Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА'

ИНСТИТУТ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА / СИСТЕМА ИНСТИТУТОВ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА / ИНСТИТУТ БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ / БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Леонов Алексей Николаевич

В статье рассматриваются различные подходы ученых к составу системы институтов бюджетного права, предлагается авторский состав институтов общей и особенной части системы бюджетного права. Подвергнут исследованию один из институтов в системе институтов бюджетного права - институт бюджетного прогнозирования и планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF BUDGET PLANNING AND FORECASTING IN THE SYSTEM OF BUDGET LAW INSTITUTES

The article discusses various approaches of scientists to the composition of the system of institutions of budget law, suggests the author's composition of institutions of the general and special parts of the system of budget law. One of the institutes in the system of budget law institutes -the Institute of Budget Forecasting and Planning has been subjected to research.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА»

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_10_69

ИНСТИТУТ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА1 Institute of Budget Planning and Forecasting in the system of Budget Law Institutes

ЛЕОНОВ Алексей Николаевич,

соискатель кафедры финансового права

ФГБОУ ВО «Российского государственного университета правосудия». 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, 69. E-mail: oks13@bk.ru;

Leonov Alexey Nikolaevich,

candidate of the Department of Financial Law Russian State University of Justice. 69 Novocheremushkinskaya str., Moscow, 117418, Russia. E-mail: oks13@bk.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются различные подходы ученых к составу системы институтов бюджетного права, предлагается авторский состав институтов общей и особенной части системы бюджетного права. Подвергнут исследованию один из институтов в системе институтов бюджетного права - институт бюджетного прогнозирования и планирования.

Abstract: The article discusses various approaches of scientists to the composition of the system of institutions of budget law, suggests the author's composition of institutions of the general and special parts of the system of budget law. One of the institutes in the system of budget law institutes -the Institute of Budget Forecasting and Planning has been subjected to research.

Ключевые слова: институты бюджетного права, система институтов бюджетного права, институт бюджетного прогнозирования и планирования, бюджетная реформа, программно-целевое бюджетное планирование, бюджетное прогнозирование.

Keywords: institutes of budget law, system of institutes of budget law, institute of budget forecasting and planning, budget reform, program-targeted budget planning, budget forecasting.

Для цитирования: Леонов А.Н. Институт бюджетного планирования и прогнозирования в системе институтов бюджетного права // Право и государство: теория и практика. 2022. № 10(214). С. 69-72. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_69.

For citation: Leonov A.N. Institute of Budget Planning and Forecasting in the system of budget law institutes // Law and state: theory and practice. 2022. No. 10(214). pp. 69-72. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_69.

Статья поступила в редакцию: 13.09.2022

Нормы, устанавливающие общие положения бюджетного права и регламентирующие специфические особенности бюджетной деятельности, сгруппированы в институты, составляют общую и особенную части бюджетного права.

По мере развития бюджетного права менялись подходы ученых к составу институтов, составляющих общую часть бюджетного права. Так, Н.И. Химичева (1979 г.) к нормам общей части бюджетного права относила нормы, определяющие: понятие, роль и экономическую базу бюджета; бюджетное устройство и его принципы; круг субъектов бюджетного права и основы разграничения компетенции между ними; бюджетное законодательство. Особенная часть бюджетного права по мнению автора, составляют материальные и процессуальные нормы бюджетного права, имеющие специальный характер, первые регулируют доходы и расходы бюджета, вторые - бюджетный процесс2. А.И. Худяков (1989 г.) нормы, входящие в общую часть бюджетного права, сгруппировал в институты: бюджетного устройства; бюджетного планирования; управления в области бюджета; бюджетного контроля3. К особенной части бюджетного права автор относил нормы, образующие институты: правового регулирования бюджетных доходов; правового регулирования бюджетных расходов; правового регулирования государственных займов4. М.В. Карасева (2009 г.) в общую часть бюджетного права включила нормы: института бюджетного законодательства; института бюджетной системы и ее принципов; института бюджетных дефиниций и института бюджетных полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Особенная часть бюджетного права, полагает автор, включает нормы: института структуры бюджета и его сбалансированности; института межбюджетных отношений; института нефтегазовых доходов федерального бюджета; института расходов бюджета; института бюджетного процесса; института бюджетного контроля и института бюджетно-правовой ответственности5.

