Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ МЕДИКОВ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОЛИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шатравкина Анна Валерьевна, Анохина Галина Ивановна

В представленной статье рассматриваются современные подходы к организации математического образования будущих медиков в контексте актуальных задач профессиональной подготовки специалистов системы здравоохранения. Авторами констатирована многоаспектность проблем математической подготовки будущих медиков. Данные проблемы связаны с отсутствием мотивации студентов в отношении изучения математических дисциплин и недостаточным включением математических знаний в рамках занятий по профильным дисциплинам. В исследовании раскрывается ключевая роль математического образования в контексте обновления требований к компетентностному профилю современного медика. В тексте статьи последовательно раскрываются существующие в современной практике организации математического образования будущих медиков подходы. Среди них: уровневый, контекстный, интегративный, компетентностный, междисциплинарный/полидисциплинарный и дифференцированный. Каждый из подходов позволяет решать разноуровневые задачи математической подготовки студентов-медиков, имеет длительную практику применения, в том числе в работе с иностранными студентами медицинских вузов. Авторы статьи делают вывод о том, что современные подходы к организации математического образования будущих медиков можно условно разделить на методологически-ориентированные и методически-ориентированные. Первая группа включает подходы, имеющие концептуальное значение для всей системы образования в целом и для системы профессиональной подготовки медицинских кадров, в частности. В нее включены компетентностный, полидисциплинарный и дифференцированный подходы. Вторая группа подходов ориентирована на поиск механизмов оптимизации математического образования будущих медиков в контексте прикладных задач профессиональной подготовки. Данная группа представлена уровневым, контекстным и интегративным подходами. Подготовка современных медицинских кадров требует переосмысления отношения к содержанию математического компонента в профессиональном образовании будущих специалистов системы здравоохранения. Изменение качества и статуса математического образования в системе подготовки будущих медиков актуализирует необходимость обновления и совершенствования компетентностного профиля преподавателей высшей школы. Определено основное требование к специалисту, преподающему математические дисциплины в высшей медицинской школе, а именно: владение современными педагогическими технологиями и методиками, позволяющими на высоком уровне формировать ключевые метакомпетенции будущих медиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шатравкина Анна Валерьевна, Анохина Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO ORGANISING MATHEMATICS EDUCATION FOR FUTURE HEALTH PROFESSIONALS

In the article given modern approaches to organising mathematics education for future doctors are considered to be issues of concern in the current context. The authors stated the multidimensional nature of the questions concerning mathematics education of the prospective health professionals. These issues are connected with the motivation lack related to the study of mathematical disciplines and insufficient inclusion of mathematical knowledge in the profile disciplines classes. In the survey the key role of mathematics education is revealed within the context of updating requirements to the competency profile of modern medical professionals. In the article different approaches of providing mathematics education for future health professionals are consistently highlighted. Among them there are level, contextual, integrative, competent, interdisciplinary/multidisciplinary and differentiated ones. Each of these approaches allows finding solution for multilevel problems of mathematical training of medical students and has a long-term implementation, including work with foreign students in medical universities. The authors of the article come to conclusion that modern approaches of providing mathematics education for prospective doctors might be conditionally divided into 2 groups: methodological-oriented and methodical-oriented ones. The first group includes approaches with the conceptual meaning for all the education system, in general, and for medical professionals training, in particular. Competent, interdisciplinary/multidisciplinary and differentiated approaches are included in this group. The second group is focused on the search of optimization mechanisms of future doctors mathematical education in the context of professional tasks applied. This group includes level, contextual and integrative approaches. Modern medical professionals training needs redefining the attitude to the content of the mathematical component future health professionals. The change in the quality and status of mathematical education in the future healthcare professionals increases the importance to update and improve the competence profile of university teachers. The core requirements for a specialist teaching mathematical disciplines in a higher medical school are identified. Thus, they should possess certain skills in implementing modern pedagogical technologies and methods forming key metacompetences of prospective doctors on a high level.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ МЕДИКОВ»

