Научная статья на тему 'Институт государственного принуждения в отечественной правовой мысли XI–XVII веков'

Институт государственного принуждения в отечественной правовой мысли XI–XVII веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
257
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ / ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МОНАРХИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ХРИСТИАНСТВО / MECHANISM OF STATE COERCION / LAW / LEGAL LIABILITY / THE MONARCHICAL POWER / STATE POWER / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Штода Иван Сергеевич

В статье рассмотрены особенности понимания механизма государственного принуждения в рамках киевского и московского периодов развития отечественной правовой и религиозно-правовой мысли, выявлены основные тенденции и национальная специфика его концептуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF STATE COERCION IN THE DOMESTIC LEGAL THOUGHT OF XI–XVII CENTURIES

The peculiarities of the understanding of the mechanism of State compulsion in the Kiev and Moscow period of development of domestic legal and religious-legal thought, identified major trends and national specifics of its conceptualization.

Текст научной работы на тему «Институт государственного принуждения в отечественной правовой мысли XI–XVII веков»

Сложный исторический путь российской государственности, развитие отечественной правовой системы, многие этапы которых были противоречивы, сопровождались столкновением собственных и «заемных» правовых и политических норм, институтов, принципов и ценностей.

В настоящее время возникла острая необходимость в изменении методологических ориентиров изучения права и государства - этих тесно связанных между собой элементов российского государственно-правового бытия. Важно понять особую логику эволюции национального права, содержание этого процесса, его внутреннюю целостность, сущностный смысл, получившие отражение не только в памятниках русского права, отечественном законодательстве прошлого, но и в создаваемых в российском культурно-историческом пространстве учениях о праве и государстве.

Вообще, «новизна российской правовой системы рождается в сложных перипетиях мирового правокультурного процесса, и поэтому она вносит подчас весьма полярные начала в тот или иной этап своего существования: охранительные, консервативные тенденции соседствуют с весьма радикальным новаторством... утверждение высокой творческой роли права и правопорядка - с революционным отрицанием самого феномена права как устаревшего и социально отсталого института» [1, с. 98].

Ясно, что прогрессистское видение истории государства и права, стремление «втиснуть» последнюю в какие-либо «формационные перегородки» не позволяют вскрыть глубинные и оригинальные явления в российском политико-правовом мире и, значит, оценить их своеобразие, понять специфику развития. Следовательно, необходим серьезный теоретико-методологический прорыв, основой которого, несомненно, станет новое осмысление многих юридических, политических, философско-правовых и религиозно-правовых концепций.

В этом плане обращение к русским и позднее - к российским доктринам убеждает нас в том, что на таких этапах, как традиционно-обычный (1Х-ХУ вв.), классическо-московский (ХУ-ХУП вв.), имперский-петербургский (ХУ111 в.), имперско-модернизационный (XIX - начало XX вв.), советский (октябрь 1917-1993 гг.) и современный, происходит не только изменение духовной ориентированности права, смена характера нормативно-правовой техники, правового статуса личности, соотношения национального и «заемного» элементов (норм и институтов), но и трансформация модели взаимосвязи права и государства, права и общества, государства и церкви, в результате которой меняется понимание природы, содержания, структуры и, главное - значения механизма государственного принуждения, его структуры, вектора эволюции и др.

Конечно, не является случайным тот факт, что генезис русской политико-правовой мысли в целом принято связывать с возникновением и развитием древнерусской государственности. Именно принятие христианства (в его православно-византийско-имперской версии) и распространение письменности обусловили появление разнообразных политических и правовых произведений разных жанров.

Значительную роль в развитии русской государственно-правовой мысли сыграло непосредственное влияние правящей личности - Ярослава Мудрого, Ивана III, Иван Грозного, Петра

I, Николая I, Александра II и других, чья власть, способы управления государством всегда, несомненно, были в центре внимания многих современных им мыслителей: митрополита Илариона, Филофея, Юрия Крижанича, Феофана Прокоповича, М.М. Щербатова, С.Е. Десницкого, А.Н. Радищева, М.М. Сперанского, П.Я. Чаадаева, А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина, К.П. Победоносцева, Б.Н. Чичерина и др.

В трудах представителей отечественной политико-правовой мысли проанализированы особенности развития и функционирования механизма государственного принуждения в российском политико-правовом и социальном пространстве. Они (каждый на своем теоретико-методологическом уровне, используя свойственный конкретной эпохе понятийный аппарат) представили основные направления и подвели итоги предшествующих исследований в сфере правовой и духовной свободы, права («Правды»), законности и государственного принуждения («Гроза», «Страх» и др.).

