Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ БАНКА РАЗВИТИЯ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ'

ИНСТИТУТ БАНКА РАЗВИТИЯ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МБР / БАНКИ РАЗВИТИЯ / ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНСТИТУТОВ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФОНДЫ / МЕЖДУНАРОДНАЯ КООРДИНАЦИЯ И ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Падарян Андроник Вартанович

В статье рассмотрены МБР - проведен анализ их текущего состояния и выявлены новые возможности развития. Задача данного исследования провести комплексный анализ банков развития, вывести их слабые и сильные стороны, показать, как они развиваются и какие слабые стороны имеют для того, чтобы построить приблизительную модель идеального банка развития. В работе будет приведена характеристика банка развития и его функций, а также добавлены новые, важные на взгляд автора. Главная задача раздела - показать существующий статус банков, дать ему оценку и добавить новый взгляд. Будет оценено текущие состояние МБР на примере трёх представителей разных зон покрытия: Международного Банка Реконструкции и Развития, Нового Инвестиционного Банка и Международного Инвестиционного Банка. Будут выдвинуты возможные способы решения существующих проблем и показана приблизительная модель идеального института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF THE MULTILATERAL DEVELOPMENT BANK: ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND NEW OPPORTUNITIES

The article discusses mdbs - an analysis of their current state is carried out and new development opportunities are identified.The task of this study is to conduct a comprehensive analysis of development banks, to deduce their weaknesses and strengths, to show how they develop and what kind of weaknesses they have in order to build an approximate model of an ideal development bank.In the work, the characteristics of the development bank and its functions will be given, as well as new ones, important in the author’s opinion, will be added. The main task of the section is to show the existing status of banks, give it an assessment and add a new look.The current state of the MDBs will be evaluated using the examples of three representatives of different coverage areas: IBRR, NIB and IIB. Possible ways of solving existing problems will be put forward and an approximate model of an ideal institution will be shown.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ БАНКА РАЗВИТИЯ: АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

Институт банка развития: анализ текущего состояния и новые возможности

а.

е

см см о см

Падарян Андроник Вартанович,1

студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: padaryan.a@gmail.com

В статье рассмотрены МБР - проведен анализ их текущего состояния и выявлены новые возможности развития. Задача данного исследования провести комплексный анализ банков развития, вывести их слабые и сильные стороны, показать, как они развиваются и какие слабые стороны имеют для того, чтобы построить приблизительную модель идеального банка развития.

В работе будет приведена характеристика банка развития и его функций, а также добавлены новые, важные на взгляд автора. Главная задача раздела - показать существующий статус банков, дать ему оценку и добавить новый взгляд. Будет оценено текущие состояние МБР на примере трёх представителей разных зон покрытия: Международного Банка Реконструкции и Развития, Нового Инвестиционного Банка и Международного Инвестиционного Банка. Будут выдвинуты возможные способы решения существующих проблем и показана приблизительная модель идеального института.

Ключевые слова: МБР, банки развития, особенности международных институтов, международное финансирование, международные фонды, международная координация и поддержка.

1 Научный руководитель: Васильев Игорь Иванович, к.э.н., доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (E-mail: vasilev-1962@inbox.ru).

Актуальность работы заключается в формировании нового подхода к этому финансовому институту - агенту по решению гуманитарных кризисов, посреднику заинтересованных сторон и миро-строительному институту, переводя банк развития из узкого разряда денежного контролера в сферу полномасштабных двигателей изменения уклада страны, находящийся под опекой банка.

Банк развития - финансовый институт, цель которого - обеспечение развивающихся и находящихся в кризисной ситуации стран капиталом, причем под более низкий процент, чем они могли бы рассчитывать, беря заём напрямую у государства или с помощью классического коммерческого банка.

Несмотря на своё название, банк развития имеет мало общего с обычным банком, скорее этим подчеркивается финансовая природа данного института, поскольку в соответствии с федеральным законом2, банковскими операциями являются (приведены основные пять):

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

2) размещение указанных привлечённых средств от своего имение и за свой счёт;

3) открытие и ведение банковских счетов физ. и юр. лиц;

4) осуществление переводов и денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

У банков развития следующие функции:

• предоставление кредитов проектам в частном и государственном секторе;

• акционерное и квазиакционерное финансирование;

• управление целевыми фондами и грантами;

• услуги по управлению рисками;

• андеррайтинг ценных бумаг предприятий.

