Научная статья на тему 'Институт финансового уполномоченного как механизм разрешения споров на финансовом рынке'

Институт финансового уполномоченного как механизм разрешения споров на финансовом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовый рынок / финансовые услуги / финансовые организации / потребители / институт финансового уполномоченного / разрешение споров / перспективы развития / financial market / financial services / financial organizations / consumers / institute of financial com-missioner / dispute resolution / development prospects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Екатерина Анатольевна Сурменева

Статья посвящена особенностям деятельности института финансового уполномочен-ного в аспекте разрешения споров на финансовом рынке. Автор анализирует статистические данные, отра-жающие количественные показатели рассмотрения финансовым уполномоченным обращений потребите-лей в отношении финансовых организаций в разрезе отдельных сегментов финансового рынка (страхова-ния, потребительского кредитования, микрофинансирования, деятельности ломбардов и негосударствен-ных пенсионных фондов). Приводятся показатели, характеризующие институт финансового уполномочен-ного как эффективный механизм разрешения споров между потребителями и финансовыми организациями, способный повышать эффективность функционирования различных сегментов финансового рынка. Особое внимание уделяется вопросам дальнейшего развития института финансового уполномоченного за счет рас-ширения компетенции на рынках потребительского кредитования, ценных бумаг. В этом направлении ана-лизируется возможность наделения финансового уполномоченного полномочиями в сфере медиации, по рассмотрению требований кредитных организаций к гражданам, поручителей заемщиков к кредитным орга-низациям, розничных инвесторов к брокерам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institute of Financial Commissioner as a Mechanism for Resolving Disputes in the Financial Market

The article is devoted to the specifics of the activities of the Institute of financial commissioner in the aspect of dispute resolution in the financial market. The author analyzes statistical data reflecting quantitative indicators of consideration by the financial commissioner of consumer complaints against financial organizations in the context of individual segments of the financial market (insurance, consumer lending, microfinance, pawnshops and non-governmental pension funds). Indicators characterizing the institution of the financial commissioner as an effective mechanism for resolving disputes between consumers and financial organizations, capable of improving the efficiency of functioning of various segments of the financial market, are given. Particular attention is paid to the issues of further development of the institution of the financial commissioner by expanding its competence in the consumer credit and securities markets. In this direction the possibility of empowering the financial commissioner with powers in the field of mediation, to consider the claims of credit institutions to citizens, guarantors of borrowers to credit institutions, retail investors to brokers is analyzed.

Текст научной работы на тему «Институт финансового уполномоченного как механизм разрешения споров на финансовом рынке»

Научная статья УДК 347.73

https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.49

Институт финансового уполномоченного как механизм разрешения споров на финансовом рынке

Екатерина Анатольевна Сурменева

Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия, surmenevaea@finombudsman.ru

Аннотация. Статья посвящена особенностям деятельности института финансового уполномоченного в аспекте разрешения споров на финансовом рынке. Автор анализирует статистические данные, отражающие количественные показатели рассмотрения финансовым уполномоченным обращений потребителей в отношении финансовых организаций в разрезе отдельных сегментов финансового рынка (страхования, потребительского кредитования, микрофинансирования, деятельности ломбардов и негосударственных пенсионных фондов). Приводятся показатели, характеризующие институт финансового уполномоченного как эффективный механизм разрешения споров между потребителями и финансовыми организациями, способный повышать эффективность функционирования различных сегментов финансового рынка. Особое внимание уделяется вопросам дальнейшего развития института финансового уполномоченного за счет расширения компетенции на рынках потребительского кредитования, ценных бумаг. В этом направлении анализируется возможность наделения финансового уполномоченного полномочиями в сфере медиации, по рассмотрению требований кредитных организаций к гражданам, поручителей заемщиков к кредитным организациям, розничных инвесторов к брокерам.

Ключевые слова: финансовый рынок, финансовые услуги, финансовые организации, потребители, институт финансового уполномоченного, разрешение споров, перспективы развития

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Сурменева Е.А. Институт финансового уполномоченного как механизм разрешения споров на финансовом рынке // Теория и практика общественного развития. 2023. № 12. С. 370-377. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.49.

Original article

Institute of Financial Commissioner as a Mechanism for Resolving Disputes in the Financial Market

Ekaterina A. Surmeneva

Saratov State Law Academy, Saratov, Russia, surmenevaea@finombudsman.ru

Abstract. The article is devoted to the specifics of the activities of the Institute of financial commissioner in the aspect of dispute resolution in the financial market. The author analyzes statistical data reflecting quantitative indicators of consideration by the financial commissioner of consumer complaints against financial organizations in the context of individual segments of the financial market (insurance, consumer lending, microfinance, pawnshops and non-governmental pension funds). Indicators characterizing the institution of the financial commissioner as an effective mechanism for resolving disputes between consumers and financial organizations, capable of improving the efficiency of functioning of various segments of the financial market, are given. Particular attention is paid to the issues of further development of the institution of the financial commissioner by expanding its competence in the consumer credit and securities markets. In this direction the possibility of empowering the financial commissioner with powers in the field of mediation, to consider the claims of credit institutions to citizens, guarantors of borrowers to credit institutions, retail investors to brokers is analyzed.

