УДК 338.23
Институт креативного образования как способ инвестирования
в человеческий капитал РФ
Канд. экон. наук Медведь А.А. [email protected] Санкт-Петербургский государственный экономический университет Санкт-Петербург, наб. Канала Грибоедова, 30-32 Медведь П.А. [email protected] Санкт-Петербургский государственный университет Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4
В статье авторы рассматривают институт креативного образования в качестве формы инвестирования в человеческий капитал Российской Федерации. Утверждается необходимость инновационного развития системы образования, в то же время указываются на возможные препятствия на пути данного процесса. Креативное образование представляется в качестве стратегического ориентира для формирования государственной политики модернизации экономики РФ .Основными факторами успеха внедрения креативной составляющей в систему образования РФ признаются конативные качества преподавателя, а именно: творческая активность, толерантность к неопределенности, а также абнотивные качества. Требование к обязательному использованию новых инновационных технологий и переход на стандарты креативного обучения всему преподавательскому сообществу представляется неэффективным, так как не учитывает распределение личностных конативных и абнотивных качеств как преподавателей, так и обучающихся. В связи с эксклюзивностью подобных качеств предлагается осуществлять профессиональный отбор преподавателей для участия в креативных проектах, а также организовывать психологическое сопровождение такого рода экспериментов. Таким образом, следует понимать, что инновационно-креативная компетентность не может стать одним из требований профессиональной пригодности преподавателей, поскольку это является, скорее, особым талантом, которым не должны обладать все без исключения работники образования. В то же время, необходимо устанавливать некую систему поощрений для преподавателей, которые, обладая творческими компетенциями и психологической устойчивостью, осуществляли бы работу по выявлению так же одаренных учащихся и дальнейшему их сопровождению при поддержке психологических служб учебного заведения.
Ключевые слова: креативное образование; человеческий капитал; частные инвестиции; государственные инвестиции; творческая активность.
Institute of creative education as a way of investing in human capital
of Russian Federation
Ph.D. Medved A.A. [email protected] S.-Petersburg State University of Economics
SPb, Griboedova channel 30-32 Medved P.A. [email protected] S.-Petersburg State University of Economics SPb, Makarova embankment, 4
The authors consider the institute of creative education as a form of investment in human capital of the Russian Federation. Affirms the need for innovative development of the education system, at the same time indicates the possibility of barriers in this process. Creative education is presented as a strategic guide for the formation of the state policy of modernization of the Russian economy. The main factors for the success of the implementation of creative component in the education system of the Russian Federation are connotative qualities of teachers, namely creative activity, tolerance of uncertainty, and «abnotive» quality. The requirement for mandatory use of new innovative technologies and the transition to standards of
learning throughout the hole teaching community appears to be ineffective, since it does not take into account the distribution of personal «abnotive» and connotative qualities of both teachers and students. Due to the exclusivity of such qualities professional selection of teachers is needed for participation in such projects as well as psychological support of this kind of experiments should be organized. Thus, innovation and creative expertise should not be a requirement of professional competence of teachers, as far as it is rather a special talent, which should not have every single employee of education system. At the same time, it is necessary to establish some kind of reward system for teachers who, having creative competences and psychological stability, would carry out the work on the identification gifted students and their further maintenance with the support of psychological services of educational e institution.
Keywords: creative education; human capital; private investments; government investment; creative activity.
Основная цель экономической политики государства заключается в достижении максимально возможного при имеющихся ресурсах количественного и качественного экономического роста, который и обеспечивает увеличение национального богатства,
соответственно, все стимулирующие мероприятия должны обеспечивать достижение этой основополагающей цели. Устойчивый
экономический рост обеспечивает продуктивный инвестиционный процесс. На сегодняшний день можно констатировать, что «фиктивный» рост, обусловленный подорожанием сырьевого экспорта, привел к развитию в РФ классического вида «голландской болезни», когда ресурсы экономики сосредотачиваются в определенных отраслях с избыточными факторами производства, тогда как остальные вынуждены обслуживать эти раздувшиеся сектора. Таким образом, важнейшей задачей на сегодняшний день является общая реструктуризация экономики России и выход ее в мировые лидеры инновационного развития.