Как видно из списка, операции, производимые ими, хотя и носят финансовый характер, не являются достаточными обоснованием, чтобы носить своё современное название. Также стоит уделить внимание и аналитической функции банков развития, поскольку они являются своего рода информационными центрами субрегиона, региона и мира, в принципе, что является одной из главных ценностей института, благодаря данным они предоставляют аналитику на уровне страны, техническую поддержку различным проектам, выявляют необходимость наращивания потенциала в разных сферах, проводят сопоставительный анализ и международные исследования, все данные можно найти,

2 Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 и банковской деятельности» (последняя редакция).

<О банках

в большинстве случаев, на официальных сайтах многосторонних банков развития.

Также они предоставляют услуги по координации действий в случае различных кризисов, в короткие сроки мобилизуя средства из собственного капитала, организуя его правильное распределение. Рассматривая их с этой позиции, можно сделать вывод, что они также являются «скорой помощью», чьей сильной стороной является момен-тальность, по сравнению с запросом о помощи во вне. Следует учесть, что характеристика скорости снижается по мере увеличения зоны действия банка, гиганты, как МБРР и похожие международные образования, обладают большей неповоротливостью по сравнению с региональными, а они -с субрегиональными банками.

Появление разделения среди банков в принципе обязано как раз фактору скорости: процедура выдачи займа не настолько простая, как в коммерческих банках, что объясняется необходимостью комплексного проведения анализа экономики государства-заёмщика, несмотря на свою относительную благотворительную форму большинство банков разви-

Таблица 1. Отличие МБР от банков1

тия стремятся каким-либо способом вернуть назад часть вложенных средств, стоит также упомянуть о ещё одной особенности этого института - развитие, согласно этому пункту, заёмщик обязан выполнять определённые правила, которые в теории соответствуют видению прогресса кредитором.

В какой-то мере «гарантии развития» могут использоваться кредитором в качестве средства шантажа, как это было после падения советского блока в 1990-е: при несоблюдении перехода к демократии, денежный поток мог прекратиться. МБР просит того, что не может ни один классический банк - изменений в государственной политике, следует учесть, что требования нарастают по мере увеличения размера организации, объясняется это масштабом кризиса, глобальные МБР, обладая большим капиталом и мобилизационными возможностями, могут спасть страны от развала, полностью предотвращая или смягчая последствия, в итоге, они плотно интегрируются на долгое время в экономическую жизнь государства.

Таблица 1 показывает главные отличия многосторонних банков развития от обычных.

Основные показатели Размещение депозитов Необходимость лицензии Прибыль Специальный статус Дополнительное финансирование Сусбсидии Специальные гарантии

Банки Да Да Да Нет Нет Нет Нет

МБР Нет Нет Нет Да Да Да Да

Политизированность кредитов негативно влияет на качество экономического роста, поскольку создаёт непрозрачность процедуры, не позволяет проводить долгие и качественные изменения.

У МБР также есть особый статус, им не нужно получать лицензию, отчитываться перед кем-либо, кроме своих инвесторов, особых стандартов тоже нет, в результате чего, одно такое образование может отличаться от другого. Однако это облегчает их работу, можно сказать, что из-за разнообразия эти институты работают лучше, чем при попытке жесткой унификации. Представьте ситуацию, в которой Западно-Африканский Банк Развития будет предоставлять кредит на прокладку дороги, опираясь на устав Международного Банка Реконструкции и Развития, скорее всего, заёмщик ничего не получит.

Усложняет ситуацию размытость понятия «развитие», одни банки проявляют осторожность при выделении инвестиций, стараясь провести глубокий анализ или выдвигая тяжелые для государственного аппарата требования; другие (особенно субрегиональные МБР) выдают кредиты с гораздо большим желанием на все виды проекты, отчасти связанные с прогрессом. Если рассматривать операции, совершенные всеми МБР, с точки международного сообщества, то не все из них отвечают требованиям устойчивого развития, ссылаясь на то, что у маломасштабных институтов особую

1 Многосторонние банки развития, Управление и Финансы; авторы: Ихсан Угур, Тодор Димитров, Роена Аголли, стр. 28

роль играют интересы закрасчика, что связано с организацией банков (вместе открыли, вместе попросили).

