Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ КОНФУЦИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕКАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В КОНТЕКСТЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»'

ИНСТИТУТ КОНФУЦИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕКАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В КОНТЕКСТЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
218
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ "МЯГКОЙ СИЛЫ" / ТРАДИЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА / ЦЕННОСТИ ЗАПАДА И ВОСТОКА / ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ / ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ МЯГКОЙ СИЛЫ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ / ИНИЦИАТИВА "ОДИН ПОЯС / ОДИН ПУТЬ" / ИНСТИТУТ КОНФУЦИЯ / УСЛОВИЯ И СТАТУС / ПОДДЕРЖКИ / ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Цюй Чан

В современном мире процесс глобальной экономической интеграции ускорился, а интеграция стран мира в политической, экономической и культурной областях еще более углубилась. Язык - это не только инструмент общения, позволяющий странам понимать друг друга, но и важный компонент национальной «мягкой силы». Сегодня «мягкая сила» все чаще включается во внешнеполитические стратегии государств, что позитивно воздействует на их внутреннее развитие и способствует распространению своего влияния на другие страны. По мере того, как китайский язык и культура становятся все более популярными за рубежом, интерес к китайскому языку растет и среди россиян. Популяризация китайской культуры и китайского языка в Санкт-Петербурге, втором по величине городе России и центре западной части страны, особенно важна. Для данной работы был выбран Институт Конфуция в Санкт-Петербурге. Основываясь на теоретическом анализе концепции мягкой силы, статья начинает с Института Конфуция как инструмента развития мягкой силы. В ней анализируются возможности и проблемы, с которыми сталкивается Институт Конфуция в Санкт-Петербурге, с помощью методов кейсов, сравнительного анализа и поиска литературы, а затем предлагаются контрмеры для межкультурной коммуникации Института Конфуция в странах вдоль «Один пояс, один путь». Из этого автор делает вывод, что успех Института Конфуция в Санкт-Петербурге неотделим от политической, экономической и культурной поддержки России и Китая, но его развитие также сопровождается проблемами в системах политики и планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFUCIUS INSTITUTE IN ST PETERSBURGAS A SOFT POWER TOOL IN THE CONTEXT OF THE “ONE BELT, ONE ROAD” INITIATIVE

In today’s world, the process of global economic integration has accelerated, and the integration of the world’s countries in the political, economic and cultural fields has further deepened. Language is not only a tool of communication that allows countries to understand each other, but also an important component of national “soft power”. Today, “soft power” is increasingly included in the foreign policy strategies of states, which has a positive impact on their internal development and contributes to the spread of their influence on other countries. As the Chinese language and culture become more and more popular abroad, interest in the Chinese language is growing among Russians as well. The promotion of Chinese culture and language in St. Petersburg, Russia’s second largest city and the center of the western part of the country, is especially important. The Confucius Institute in St. Petersburg was chosen for this work. Based on a theoretical analysis of the concept of soft power, the article begins with the Confucius Institute as a tool for developing soft power. It analyzes the opportunities and challenges facing the Confucius Institute in St. Petersburg through case method, comparative analysis, and literature search, and then suggests countermeasures for the Confucius Institute’s intercultural communication in countries along the “One Belt, One Road”. From this the author concludes that the success of the Confucius Institute in St. Petersburg is inseparable from the political, economic and cultural support of Russia and China, but its development is also accompanied by problems in systems and politics.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ КОНФУЦИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕКАК ИНСТРУМЕНТ «МЯГКОЙ СИЛЫ» В КОНТЕКСТЕ ИНИЦИАТИВЫ «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»»

5.5.4 Международные отношения

International Relationships

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-134-148

Институт Конфуция в Санкт-Петербурге как инструмент «мягкой силы» в контексте инициативы «Один пояс, один путь»

Цюй Чан ©

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

E-mail: [email protected]

Аннотация. В современном мире процесс глобальной экономической интеграции ускорился, а интеграция стран мира в политической, экономической и культурной областях еще более углубилась. Язык - это не только инструмент общения, позволяющий странам понимать друг друга, но и важный компонент национальной «мягкой силы». Сегодня «мягкая сила» все чаще включается во внешнеполитические стратегии государств, что позитивно воздействует на их внутреннее развитие и способствует распространению своего влияния на другие страны. По мере того, как китайский язык и культура становятся все более популярными за рубежом, интерес к китайскому языку растет и среди россиян. Популяризация китайской культуры и китайского языка в Санкт-Петербурге, втором по величине городе России и центре западной части страны, особенно важна. Для данной работы был выбран Институт Конфуция в Санкт-Петербурге. Основываясь на теоретическом анализе концепции мягкой силы, статья начинает с Института Конфуция как инструмента развития мягкой силы. В ней анализируются возможности и проблемы, с которыми сталкивается Институт Конфуция в Санкт-Петербурге, с помощью методов кейсов, сравнительного анализа и поиска литературы, а затем предлагаются контрмеры для межкультурной коммуникации Института Конфуция в странах вдоль «Один пояс, один путь». Из этого автор делает вывод, что успех Института Конфуция в Санкт-Петербурге неотделим от политической, экономической и культурной поддержки России и Китая, но его развитие также сопровождается проблемами в системах политики и планирования.

Ключевые слова: концепция «мягкой силы», традиции Запада и Востока, ценности Запада и Востока, проблемы межкультурной коммуникации, возможности создания системы мягкой силы в мировой практике, инициатива «Один пояс, один путь», Институт Конфуция, условия и статус, поддержки, предложения по улучшению

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Цюй Чан. Институт Конфуция как инструмент «мягкой силы» в Санкт-Петербурге в контексте инициативы «Один пояс, один путь» // Социально-политические науки. 2022. Т. 12. № 2. С. 134-148. 001: 10.33693/22230092-2022-12-2-134-148

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-134-148

Confucius Institute in St Petersburg as a Soft Power Tool in the Context of the "One Belt, One Road" Initiative

Qu Chang ©

St. Petersburg State University, St. Petersburg, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. In today's world, the process of global economic integration has accelerated, and the integration of the world's countries in the political, economic and cultural fields has further deepened. Language is not only a tool of communication that allows countries to understand each other, but also an important component of national "soft power". Today, "soft power" is increasingly included in the foreign policy strategies of states, which has a positive impact on their internal development and contributes to the spread of their influence on other countries. As the Chinese language and culture become more and more popular abroad, interest in the Chinese language is growing among Russians as well. The promotion of Chinese culture and language in St. Petersburg, Russia's second largest city and the center of the western part of the country, is especially important. The Confucius Institute in St. Petersburg was chosen for this work. Based on a theoretical analysis of the concept of soft power, the article begins with the Confucius Institute as a tool for developing soft power. It analyzes the opportunities and challenges facing the Confucius Institute in St. Petersburg through case method, comparative analysis, and literature search, and then suggests countermeasures for the Confucius Institute's intercultural communication in countries along the "One Belt, One Road". From this the author concludes that the success of the Confucius Institute in St. Petersburg is inseparable from the political, economic and cultural support of Russia and China, but its development is also accompanied by problems in systems and politics.

Key words: the concept of soft power, traditions of the West and the East, values of the West and the East, problems of cross-cultural communication, possibilities of creating a system of soft power in world practice, the "One Belt, One Road" initiative, Confucius Institute, environment and status, support, suggestions for improvement

FOR CITATION: Qu Chang. Confucius Institute as a Soft Power Tool in St Petersburg in the Context of the "One Belt, One Road" Initiative. Sociopolitical Sciences. 2022. Vol. 12. No. 2. Pp. 134-148. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-2-134-148

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современных глобализационных условиях значительные изменения происходят в системе межкультурного взаимодействия. Современный культурный диалог характеризуется стиранием пространственно-временных, культурных, языковых барьеров, происходит формирование глобального культурного пространства. В этой связи, с одной стороны, наблюдается обогащение национальных культур, с другой - их унификация. Все это требует применения новых эффективных стратегий. Поэтому особую роль начинает играть использование такого инструмента, как «мягкая сила».

Внедрение «мягкой силы» позволяет достигать поставленных целей, основанных на симпатии к государству и привлекательности технических, научных и культурных достижений. Сегодня «мягкая сила» все чаще включается во внешнеполитические стратегии государств, что позитивно воздействует на их внутреннее развитие и способствует распространению своего влияния на другие страны. «Мягкая сила» активно применяется с целью реализации своих наци-

ональных интересов такими государствами, как США, Китай, Россия и др.

В современном мире процесс глобальной экономической интеграции ускорился, а интеграция стран мира в политической, экономической и культурной областях еще более углубилась. Язык - это не только инструмент общения, позволяющий странам понимать друг друга, но и важная часть национальной «мягкой силы», и сила или слабость языковых навыков станет симптомом силы или слабости страны.

