Научная статья УДК 330.564.224
АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ЗИМОВЕЦ
Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансов, ЧОУ ВО «Таганрогский институт управления и экономики», г. Таганрог e-mail: [email protected]
ИНСТИТУТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Аннотация. Уже почти шесть лет в России осуществляется эксперимент с так называемой «самозанятостью» граждан. По данным на середину 2024 года эксперимент оказался столь успешным, что количество зарегистрированных «самозанятых» более чем в два раза превысило количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. В рамках настоящего исследования обосновывается возможность упразднения организационно-правовой формы «индивидуальный предприниматель» и анализируются возможные последствия указанного деяния для предпринимателей и государства.
Ключевые слова: самозанятость, индивидуальный предприниматель, малое и среднее предпринимательство, реорганизация системы организационно-правовых форм
Тематический рубрикатор e-Library: 06.81.12
ALEXANDER VL. ZIMOVETS
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Taganrog Institute of Management and Economics
INSTITUTE OF INDIVIDUAL ENTREPRENEURSHIP:
TO BE OR NOT TO BE?
Abstract. For almost 6 years now, Russia has been experimenting with the so-called "self-employment" of citizens. According to the data for the middle of 2024, the experiment turned out to be so successful that the number of registered "self-employed" exceeded the number of registered individual entrepreneurs by more than 2 times. Within the framework of this study, the possibility of abolishing the organizational and legal form of "individual entrepreneur" is substantiated and the possible consequences of this act for entrepreneurs and the state are analyzed.
Keywords: self-employment, individual entrepreneur, small and medium-sized enterprises, reorganization of the system of organizational and legal forms
Одним из слагаемых экономической стабиль- высокой инертностью, практически никогда не реаги-
ности и устойчивости российского государ- руют с должной скоростью на изменения рыночного
ства в нынешний, весьма непростой период спроса; многие из них, особенно занятые в производ-
является развитая система предпринимательства. стве наиболее необходимой для населения продукции
Согласно одной из распространенных классифика- или продукции сферы ВПК, оказываются малорен-
ций, предпринимательство делят на малый, средний табельными (а порой даже убыточными), и их функ-
и крупный бизнес. Иногда в качестве самостоя- ционирование во многом зависит от дотаций
тельной категории малого предпринимательства государства [9]; уровень бюрократизации при приня-
выделяются микропредприятия - предприятия чис- тии управленческих решений порой достигает таких
ленностью сотрудников до 15 человек и годовым масштабов, что значительная часть сотрудников не
доходом до 120 миллионов рублей. занимается работой, а лишь создает её видимость.
Исторически так сложилось, что в России, являю- Указанных недостатков (пусть и не всегда и не в
щейся официальной преемницей Союза Советских полной мере) лишен малый и средний бизнес. Малые
Социалистических Республик, даже спустя более и средние предприятия в существенно меньшей мере,
трёх десятилетий с момента его распада значительная нежели представители крупного бизнеса, дотируются
часть населения вовлечена в деятельность крупных государством, вследствие чего вынуждены надеяться
предприятий. Именно эти предприятия являются только на себя. Данное обстоятельство способствует
ядром в добывающей промышленности России; на развитию навыков руководителей предприятий при-
них производится технически сложная продукция; нимать эффективные решения в условиях неполной
именно от них в бюджет поступает основная часть информации об окружающей среде, избавляться от
налогов. Однако крупный бизнес обладает и опреде- неэффективных сотрудников, снижать уровень
ленными недостатками, частично унаследованными с бюрократизации внутри предприятия и т.д. советских времен: крупные предприятия, обладая
© А.В. Зимовец, 2024
Действуя в правовом поле, собственники предприятий должны придерживаться норм и положений действующего законодательства, в том числе налогового, банковского, гражданского и т.д., которое не только формирует ограничения на определенные деяния юридических лиц, но и формирует «правила игры» для предпринимателей. Одним из ограничивающих условий функционирования юридических лиц является выбор организационно-правовой формы регистрации предприятия. Так, к примеру, регистрация предприятия в форме «общества» формально представляет собой вариант объединения капиталов его учредителей, в то время как регистрация предприятия в форме «товарищества» предполагает объединение трудового потенциала его участников.
