Научная статья на тему 'Институт кураторства: проблемы эффективности'

Институт кураторства: проблемы эффективности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1132
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт кураторства: проблемы эффективности»

стоятельной работы, содержащие контрольные вопросы, задания, задачи, различные проблемные ситуации.

Результативно-оценочный компонент. Завершенность и результативность процесса ВСР связана с реализацией целей всего процесса обучения и достижением соответствующих результатов. Подведение итогов необходимо не только для оценки результатов, но и для развития рефлексии как у студента, так и у преподавателя, для формирования потребности в самосовершенствовании, продвижении вперед.

Диагностика в процессе организации ВСР предполагает изучение, анализ и оценку результатов деятельности студентов с целью определения ее эффективности и последующей коррекции. Критерии определения эффективности ВСР должны соотноситься с прогнозируемыми целями обучения, то есть содержать в себе не только педагогические, но и психологические критерии.

Для того чтобы организация внеаудиторной самостоятельной работы была эффективной и результативной, необходимы определенные условия, что является основанием для выделения в модели следующего компонента.

Компонент «условия организации » основывается на психолого-педагогических и организационных условиях осуществления ВСР студентов. К психолого-педагогическим относятся условия, создаваемые преподавателем в ходе его профессионально-педагогической деятельности: учебные и учебно-методические пособия, формы, методы и средства организации и контроля ВСР.

К организационным условиям относятся: устойчивая внутренняя мотивация студентов к учебе и к самостоятельной работе; наличие у них общеучебных и специальных умений, позволяющих им успешно осуществлять процесс обучения в ходе внеаудиторной работы; стойкий познавательный интерес студентов к процессу познания и к самостоятельному добыванию знаний; наличие первоначального запаса знаний, необходимого для организации и осуществления ВСР.

В процессе выполнения внеаудиторных самостоятельных работ создаются необходимые предпосылки для постепенного перерастания контроля в процессе обучения в самоконтроль, обучения - в самообучение, то есть для формирования у студента самообразовательной деятельности как условия постоянного профессионального роста.

И. ИСАЕВ, профессор Е. КРОЛЕВЕЦКАЯ, доцент Белгородский государственный университет

Как современный вуз может противостоять негативному воздействию на студенческую молодежь вневузовской среды, размыванию нравственных принципов общественной жизни, связанных с идеологической и экономической перестройкой общества? Кто может помочь молодому человеку в профессиональном становлении, в выборе способов реализации своей свободы? Как помочь ему справиться порой с неразрешимыми трудностями

Институт кураторства:

проблемы

эффективности

и достичь личностных и профессиональных вершин?

Современные вузы видят источник решения этих проблем в возрождении института кураторства и, следовательно, в усилении роли куратора в профессиональном воспитании студентов. Появление в 60-х гг. ХХ в. института кураторства было вызвано поиском внутренних резервов в целях оптимизации воспитательного процесса в вузе. На протяжении почти трех десятиле-

тий институт кураторства, безусловно, способствовал успешной реализации социальной программы в профессиональной подготовке и воспитании студенческой молодежи. До середины 80-х гг. исследователи уделяли проблеме кураторства значительное внимание (К.В. Гавриловец, Л.Д. Демина, Т.М. Куриленко, Т.П. Маралова, О.В. Соколовская и др.).

В зависимости от характера социальных задач, стоящих перед высшей школой на каждом конкретном этапе общественного развития, кураторская деятельность претерпевала существенные изменения: от функций агитатора на начальном этапе до руководства всеми сферами жизнедеятельности студенческой группы и усиления воспитательных функций в развитии самоуправления на последующих стадиях. Институт кураторства, незыблемый в советский период нашей истории, в последующие десятилетия подвергся серьезной обструкции и распаду. Однако настоятельная потребность в его функционировании осталась.