В результате, все большее количество стран уделяет внимание содействию международному распространению своих языков. Национальные профессиональные учреждения по распространению языка и культуры, такие как Гете-Институт, Альянс Франсез, Британский Совет и Центр русского языка, играют все более важную роль в тенденции глобализации.

В последние годы, по мере роста всеобъемлющей национальной мощи Китая, «лихорадка китайского языка» продолжает подниматься по всему миру, и Институты Конфуция, важный институт распространения китайского языка и культуры, постепенно развиваются и растут.

Основной целью данной работы, направленной на Институт Конфуция в Санкт-Петербурге, Россия, является изучение истории и текущей ситуации его развития как одного из средств экспорта «мягкой силы» под руководством Канцелярии Китайской национальной ведущей группы по международному продвижению китайского языка. Она также объединена с китайской инициативой «Один пояс, один путь», а с помощью полевых исследований и поиска в Интернете подробно анализируется основа ее развития и даются рекомендации по ее оптимизации.

Научная новизна статьи заключается в том, что большинство исследований российских и китайских ученых были посвящены только российским Институтам Конфуция, в то время как развитию Института Конфуция в Санкт-Петербурге было посвящено меньше исследований. Автор использовала поиск литературы и другие методы исследования, чтобы понять текущее состояние преподавания в Институте Конфуция в Санкт-Петербурге, включая основу его создания, когда он был основан, область его работы и преподавательский состав. В нем также обобщена и проанализирована имеющаяся информация, представлены преимущества Института Конфуция в Санкт-Петербурге для развития культурной «мягкой силы» в преподавании китайского языка, определены различные ограничения для развития трудностей преподавания в Институте Конфуция и сделаны предложения по оптимизации существующего формата.

ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ

Информационная база работы включает разнообразные источники.

В качестве основных источников были использованы двусторонние российско-китайские соглашения, совместные коммюнике и другие материалы, отражающие достигнутый консенсус и очерчивающие новые перспективы российско-китайского сотрудничества. Во-вторых, существуют официальные сайты и социальные сети различных учебных заведений, преподающих китайский язык в Санкт-Петербурге. Автор рассматривала и анализировала статьи экспертов по преподаванию китайского языка, статьи о преподавании китайского языка как иностранного и подробно ознакомилась с книгой Джозефины «Мягкая сила».

Также был проведен поиск литературы, чтобы узнать об основных курсах китайского языка, предлагаемых в школах, используемых учебных материалах и мероприятиях, организуемых в школах, а также изучить развитие преподавания китайского языка в школах. Имеющаяся информация была обобщена и проанализирована, после чего были сделаны выводы.

В статье в основном используются методы кейсов, сравнительного анализа, поиска литературы и методом конкретных ситуаций. Через понимание теоретической основы концепции мягкой силы, исследование фокусируется на представительном Институте Конфуция в Санкт-Петербурге, раскрывая его текущий статус развития, его собственные сильные стороны и проблемы в продвижении мягкой силы, а также возможности и проблемы, с которыми он сталкивается в строительстве «Один пояс, один путь» и распространении китайского языка, чтобы предоставить рекомен-

дации для устойчивого развития Института Конфуция в Санкт-Петербурге и других Институтов Конфуция вдоль «Один пояс, один путь» в России.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ»

В начале 1990-х гг. профессор Гарвардского университета Джозеф Най разработал концепцию «soft power» или «мягкой силы». Най разделил государственную силу на два вида: hard power («жесткая/твердая сила») и soft power («мягкая сила»). «Жесткая сила» характеризуется навязыванием своего мнения и воли другим странам с учетом применения средств и механизмов экономического и военного плана [1]. Она опирается на использование традиционных ресурсов: территории государства, населения, природных ресурсов, экономики, вооруженных сил.

Развитие теории «мягкой силы» происходило постепенно, начиная с введения концепции мягкой силы в период 1977-1990 гг., который разделяется явным введением концепции «мягкой силы» Наем в 1990 г.; впоследствии Джозеф Най опубликовал книгу «Мягкая сила: средство достижения успеха в мировой политике» (2004), которая представляет собой систематическую интеграцию концепции мягкой силы, предложенной в 1990 г., взаимоотношения между мягкой и жесткой силой и т.д., в 2006 г. Най опубликовал статью «Мягкая сила переосмыслена», отвечая на некоторые критические замечания.

С приходом администрации Обамы в США Джозеф Най опубликовал в 2008 г. книгу «The Powers to Lead», в которой он систематически излагает идею «умной силы», разница между «умной» (smart) и «мягкой» (soft) - это слово, но Джозеф Най постоянно размышляет и углубляет идею «мягкой силы»; в 2011 г. Джозеф Най опубликовал книгу «Будущее власти», которая считается «конечным продуктом размышлений Джозефа Ная о власти»; за ней в 2012 г. последовала книга Джозефа Ная «Меняющаяся природа мировой власти», а в 2015 г. - «Закончился ли американский век?» в 2015 г. Но эти работы не сделали большого вклада в развитие идеи «мягкой силы», и большинство из них просто анализируют текущие международные отношения с ранее разработанных идеологических позиций.

«"Мягкая сила" представляет собой способность одного государства достигать своих целей, оказывая влияние на действие других и заставляя их действовать в желательном направлении, посредством привлекательности и/или убеждения, а не с помощью принуждения или подкупа» [2]. Она опирается на использование нематериальных ресурсов, культуры, убеждения, образования, привлекательности политической системы. Можно сказать, что «мягкая сила» используется для развития позитивного образа страны за рубежом.

Анализируя текущую мировую ситуацию, Най приходит к выводу, что мировая политика становится все более сложной, в связи с чем «мягкая сила» приобретает гораздо большее значение, в то время как традиционные источники власти становятся менее важными. Ученый говорит, что в век информационно-технологической революции не следует полагаться только на использование методов «жесткой силы».

«Мягкая сила» государства включает три главных компонента:

1) культура страны (наиболее привлекательные моменты);

2) политические ценности, доминирующие в данном обществе (следование этим ценностям во внутренней и внешней политике);

3) внешняя политика, осуществляемая данным государством (законность и соответствие морали) [3]. Государства могут использовать «мягкую силу» с помощью материальных или нематериальных средств, например: памятники, книги, храмы, обычаи, законы, знания, языки, книги, фильмы, музыка и образование.

Однако понятие «мягкой силы» остается дискуссионным и неоднозначным. Наибольшие трудности вызывает вопрос поиска методов и способов для ее измерения. Поскольку в настоящее время не существует единой методологии, в каждом конкретном рейтинге используются различные компоненты для анализа мягкой силы.

Например, в рейтинге, составленном независимой благотворительной организацией The Institutefor Government, при оценке soft power учитывались такие компоненты, как: культура, политика, бизнес и инновации, политическая система, дипломатия и образование [4].

Таким образом, в основе концепции «мягкой силы» лежит идея о том, что государства могут достигать своих целей не только силовыми методами, но и с помощью привлекательности свой культуры, идеологии, системы ценностей [5]. Впервые данный термин был введен Дж. Наем в 1990 г., однако до сих пор остается дискуссионным. Наибольшие трудности вызывает измерение индекса «мягкой силы». Рассмотрим применение «мягкой силы» в международных отношениях и в Китай в отдельности.

«МЯГКАЯ СИЛА»: ПРИМЕНЕНИЕ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Современные исследователи условно делят «мягкую силу» на два компонента: пассивная «мягкая сила» -привлекательность государства с целью понравиться другим странам и активная или деятельная:

1) «мягкая сила» как средство продвижения государством своих национальных интересов за рубежом или на международной арене без сопряжения с агрессивными разрушительными действиями в отношении других суверенных государств и угрозами их стабильности и их публичным порядкам;

2) «мягкая сила» как средство дестабилизации и дис-функционализации государственного управления и государства в целом, неконституционной смены власти, нанесения необратимого фатального ущерба публичному порядку государства, разрушения государства, превращения государства в дисфункциональное или несостоятельное [6]. Применения «мягкой силы» иногда носит деструктивный характер. Отметим, что механизмы воздействия «мягкой силы» употребляются с нарушением норм международного права. Применение «мягкой силы» включает информационную обработку сознания и манипулирование им, направленные на дестабилиза-

цию политических режимов. Деструктивный характер применение «мягкой силы» состоит в поддержке политической оппозиции под предлогом защиты прав человека и создании враждебных неправительственных организаций. «Мягкая сила» в данном случае осуществляется с помощью лоббирования губительных законов, негативного воздействия на выборные процессы, применения деструктивных политических технологий.

Явный лидер в политике «мягкой силы» - Соединенные Штаты Америки. Кроме того, сегодня за счет высоких темпов экономического развития актором «мягкой силы» становится Китай. Остановимся на каждом из государств, более подробно. Как известно, политика «мягкой силы» США проводится по двум направлениям: официальному и неофициальному [7].

