Научная статья на тему 'НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА'

НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЕ / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнова Дарья Сергеевна

Ежегодно в России тысячи людей занимаются незарегистрированной деятельностью, которая является их основным доходом, что негативно сказывается на доходной части бюджета государства. Поэтому внедрение государственного эксперимента по введению налога на профессиональный доход стало в наши дни актуальной задачей по выведению лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей или другой формы субъекта предпринимательской деятельности, из теневого сектора. Эксперимент по введению налога на профессиональный доход направлен на предоставление физическим лицам возможности начинать свою деятельность законно. Автор анализирует насколько введение данного налога повлияло на количество зарегистрированных в качестве самозанятых лиц как по Российской Федерации, так и отдельно по Кировской области. В статье дается характеристика самозанятых граждан и специального налогового режима для данной категории лиц. Автор отмечает преимущества получения статуса самозанятого гражданина, рассматривает проблемы введения налога на профессиональный доход и предлагает пути их решения. Популяризация и разъяснение гражданам целей введения налога на профессиональный доход способствует обеспечению гармонизации сосуществования государственных потребностей и интересов налогоплательщика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL INCOME TAX AS A TYPE OF STATE EXPERIMENT

Every year in Russia, thousands of people are engaged in unregistered activities, which is their main income, which negatively affects the revenue side of the state budget. Therefore, the introduction of a state experiment on the introduction of a tax on professional income has become an urgent task these days to remove persons who are not registered as individual entrepreneurs or another form of business entity from the shadow sector. The experiment on the introduction of a tax on professional income is aimed at providing individuals with the opportunity to start their activities legally. The author analyzes how the introduction of this tax has affected the number of self-employed persons registered both in the Russian Federation and separately in the Kirov region. The article describes self-employed citizens and a special tax regime for this category of persons. The author notes the advantages of obtaining the status of a self-employed citizen, examines the problems of introducing a tax on professional income and suggests ways to solve them. Popularization and explanation to citizens of the objectives of the introduction of a tax on professional income contributes to the harmonization of the coexistence of state needs and interests of the taxpayer.

Текст научной работы на тему «НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА»

Налог на профессиональный доход как вид государственного эксперимента Professional income tax as a type of state experiment

Смирнова Дарья Сергеевна

Студентка 3 курса, Юридического института, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»,

Россия, Киров e-mail: stud125914@vyatsu.ru

Smirnova Darya Sergeevna

3rd year student, Law institute FSBEIHE «Vyatka State University», Russia, Kirov e-mail: stud125914@vyatsu.ru

Научный руководитель: Коротаева О.А.,

старший преподаватель кафедры конституционного права, административного права и правового обеспечения государственной

службы

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»,

Россия, Киров e-mail: usr11815@vyatsu. ru

Scientific adviser: Korotaeva O.A.,

senior lecturer of the Department Constitutional Law, Administrative Law and Legal Support of Public Service

FSBEI HE «Vyatka State University», Russia, Kirov e-mail: usr11815@vyatsu.ru

Аннотация.

Ежегодно в России тысячи людей занимаются незарегистрированной деятельностью, которая является их основным доходом, что негативно сказывается на доходной части бюджета государства. Поэтому внедрение государственного эксперимента по введению налога на профессиональный доход стало в наши дни актуальной задачей по выведению лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей или другой формы субъекта предпринимательской деятельности, из теневого сектора. Эксперимент по введению налога на профессиональный доход направлен на предоставление физическим лицам возможности начинать свою деятельность законно. Автор анализирует насколько введение данного налога повлияло на количество зарегистрированных в качестве самозанятых лиц как по Российской Федерации, так и отдельно по Кировской области. В статье дается характеристика самозанятых граждан и специального налогового режима для данной категории лиц. Автор отмечает преимущества получения статуса самозанятого гражданина, рассматривает проблемы введения налога на профессиональный доход и предлагает пути их решения. Популяризация и разъяснение гражданам целей введения налога на профессиональный доход способствует обеспечению гармонизации сосуществования государственных потребностей и интересов налогоплательщика.