Основные организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности в соответствии с нормами Гражданского кодекса [1] РФ представлены на рис. 1.
Следует подчеркнуть, что на рисунке не отмечена «самозанятость» как организационно-правовая форма ведения предпринимательской деятельности. Этот режим осуществления деятельности является экспериментом, проводимым на территории Российской Федерации с 1 января 2019г. по 31 декабря 2028г. [2], и на данный момент времени его сущность Гражданским кодексом РФ не определена. Единственная
попытка дать юридическое определение термину «самозанятость» сделана в Приказе ФНС России № ЕД-7-20/620@ от 02.07.2021, в котором под самозанятыми гражданами понимаются «...физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим Налог на профессиональный доход» [3].
Надо отдать должное тому, что эксперимент с самозанятостью пока осуществляется достаточно успешно: количество зарегистрированных самозанятых, особенно в качестве физических лиц, имеет тенденцию к постоянному росту (рис. 2.).
Учитывая, что по состоянию на конец 2018 года в России насчитывалось около 20-25 миллионов лиц, осуществляющих свою деятельность без официальной государственной регистрации и, соответственно, не уплачивающих налоги в бюджет, то эксперимент с самозанятостью уже сегодня можно считать целесообразным: около половины указанных лиц зарегистрированы в качестве самозанятых - физических лиц и ведут официальную трудовую деятельность. Что же касается самозанятых - индивидуальных предпринимателей, то значительная их часть и ранее вела свою деятельность официально, а при введении налога на профессиональный доход просто воспользовалась возможностью перейти на режим налогообложения с меньшей налоговой нагрузкой [7].
Рис.1. Основные организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности
(составлено автором)
единиц самозанятых
11000000
9000000 ■ -
7000000 ■ -
5000000
3000000
1000000
-1000000
■ Зарегистрированные как физические лица Зарегистрированные как индивидуальные предприниматели
Рис. 2. Динамика зарегистрированных самозанятых (плательщиков налога на профессиональный доход)
по данным ИФНС РФ (составлено по: [8])
Популяризации самозанятости способствует реализуемая на территории Российской Федерации программа поддержки лиц и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в соответствии с которой с такими гражданами, если они становятся самозанятыми или индивидуальными предпринимателями, заключается социальный контракт и выплачивается 350 тысяч рублей на открытие собственного дела [5]. По данным заместителя председателя правительства РФ по вопросам социальной
политики Т.А. Голиковой, только в 2023 году было заключено почти 245 тысяч социальных контрактов [10], что составляет около 9,43% от количества всех зарегистрированных за год самозанятых - физических лиц. На этом фоне регистрация деятельности в форме индивидуального предпринимательства (количество которых, как отображено на рис. 3, имеет в последние 2-3 года уверенную тенденцию к росту) выглядит менее предпочтительной, нежели регистрация в форме самозанятости.
4 500 000 4 000 000 3 500 000 3 000 000 -2 500 000 -2 000 000 -1 500 000 -1 000 000 -500 000 -
Зарегистрированных ИП
у = 3225222,98е
Я Дата
Рис. 3. Динамика количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей
(составлено по: [11])
0
Еще 6-7 лет назад лицо, изъявившее желание законно заниматься предпринимательской деятельностью, выбирало в основном между такими организационно-правовыми формами, как «Общество с ограниченной ответственностью» и «Индивидуальный предприниматель» (именно в этих формах регистрировалось около 80-85% всех коммерческих предприятий), то сегодня на первое место вышла «самозанятость».