1. Официальный уровень политики «мягкой силы» -культурная и образовательная экспансия американских ценностей посредством стандартного механизма - регулирование культурной сферы внешней политики. К таким механизмам относятся негосударственные институты: частные филантропические фонды, спонсорские организации, общественные организации.

2. Неофициальное направление политики «мягкой силы» - массовая американская культура как основной источник формирования имиджа Соединенных Штатов - голливудский кинематограф, телепродукция, музыка, СМИ, Интернет и т.п. [8].

В наши дни американскими экспертами понятие «мягкая сила» используется не часто, последние администрации Соединенных Штатов используют так называемую «умную силу» (smart power) - сочетание «жесткой» и «мягкой силы». Данный вектор, как это видно, применялся в отношении таких стран, как Ливия и Сирия.

Далее обратимся к анализу феномена «мягкой силы» стран ЕС. Активное экономическое развитие стран Европейского союза служит основой формирования благополучного имиджа этих стран на Ближнем Востоке. Также особая привлекательность Европы символизируется с приверженностью к демократическим принципам.

Страны ЕС обладают сильной культурной привлекательностью, выраженной в идее пост расового развития общества, что в свою очередь сильно притягивает расположение людей из арабо-исламских стран. Важная роль в этом процессе принадлежит европейскому искусству, литературе, музыке, моде, языку и т.д.

Использование «мягкой силы» ЕС может осуществляться по двум направлениям: в противовес США и напротив, подкреплять американскую «мягкую силу», давая им возможность добиваться своей цели. Как показывает современная ситуация «мягкая сила» ЕС стремиться к союзу с военной мощью США.

Вслед за США страны Европейского Союза (ЕС) применяют «мягкую силу» в комбинации с «жесткой силой» с целью достижения своих внешнеполитических целей. Яркий пример применения «жесткой силы» с элементами «мягкой» в странах Ближнего Востока, например, вмешательство НАТО, осуществленное в Ливии в 2011 г. Франция и Англия явились инициаторами этого вмешательства.

Применение «мягкой» и «жесткой силы» ЕС в отношении стран арабо-мусульманского мира, в сущности,

стало поддержкой радикально-исламистских группировок, что вылилось в угрозу для самих стран ЕС [9].

И на протяжении более двух тысячелетий концепция «мягкой силы» последовательно формировалась и развивалась китайскими мыслителями. «Мягкая сила» гармонично вписывается в систему традиционной китайской культуры.

Древняя история Китая и его богатая культура рассматривается большинством китайских экспертов в качестве ценного источника «мягкой силы». Они могут способствовать привлечению не только стран Восточной Азии, с которыми Китая объединяет конфуцианское наследие, но и более широкого международного сообщества [10]. Некоторые исследователи полагают, что традиционные китайские ценности, такие как приоритет человека, гармония между человеком и природой, представления о гармоничном обществе и гармоничном мире, могут обеспечить альтернативу западным ценностям [Там же].

Достаточно легко обнаружить идею «мягкой силы» в работах древних китайских философов. Например, Конфуций считал, что правители не должны прибегать к насильственным методам для достижения своих целей [11]. Кроме того, в конфуцианстве, буддизме и даосизме, учениях, оказавших колоссальное влияние на формирование китайского культурного кода, существуют принципы, провозглашающие превосходство «мягкого» над «жестким». Система ценностей этих религиозно-философских учений основана на представлениях о гармоничном существовании человека.

Книга «Искусство войны», трактат китайского стратега Сунь Цзы, также является «важным шагом в укреплении мягкой силы Китая». Мыслитель считает, что победа в войне, без участия в сражениях, является вершиной воинского искусства. Сунь Цзы утверждал, что «Лучше атаковать разум противника, чем его укрепленные города». Он изображает возможность не силового воздействия на противника.

Джозеф Най также видел связь между мягкой силой и Сунь-Цзы. В 2008 г. он провел связь между мягкой силой и «Искусство войны» Сунь-Цзы в своей новой книге «Сила лидерства», цитируя слова Сунь-Цзы о том, что «война - это провал политики».

Таким образом, китайские исследователи считают, что истоки «мягкой силы» лежат в древнекитайских философских учениях: конфуцианстве, даосизме, буддизме. Если одни авторы считали, что истоки теории лежат в культурных традициях и идеологии, то другие эксперты полагали, что в основе политики «мягкой силы» должны лежать политическая система, политические ценности, политическая мощь государства.

Рассмотрим применение «мягкой силы» КНР. Китай использует различные политические, экономические и культурные инструменты в реализации политики «мягкой силы». Сегодня Китай значительно расширил географию применения данной концепции: от стран Юго-Восточной Азии до Латинской Америки.

Применение политики «мягкой силы» было закреплено в документах Коммунистической партии Китая. Первое официальное заявление о начале реализации концепции «мягкой силы» было сделано на XVII съезде КПК в докладе Ху Цзиньтао в 2007 г. Важным политиче-

ским инструментом китайской внешней политики «мягкой силы» является публичная дипломатия. Используя публичную дипломатию, правительство КНР стремится воздействовать на международное сообщество с целью создать благоприятный образ страны. Стремясь преодолеть негативные последствия идеи «китайской угрозы», КНР стремится показать, что является ответственным членом международного сообщества.

Следует отметить, что США видит риски своим национальным интересам в связи не только с усиливающейся военной и экономической мощью Китая, но и с применением Китаем «мягкой силы».

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА КОНФУЦИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ И СТАТУС

Инициатива «Один пояс, один путь» - это важное стратегическое решение, принятое Центральным комитетом партии с товарищем Си Цзиньпином во главе, в свете глубоких изменений в глобальной ситуации и общей международной и внутренней обстановки. «Один пояс, один путь» не только помогает построить новую систему открытой экономики и сформировать новую модель всестороннего открытия для внешнего мира, но и следует новой тенденции мира во всем мире, развития, сотрудничества и беспроигрышной ситуации, а также отвечает потребностям развития стран и регионов вдоль маршрута, что имеет важнейшее стратегическое значение. Однако, по мере реализации китайского плана «Один пояс, один путь», большинство стран смотрят на инициативы Китая с подозрением, поскольку сталкиваются с угрозами и вызовами со стороны собственной недостаточной культурной силы, культурного империализма и культурной гегемонии.

Для того чтобы преодолеть эту настороженность, необходимы культурные обмены для продвижения «контактов между людьми». По сравнению с ощутимыми политическими контактами, экономическим и торговым сотрудничеством, сила и широта продвижения культурного обмена далека от адекватной. С другой стороны, при строительстве «Один пояс, один путь» необходимо большое количество специалистов и информации, наиболее важными из которых являются переводчики для обеспечения языковой коммуникации, а также источники информации для связи между двумя сторонами для инвестиций и строительства.

Как учебное заведение, представляющее общественный интерес и имеющее миссию преподавания китайского языка и распространения китайской культуры, Институт Конфуция является важной структурой для инициативы и концепции «Один пояс, один путь». Его развитие может обеспечить гуманистическую поддержку «Один пояс, один путь», способствовать контактам между людьми и снижению транзакционных издержек в странах вдоль маршрута посредством распространения языка и культуры, и играет важную роль.

Наряду с китайской инициативой «Один пояс, один путь», обмены между Китаем и Россией в экономической, торговой и культурной областях постепенно усиливаются.

С момента подписания Договора о добрососедских отношениях и сотрудничестве в 2001 г. российско-китайские отношения развиваются быстрыми темпами, демонстрируя беспрецедентную волну экономической и торговой зависимости, причем российско-китайское сотрудничество наблюдается в нефтегазовой отрасли, атомной энергетике, транспорте, металлургии, сельском хозяйстве и других основных секторах.

В 2008 г. объем двусторонней торговли между Россией и Китаем достиг 5,5 млрд долларов США [12], а в 2021 г. российско-китайская торговля товарами достигла 146,87 млрд долларов США, впервые в истории превысив отметку в 140 млрд долларов США, увеличившись на 35,9% по сравнению с предыдущим годом, Китай остается главным торговым партнером России 12-й год подряд.

С тех пор структура торговли была еще более оптимизирована: в 2021 г. объем китайско-российской торговли электромеханической продукцией составит 43,4 млрд долларов США, увеличившись на 40,7%, что на 4,8 процентных пункта выше, чем рост двусторонней торговли. Российская компания по онлайн-рекрутинг HeadHunter отмечает, что с 2011 по 2021 г. количество вакансий, связанных с китайским языком, увеличилось в четыре раза [13].