Annotation.

Every year in Russia, thousands of people are engaged in unregistered activities, which is their main income, which negatively affects the revenue side of the state budget. Therefore, the introduction of a state experiment on the introduction of a tax on professional income has become an urgent task these days to remove persons who are not registered as individual entrepreneurs or another form of business entity from the shadow sector. The experiment on the introduction of a tax on professional income is aimed at providing individuals with the opportunity to start their activities legally. The author analyzes how the introduction of this tax has affected the number of self-employed persons registered both in the Russian Federation and separately in the Kirov region. The article describes self-employed citizens and a special tax regime for this category of persons. The author notes the advantages of obtaining the status of a self-employed citizen, examines the problems of introducing a tax on professional income and suggests ways to solve them. Popularization and explanation to citizens of the objectives of the introduction of a tax on professional income contributes to the harmonization of the coexistence of state needs and interests of the taxpayer.

Ключевые слова: самозанятые, налог на профессиональный доход, специальный налоговый режим, эксперимент.

Key words: self-employed, professional income tax, special tax regime, experiment.

В 2017 году в Российской Федерации появилась концепция «самозанятости». Под самозанятостью понимается осуществление гражданами деятельности, от которой они получают свой основной доход. Но такая деятельность не является официально зарегистрированной. Именно эти видом деятельности государство заинтересовано очень давно, поскольку появилась тенденция по увеличению числа граждан, не работающих по трудовому договору, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но получающих доход от своей деятельности. К таким видам деятельности можно отнести частных рабочих, лиц, оказывающих услуги у себя «в кабинетах», на дому [1].

Данная тема актуальна в наше время, поскольку в государстве присутствует занятость в теневом (неформальном) секторе экономики, в следствие чего государство теряет налоги, которые могли бы платить работники при официальном оформлении трудовых отношений. Во втором квартале 2022 года среднемесячное количество занятых в неформальном секторе составило 13,44 млн человек. Ещё в 2016 году Т. А. Голикова - в настоящее время заместитель Председателя Правительства РФ заявила, что сокращение теневой занятости с помощью патентной системы хотя бы на 50% может дать федеральному бюджету дополнительные 40 млрд руб. дохода. Вводя новые системы налогообложения, государство преследует цель гармонизации сосуществования государственных потребностей и интересов налогоплательщика.

Проработка и грамотное внедрение налога на профессиональный доход и должно внести регулирующую роль в уравновешивании интересов двух сторон: легализация теневого заработка физических лиц - для государства, социальные гарантии и пониженная налоговая нагрузка - для физических лиц [1].

Сегмент «самозанятости» был законодательно закреплен в принятом Федеральном законе от 26.07.2017 № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса РФ», из-за чего в Гражданском Кодексе Российской Федерации появилась новая категория хозяйствующих субъектов, которые могут осуществлять определенные виды деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В связи с этим Государственная Дума приняла решение о введении в экспериментальном порядке специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Самозанятыми лицами называют плательщиков налога на профессиональный доход (НПД). Другими словами, самозанятый - это человек, который осуществляет индивидуальную трудовую деятельность. Согласно действующему законодательству, профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества [2].

Специальный налоговый режим для самозанятых граждан - это налоговый нормативно-правовой акт для незарегистрированных лиц, получающих доход от профессиональной занятости, согласно которому эти граждане обязаны встать в налоговые органы на учет. Специальный налоговый режим для самозанятых вступил в силу в экспериментальном порядке с 1 января 2019 года в Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане, с начала 2020 года он был распространен на Санкт-Петербург, Ленинградскую, Воронежскую, Волгоградскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Омскую, Ростовскую, Самарскую, Сахалинскую, Свердловскую, Тюменскую, Челябинскую области, а также Красноярский и Пермский края, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Ханты-Мансийский автономный округ - Югру и Башкирию, с 1 июля 2020 года - на все регионы. Эксперимент изначально вводился не на всей территории страны, лишь в некоторых субъектах, это позволило подвести