На основе анализа действующего бюджетного законодательства и различных подходов ученых полагаем, что к составу общей части бюджетного права можно отнести бюджетно-правовые нормы, объединенные в такие институты как: 1) институт бюджетного законодательства; 2) институт бюджетных полномочий публично-правовых образований; 3) институт бюджетного устройства; 4) институт государственного (муниципального) финансового контроля.

К особенной части бюджетного права отнесем бюджетно-правовые нормы, объединенные в следующие институты: 1) институт бюджетного прогнозирования и планирования; 2) институт сбалансированности бюджетов; 3) институт бюджетного процесса; 4) институт межбюджетных отношений; 5) институт доходов бюджетов; 6) институт расходов бюджетов; 7) институт государственного (муниципального) долга; 8) ин-

1 Статья подготовлена при информационной поддержке СПС КонсультантПлюс.

2 См.: Химичева Н.И. Субъекты советского бюджетного права/ под ред. В.М. Манохина. - Саратов, Изд-во Саратовского университета, 1979. - С. 35-37.

3 Основные мысли автора по этому вопросу изложены в труде: Худяков А.И. Бюджетное право: предмет, методы и система // Известия АН Казахской ССР. Серия общественных наук. - 1989. - № 2.

4 Подробнее см.: Худяков А.И. Избранные труды по финансовому праву / Сост. М.К. Сулейманов, Е.В. Порохов, М.В. Карасева, А.Т. Ш аукенов. - СПб.: Изд-во Юридический центр - Пресс, 2010. - С. 261.

5 См.: Карасева М.В. Система бюджетного права // Финансовое право, 2009, № 2. С. 26-28

ститут казначейского обслуживания; институт казначейского сопровождения; 9) институт эмиссии и обращения государственных (муниципальных) ценных бумаг; 10) институт бюджетно-правовой ответственности.

Все вышеназванные институты бюджетного права составляют определенную систему - систему институтов бюджетного права. Формулировка понятия «система институтов бюджетного права» предложена Т.В. Конюховой. С ее точки зрения, систему институтов бюджетного права следует рассматривать, как «внутреннее строение, объединение бюджетно-правовых норм в определенной научно обоснованной последовательности»1. Действительно, предложенное нами распределение бюджетно-правовых норм в институты, входящие в общую и особенную части бюджетного права, составляет определенную систему институтов бюджетного права.

В рамках настоящей статьи представляется уместным уделить внимание одному из институтов в системе институтов бюджетного права - институту бюджетного прогнозирования и планирования.

Окончательное формирование данного института бюджетного права специалисты2 связывают с принятием в 2014 году Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации»3 (далее по тексту - Закон о стратегическом планировании), который обозначил начало официального перехода на программно-целевое бюджетного планирование и создание системы стратегического планирования.

Бюджетная реформа, связанная с переходом от традиционного метода распределения бюджетных средств на программно-целевой, берет свое начало с конца девяностых годов прошлого столетия4. Переход потребовал внесение изменений во многие сферы жизни, прежде всего в законодательство и экономику. Постепенно государственное управление экономикой стало осуществляться посредством принятия федеральных целевых программ, в которых декларируются цели, проводимой государственной политики.

Суть программно-целевого метода бюджетного планирования исследована в многочисленных научных работах5. По мнению А.С. Матненко «применение в бюджетной деятельности государства программно-целевого метода, связывающего бюджетное финансирование с результатом, обусловлено главным функциональным назначением и смыслом публичных финансов как средства обеспечения общественных благ и потребностей»6. Так, А.С. Матненко под программно-целевым бюджетным планированием понимает «совокупность процессуальных бюд-жетно-правовых отношений, в рамках которых реализуется программно-целевой метод бюджетной деятельности». Поэтапная последовательность осуществления программно-целевого бюджетного планирования складывается, по его мнению, из следующих стадий: «1) подготовка планового акта, 2) рассмотрение и утверждение планового акта, 3) исполнение (включая текущий контроль, корректировку или пролонгацию) планового акта, 4) последующий контроль исполнения»7.