Количество учебных заведений, преподающих китайский язык, также растет, и в будущем будет большой спрос на изучение китайского языка в детских садах, говорит Кондрашевский, заместитель заведующего кафедрой преподавания китайского языка в Московском государственном институте международных отношений. Санкт-Петербург, второй по величине город России, не является исключением [9].

По словам бывшего мэра Санкт-Петербурга Полтавченко, Китай является для Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа партнером номер один в области торговли, туризма и недвижимости, а его инвестиционный проект в сфере недвижимости «Балтийская жемчужина» является крупнейшим за всю историю Санкт-Петербурга [7].

В интервью спутниковому информационному агентству мэр Полтавченко сказал, что Санкт-Петербург хочет привлечь китайских инвесторов для участия в транспортных, научных, образовательных, инновационных и других проектах, как, например, предложение мэра Промышленно-коммерческому банку Китая инвестировать в экспресс аэропорта Пулково. Градоначальник подчеркнул позитивное развитие отношений Санкт-Петербурга с Китаем: «Он может быть использован в качестве важного узла для экономической интеграции России и Китая» [14].

В Санкт-Петербурге ежегодно проводится международный экономический форум, который каждый раз привлекает внимание политиков, бизнесменов и исследователей из более чем 100 стран, и Китай стал одним из главных игроков: председатель КНР Ху Цзиньтао, вице-премьер Чжан Гаоли, председатель совета директоров Alibaba Group Джек Ма, председатель Федерации промышленности и торговли Ван Цинмин, директор ICBC Чжан Хунли и вице-президент КНР Ван Цишань приняли участие в мероприятиях форума, а китайско-российское сотрудничество стало неизменной темой форума в Санкт-Петербурге.

Вслед за достижениями высшего уровня взаимодействия не отстает и сотрудничество в других областях: в этом году резко возросло число совместных проектов, реализуемых университетами обеих сторон, включая студенческие обмены, совместное обучение, научные исследования и другие проекты. На этом фоне возникли различные центры обучения китайскому языку, а государственные учебные заведения поспешили предложить курсы китайского языка, китаеведения и т.п.

Министерство образования России сообщает, что в 2011 г. только в государственной школе № 652 города Санкт-Петербурга в качестве первого иностранного языка в средних школах преподавался китайский язык [15]. Китайский язык является обязательным предметом в школе со второго по последний одиннадцатый класс.

В сентябре 2019 г. Алексей Маслов, директор Школы востоковедения Школы мировой экономики и мировой политики ВШЭ, заявил на видео мосте, посвященном 70-летию дипломатических отношений Москва-Пекин: «У нас сегодня в России более 180 университетов преподают китайский язык - это почти 20% университетов России. У нас, по разным подсчетам, от 60 до 80 тысяч человек изучают китайский язык. Изучают, потому что есть огромный интерес и к культуре Китая, и к истории, и, конечно, к деловому взаимодействию с Китаем».

В 2016 г. заместитель директора департамента образования Санкт-Петербурга Дмитриев предложил, что для расширения преподавания китайского языка учащиеся начальной и средней школы Санкт-Петербурга должны иметь возможность изучать этот язык. Ниссенбан, преподаватель китайского языка в средней школе Санкт-Петербурга, считает, что китайский язык не только полезен в бизнесе и туризме, но и может развивать языковые навыки детей, тренировать их память и расширять кругозор [16].

Институт Конфуция стремится удовлетворять потребности людей во всем мире в изучении китайского языка, углублять их понимание китайского языка и культуры, укреплять образовательные и культурные обмены и сотрудничество между Китаем и другими странами мира, развивать дружественные отношения между Китаем и зарубежными странами, содействовать мульти культурному развитию в мире и строить гармоничный мир.

Институт Конфуция осуществляет свою деятельность в следующих областях:

• проведение занятий по китайскому языку;

• подготовка преподавателей китайского языка и предоставление ресурсов для обучения китайскому языку;

• проведение экзаменов по китайскому языку и сертификация преподавателей китайского языка;

• предоставление информации и консультаций по вопросам китайского образования и культуры;

• мероприятия по китайскому и иностранному языку и культурному обмену.

Образование на китайском языке продолжает процветать в России с созданием в 2006 г. первого в России Института Конфуция при Санкт-Петербургском государственном университете. В настоящее время существует 19 институтов Конфуция, 4 класса Конфуция,

а также множество школ, колледжей и университетов, где преподается китайский язык. Институты (классы) Конфуция и другие учебные заведения по изучению китайского языка внесли выдающийся вклад в углубление понимания русскими людьми китайского язы-

ка и культуры и в развитие дружественных отношений между Россией и Китаем. (Приложение: Статистическая таблица сайтов Институтов Конфуция (классов) и экзаменационных центров по китайскому языку по всей России).

Таблица 1

Система государственных и частных университетов в рамках развития института Конфуция в России [System of Public and Private Universities in the Development of the Confucius Institute in Russia]

Принадлежность (консульство) [Affiliation (consulate)] Институт Конфуция (класс) [Confucius Institute (classroom)] Официальный сайт [Official site] Экзамены [Exams]

Генеральное консульство в Москве [Consulate General in Moscow] Институт Конфуция РГГУ [Confucius Institute RSUH] https://www.confucius-institute.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институт Конфуция при МГУ [Confucius Institute at the Moscow State University] https://ci-msu. ru

Институт Конфуция при Московском государственном лингвистическом университете [Confucius Institute at the Moscow State Linguistic University] https://ci.linguanet.ru/ https://vk.com/public135811618 HSK HSKK

Класс Конфуция в средней школе № 1948 г. Москвы [Confucius class at a high school 1948 in Moscow] https://sch1948uz.mskobr.ru

Институт Конфуция при Томском государственном университете [Confucius Institute at the Tomsk State University] http://confucius.tsu.ru/ https://vk.com/confucius_tsu https://www.instagram.com/con-fucius_tsu/ HSK HSKK

Институт Конфуция при Рязанском государственном университете [Confucius Institute at the Ryazan State University] https://vk.com/ryazanchineseclub

Институт Конфуция Волгоградского государственного социально-педагогического университета [Confucius Institute of the Volgograd State Social and Pedagogical University] http://confucius-vspu.ru https://vk.com/civspu https://www.facebook.com/groups/ confucius.vspu/ instagram@civspu HSK HSKK YCT

Институт Конфуция при Калмыцком государственном университете [Confucius Institute at the Kalmyk State University] https://www.instagram.com/ci_kalmsu https://vk.com/ci_kalmsu HSK HSKK

Генеральное консульство в Екатеринбурге [Consulate General in Yekaterinburg] Институт Конфуция при Уральском федеральном университете [Confucius Institute at the Ural Federal University] https://ci.urfu.ru/ru/ HSK HSKK

Институт Конфуция при Новосибирском государственном техническом университете [Confucius Institute at the Novosibirsk State Technical University] https://confucius.nstu.ru https://vk.com/confuciusnstu HSK HSKK

Институт Конфуция при Новосибирском государственном университете [Confucius Institute at the Novosibirsk State University] https://www.nsu.ru/n/chinese-center/ https://vk.com/ccnsu

Трансляция «Класса Конфуция» Управлением культурного обмена Национального университета профессионального образования [Broadcast "Confucius Class" by the Office of Cultural Exchange of the National University of Vocational Education] http://china-ekb.ru/ HSK

Окончание табл. 1

Принадлежность (консульство) [Affiliation (consulate)] Институт Конфуция (класс) [Confucius Institute (classroom)] Официальный сайт [Official site] Экзамены [Exams]

Институт Конфуция Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева [Confucius Institute of the Krasnoyarsk State Pedagogical University after named V.P. Astafieva] confucius.kspu.ru https://vk.com/confucius_kspu

Генеральное консульство в Казани [Consulate General in Kazan] Институт Конфуция при Казанском федеральном университете [Confucius Institute at the Kazan Federal University https://kpfu.ru/ci

Институт Конфуция при Нижегородском государственном лингвистическом университете [Confucius Institute at the Nizhny Novgorod State Linguistic University] https://lunn.ru/page/institut-konfuciya https://vk.com/confucius_lunn HSK HSKK

Класс Конфуция в средней школе № 2 г. Перми [Confucius class in secondary school No. 2 in Perm] http://himnasy2.perm.ru/east_center/ news/ HSK HSKK

Генеральное консульство в Санкт-Петербурге [Consulate General in St. Petersburg] Институт Конфуция при Санкт-Петербургском государственном университете [Confucius Institute at the St. Petersburg State University] https://www.ci.spbu.ru HSK HSKK

Класс Конфуция в Институте восточных языков и культур «Конфуций» в Санкт-Петербурге [Confucius class at the Institute of Oriental Languages and Cultures "Confucius" in St. Petersburg] http://schoolconfucius.ru/ HSK