Keywords: financial market, financial services, financial organizations, consumers, institute of financial commissioner, dispute resolution, development prospects

Funding: Independent work.

For citation: Surmeneva, E.A. (2023) Institute of Financial Commissioner as a Mechanism for Resolving Disputes in the Financial Market. Theory and Practice of Social Development. (12), 370-377. Available from: doi: 10.24158/tipor.2023.12.49 (In Russian).

Финансовый рынок - сложная система, воплощающая в себе взаимодействие финансовых организаций и потребителей в процессе обращения финансовых продуктов и услуг (Тройская, 2022: 35). Специфика его функционирования требует особого механизма разрешения возникающих споров с соблюдением баланса интересов граждан как наименее защищенных участников и

© Сурменева Е.А., 2023

финансовых организаций, обладающих правосубъектностью в области определенного сегмента финансового рынка как основного вида профессиональной деятельности.

Необходимость развития в России эффективного механизма разрешения финансовых споров с участием потребителей неоднократно подчеркивалась отечественными исследователями (Бражник, 2021: 19; Защита прав..., 2010; Рождественская, Гузнов, 2018: 46; Щукин, 2022: 91). Процесс формирования такого механизма запущен Федеральным законом от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», закрепившим порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями1.

В контур обязательного взаимодействия с финансовым уполномоченным вовлечена значительная часть профессиональных участников финансового рынка. Так, по состоянию на 26 ноября 2023 г. в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным, включены 109 страховых организаций, 987 микрофинансовых организаций, 37 негосударственных пенсионных фондов, 1 883 ломбарда, 1 418 кредитных потребительных кооперативов, 348 кредитных организаций2.

Взаимодействие института финансового уполномоченного с финансовыми организациями организовывалось поэтапно. С 1 июня 2019 г. оно стало обязательным для страховых организаций, осуществляющих деятельность по ОСАГО, ДСАГО и страхованию средств наземного транспорта (кроме железнодорожного), а с 28 ноября 2019 г. - для всех страховых организаций (кроме организаций, которые осуществляют исключительно обязательное медицинское страхование). На протяжении всего периода функционирования института финансового уполномоченного в числе поступающих обращений лидируют обращения в отношении страховых организаций. Так, в 2020 г. уполномоченному поступило 187 386 обращений, из которых 185 501 обращение (99,0 %) в отношении 137 страховых организаций3; в 2021 г. - 179 911, из них 161 629 (89,9 %) в отношении 114 страховых организаций4; в 2022 г. - 153 168, из них 135 129 обращений (88,2 %) в отношении 98 страховых организаций5. Количественные показатели принятых решений по существу следующие: 2020 г. - 98 689 решений, 2021 - 91 941, 2022 г. - 88 188 решений по существу спора. В общем объеме принятых в отношении субъектов страховой деятельности решений свыше 50 % составляют решения об отказе в удовлетворении требований потребителей.

С 1 января 2020 г. обязательный порядок взаимодействия с финансовым уполномоченным действует для всех микрофинансовых организаций. Статистика обращений потребителей в сегменте микрофинансирования демонстрирует их увеличение: 2020 г. - 834 обращения (0,5 %) в отношении 102 микрофинансовых организаций; 2021 - 1 724 (7,9) в отношении 158 организаций, 2022 г. - 2 222 обращений (1,5 %) в отношении 155 микрофинансовых организаций. Доля принятых решений по существу значительно меньше: 2020 г. - 109 решений (61,5 % решений об удовлетворении, 38,5 % - отказных); 2021 - 184 решения по существу спора (42,4 % решения об удовлетворении, 57,6 % - об отказе в удовлетворении); 2022 г. - 127 решений по существу спора (26,8 % случаев удовлетворены, в 73,2 % - отказано в удовлетворении заявленных требований).

С 1 января 2021 г. к обязательному взаимодействию с финансовым уполномоченным подключились кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и негосударственные пенсионные фонды. Среди указанных субъектов по количеству поступающих обращений лидируют кредитные организации. В 2021 г. финансовому уполномоченному поступило 14 164 обращения (7,9 %) в отношении 126 кредитных организаций, принято 4 295 решений по существу спора (24,3 % решений об удовлетворении, 75,7 % - отказных)6. Показатели 2022 г. характеризуются сокращением количества обращений с увеличением их доли в общем объеме поступивших обращений (13 762 обращения (9,0 %) в отношении 138 кредитных организаций). Число принятых в 2022 г. решений составило 4 889 (в 30,6 % случаев требования потребителей удовлетворены, в 69,4 % - отказано в удовлетворении заявленных требований)7.