Первым русским политико-правовым трактатом стало «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона (середина XI столетия). В этой знаковой для последующего развития национального государственно-правового дискурса работе были освещены вопросы, касающиеся происхождения, сути, целей и задач верховной власти, которой митрополит считал волю

Божественную, данную князю как «причастнику и наследнику небесного царства» для выполнения своего высшего долга перед людьми и Богом.

Образ христианского носителя верховной власти занимает центральное место в трактате Илариона, где прописана и значимость ответственности русских князей за управление Русским государством и качества, которыми должны обладать князья для наилучшего осуществления власти. К таким качествам митрополит отнес мужественность, острый ум, милосердие и законопослушность. Закон же был воспринят как воля, переданная людям Богом через своего избранника, потому что теологическая и юридическая значимость закона считалась в то время единым понятием.

Илариона также интересовала проблематика праведного суда как одной из форм государственного принуждения по «Правде» (отсюда и возникло понятие «оправдить», близкое, но все же отличающееся по содержанию и смыслу от современной категории «оправдать»), определения наказания и «милости виноватому». Наказание трактовалось им как «воздаяние каждому по делам его».

Несколько позднее проблему принуждения и наказания рассмотрел Владимир Мономах. Вступив на престол, он издал новые законы (Устав Владимира Всеволодовича Мономаха - вторая часть «Пространной Правды»). Программу же своего политического правления он изложил в трудах «Поучение детям», «Послание Олегу Черниговскому» и «Отрывок», который условно принято называть «Автобиографией».

В работах Мономаха нашла свое продолжение линия, начатая Иларионом: к проблемам, поднимаемым в «Слове о Законе и Благодати», он добавил ряд новых актуальных для реализации политической власти тем. В частности, были выделены такие вопросы, связанные с пониманием природы, функций и социально-правовой значимости механизма государственного принуждения, как форма организации княжеской власти и ее законодательно утвержденный объем; не остались без внимания также нравственный облик, присущий христианскому правителю, и формат его взаимоотношений с подвластным населением и князьями-вассалами.

Владимир Мономах уделил внимание и вопросам, связанным с социальной значимостью механизма государственного принуждения и юридической ответственности в древнерусском политико-правовом пространстве. Признавая, что государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования, и контекстуально отмечая его объективный для любой национальной государственности характер, Мономах указывал, что судебные функции должен был осуществлять сам князь и делать это «праведно, с милостью и избегая беззакония».

«Избавьте обиженного от руки обижающего, праведно судите сироту, оправдайте вдовицу... не давайте сильным погубить человека. Любой человек, и убогий калека, и бедный смерд должен быть защищен от произвола и самоуправства». Что касается смертной казни, то Мономах, ссылаясь на традиции христианства, нравственности и морали, считал неприемлемым такой вид наказания: «Ни правого, ни виноватого не убивайте, и не повелевайте убить того, кто будет достоин смерти, ведь душу христианскую нельзя губить».

В дошедших до нас фрагментах трудов Владимира Мономаха просматривается мироощущение этого мыслителя - строгого, но справедливого и «милостивого» к своим подданным государя.

В эпоху русского классического права во многом в продолжение древней русской традиции механизм государственного принуждения уже рассматривается сквозь призму княжеско-церковных отношений, в контексте формирующегося в рамках имперской парадигмы «Москва - Третий Рим» взаимодействия юридических (позитивных) и религиозных норм и принципов.

Так, М. Грек изложил ряд тезисов, в которых отражались предпочтительная форма власти, а точнее, способы ее осуществления на «Земле Русской»: царь управляет подвластными «в синклитских советах царских», к участию в которых допущены «благохитростные советники» и «крепкодумные воеводы». Плохих советников, «говорящих и советующих что-либо развратное», следует немедленно удалять, чтобы царь не подвергался их влиянию. Перечисляя состав «советующих лиц», Максим Грек вместе с боярством упоминает и дворянство (воеводы, военачальники).

М. Грек затронул также вопросы организации и функционирования отечественного судопроизводства, критикуя и взяточничество судей, расхищающих имущество, «обижая при том вдов и сирот». «Ради получения мзды судебные чиновники не постоят и перед наймом лжесвидетелей и клеветой». Такой суд наносит ущерб не только всем подданным государства, но и авторитету царя и даже престижу всего государства перед «окрест себя живущих ляхов и немцев», где суд свершается на основании «градских законов», к тому же справедливо и не взаимно [2].