Генеральное консульство в Иркутске [Consulate General in Irkutsk] Институт Конфуция при Иркутском государственном университете [Confucius Institute at the Irkutsk State University] http://www.confuci.irkutsk.ru http://www.confuci.baikal.ru HSK HSKK

Институт Конфуция при Бурятском государственном университете [Confucius Institute at the Buryat State University] https://ci-bsu.ru/ HSK HSKK

Генеральное консульство в Хабаровске [Consulate General in Khabarovsk] Институт Конфуция при Благовещенском государственном педагогическом университете [Confucius Institute at the Blagoveshchensk State Pedagogical University] http://sinocenter.ru HSK

Институт Конфуция при Амурском государственном педагогическом гуманитарном университете [Confucius Institute at the Amur State Pedagogical Humanitarian University] http://ciamgpgu.ru.chinesecio.com/ HSK

Генеральное консульство во Владивостоке [Consulate General in Vladivostok] Институт Конфуция при Дальневосточном федеральном университете [Confucius Institute at the Far Eastern Federal University] http://www.confucius.dvfu.ru HSK HSKK

Развитие Институтов Конфуция в России и Китае не осталось без внимания в разгар бушующей эпидемии коронавируса. 29 октября 2021 года успешно прошел онлайн-совет Института Конфуция при Санкт-Петербургском государственном университете

в России, среди российских участников были проректор Санкт-Петербургского государственного университета профессор Сергей Андрюшин, заведующий восточным факультетом, китайский и зарубежный директора Института Конфуция.

На заседании совета Сергей Андрюшин высоко отозвался о развитии Института Конфуция в Святом университете в 2020 г., подтвердил усилия обоих университетов в этом процессе и выразил благодарность Столичному нормальному университету за многолетнюю поддержку. Кроме того, стороны обсудили стратегии будущего развития Института Конфуция и провели углубленный обмен мнениями о других возможностях сотрудничества на межшкольном уровне, таких как разработка совместных китайско-иностранных образовательных программ и совместная подготовка дипломированных специалистов по китайскому языку.

Совет Института Конфуция как платформа для общения и обмена мнениями призван дать возможность членам Совета понять прогресс, достижения и проблемы работы Института Конфуция в текущем году, а также обсудить приоритеты и направления работы на следующий год. Эта конференция имеет большое значение для бесперебойной работы Института Конфуция в Санкт-Петербургском государственном университете после его передачи и для устойчивого развития Института Конфуция в новую эпоху.

Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета является базой для строительства Института Конфуция. Преподаватели Института Конфуция в Санкт-Петербурге - это преподаватели восточного факультета Государственного университета, все они являются знатоками китайского языка и синологами. Это основная причина, по которой студентов из Санкт-Петербурга привлекает обучение в Институте Конфуция. В Институте Конфуция работают в общей сложности 19 преподавателей, из которых 4 китайца и 15 русских.

Институт Конфуция уникален тем, что одной из его главных особенностей является то, что в нем преподают в основном российские преподаватели. Институт Конфуция - это трехлетняя программа. На первом и втором курсах занятия ведут русские преподаватели, а на последнем курсе - преподаватели-носители китайского языка.

На сегодняшний день обучение китайскому языку в России организовано следующими учреждениями: общеобразовательные школы, университеты, частные школы китайского языка, а также институты Конфуция и классы Конфуция. Ситуация в Санкт-Петербурге такая же, как и с учебными заведениями, изучающими китайский язык.

Однако следует отметить, что Санкт-Петербург относится к западной части России и преподавание китайского языка здесь не так развито, как на востоке, что связано с близостью к Китаю. В западной части России, где китайский язык является относительно новым иностранным языком, существует нехватка квалифицированных преподавателей в петербургских учебных заведениях китайского языка.

Именно поэтому Институты Конфуция и классы Конфуция обладают выдающимся преимуществом в преподавании китайского языка в Санкт-Петербурге. В Санкт-Петербурге, как крупном городе, высок спрос на изучение китайского языка, поэтому здесь также появилось большое количество частных школ китайского языка. Частные школы китайского языка, с другой стороны, страдают от нестабильного преподавательского

состава, отсутствия талантливых людей, недостатка преподавателей-носителей китайского языка, отсутствия возможностей для обучения студентов за рубежом и отсутствия юридически действительных сертификатов - все это неизбежные проблемы для частных школ китайского языка. Однако у него, несомненно, есть свои преимущества, поэтому многие петербургские китайские школьники сегодня также выбирают частные китайские школы.

УСЛОВИЯ ПОДДЕРЖКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА КОНФУЦИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Рассмотрим некоторые условия развития института в России.

1. Условия политической поддержки

Политика является одним из ключевых элементов, составляющих «мягкую силу». В политике открытости внешнему миру основным проявлением мягкой силы является политика публичной дипломатии, которая включает в себя международное видение, отстаиваемое государством, и конкретную внешнюю политику. Грамотная внешняя политика может значительно усилить «мягкую силу» страны. Например, реализация инициативы «Один пояс, один путь», которая включает в себя большое количество беспроигрышных для всех видов сотрудничества, продемонстрировала искренность и усилия Китая и завоевала признательность и поддержку стран, участвующих в инициативе «Один пояс, один путь».

Многолетняя внешняя политика Китая, основанная на принципах мира, честности и дружбы, сделала многое, чтобы развеять любые сомнения международного сообщества в отношении подъема Китая. Поэтому внешняя политика не только оказывает значительное влияние на экономическую обстановку, международную политику и популярность Китая в международном сообществе, но и призвана «непосредственно влиять на внутриполитическую обстановку, экономическое развитие и социальный прогресс страны».

Поддержка политики является основной гарантией развития. Сильная поддержка национальной политики является основной гарантией гуманистического международного обмена и развития зарубежной экономики.

С резким развитием Китая в последние десятилетия и усилением его влияния на международной арене китайские руководители ставят на повестку дня вопрос о «мягкой силе» страны. Отмечается, что IV Пленум ЦК КПК (Центральный комитет коммунистической партии Китая) 16-го созыва (сентябрь 2004 г.) поставил задачу проекции китайской культуры вовне: «Укреплять комплексную силу культуры Китая. Продвигать китайскую культуру, еще лучше выходить в мир, повышать ее международное влияние». Отмечалось упоминание термина «мягкая сила» в докладе ЦК 17-го съезда КПК. Для реализации политики «мягкой силы» с 2002 г. Китай начал создавать за рубежом центры по продвижению китайского языка и культуры, с 2004 г. получивших название Институтов Конфуция. В России первый Институт Конфуция появился в 2007 г. [17].

В последние несколько лет идет активное продвижение русского языка и культуры в Китае, и китайского языка и культуры на территории РФ. В 2003 г. было подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации» [1: 67]. Стороны поощряют повышение качества преподавания русского языка в Китае и китайского языка в России и увеличению числа изучающих эти языки, учитывая при этом пожелания родителей, школьников и студентов. Данное Соглашение отвечает целям дальнейшего повышения важности изучения китайского языка в России и русского языка в Китае. Данное соглашение является важным межгосударственным документом, который регламентирует обучение китайскому и русскому языку на современном этапе, а также придает новый импульс изучению русского языка в Китае.

Санкт-Петербургский институт Конфуция открылся на базе Восточного факультета Санкт-Петербургского университета, главой института стал декан факультета Евгений Зеленев. Китайская сторона инвестирует в проект $150 тыс. [18]. И проект «Институт Конфуция в Санкт-Петербургском государственном университете» реализуется при содействии Китайского государственного комитета по распространению китайского языка за рубежом (штаб-квартиры Институтов Конфуция).

Во второй половине 1990-х гг. китайско-российские отношения поднялись от статуса «взаимно дружественных стран» до «конструктивного партнерства». К «стратегическому партнерству на основе равенства и доверия в XXI в.». Позиции Китая в российской внешней политике растут с начала века. Подписание Договора о добрососедских отношениях и сотрудничестве между Россией и Китаем ознаменовало новый этап в отношениях между двумя странами. Очевидно, что политическое взаимное доверие между Китаем и Россией растет, и Институт Конфуция в России, безусловно, будет полностью обеспечен, что закладывает прочную основу для будущего развития Института Конфуция.

2. Условия культурной поддержки

Культура является одним из основных элементов национальной «мягкой силы». Культура - это весь менталитет региональной группы, культурные образования, идеологии, ценности и способы поведения, созданные и разделяемые группами, живущими в данном регионе. Культурная мягкая сила - это своего рода невидимое и мягкое влияние, притяжение, убеждение и проникновение, которое может произвести сильное чувство идентичности и привлекательности, культур -ная дипломатия - это распространение и передача культурных ценностей и убеждений, Страна может выйти на мировой уровень и влиять на других через свою культуру. В новом веке экономическое развитие все больше зависит от поддержки культуры, и культурный фактор в экономической конкуренции становится все более заметным. После введения концепции «мягкой силы» развитые страны и регионы сформулировали национальные стратегии культурного развития и среднесрочные и долгосрочные идеи развития, скорректировали свою культурную политику, сформулировали

политику культурной дипломатии, которая перекликается с политической, экономической и военной дипломатией, и активно продвигают соревнование за культурную «мягкую силу».