Вопросам интенсификации
инвестиционного процесса в России в целях модернизации экономики уделяется достаточно много внимания, однако чаще всего имеется в виду необходимость вложений в физический капитал, между тем заявленным целям инновационного развития в большей степени соответствует политика стимулирования инвестиций в человеческий капитал, поскольку именно они способствуют качественному сдвигу в структуре национальной экономики.
Опережающее инновационное развитие в условиях международных санкций и контрсанкций, подрывающих возможности международного сотрудничества, не
представляется возможным без качественного улучшения внутренних факторов производства, в первую очередь - человеческого капитала. Демографический потенциал России достаточно велик, однако основная проблема в вопросе его
продуктивной реализации связана не просто с естественным приростом населения, но прежде всего с возможностью его трансформации в современный человеческий капитал. Способность или неспособность подобной трансформации порождает, в конечном счете, различные сценарии развития социально-экономической ситуации, отсутствие вложений в человеческий капитал порождает преимущественно депрессивную нестабильную экономику с высокой безработицей и отсталой структурой хозяйствования, вложения в человеческий капитал при недостаточных инвестициях в новые рабочие места и поддержки инновационных предприятий способствует лишь эмиграции и потере затрат, одновременные вложения в человеческий капитал и создание новых рабочих мест, реализация политики максимального благоприятствования
инновационному предпринимательству
способствует комплексному экономическому развитию территорий, росту межрегиональной и мировой конкурентоспособности,
пропорциональному росту производительности и оплаты труда.
Главная особенность экономики знаний как социально-экономической системы - новый характер издержек. Издержки познания являются комбинированными (социально-рыночными) и представляют собой в условиях информационного общества, с одной стороны, преимущественно индивидуальные затраты труда на протяжении всей жизни и определяют характер самой жизни, а с другой - совокупные инвестиции общества (частные, корпоративные, государственные и т.п.) в системы образования и науки. Однако в материальные и интеллектуальные результаты они могут трансформироваться только при условии формирования соответствующей общественной кооперации, представляющей собой
многоуровневую и разноплановую систему отношений, выходящих далеко за рамки чисто экономических. В основе новой экономики
должен быть положен воспроизводственный
1
подход на длительных горизонтах времени.
Человек на протяжении всей жизни является объектом инвестиций. Существование человека без инвестирования в него значительных по объему и времени средств в современных условиях становится просто невозможным. При этом человеческий капитал обладает способностью аккумулироваться, самовозрастать и являться источником дополнительного дохода национальной экономики. Это, в свою очередь, стабилизирует социально-экономическую ситуацию и гарантирует дальнейший экономический подъем. Движущей силой воспроизводственных процессов в период становления экономики постиндустриального периода становится не накопление материальных благ, а стремление приобрести и расширить знания. Для максимизации эффекта, получаемого при использовании человеческого капитала, необходимо создать ситуацию, повышающую мотивацию наиболее полно использовать имеющиеся у каждого члена общества образование, навыки и опыт.
Субъектами инвестиции в человеческий капитал, помимо государства, могут быть домохозяйства, бизнес, заграница. Каждый из источников по-своему важен и необходим. Домохозяйства являются первичными инвесторами. Как и все прочие виды инвестиций, вложения в человеческий капитал увеличивают личную полезность и общественную (схема 1). При этом частные инвестиции, имея целью увеличение, соответственно, частной полезности могут увеличивать общественные, а государственные, увеличивая общественные полезности, способствуют, в свою очередь, росту частных. Точно также государственные инвестиции способствуют интенсификации частных, и наоборот.
Таким образом, государственные и частные вложения в человеческий капитал являются взаимосвязанными и взаимозависимыми.
Корпоративные инвестиции помогают сделать инвестиции более целенаправленными. Корпоративные инвестиции в человеческий капитал были достаточно широко развиты во времена СССР, когда это регламентировалось государством. После рыночных преобразований, к сожалению, предпринимательский класс был
1 Жанказиев А.Х. Экономика знаний и особенности издержек познания // Креативная экономика. — 2012. — № 3 (63). — а 100-105.
озабочен извлечением сиюминутной прибыли и практически устранился от данного рода вложений.
Схема 1. Взаимосвязь частных и государственных инвестиций в человеческий капитал
Сейчас постепенно возвращается понимание социальной ответственности бизнеса, которое было присуще еще знаменитым купцам и промыш-ленникам имперской России, но проблемы переходного периода еще долго будут давать о себе знать, поскольку понятия о деловой этике и социальной ответственности формируются еще со школьной скамьи. Видимо, стоит ждать нового поколения политической и деловой элиты, а также кардинальной перестройки российской системы образования, которая утратила смысловые ориентиры, чтобы возлагать надежды на значимые корпоративные вложения в человеческий капитал.