промежуточные итоги, посмотреть, каким успехом он пользуется в различных отраслях экономики, как влияет на граждан, и на другие налоговые режимы. Также постепенное распространение эксперимента на субъекты РФ могло быть вызвано ограничительными мерами, введенными на период пандемии, в результате чего многие граждане лишились своего заработка, и как следствие, перешли на «режим самозанятости». Таким образом, ускорение внедрения эксперимента по введению налога, от части вызван сложными жизненными обстоятельствами в стране.

Предполагается, что данный правовой эксперимент позволит провести проверку, испытание норм права, законодательных актов либо правовых режимов с целью получения правового опыта и научных знаний об исследуемом явлении. Правовой эксперимент необходим для выявления как положительных, так и отрицательных сторон новых законодательных положений и оценки возможности их дальнейшего введения на постоянной основе. Подобные правовые эксперименты уже проводились ранее в нашей стране с судами присяжных, ювенальной юстицией.

Эксперимент имеет некоторые несомненные достоинства: простой и быстрый процесс регистрации без посещения налоговой инспекции, отсутствие необходимости в сдаче деклараций и отчетов, ведение учета в удобном приложении для смартфона «Мой налог» (там же формируются чеки, поэтому приобретать кассовое оборудование не нужно), получение единоразового вычета - 10 тыс. руб., автоматическое начисление налога от только от своей деятельности (если дохода не было, то уплата налога не подразумевается), возможность совмещать самозанятость с основной работой по трудовому договору без прерывания стажа, что очень выгодно и удобно для таких категорий населения, как студенты, лица, работающие вахтовым методом. Воспользоваться режимом могут граждане, получающие доходы от деятельности, в которой у них нет работодателя и наемных работников. Самозанятые могут сотрудничать как с физическими лицами, при этом налоговая ставка для самозанятых составит 4% от дохода, полученного при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам, так и юридическими лицами и ИП, в этом случае налоговая ставка составит 6% в отношении доходов от реализации ИП и организациям. Приведем пример, самозанятый мастер оказания ремонтных услуг за август оказал 30 услуг и заработал 30 тысяч рублей, из них 15 услуг он оказал физическим лицам, поэтому налог рассчитывается по ставке 4%, что составляет 1200 рублей, и 15 услуг организациям и ИП, налог рассчитывается в этом случае по ставке 6%, что составляет 1800 рублей. Всего за август самозанятый мастер должен заплатить 3000 рублей в качестве налога на профессиональный доход, и он может это сделать в приложении «Мой налог», что очень быстро и удобно.

Считаем, что налог на профессиональный доход является важной составляющей доходов бюджета государства.

На конец декабря 2022 года самозанятым было начислено 5,827 млрд рублей налогов, что на 1,997 млрд рублей больше, чем в ноябре. В том числе, по выплатам от юридических лиц было начислено 4,5 млрд рублей, от физлиц - 1,3 млрд рублей.

Выручка самозанятых на конец 2022 года составила 125,766 млрд рублей, увеличившись по сравнению с данными на конец ноября на 40,6 млрд рублей. Выручка по выплатам от юрлиц составила порядка 86 млрд рублей, от физлиц - 40 млрд рублей. Количество сформированных ими чеков выросло за месяц на 6,7 млн, до 49,42 млн штук [3].

Учитывая вышеназванные достоинства эксперимента, можно полагать, что наблюдаются положительные показатели роста количества самозанятых. Обратимся к данным, представленным Федеральной Налоговой Службой.