На взгляд автора, для более успешной деятельности следует прибегнуть к созданию регламент для всех банков развития, это позволит повысить эффективность инвестиций, сделает работу более прозрачной, будет способствовать более активному сотрудничеству со стороны развивающихся стран. Регламент должен определять следующие положения:

1) сущность инвестиций и их классификацию;

2) единые требования к странам-должникам;

3) создаёт комитет по кооперации МБР;

4) утверждает статус МБР;

5) создание единого информационного центра для всех МБР.

Эти четыре пункта помогут внести ясность, так как отсутствие статуса, определенного на законодательном уровне, мешает государству и инвесторам сотрудничать на полноценной основе. Если рассматривать деятельность этого института за весь период, видно, что объём инвестиций и требования, уже в определенном смысле являются нарушением суверенитета, вне зависимости от мнения вовлеченных сторон, поэтому видеться верным сформулировать на законодательном уровне один статус для всех видов данного института. Четвертый пункт защищает как инвестора, так и вкладчика, являясь гарантом возврата денежных средств и устраняя произвол. Главная задача регламента -

сз о

со £

гп Р сг

от А ш

построить единую правовую базу для финансового сотрудничества, имеющиеся на данный момент документы, к примеру, доклад межведомственной целевой группы по финансированию развития (ООН) содержит рекомендации и пути развития1, но не является документом, имеющим юридическую силу. Утверждения документа должно происходить на межгосударственном уровне, для этого следует создать отдельную организацию, состоящую из представителей МБР.

Банки развития получили приставку многосторонние из-за количества участников, создающих банк, в случае если он один, то банк считается односторонним.

МБР имеют особую структуру управления, по своей сути, они являются агентами-волеизъявителями своих создателей: они создают наднациональную юрисдикцию, специфичную для МБР, и делегируют полномочия институту в качестве агентов с особым статусом для решения конкретных проблем, отражающих их собственные интересы. Эти отношения принципал-агент лежат в основе многостороннего наднационального характера МБР (отношения, часто используемые теорией международных отношений, создающей международные организации в качестве независимых органов власти с собственной юрисдикцией, которая заменяет национальные нормы). Управляет всеми процессами совет директоров банка, члены которого избираются акционерами, которые являются их представителями или могут представлять сразу несколько участников.

Создание совета директоров должно минимизировать проблемы координации и сообщения, право голоса напрямую, чаще всего, зависит от внесенного капитала, несмотря на это, большинство решений принимается без голосования. Но это не случай важных задач, тогда проект выносится на голосование и по нему идут дебаты, которые могут затягиваться, травмируя процесс выдачи займа. На взгляд автора, правильнее было бы избавиться от существующего механизма принятия решений по важным вопросам, объясняется это в первую очередь - торможением работы организации, во-вторых, это наделяет финансовый институт определёнными политическими функциями, которые ему не нужны, фонд должен способствовать развитию, следовательно и решение должно приниматься, основываясь на итоговой полезности проекта.

Правительства развивающихся стран (Африка), посмотрев на опыт советского блока, создали свои банки (через объединения с соседями), но эти организации не показывают такой же эффективности из-за отсутствия унифицированного похода к инвестициям и низкого уровня внутреннего контроля, им необходим доступ к внешним финансам, при Е этом правящий класс не хочет терять власть, допуск ская внешние органы наблюдения в государствен— ный аппарат можно только предполагать, куда идут ^ привлеченные средства.

ем _

? 1 МБР, краткий доклад межведомственной целевой группы ^ по финансированию развития (ООН), 2016. - С. 7-8.

Очищение МБР от политической составляющей позволит выйти на нужный в мире поток инвестиций в кризисные страны, однако это не означает полного отказа от интереса вкладчиков, являясь организацией, содержащейся за счёт доноров и не будучи благотворительной, банки развития так или иначе все равно будут преследовать свои интересы. Возможно ли предать этому более цивилизованный вид? Да, с помощью унификации -она даст нужную форму и вид, позволит существовать банкам в одной системе, беспрепятственно обмениваться информацией и свяжет всех воедино. Вряд ли все МБР захотят принять её, во-первых - это уберёт возможность серых операций (или сильно их затруднит), во-вторых, жаждущие единоличного управления государства часто обладают своим видением мира, которое плохо совместимо с тем, как воспринимают его другие. На самом деле, при вступлении хотя бы 15 банков из 25 можно было бы говорить о прогрессе, которого сильно не хватает большинству институтов этого сектора.