1 Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг : Федер. закон от 4 июня 2018 г. № 123-ФЗ : с изм. и доп., вступ. в силу с 15 сент. 2023 г. // Собрание законодательства РФ. 2018. № 24. Ст. 3390 ; 2023. № 12. Ст. 1883.

2 Реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. URL: https://cbr.ru/registries/123-fz/ (дата обращения: 26.11.2023).

3 Отчет о деятельности Службы финансового уполномоченного. 2020 [Электронный ресурс] // Официальный сайт финансового уполномоченного. URL: https://finombudsman.ru/assets/files/528/Otchet-o-deyatelnosti-v-2020-godu.pdf (дата обращения: 22.11.2023).

4 Отчет о деятельности Службы финансового уполномоченного. 2021 [Электронный ресурс] // Там же. URL: https://finombudsman.ru/assets/files/1072/Otchet-o-deyatelnosti-v-2021-godu.pdf (дата обращения: 22.11.2023 г.).

5 Отчет о деятельности Службы финансового уполномоченного. 2022 [Электронный ресурс] // Там же. URL: https://finombudsman.ru/about/otchetyi-o-deyatelnosti/otchet-za-2022-god.html. (дата обращения: 22.11.2023).

6 Отчет о деятельности Службы финансового уполномоченного. 2021.

7 Отчет о деятельности Службы финансового уполномоченного. 2022.

В 2021 г. финансовому уполномоченному поступило 818 обращений (0,5 %) в отношении 109 кредитных потребительских кооперативов, принято 68 решений по существу (в 98,5 % случаев требования потребителей удовлетворены, в 1,5 % - отказано в удовлетворении). Данные за 2022 г. свидетельствуют о сокращении числа обращений (626 обращений (0,4 %) в отношении 97 кредитных потребительских кооперативов) и принятых решений (135 решений по существу спора, из которых 94,8 % - об удовлетворении, 5,2 % - отказных).

Количество обращений в отношении негосударственных пенсионных фондов и принятых решений по существу в 2022 г. возросло к данным 2021 г.: в 2021 г. финансовому уполномоченному поступило 74 обращения (менее 0,1 %) в отношении 15 НПФ; в 2022 г. - 111 обращений (0,1%) по 14 НПФ. В 2021 г. принято 13 решений (30,8 % из них об удовлетворении требований, 69,2 % случаев отказа); в 2022 г. - 22 решения (31,8 % случаев удовлетворения, 68,2 % - отказные).

Доля поступивших в период с 2021 по 2022 г. обращений по вопросам ломбардной деятельности незначительна - менее 0,1 % (2021 г. - 14 обращений в отношении 7 ломбардов1, 2022 г. -20 обращений в отношении 11 ломбардов2). Всего по итогам поступивших в 2021-2022 гг. обращений финансовым уполномоченным в отношении ломбардов было вынесено 11 решений по существу спора, из которых 4 - об удовлетворении требований, 7 - об отказе в удовлетворении.

Практика реализации Федерального закона № 123-ФЗ демонстрирует положительные тенденции, характеризующие институт финансового уполномоченного как эффективный механизм разрешения споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями. Так, несмотря на расширение компетенции финансовых уполномоченных в отношении кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов и кредитных потребительских кооперативов, имеет место снижение общего числа обращений. Кроме того, наметилась устойчивая тенденция увеличения доли решений об отказе в удовлетворении требований в общем объеме принимаемых решений. Наблюдается возрастание исполнительской дисциплины финансовых организаций. В 2019 г. доля исполненных организациями решений финансового уполномоченного составляла 65,0 %, в 2020 г. этот показатель достиг 70,6, а в 2021 и 2022 гг. - 72,4 и 78,1 % соответственно.

Снижается количество судебных споров в страховой и кредитной сферах. Так, число споров по ОСАГО и КАСКО в 2019 г. сократилось на 40 % до 164 тыс. дел против 273 тыс. в 2018 г.3 Количество судебных споров в области страхования по итогам 2021 г. уменьшилось до 107 тыс., число споров в кредитной сфере - с 69 до 41 тыс. за аналогичный период4.