С ростом политического доверия между Россией и Китаем и постепенным расширением экономического и торгового сотрудничества в различных областях, обмены между людьми между двумя странами также растут, особенно участились гуманитарные обмены на высоком уровне.

Во-первых, серия масштабных культурных мероприятий на национальном уровне. Например, «Год государства», «Год языков», «Год туризма», «Год дружественных молодежных обменов», «Год СМИ», «Год культуры», «Год литературы», «Год кино» и т.д. Мероприятия по гуманитарному обмену «государство-общество» сыграли важную роль в развитии культурных обменов между двумя странами и укреплении дружественных отношений между народами.

Во-вторых, деятельность по обмену народной культурой постепенно углублялась и диверсифицировалась. Например, Российско-китайский конкурс народного квадратного танца, Российско-китайский фестиваль танца и костюма национальных меньшинств, Российско-китайская программа молодежного культурного обмена, Российско-китайский кулинарный конкурс, Российско-китайская программа ледовых и снежных видов спорта и культурного обмена, программа художественного обмена «Наследуя красоту китайской живописи и каллиграфии, укрепляя дружбу между Россией и Китаем». Широкий спектр обменов между людьми способствовал развитию контактов «от сердца к сердцу» и «от человека к человеку» между двумя странами.

В-третьих, растет число иностранных студентов из обеих стран. В 2021 г. вице-премьер правительства РФ Татьяна Голикова сообщила, что в 2020 г. в России обучалось более 42 000 китайских граждан, а также заявила, что в Китае растет интерес к изучению русского языка. К 2020 г. китайские студенты в России будут составлять значительную часть иностранных студентов в России. Известно, что только в 2017-2018 гг. в России обучалось около 30 000 китайских студентов. Это по сравнению с чуть более 270 000 иностранных студентов из других стран, обучавшихся в российских вузах в то время.

После объявления о чрезвычайном «закрытии штата» в марте прошлого года в связи с новой вспышкой коронавируса в 2021 г., большое количество китайских студентов, заинтересованных в обучении в России, либо были вынуждены выбрать обучение в других странах, либо отказались от своих учебных планов, либо были вынуждены посещать занятия онлайн. А после того, как в июне 2021 г. президент России Владимир Путин подписал новый законопроект, объявляющий границу открытой для граждан Китая, китайские студенты, обучающиеся в России, постепенно начинают набирать обороты. Хотя в краткосрочной перспективе будет трудно достичь показателя в 36 000 китайских студентов в Россию в 2019 г., все же можно ожидать, что это число вернется к уровню 2019 г. в течение двух лет.

Расширение обменов в области образования позволит взрастить большое количество семян дружбы между двумя странами и будет способствовать установлению контактов и взаимопонимания между людьми.

3. Условия экономической и торговой поддержки

Китай является крупнейшей торговой страной России, и две страны осуществляют многоуровневое, широкомасштабное и всестороннее сотрудничество. В частности, с момента внедрения «Одного пояса, одного пути» сотрудничество между двумя странами продолжает углубляться, и было установлено стратегическое партнерство по всем направлениям.

Например, подписание Совместного коммюнике двадцатой регулярной встречи премьер-министров России и Китая в 2015 г.; подписание более 30 документов о сотрудничестве в области финансов, высоких технологий, инвестиций, таможни, образования, туризма и т.д.; подписание контракта на проведение изысканий и проектирование проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань; В 2017 г. Китай и Россия подписали соглашение во время Международного арктического форума «Арктика - единый диалоговый регион»: China Poly Group инвестирует 300 миллионов долларов США в строительство угольного терминала в Мурманске.

В контексте инициативы «Один пояс, один путь» Китай и Россия начали всестороннее стратегическое сотрудничество в различных областях, таких как энергетика, строительство инфраструктуры, финансы, гражданская авиация и военное дело. Сотрудничество между двумя странами в различных областях будет основано на обменах, и Институты Конфуция необходимы для того, чтобы обеспечить платформу для обменов и публичности, предоставить языковые услуги и поддержку талантов, а также создать благоприятную атмосферу для иностранного сотрудничества. Важная роль, которую институты Конфуция могут играть в содействии «Один пояс, один путь», также обеспечивает новую динамику для их собственного здорового и устойчивого развития.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ИНСТИТУТА КОНФУЦИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Чтобы улучшить использование «мягкой силы» в России, нужно обратить внимание на следующие предложения.

1. Использование внешней политики и общественного мнения

Выход из колеи системы требует, прежде всего, поддержки макрополитики. Институты Конфуция все еще находятся на стадии развития в России и могут процветать только при политической поддержке. В процессе «Один пояс, один путь» для Китая и России очень важно обмениваться и сотрудничать в области высшего образования.

Политика «Один пояс, один путь» привела к росту взаимного политического доверия, углублению экономического и торгового сотрудничества и более тесным гуманитарным обменам между двумя странами, обеспечивая благоприятные внешние условия для развития Института Конфуция.

Политика «Один пояс, один путь» поддерживает гуманитарные обмены и сотрудничество между Китаем и Россией на более высоком уровне, поддерживая взаимовыгодное и беспроигрышное сотрудничество, ис-

пользуя сильные стороны каждой дисциплины и укрепляя научно-исследовательское сотрудничество между университетами; дальнейшее создание университетских альянсов и содействие развитию университетского сотрудничества. Поддерживать разработку средне-и долгосрочных планов сотрудничества.

С точки зрения общественного мнения, освещение деятельности Института Конфуция в России было в основном положительным, СМИ пропагандировали "бум китайского языка", а заголовки новостей отражали поддержку продвижения китайского языка и Института Конфуция. В то же время, СМИ используют конкретные данные, чтобы объективно показать принятие Институтов Конфуция в России.

Кроме того, положительное освещение получают российско-китайские отношения и другие уровни национального взаимодействия. Все это создало благоприятные условия в общественном мнении для развития Института Конфуция в России.

2. Трансформация мышления

из институциональных дилемм для достижения устойчивого развития

Чтобы решить бедственное положение российских Институтов Конфуция, недостаточно полагаться на внешнюю политику и общественное мнение, а необходимо провести их собственную трансформацию и модернизацию для достижения устойчивого развития.

В России существует огромный недостаток в количестве Институтов Конфуция, а также в количестве преподавателей, а правовая система затрудняет назначение иностранных преподавателей, поэтому есть способ решить эту дилемму. Локализация - лучший вариант для России. Предпринимаются усилия по превращению учителей-экспатриантов в «тренеров» китайского языка, обеспечению многоуровневой и целенаправленной подготовки учителей, а также реализации функции саморазвития российских преподавателей китайского языка. Подготовка местных учителей может быстро восполнить недостаток в количестве и качестве учителей, а также уменьшает юридические трудности, связанные с назначением иностранных учителей.

В 2013 г. штаб-квартира Института Конфуция впервые упомянула в своем ежегодном отчете о развитии о своих усилиях по усилению подготовки местных учителей и поддержке иностранных университетов в создании программ подготовки учителей китайского языка. Сейчас Институт Конфуция в России должен воспользоваться политикой интернационализации российского образования и политикой гуманитарных обменов и сотрудничества «Один пояс, один путь» для активного развития международного сотрудничества между университетами, особенно в области подготовки преподавателей китайского языка, чтобы интегрировать Институт Конфуция в местную систему образования и избежать дилеммы независимых учреждений и дублирования функций [19].

3. Использование ресурсов социальных сетей для продвижения китайской культуры

Проблемы с распределением ролей и функций и управления средствами из-за юридических вопросов сделали Российский Институт Конфуция «робким»

в своей культурно-просветительской деятельности и недостаточно инновационным в содержании мероприятий, которые он организует самостоятельно. Институт Конфуция в России может использовать ресурсы социальных сетей для продвижения китайской культуры.

4. Корректировка и оптимизация схемы распределения в соответствии

со строительством «Один пояс, один путь»

Развертывание международного обучения китайскому языку должно соответствовать экономическому и дипломатическому развитию страны. После более чем десяти лет развития Институт Конфуция сформировал глобальное присутствие, но его распространение нуждается в корректировке и оптимизации в соответствии со стратегией «Один пояс, один путь». С 2004 г. Китай строит Институты Конфуция по всему миру с целью обучения китайскому языку и распространения китайской культуры,на сегодняшний день в 162 странах (регионах) созданы 541 Институт Конфуция и 1170 классов Конфуция [20].