Согласно данным Федеральной Налоговой Службы количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» составило на территории РФ (85 субъектов и федеральная территория Сириус) 4 075 426 человек, из них 3 841 845 -физические лица, 233 581 - индивидуальные предприниматели по состоянию на 31.01.2022. По состоянию на 31.01.2023 (85 субъектов и федеральная территория Сириус; город и космодром Байконур, Запорожская область, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская область (количество человек -757)) 6 781 028 человек. Из них 6 427 447 - физические лица, 353 581 - индивидуальные предприниматели. По состоянию на 28.02.2023 количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» составило на территории РФ (85 субъектов и федеральная территория Сириус; город и космодром Байконур, Запорожская область, Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская область (количество человек - 1590)) 6 989 551 человек, из них 6 935 919 - физические лица, 353 632 - индивидуальные предприниматели. Таким образом, всего за один месяц прирост составил 208 523 человека [4].

Рассмотрим динамику указанных граждан по Кировской области, представленную в таблице 1.

Таблица 1. Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный

налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в Кировской области

Код субъекта Наименование субъекта РФ По состоянию на Всего (человек) В том числе:

Физические лица Индивидуальные предприниматели

43 Кировская область 31.12.2020 5 175 4 615 560

43 Кировская область 31.12.2021 18 996 17 700 1 296

43 Кировская область 30.06.2022 26 708 24 989 1 719

43 Кировская область 31.12.2022 33 413 31 231 2 182

43 Кировская область 31.01.2023 34 376 32 156 2 220

43 Кировская область 28.02.2023 35 587 33 317 2 270

Таким образом, прирост указанных граждан в Кировской области за период с 31.12.2020 по 28.02.2023 составил 30 412 человек, из них 28 702 и 1710 физические лица и индивидуальные предприниматели соответственно. С 31.12.2020 по 31.12.2021 количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» составило наибольший прирост, именно в 2020 году в Кировской области был введен специальный налоговый режим.

Положительная динамика говорит об успехе внедрения специального налогового режима не только в тех субъектах, где первоначально был введён эксперимент, но и в субъектах, где эксперимент был введен в последнюю очередь.

Самой популярной услугой, которую оказывают самозанятые россияне, является перевозка пассажиров. Этим занимаются 16,5% из тех, кто указал свой вид деятельности в приложении «Мой налог», сообщает RT со ссылкой на Федеральную налоговую службу (ФНС). Следом идут сдача квартир в аренду (5,1%), строительство (4,8%), репетиторство (3,1%), маркетинг и реклама (2,9%) [5].

Согласно данным газеты Оричевского района Кировской области «Искра» кировские плательщики НДП чаще всего ведут деятельность по перевозке пассажиров, оказывают услуги бьюти-сферы, а также услуги ателье [6].

Нельзя не отметить тот факт, что основным упущением в данном нововведении, на наш взгляд, является то, что получение статуса самозанятого не является обязательным для лиц, имеющих указанные в законе признаки. Гражданин может лишь по собственной инициативе зарегистрироваться в качестве самозанятого и

стать плательщиком налога на профессиональный доход. Поэтому многие граждане не закрепляют свою деятельность законодательно: зачем платить налоги, когда можно осуществлять свою деятельность без регистрации в качестве самозанятого и налоговые органы об этом не узнают. Данное злоупотребление правом действительно очень сложно выявить: тысячи лиц работают «на дому», они продвигают свои товары и услуги через социальные сети и онлайн-площадки. Взять государству под контроль данную группу лиц весьма затруднительно: придётся отслеживать каждого человека, получающего какой-либо доход от продажи товаров и предоставления услуг в социальных сетях, наблюдать за их активностью в обширной сети «Интернет». Что касается работодателей, незаконно привлекающих к труду самозанятых граждан, ФНС разработала специальное программное обеспечение - скоринговую систему, которая в режиме реального времени определяет организации с признаками подмены трудового отношений отношениями с самозанятыми. Система автоматически анализирует деятельность данной организации, её взаимосвязь с самозанятым, периодичность и источники выплаты в пользу данных граждан. Если данная система определит, что более 9 месяцев работает в одной организации, то в отношении данной организации будет проведена налоговая проверка. Федеральная Налоговая Служба выпустила письмо от 15.04.2022 № ЕА-4-15/4674, в котором изложены признаки подмены трудового договора договором с плательщиком налога на профессиональный доход. Для прекращения злоупотребления правом государству следует стимулировать самозанятых граждан к узаконению своей деятельности.