Успехи развитых стран, их технологический прорыв заключается в выпуске наукоемкой продукции и всемерном поощрении инноваций, что неразрывно связано с наличием в этих странах человеческого капитала высокого качества. 2 При этом международное взаимовыгодное стратегическое сотрудничество может отчасти решить проблему недофинансирования в человеческий капитал, накопленную в РФ на
2 Фролов А. В. Роль университетов в инновационной экономике на примере США // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 6. - С. 85-87.
протяжении последнего времени. Однако надо понимать, что иностранные инвестиции в человеческий капитал, как правило, носят ограниченный и конъюнктурный характер, поэтому нельзя рассчитывать на их значимое позитивное влияние на достижение целей модернизации, тем не менее, необходимо стимулировать и иностранных инвесторов к такого рода вложениям.
Основополагающим инвестором в человеческий капитал является государство. Возрастание роли человеческого капитала в мире и превращение его из статьи затрат в основной производительный фактор развития должно привести к формированию новой концепции, в соответствии с которой инвестициям «в человека» принадлежит ведущее место в стратегических ориентирах государственной политики. Система образования является традиционным «товаром» общественного сектора, который необходимо производить в нужном количестве при безусловно необходимой конкуренции частных структур.3 В сложившейся на сегодняшний день не слишком благоприятной ситуации необходимо более фундаментально проработать концепцию человеческого капитала как основы для разработки и практической реализации социально-экономической политики на перспективу. Если форсированно переходить к инновационной экономике, в которой основным фактором производства является человеческий капитал, а точнее - креативная активность, то необходимо осуществить смещение целей и акцентов общегосударственной политики. Формализованное образование отрицает самостоятельное интеллектуальное развитие и креативность, поэтому необходимо фактически заново создать систему образования, главной целью которой должно стать формирование творческой личности и продвижение к обществу знаний. Таким образом, целям модернизации соответствует инновационная система образования, способствующая максимальному развитию творческого потенциала человека. При этом образование должно быть чистым общественным благом, равнодоступным для всех слоев населения. Конституция Российской Федерации провозглашает право на образование, а также вытекающую из этого ценность повышения уровня образованности населения, тогда как проводимые на сегодняшний день реформы образования базируются на представлении системы образо-
3 Хиллман А.Л. Государство и экономическая политика.- М.:Изд-во ГУ ВШЭ, 2009.-с. 732-748.
вания как рыночной структуры, оказывающей услуги населению, которое либо предъявляет на них спрос, либо нет. Представляется, что для целей инновационного развития государства такой подход неприменим, поскольку без высокообразованного населения построить инновационную экономику невозможно в принципе, а ценность образования вряд ли будет понятна человеку необразованному. Поэтому государство является не менее заинтересованной стороной в плане уровня образования и, следовательно, образование — это не услуга, а важнейшая государственная функция, по своей значимости не уступающая функции обеспечения безопасности. Национальная доктрина образования в РФ определяет в качестве генерального направления экономического и социального развития страны существенные изменения всей системы образования на основе его опережающего развития и инновационных технологий.
В процессе эволюции системы образования частное (коммерческое) образование постепенно вытеснялось государственно финансируемым. Учитывая тот факт, что способности среди населения распределены приблизительно равномерно, а доходы, соответственно, нет -общественной пользе соответствует равный доступ способных детей к системе образования. На сегодняшний день во многих странах мира образование уже не только общедоступное, а даже обязательное благо, которым может (и обязан!) воспользоваться каждый гражданин. При этом сначала это было начальное образование, затем среднее, а в некоторых странах уже принимаются концепции о всеобщем высшем образовании. При утверждении принципов общедоступности и обязательности возрастают как государственные, так и частные инвестиции в образование, поскольку это становится условием считаться полноценным членом общества. При этом необходимо поддерживать престиж высшего образования и интеллектуального труда, поскольку даже при государственно финансируемом высшем образовании его получение является отсрочкой в выходе на рынок труда и зарабатывании доходов экономическими субъектами. Государственные инвестиции в образование, во-первых, совершенно необходимы, во-вторых, они должны стремиться производить чистые общественные блага (равнодоступные для всех членов общества) и не допускать их «перег-ружения» (падения качества при увеличении числа пользователей). Система образования должна соответствовать заявленным целям
модернизации, а это значит, что должен сформироваться институт креативного образования, который позволяет развивать творческие способности учащихся, необходимые для инновационного экономического развития.