Возрождаемый сегодня институт кураторства главной своей целью выдвинул создание условий для личностного и профессионального развития будущих специалистов в условиях гуманистического, личностно-ориентированного образовательного процесса. Высшие учебные заведения определяют цели, задачи и содержание работы куратора студенческой группы, выделяют основные направления его деятельности и функции. В частности, Белгородский государственный университет (БелГУ) в качестве основных задач кураторской деятельности обозначает:

■ создание условий для активного профессионального становления, развития творческого потенциала каждого студента в разнообразных сферах учебной и внеучеб-ной деятельности и общения;

■ содействие становлению социальной зрелости студентов: развитию внутренней свободы, ответственности, самостоятельности, способности кобъектив-

ной самооценке и саморегуляции поведения;

■ создание условий для приобщения студентов к системе духовных и культурных ценностей, на основе которых формируется отношение к жизни и потребность в ее проектировании;

■ воспитание положительного отношения к труду, предприимчивости и деловитости, честности и ответственности в различных системах отношений;

■ содействие развитию потребности студентов в здоровом образе жизни, стремлению быть достойным семьянином.

От вузовского куратора во многом зависит становление индивидуальности студента, укрепление и углубление отношений будущего специалиста с культурой, наукой, искусством, формирование социально ценных и личностных перспектив его профессионального бытия, освоение норм и традиций профессионального сообщества. Куратор способствует осуществлению индивидуализации и дифференциации профессионального воспитания будущего специалиста. Он включен в учебно-воспитательный процесс, его влияние на воспитание студентов во многом определяется степенью участия в решении проблем каждого и группы в целом. Куратор выступает одновременно инициатором, руководителем и вдохновителем студенческой активности.

Кто он, современный куратор? Как он реализует задачи воспитания молодого поколения, которые ставит перед ним высшая школа? Поиск ответов на эти вопросы привел нас к идее создания типологии современных кураторов, базирующейся на анализе отношения куратора к себе как личности и профессионалу, отношения к студенческой группе как участнику взаимодействия и отношения к совместной деятельности как средству достижения воспитательных задач. Нами были выделены следующие восемь типов кураторов.

«Наблюдатель». Куратора характеризует нежелание осуществлять воспитательные функции, низкая оценка своих профессиональных возможностей («Что я

могу?»). Он нечетко представляет круг своих задач, ограничиваясь эпизодическим выполнением обязательных дел. Куратор данного типа равнодушен к студентам, не интересуется, что представляет собой его студенческая группа и чем она живет. Он не вмешивается в ее дела, а лишь издалека отстраненно наблюдает за студентами.

«Информатор». Куратор такого типа уверен в себе, в правильности своих убеждений относительно кураторской деятельности, самостоятелен в выборе направлений воспитательной работы со студентами. Но эту работу он видит лишь в донесении до студентов информации о предстоящих мероприятиях с раздачей четких инструкций и указаний к действиям. При этом студенты для него - объекты для передачи информации и исполнители «обязательного минимума» воспитательной работы.

«Организатор». При достаточно низкой самооценке и неуверенности в своих профессиональных возможностях такой куратор пытается участвовать в организации жизнедеятельности группы. Но его позитивная установка на совместную деятельность, стремление к сотворчеству с группой без необходимого уровня общительности и эмоциональности превращается лишь в «сухую» организаторскую работу. Такой куратор не утруждает себя анализом неудач своих «позитивных начинаний», ему не хватает критичности в оценке своей деятельности.

«Манипулятор». Куратор данного типа характеризуется самостоятельностью, независимостью в выборе стратегий воспитания студентов, он уверен в себе и вместе с тем способен к саморефлексии. В совместной деятельности пытается проводить с группой интересные воспитательные мероприятия, реализовывать всевозможные начинания, может блистать чудесными методическими находками. Но отсутствие интереса к личности студента, полное равнодушие и даже неприязнь к группе превращают его в «манипулятора», который откровенно использует студентов в своих собственных целях.