Имеет место снижение числа обжалуемых решений финансового уполномоченного. В 2020 г. финансовыми организациями обжаловалось 16 336 решений (38,2 %), в 2021 г. их количество уменьшилось до 13 551 и составило 34,6 %. Показатели 2022 г. подтверждают устойчивую тенденцию сокращения случаев обжалования решений. Из 36 112 решений о полном или частичном удовлетворении требований, принятых финансовым уполномоченным в 2022 г., финансовыми организациями обжаловано в суде 9 895 решений (27,4 %). Позиция финансового уполномоченного по основным методологическим вопросам, как правило, поддерживается судами. В частности, по состоянию на 1 февраля 2023 г. из 36 112 решений о полном или частичном удовлетворении требований потребителя, принятых финансовыми уполномоченными в 2022 г., судами отменено 389 решений (1,1 %). В связи с этим некоторые крупные участники финансового рынка (например, АО «АльфаСтрахование») отказываются от обжалования решений финансового уполномоченного как от поточного процесса, прибегая к нему только в исключительных случаях.

Приведенные оценочные показатели свидетельствуют о том, что рассматриваемый институт не просто разрешает споры, но и стремится своей деятельностью сформировать принципиально новую культуру отношений между потребителями и поставщиками финансовых услуг5, выступая инструментом воспитания финансовых организаций «в духе ценности того продукта, который они продают, и отвечают за него впоследствии»6. Узкая специализация и единство правоприменения с сильной методологической основой, обеспечивающие предсказуемость решений финансовых уполномоченных и устойчивость позиций в суде, в совокупности с мерами финансо-

1 Отчет о деятельности Службы финансового уполномоченного. 2021.

2 Отчет о деятельности Службы финансового уполномоченного. 2022.

3 О финансовом уполномоченном. Справка о деятельности // Вестник Службы финансового уполномоченного. 2020. № 1 (01). С. 6.

4 Доклад Председателя Верховного Суда РФ Вячеслава Лебедева на совещании судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов России [Электронный ресурс] : 2022 г. 9 февр. // Официальный сайт Верховного Суда РФ. URL: https://www.vsrf.ru/files/30761/ (дата обращения: 20.11.2023).

5 Воронин Ю.В. Мы сделали только первые шаги // Вестник Службы финансового уполномоченного. 2020. № 1 (1). С. 20.

6 Участники ПМЮФ обсудили развитие института финансового уполномоченного [Электронный ресурс] // Официальный сайт финансового уполномоченного. 2021. 19 мая. URL: https://finombudsman.ru/finnews/uchast-niki-pmyuf-obsudili-razvitie-instituta-finansovogo-upolnomochennogo.html (дата обращения: 18.11.2023).

вого стимулирования служат сдерживающим фактором для возможного недобросовестного поведения финансовых организаций, побуждают их качественно менять бизнес-процессы и удовлетворять правомерные требования потребителей на стадии претензионного урегулирования, а также в максимально короткие сроки после обращения к финансовому уполномоченному.

Положительное влияние института финансового уполномоченного наиболее отчетливо проявляется в сегменте страхования, в частности в контексте поведенческих изменений крупных участников страхового рынка, в числе которых ПАО СК «Росгосстрах», САО «РЕСО-Гарантия», АО «АльфаСтрахование», АО «СОГАЗ», САО «ВСК». Несмотря на то что на протяжении 2020-2022 гг. они входят в пятерку лидеров по количеству поданных в отношении них обращений, практика свидетельствует о том, что значительная часть требований потребителей удовлетворяется этими страховщиками до вынесения решений финансовым уполномоченным. Данная тенденция подтверждается сокращением общего числа поступивших в отношении этих участников страхового рынка обращений и увеличением доли отказных решений в связи с надлежащим урегулированием спора в динамике по годам. Так, количество поступивших в отношении ПАО СК «Росгосстрах» обращений сократилось с 28 642 в 2020 г.1 до 20 498 обращений в 2021 г.2 и в 2022 г. составило 17 6 943. Доля решений об отказе в удовлетворении требований, вынесенных в отношении ПАО СК «Росгосстрах», составила 39,8 % в 2020 г., 46,8 % - в 2021 и 2022 гг. Схожие показатели характерны для САО «РЕСО-Гарантия», САО «ВСК». В период 2020-2022 гг. свыше 50,0 % составляет доля отказных решений, вынесенных в отношении АО «АльфаСтрахование» (2020 г. - 59,1 %, 2021 -56,1, 2022 г. - 62,10 %) и АО «СОГАЗ» (2020 г. - 51,1 %, 2021 - 53,0, 2022 г. - 55,5 %).

За относительно недолгий период функционирования институт финансового уполномоченного обеспечил сокращение сроков рассмотрения спорных вопросов в сфере страхования, за счет снижения числа судебных споров позволил уменьшить издержки страховых компаний и потребителей. В конечном счете его деятельность, по оценке Банка России, способствовала повышению эффективности страхового рынка4.

