника к роли, связанной с поддержкой, руководству, но и оценкой. Наставничество в уголовно-исполнительной системе может стать ключевым фактором поддержки в процессе подготовки сотрудников к исполнению профессионального долга.

Изложение основного материала статьи. Роль наставника в уголовно-исполнительной системе, в основном, сосредоточена на формировании компетенций. Однако эта роль сложна и многогранна. Квалифицированные сотрудники, которые принимают эту роль, будут разными в зависимости от опыта, знаний и навыков, в соответствии с которыми они привносят в эту роль свою специфику.

С учетом вышеуказанных тенденций и изменений, происходящих в программах подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы, роль наставников изменилась: во-первых, происходит более широкое внедрение наставничества как поддержка в профессиональной подготовке; во-вторых, реализуется ускоренная предварительная программа подготовки группы сотрудников и их наставников, в соответствии с которой можно завершить программу в ускоренном режиме; в-третьих, изменились взаимодействия и отношения, которые развивают наставники в процессе обучения сотрудников. Эти изменения помогут понять основополагающие образовательные теории для поддержки обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы и института наставничества.

Целью исследования было изучение характера отношений между сотрудником уголовно-исполнительной системы и наставником, повышающим квалификацию, влияние отношений между ними на процесс обучения. В статье представим несколько направлений в организации этой работы: как понимают сотрудники уголовно-исполнительной системы и их наставники наставничество; как и в какой степени контекст, в котором сотрудники получают опыт, влияет на их восприятие на практике; в какой степени взаимодействие между сотрудниками уголовно-исполнительной системы и наставниками влияет на обучение; как меняется опыт сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе наставничества и как они продвигаются по программе подготовки.

Существует большая часть литературы по наставничеству об опыте и экспертизе наставников. В рамках нашего исследования к наставникам мы относим квалифицированных сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые успешно завершили программу наставничества и имеют опыт работы в уголовно-исполнительной системе не менее десяти лет. Однако неадекватно учитывать только эти характеристики, поскольку некоторые наставники могут быть квалифицированными как наставники, хотя работают по специальности в течение менее десяти лет, но имеют широкий спектр знаний и опыта по специальности и рассматриваются как «эксперты» своими коллегами.

Наставники могут быть у различных категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы, например, наставники у сотрудников-новичков и наставники у опытных сотрудников. Поскольку наставники «назначены» сотруднику старшим членом по штатному расписанию, то тогда это распределение может зависеть от наличия наставников в отличие от их уровня знания и опыта наставника. Есть еще штат ассоциированных наставников - это квалифицированные сотрудники, которые играют вспомогательную роль для обучающихся сотрудников: они не прошли никакого специального обучения и не проводят оценку процесса обучения сотрудников.

Перспективы наставничества можно обосновать в контексте онтологического подхода, опирающегося на субъективную перспективу социальной реальности и индивидуальных взглядов, и смысла социального заказа. С гносеологической точки зрения интерпретативная парадигма фокусируется на субъективном опыте, уникальном характере этих знаний для физических лиц. Основное внимание уделяется пониманию индивидами смысла явлений в ситуациях, чтобы быть в состоянии понимания их действий, потому как это важно для этих сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Исследование также привело нас к применению социального конструктивизма. Этот философский подход, который рассматривает истину как относительную и зависимую от своей точки зрения. Социальный конструктивизм позволяет участникам представить свое сконструированное понимание, и это также зависит от взаимодействия с наставником. Это дает представление о том, как сотрудники уголовно-исполнительной системы общаются и взаимодействуют со своими наставниками в различных профессиональных средах, влияние, которое оно оказывает на их обучение, характер наставничества в различных контекстах и как сотрудники учатся в рамках хаоса повседневной и профессиональной практики.

Обучение в профессиональной практике является сложным, зависит от характера окружающей среды и качества отношений, которые сотрудники уголовно-исполнительной системы развивают со своими наставниками. Подходы к обучению сотрудников требуют, чтобы наставники способствовали критическому подходу к их обучению, опираясь на их предыдущий опыт, способствуя вовлечению и участию сотрудников уголовно-исполнительной системы в профессиональную практику по ходу освоения программы на ранней ее стадии.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы - это выпускники ведомственных вузов, которые стремятся учиться, сами руководят, но учатся они по-разному. Они приняли персонализированный подход к обучению исходя из своих когнитивных способностей, и они ценят наставников, которые могут способствовать развитию их высокого уровня критического анализа. Теория социального обучения, особенно если это обучение на рабочем месте и обеспечивает основу для поддержки наставничества, признавая важность участия в профессиональной практике, чтобы поддержать практическое обучение. Обучение на рабочем месте трудно из-за растущих требований к выполнению профессиональных обязанностей, однако изучение рабочее место как практики участия может помочь пониманию и поддержке персонализированного обучения.

Важность обучения на рабочем месте и роль наставника в поддержке сотрудников уголовно-исполнительной системы в практической среде растет на протяжении многих лет. Часть преподавателей в процессе обучения включается в дискуссии с сотрудниками уголовно-исполнительной системы об их положительном и отрицательном опыте обучения на практике и поддержке, которую они получают. Иногда в качестве преподавателя был наставник, который работал с сотрудниками уголовно-исполнительной системы, который поддерживал их в принятии решений о пригодности сотрудника к практике.