В Законе о стратегическом планировании в целях координации государственного и муниципального управления и реализации бюджетной политики, установлены ключевые понятия. Так, статьей 3 Закона о стратегическом планировании нормативно закреплены в числе прочих понятий, используемых для целей стратегического планирования, понятия программирование, прогнозирование и планирование. Программирование определяется как «деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания». Под прогнозированием понимается «деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Понятие «планирование» раскрывается как «деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания»8. Следует согласится с О.Н. Горбуновой и Т.А. Вершило, которые полагают, что в целях единообразного применения «такое понимание этих терминов применимо и для бюджетных правоотношений»9.

1 См.: Конюхова Т.В. Система институтов бюджетного права Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2012. - С. 13.

2 См.: Шарандина Н.Л. Стратегическое планирование как этап бюджетного реформирования // Финансовое право. 2015. № 1. С. 7 - 14; Бочкарева Е.А. Сбалансированность региональных бюджетов: тенденции правового регулирования // Финансовое право. 2021. № 10. С. 13 - 16; Емельянов А.С. Мониторинг и контроль в механизме стратегического планирования // Журнал российского права. 2021. № 8. С. 61 - 75; Комягин Д.Л. Бюджет как элемент стратегического планирования // Финансовое право. 2012. № 9. С. 11 -17; Кудряшова Е.В. Правовые аспекты финансового планирования в сфере государственных расходов // Журнал российского права. 2018. № 12. С. 88 - 99; Леднева Ю.В. Планирование публичных финансов как условие обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации // Финансовое право. 2018. № 11. С. 9 - 13; Андреева Е.М. Анализ бюджетного регулирования в Российской Федерации в аспекте реализации целей социально-экономического развития России // Финансовое право. 2019. № 9. С. 3 - 7.

3 См.: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 2014, № 26 (часть I), ст. 3378.

4 Подробнее об истории реформирования бюджетной сферы см.: Шарандина Н.Л. Стратегическое планирование как этап бюджетного реформирования // Финансовое право. 2015. № 1. С. 7 - 14; Собченко А.В. Программно-целевой метод бюджетного планирования. Сущность государственного программирования. // Бюджетное право и финансовая деятельность государства на современном этапе (к 90-летию со дня рождения М.И. Пискотина): Материалы Международной научно-методической конференции. Москва, 28 ноября 2014 г. / Под ред. И.А. Цинделиани. - М.: РГУП, 2015. - С. 292- 302; Емельянов А.С. Мониторинг и контроль в механизме стратегического планирования // Журнал российского права. 2021. № 8. С. 61 - 75.

5 См.: например, Мулендеева Л.Н. Программно-целевое бюджетирование в субъектах Российских Федерации: совершенствование в современных условиях. Дис......

канд. эконом. наук. Самара, 2018. - 181 с.; Матненко А. С. Правовое регулирование программно-целевого метода бюджетной деятельности: Дис. ... докт. юрид. наук. -Омск, 2009. - 362 с.; Палозян О.А. Финансово-правовое регулирование бюджетных расходов: Дис. ... канд. юрид. наук: - Москва, 2017. - 254 с.

6 См.: Матненко А.С. Правовое регулирование программно-целевого метода бюджетной деятельности: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - Омск, 2009. - С. 7.

7 См.: Матненко А.С. Указ. соч. - С. 8.

8 См.: подп. 5 и 6 ч. 1 ст. 3 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

9 См.: Горбунова О.Н., Вершило Т.А. Планирование в бюджетных отношениях как функция государственного управления: правовые проблемы и пути решения // Финансовое право. 2018. № 2. С. 16 - 19.

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

Процессы бюджетного прогнозирования и планирования тесно между собою взаимосвязаны. Связь этих процессов проявляется через нормативное установление, согласно которого бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетного прогноза1.

Прогноз как результат прогнозирования имеет информационный характер. Отличительные особенности прогноза заключаются в том, что он, по мнению Е.В. Рябовой, «не содержит обязательных для исполнения показателей и не предполагает ответственности за неосуществление спрогнозированных событий»2. Прогнозирование в большей степени направлено на выявление степени вероятности достижения целей в условиях неопределенности3. Бюджетное прогнозирование в научной литературе рассматривается как «система научно обоснованных представлений о поступлениях бюджета, в том числе налоговых, неналоговых доходов бюджетов и отдельных поступлений из источников финансирования дефицита бюджета»4.