Несмотря на наличие общих принципов финансирования среди банков развития, процедуры создания капитала варьируются от случая к случаю, в основном, взносы в МБР определяются внутри правительств стран-членов, они также создают план последующих отчислений. Для удовлетворения нужд организации может быть принято решение о увеличении уставного капитала, принимаемое советом директоров голосованием от 75% голосов.

Внутри МБР различают следующие типы капитала и операций с ним.

1. Уставный капитал: общий капитал, утвержденный для подписки.

2. Вливания капитала: новый схема инвестиций, с которым акционеры соглашаются при вложении средств (в некоторых случаях, таких как льготные программы МБР, термин «пополнение»).

3. Определённый капитал: часть уставного капитала, которая приписывается каждому инвестору в соответствии с долями, внесёнными ими в качестве вкладного и подлежащего обращению капитала.

4. Инвестиционный капитал: для обеспечения более выгодного доступа банкам развития к финансовым рынкам участники подписывают большую часть своих взносов в форме инвестиционного капитала, обязывая каждого акционера предоставлять дополнительный капитал, когда это требуется, чтобы избежать дефолта учреждения.

5. Вкладной капитал: акционеры записывают часть своих капитальных взносов в качестве вкладного капитала в фиксированном соотношении (часто в диапазоне от 5% до 50%) с подлежащей возврату долей. Разница между оплаченными и внесенными акциями отражает ценные бумаги, которые будут выпущены при оплате последующих платежей.

6. Акционерный капитал: состоит из капитала, нераспределенной прибыли и прироста спра-

ведливой стоимости по инвестициям в акции, находящихся в распоряжении организации для реализации. Для сравнения, его представляют только в обобщённой форме, чтобы указать расходимость среди МБР. На рисунке 1 представлен бухгалтерский баланс МБРР в миллиардах долларов США за четыре года (2018-2022), отчётный год завершается 30-го июня.

350 300 250 200 150 100 50 0

2018

2019

2020

2021

■ Общие активы ■ Чистые инвестиции

■ Чистые непогашенные кредиты ■ Заёмные средства Общий капитал

Рис. 1. Бухгалтерский баланс МБРР

Источник: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/16796f0d7a-20087d312ec8634ace777c-0040012022/original/IBRD-Financial-Statements-June-2022.pdf; https://thedocs.worldbank.org/en/ doc/9e6e5c7c885899cba176dd6e1409cbeb-0040012021/original/ IBRD-Financial-Statements-June-2021.pdf

Проанализировав динамику изменений в бухгалтерском балансе, можно сделать вывод, что МБ-БР показывал стабильный рост, все показатели изменялись одновременно, без заметных перекосов; рост общих активов составил 20,4% с 2018, чистых инвестиций - 11,6%, чистых непогашенных кредитов - 23,7%, заёмных средств - 20,2%, общего капитала - 32,2%.

Темп роста исчез в 2022 году, в 3 из 5 показателей увеличение - незначительное, в одном (чистые инвестиций) изменение - отрицательное, только общий капитал показал прирост.

Другой важны показатель - кредитная деятельность банка (рис. 2), с 2021 года произошло увеличение чистых обязательств на 3 млрд $, валовый объём выделенных средств вырос на примерно 5 млрд $, чистые выплаты на 3 млрд $.

15

^ ■ т Чистые обязательства

^ , — Валовый объём выделенных средств

Чистые выплаты 0

I Чистые выплаты

Валовый объём выделенных средств

Чистые обязательства

Рис. 2. Структура кредитной деятельности МБРР

Источник: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/16796f0d7a-20087d312ec8634ace777c-0040012022/original/IBRD-Financial-Statements-June-2022.pdf; https://thedocs.worldbank.org/en/ doc/9e6e5c7c885899cba176dd6e1409cbeb-0040012021/original/ IBRD-Financial-Statements-June-2021.pdf

Последствием войны в Европе и COVID-19 было изменение финансового рычага организации, упавшего на 0,6% пункта, скорее всего, его падение продолжится и дальше, до завершения конфликта. В дальнейшем могут упасть и активы банка, поскольку природа современного кризиса не позволяет сделать точные прогнозы на возможность выплат странами-заемщиками, МБРР может попытаться диверсифицировать свои риски путём вложения привлекаемого капитала (разместив облигации под низкий процент/без купона на международных финансовых рынках) в проекты устойчивого развития с высокой вероятностью возврата инвестиций, возможно, банку удастся создать дополнительные средства или минимизировать убытки.