Режим самозанятости имеет много привлекательных черт для ведения деятельности, в том числе следующие:
1)
2)
3)
4)
низкие налоговые ставки. Лица, перешедшие на уплату налога на профессиональный доход, платят налог по сниженной ставке: 4% - если доход получен от физических лиц и 6% - если доход получен от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей; регистрация в качестве самозанятого осуществляется быстро - через приложение «Мой налог», без визита в налоговую инспекцию. Причем ведение приносящей доход деятельности может и не иметь постоянного характера; самозанятые (что особенно важно для индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату налога на профессиональный доход), не обязаны платить за себя страховые взносы. Однако они, если захотят, могут добровольно участвовать в системе пенсионного страхования; самозанятым не нужно подавать налоговые декларации и сдавать отчёты. Все налоговые начис-
ления и перечисления происходят автоматически через приложение «Мой налог», что существенно снижает административную нагрузку; 5) самозанятым (как физическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям) не требуется использовать кассовый аппарат для регистрации продаж, что снижает затраты на оборудование и обслуживание.
Указанные выше факторы в существенной мере обусловили высокий интерес населения к регистрации самозанятости, особенно в тех видах деятельности, где доход не является постоянным (к примеру - фриланс), а выполнение работы не требует привлечения других сотрудников, кроме самого самозанятого.
В результате дальнейшего развития института самозанятости может сложиться ситуация, когда регистрация в форме индивидуального предпринимателя потеряет не только привлекательность, но и экономический смысл, и все новые предприятия будут создаваться либо в форме самозанятости, либо в форме юридического лица (к примеру, в наиболее распространенной форме - общества с ограниченной ответственностью). В табл. 1 осуществлена сравнительная характеристика трех наиболее популярных в малом предпринимательстве организационно-правовых форм ведения деятельности: самозанятость, индивидуальное предпринимательство, общество с ограниченной ответственностью.
Таблица 1
Сравнительная характеристика основных организационно-правовых форм малого
Параметр сравнения Самозанятость Индивидуальное предпринимательство Общество с ограниченной ответственностью
Процедура регистрации Посредством приложения «Мой налог» либо в личном кабинете налогоплательщика. Посещения ИФНС не требуется Подается комплект документов (данные учредителей, заявление о госрегистрации, квитанция об уплате госпошлины и т.д.) в ИФНС (лично, через МФЦ или нотариуса) или с помощью интернет-сервиса «Государственная онлайн-регистрация бизнеса»
Режимы налогообложения НПД ОСНО, УСН, ЕСХН, ПСН ОСНО, УСН, ЕСХН
Возможность найма сотрудников Не предусмотрена Предусмотрена. Количество наёмных сотрудников зависит от режима налогообложения
Виды деятельности Есть запреты на определенные виды деятельности Есть ограничения Без существенных ограничений. Иногда может понадобиться разрешение (лицензия)
Ограничения на размер получаемого дохода 2,4 миллиона рублей Зависит от применяемой системы налогообложения; минимум порядка сотни миллионов рублей
Уплата страховых взносов Не является обязательной Обязательна
Кассовый аппарат при работе с наличностью Не требуется Требуется
Сдача отчетности Отчетность не подаётся Обязаны отчитываться
Юридический статус Физическое лицо Юридическое лицо
Ответственность по обязательствам Всем имеющимся имуществом Ограниченная размером вклада в уставный капитал
Распоряжение прибылью Свободно распоряжается Не может свободно распоряжаться
Процедура ликвидации Через приложение «Мой налог» Пакет документов Пакет документов. Длительный процесс
Ш Не вижу проблем перерегистрироваться в ООО Ш Не вижу проблем перерегистрироваться в самозанятого □ Мне всё равно
Н Необходимость перерегистрации доставит мне существенные проблемы
Рис.4. Ответы респондентов на вопрос «Как Вы отнеслись бы к упразднению организационно-правовой формы «индивидуальный предприниматель» и к необходимости перерегистрации в ООО или самозанятого?»