В нашем исследовании мы подчеркиваем, что ответственность лежит на сотруднике уголовно-исполнительной системы, развитие его отношений со своим наставником. Сотрудники уголовно-исполнительной системы утверждают, что это может быть довольно эмоционально и истощает их. Психологические аспекты этих отношений имеют решающее значение, поскольку сотрудники уголовно-исполнительной системы проходят различные этапы построения этих отношений: с первоначального урегулирования в период, когда они знакомятся друг с другом, после чего развивается или не развивается дружба и доверие. Существенные аспекты отношений между сотрудником уголовно-исполнительной системы и наставником, по нашему мнению, должны основываться на партнерстве и уважении с обеих сторон. Дружелюбные и доступные, позитивные и поддерживающие отношения могут стать успехом в образовательном подходе в персонализированной подготовке сотрудников. Сотрудники уголовно-исполнительной системы предполагают, что процесс обучения будет качественным, если наставник будет обучать их на индивидуальной основе, последовательно и с опорой на обратную связь. Итак, роль наставничества будет решающей и определит деловые отношения между наставником и сотрудником уголовно-исполнительной системы. Если у сотрудников сложились хорошие отношения с наставником, и они оба проявили уверенность и настойчивость, то тогда сотрудники положительно оценят наставника.

Как показывает наш эмпирический опыт, может возникать напряжение у наставников в выполнении этой роли. Это возникает тогда, когда роль наставника являются новой, наставник трудно приспосабливается к сложностям при выполнении собственных обязанностей в качестве квалифицированного сотрудника.

Для наставников наставничество может быть как стрессовым, так и эмоционально истощающим, особенно в ситуации управления трудными отношениями или трудным сотрудником. Наставникам особенно важно в процессе освоения программы персонализированной подготовки не подвести сотрудника уголовно-исполнительной системы, так как это может говорить о том, что наставник был не профессионален. Наставник должен создать ситуацию успеха, облегчить возможности эффективного обучения и сосредоточиться на индивидуальных и профессиональных потребностях сотрудников уголовно-исполнительной системы, и если это произойдет, то качество подготовки будет продуктивным. Наконец для наставников требуется время для признания этой роли. Этот тезис означает, что важным аспектом для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы является не только мотивация сотрудника учиться, но и отношения, которые возникают со своим наставником. Однако, если наставничество рассматривается как диадические отношения, то в основном это требует усилий с обеих сторон.

Большая часть научной литературы относится к ракурсу важности отношений между сотрудником уголовно-исполнительной системы и наставником как ключом к поддержке обучения в профессиональной практике. Однако исследования в основном фокусируются на таких отношениях как-либо точка зрения сотрудника уголовно-исполнительной системы или наставника, адресованными как сотруднику и перспективы наставника в течение определенного периода времени.

Интервью с сотрудниками уголовно-исполнительной системы позволяет нам также утверждать, что наставник важен в содействии обучению сотрудников. Сотрудники уголовно-исполнительной системы положительно оценили наличие определенного наставника как профессионала, который сопровождал процесс их персонализированной подготовки.

Выводы. Таким образом, персонализированная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы рассмотрена в этом исследовании с акцентом на наставничество. Образ современного сотрудника уголовно-исполнительной системы, его профессиональная ориентация на эту профессиональную деятельность - мощный фактор в изменении отношения к профессии и стимул к эффективному выполнению профессионального долга. Опыт наставничества может оказать влияние на эффективность профессионального мастерства сотрудников уголовно-исполнительной системы и обеспечить гарантированную безопасность социуму.

Литература:

1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) /

B.И. Байденко // Almamater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 3. - С. 3.

2. Ильин, Г.Л. Философия образования (идея непрерывности) / Г.Л. Ильин. - М: Вуз. кн., 2002. - 223 с.

3. Дебольский, М.Г., Чернышкова, М.П. Особенности профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы / М.Г. Дебольский, М.П. Чернышкова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - № 3 (130). - С. 10-78.

4. Зеер, Э.Ф. Тенденции модернизации профессионально-педагогического образования / Э.Ф. Зеер // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - № 10. - С. 15-19.

5. Литвак, Р.А. Социокультурный подход к процессу социализации личности молодого специалиста / Р.А. Литвак // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 1. - С. 165-167.

6. Ломакина, Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования / Т.Ю. Ломакина. - М.: Наука, 2006. - 219 с.

7. Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования: материалы докл. и сообщ. участников Второй междунар. конф., Санкт-Петербург, 4-5 июня 2002 г. / под ред. Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова. -

C.-Петербург: Файндер плюс, 2003. - 319 с.

8. Овчинников, О.М. Актуальные вопросы подготовки специалистов для оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы (на примере ВЮИ ФСИН России) / О.М. Овчинников // Вестник Владимирского юридического института. - 2016. - № 1 (28). - С. 42-45.

9. Уилсон, Дж. Разнообразие поведения полиции / Дж. Уилсон // Гарвардский университет. - Кембридж, 1968. - 112 с.

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель Шмелёв Александр Евгеньевич

«Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Комин Виктор Сергеевич

«Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); преподаватель Мохова Мария Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема, связанная с тем, что введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняет содержание образования по предмету «Физическая культура». Также и инновации в содержании образования в сфере физической культуры меняют взгляд на технологии основной формы обучения. Всё это говорит о том, что требования к профессионализму учителя физической культуры повышаются. Соответственно уровень профессиональной компетентности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС должен быть высоким. Из этого следует, что подготовка специалистов в сфере физической культуре и спорту должна быть выстроена на формировании качеств, необходимых в будущей профессии. А это значит, что перед преподавателем встаёт задача отбора учебного материала, информации и разработки методов контроля за усвоением материала студентами. Переход к инновационным моделям подготовки специалистов в области физической культуры и спорта - одна из важнейших задач развития не только педагогических университетов, но и всех организаций высшего образования, готовящих специалистов в этой сфере. Целью исследования явилось рассмотрение инновационных подходов и технологий, которых могут быть применены в подготовке специалистов по физической культуре и спорту. В статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.