На рисунке 3 представлен бухгалтерский баланс НБР - одного из крупнейших региональных институтов (в прошлом - Банк развития БРИКС) в миллиардах долларов США за период с 2017 по 2021 год.

■ Общие активы Общие обязательства ■ Собственный капитал

Рис. 3. Бухгалтерский баланс НБР

Источник: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2022/05/NDB-

Bank-Financial-Statements-20211231_website.pdf;

https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2020/04/Independent-

Auditors-Report-and-Financial-Statements-for-the-year-ended-31-

December-2019.pdf

Из статистики виден значительный прирост по двум показателям, в 2018 году общие обязательства составляли всего - 2,2% от всех параметров, в 2021 - уже 28%. Сильно увеличились общие активы и обязательства, но собственный капитал не показал ощутимого роста. За четыре год средний темп прироста составил 2,57%. Первы два показателя свидетельствуют о пополнении членов банка новыми странами, а также об общем увеличении отчислений в фонд, при этом невысокий рост собственного капитала указывает на недостаточный уровень отдачи инвестиций, что может быть вызвано двумя причинами: 1) низкая рентабельность инвестиций, носящими гуманитарный характер; 2) выплатами дивидендов инвесторам. Другим фактором, повлиявшем на темп прироста капитала, является увеличение обязательств, погашение процентов забирает сумму, способствующую его росту. Для увеличения капитала банки развития чаще всего просто удерживают прибыль (выплаты просто не подразумеваются) или выпу-

о о со О"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"О О"

оп А

2018

2019

2020

2021

2020

2021

2022

о.

е

см см о см

скают безкупоновые облигации, но для некоторых региональных и субрегиональных институтов это невозможно. Дело в том, что, как и классическим банкам, МБР присуждается рейтинг, и если в начале их эпохи высокая оценка была обыденным делом (брали за основу кредитный рейтинг стран-членов), то сейчас, из-за возникновения множества новых МБР, рейтинговые агентства пересматривают подход и критерии, что влияет на лёгкость доступа банков развития на мировые финансовые рынки, чем ниже рейтинг - тем хуже оценка облигации, и, как следствие, выше процентная ставка. Для МБР - это плохая ситуация, угрожающая их существованию в роли независимых и самоподдерживающих систем.

Отношение капитала к обязательствам НБР (рис. 4, в процентах) всё ещё остаётся на низком уровне, в силу специфики, каждый МБР устанавливает свою планку коэффициента, у МБРР он равняется 20%, у НБР он составляет на 2021 год -75%, что показывает малую вовлеченность банк во внешнее кредитование:

Коэффи це нт

Рис. 4. Капитал к обязательствам НБР

Источник: https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2022/05/NDB-

Bank-Financial-Statements-20211231_website.pdf;

https://www.ndb.int/wp-content/uploads/2020/04/Independent-

Auditors-Report-and-Financial-Statements-for-the-year-ended-31-

December-2019.pdf

В 2018 году коэффициент составлял 2171%, затем началось его резкое снижение до 616% в 2019, 121% и 75% в 2020-2021 году соответственно. На взгляд автора, это положительная динамика, слишком большой коэффициент указывает на «благотворительное» состояние фонда, в идеале, он должен находиться на уровне 35%, такое соотношение с одной стороны поможет смягчить экономические потрясения, с другой, сообщает о свободном потоке внешних инвестиций.

На рисунке 5 представлен бухгалтерский баланс Международного инвестиционного банка, субрегионального фонда (в настоящий момент штаб-квартира находится в Будапеште, Венгрия) в миллиардах евро за период с 2017 по 2021 год.

На основе графика можно сделать вывод о сбалансированном росте всех трёх показателей, среднегодовой темп прироста активов, обязательств и капитала составил 44,6%, самый высокий темп был выявлен у общих активов - 17,23%, 14,42% -общие обязательства и 7,79% - собственный капитал.

1,8 1,6 1,4 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

V11

■ Общие активы

Общие обязательства

Собственный капитал

Рис. 5. Бухгалтерский баланс МИБ

Источник: https://iib.int/attachments/consolidated_financial_state-ments_of_the_international_investment_bank_for_2021.pdf; https://iib.int/attachments/consolidated_financial_statements_of_ the_international_investment_bank_for_2019.pdf

Все эти данные позволяют характеризовать МИБ, как равномерно развивающийся фонд, стоит учесть, что с высокой долей вероятности рост может прекратиться, так как некоторые государства-члены (Чехия) собираются покинуть банк, не стоит рассчитывать на увеличение общих активов, эти события вызовут отрицательное изменение собственного капитала, понижая кредитный рейтинг банка и его способность выходить за внешним финансированием, являясь субрегиональным МБР, МИБ может пострадать сильнее, чем его более крупные собратья из-за более строгой оценки со стороны рейтинговых агентств, что вызвано небольшим количеством участников.