(составлено автором)
Представленная в табл. 1 сравнительная характеристика наиболее популярных организационно-правовых форм ведения деятельности малым бизнесом показывает, что наиболее очевидной является разница между самозанятостью и обществом с ограниченной ответственностью, в то время как индивидуальное предпринимательство является промежуточной формой и в зависимости от выбранного режима налогообложения, за редким исключением, примыкает к одной из двух названных ранее организационно-правовых форм. В соответствии со сказанным возникает резонный вопрос о целесообразности сохранения индивидуального предпринимательства. Представляется, что эта форма ведения деятельности, введенная около 30 лет назад еще в форме индивидуального частного предпринимательства (ИЧП), впоследствии называвшаяся также «Предприниматель без образования юридического лица» (ПБОЮЛ), на настоящий момент времени устарела и может быть упразднена. Тем более что опыт реформирования системы организационно-правовых форм имеется: до 1 сентября 2014 года в России регистрировались общества с дополнительной ответственностью (ОДО), однако в связи с их невысокой популярностью у предпринимателей они были упразднены.
Наиболее удобным сроком упразднения индивидуального предпринимательства следует признать 2029 год: именно в этом периоде органами государственной власти будут подводиться итоги эксперимента с самозанятостью. Всех зарегистрированных на указанную дату индивидуальных предпринимателей предлагается разделить на две группы: тех, кто нуждается в своей деятельности в наёмных работниках, и тех, кто не нуждается. Первым будет необходимо перерегистрироваться в товарищество или общество, а вторым - в самозанятых.
Проведенный автором опрос среди действующих индивидуальных предпринимателей (опрошено 56 человек; время проведения опроса - сентябрь 2024 года; локация опроса - г. Таганрог) показал, что более половины из них (рис. 4) не ожидают существенных проблем от смены организационно-правовой формы, в то время как оставшиеся отмечают возможные сложности работы в новом статусе (рис. 5).
По здравом размышлении часть указанных предпринимателями проблем, являясь несущественными, принесет предпринимателю сложности скорее морального, нежели материального характера. В то же время упразднение организационно-правовой формы «индивидуальный предприниматель» положительно скажется на административной и бизнес-системах, в том числе следующим образом:
1) произойдет упрощение правовой системы. В частности, упразднение организационно-правовой формы «индивидуальное предпринимательство» сократит количество форм ведения бизнеса, сделав правовую систему более простой и понятной как для самих предпринимателей, так и для налоговых и административных органов;
2) сокращение количества организационно-правовых форм снизит нагрузку на налоговые органы, что позволит упростить процесс администрирования налогов и уменьшить количество налоговых проверок;
3) упразднение статуса «индивидуальный предприниматель» может стимулировать предпринимателей регистрировать более устойчивые и контролируемые организационно-правовые формы (для примера - общества с ограниченной ответственностью), что позволит быстрее автоматизировать многие рутинные операции [6] и обеспечит лучший контроль за бизнесом и его участниками;
Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос «Какие проблемы Вы видите в случае упразднения организационно -правовой формы «индивидуальный предприниматель»?» (составлено автором)
4) и, пожалуй, самое главное: упразднение статуса «индивидуальный предприниматель» будет способствовать повышению прозрачности бизнеса: не секрет, что некоторые организации используют индивидуальных предпринимателей для уклонения от уплаты налогов [4] и минимизации расходов на сотрудников, оформляя фактически трудовые отношения как предпринимательские. Само-занятыйх же, обладающих лимитом дохода в 2,4
миллиона рублей в год, не смогут использовать в аналогичных целях с высокой эффективностью. Резюмируя, стоит подчеркнуть, что хотя в проведенном исследовании и показана целесообразность упразднения организационно-правовой формы «индивидуальный предприниматель», все же осуществлять эту процедуру следует взвешенно и постепенно, проанализировав все потенциальные проблемы предпринимателей и выработав простые и прозрачные механизмы их нормативно-правового урегулирования.
СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями от 08.08.2024) // Информационно -правовой портал «Консультант+». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/3a585d0351c74adc4c9878b6019d704cdd9d3699/ (дата обращения: 15.09.2024). - Текст : электронный.
2. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» : Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ (последняя редакция от 28.12.2022) // Информационно-правовой портал «Консультант+». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (дата обращения: 15.09.2024). - Текст : электронный.