В России было создано 17 Институтов Конфуция, От Владивостока, самого важного города Дальнего Востока, через Иркутск, Новосибирск, Екатеринбург, Москву и другие важные города, до Санкт-Петербурга, окна в Европу, и Волгограда, «житницы Юга», на северо-западе России. Институт Конфуция в основном достиг охвата в важных городах и регионах, но он все еще нуждается в дальнейшей корректировке и оптимизации, чтобы соответствовать строительству «Одного пояса, одного пути».

Во-первых, создание Институтов Конфуция в ключевых областях строительства «Один пояс, один путь» в Китае и России. Например, корпорация China Poly Group строит угольный терминал в Мурманске, крупнейшем транспортном узле на севере России, но в регионе нет Института Конфуция. А ближайший - Институт Конфуция при Санкт-Петербургском университете, но расстояние между двумя городами велико, поэтому Институт Конфуция должен быть создан в Мурманске.

Во-вторых, увеличить количество Институтов Конфуция в ключевых регионах для российско-китайского сотрудничества. Например, Роснефть подписала рамочное соглашение о сотрудничестве с компанией Sinopec. Дальний Восток, Сибирь, а также северо-запад и юг европейской части являются для Роснефти стратегическими зонами развития. Следует рассмотреть возможность увеличения количества Институтов Конфуция в этих регионах и активно сотрудничать с крупными проектами в обеих странах.

Одним словом, Институты Конфуция должны быть стратегически расположены в соответствии с ключевыми регионами торговли «Один пояс, один путь», и через торговое и промышленное сотрудничество они должны способствовать распространению языка и контактам между людьми, чтобы лучше продвигать «Один пояс, один путь».

5. Спрос и предложение на двух фронтах для стимулирования трансформации

и модернизации Институтов Конфуция

Чтобы способствовать устойчивому развитию Институтов Конфуция в контексте «Одного пояса, одного

пути», мы должны сосредоточиться на трансформации и модернизации Институтов Конфуция, один из ключевых аспектов которой - начать с отношений между спросом и предложением, повысить адаптивность и гибкость предложения Институтов Конфуция к местному спросу, а также направлять и создавать местный спрос посредством повышения качества и эффективности и инновационного развития.

С одной стороны, в соответствии со спросом на профессиональные продукты китайского языка и культуры в странах, расположенных вдоль маршрута, будут созданы специальные Институты Конфуция для целенаправленного развития и удовлетворения спроса.

Например, после начала российско-китайского Года туризма проекты сотрудничества в области туризма были расширены и стали важной частью гуманитарного, экономического и торгового сотрудничества между Россией и Китаем. Институт Конфуция для туризма -это мощный способ продвижения развития самого Института Конфуция с учетом потребностей туризма.

С другой стороны, Институты Конфуция должны преобразовать и оптимизировать себя в соответствии со стратегией «Один пояс, один путь», внедрить инновации в предоставление услуг, культивировать новые формы межкультурной коммуникации и получить новые преимущества в развитии своих регионов.

Например, Москва, столица России, является местом строительства таких крупных проектов, как китайско-российский газопровод и высокоскоростная железная дорога, которые невозможно построить без языковых талантов и языковых услуг. Институт Конфуция сможет воспользоваться ситуацией и предложить профессиональные курсы китайского языка, чтобы обеспечить необходимые языковые услуги и кадровую поддержку, чему неизбежно будут отдавать предпочтение предприятия и местные жители, создавая новую ситуацию для собственного развития.

6. Использовать возможность

большой коммуникации для продвижения межкультурного обмена

С момента основания Нового Китая Китай проводил разнообразные мероприятия по культурному общению с зарубежными странами и достиг определенных результатов. В частности, развитие современных технологий сократило разрыв между нашей страной и развитыми странами в области коммуникационных технологий, а в некоторых областях мы опережаем весь мир.

В последние годы распространение кино- и телекультуры, обмен книгами и журналами, а также обмен международными событиями приобрели первоначальную форму, создавая хороший импульс открытости и способствуя обмену и интеграции китайской и мировой цивилизаций. Наша культура вышла на мировую платформу культурного обмена, а обмены с культурными аспектами мира вступили в период процветающего развития. В контексте культурной глобализации и массовой коммуникации Институт Конфуция имеет много возможностей для межкультурной коммуникации, но также и много проблем.

Межкультурная коммуникация является более трудной и затруднительной, чем однородная культурная

коммуникация, а отсутствие всестороннего понимания иностранных культур может привести к формированию стереотипов или стереотипных представлений, которые легко могут вызвать негативные эмоции, чтобы избежать и преодолеть эти заблуждения восприятия, необходим равноправный, всесторонний и глубокий межкультурный обмен.

Негостеприимная среда может в определенной степени подорвать эффективность культурного обмена, а культурная коммуникация может сыграть важную роль в преодолении недопонимания и барьеров между культурами. С точки зрения устава Институтов Конфуция, они являются не только учебными заведениями для преподавания и продвижения китайского языка в зарубежные страны, но и важным каналом распространения культуры и культурного обмена с зарубежными странами. Содержащиеся в нем культур -ные символы, послания и смыслы являются важными источниками вдохновения и моделями для нашего культурного общения и обмена с внешним миром.

Поэтому в процессе межкультурной коммуникации следует приложить усилия для поиска культурных общностей и ценностных универсалий, чтобы еще больше расширить пространство для обмена смыслами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инициатива «Один пояс, один путь» с развитием все более тесного стратегического партнерства между Китаем и Россией, одной из самых важных стран на этом маршруте, дала положительный импульс распространению китайского языка и культуры в России.

Институт Конфуция, который является непосредственным поставщиком китайского языка и культуры, был создан и развивается, чтобы обеспечить хорошую платформу для распространения китайского языка и культуры в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инициатива «Один пояс, один путь» также демонстрирует положительную тенденцию в распространении китайского языка и культуры, но она также открывает новые возможности для распространения китайского языка и культуры в России.

«Один пояс, один путь» был впервые предложен президентом Си Цзиньпином в 2013 году в качестве стратегической инициативы по созданию «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века».

Это не только расширение коммерческого маршрута, но и границ национальных интересов. С момента появления «Один пояс, один путь» Россия, как один из важных торговых партнеров Китая и важный участник «Один пояс, один путь», придерживается принципов общего бизнеса, общего строительства и совместного использования.

Инициатива «Один пояс, один путь» фокусируется на укреплении политической связи, связности объектов, бесперебойной торговле, финансовой интеграции и контактах между людьми.

По мере продвижения инициативы «Один пояс, один путь» отношения между Россией и Китаем становятся все более тесными с более тесным сотрудничеством в области политики, экономики, энергетики, торговли и гуманитарных наук.

Предпосылкой для расширения общения между Россией и Китаем в области политики, объектов, торговли и капитала является гуманистическое общение, поэтому все более тесное сотрудничество между Россией и Китаем стало важной движущей силой для распространения китайского языка и культуры.

Поскольку «мягкая сила» часто появляется на международной арене, Китаю необходимо максимально использовать возможности брендинга Институтов Конфуция в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Институт Конфуция сделал формирование имиджа страны и повышение ее культурной привлекательности руководящим принципом своего создания.

Пусть Институт Конфуция станет эффективным способом распространения китайской культуры, привлечения внимания мировой общественности и улучшения ее международной репутации и авторитета.

В это же время, Институты Конфуция должны придерживаться своего собственного позиционирования, и хотя они стремятся распространять суть конфуцианской культуры, им также следует обратить внимание на то, вписывается ли их брендинг в местную культуру, и со временем скорректировать и усилить степень адаптации самого бренда.

В контексте «Один пояс, один путь» Институты Конфуция являются не только средством распространения китайской культуры, но и окном для продвижения экономического и торгового сотрудничества между различными сторонами, и их потенциальная ценность неизмерима.

Таким образом, в статье представлен краткий теоретический анализ концепции «мягкой силы» на примере Института Конфуция в Санкт-Петербурге. По сравнению с «жесткой силой», «мягкая сила» медленнее, более сложна в реализации.

Но закон притяжения заключается в том, что такой «круг друзей», однажды созданный, может передавать эмоции, стимулировать сотрудничество и продолжать привлекать более широкое внимание и вклад, и на него стоит рассчитывать. Как только строительство мягкой силы осуществится, это будет длительный, но постоянно продуктивный процесс.

Как средство дипломатии, Институт Конфуция обеспечивает прочную основу для национального развития, и его развитие сейчас стало горячей темой для академических исследований.

Растущее политическое доверие, стратегическое сотрудничество и гуманистические обмены между Россией и Китаем открыли новые возможности для развития Институтов Конфуция, а здоровое и устойчивое развитие Институтов Конфуция может способствовать строительству «Один пояс, один путь».