В 2014 году в Бюджетном кодексе РФ появилась норма о долгосрочном бюджетном планировании5. Согласно ст. 170.1 БК РФ долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетного прогноза соответствующего публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) на долгосрочный период. Под бюджетным прогнозом на долгосрочный период понимается документ, содержащий прогноз основных характеристик соответствующих бюджетов (консолидированных бюджетов) бюджетной системы Российской Федерации, показатели финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ на период их действия, иные показатели, характеризующие бюджеты (консолидированные бюджеты) бюджетной системы Российской Федерации, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период. Бюджетный прогноз Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) на долгосрочный период разрабатывается каждые шесть лет на двенадцать и более лет на основе прогноза социально-экономического развития соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации на соответствующий период.

Планирование вообще и бюджетное планирование в частности имеет функциональный характер. Е.А. Бочкарева относит бюджетное планирование к числу важных превентивных мер, направленных на оптимизацию рисков несбалансированности как отдельных бюджетов, так и бюджетной системы в целом6. Через бюджетное планирование проявляется главная функция государства - управление финансовыми потоками, имеющих бюджетную природу.

Система бюджетного планирования находится в тесной взаимосвязи с системой стратегического планирования на основе информационных систем. Система стратегического планирования - система более высокого порядка по отношению к системе бюджетного планирования, которая включает долгосрочное и среднесрочное планирование. В целях информационного обеспечения стратегического планирования создается обеспечивающая формирование и обработку данных федеральная информационная система стратегического планирования (далее по тексту - система стратегического планирования), нормативной основой для создания которой являются ст.ст. 14, 40-42 Закона о стратегическом планировании и Постановление Правительства РФ № 12787. Система стратегического планирования направлена на обеспечение сбора, формирования и обработку распределенной информации, содержащейся в федеральных, региональных, муниципальных информационных ресурсах и системах данных официальной государственной статистики, сведений, необходимых для обеспечения стратегического планирования, а также поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления. Центральным элементов системы стратегического планирования является федеральный государственный реестр документов стратегического планирования. Федеральная информационная система стратегического планирования создана на базе Государственной автоматизированной информационной системы «Управление» (ГАИС «Управление») во взаимодействии с иными информационными системами и ресурсами, в частности, с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет», с Федеральной государственной информационной системой координации информатизации и др.

Информационно-технологическое обеспечение и необходимая законодательная база для стратегического планирования считаются сложившимися8. Вместе с тем по информации, размещенной на официальных сайтах Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства РФ9 в настоящее время осуществляется переход от электронного к цифровому управлению на основе искусственного интеллекта и технологий обработки больших данных. Е.В. Кудряшова отмечает, что на цифровые технологии в системе стратегического планирования возлагаются определенные надежды, связанные с решением «проблемы систематизации стратегических документов, устранения в них противоречий и дублирования»10.

1 См.: ч. 1 ст. 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) // Собрание законодательства РФ, 1998, № 31, ст. 3823.

2 См.: Рябова Е.В. Характеристика системы бюджетного планирования как объекта финансово-правового регулирования // Финансовое право. 2013. № 7. С. 17 - 21.

3 Подробнее см.: Смолина Е.Э. Основы планирования и прогнозирования: учеб. пособие / Е.Э. Смолина, Я.Ю. Радюкова. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. - С. 205.

4 Рябова Е.В. Указ. соч.

5 Федеральный закон от 04.10.2014 № 283-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" // Собрание законодательства РФ, 2014, № 40 (Часть II), ст. 5314.

6 См.: Бочкарева Е.А. Сбалансированность региональных бюджетов: тенденции правового регулирования // Финансовое право. 2021. № 10. С. 13 - 16.

7 Постановление Правительства РФ от 27.11.2015 № 1278 "О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе "Управление" // Собрание законодательства РФ, 2015, № 49, ст. 6972.

8 См. подробнее: Кудряшова Е.В. Информационные технологии для стратегического планирования в России: этапы развития и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С. 36 - 40.