Именно Максим Грек четко сформулировал мысль о том, что «правосудие должно осуществляться согласно закона и с равным отношением ко всем сторонам, участвующим в тяжбе, а мера наказания должна соответствовать тяжести содеянного».

Идеи, близкие к взглядам Грека и его окружения, высказывал Зиновий Отенский, создавший в XVI в. политико-публицистические произведения. Он осуждал тиранические способы правления и связывал метод государственного принуждения с проблемой утверждения власти закона в обществе. Старец Зиновий подробно и последовательно развил идею о том, что именно жизнь, основанная на законе, и угодна Богу. Законы же, по его мнению, делимы на три категории:

- божественные законы, к которым отнесены заповеди Бога, Святоотеческие писания и постановления церковных Соборов. Их источником является Божья воля, и эти законы духовны;

- обычные нормы, сложившиеся по-своему в каждой стране в виде обычаев и нравов исходя из климатических и географических условий. В обычаях Божественная воля выражена опосредованно [2];

- положительное (позитивное право) законодательство, представленное в двух видах: законами царскими и градскими.

Зиновий утверждал, что соблюдение «Закона» и «Правды» суть обязанность и «верховных правителей», и должностных лиц. Именно на этих основаниях должно осуществляться властное принуждение и определяться наказание. Царь же выполняет закон прежде всего тем, что организовывает и осуществляет правосудие в стране.

Особая природа государственного принуждения в эпоху централизации государственной власти рассматривалась И.С. Пересветовым, который в XVI в. предложил ряд преобразовательных политикоюридических программ. Причем свои идеи он обосновывал в рамках тщательнейшего анализа политико-правовых причин краха Византийской империи, что, по-видимому, и стало источником предлагаемой им модели осуществления государственной власти: расширение государственного вмешательства в различных сферах жизни Московского царства, признание за царем (и великим князем) священного права применять принудительные меры к «изменникам» в целях восстановления нарушенного права царской власти. Только сильной централизованной власти возможно «царское от Бога мудрое прирождение по небесному знамению» [3, с. 182].

Вообще, И. Пересветовым были предсказаны пути дальнейшего развития государственности и аппарата монархической власти. Хотя вопросы о форме правления возникали задолго до этого, однако именно он впервые поднял вопрос, например, о выделении суда в отдельную централизованную судебную систему. Уже в рамках этой системы Пересветов преобразует в отдельное ведомство воинский суд, который осуществляется в армии теми начальниками, которые знают людей, служащих под их руководством.

Особенности же юридической ответственности как меры государственного принуждения И. Пересветов выделял в контексте присущего средневековому правовому менталитету совмещения понятия греха и правонарушения. Механизм государственного принуждения должен быть направлен на исправление таких «духовных пороков» общества, как «беззаконие» и «неправда». «Правда» - это не только отрицание порабощения и закабаления и не просто справедливость, выражающаяся в «соответствии наград и наказаний», а значительно более сложное понятие, включающее в себя категории философские, морально-этические, религиозные и юридические [4, с. 235-236].

Только в таком плане корректно анализировать тот факт (отмечаемый многими современными авторами), что для судей, отправляющих правосудие не по правде, а за мзду, И. Пересветов предусматривал самое суровое наказание («содрать живьем кожу с судьи, набить ее бумагой и

повесить над дверьми учреждения суда, чтобы все видели и помнили о справедливости и законе» и т.п.).

Ясно, что в полной мере укладывающиеся в рамки отечественной государственно-правовой традиции (классически-московский период) идеи И. Пересветова были в значительной мере деформированы в царствование Ивана IV, которого (единственного из русских правителей допетровской эпохи) не интересовала юридическая и нравственная сторона деятельности государства (государя).