Педагогика

УДК 378.09

кандидат педагогических наук Шатравкина Анна Валерьевна

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); старший преподаватель Анохина Галина Ивановна

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ

МЕДИКОВ

Аннотация. В представленной статье рассматриваются современные подходы к организации математического образования будущих медиков в контексте актуальных задач профессиональной подготовки специалистов системы здравоохранения. Авторами констатирована многоаспектность проблем математической подготовки будущих медиков. Данные проблемы связаны с отсутствием мотивации студентов в отношении изучения математических дисциплин и недостаточным включением математических знаний в рамках занятий по профильным дисциплинам. В исследовании раскрывается ключевая роль математического образования в контексте обновления требований к компетентностному профилю современного медика. В тексте статьи последовательно раскрываются существующие в современной практике организации математического образования будущих медиков подходы. Среди них: уровневый, контекстный, интегративный, компетентностный, междисциплинарный/полидисциплинарный и дифференцированный. Каждый из подходов позволяет решать разноуровневые задачи математической подготовки студентов-медиков, имеет длительную практику применения, в том числе в работе с иностранными студентами медицинских вузов. Авторы статьи делают вывод о том, что современные подходы к организации математического образования будущих медиков можно условно разделить на методологически-ориентированные и методически-ориентированные. Первая группа включает подходы, имеющие концептуальное значение для всей системы образования в целом и для системы профессиональной подготовки медицинских кадров, в частности. В нее включены компетентностный, полидисциплинарный и дифференцированный подходы. Вторая группа подходов ориентирована на поиск механизмов оптимизации математического образования будущих медиков в контексте прикладных задач профессиональной подготовки. Данная группа представлена уровневым, контекстным и интегративным подходами. Подготовка современных медицинских кадров требует переосмысления отношения к содержанию математического компонента в профессиональном образовании будущих специалистов системы здравоохранения. Изменение качества и статуса математического образования в системе подготовки будущих медиков актуализирует необходимость обновления и совершенствования компетентностного профиля преподавателей высшей школы. Определено основное требование к специалисту, преподающему математические дисциплины в высшей медицинской школе, а именно: владение современными педагогическими технологиями и методиками, позволяющими на высоком уровне формировать ключевые метакомпетенции будущих медиков.

Ключевые слова: математическая подготовка, высшее медицинское образование, интегративный подход, уровневый подход, контекстный подход, компетентностный подход, полидисциплинарный подход, подготовка медицинских кадров.

Annotation. In the article given modern approaches to organising mathematics education for future doctors are considered to be issues of concern in the current context. The authors stated the multidimensional nature of the questions concerning mathematics education of the prospective health professionals. These issues are connected with the motivation lack related to the study of mathematical disciplines and insufficient inclusion of mathematical knowledge in the profile disciplines classes. In the survey the key role of mathematics education is revealed within the context of updating requirements to the competency profile of modern medical professionals. In the article different approaches of providing mathematics education for future health professionals are consistently highlighted. Among them there are level, contextual, integrative, competent, interdisciplinary/multidisciplinary and differentiated ones. Each of these approaches allows finding solution for multilevel problems of mathematical training of medical students and has a long-term implementation, including work with foreign students in medical universities. The authors of the article come to conclusion that modern approaches of providing mathematics education for prospective doctors might be conditionally divided into 2 groups: methodological-oriented and methodical-oriented ones. The first group includes approaches with the conceptual meaning for all the education system, in general, and for medical professionals training, in particular. Competent, interdisciplinary/multidisciplinary and differentiated approaches are included in this group. The second group is focused on the search of optimization mechanisms of future doctors mathematical education in the context of professional tasks applied. This group includes level, contextual and integrative approaches. Modern medical professionals training needs redefining the attitude to the content of the mathematical component future health professionals. The change in the quality and status of mathematical education in the future healthcare professionals increases the importance to update and improve the competence profile of university teachers. The core requirements for a specialist teaching mathematical disciplines in a higher medical school are identified. Thus, they should possess certain skills in implementing modern pedagogical technologies and methods forming key metacompetences of prospective doctors on a high level.