В креативном образовании наиболее комплексным и результативным методом является обучение действием, самостоятельной работой. Существенно возрастает роль активного обучения, при котором учащийся является не пассивным слушателем, усваивающим и повторяющим, а активным творцом знаний и решений. Важнейшее место в учебном процессе должно быть отведено самообразованию - средству формирования самостоятельности как личностной характеристики будущего специалиста, повышающему его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, создающему у него активно преобразовательное отношение к окружающей действительности и к самому себе.4
Наиболее успешно в креативном образовании реализуется междисциплинарный подход, тесная связь теории с практикой. Самостоятельная работа способствует формированию позитивного отношения к труду, увлеченности работой, самоорганизации, ответственности за принимаемые решения, ориентации на совместную деятельность, стремления добиваться результата. Одной из стратегических целей обучения является также активизация жизненной позиции, психологическая и функциональная подготовленность к профессиональной деятельности. Важной составляющей системы креативного образования является также его непрерывность, постоянная готовность к изменениям и получению новых знаний.5
Таким образом, институт креативного образования является формой вложения в человеческий капитал общества, цель которого -качественное развитие человеческого капитала.
Ключевой задачей создания такого института является развитие творческой активности преподавателей как залог того же у обучаемых - поскольку невозможно развивать у учеников то, что неразвито у учителей и преподавателей. Между тем в основе продук-
4
Садченкова Ю.П., Новикова И.И. Роль креативного образования в профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда. - М.: Креативная экономика, 2010. - c. 284-289.
5 Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и
контекстное обучение. -М.: Исследовательский центр
проблем качества подготовки специалистов, 1999.- с. 30-65.
тивного творческого мышления зрелого ученого и ученика, только познающего окружающий мир,
лежат одни и те же психологические законо-
6
мерности.
Воспитание творческой личности, позитивно воспринимающей инновации и опережающее развитие, требует и от преподавателей соответствующих компетенций. От работников образования требуется постоянное обновление знаний, внесение в свою деятельность элементов творчества, осуществление исследовательского подхода к решению педагогических задач по подготовке специалистов, способных к активной жизни в новых социально-экономических условиях. Однако переходный этап вызывает много проблем, связанных с несоответствием традиционно используемых методов преподавания инновационным задачам педагогической практики. Актуальными становятся также проблемы психологической адаптации современного преподавателя к многообразию предлагаемых нововведений, к высокоскоростным изменениям информационной среды, возникают вопросы психологической готовности специалистов образовательных институтов к ассимиляции инновационных образовательных технологий. При этом творческая активность в последнее время рассматривается как важный показатель эффективности педагогической деятельности и как механизм, способствующий эффективной адаптации преподавателя в динамичной информационной среде.
Процессу адаптации преподавателя в современной быстро меняющейся полифункциональной профессиональной среде препятствуют прежде всего факторы профессионально-личностного характера, связанные со стереотипными личностными установками и устоявшимися педагогическими методиками. Типичное их проявление - обращение к привычным шаблонам педагогической деятельности авторитарного типа, которое обусловлено культурно-историческим развитием России. По своей природе эти затруднения относятся к сфере межличностного взаимодействия и соответ-
6 Никольская О.Л. Актуальные проблемы формирования творческого продуктивного мышления педагога на основе инновационной педагогической деятельности //Известия Томского политехнического университета. -2004.-№6.-с.162-167.
7 Горенков Е. М. Мониторинг инновационного потенциала участников модернизации школы // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 27-32.
ственно могут быть разрешены социально-психологическими методами. 8'9 Креативная задача отличается от познавательной тем, что не передается от одних субъектов к другим в сформулированном виде, а выступает в виде предзадачи, которая еще подлежит формализации.10
Одним из ключевых моментов создания условий для развития творческой активности специалистов сферы образования в процессе профессионализации является осознание личностных барьеров для внедрения новых форм педагогической деятельности и работа с ними. Кроме того, существуют условия, при которых проявление творческой активности преподавателя снижается. Это стандартные методы обучения, ригидные формы индивидуальной когнитивной деятельности, преобладание внешнего локуса контроля и оценки ситуации, отсутствие доверия к самому себе, слабо развитые творческие способности.