Отношение капитала к обязательствам МИБ (рис. 6, в процентах) за четыре года уменьшилось с 45,96% до 35,74%, среднегодовой темп изменений - (8%), это указывает на стабильное развитие банка и увеличение его кредитной деятельности, скорее всего тренд продолжится дальше, учитывая сферу деятельности - финансирование предприятий и интегрирование экономик стран-членов, текущие кризисы не окажут сильного влияния на дальнейшие развития организации.

50 -

45

Коэффицент

Рис. 6. Капитал к обязательствам НБР

Источник: https://iib.int/attachments/consolidated_financial_state-ments_of_the_international_investment_bank_for_2021.pdf; https://iib.int/attachments/consolidated_financial_statements_of_ the_international_investment_bank_for_2019.pdf

Каким мог бы быть идеальный банк развития? Начнём с того, что он обладал бы суверенитетом, лица, основавшие его, не смогли бы вмешиваться в процесс после утверждения регламента и целей, даже при угрозе потери собственных средств. Все управление полностью делегировалось бы совету директоров, деятельность которых направлена только на привлечение прибыли, такой подход максимизирует увеличение собственного капитала ор-

2018

2019

2020

25

2(1

15

1(1

2018

2019

2020

2021

35

2018

2019

2020

ганизации, что позволит улучшить кредитную и инвестиционную деятельность.

В структуре капитала должна преобладать доля привлекаемого капитала, в итоге - увеличится ликвидность банка, позволяя находить больше инвестиций под меньший процент. Распределение доходов с инвестиционной деятельности должно идти в собственный капитал, такая ситуация возможна при выпуске бескупонных облигаций; в будущем, при наличии достаточных средств МБР мог бы начать выпуск облигаций с низким купоном, учитывая высокую надежность ценных бумаг таких учреждений, поток инвестиций вырастет.

Изменение МБР в сторону коммерческой деятельности хорошая идея, поскольку банки смогут лучше поддерживать своё существование, это невозможно в случае инвестиций в гуманитарную деятельность, для этого стоит содержать фонд, способный ответить на вызовы, бросаемые кризисами, хотя он и существует отдельно, его стоит увеличивать и поддерживать за счёт доходов с высоко прибыльных вложений.

Создавать организацию лучше одной стране, поскольку тогда не будет конфликта интересов, для сохранения многосторонности, следует позволить открывать другим странам «депозитные счета», средства с них будут использоваться точно также, как если бы они входили в состав членов, однако это позволило бы получать им процент (не всегда) и не слишком беспокоиться о судьбе своих вложений в сравнении с классическим вариантом.

Для обеспечения выплат по обязательствам и для увеличения финансовой стабильности МБР может быть привязана к государственному фонду основателя, мера позволит застраховывать банк от дефолта и повысит его кредитный рейтинг.

Чтобы обеспечить выплаты заёмщиком, можно включить договор пункт об отдачи долга в виде ресурсов или произведённых благ: понизиться кредитный риск, что также снизит ставку процента (если она есть) и будет способствовать улучшению сотрудничества. Если рассматривать частный сектор, то инвестиции могут быть высокодоходными при вложении в научную сферу, здесь главную роль играет патент и технологии; банк может рассчитывать на долю в компании или её ответственность своим имуществом в случае ликвидации, повышать процентную ставку не имеет смысла, она задушит и без того трудно добываемые инновации. Главная задача МБР после положительного воздействия на объект вложения - вернуть назад средства, она всё ещё остаётся проблемной, особенно в развивающихся стран.

Современные МБР - это успешно действующие организации, обеспечивающие развитие экономик стран мира, но перед ними всё равно стоят вызовы. Существующие недостатки не позволяют на полную мощность ощутить действие инвестиций и мешают стабильному развитию института. Создание единого регламента, отказ от преследования политических целей, изменение подхода к вложениям и разрыв плотной связи с государствами-

основателями - естественный этап в эволюции многосторонних банков развития.