9 См.: https://mo.roskazna.gov.ru/upload/iblock/315/691_1 .pdf; https://www.economy.gov.ru/material/file/ 9b0a513bb42eb526564a8178e813cec2Zkoncepciya_razvitiya_cifrovoy_platformy_strat_plan.pdf

10 Кудряшова Е.В. Указ. соч.

Библиогра фия:

1. Андреева Е.М. Анализ бюджетного регулирования в Российской Федерации в аспекте реализации целей социально-экономического развития России // Финансовое право. 2019. № 9. С. 3 - 7.

2. Бочкарева Е.А. Сбалансированность региональных бюджетов: тенденции правового регулирования // Финансовое право. 2021. № 10. С. 13 - 16.

3. Горбунова О.Н., Вершило Т.А. Планирование в бюджетных отношениях как функция государственного управления: правовые проблемы и пути решения // Финансовое право. 2018. № 2. С. 16 - 19.

4. Емельянов А.С. Мониторинг и контроль в механизме стратегического планирования // Журнал российского права. 2021. № 8. С. 61 - 75.

5. Карасева М.В. Система бюджетного права // Финансовое право, 2009, № 2. С. 26-28

6. Комягин Д.Л. Бюджет как элемент стратегического планирования // Финансовое право. 2012. № 9. С. 11 - 17.

7. Конюхова Т.В. Институты бюджетного права Российской Федерации. Научно-практическое пособие / Конюхова Т.В.; Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2009. - 192 с.

8. Конюхова Т.В. Система институтов бюджетного права Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2012. - 204 с.

9. Конюхова Т.В. Система институтов бюджетного права Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2012. - 36 с.

10. Кудряшова Е.В. Информационные технологии для стратегического планирования в России: этапы развития и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. № 2. С. 36 - 40.

11. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты финансового планирования в сфере государственных расходов // Журнал российского права. 2018. № 12. С.

88 - 99.

12. Леднева Ю.В. Планирование публичных финансов как условие обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации // Финансовое право. 2018. № 11. С. 9 - 13.

13. Матненко А. С. Правовое регулирование программно-целевого метода бюджетной деятельности: Дис. ... докт. юрид. наук. - Омск, 2009. - 362 с.

14. Матненко А.С. Правовое регулирование программно-целевого метода бюджетной деятельности: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - Омск, 2009.

- 42 с.

15. Мулендеева Л.Н. Программно-целевое бюджетирование в субъектах Российских Федерации: совершенствование в современных условиях. Дис. .....канд. эконом. наук. Самара, 2018. - 181 с.

16. Палозян О.А. Финансово-правовое регулирование бюджетных расходов: Дис. ... канд. юрид. наук: - Москва, 2017. - 254 с.

17. Рябова Е.В. Характеристика системы бюджетного планирования как объекта финансово-правового регулирования // Финансовое право. 2013. № 7. С. 17 - 21.

18. Смолина Е.Э. Основы планирования и прогнозирования: учеб. пособие / Е.Э. Смолина, Я.Ю. Радюкова. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. - 601 с.

19. Собченко А.В. Программно-целевой метод бюджетного планирования. Сущность государственного программирования. // Бюджетное право и финансовая деятельность государства на современном этапе (к 90-летию со дня рождения М.И. Пискотина): Материалы Международной научно-методической конференции. Москва, 28 ноября 2014 г. / Под ред. И.А. Цинделиани. М.: РГУП, 2015. - С. 292- 302.

20. Химичева Н.И. Субъекты советского бюджетного права/ под ред. В.М. Манохина. - Саратов, Изд-во Саратовского университета, 1979. - 223 с.

21. Худяков А.И. Бюджетное право: предмет, методы и система // Известия АН Казахской ССР. Серия общественных наук. - 1989. - № 2.

22. Худяков А.И. Избранные труды по финансовому праву / Сост. М.К. Сулейманов, Е.В. Порохов, М.В. Карасева, А.Т. Шаукенов. - СПб.: Изд-во Юридический центр - Пресс, 2010. - 472 с.

23. Шарандина Н.Л. Стратегическое планирование как этап бюджетного реформирования // Финансовое право. 2015. № 1. С. 7 - 14.