Учитывая изменения образовательной среды, можно констатировать, что современные информационные технологии с готовностью восприняты молодым поколением нашего общества, которое, например, уже не представляет себе коммуникационное взаимодействие без использования различных электронных устройств, их приложений и средств информационно-компьютерных технологий. Именно поэтому новые педагогические технологии однозначно должны учитывать современную специфику взаимодействия молодежи и принимать во внимание представление о том, что значит быть образованным в наше время, так как присутствие технологий в нашей жизни приводит к изменениям в способе молодежи познавать и понимать. Культурный сдвиг также необходим для продвижения ценностей, которые не всегда признаются в образовательной среде, такие, как предприимчивость, риск, уникальность и неповторимость. Преподаватели являются ключевыми фигурами для осуществления перемен в системе образования, но на данном этапе они сами нуждаются в поддержке, чтобы понять и, что самое сложное - принять новые способы взаимодействия с учащимися в своей практике. Таким образом, для успешной адаптации
Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в современном творчества.-М.: ПЕР СЭ, 2002.-с. 20-90.
9 Змеев С.И. Технология обучения взрослых // М.: «Педагогика».- 1988. -№7.- С. 42-45.
10 Креативная педагогика. Методология, теория, практика. -
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-с 61.
преподавателей в динамичной, высокоскоростной информационной среде необходимо прежде всего развитие творческих компетенций и личностных качеств самих преподавателей, среди которых -креативное мышление и толерантность к неопределенности.
Новое поколение учащихся
характеризуется положительным восприятием многозадачности, краткой, но высокой концентрацией внимания и быстрой его переклю-чаемостью для получения информации нелинейными способами. Преподаватели должны привлекать интерес и внимание слушателей по-новому и, как следствие, развивать творческие подходы в образовательной практике. Современные и следующие поколения учащихся вырастают, окруженные видеоиграми, мобильными телефонами и другими цифровыми носителями. Это подавляющее распространение технологий приносит новое понимание таких процессов, как коммуникация, поиск информации и принятие решений. Разрыв между образовательным учреждением и повседневной цифровой средой, таким образом, воздействует на ожидания учащихся, создает у них когнитивный диссонанс и понимание неадекватности формата преподавания, поэтому существует актуальный запрос на переоснащение учебных заведений в дополнении к творческим и инновационным подходам к обучению и преподаванию.11
Учитывая преимущества инновационных решений для общества и отдельных лиц, можно было бы ожидать увидеть широкое распространение творческих практик в образовании. Однако, отмечая растущий интерес к актуальности творчества для преподавания и обучения, попытки развивать творческую активность преподавателей сталкиваются с требованиями к расписанию и множеством формальных процедур, входящих в обязанности преподавателей и обучающихся, неумолимым ростом количества отчетной документации. Для развития творческих качеств преподавателя необходима соответствующая среда, но существуют некоторые условия, которые должны быть выполнены, чтобы такая образовательная среда процветала. Это, в первую очередь, не недостаток даже материального обеспечения учебного процесса, а в большей степени готовность преподавателя как ключевой фигуры в
Даринская Л.А. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя с позиций гуманитарных технологий // Вестник Герценского университета.- 2008.-№10.-с.55-58.
системе образования принимать, реализовать и развивать инновационные методики в своей практике.