Key words: mathematical training, higher medical education, integrative approach, level approach, contextual approach, competence approach, multidisciplinary approach, medical professionals training.

Введение. На сегодняшний день профессиональная подготовка медицинских кадров претерпевает ряд изменений, связанных как с объективными реалиями пандемии, так и с рядом требующих своего скорейшего решения проблем, зафиксированных в ряде научных исследований. Ориентация на цифровизацию в системе здравоохранения, необходимость прогнозирования рисков и разработки сценариев их управлением, усиление исследовательской компоненты в основных профессиональных образовательных программах всех уровней подготовки медицинских кадров свидетельствует о необходимости переосмысления роли математического образования в системе подготовки будущих медиков. Цель представленного исследования заключается в рассмотрении современных подходов к организации математического образования будущих медиков в контексте актуальных задач профессиональной подготовки специалистов системы здравоохранения.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время вопросы преподавания математических дисциплин на медицинских факультетах и в медицинских вузах приобретает многоаспектный характер, который обусловлен, с одной стороны, низкой мотивацией студентов в отношении изучения данных дисциплин, с другой стороны, недостаточным включением математических знаний в рамках занятий по профильным дисциплинам. Первый момент объясняется тем, что студенты в недостаточной степени осведомлены о значении математики в их будущей профессиональной деятельности, они

просто не осознают необходимости ее изучения и в основной массе относятся к математическим дисциплинам, как к обременительному дополнению к основным дисциплинам. Второй аспект проблемы связан с тем, что преподаватели специальных дисциплин не включают математические знания в контекст основного материала, хотя это позволило бы не только увеличить мотивацию студентов к изучению математики, но могло бы способствовать более «живому» восприятию знаний по основным предметам, актуализируя таким образом реализацию принципа профессиональной направленности. Рассматриваемая проблема обозначилась в сфере профессиональной подготовки медицинских кадров уже довольно давно. Практически с начала второго десятилетия XXI века преподаватели медицинских вузов отмечают обозначенные выше проблемы, подчеркивая, что имеющее место на текущий момент «качество математической подготовки будущих врачей не отвечает запросу общества» [6, С. 159]. Между тем одним из ключевых результатов подготовки будущего медика является практическое применение в будущей профессиональной деятельности знаний, умений и навыков, формируемых при изучении математических дисциплин.

Л.В. Янцер и К.Е. Янцер считают, что на сегодняшний день мы сталкиваемся с беспрецедентной и стремительной математизацией здравоохранения, поскольку активно внедряются инновационные технологии и методы работы, которые требуют от будущих медиков высокого уровня фундаментальных и прикладных математических знаний, умений и навыков. Современный медик должен владеть навыками «математического моделирования сложных физических, химических и биологических процессов молекулярного уровня с целью их анализа и последующего прогнозирования» [12, С. 353], что безусловно актуализирует и подчеркивает важную роль математических дисциплин в подготовке будущих кадров системы здравоохранения.

Необходимость актуализации роли математического образования в подготовке будущих медиков подчеркивает Ю.А. Болгова [2], связывающая решение данной проблемы с модернизацией содержания математического образования на медицинских факультетах и в вузах медицинского профиля. Важнейшим направлением работы в данном направлении является переосмысление ядра математического образования, которое должно приобрести ценностно-смысловой характер и способствовать формированию познавательной активности самостоятельности будущих медиков. Также в контексте модернизации математического образования, по мнению автора, необходимо сосредоточить внимание на отборе, обосновании и проверке продуктивности приемов, методов и технологий в контексте результативности достижения ключевых задач математической подготовки студентов-медиков. Третьим важным направлением модернизационной работы, особенно актуальным в контексте современных событий, является создание информационно-образовательной среды, которое не только позволяет развивать компетентностный профиль студентов медицинского вуза в аспекте фундаментальной математической подготовки, но и способствует формированию компонентов цифровой грамотности будущих медиков.