Результаты исследования показывают, что успех Института Конфуция в Санкт-Петербурге не мог бы быть достигнут без политической, экономической и культурной поддержки России и Китая. Однако не стоит забывать, что его развитие также сопровождалось проблемами в плане системы, политики и планирования.

В работе сделана попытка предложить стратегии развития с различных точек зрения, основанные на понимании условий, которые лежат в основе местной «мягкой силы»:

1) использовать внешнюю политику и общественное мнение для формирования благоприятных условий для развития;

2) изменить образ мышления, чтобы избавиться от институциональных дилемм и добиться независимости и автономии агентств по продвижению устойчивого развития, чтобы не быть скованными различными национальными условиями, которые ограничивают развитие;

3) совершенствовать использование ресурсов социальных сетей для продвижения китайской культуры, стремление интегрировать социальные ресурсы и в полной мере использовать собственные силы и ресурсы;

4) нужна корректировка и оптимизация схемы распределения в соответствии со строительством «Один пояс, один путь», тем самым способствуя ре-

ЛИТЕРАТУРА

1. Костырев А.Г. «Разумная сила», общественная дипломатия и социальные сети как фактор международной политики // Полис. 2013. № 2. С. 144.

2. Песцов С.К., Бобыло А.М. «Мягкая сила» в мировой политике: проблема операционализациитеоритического концепта» // Вестник Томского государственного университета. История. 2015. № 2 (34). С. 108.

3. Най Дж.С., мл. Будущее власти / пер. с англ. В.Н. Верченко. М.: АСТ, 2014.

4. McClory J. The new persuaders: An international ranking of soft power // The Institute for Government. P. 3.

5. Ким В.С., Бохан Я.А. Трансформация стратегии «мягкой силы» КНР в современных условиях // Вестник Челябинского гос. ун-та. Политические науки. Востоковедение. 2012. № 12. С. 17-20.

6. Понкин И.В. Технологии «мягкой силы» как средство дис-функционализации и разрушения государства // Право и образование. 2014.

7. Фролова О.А. «Мягкая сила» внешнеполитической деятельности США: институты и механизмы формирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2013.

8. Пай Дж.С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. Новосибирск; М.: Тренды, 2006. С. 34.

9. Долгов Б.В. «Мягкая» и «жесткая» сила Европы на Ближнем и Среднем Востоке // Актуальные проблемы Европы. 2014. № 3. С. 21.

10. Glaser B.S., Murphy M.E. Soft power with ^inese characteristics the ongoing debate. In: Chinese soft power and its implications for the United States. P. 14.

11. Sheng Ding. Soft power and the rise of the China: An assessment of China's soft power in its modernization process // The State University of New Jersey. P. 87.

12. Сунь Минсин. Состояние развития и противодействия развитию торговли между Китаем и Россией // Colloquium Journal. 2020. № 8-5 (60). С. 35-37.

13. Ван Тин, Идрисов Ш.А. Российско-китайская трансграничная электронная торговля в системе координат «Один пояс, один путь» // Финансовая экономика. 2019. № 11. С. 223-229.

14. "й^тамжтй.

ЙЙ^МКТ. URL: http://sputniknews.cn/econom-ics/201805241025471799 (дата обращения: 22.01.2022).

15. Aрефьев А. Изучение китайского языка в школах России // Центр социологических исследований Минобрнауки Рос-си. 2013. C. 78.

16. ^ШШШШШ. Нужен ли петербургским школьникам китайский язык. URL: https://spbdnevnik.ru/news/2016-04-27/ nuzhen-li-peterburgskim-shkolnikam-kitayskiy-yazyk (дата обращения: 01.02.2022).

ализации инициативы «Один пояс, один путь», обе стороны будут способствовать развитию друг друга;

5) Институты Конфуция должны быть модернизированы как с точки зрения предложения, так и с точки зрения спроса, чтобы способствовать развитию за счет увеличения культурного экспорта, а также создать условия для укрепления спроса и открытия новых возможностей.

6) нужно использовать возможность большой коммуникации для продвижения межкультурных обменов, избавления от иностранных стереотипов о Китае и уменьшения влияния теории китайской угрозы. Подводя итог, можно сказать, что развитие международного общения на китайском языке не может быть достигнуто одним махом, особенно в рамках инициативы «Один пояс, один путь», необходимо развивать это дело научным и эффективным способом.

REFERENCES

1. KostyrevA.G. "Reasonable force", public diplomacy and social networks as a factor in international politics. Polis. 2013. No. 2. P. 144. (In Rus.)

2. Pestsov S.K., Bobylo A.M. "Soft power" in world politics: The problem of operationalization of the theoretical concept. Bulletin of the Tomsk State University. History. 2015. No. 2 (34). P. 108. (In Rus.)

3. Nye J.S., Jr. The future of power. Transl. from English. V.N. Verchenko. Moscow: AST, 2014.

4. McClory J. The new persuaders: An international ranking of soft power. The Institute for Government. P. 3.

5. Kim V.S., Bohan Ya.A. Transformation of the PRC's "Soft Power" strategy in modern conditions. Bulletin of Chelyabinsk State University. Political Sciences. Oriental Studies. 2012. No. 12. Pp. 17-20. (In Rus.)

6. Ponkin I.V. Technologies of "soft power" as a means of dysfunctionalization and destruction of the state. Law and Education. 2014. (In Rus.)

7. Frolova O.A. "Soft Power" of US Foreign Policy: Institutions and formation mechanisms. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Political Science. 2013. (In Rus.)

8. Pai J.S. Flexible power. How to Succeed in World Politics. Novosibirsk; Moscow: Trends, 2006. P. 34.

9. Dolgov B.V. "Soft" and "hard" power of Europe in the Near and Middle East. Actual Problems of Europe. 2014. No. 3. P. 21. (In Rus.)

10. Glaser B.S., Murphy M.E. Soft power with ^inese characteristics the ongoing debate. In: Chinese soft power and its implications for the United States. P. 14.

11. Sheng Ding. Soft power and the rise of the China: An assessment of China's soft power in its modernization process. The State University of New Jersey. P. 87.

12. Sun Mingxing. The state of development and counteraction to the development of trade between China and Russia. Colloquium-Journal. 2020. No. 8-5 (60). Pp. 35-37.

13. Wang Ting, Idrisov Sh.A. Russian-Chinese cross-border e-commerce in the coordinate system "One Belt, One Road". Financial Economy. 2019. No. 11. Pp. 223-229.

14. Mayor of St. Petersburg: Cooperation between St. Petersburg and China takes on a whole new level. RIA No-vosti. (In China) URL: http://sputniknews.cn/econom-ics/201805241022547 (data of accesses: 22.01.2022).

15. Arefiev A. Learning Chinese in Russian schools. Center for Sociological Research of the Ministry of Education and Science of Russia. 2013. P. 78. (In Rus.)

16. Do St. Petersburg schoolchildren need Chinese. St. Petersburg Bulletin. (In China) URL: https://spbdnevnik.ru/news/2016-04-27/nuzhen-li-peterburgskim-shkolnikam-kitayskiy-yazyk (data of accesses: 01.02.2022).

17. Самойлова М.П., Лобанова Е.А. Правовое регулирование деятельности Институтов Конфуция в России // Juvenis Scientia. 2017. № 6. С. 29-31.

18. Институт Конфуция открывается в Петербурге // Деловой Петербург. ISSN 1606-1829. (Online) со ссылкой на пресс-службу Санкт-Петербургского университета. 28 августа 2007 г.

19. 2013 ^Й£Ш©И.201З.

20. m ШФ. жашж

[J]. ^£(±^Я),2020 (1):

124-130.

17. Samoilova M.P., Lobanova E.A. Legal regulation of the activities of Confucius Institutes in Russia. Juvenis Scientia. 2017. No. 6. Pp. 29-31. (In Rus.)

18. Confucius Institute opens in St. Petersburg. Delovoy Petersburg. ISSN 1606-1829. (Online) with reference to the press service of St. Petersburg University. August 28, 2007.

19. Confucius Institute Headquarters / China Hanban. Confucius Institute Annual Development Report. 2013. (In China)

20. Yu Wei, Zhang Hua. Beautiful article (first half of the month). 2020. No. 1. Pp. 124-130. (In China)

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 86,59% Рецензент: Маркушина Н.Ю., Санкт-Петербургский государственный университет

Статья поступила в редакцию 22.03.2022, принята к публикации 21.04.2022 The article was received on 22.03.2022, accepted for publication 21.04.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Цюй Чан, аспирант факультета международных отношений и мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Qu Chang, postgraduate student at the Department of International Relationships and World Politics of the St. Petersburg State University. St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.