Доказанное на практике положительное воздействие на страховой рынок послужило основой для разработки вариантов повышения мерами института финансового уполномоченного эффективности иных областей финансового сектора. В частности, была пересмотрена концепция взаимодействия финансового уполномоченного с негосударственными пенсионными фондами. Как следует из ранее приведенных статистических данных, доля поступающих в Службу финансового уполномоченного обращений потребителей в отношении НПФ, как и доля принятых по существу решений, незначительна. Финансовый уполномоченный рассматривает обращения потребителей в отношении НПФ, содержащие имущественные требования, связанные, как правило, с отказом в назначении пенсионных выплат или датой начала выплат. Вместе с тем в деятельности НПФ наиболее остро стоит проблема, связанная с процессом перевода пенсионных накоплений из одного фонда в другой. По данным Банка России, в числе жалоб, поступивших в отношении субъектов рынка коллективных инвестиций, на протяжении последних лет преобладают жалобы, связанные с переводами средств пенсионных накоплений (2019 г. - 68,0 %5, 2020 - 73,96, 2021 - 62,87, 2022 г. -35,1 %8). Зачастую данный процесс носит мошеннический характер и приобретает статус уголовно наказуемого деяния, выяснение обстоятельств совершения которого относится к компетенции соответствующих правоохранительных органов. Однако помимо уголовно-правовой стороны в обозначенной проблеме потребитель сталкивается с потерей инвестиционного дохода, с довольно сложной и длительной судебной процедурой возврата денежных средств.

1 Отчет о деятельности Службы финансового уполномоченного. 2020.

2 Отчет о деятельности Службы финансового уполномоченного. 2021.

3 Отчет о деятельности Службы финансового уполномоченного. 2022.

4 Основные направления развития финансового рынка РФ на 2022 г. и период 2023-2024 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. URL: https://cbr.ru/Content/Docuirient/FNe/131935/onrfr_2021-12-24.pdf (дата обращения: 25.11.2023).

5 Отчет о работе с жалобами. Январь - декабрь 2019 г. [Электронный ресурс] / Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг // Официальный сайт Банка России. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/27316/2019_4.pdf (дата обращения: 20.11.2023).

6 Отчет о работе с обращениями. Январь - декабрь 2020 г. [Электронный ресурс] / Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг // Там же. URL: https://clck.ru/3786sB (дата обращения: 20.11.2023).

7 Отчет о работе с обращениями. Январь - декабрь 2021 г. [Электронный ресурс] / Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг // Там же. URL: https://clck.ru/3786tM (дата обращения: 20.11.2023).

8 Отчет о работе с обращениями. Январь - декабрь 2022 г. [Электронный ресурс] / Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг // Там же. URL: https://clck.ru/3786ub (дата обращения: 20.11.2023).

Под влиянием указанных обстоятельств в целях минимизации рисков совершения мошеннических действий в отношении средств обязательного пенсионного страхования и совершенствования внесудебных механизмов защиты пенсионных накоплений граждан 13 июня 2023 г. был принят Федеральный закон № 226-ФЗ, который отнес к компетенции финансового уполномоченного рассмотрение споров, связанных с незаконными переводами пенсионных накоплений, а также исключил ограничение по сумме в 500 тыс. р. в отношении требований потребителей финансовых услуг к НПФ1. Рассмотрение финансовым уполномоченным подобных обращений будет осуществляться с 11 декабря 2023 г. По оценкам экспертов, расширение компетенции института за счет рассмотрения споров о незаконных переводах пенсионных накоплений существенно не повлияет на количество обращений и не увеличит нагрузку на Службу финансового уполномоченного2. Вместе с тем оно вовлечет в контур взаимодействия с уполномоченным потребителей, для которых бесплатная и простая процедура урегулирования спора ранее была недоступна. Эффективность функционирования института в обозначенном направлении покажет последующая практика правоприменения.

Развитию института финансового уполномоченного как механизма разрешения споров на финансовом рынке будет способствовать полное снятие ограничения по сумме требований, которое в силу законодательных положений в настоящее время неприменимо только по обращениям, связанным с ОСАГО, и в отношении НПФ. Востребованность данного направления со стороны потребителей косвенно подтверждается возрастанием числа обращений в отношении финансовых организаций, не взаимодействующих с финансовым уполномоченным, а также содержащих имущественные требования, размер которых превышает 500 тыс. р. Доля отказов в принятии обращений к рассмотрению по основаниям превышения суммы требований потребителя и отсутствия финансовой организации в соответствующем реестре или перечне в динамике по годам увеличивается (2020 г. - 18,8 %3, 2021 - 19,34, 2022 г. - 25,2 %5).