М.А. Родионов и П.Г. Пичугина отмечают особую роль математической подготовки в деятельности будущего врача, ориентируясь на рассмотрение вопроса формирования его инновационной активности. Авторы подчеркивают необходимость построения содержания математических дисциплин на основе принципа уровневого подхода, который, по их мнению, обеспечивает качество отбора учебного материала и позволяет дифференцированно подходить к изучению конкретных тем, учитывая их методологическую и профессиональную значимость для конкретных направлений подготовки медицинских кадров. Важную роль, как отмечают исследователи, играет также особая методика работы со студентами на занятиях по профильным дисциплинам, ориентирующая обучающихся на выполнение исследовательских проектов, как индивидуальных, так и групповых, с включением существенной доли математического компонента. Таким образом, математическая подготовка будущих медиков реализуется в рамках контекстного подхода, при котором «математическая деятельность должна моделировать соответствующий компонент реальной профессиональной деятельности будущего специалиста» [9, С. 224].

По мнению Л.В. Ланиной [5], в настоящее время качественная организация математической подготовки будущих медиков невозможна без интеграции знаний по специальным и математическим дисциплинам. Изучение математики должно предполагать решение задач, которые будут способствовать погружению будущих медиков в ситуации, максимально приближенные к реальной профессиональной деятельности, что, с одной стороны, повысит мотивацию студентов к изучению математики, с другой стороны, будет способствовать формированию общепрофессиональных компетенций. Исходя из положения, раскрываемых данным исследователем, мы определяем данный подход к организации математического образования будущих медиков, как интегративный, основным эффектом использования которого является преобразование объединенного общей идеей комплекса математических и медико-биологических знаний, умений и навыков в целостный компетентностный профиль будущего медика.

Ключевой на сегодняшний день является ориентация организации математического образования будущих медиков на положения компетентностного и междисциплинарного подходов. Преподаватели медицинских вузов настоятельно рекомендуют не пренебрегать принципом междисциплинарности при проектировании программ математического цикла, что является в настоящее время существенной проблемой. М.А. Шмонова отмечает, что математические дисциплины в недостаточной степени ориентированы на подготовку студентов к решению профессиональных задач, большинство преподавателей используют при работе со студентами «малоактивные методы и формы обучения» [10, С. 55]. Подобные методы и формы обучения не позволяют студентам в полной мере осознать роль математического образования в профессиональной медицинской деятельности. Также важной проблемой, по мнению автора, является временная оторванность математического модуля от блока специальных дисциплин, который изучается в основном на последних курсах, тогда как математика в содержании подготовки будущих медиков фигурирует на первом курсе [11].

Решение вышеназванной проблемы М.Н. Дмитриева и М.А. Шмонова [3] видят в реализации принципа метапредметности при отборе содержания математических и смежных с ними дисциплин, таких как «Физика», «Информатика» и др., поскольку основой профессиональной деятельности медика в настоящее время являются метапредметные компетенции, формирование которых наиболее эффективно происходит в условиях интеграции таких дисциплин, как математика, физика и медицинская информатика. Э.П. Комарова и Г.А. Алексеева в качестве важной части компетентностного профиля будущего студента-медика рассматривают интегрированную компетенцию, формирование которой происходит в процессе освоения математических дисциплин и информатики с использованием в образовательном процессе смарт-технологий, что положительно влияет на уровень цифровой грамотности будущих медиков и способствует их погружению «аутентичную естественно-профессиональную среду» [4, С. 109].

Таким образом, опора на положения компетентностного подхода позволяет определить главную черту математической подготовки медицинских кадров как ориентацию на формирование математической компетентности будущего медика, которая заключается не только в имеющейся совокупности математических знаний, умений и навыков, но в большей степени определяется практическим опытом использования аппарата математической науки при решении задач профессиональной медицинской деятельности.

