Научная статья на тему 'Институт губернатора в современной России: специфика власти и значение в региональном политическом процессе (на примере Волгоградской области)'

Институт губернатора в современной России: специфика власти и значение в региональном политическом процессе (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
448
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ВЛАСТЬ / ГУБЕРНАТОР / РЕГИОН / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаврилов С.Д., Макаренко К.М., Савченко И.А.

В статье анализируются особенности политической власти губернаторов Волгоградской области, их роль и значение в региональном политическом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Институт губернатора в современной России: специфика власти и значение в региональном политическом процессе (на примере Волгоградской области)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

денежного пособия). Данное лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и т.д..

Срок действия статуса беженца 3 года с возможность продления на 1 год единожды. Исходя из 9 статьи ФЗ РФ «О беженцах» лицо может лишится статуса беженца по истечению срока действия выданного ему свидетельства беженца, после получения разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации, если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности и т.д..

Подводя итог, хотелось бы отметить что по данным ФМС больше половины беженцев из Украины уже нашли официальную работу, а пункты временного размещения справились с наплывом мигрантов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что современное законодательство Российской Федерации, достаточно гибко и гуманно относится к беженцам из других стран, предоставляя им все права в соответствии с Конституцией России, федеральными законами и международными соглашениями Российской Федерации. Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации — редакция от 24.07.2014г.

2. ФЗ РФ «О беженцах» (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 года N 95-ФЗ) (с изменениями на 22 декабря 2014 года)

3. Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.)

© Баумбах С.О., Воронкин А.В., 2016

УДК 323.22/.28

С.Д. Гаврилов

Магистрант кафедры политологии ВолГУ г. Волгоград, Российская Федерация К.М. Макаренко Студент кафедры политологии ВолГУ г. Волгоград, Российская Федерация И.А. Савченко Магистрант кафедры политологии ВолГУ г. Волгоград, Российская Федерация

ИНСТИТУТ ГУБЕРНАТОРА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СПЕЦИФИКА ВЛАСТИ И ЗНАЧЕНИЕ В РЕГИОНАЛЬНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация

В статье анализируются особенности политической власти губернаторов Волгоградской области, их роль и значение в региональном политическом процессе.

Ключевые слова

Политический институт, власть, губернатор, регион, политический процесс, региональный политический режим, Волгоградская область.

Современный региональный политический процесс представляет собой сложное взаимодействие различных политических институтов, главным из которых, несомненно является именно глава региона -губернатор. Однако, неоднородность политических традиций, а также различность капиталов (финансовых, социальных и иных) в регионах России обусловили многомерность в реализации губернаторами своей

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

власти. Вместе с тем, губернатор, как любой иной политический институт обладает формальными и неформальными параметрами власти в системе институционального дизайна. Формальные параметры изложены в Основных законах (Уставах, Конституциях) субъектов РФ: полномочия губернаторов идентичны ввиду единообразия законодательства в регионах России. А неформальные практики индивидуальны для каждого из субъектов РФ.

Институт Высшего должностного лица Волгоградской области в течении всего периода с 1991 года по настоящее время видоизменялся согласно действующим условиям и факторам как общероссийской политики, так и регионального политического процесса. Стоит отметить, что с момента оформления режима, губернатор имел самые активные позиции в формировании региональной политики - в результате губернатор стал доминирующим субъектом, принимающим решения [3, с 141]. При этом, в Волгоградском регионе в постсоветский период сформировался специфический местный стиль политических взаимоотношений, заключающийся в борьбе элит между собой и с любым главой области независимо от его управленческих и лидерских качеств [4, с. 109].

Особенности политического управления в регионах зависят от специфики неформальной губернаторской власти. Поэтому, целесообразно охарактеризовать всех губернаторов Волгоградской области исходя из особенностей (типов) политической власти: авторитарный, смешанный, лоббистский, популистский, харизматический, мобилизационный [2, 140-142]. Так первый Глава администрации Волгоградской области Иван Шабунин находился в конфронтации с Мэром Волгограда Юрием Чеховым, что дает нам основание причислять его к «смешанному» типу губернаторской власти. Авторитарный тип губернаторской власти характерен для Н.К. Максюты в период 1996-2000 гг., и мобилизационный тип в 20002010 гг. Это обусловлено тем, что Максюта в 1996 г. избран губернатором при поддержке КПРФ. При преемнике Николая Максюты Анатолий Бровко Волгоградская область переживала серьезный социальный, экономический и политический кризис. Тип его власти можно определить, как лоббистский, что связано с конфронтацией региональных элит с одной стороны и противостоянию федералов с регионалами с другой. Такая социально-политическая обстановка привела к падению рейтингов Бровко и определила его скорую отставку.