Относительно небольшой удельный вес споров, разрешаемых финансовым уполномоченным, между потребителями и микрофинансовыми, кредитными организациями обусловлен законодательными ограничениями, допускающими возможность рассмотрения только претензий граждан. Вместе с тем наиболее многочисленной категорией дел в сфере потребительского кредитования остаются споры о взыскании с граждан кредитной задолженности. По данным Верховного Суда РФ, подобные споры составляют 44 % от общего количества гражданских дел6. Таким образом, из поля деятельности института финансового уполномоченного исключен комплекс взаимоотношений в области потребительского кредитования, что в современных условиях не отвечает концепции полного обеспечения и защиты прав и законных интересов потребителей как наиболее слабых участников финансового рынка. Отнесение к компетенции финансового уполномоченного рассмотрения обращений кредитных организаций к гражданам может стать важным направлением на пути повышения эффективности рынка потребительского кредитования. В этом аспекте также актуально расширение компетенции финансового уполномоченного за счет рассмотрения споров, вытекающих из отношений, «смежных» с потребительскими, а именно споров поручителей заемщиков - физических лиц с кредитными и микрофинансовыми организациями. Фактически поручители заемщиков находятся в рамках отношений с финансовыми организациями в том же положении, что и заемщики7. Как и потребители финансовых услуг, они находятся в условиях договорной, информационной и процессуальной диспропорциональности и не располагают теми возможностями по отстаиванию своих прав, которыми обладают финансовые организации.

На протяжении последних лет в России наблюдается возрастание кредитования, сопровождающееся повышением уровня закредитованности граждан, которое в совокупности с низкой

1 О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» и отдельные законодательные акты РФ : Федер. закон от 13 июня 2023 г. № 226-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2023. № 25. Ст. 4415.

2 О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» и отдельные законодательные акты РФ [Электронный ресурс] : пояснительная записка к проекту № 221966-8 // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/22l966-8?ysclid=lpin1gnqeq933203258 (21.11.2023).

3 Отчет о деятельности Службы финансового уполномоченного. 2020.

4 Отчет о деятельности Службы финансового уполномоченного. 2021.

5 Отчет о деятельности Службы финансового уполномоченного. 2022.

6 Доклад Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедева по итогам 2022 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Верховного Суда РФ. URL: https://clck.ru/37872a (дата обращения: 23.11.2023).

7 Воронин Ю.В. Охватить защитой больше потребителей финансовых услуг // Вестник Службы финансового уполномоченного. 2022. № 4 (7). С. 24.

степенью финансовой грамотности нередко приводит к финансовым потерям со стороны как потребителей, так и финансовых организаций. По оценкам Банка России, задолженность заемщиков, имеющих три кредита и более, постепенно увеличивается. На 1 июля 2023 г. их доля составила 47 % (годом ранее - 41 %), а количество за год возросло на 2,2 млн человек и достигло 11,2 млн1. Во взаимоотношениях граждан с кредитными организациями в отличие от их взаимоотношений со страховщиками важен не столько спор, сколько урегулирование самой ситуации, когда человек оказывается в неплатежеспособном состоянии по тем или иным причинам (Воронин, 2020: 54). В связи с этим первоочередное значение приобретает создание работающего механизма выхода заемщика из сложного положения, который предусматривает эффективную систему банкротства граждан и института медиации при реструктуризации долговой нагрузки2.

Использование процедур медиации во взаимоотношениях финансовых организаций и потребителей финансовых услуг действующим законодательством не регламентировано. Не конституирована и система защиты интересов граждан, в отношении которых по инициативе финансовых институтов возбуждаются дела о банкротстве. В связи с отсутствием публичного института, который в процессе банкротства занимался бы контролем за соблюдением прав физических лиц со стороны арбитражного управляющего, комитета кредиторов и иных заинтересованных лиц, медиация процессов банкротства является перспективной задачей, решение которой могло бы быть обеспечено за счет вовлечения в процесс медиации института финансового уполномоченного (Воронин, 2020: 52). Актуальным направлением развития медиативных технологий в финансовой сфере выступает урегулирование разногласий в ипотечных сделках. В качестве экспериментального режима предполагается урегулирование финансовым уполномоченным (или коллегией медиаторов) споров, возникающих между кредитными организациями и потребителями по поводу отсрочки (рассрочки) оплаты платежей по ипотечным кредитам (Платонова, 2023). Подобные инструменты разрешения споров в финансовой сфере имеют место в некоторых зарубежных юрисдикциях. Например, в компетенцию банковского омбудсмена Казахстана включено разрешение споров между потребителем и финансовой организацией, вытекающих из договора ипотечного займа, и участие в реструктуризации задолженности по таким договорам на взаимоприемлемых для сторон условиях3.