Педагогическая готовность к инновациям предполагает определенный уровень развития личностных качеств преподавателя, что и повлечет за собой применение им креативных подходов в образовательном процессе. В самом общем случае под инновационной деятельностью понимается способность человека продуктивно проектировать и осуществлять деятельность в существенно новых и изменяющихся условиях, когда ранее известные проекты и алгоритмы
оказываются недостаточно продуктивными и не
12
позволяют достичь необходимых результатов. С точки зрения когнитивного подхода, в основе творческой деятельности лежат процессы перерботки информации и большой объем знаний в той области, к которой относится решаемая задача, однако наличие высокого интеллектуального уровня не является достаточным условием для развития творческой активности. В то же время сам процесс общения с обучаемыми является особым видом педагогического творчества. 13 Конативные качества личности могут как способствовать, так и препятствовать эффективному использованию когнитивных компонентов личности в творческом процессе. Наиболее значимой личностной чертой характера, способствующих продуктивной творческой деятельности, является фактор толерантности к неопределенности - устойчивая личностная черта, которая понимается как общий способ реагирования на ситуации неопреде-ленности и пребывания в них. В общем случае она рассматривается как биполярное измерение, на одном полюсе которого находится принятие неопределенности, а на другом - неспособность переносить неопределенность. Взгляд на природу креативности, согласно которому степень творческого потенциала описывается как показатель реальных различий между людьми и представляет собой разную степень готовности к отказу от стереотипов, и служит предпосылкой подобных утверждений. 14
12
Пономарева Е.Н. Инновационно-креативная компетентность в структуре профессиональной деятельности преподавателя // Высшее образовании сегодня. -2010. -№2. -с.42-47.
13 Каминская М.В. Педагогический диалог в деятельности
современного учителя.-М.: Смысл, 2003.-с.65.
14
Sternberg R. J., Lubart T. I. The concept of creativity: Prospects and Paradigms / ^е UK: Cambridge University Press,1999.- p. 3-15.
Существует детермированная связь между личностными чертами и возможностью развития творческой активности преподавателей. Таким образом, для развития творческой активности необходимо создание специальной среды, обладающей свойствами предметно-
информационной насыщенности и минимальной степени регламентации поведения, что оказывает формирующее воздействие на конативные компоненты креативности преподавателя. Однако условия среды, обеспечившие повышение креативности преподавателей, могут оказывать и дестабилизирующее воздействие на
эмоциональный фон их жизнедеятельности. Нерегламентированость поведения и множественность выборов актуализируют субъективное восприятие такой характеристики среды, как неопределенность. Фактор неопределенности, препятствуя образованию стереотипов, с другой стороны, повышает эмоциональный дискомфорт. Информационная обогащенность среды также неоднозначно действует на эмоциональную сферу: процесс принятия решения, выбора и взаимодействия в условиях новой среды значительно сложнее, так как требуют учета большого количества неизвестных переменных. Затрудненность выбора при наличии требования принятия конкретного решения в условиях неопределенности создает предпосылки для невротизации личности с низким показателем степени толерантности к неопределенности.
Эффективным выходом из сложившейся ситуации является предварительная диагностика преподавателей по показателям уровня креативности и толерантности к неопределенности для создания рабочей группы с целью апробации и реализации новых инновационных технологий в образовательной практике. Требование к обязательному использованию новых инновационных и информационно-компьютерных технологий всему преподавательскому сообществу является неэффективным, так как не учитывает мотивационно-личностные качества самого исполнителя образовательных услуг и проводника этих инноваций. Необходима серьезная предварительная подготовка преподавателей к введению инноваций в образовательной практике. Целью предварительной психологической подготовки преподавателей образовательных учреждений является повышение показателей творческого мышления и толерантности к неопределенности для обеспечения ведения эффективной
образовательной деятельности в условиях современной высокоизменчивой информационной среды.
Таким образом, следует понимать, что инновационно-креативная компетентность не может стать одним из требований профпригодности преподавателей, поскольку это является, скорее, особым талантом, которым не должны обладать все без исключения работники образования. В то же время, необходимо устанавливать некую систему поощрений для преподавателей, которые, обладая творческими компетенциями и психологической устойчивостью, осуществляли бы работу по выявлению так же одаренных учащихся и дальнейшему их сопровождению при поддержке психологических служб учебного заведения. Здесь уместны самые разнообразные формы взаимодействия подобных групп - индивидуальное взаимодействие, работа в малых группах, внеаудиторные мероприятия и т.п.
Экономика знаний, креативные отрасли требуют качественно новой подготовки специалистов, представляющих собой человеческий капитал страны. Инвестиции «в мозги», в образование являются долгосрочными стратегическими вложениями, но именно они дают в будущем устойчивый эффект поступательного экономического развития. Это очень хорошо понимают, например, в США, где привлечение в страну талантливой молодежи поставлено на поток. Что-то подобное было и в Советском Союзе. Надежды на трансфер в Россию западных технологий оказались иллюзией - преодолевать технологический разрыв придется самостоятельно, развивая соответствующие государственные институты, и чем скорее это станет эффективной национальной политикой, тем больше шансов избавиться от неблаговидной роли поставщика сырьевых ресурсов на мировом рынке. Необходимость трансформации национального хозяйства от традиционно-промышленного экономического уклада к принципам новой информационно-креативной экономики требует перехода к новой личностной парадигме обучения, в рамках которой творческий потенциал преобразуется в продуктивную способность получать новые знании и создавать технологии.