Кризисный период пришелся и на губернаторство С.А. Боженова. Его назначение многие эксперты связывали с жестким управлением трудного региона. Так по мнению Р.Ф. Туровского «политический замысел такого решения понятен: он должен зачистить неблагоприятную для «Единой России» область» [2]. Вместе с тем, тип его губернаторской власти можно охарактеризовать как популистский с одной стороны и как лоббистский с другой, что в свою очередь обусловлено неприятием «старой» элиты и политической игре на недовольстве населения. Однако, недальновидная социально-экономическая политика, осуществляемая Боженовым привела к его досрочному отстранению от должности в связи с утратой доверия Президента РФ.

Следующий губернатор А.И. Бочаров стал своего рода «спасителем» от последствий кризиса в Волгоградской области. Тип его власти мы можем квалифицировать как харизматичный и авторитарный. Такое слияние типов обусловлено тем, что А.И. Бочаров является достаточно публичным деятелем на пространстве России: с 1998 года - председатель Совета Союза Героев России; с 2013 года - руководитель исполкома федерального штаба ОНФ; был депутатом Государственной Думы РФ V и VI созыва; зам. губернатора Брянской области (2005—2007).

Таким образом, институт губернатора представляет собой оптимальную форма руководства органами исполнительной власти в субъекте федерации для современной России. В своей деятельности губернаторы должны сочетать функции руководителя своего региона и транслятора политики федеральных органов исполнительной власти России. Вместе с тем, стоит подчеркнуть, что институт губернатора занимает особое место в контексте Волгоградского регионального режима: губернатор является не просто высшим должностным лицом, но и локомотивом региональной политики.

Список использованной литературы: 1. 30 главных политиков Волгоградской области. // «Эксперт Юг». - № 11 (17) (9 июня 2008 года). [Электронный ресурс]. - URL: http://expert.ru/south/2008/11/politiki_volgogradskoy_oblasti/ (дата обращения: 18.06.2016).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

2. Барзилов С.Н. Губернаторская власть как институт и субъект регионального политического пространства // Регион как субъект политики и общественных отношений: научные доклады. М.: МОНФ, 2000. № 107. С. 136 - 142.

3. Гаврилов С.Д., Гаврилов А.Д., Савченко И.А. Исторические предпосылки становления современного политического режима Волгоградской области // Новая наука: опыт, традиции, инновации: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (24 июня 2016, г. Омск). / в 2 ч. Ч.2 - Стерлитамак: АМИ, 2016. - С. 140 - 142.

4. Морозов С.И. Региональные органы государственной власти и население Волгоградской области: векторы политической идентичности и коммуникативной стратегии [Текст] / С.И. Морозов, Е.Л. Кулешова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2015. № 2. - С. 107 - 113.

© Гаврилов С.Д., Макаренко К.М., Савченко И.А., 2016

УДК 94

З.В. Покудов

Магистр 2-го курса ИМОИВ, К(П)ФУ г.Казань Российская Федерация

ВОЛНА НАЦИОНАЛИЗАЦИИ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ

Аннотация

В данной статье подробно проанализирован феномен национализации нефтяных компаний. Данный феномен имеет очень важное значение для современной экономики, так как после волны экспроприации и резкого роста цен на углеводороды в 70-ые годы 20 века нефть стала оказывать огромное влияние на мировую экономику. Детально объясняются причины этого события, а также затрагиваются последствия.

Ключевые слова Нефтяные доходы, национализация, экспроприация, "Семь сестёр", энергетическая дипломатия, энергетическая безопасность.

Нефть и газ - это основные источники энергии для современного общества. В связи с этим, нефтегазовый сектор является одним из важнейших секторов мировой экономики. Чтобы лучше понять современные тенденции этого рынка и предугадывать возможные тренды нам необходимо обратиться к истории. И здесь революционной вехой является волна национализации нефтяных компаний в 1950-1970 годах.

В 1950-х годах в развивающихся странах формально была установлена государственная собственность на нефтегазовое богатство. Фактически же данным богатством распоряжались "Семь сестёр".

Термин "Семь сестёр" был введён в обиход Энрико Маттеи в 1950 году. На тот момент он был главой итальянской государственной нефтяной компании ENI и, в силу своего положения, был очень хорошо осведомлён о состоянии дел в нефтяной и газовой промышленности. Под "Семью сёстрами" Маттеи подразумевал семь самых крупных (на период 1950-1970 гг.) нефтяных компаний мира - British Petroleum, Exxon, Gulf Oil, Mobil, Royal Dutch Shell, Chevron и Texaco.

Чистая прибыль крупнейших нефтяных компаний в 1950-х гг. в Восточной Азии и на Ближнем Востоке после всех платежей правительству принимающих государств доходила до 60-90%. В соответствии с данными исследования Министерства торговли США, в 1960 г. норм возврата американских нефтяных компаний составили на Ближнем Востоке - 50%, а в Венесуэле - 29% [1, c. 77].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.