Он почитал себя «Богом-Отцом» (Саваофом) и поэтому в вопросах формирования и функционирования механизма государственного принуждения следовал только ему понятной социально-правовой и религиозной программе. Сам же царь иногда может быть грешен и никогда -преступен, а наказывать за грехи вправе лишь Высший суд. Государственно-правовая и религиозная доктрина Ивана IV служит оправданием политического террора, а также преданию неких «законных форм» опричных грабежей и насилий. «Страх» и «Гроза» в интерпретации Ивана Грозного теряют закрепившуюся за ними ранее (в отечественной государственно-правовой традиции) коннотацию и наполняются иным смыслом: теперь это средства устрашения своих подданных, способы удержания их в безусловном повиновении, идеологическая основа механизма государственного принуждения. Сформулированное же автором «Валаамской беседы» определение «царевой грозы» теряет в эту историческую эпоху всякую практическую ценность, превращается в «недостижимый» политикоправовой идеал. («Царева гроза действует в правду о законе и о благоверии и о спасении мира всего, она должна быть “не яростна” и “не свирепа” и осуществляться “с правдосохранением”» [5, с. 188, 173-174].)

Однако «грозное Иваново царство» представляет собой исключение из правил: сложившаяся с XXI вв. традиция понимания особой природы государственной власти, права («Правды», «Закона», «Грозы»), значимости и границ государственного принуждения, реализуемого в определенных не только законом, «Правдой», но и устоявшимися обычаями, религиозными канонами формах и основаниях, сохранялась еще на протяжении более чем ста лет, до периода имперской секуляризации национального права, государства, ряда важнейших сфер жизнедеятельности общества.

В полной мере можно согласиться с Н.Н. Алексеевым, утверждавшим, что «Московская монархия имела, разумеется, свою неписаную конституцию, однако эта конституция свое торжественное выражение имела не в хартиях и договорах, не в законах, изданных учредительным собранием. а в том чисто нравственном убеждении, что порядок, устанавливающий характер внешней мощи государства и его распорядителей. установлен свыше, освящен верою отцов и традициями старины» [6, с. 529].

Кризис русского национального права и государства начинается в первой четверти XVIII в. (имперско-петербургский этап развития Российского государства и права). Значительную роль в этом процессе сыграли реформы Петра I (хотя глубинные предпосылки политико-правовых и социальных деформаций XVIII в. можно найти в церковной реформе патриарха Никона). Петр сломил многовековые устои, нарушил присущую русскому народу традиционность, внес заметные изменения в духовную жизнь людей, что потребовало значительных законодательных обоснований. Реформы, законодательные акты, приказы, указы, манифесты, уставы, регламенты легли в основу официальной доктрины абсолютной монархии. Царской же власти было определено традиционное теологическое обоснование.

Идеология абсолютной монархии того времени сводилась к основной мысли - только монарх «знает», как и что лучше для его подданных и страны, поскольку народ «непросвещен, темен и что именно ему нужно, попросту не знает». Петровские проекты во многом ориентировались на западнопротестантские юридические и политические принципы, привычные для Западной Европы схемы государственного строительства.

В отношении системы государственного принуждения при императоре Петре I произошли известные (выпадающие из отечественной государственно-правовой традиции) ужесточения, связанные с возникновением принципиально новой, сословно-полицейской модели абсолютно-

самодержавной власти. Петр, издавая указ за указом, был обеспокоен их неэффективностью, хотя в этом нет ничего удивительного, т.к. многие указы находились в противоречии друг с другом. Это обстоятельство еще и усугублялось тем, что «будучи национальными по мотивам и целям, петровские реформы по своей форме, характеру и стилю были компилятивными, эклектичными, заимствованными. Однако форма и стиль оказались серьезно фундаментированы политическим насилием, необходимым для внедрения реформ в жизнь» [1, с. 142]. Вершиной утверждения абсолютной власти императора (по своим полномочиям неизвестной ранее), конечно же, стало изменение порядка наследования. Никогда еще власть главы Российского государства, возможности его принуждения не достигали таких высот.

В этом плане наиболее интересным мыслителем того времени, идейным творцом Петровской эпохи, автором, работы которого выделяются по характеру и методологии решаемых задач (и принципиально отличаются от классических допетровских государственно-правовых трудов), а также полученным выводам является Феофан Прокопович. Именно Прокопович по прямому указанию Петра и стал создавать новый образец имперской идеологии, не имеющей ничего общего с принципами православного монархизма и устанавливающей иные формы государственного принуждения.

Литература

1. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. М., 2010.

2. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004.

3. Пересветов И.С. Сочинения. М.-Л., 1956.

4. Клибанов А.И. «Правда» земли и «царства» Ивана Пересветова // Исторические записки. 1977. № 99.

5. Валаамская беседа - памятник русской публицистики XVI в. М.-Л., 1958.

6. Алексеев Н.Н. Современное положение науки о государстве и ее ближайшие задачи // Русский народ и государство. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.