«Собеседник». Мероприятия, которые проводит такой куратор, не отличаются творческими задумками и целями вывести группу на более высокий уровень самоорганизации. Куратору недостает энтузиазма и организованности в воспитательной работе. Он не слишком высоко оценивает свои возможности в данной сфере деятельности, но весьма заинтересован в делах группы, для него каждый студент уникален и действительно интересен. Такой куратор доброжелателен и общителен, и его деятельность с группой зачастую превращается лишь в беседы о ней.

«Родитель». Куратор данного типа имеет свои четкие устоявшиеся взгляды на процесс воспитания студентов, автономен в выборе целей и средств воспитания и убежден в их правильности. Он эмоционально включен в дела своей группы, «по-родительски» любит своих студентов, но так же «по-родительски» стремится излишне контролировать их, зачастую лишая инициативы. Стремление студентов к самостоятельному творческому поиску вариантов организации своей жизнедеятельности им не поощряется, так как «родитель лучше знает, что нужно детям».

«Консультант». Такого куратора отличают общительность, эмоциональная включенность, принятие студентов как равноправных партнеров по взаимодействию. Он инициирует группу к совместной творческой деятельности, готов поделиться идеями в проведении мероприятий, творческими находками. Однако в отличие от «родителя» «консультант» считает, что студенты лучше знают, какие мероприятия им нужны. Он предоставляет группе самостоятельность и свободу в выборе воспитательных дел и их организации, зачастую ограничиваясь консультированием. Такой куратор иногда меняет свою точку зрения в вопросах воспитания студентов.

«Партнер». Как нам кажется, именно в направлении этой вершины лежит путь к истинной самореализации куратора. Система отношений со студентами, основанная на эмоциональной заинтересованности,

включенности, личностной независимости, самостоятельности и стремлении к сотворчеству, порождает и систему соответствующей воспитательной деятельности, направленную на развитие уникальности каждого студента и группы в целом.

В идеале куратор - это партнер, который необходим современным студентам, чтобы помочь им правильно определить общественные ориентиры, осмыслить свое место и роль в жизни, направить их творческую инициативу, способствовать развитию активной жизненной позиции, социальной зрелости, содействовать личностному и профессиональному росту [1].

По данным нашего исследования, проведенного в Белгородском государственном университете, ведущим мотивом взаимодействия студентов с куратором является потребность в межличностном общении со своим наставником. Студентам куратор интересен прежде всего уникальным жизненным опытом; они ожидают участия, заинтересованности, внимания к своей личности. По всей вероятности, студентам не хватает во взаимодействии с преподавателями отношений «человек - человек», сегодня они дефицитны в вузе.

Но к чему бы куратору вдруг стать «партнером», начать интересоваться личностью студента, решать его проблемы, проникаться его радостями и горестями, победами и неудачами? Не мешало бы сначала поинтересоваться его проблемами как человека и профессионала; ему, как и студенту, требуются условия для личностного и профессионального развития и самосовершенствования.

Одним из главных условий, способствующих эффективному кураторству, является, на наш взгляд, «право на выбор». Для того чтобы кураторской деятельностью занимались люди действительно неравнодушные, искренне любящие студентов, необходимо, чтобы у преподавателей вуза всегда был выбор между часами учебной нагрузки и часами кураторства. Осуществление кадрового отбора в такой сфере деятельности, как воспитание, - действитель-

но сложная задача. Одного желания преподавателя заниматься воспитанием студентов мало, нужна еще и проверка его на профессиональное соответствие этой деятельности. Это базовое условие сегодня вузами практически не выполняется.

Функцию оказания методической помощи кураторам, а также обобщение и систематизацию накопленного опыта воспитательной работы в вузах чаще осуществляют психолого-педагогические кафедры, подразделения учебно-методического управления, управления воспитательной (социально-воспитательной) работы. В БелГУ с этой целью создан Совет кураторов университета, который является совещательным органом управления институтом кураторства и состоит из проректора и заместителей деканов по социально-воспитательной работе. На каждом факультете функционирует также Совет кураторов факультета, в состав которого входят все кураторы студенческих групп факультета.