П.Г. Пичугина [8] справедливо отмечает необходимость реализации принципа преемственности при обучении математическим дисциплинам будущих медиков, что позволит, по мнению автора, нивелировать противоречие между дискретностью в преподавании математического материала и необходимостью овладения аппаратом математической науки для решения прикладных профессиональных задач. Реализация практики преемственности в математической подготовке студентов-медиков позволит повысить уровень математической культуры будущих специалистов системы здравоохранения, сформировать у них компетенции, необходимые для качественного решения профессиональных практических задач. В контексте преемственности и междисциплинарности необходимо отметить рациональность опоры в математической подготовке будущих медиков на положения полидисциплинарного подхода [7], ключевыми ориентирами которого выступает непрерывность совершенствования профессионального профиля специалиста, а также расширение горизонта профессиональной мобильности в рамках специализации.

Отдельно считаем необходимым рассмотреть проблематику математической подготовки иностранных студентов медицинских вузов. Ряд исследователей целенаправленно обращаются к ней. Так, в частности, Т.Л. Белова [1] акцентирует внимание на том, что используемые в процессе математической подготовки иностранных студентов подходы являются на сегодняшний день традиционными, а современные реалии требуют от преподавателей медицинских вузов нового взгляда на методику преподавания математических дисциплин. В качестве традиционных методов автор называет включение в содержание математических задач и упражнений профессионально-ориентированного материала, отбор материала, профессионально значимого для будущего врача, и выстраивание межпредметных связей в поле общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Отметим, что мы разделяем точку зрения автора лишь частично по двум причинам. Первая из них концептуального характера, поскольку произошло некоторое смешение понятий подход и метод, что обусловливает неоднозначность трактовки позиции автора. Вторая причина обусловлена первой, поскольку все три метода, рассматриваемые автором, сливаются в один общий подход, который и можно было бы позиционировать, как традиционный. При этом стоит отметить, что традиционность подхода определяется, на наш взгляд, с точки зрения организации математической подготовки для русскоговорящих студентов. В целом мы согласны с автором, что подготовка иностранных студентов требует не только традиционного, но и дифференцированного подхода к отбору содержания, форм, методов и средств математического образования в медицинском вузе. На сегодняшний день с сожалением можно констатировать, что большинство преподавателей, задействованных в системе математической подготовки будущих медиков, не ориентированы на изменения в уже сложившейся системе математического образования в медицинских вузах. Тем не менее, новые реалии показывают, что подготовка будущих специалистов системы здравоохранения по математическим и смежным с ними дисциплинам в скором времени потребует существенных преобразований как в осмыслении содержания математического образования, так и в методическом и технологическом его сопровождении.

Выводы. Обобщая вышеизложенное, отметим несколько ключевых моментов, на которые необходимо обратить внимание:

1. Анализ источников показывает, что современные подходы к организации математического образования будущих медиков можно условно разделить на две основные группы: методологически-ориентированные и методически-ориентированные. Первая группа включает подходы, имеющие концептуальное значение для всей системы образования в целом и для системы профессиональной подготовки медицинских кадров, в частности. К ним мы можем отнести компетентностный, полидисциплинарный и дифференцированный подходы. Вторая группа подходов ориентирована на поиск механизмов оптимизации математического образования будущих медиков в контексте прикладных задач профессиональной подготовки. К данной группе считаем целесообразным отнести уровневый, контекстный и интегративный подходы.

2. Сложившаяся на настоящий момент ситуация в сфере математической подготовки будущих медиков свидетельствует о необходимости ее модернизации в ключе динамично актуализирующихся задач профессионального медицинского образования. Подготовка современных медицинских кадров требует переосмысления отношения к содержанию математического компонента в профессиональном образовании будущих специалистов системы здравоохранения.