Список литературы
1. Жанказиев А.Х. Экономика знаний и особенности издержек познания // Креативная экономика. 2012. № 3 (63). а 100-105.
2. Фролов А.В. Роль университетов в инновационной экономике на примере США // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 6. - С. 85-87.
3. Хиллман А.Л. Государство и экономическая политика.- М.:Изд-во ГУ ВШЭ, 2009.-с. 732-748.
4. Садченкова Ю.П., Новикова И.И. Роль креативного образования в профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда. -М.: Креативная экономика, 2010. - с. 284-289.
5. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.- с. 30-65.
6. Никольская О.Л. Актуальные проблемы формирования творческого продуктивного мышления педагога на основе инновационной педагогической деятельности //Известия Томского политехнического университета.-2004.-№6.-с.162-167.
7. Горенков Е.М. Мониторинг инновационного потенциала участников модернизации школы // Высшее образование сегодня. 2010. № 5. - С. 27-32.
8. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в современном творчества.-М.: ПЕР СЭ, 2002.- с. 20-90.
9. Змеев С.И. Технология обучения взрослых // М.: «Педагогика».- 1988. -№7.- С. 42-45.
10. Креативная педагогика. Методология, теория, практика.-М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-с 61.
11. Даринская Л.А. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя с позиций гуманитарных технологий // Вестник Герценского университета.- 2008.-№10.-с.55-58.
12. Пономарева Е.Н. Инновационно-креативная компетентность в структуре профессиональной деятельности преподавателя // Высшее образовании сегодня.-2010.-№2.-с.42-47.
13. Каминская М.В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя. - М.: Смысл, 2003.-с.65.
14. Sternberg R. J., Lubart T. I. The concept of creativity: Prospects and Paradigms / ^е UK: Cambridge University Press,1999.- p. 3-15.
References
1. Zhankaziyev of A.H. Ekonomik of knowledge and feature of expenses of knowledge//Creative economy. 2012. No. 3 (63). c. 100-105.
2. Frolov A.V. Rol of universities in innovative economy on the example of the USA//Alma mater (The bulletin of the higher school). - 2011. - No. 6. Page 85-87.
3. Hillman A.L. Gosudarstvo and economic policy.
- M.:izd-in GU HSE, 2009. - page 732-748.
4. Sadchenkova Yu.P., Novikova I.I. Rol of creative education in professional adaptation of university graduates in labor market. - M.: Creative economy, 2010.
- c. 284-289.
5. Verbitsky A.A. New educational paradigm and contextual training. - M.: Research center of problems of quality of training of specialists, 1999. - page 30-65.
6. Nikolskaya O.L. Actual problems of formation of creative productive thinking of the teacher on the basis of innovative pedagogical activity//News of Tomsk polytechnical university.-2004.-№.6. - page 162-167.
7. Gorenkov E.M. Monitoring of innovative potential of participants of modernization of school//the Higher education today. - 2010. - No. 5. - Page 27-32.
8. Rastyannikov A.V., Stepanov S.Yu., Ushakov D.V. Reflexive development of competence in modern creativity. - M.: PER SE, 2002. - page 20-90.
9. S.I. Tekhnologiya's dragons of training of adults// "Pedagogics".-1988.-№7. - Page 42-45.
10. Creative pedagogics. Methodology, theory, practice. - M.: BINOMIAL. Laboratory of knowledge, 2012. - with 61.
11. Darinskaya L.A. Formation of research competence of future teacher from positions of humanitarian technologies//the Bulletin of Gertsensky university. - 2008.-№10. - page 55-58.
12. Ponomareva E.N. Innovative and creative competence of structure of professional activity of the teacher//the Highest education today.-2010.-№2. P.42-47.
13. Kamensk M. V. Pedagogichesky dialogue in activity of the modern teacher. - M.: Sense, 2003. - p. 65.
14. Sternberg R. J., Lubart T. I. The concept of creativity: Prospects and Paradigms/The UK: Cambridge University Press, 1999. - p. 3-15.