3. Об утверждении Методики расчета показателя «Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД)» федерального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», входящего в национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» : приказ ФНС России от 02.07.2021 № ЕД-7-20/620@ (ред. от 07.04.2022) // Информационно-правовой портал «Консультант+». - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_390984/ (дата обращения: 15.09.2024). - Текст : электронный.
4. Зимовец А.В. Легализация доходов, полученных преступным путем: обзор типовых схем и анализ тенденций / А.В. Зимовец, О.А. Синиченко, А.В. Ханина, Д.Т. Козлов. - Текст : непосредственный // Теневая экономика. - 2023. - Т. 7, № 3. - С. 277-296. - DOI 10.18334/tek.7.3.119144. - EDN ZRHPCQ.
5. Зимовец А.В. Социальный контракт как мера поддержки малого инновационно ориентированного предпринимательства: сущность и анализ эффективности / А.В. Зимовец, А.В. Ханина, В.В. Кошман, Ю.В. Сорокина. - Текст : непосредственный // Экономика, предпринимательство и право. - 2023. - Т. 13, № 5. -С. 1451-1468. - DOI 10.18334/epp.13.5.117218. - EDN OONWIC.
6. Климачев Т.Д. Изучение практического опыта и перспективных сфер применения технологий искусственного интеллекта на российских предприятиях производственной сферы в условиях санкционного
давления / Т.Д. Климачев, Д.А. Карасев. - Текст : непосредственный /// Вопросы инновационной экономики. - 2024. - Т. 14, № 2. - С. 483-502. - DOI 10.18334/vinec.14.2.121042. - EDN MANPUZ.
7. Майкоглуян Д.В. Эксперимент с самозанятостью граждан: анализ проблем и прогноз итогов / Д.В. Майкоглуян, А.В. Зимовец. - Текст : непосредственный // Креативная экономика. - 2024. - Т. 18, № 1. - С. 203-220. - DOI 10.18334/ce.18.1. 120072. - EDN XXNTIC.
8. Сведения о количестве самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ИФНС РФ. - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html (дата обращения: 15.09.2024). -Текст : электронный.
9. Синиченко О.А. Мировой опыт организации государственных (муниципальных) систем инвестиционной поддержки предпринимательства / О.А. Синиченко. - Текст : непосредственный // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров: материалы XXIV Национальной научной конференции (с международным участием), Таганрог, 21-22 апреля 2023 года. - Таганрог: Таганрогский институт управления и экономики, 2023. - Т. I. - С. 535-538. - EDN SKFUIF.
10. Татьяна Голикова: более 41% россиян вышли из бедности благодаря соцконтракту // Агентство социальной информации. - URL: https://asi.org.ru/news/2024/02/07/golikova-bolee-41-rossiyan-vyshli-iz-bednosti-blagodarya-soczkontraktu/?ysclid=m13agdqh27195719288 (дата публикации: 07.02.2024) - Текст : электронный.
11. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ИФНС РФ. - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html (дата обращения: 15.09.2024). - Текст : электронный.
REFERENCES
1. The Civil Code of the Russian Federation Federal Law no. 51-FZ of November 30, 1994. (with the latest changes and additions dated 08.08.2024). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/3a585d0351c74adc4c9878b6019d704cdd9d3699 / Date of application: 09/15/2024.
2. O provedenii eksperimenta po ustanovleniyu special'nogo nalogovogo rezhima «Nalog na professional'nyj dohod» [On conducting an experiment to establish a special tax regime "Tax on professional income"] : Federal'nyj zakon ot 27.11.2018 no. 422-FZ (poslednyaya redakciya ot 28.12.2022). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/
3. Ob utverzhdenii Metodiki rascheta pokazatelya «Kolichestvo samozanyatyh grazhdan, zafiksirovavshih svoj status i primenyayushchih special'nyj nalogovyj rezhim «Nalog na professional'nyj dohod» (NPD)» federal'nogo proekta «Sozdanie blagopriyatnyh uslovij dlya osushchestvleniya deyatel'nosti samozanyatymi grazhdanami»] : prikaz FNS Rossii ot 02.07.2021 no. ED-7-20/620@ (red. ot 07.04.2022). Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_390984/
4. Zimovec A.V., Sinichenko O.A., Hanina A.V., Kozlov D.T. Legalizaciya dohodov, poluchennyh prestupnym putem: obzor tipovyh skhem i analiz tendencij [Legalization of proceeds from crime: an overview of typical schemes and trend analysis]. Tenevaya ekonomika = The shadow economy, 2023, vol. 7, no. 3, pp. 277-296. - DOI 10.18334/tek.7.3.119144. - EDN ZRHPCQ. (In Russ.)