3. Изменение качества и статуса математического образования в системе подготовки будущих медиков актуализирует необходимость обновления и совершенствования компетентностного профиля преподавателей высшей школы, задействованных в отборе и реализации содержания математических дисциплин, включенных в основные профессиональные образовательные программы подготовки кадров для системы здравоохранения. Специалист, преподающий математические дисциплины в высшей медицинской школе, обязан владеть современными педагогическими технологиями и методиками, позволяющими на высоком уровне формировать ключевые метакомпетенции будущих медиков.

Литература:

1. Белова, Т.Л. Традиционные подходы к обучению иностранных студентов математике в медицинском вузе: проблемы и перспективы / Т.Л. Белова // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5. - №3. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/15PDMN317.pdf/ (дата обращения: 29.03.2022).

2. Болгова, Ю.А. Роль математического образования студентов медицинского вуза и условия ее повышения / Ю.А. Болгова // Современные проблемы науки, общества и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. - С. 213-216.

3. Дмитриева, М.Н. Метапредметное содержание как фактор развития исследовательской компетентности студентов-медиков при изучении физико-математических дисциплин и информатики / М.Н. Дмитриева, М.А. Шмонова // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2019. - № 1(82). - С. 234-237.

4. Комарова, Э.П. Формирование интегрированной компетенции студента-медика в контексте смарт-технологий / Э.П. Комарова, Г.А. Алексеева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 7-3 (46). -С. 106-109.

5. Ланина, Л.В. Интеграция математических и медико-биологических знаний студентов медицинских вузов / Л.В. Ланина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - С. 562.

6. Ланина, Л.В. Ориентация студентов-первокурсников медицинских специальностей на изучение математики в начальный период обучения / Л.В. Ланина // Вестник Череповецкого государственного университета. Педагогические науки. - 2012. - № 3. - Т. 2. - С. 159-162.

7. Никитина, Н.И. Квалиметрия и эдукология непрерывной профессиональной подготовки специалистов «помогающих» профессий: полидисциплинарный подход / Н.И. Никитина, Е.Ю. Романова, В.М. Гребенникова // Непрерывное образование: XXI век. - 2016. - № 4 (16). - С. 2-17.

8. Пичугина, П.Г. Проблема преемственности математической подготовки студентов медицинских специальностей / П.Г. Пичугина // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. - 2011. - № 13. - С. 251-256.

9. Родионов М.А. Роль математического образования в формировании инновационной активности будущего врача / М.А. Родионов, П.Г. Пичугина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2014. -№ 2 (30). - С. 219-227.

10. Шмонова, М.А. Формирование профессиональной компетентности студентов медицинских вузов в обучении математике / М.А. Шмонова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 2. - С. 54-59.

11. Шмонова, М.А. Формирование профессиональной компетентности студентов медицинских вузов в процессе обучения математике / М.А. Шмонова // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 2. - С. 88-94.

12. Янцер, Л.В. Вопросы преподавания математического анализа в медицинских вузах / Л.В. Янцер, К.Е. Янцер // Kant. - 2021. - № 1 (38). - С. 353-356.

Педагогика

УДК 377.4

кандидат педагогических наук Шеремета Татьяна Владимировна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Пермь)