Методическая помощь куратору заключается в том, что Совет кураторов разрабатывает стратегию воспитательной работы на период обучения; организует семинары, педагогические чтения, круглые столы по методическим и практическим вопросам воспитательной работы в учебной группе в соответствии с программой повышения профессионально-педагогического уровня преподавателей; осуществляет обмен опытом работы кураторов; совместно с общественными организациями вуза, кафедрами педагогики, психологии разрабатывает формы методической помощи кураторов органам самоуправления студенческой группы; проводит конференции по актуальным проблемам кураторства; издает научно-методические и учебно-методические пособия, методические указания по актуальным вопросам воспитательной работы куратора студенческой группы; обеспечивает распространение нормативных и рекомендательных документов и основных отчетных документов по кураторской деятельности преподавателя (дневник куратора, индивидуальный план работы курато-

ра, отчет куратора перед Советом кураторов); организует отчеты кураторов на Совете кураторов факультета [2].

Нововведением, не имеющим аналогов в вузовской практике, является разработанный управлением информатизации БелГУ электронный дневник куратора. Основная цель данного проекта - совершенствование деятельности кураторов на основе предоставления всей информации о студенте, накопленной приемной комиссией, управлением кадрами и методистами факультетов. Помимо этого в электронном дневнике отмечаются особенности физического здоровья, личностные характеристики, учебные и общественные достижения студентов, данные по всем видам стипендий и др. Ведение таких дневников оптимизирует взаимодействие куратора с каждым студентом.

Повышение психолого-педагогической компетенции кураторов реализуется в Бел-ГУ через функционирование Школы кураторов. Ее целью является повышение уровня психолого-педагогической и методической подготовки начинающих кураторов (работающих менее 1 года) и всех желающих преподавателей в вопросах воспитательной работы в вузе, а также создание условий для развития их творческих способностей, внутренней мотивации к данной деятельности. Основная форма работы - лекционные и семинарские занятия, тренинги.

Для большинства кураторов определяющим условием, стимулирующим их работу, является достойное материальное вознаграждение. Во многих вузах кураторство оплачивается, в некоторых эта деятельность рассматривается как обязательный элемент второй половины рабочего времени каждого преподавателя. В Белгородском университете кураторам студенческих групп установлена ежемесячная надбавка в размере 2000 рублей из внебюджетных средств, с 1 сентября текущего учебного года она составит 5000 рублей.

В рамках морального стимулирования в БелГУ проводится конкурс профессионального мастерства кураторов «Лучший

куратор года», целью которого является совершенствование и активизация кураторской деятельности в общей системе воспитательной работы в университете, а также распространение нового опыта. Университет разработал систему мер морального поощрения победителей, предусматривающую общеуниверситетскую церемонию награждения и присвоения звания «Лучший куратор БелГУ», выделение путевок на летний отдых.

Избрав культурологическую модель воспитательного процесса, куратор выстраивает сферу межличностных отношений в духовном поле «человек - человек». Его отношение к каждому студенту основывается на восприятии его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, к самоопределению в мире культуры и к творческой самореализации. При этом в процессе взаимодействия куратор не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу студентов над своими действиями и поступками. Куратор реализует диалоговую форму общения и взаимодействия со студентами и создает ситуации открытости, партнерства для осуществления совместной деятельности [3].

Таким образом, современная высшая школа возлагает на институт кураторов большие надежды в преодолении трудностей воспитания молодого поколения.

Литература

1. См.: Кролевецкая Е.Н. К проблеме развития

субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2006. - №7.

2. Современный куратор: наставник или парт-

нер? (Из опыта работы кураторов студенческих групп): Науч.-метод. пособие. -Белгород, 2007.

3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагоги-

ческая культура преподавателя. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.