Рынок ценных бумаг также является перспективной сферой для развития компетенции финансового уполномоченного. На экспертных площадках в последнее время активно обсуждается возможность финансового уполномоченного рассматривать споры розничных инвесторов в отношениях с брокерами. Розничные инвесторы не признаются судебной практикой в качестве потребителей, однако риски розничного инвестора в отношениях с брокерами ничем не отличаются от рисков в отношениях потребителя с кредитными организациями (одностороннее изменение условий договора, неисполнение условий договора, мисселинг). Ввиду присутствия более сильной стороны в лице брокера - профессионального участника рынка ценных бумаг - отсутствует фактическое равенство сторон договора4. В современных условиях рынок ценных бумаг характеризуется возрастанием числа розничных инвесторов. По данным Банка России, на протяжении 2019-2022 гг. количество жалоб, поступающих в отношении субъектов рынка ценных бумаг, неуклонно увеличивается. По сравнению с данными 2019 г. число таких жалоб в 2020 г. возросло в 1,7 раза и составило 1,6 тыс. Доля жалоб на брокеров в 2019 и 2020 гг. достигла 45,85 и 48,1 %6 соответственно. В 2021 г. количество жалоб, поступивших в отношении субъектов рынка ценных бумаг, повысилось на 67,3 % по сравнению с показателем 2020 г. и составило 2,8 тыс., доля жалоб на брокеров - 46,2 %7. Число жалоб в 2022 г. в 7 раз превысило значения 2021 г., общее количество равнялось 22 тыс., при этом доля жалоб на брокеров достигла 76,2 %8. Учитывая

1 Анализ тенденций в сегменте розничного кредитования на основе данных бюро кредитных историй. Первое полугодие 2023 г. [Электронный ресурс] : информ.-аналит. материал // Официальный сайт Банка России. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/46543/inf-material_bki_2023fh.pdf (дата обращения: 20.11.2023).

2 Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 г. : Распоряжение Правительства РФ от 29 дек. 2022 г. № 4355-р // Собрание законодательства РФ. 2023. № 1, ч. 3. Ст. 476.

3 Внутренние правила банковского омбудсмена Республики Казахстан [Электронный ресурс] : утв. Советом представителей : протокол заседания № 2 от 26 сент. 2011 г. // Официальный сайт банковского омбудсмена Казахстана. URL: https://www.bank-ombudsman.kz/ru/vnutrennie_pravila_bankovskogo_ombudsmana/ (дата обращения: 07.12.2023).

4 Виктор Климов рассказал о категориях споров розничных инвесторов с брокерами, которые могут войти в компетенцию финансового уполномоченного [Электронный ресурс] // Официальный сайт финансового уполномоченного. URL: https://clck.ru/37876x (дата обращения: 07.12.2023).

5 Отчет о работе с жалобами. Январь - декабрь 2019 г.

6 Отчет о работе с обращениями. Январь - декабрь 2020 г.

7 Отчет о работе с обращениями. Январь - декабрь 2021 г.

8 Отчет о работе с обращениями. Январь - декабрь 2022 г.

назревшую необходимость формирования устойчивого доверия массового неквалифицированного инвестора к рынку капитала при одновременном ограничении рисков для такой категории инвесторов, разработка правовых основ для рассмотрения финансовым уполномоченным споров брокеров с розничными инвесторами и анализ вопроса о внесении законодательных изменений, расширяющих компетенцию финансового уполномоченного за счет рассмотрения споров между этими участниками финансового рынка, представляются целесообразными1.

В условиях формирования единого финансового рынка в рамках ЕАЭС и гармонизации законодательства по вопросам досудебного урегулирования споров между его участниками ориентиром для развития института финансового уполномоченного в России может стать опыт некоторых зарубежных стран. Так, страховой омбудсмен в Казахстане разрешает споры не только между страховщиком и страхователем по всем видам страхования, но и между страховыми организациями по вопросам прямого возмещения убытков2. Перенесение данного направления досудебного урегулирования в российскую систему может послужить импульсом для развития института финансового уполномоченного в качестве механизма разрешения споров между профессиональными участниками финансового рынка.

Заслуживает внимания опыт примирителя финансовой системы Армении, практика деятельности которого показывает возможность рассмотрения некоторых неимущественных споров в отношении кредитного бюро, связанных с проблемами кредитной истории потребителей3. Бюро кредитных историй является одним из значимых элементов информационной инфраструктуры, обеспечивающим формирование, обработку и хранение сведений о займах и исполнении обязательств для анализа кредиторами уровня долговой нагрузки заемщика и его дисциплины. Своевременная актуализация кредитной истории и достоверность отражаемой в ней информации служат важным фактором обеспечения доступности услуг в сфере потребительского кредитования. По данным Банка России, доля жалоб в отношении бюро кредитных историй в общем количестве поступающих жалоб незначительна (2020 г. - 1,2 %4, 2021 - 0,95, 2022 г. - 0,5 %6). С 2022 г. заемщики вправе обращаться с заявлением об оспаривании информации, содержащейся в кредитной истории, как в бюро кредитных историй, так и непосредственно к кредитору. Проблема оспаривания кредитных историй на текущий момент в России остро не стоит. Однако финансовый рынок в целом и рынок потребительского кредитования в частности находятся в процессе активного развития, в связи с чем не следует исключать возможность досудебного урегулирования финансовым уполномоченным подобных вопросов в целях обеспечения доступности и простоты порядка оспаривания потребителем информации, содержащейся в кредитной истории.