Одним из путей решения вышеуказанного злоупотребления может стать рассмотрение государством возможности о зачете в трудовой стаж периода самозанятости, что заинтересует граждан в регистрации своей деятельности. Вышеуказанные проблемы позволяют внести следующее предложение по их преодолению и совершенствованию законодательства: введение статьи в Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «Внесение в трудовой стаж периода самозанятости» со следующей формулировкой: в случае, если для назначения соответствующей пенсии, требуется трудовой стаж определенной продолжительности, в него включаются периоды работы в режиме самозанятости, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О страховых пенсиях». Необходимо также добавить изменения в Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ в статью 11 о включении в трудовой стаж периода самозанятости на территории России, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в статье 13 детализировать порядок исчисления страхового стажа для плательщиков налога на профессиональный доход. Предлагаем начислять 2,5 балла за год работы, раз в три года индексировать страховую пенсию, делать страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (в Социальный фонд - 6%, фонд обязательного медицинского страхования - 3%). В статье 14 определить правила подсчета и порядок подтверждения стажа периода самозанятости, который будет предусмотрен статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Таким образом, введение налога на профессиональный доход — это необходимость, обусловленная рядом факторов. Предполагается, что новый налог будет способствовать выводу «из тени» дохода лиц, занимающихся неформальной деятельностью; за счет взысканных сумм налога будут частично пополняться региональные бюджеты и Фонды ОМС [7].

Данный государственный эксперимент несомненно является прогрессивным шагом в развитии налогового законодательства и налогового контроля государства. Положительный сдвиг сделан в сторону изменения обстановки налогообложения в нашем государстве, потому что за 2022 год в качестве самозанятых зарегистрировалось в РФ 2 705 602 человека, а выручка самозанятых на конец 2022 года составила 125,766 млрд рублей. Эксперимент позволил стимулировать граждан к узаконению своей деятельности и поддерживать начинающих предпринимателей, так как теперь у них появилась альтернатива регистрации своего статуса на

более лояльных условиях. Несмотря на ряд обозначенных достоинств экспериментального законопроекта, он требует популяризации и доступного донесения информации, целей введения налога на профессиональный доход для граждан. Полагаю, что государству следует принять меры для эффективного разъяснения гражданам преимуществ регистрации в качестве самозанятых, уплаты налога на профессиональный доход, такие как социальная реклама, проведение мероприятий в образовательных организациях, направленных на определение учащимися своей профессиональной направленности, в том числе в качестве самозанятого.

Список используемой литературы:

1. Налог на профессиональный доход: возникновение и нововведения 2020 года // Электронный научный журнал «Вектор экономики» URL: http://www.vectoreconomy.rU/images/publications/2020/1/taxes/Saprykina_Vyalkova.pdf (дата обращения: 11.03.2023).

2. Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 N 422-ФЗ // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/ (дата обращения: 12.02.2023).

3. ФНС отметила увеличение числа самозанятых россиян в 1,7 раза - до 6,56 млн // Интерфакс URL: https://www.interfax.ru/business/880683 (дата обращения: 12.02.2023).

4.Статистика для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // Федеральная Налоговая Служба URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html (дата обращения: 11.03.2023).

5. В ФНС перечислили самые популярные виды деятельности самозанятых // РБК+ URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e6608519a79476a557c7929 (дата обращения: 15.03.2023).

6. 10 вопросов об НПД // 10 вопросов об НДП / Редакция газеты "Искра" URL: http://oiskra.ru/2020/07/21/10-вопросов-об-нпд/ (дата обращения: 23.03.2023).

7.. Балова, М. Н. Налог на профессиональный доход: особенности, перспективы / М. Н. Балова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 2 (344). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/344/77293/ (дата обращения: 12.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.