Литература

1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 3951 «О банках и банковской деятельности» (последняя редакция). // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5842

2. Многосторонние банки развития, Управление и Финансы; авторы: Ихсан Угур, То-дор Димитров, Роена Аголли. - С. 28. - IS-BN978-3-319-91524-1.

3. МБР, краткий доклад межведомственной целевой группы по финансированию развития (ООН). - 2016. - С. 7-8. // Режим доступа: https ://www. un .org/esa/ffd/wp-content/up-loads/2016/01/Multilateral-Development-Banks_ WBG_IATF-Issue-Brief.pdf

4. Финансовый отчёт МБРР за 2022 и 2021 гг. // Режим доступа: https://the-docs.worldba nk.org/en/doc/ 16796f0d7a-20087d312ec8634ace777c-0040012022/ original/IBRD-Financial-Statements-June-2022.pdf; https://thedocs.worldbank. org/en/doc/9e6e5c7c885899cba176d-d6e1409cbeb-0040012021/original/IBRD-Financial-Statements-June-2021.pdf

5. Финансовый отчёт НБР за 2021 и 2019 гг. // Режим доступа: https://www.ndb.int/wp-con-tent/uploads/2022/05/NDB-Bank-Financial-Statements-20211231_website.pdf; https://www. ndb.int/wp-content/uploads/2020/04/Independent-Auditors-Report-and-Financial-Statements-for-the-year-ended-31-December-2019.pdf

6. Финансовый отчёт МИБ за 2021 и 2019 гг.: https://iib.int/attachments/consolidated_financial_ statements_of_the_international_investment_ bank_for_2021.pdf; https://iib.int/attachments/ consolidated_financial_statements_of_the_inter-national_investment_bank_for_2019.pdf

INSTITUTE OF THE MULTILATERAL DEVELOPMENT BANK: ANALYSIS OF THE CURRENT STATE AND NEW OPPORTUNITIES

Padaryan A.V.1

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article discusses mdbs - an analysis of their current state is carried out and new development opportunities are identified. The task of this study is to conduct a comprehensive analysis of development banks, to deduce their weaknesses and strengths, to show how they develop and what kind of weaknesses they have in order to build an approximate model of an ideal development bank. In the work, the characteristics of the development bank and its functions will be given, as well as new ones, important in the author's opinion, will be added. The main task of the section is to show the existing status of banks, give it an assessment and add a new look.

The current state of the MDBs will be evaluated using the examples of three representatives of different coverage areas: IBRR, NIB and IIB. Possible ways of solving existing problems will be put forward and an approximate model of an ideal institution will be shown.

1 Supervisor: Vasilyev I.I., Financial University under the Government of the Russian Federation.

C3

о

CO

от m Р от

от А

IE

Keywords: MDBs, development banks, features of international institutions, international financing, international funds, international coordination and support.

References

1. Federal Law «last edition» dated 02.12.1990 № 395-1 (last edition). // Access mode: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5842

2. Multilateral Development Banks, Management and Finance; authors: Ihsan Ugur, Todor Dimitrov, Roena Agolli. - p. 28. - In the selection code ISBN978-3-319-91524-1.

3. MDB, Summary Report of the Inter-agency Task Force on Financing for Development (UN), 2016, Internet resource. 7-8. // Access mode: https://www.un.org/esa/ffd/wp-content/up-loads/2016/01/Multilateral-Development-Banks_WBG_IATF-Issue-Brief.pdf

4. IBRD Financial Statements for 2022-2021 // https://the-docs.worldbank.org/en/doc/16796f0d7a20087d312e-c8634ace777c-0040012022/original/IBRD-Financial-Statements-June-2022.pdf; https://thedocs.worldbank.org/en/ doc/9e6e5c7c885899cba176dd6e1409cbeb-0040012021/origi-nal/IBRD-Financial-Statements-June-2021.pdf

5. NDB Financial Statements for 2021 and 2019: https://www. ndb.int/wp-content/uploads/2022/05/NDB-Bank-Financial-Statements-20211231_website.pdf; https://www.ndb. int/wp-content/uploads/2020/04/Independent-Auditors-Report-and-Financial-Statements-for-the-year-ended-31-December-2019.pdf

6. The IIB's Consolidated financial statements for 2021 and 2019: https://iib.int/attachments/consolidated_financial_statements_ of_the_international_investment_bank_for_2021.pdf; https://iib. int/attachments/consolidated_financial_statements_of_the_in-ternational_investment_bank_for_2019.pdf

Q.

CM CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.