5. Zimovec A.V., Hanina A.V., Koshman V.V., Sorokina Yu.V. Social'nyj kontrakt kak mera podderzhki malogo innovacionno orientirovannogo predprinimatel'stva: sushchnost' i analiz effektivnost' [The social contract as a measure of support for small innovation-oriented entrepreneurship: the essence and analysis of effectiveness]. Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo = Economics, entrepreneurship and law, 2023, vol. 13, no. 5, pp. 14511468. - DOI 10.18334/epp.13.5.117218. - EDN OONWIC. (In Russ.)
6. Klimachev T.D., Karasev D.A. Izuchenie prakticheskogo opyta i perspektivnyh sfer primeneniya tekhnologij iskusstvennogo intellekta na rossijskih predpriyatiyah proizvodstvennoj sfery v usloviyah sankcionnogo davleniya [The study of practical experience and promising areas of application of artificial intelligence technologies at Russian manufacturing enterprises in the context of sanctions]. Voprosy innovacionnoj ekonomiki = Issues of innovative economics, 2024, vol. 14, no. 2, pp. 483-502. - DOI 10.18334/vinec.14.2.121042. - EDN MANPUZ. (In Russ.)
7. Majkogluyan D.V., Zimovec A.V. Eksperiment s samozanyatost'yu grazhdan: analiz problem i prognoz itogov [The experiment with self-employment of citizens: analysis of problems and forecast of results]. Kreativnaya ekonomika = Creative Economy, 2024, vol. 18, no. 1, pp. 203-220. - DOI 10.18334/ce.18.1.120072. - EDN XXNTIC. (In Russ.)
8. Svedeniya o kolichestve samozanyatyh grazhdan, zafiksirovavshih svoj status i primenyayushchih special'nyj nalogovyj rezhim «Nalog na professional'nyj dohod» // Edinyj reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva IFNS RF. Available at: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html
9. Sinichenko O.A. Mirovoj opyt organizacii gosudarstvennyh (municipal'nyh) sistem investicionnoj podderzhki predprinimatel'stva [World experience in the organization of state (municipal) systems of investment support for entrepreneurship]. Modernizaciya rossijskogo obshchestva i obrazovaniya: novye ekonomicheskie orientiry, strategii upravleniya, voprosy pravoprimeneniya i podgotovki kadrov: materialy XXIV Nacional'noj nauchnoj
konferencii (c mezhdunarodnym uchastiem), Taganrog, 21-22 aprelya 2023 goda. - Taganrog: Taganrogskij institut upravleniya i ekonomiki, 2023, vol. I, pp. 535-538. - EDN SKFUIF. (In Russ.)
10. Tat'yana Golikova: bolee 41% rossiyan vyshli iz bednosti blagodarya sockontraktu [Tatyana Golikova: more than 41% of Russians got out of poverty thanks to a social contract]. Available at: https://asi.org.ru/news/2024/02/07/golikova-bolee-41-rossiyan-vyshli-iz-bednosti-blagodarya-soczkontraktu/?ysclid=m13agdqh27195719288
11. Chislennost' zanyatyh v sfere malogo i srednego predprinimatel'stva, vklyuchaya individual'nyh predprinimatelej [The number of employees in the field of small and medium-sized enterprises, including individual entrepreneurs]. Available at: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html
Статья поступила в редакцию 16.09.2024; одобрена после рецензирования 23.09.2024; принята к публикации 30.09.2024. The
article was submitted 16.09.2024; approved after reviewing 23.09.2024; accepted for publication 30.09.2024.