Список источников:

Бражник И.С. Предпосылки создания Финансового суда в Российской Федерации // Налоги. 2021. № 5. С. 18-21. https://doi.org/10.18572/1999-4796-2021 -5-18-21.

Воронин Ю.В. Институт финансового омбудсмена как инструмент совершенствования процедуры урегулирования типовых споров на финансовом рынке (попытка индуктивного анализа) // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15, № 11. С. 49-59. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2020.120.11.049-059.

Защита прав потребителей финансовых услуг / отв. ред. Ю.Б. Фогельсон. М., 2010. 368 с.

Платонова О.Ф. Евгений Писаревский: «Защита социальных прав - мой профессиональный долг» // Юрист. 2023. № 2. С. 2-12.

Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Особенности правового статуса финансового уполномоченного // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. № 10. С. 45-54. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2018.50.10.045-054.

Тройская С.С. Финансовый рынок: проблемы правовой неопределенности // Безопасность бизнеса. 2022. № 4. С. 3540. https://doi.org/10.18572/2072-3644-2022-4-35-40.

Щукин А.И. Защита прав потребителей финансовых услуг: выбор компетентной судебной юрисдикции // Журнал российского права. 2022. Т. 26, № 2. С. 88-105. https://doi.org/10.12737/jrl.2022.019.

1 Основные направления развития финансового рынка РФ на 2024 г. и период 2025 и 2026 гг. [Электронный ресурс] : проект от 24 нояб. 2023 г. // Официальный сайт Банка России. URL: https://clck.ru/37879C (дата обращения: 26.11.2023).

2 О страховой деятельности [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан от 18 дек. 2000 г. № 126-II // Юрист : информ. система. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021136 (дата обращения: 07.12.2023) ; Отчет об итогах основной деятельности ЧУ «Офис Страхового омбудсмена» за 2022 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт страхового омбудсмена Казахстана. URL: https://fomb.kz/mt-content/uploads/2023/10/otchet-2022.pdf (дата обращения: 07.12.2023).

3 О примирителе финансовой системы [Электронный ресурс] : Закон Республики Армения от 12 июля 2008 г. № 3Р-123 // Официальный сайт примирителя финансовой системы Армении. URL: https://clck.ru/3787CB (дата обращения: 07.12.2023).

4 Отчет о работе с обращениями. Январь - декабрь 2020 г.

5 Отчет о работе с обращениями. Январь - декабрь 2021 г.

6 Отчет о работе с обращениями. Январь - декабрь 2022 г.

References:

Brazhnik, I.S. (2021) Prerequisites for the establishment of the financial court in the Russian Federation. Taxes (Journal). (5), 18-21. Available from: doi:10.18572/1999-4796-2021-5-18-21. (In Russian)

Fogelson, Yu.B. (ed.) (2010) Protection of the rights of consumers of financial services. Moscow, Norma; Infra-M. (In Russian) Platonova, O.F. (2023) Evgeny Pisarevsky: "Protection of social rights is my professional mission". Lawyer. (2), 2-12. (In Russian) Rozhdestvenskaya, T.E. & Guznov, A.G. (2018) Features of the legal status of the financial ombudsman. Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL). (10), 45-54. Available from: doi:10.17803/2311-5998.2018.50.10.045-054. (In Russian)

Schukin, A.I. (202) Protection of financial service consumer's rights: Choosing a competent judicial jurisdiction. Journal of Russian Law. 26 (2), 88-105. Available from: doi:10.12737/jrl.2022.019. (In Russian)

Troiskaya, S.S. (2022) Financial market: Legal uncertainty problems. Bezopasnost' Biznesa. (4), 35-40. Available from: doi:10.18572/2072-3644-2022-4-35-40. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Voronin, YuV. (2020) The Institution of the Financial Ombudsman as an instrument for improving the model disputes resolution procedure in the financial market (Attempted inductive analysis). Actual Problems of Russian Law. 15 (11), 49-59. Available from: doi:10.17803/1994-1471.2020.120.11.049-059. (In Russian)

Информация об авторе Е.А. Сурменева - соискатель кандидатской степени кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой Саратовской государственной юридической академии; руководитель Филиала № 1 Автономной некоммерческой организации «Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного», Саратов, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1179220

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author E.A. Surmeneva - External PhD candidate at the Department of Financial, Banking and Customs Law named after Professor Nina Ivanovna Khimicheva of the Saratov State Law Academy; Head of Branch No. 1 of the Autonomous Non-Profit Organization "Financial Commissioner's Activity Support Service", Saratov, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1179220

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 08.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 26.12.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.