References:

1. Andreeva E.M. Analysis of budget regulation in the Russian Federation in the aspect of the implementation of the goals of socio-economic development of Russia // Financial law. 2019. No. 9. pp. 3-7.

2. Bochkareva E.A. The balance of regional budgets: trends in legal regulation // Financial law. 2021. No. 10. pp. 13-16.

3. Gorbunova O.N., Vershilo T.A. Planning in budgetary relations as a function of public administration: legal problems and solutions // Financial Law. 2018. No. 2. pp.

16-19.

4. Emelyanov A.S. Monitoring and control in the mechanism of strategic planning // Journal of Russian Law. 2021. No. 8. pp. 61-75.

5. Karaseva M.V. System of budget law // Financial law, 2009, No. 2. pp. 26-28

6. Komyagin D.L. Budget as an element of strategic planning // Financial law. 2012. No. 9. pp. 11-17.

7. Konyukhova T.V. Institutes of Budget Law of the Russian Federation. Scientific and practical manual / Konyukhova T.V.; Institute of Legislation and Comparative Jurisprudence under the Government of the Russian Federation. - Moscow: Eksmo, 2009. - 192 p.

8. Konyukhova T.V. The system of institutions of budgetary law of the Russian Federation: Dis. ... cand. jurid. sciences'. - Moscow, 2012. - 204 p

9. Konyukhova T.V. The system of institutes of budgetary law of the Russian Federation: Abstract. dis. ... cand. jurid. sciences'. - Moscow, 2012. - 36 p.

10. Kudryashova E.V. Information technologies for strategic planning in Russia: stages of development and prospects // State power and local self-government. 2021. No. 2. pp. 36 - 40.

11. Kudryashova E.V. Legal aspects of financial planning in the field of public expenditure // Journal of Russian Law. 2018. No. 12. pp. 88-99.

12. Ledneva Yu.V. Planning of public finances as a condition for ensuring financial security of the Russian Federation // Financial Law. 2018. No. 11. pp. 9-13.

13. Matnenko A. S. Legal regulation of the program-target method of budgetary activity: Dis. ... doct. jurid. sciences'. - Omsk, 2009. - 362 p.

14. Matnenko A.S. Legal regulation of the program-target method of budgetary activity: Abstract. dis. ... doct. jurid. sciences'. - Omsk, 2009. - 42 p.

15. Mulendeeva L.N. Program-target budgeting in the subjects of the Russian Federation: improvement in modern conditions. Dis......cand. economy. sciences'. Samara, 2018. - 181 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Palozyan O.A. Financial and legal regulation of budget expenditures: Dis. ... cand. jurid. sciences': - Moscow, 2017. - 254 p.

17. Ryabova E.V. Characteristics of the budget planning system as an object of financial and legal regulation // Financial law. 2013. No. 7. pp. 17 - 21.

18. Smolina E.E. Fundamentals of planning and forecasting: textbook. manual / E.E. Smolina, Y.Y. Radyukova. - Tambov: Publishing House of TSU, 2002. - 601 p.

19. Sobchenko A.V. Program-target method of budget planning. The essence of state programming. // Budget law and financial activity of the state at the present stage (to the 90th anniversary of the birth of M.I. Piskotin): Materials of the International Scientific and Methodological Conference. Moscow, November 28, 2014 / Edited by I.A. Tsindeliani. M.: RGUP, 2015. - pp. 292- 302.

20. Khimicheva N.I. Subjects of Soviet budget law/ edited by V.M. Manokhin. - Saratov, Publishing House of Saratov University, 1979. - 223 p.

21. Khudyakov A.I. Budget law: subject, methods and system // Izvestiya AN Kazakh SSR. Series of Social Sciences. - 1989. - No. 2.

22. Khudyakov A.I. Selected works on financial law / Comp. M.K. Suleymanov, E.V. Porokhov, M.V. Karaseva, A.T. Shaukenov. - St. Petersburg: Publishing house of the Legal Center - Press, 2010. - 472 p.

23. Sharandina N.L. Strategic planning as a stage of budget reform // Financial law. 2015. No. 1. pp. 7-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.