ИНСТИТУТ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о способах поддержки сотрудников уголовно-исполнительной системы при выполнении служебной деятельности в процессе персонализированной подготовки. Автор предлагает принять понимание персонализированного образования как образовательный подход, направленный на адаптацию обучающегося, учет его навыков, потребностей и запросов. Происходящие в обществе тенденции и изменения, а также изменения в программах подготовки сотрудников для уголовно-исполнительной системы, обусловили трансформацию роли наставников. Это объясняется тем, что, во-первых, происходит более широкое внедрение наставничества как поддержка в профессиональной подготовке. Во-вторых, реализуется ускоренная предварительная программа подготовки группы сотрудников и их наставников, в соответствии с которой можно завершить программу в ускоренном режиме. В-третьих, изменились взаимодействия и отношения, которые развивают наставники в процессе подготовки сотрудников. В научной литературе по наставничеству к ним относят квалифицированных сотрудников уголовно-исполнительной системы, завершивших программу наставничества и имеющих опыт работы в уголовно-исполнительной системе не менее десяти лет. Наставники могут быть у различных категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы (наставники у сотрудников-новичков и наставники у опытных сотрудников). Перспективы наставничества рассматриваются в контексте онтологического подхода с опорой на субъективную перспективу социальной реальности и индивидуальных взглядов, и смысла социального заказа. С гносеологической точки зрения образовательная парадигма фокусируется на субъективном опыте, уникальном характере знаний наставника. Основные аспекты отношений между сотрудником уголовно-исполнительной системы и наставником основываются на партнерстве и уважении с обеих сторон. Но возможно возникновение напряжения у наставников в выполнении этой роли. Это появляется тогда, когда роль наставника является новой, наставник трудно приспосабливается к сложностям при выполнении собственных обязанностей в качестве квалифицированного сотрудника. Наставник создает ситуацию успеха, чтобы ускорить возможности эффективного обучения и сосредоточиться на индивидуальных и профессиональных потребностях сотрудников уголовно-исполнительной системы. Наставник важен в содействии персонализированной подготовки сотрудников, который сопровождает этот процесс.

Ключевые слова: наставник, персонализированное образование, сотрудник, уголовно-исполнительная система, профессиональная подготовка.

Annotation. The article deals with the issue of ways to support employees of the penitentiary system in the performance of official activities in the process of personalized training. The author proposes to accept the understanding of personalized education as an educational approach aimed at adapting the student, taking into account his skills, needs and requests. The trends and changes taking place in society, as well as changes in the training programs for employees for the penitentiary system, led to the transformation of the role of mentors. This is due to the fact that, firstly, there is a wider introduction of mentoring as a support in vocational training. Secondly, there is an accelerated preliminary training program for a group of staff and their mentors, according to which it is possible to complete the program in an accelerated manner. Third, the interactions and relationships that mentors develop in the training process have changed. In the scholarly literature on mentoring, they include qualified prison officers who have completed a mentoring program and have at least ten years of experience in the penitentiary system. Mentors can be for various categories of employees of the penitentiary system (mentors for novice employees and mentors for experienced employees). The prospects for mentoring are considered in the context of an ontological approach based on the subjective perspective of social reality and individual views, and the meaning of the social order. From an epistemological point of view, the educational paradigm focuses on subjective experience, the unique nature of the mentor's knowledge. The main aspects of the relationship between a prison officer and a mentor are based on partnership and respect on both sides. But there may be tension among mentors in fulfilling this role. This appears when the role of mentor is new, the mentor finds it difficult to adjust to the complexities of carrying out their own duties as a qualified employee. The mentor creates a situation of success to accelerate effective learning opportunities and focus on the individual and professional needs of prison staff. The mentor is important in facilitating the personalized employee training that accompanies this process.

Key words: mentor, personalized education, employee, penitentiary system, professional training.

Введение. Традиционно подход в профессиональной подготвке сотрудников уголовно-исполнительной системы сопряжен с трудностями, так как это обучение должно происходить, прежде всего, на практике, потому что недостаточно их просто самостоятельно поместить в профессиональную среду. В современной ситуации важно организовать новые способы поддержки сотрудников уголовно-исполнительной системы при выполнении служебной деятельности в процессе персонализированного образования.

Персонализированное образование мы понимаем как образовательный подход, направленный на адаптацию обучающегося, учет его навыков, потребностей и запросов. Для этого роль наставника должна быть перестроена: от простого советника к роли, связанной с поддержкой, руководству, но и оценкой. Наставничество в уголовно-исполнительной системе может стать ключевым фактором поддержки в процессе подготовки сотрудников к исполнению профессионального долга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.